О скорбях нашего времени Игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон (Николай Николаевич Воробьев) родился в селе Микшино Тверской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1914 году закончил реальное училище в Вышнем Волочке и поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Во время учебы в институте он искал ответы на вечные вопросы об истине, о смысле человеческого существования. Отчаявшись найти их во внешних науках, Николай обрел живую веру в Бога. После первого курса он оставил институт и в 1917 году поступил в Московскую духовную академию. Однако учиться там Николаю довелось недолго. В первые послереволюционные годы он преподавал математику в школе в Вышнем Волочке, служил чтецом в московском Борисоглебском храме. В марте 1931 года в Минске принял монашеский постриг с именем Никон, а 26 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха. В следующем году о. Никон был арестован и сослан в сибирские лагеря на пять лет. Возвратившись из лагеря в 1937 году, поселился в Вышнем Волочке. В 1944 году о. Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, в 1948 году переведен в город Белев, затем – Ефремов, Смоленск. Последним местом его служения был город Гжатск (Смоленская область). Скончался о. Никон 7 сентября 1963 года. Похоронен в Гжатске (ныне Гагарин). Письма игумена Никона – исповедника, опытного духовника и мудрого пастыря XX века – одно из лучших духовно-аскетических руководств для современных православных христиан. Они – результат не теоретических богословских рассуждений о духовной жизни, но глубокого опытного ее познания. Ниже приводятся некоторые наставления о. Никона о перенесении скорбей, взятые из его писем. Основная их мысль, которую батюшка всячески старается донести до своих духовных чад, – о том, что скорби, предреченные древними святыми отцами, даны нашему времени как основное спасительное средство, они – дар Божий христианам «последних времен», претерпевая их по заповеди Христовой, мы можем достичь спасения. Печатается по изданию: Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева) . М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как жить сегодня «Как жить сегодня сегодня. Письма о духовной жизни» — сборник писем игумена Никона (Воробьева), составленного его духовным сыном профессором А. И. Осиповым. Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. Сборник тематически разбит следующим образом: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! БОЛЕЗНИ ВЕРА И НЕВЕРИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ВИДЕНИЕ ГРЕХОВ СВОИХ ВОЛЯ БОЖИЯ ГОРДОСТЬ ГРЕХ ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ… ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ ЗАВЕТ УМИРАЮЩЕГО ЗАПОВЕДИ БОЖИИ КАТОЛИЦИЗМ ЛЮТЕРАНСТВО МИЛОСТЬ БОЖИЯ МИР ДУШИ МОЛИТВА МОЛИТВА МЫТАРЯ МОНАШЕСТВО ОСУЖДЕНИЕ ПАДШИЕ ДУХИ ПАМЯТЬ О БОГЕ ПОКАЯНИЕ ПОМЫСЛЫ ПРЕЛЕСТЬ ПУТЬ К БОГУ ПЬЯНСТВО САМООПРАВДАНИЕ СКОРБИ СЛАВА БОГУ ЗА СМЕРТЬ СМИРЕНИЕ СМЫСЛ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ СНЫ И СНОВИДЕНИЯ СПАСЕНИЕ ДУШИ ВО ХРИСТЕ ТЕРПЕНИЕ УНЫНИЕ ЦЕРКОВЬ Общее письмо духовным чадам города Козельска Комментарии игумена Никона (Воробьева) к книге Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» Игумен Никон (Воробьев) КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ Письма о духовной жизни «Я искренне всегда стремился к Богу» Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Нам оставлено покаяние «Нам оставлено покаяние» — собрание писем игумена Никона (Воробьева). Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. В частности, он писал: «Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное — понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева) Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс.11; 2) " Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодным для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: " Боже, будь милостив мне, грешному " . Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга " . Во все века христианства самым важным вопросом для любого православного человека был вопрос о спасении: " Как жить, что делать для того, чтобы спастись? " В первые века на этот вопрос вслед за апостолами отвечали живые носители благодати: богодохновенные Отцы и учителя, духоносные старцы-подвижники. По мере оскудения духовности среди христианских народов, оскудевали среди них и столпы благодати. По мысли свт. Игнатия Ставропольского, Отцы первых веков, предвидя это оскудение, для того, чтобы не оставить без назидания нас, христиан последних времен, написали свои богодохновенные творения, руководствующие на пути ко спасению. Но каждая эпоха ставит свои вопросы. Духовная жизнь, вечная по существу, в разные века принимает различные формы. На эти изменения указывает в своих творениях св. Игнатий (Брянчанинов): " изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние " . Святитель пишет о том, что " писаниями древних должно пользоваться, применяя их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения " (T.V, " Приношение современному монашеству " , Предисловие, стр. 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо протодиакону Андрею Кураеву в защиту монашества 23.04.2012 4351 Время на чтение 16 минут Прежде публикации в СМИ это письмо было направлено на электронный адрес протодиакона Андрея Кураева. Однако с его стороны не последовало ни ответа, ни раскаяния, ни удаления записи в блоге, содержащей нападки на православное монашество. Поэтому теперь письмо игумена Сергия (Рыбко) публикуется открыто. Уважаемый о. Андрей! Вернее, простите, больше мной... не уважаемый. Не хотелось бы писать такие вещи в дни Страстной Седмицы и преддверии великого дня Светлого Христова Воскресения. Но не могу молчать после Ваших хулений на русское монашество: Именно хулений, по-другому я это назвать не могу. Вы - великий талантливый миссионер, человек, несомненно, обладающий даром слова, много сделавший для Церкви. Но я все больше убеждаюсь, что Ваша «свобода во Христе» постепенно превращается в обыкновенную демагогию, а порой доходит до поношения Христианства. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вы похулили Духа Святаго, публично высказав сомнение в ежегодном схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Неоднократно Вы хулили Духа Святаго, выражая сомнения в некоторых чудесах и случаях, описанных в житиях святых. Вы, будучи человеком ученым, конечно же, имеете право на свои критические исследования и сопоставления, но лично меня, как человека простого, ваши сомнения вводят в соблазн. Неоднократно Вы хулили причисленного к лику святых, очень дорогого моему сердцу духовного писателя - святителя Игнатия (Брянчанинова). И именно Вам, о. Андрей, принадлежит саркастическая фраза, смысл которой заключается в том, что книгу творений епископа Игнатия нужно, благочестиво облобызав, поставить на полку, как не имеющую отношения к реальной жизни. Видимо, Вы, о. Андрей, ограничившись в лучшем случае беглым просмотром, никогда и не читали сочинений великого святителя, отца современного иночества, на книгах которого выросли многие Новомученики и Исповедники из числа монашествующих. Например: преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев), преподобноисповедник Игнатий (Лебедев), священномученик Игнатий (Садковский), подвижники благочестия иеросхимонах Стефан (Игнатенко) и игумен Никон (Воробьев). Этот список можно продолжать и продолжать. И Вы просто не понимаете значения этого святого для духовной жизни христиан, которым выпал удел нести исповедание своей веры в XX веке.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/24/...

