Это суды Божии, превышающие падший разум человеческий. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин.16:21 ). Так в муках происходит рождение нового человека, Церкви Христовой, которая есть τ σμα το Χριστο (Тело Христово). Таков закон духовный и для рождения личности и всей Церкви. Только через крест возрождается человек. Следовало бы, использовав все исторические данные, написать так историю Церкви, чтобы был прозрачно виден Промысл Божий , переквашивавший погибавшее во тьме ветхое человечество в нового человека, а не гордиться мнимой объективностью и закрывать глаза на все, что напоминает об участии силы Божией в тех или иных исторических явлениях. Неужели вся христианская жизнь проявилась только в том, что сохранилось в известных исторических документах? Поверьте, что в каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но Вы не можете их принять без вреда для себя. А что можете принять – все Он даст. Судите о своем состоянии и по этому признаку. Весь ад... со своими бесами ничего не сделает больше того, что позволит Господь. С одной стороны, нужны и своя мудрость и осмотрительность, но главное – постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и «волос с головы их не падет без воли Его». Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир – небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Господь жалеет П. – посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать другим. Если это не достигает цели, то «железной уздой» востягнет челюсти Господь не покоряющихся Ему, но подающих еще надежду на спасение. Вследствие малого количества подвизающихся враги особенно нападают на них, но сделать что-либо без попущения Божия все-таки не могут. Проповедь Лирика в проповеди – опасное явление. Она развивает душевность у молящихся, вызывает у них слезы, так как действует на естественные чувства человека и возбуждает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:18–19 ). При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего – не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед существовать вместе. Между тем, до меня дошли слухи, что около церкви образовались две партии, которые под благовидным предлогом борьбы за правду ненавидят друг друга лютой ненавистью. Явно, что это от земной мудрости, «бесовской», как говорит ап. Иаков. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого ( Иак. 4:11–12 )? Я не судия ни Вам, ни противникам Вашим, но опыт мой житейский (а прежде всего Слово Божие) говорит, что страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю «земная», потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого Вы считаете своим недругом, Вы будете страдать, так как рано или поздно Вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда. Если умрет тот, с кем Вы во вражде, то как Вы сможете примириться после его смерти? Придется Вам много, много поплакать, потрудиться в молитвах, в добрых делах, много каяться со слезами. Зачем ставить себя в такое положение? Из-за чего или кого? Дорогая Л. В., с жалостью и любовью говорю Вам: примите на себя всю вину в Вашей размолвке с противниками Вашими. На молитве пред лицом Божиим просмотрите всю себя, покайтесь пред Богом, попросите, чтобы Господь открыл Вам Вашу вину, простил Вас, смягчил ваше сердце и дал силу и искренность попросить прощения у врагов Ваших мнимых. Это диавол показывает грехи других великими, а свои – ничтожными. Сочтите все наоборот и примиритесь. Да поможет Вам Господь! Утешьте меня. Напишите, что Вы сделаете по моему совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Православная электронная библиотека Каждый день - новая книга для скачивания бесплатно! Рубрикатор Новости 05.04 Статистика 3745 Всего книг 85599486 Всего чтений Игумен Никон — замечательный подвижник последних времен. В его письмах, изложенных в этой книге, он (если можно так выразиться) перекладывает учение святых отцов, на современный, понятный для нас язык. Никон Воробьев является одним из почитателей трудов святителя Игнатия Брянчанинова, в своих письмах, он неоднакратно рекомендует к прочтению его творения. Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая н Читать онлайн Закрыть Код вставки на сайт: Православная электронная библиотека (fb2, epub, mobi) Как жить сегодня (Письма о духовной жизни) игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон — замечательный подвижник последних времен. В его письмах, изложенных в этой книге, он (если можно так выразиться) перекладывает учение святых отцов, на современный, понятный для нас язык. Никон Воробьев является одним из почитателей трудов святителя Игнатия Брянчанинова, в своих письмах, он неоднакратно рекомендует к прочтению его творения. Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая н Содержание Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/book/2426