«Не будь гордись, а будь смирись, и спасешься» Воспоминания монахини Магдалины (Некрасовой) Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Бургундия, Франция), с 1957 года духовно окормлявшаяся у игумена Никона (Воробьева), вспоминает о своей жизни в Вологде и о встрече с монахиней Капитолиной (Кашиной), рассказавшей ей об архиепископе Варлааме (Ряшенцеве). 2 января 1958 года я приехала в Вологду после того, как несколько месяцев искала пристанища где бы то ни было. Я хотела работать в Церкви. Поиски были совершенно безнадежными, ни один архиерей меня не принимал, смотрели удивленно, с такой скрытой, а иногда и явной улыбкой, и говорили, что «не надо». Ну, понятно, девица, которая родилась в Париже, со странной биографией, где есть и ссылка, и тюрьма, и не замужем, и без всяких отметок в паспорте. Никто не принимал. А знакомый мне еще по Парижу митрополит Николай (Ярушевич) только и делал, что писал письма то к одному архиерею, то к другому. Все так теперь называемое Золотое кольцо я объездила – и Владимир, и Калугу, и Смоленск! И вот однажды владыка Михаил (Чуб) направил меня в город Гжатск, где жил игумен Никон (Воробьев). Он сказал мне два слова о нем, и сердце мое вспыхнуло: неужели это правда? Я не буду сейчас рассказывать о том, что произошло, потому что это совершенно особая тема, наверное, самая большая в моей жизни. Но все-таки работать там было нельзя. Ни прописки, ни денег у меня не было, и отец Никон все время повторял: «Попробуйте в Вологду». Я спрашивала: «А Вы там были, Вы знаете?» Он никого там не знал и никогда не был. А это еще дальше от Москвы и еще холоднее. Уже стоял декабрь, я была в туфельках и холодном пальто из Ташкента. И все же в Вологду я попала. После того, как в Калуге меня огорошил владыка Онисифор, выгнавший меня из церкви: «Зачем Вы приходите? Нам не надо никакого делопроизводителя. Я сам печатаю свои письма». Он, видимо, просто испугался – какая-то комсомолка, вид у меня был совсем не церковный, платочков я не носила.