Игумен Никон — замечательный подвижник последних времен. В его письмах, изложенных в этой книге, он (если можно так выразиться) перекладывает учение святых отцов, на современный, понятный для нас язык. Никон Воробьев является одним из почитателей трудов святителя Игнатия Брянчанинова, в своих письмах, он неоднакратно рекомендует к прочтению его творения. Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание… ru Belverus FB Editor v2.0, FictionBook Editor Release 2.6 17 June 2010 C75A2CDE-90DB-489D-BD16-F6A09EA99FEE 1.0 Игумен Никон (Воробьев) КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ Письма о духовной жизни «Я искренне всегда стремился к Богу» Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2426...

Библиография работ автора: Автор 98 научных публикаций объемом более 100 п.л. Монографии: 1. Воробьева Н.В. Церковные реформы в России в середине XVII века: идейные и духовные аспекты. Монография. Омск: Изд–во «Прогресс» ОмИПП, 2002. – 188 с. + 16 с. вкл. (8,5 п.л.) 2. Воробьева Н.В. Личность   патриарха Никона   в отечественной историографии. Омск: Изд–во ОмЭИ, 2007. – 243 с. (18,25 п.л.) (Лауреат Конкурса на лучшую научную книгу 2007 года в номинации «Гуманитарные науки», монография рекомендована Фондом развития отечественного образования для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом). 3. Воробьева Н.В. Историко-канонические и богословские воззрения   патриарха Никона. Омск: Изд–во ОмГУ, 2008. – 413 c . (26 п.л.) Статьи в реферируемых изданиях: 4. Воробьева Н.В. Святые отцы–каппадокийцы в богословии патриарха Никона//Омский научный вестник. 2009. Серия Общество. История. Современность. 4 (79). (0,5 п.л.) 5. Воробьева Н.В. Образ патриарха Никона в отечественной историографии // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 26. М.: КД «ЛИБРОКОМ», 2009. 416 с. С. 394-400.  (0,5 п.л.) 6. Воробьева Н.В. Патриарх Никон в трудах историков XVIII – первой половины XIX вв.//Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. Том 9. 2. С. 126-129. 7. Воробьева Н.В. Круг чтения и источники самоидентификации патриарха Никона (на материале «Возражения или Разорения»//Библиотековедение. Вып. 2. 2009. C. 58–62. (0,38 п.л.) 8. Воробьева Н.В. «Кормчая» как источник «Возражения или Разорения» патриарха Никона//Вестник Тамбовского государственного университета. Вып. 12 (68). 2008. C. 279-285. (0,5 п.л.) 9. Воробьева Н.В. Византийские истоки воззрений патриарха Никона//Известия Алтайского государственного университета. Серия «История, политология». Вып. 4/3. 2008. С. 42–52.(0,6 п.л.) 10. Воробьева Н.В. Экзегеза жизни святейшего Патриарха Никона//Вестник   Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Проблемы отечественной истории и историографии ( XVII - XX вв.)». 2006. 124. Декабрь. С. 22-29. (1 п.л.)

http://bogoslov.ru/person/424363

3 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 29. 4 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 107. 5 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 120. 6 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 260. Рекомендуемые для чтения источники и литература: Читайте также: Отрезать от себя грех Чувство одиночества кроется в женской природе Слово на Обрезание Господне Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2022 12 мая, 2022 5 апреля, 2022 23 марта, 2022 15 марта, 2022 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/igumen-nikon-vorobev-p...

Ревностное отношение к Богу и непримиримое отношение к антицерковной политике государственной власти привлекли внимание со стороны карательных органов. В 1933 отец Никон был арестован, осужден и отправлен на перевоспитание в Сибирь. На свободу он вышел только в 1937 году. Возвратившись из лагеря, поселился в Вышнем Волочке и устроился работать, в качестве прислуги, в доме врача. Здесь ему пришлось пройти ещё одну ступень кротости. Дело в том, что супруга врача, и её сестра, Елена Евфимовна, были твердыми атеистками; иногда они позволяли себе грубые высказывания в адрес верующих и их религиозных чувств; отцу Никону приходилось с этим мириться. Однако со временем, сам образ его праведной жизни убедил сестёр оставить веру в безбожие и принять веру во Христа. Елена Евфимовна, врач по профессии, постриглась во ангельский образ с именем Серафима. Когда она умерла, коллеги по больнице провожали её торжественно, с музыкой. Но мало кто знал, что в её гробу, под подушечкой, лежала монашеская мантия и четки. После начала Великой Отечественной войны, с открытием храмов, отец Никон приступил к священнослужению. В 1944 году Калужский епископ Василий посвятил его в настоятеля Благовещенского храма, в городе Козельске. Здесь отец Никон прослужил вплоть до 1948 года. В этот период он квартировался у местных монахинь, предавался суровым аскетическим подвигам, много проповедовал. Вторым иереем, служившим в этом храме, был отец Рафаил Шейченко. Также, как и отец Никон, он обладал твердостью религиозных убеждений, за что немало страдал в лагерях. Несмотря на то, что между пастырями было много общего, диаволу удалось их рассорить, да так, что отец Никон был запрещен, епископом Калужским, в священнослужении. Впоследствии мир между священниками был восстановлен, а запрещение снято. В 1948 году отец Никон был определен в город Белев, потом — в Ефремов, затем — в Смоленск. Оттуда его направили в Гжатск, вверив под руководство достаточно бедный, слабо организованный, захудалый приход. Сам он рассматривал это назначение как ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/

игумен Никон (Воробьев) (1894–1963) Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди Аудиокниги игумен Никон (Воробьев) Пастырь, духовный писатель. Известен своими многочисленными письмами к своим духовным детям. Биография Детские годы В миру Воробьев Николай Николаевич, родился в семье крестьянских тружеников, в Тверской губернии, в селе Микшино, в 1894-м году. В детстве Николай во многом походил на своих братьев (всего в семье Воробьевых насчитывалось семеро сыновей), хотя и выделялся среди них определенной серьезностью, добротой нрава. Между тем, ещё в его детстве Бог указал на него как на Своего будущего служителя. Их село посещал известный в округе юродивый, Ванька. Иногда он останавливался там, играл с детворой. Однажды Ванька подошёл к Николаю и обратился к нему как к монаху. В тот момент мало кто обратил внимание на слова деревенского простачка, однако со временем им суждено было сбыться. Когда Николай достиг надлежащего возраста, отец своими стараниями устроил его в реальное училище, располагавшееся в Вышнем Волочке. Здесь Николай проявил себя как ответственный ученик. Благодаря дарованиям и усидчивости ему давались даже самые трудные дисциплины. Он хорошо разбирался в математике, чертил, рисовал, пел, танцевал, играл на альте. И это не проходило мимо внимания руководства: за время обучения Николай удостоился нескольких грамот, похвальных листов. Первоначально родители, по мере сил, оказывали ему материальную поддержку. Но впоследствии, в связи с необходимостью оплачивать обучение братьев, помощь была ограничена. Между тем Николай не отчаивался. Обучение он не забросил. Напротив, после уроков стал примерять на себя роль молодого учителя: добывая средства на обеспечивание проживания, питания, обучения, помогал отстающим богатым товарищам. Когда в то же училище поступил его брат, Михаил, Николай взял на себя и его содержание. Было трудно: приходилось голодать, а зимой — мёрзнуть, но Николай и не думал отступать от поставленной цели: закончить образование и помочь брату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/