http://pravoslavie.ru/32127.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VIII. Русская Православная Церковь 1958-1970 К оглавлению В 1958 году в идеологической обстановке в нашей стране обнаружились явления, которые чреваты были осложнениями взаимоотношений между Церковью и государством. Политическая программа Н.С.Хрущева, не чуждая утопического прожектерства, включала в себя и борьбу за «преодоление религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей. В печати усилились нападки на Христианство. Впервые после эпохи «Воинствующего Безбожника» газеты и журналы заполонили антирелигиозные статьи с кощунственными выпадами против святынь, дорогих сердцам десятков миллионов людей. Ожесточилось давление прежде всего на Русскую Православную Церковь, объединявшую большую часть верующего населения страны. В антирелигиозную кампанию вовлечены были и ренегаты. В 1958 году вышла атеистическая брошюрка, составленная бывшим преподавателем Одесской семинарии Е.Дулуманом; в печати появились заявления бывших протоиереев П.Дарманского, А.Спасского и Черткова об отречении от Бога. 5 декабря 1959 года «Правда» опубликовала статью профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, запрещенного в священнослужении за вступление во второй брак, в которой он публично похулил Бога и Церковь. Статья начиналась игриво: «Да, да, это я, протоиерей, профессор». После статьи в «Правде» начались гастроли по стране этого самого красноречивого и богословски образованного из ренегатов. Одна за другой стали выходить его атеистические статьи и брошюры. Глубокую характеристику его нравственного облика дал в одном из писем своему духовному сыну известный старец игумен Никон (Воробьев): «Ты, конечно, прочитал статью в «Правде» за 5.12 ... Этот несчастный показал себя в своей статье таким нравственным ничтожеством (главное, не замечая того, что статья производит на читателя действие обратное тому, чего хотел автор).

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

Внимай себе Игумен Никон (Воробьев). Внимай себе: Сб. писем/Сост. А.И.Осипов. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 528 с. : ил. — (Серия «Письма о духовной жизни») Сборник содержит письма игумена Никона (Воробьева; 1894–1963), подвижника ХХ века, исповедника веры Христовой, известного духовника. Его наставления основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания. Настоящее издание подготовлено составителем книги, профессором Московской Духовной академии А.И.Осиповым. Письма к разным адресатам систематизированы по темам. Все они публикуются по автографам, хранящимся в личном архиве А.И.Осипова. Приводим отрывок из книги. Бог есть Любовь! Получил письмо от Вас. Простите, что долго не отвечал. То работы, то уезжал, так и прошло порядочно времени, а главное, я за трудняюсь писать Вам и потому, что Вы гораздо опытнее меня, больше испытали, больше знаете. Что полезного или утешительного может сказать человек, проживший всю жизнь в суете и самоволии? Но по просьбе Вашей попытаюсь поделиться с Вами тем, что поражает меня и утешает: необъятная вселенная создана Богом — каково же могущество Божие?! Все во вселенной в целом и в ее частях (напр., в человеческом организме) находится в дивной гармонии — какова должна быть премудрость Божия?! Если все гармонично в мире, созданном Богом, то должна быть гармония (т.е. соответствие) и в свойствах Божиих. И каково могущест­во Божие и премудрость Божия, таково и «сердце» Божие, то есть любовь Божия. Эту непостижимую любовь мы и видим в воплощении Сына Божия, Господа Иисуса Христа, в принятии оплеваний, заушений, всяких оскорблений и, наконец, распятия. Непостижима, бесконечно велика любовь Божия. Весь ангельский мир пришел в смятение, видя воплощение и распятие Творца мира из любви к падшему роду человеческому. Апостол Иоанн утверждает Духом Свя тым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову апостола Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее.