Хочу сказать тебе, что история старчества и духовничества насчитывает много столетий. Об этом церковном явлении написано немало книг. Если есть желание, можешь их прочитать. Отмечу только, что современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь. В Византии, а затем и у нас на Руси, центрами старчества были монастыри. В Древней Руси духовные отцы, служившие на приходах, по своему влиянию на своих духовных чад почти ничем не отличались от монастырских старцев. В наше время, когда многое в церковной жизни изменилось, большинство приходских и монастырских священников, конечно, старцами не являются. Жизнь под их руководством во многом напоминает  «жительство по совету», когда духовный отец выступает для своей паствы в качестве более духовно опытного брата во Христе.   Расскажу тебе о том, как искала духовного руководителя одна православная христианка. Ольга Михайловна Чавчавадзе в молодости очень хотела найти духовного отца. Когда девушка услышала, что в Гжатске живет игумен Никон (Воробьев ; 1894–1963), известный своей духовностью пастырь, она с надеждой отправилась в этот город. Отец Никон очень доброжелательно принял Ольгу Михайловну, но сказал, что будет ее духовником, а не духовным отцом  так он никогда себя не называет. Ольга Михайловна вспоминала: «Кроме того, отец Никон почти сразу заметил, что неполезно жить рядом с человеком, который знает, как надо жить, но не живет так. Он говорил это по великому смирению, но с большой простотой. – Вот поделиться с Вами, просто в силу своего возраста и жизненного опыта, это было бы можно. Но того духовного руководства, в котором и я, и вы одинаково нуждаемся, сейчас нет, это он очень часто повторял, особенно вначале. Не ищите этого, в наше время этого нет». 17 Игумен Никон руководил духовной жизнью многих людей. При этом его представления о духовничестве были настолько высоки, что он не находил себя вправе называть духовным отцом кого-либо. В одном из своих писем игумен Никон объяснял: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, потому что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного “чада”, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного “отца”. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей». 18

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Комментарии игумена Никона (Воробьева) к книге иеромонаха Софрония “Старец Силуан” (цитируется по изд.: Essex. Англия. 1990) В 1963 году, будучи уже очень больным, игумен Никон с живым интересом прочитал слепой машинописный текст “Старца Силуана”. Многое в жизненном и духовном пути афонского подвижника он нашел подобным и родственным своему. Хотя некоторые места жизнеописания и высказывания старца вызвали у него сомнения в точности их передачи автором. В целом отзыв о. Никона о второй части книги (писаний самого старца Силуана) был положительным. В отношении же первой части (текста иером. Софрония) игумен Никон высказал иное мнение. Оно выразилось, в частности, в тех пометках, которые он сделал “для себя” на полях текста. Из его слов, как и из приводимых ниже замечаний, следует, что о. Софроний недостаточно понимал духовную жизнь. А некоторые его суждения просто ошибочны. (Если бы о. Никон ознакомился с сочинениями о. Софрония “Видеть Бога как Он есть” и “О молитве”, то, без сомнения, он дал бы им отрицательную оценку). В то же время игумен Никон был рад появлению самой книги как свидетельству непрекращающейся жизни Церкви, являющей себя миру во святых своих. Приводимые ниже комментарии это все основные замечания, которые о. Никон сделал в машинописном тексте книги в 1963 году. Одни из них лишь краткие размышления по отдельным вопросам, затронутым о. Софронием, в других выражено прямое несогласие с ним. А.И.Осипов КОММЕНТАРИИ (Курсивом даны цитаты из книги, обычным шрифтом комментарии о. Никона). 1. Глава “Приезд на святую гору”. Стр. 14, слева, вверху, 2й абзац: “ Странна и непонятна духовная жизнь христианского подвижника; мы видим в ней сплетение поражающих противоположностей: демонические нападения, богооставленность, мрак смерти и муки ада, с одной стороны, и богоявление и свет безначального бытия с другой. И невозможно словом выразить этого ”. Духовная жизнь это не хаос переживаний, каковым она может казаться человеку, лишь извне ее наблюдающему. Духовная жизнь развивается по вполне определенным законам, и она не менее закономерна, чем жизнь всего окружающего мира. Но познаются эти законы иным методом, нежели в науке, поэтому для рассудка они большей частью странны и непонятны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010