http://pravoslavie.ru/45519.html

Есть ли у нас старцы в Москве наподобие Оптинских? В студии игумен Мелхиседек, ведущий Виктор Саулкин. 20.03.2013 11:20:40 Виктор Саулкин - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! У микрофона Виктор Саулкин. А сегодня в нашей студии игумен Мелхиседек, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. - Добрый вечер, дорогой Виктор. Добрый вечер, дорогие слушатели радиостанции " Радонеж " . - Батюшка, в этом году 200 лет со дня рождения преподобного старца Амвросия Оптинского. Тема необъятная. Но хотелось бы к ней приступить сегодня, потому что через неделю будем праздновать память Преподобного. Трудно описать, как батюшка Амвросий преображал души людей. За 22 года, когда с паломниками бываешь в Оптиной Пустыни, такие чудеса видишь! Много чудес, исцелений было. Но главное чудо все-таки - это преображение души. - Безусловно. Дело в том, что мы все обязаны духовным   ориентиром своей жизни, духовным возрастанием, духовным правильным фундаментом тем началам, которые оставил преподобный Амвросий, старец Оптинский. Дело в том, что и последующие духовники ориентировались во многом на Оптину Пустынь. Это и старец Никон Воробьев, это   и валаамские старцы, и отец Иоанн Крестьянкин-  Господь сподобил меня много раз бывать у него на Совете. Он всегда говорил: «Читайте преподобных Оптинских старцев». В них, в их писаниях вы найдете ответы на все свои вопросы, когда мы, молодые иеромонахи, приезжали к нему спрашивать о тех или других трудностях, проблемах, недоуменных случаях. И он как раз об этом и говорил. И сам очень любил преподобного   Амвросия. Потому что он был причислен к лику святых в самом начале. Часто   издавалось его жизнеописание, его письма. Я помню, в самиздате ходили именно жизнеописания преподобного Амвросия. И он был близок всем нам. Сейчас уже много издается разной духовной литературы, сотни тысяч книг. В наше время, только после Тысячелетия Крещения Руси стала доступна духовная литература. И вот тогда, через ксерокопии или принтерные издания мы осваивали то, что советовали духовники – труды  аввы Дорофея,  Иоанна Лествичника, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана  Затворника, письма, жития и наставления Оптинских старцев.

http://radonezh.ru/text/est-li-u-nas-sta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы русские – какóй восторг?.. Размышления верующего человека 01.02.2021 2255 Время на чтение 4 минуты " День поститься, день молиться, на третий день – штурм; или смерть, или победа! " С таким войском мóжно было штурмовать Измаил. А безверное войско учить, говорил Суворов, как перегорелое железо точить. Он часто восклицал: " Мы русские – какой востóрг! " Патриоты любят вспоминать эти слова. Я только думаю: какое отношение эти слова имеют к нам? Мы похожи на гусей из басни Крылова, которые кричат: " Да наши предки Рим спасли! " Да, были у нас славные предки, были храбрые князья, святые воины, были праведники. А мы кто такие? Евгений Скворцов в своём знаменитом стихотворении " Быть русским " перечисляет качества русского человека, но, думаю, не они являются главными. Без православия мы ничто. Когда мы видим угасание народного самосознания и вымирание народа, прежде всего нужно обратить внимание на духовную причину: есть ли в нас вера? Ещё в начале 20 века преп. Варсонофий Оптинский говорил, что исчезает духовное руководство, старчество, догорают его огарочки. В советское время основным путём достижения святости стало мученичество и исповедничество; игумен Никон Воробьёв пишет в своих письмах, что подвиги отняты от нас, а остался нам только путь безропотного несения болезней и скорбей. Но мы помним ещё в девяностые годы праведников среди мирян, – смиренных бабушек, которые пережили войну, голод, тяжкий труд и гонения и при этом сохранили веру и молитвенный настрой. Теперь это поколение ушло. Остались те, кто воспитан в относительном благополучии и сытости, в обществе потребления, а сытость приводит к отступлению от Бога: " Уты, утолсте, расшире, и забы Бога " . В основной своей массе мы народ безбожный. Посмотрим сначала на верующих. Зайдите субботним вечером в храм, и вы там найдёте так мало молящихся, что невольно возникает вопрос: чем же заняты остальные? Для большинства из нас простое прочитывание утренних и вечерних молитв – высота недостижимая. О.Димитрий Смирнов говорил, что многие идут в храм не для покаяния и духовного исцеления, – они непрестанно жалуются на тяготы своей жизни и ожидают помощи. Призванные быть воинами Христовыми, мы как-то незаметно и в Церкви стали потребителями. Никакой воин не связывает себя " куплями житейскими " , а потребитель живёт материальным, он всегда трус и не пожертвует своим благополучием ради идеи. Хорошо, что сейчас нет гонений, иначе число отпавших было бы как во времена Деция.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О борьбе с греховными помыслами 30.04.2015 1308 Время на чтение 4 минуты Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего» (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248). По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами. Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов - этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот, кто считает себя православным верующим, являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь - неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление - «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните, в чем я неправ!»...

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010