Григория Чуд.), Духа Святого – «Господом животворящим» (Ник.-цар. симв.) и «Жизнью, в которой причина всех живущих» (в тех же симв.). 234 Слово «промысл» (греч. πρνοια, лат. providentia) в приложении к Божественным действиям встречается в Библии только в кн. Премудр.14:3; 17:2. Древние отцы к учителя церкви промысл Божий называли Божиим попечением: «промысл есть Божие попечение (πιμελεα) о существах», говорит св. И. Дамаскин (Изд. в. 11, 29; сн, Васил. Вел. О Св. Духе, 18 гл.). 235 От этих двух действий промысла (conservation et gubernatio) различали (см. напр. у митр. Макария Догм. Бог. § 96) третье, именно: содействие (concursus Dei) силам существ и их действиям. Но выражаемое этим понятием действие по отношению к миру вещественному заключается в понятии о сохранении существ с их силами и деятельностью. Где есть сохранение существующей вещи или существа, там уже есть и содействие силам в их действии. По отношению же к миру нравственному, если под содействием разуметь содействие свободной воле существ в осуществлении их добрых целей, то это будет один из частных видов управления. Посему содействие не есть отдельный вид промысла, отличный от сохранения и управления. 236 Литература о промысле Божием вообще. – Никольского В. Вера в промысл Божий и ее основания. Каз. 1896 г. – Кудрявцева В. Д. О промысле (II т. 1 вып. соч.). – Алексия архим. О промысле Божием (Приб. к твор. отц. ц. в рус. пер. 1843. I ч.) – Малеванского Гр. Вера в Бога, как всеблагого Миропромыслителя и верховного Мироправителя (Тр. Киев. Ак. 1874 2, 4, 7 и 9). – Голубинского Ф. А. Умозрит. Бог. 169–204 и Прем. и благ. Божие в судьбах мира и человека. – Иоанна еп. О промысле Божием (Бог. акад. чт. Спб. 1897 г.). – Петропавловского И. Д. прот. О промысле Бож. (В защ. хр. веры. Вып. II). – Успенского П. свящ. Библ. уч. о частном промысле (Рад. хр. 1895 г. VI кн.). Природа и промысл (Хр. Чт. 1892 г. Мар.–Апр.). 237 «Magna dii currant, parva negligunt,» т. е. боги заботятся о великом, малым пренебрегают – не раз повторял Цицерон (De nat. deor. II, 36 ets). Такого мнения держались и все стоики. Аристотель ограничивал действие промысла только небом, а на земле не находил ничего великого и достойного внимания богов. (Diog. Laertii. Vita Arist. и Eusevii. Praepar. evangel.) Плиний говорил: «смешно воображать, чтобы Высочайшее Существо заботилось о человеческих делах и унижалось таким скучным и мелким занятием». В языческих религиях боги были почитаемы не всемировыми промыслителями, но покровителями отдельных народов, не простирающими своего промышления на все человечество и на каждого члена человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 272. Письмо сотрудницы храма И. Финк некоему Й. Римеру 1945 г., Лейпциг (Из личного архива историка-любителя К.-Х. Кречмара). Стахович М. Я ни разу не стрелял в русских солдат и офицеров (Электронный ресурс: www.lipetskmedia.ru ). Мищенко Л. Г . Пока я помню... М., 2006. «Э рих Бёме, преподаватель русского языка в Берлинской Торговой школе, привлек его (А. Ф. Лютера. – А. Т.) к одному деликатному начинанию. В Германии в 1915 г. создается организация, призванная опекать русских пленных и формировать " лагерные библиотеки " . Лютеру предложили составить простые брошюры, которые " неназойливым образом оказывали бы на пленных нужное влияние " . Литература должна была подчеркивать социальное и культурное превосходство Германии над Россией. В этой серии под названием " Родная речь " , с местом издания в " Москве " , в Берлине к 1918 г. напечатано 120 брошюр пропаганды. Печатались произведения русских авторов, которые критически освещали русскую действительность. А также – брошюры о политике и общественной жизни. Лютер редактировал серию и писал и лично – под псевдонимами Артемьев, Дроздов, Кабанов, Никольский, Орловский, Силин. К " Родной речи " присоединилась и газ[ета] " Русский вестник " для русских пленных. Ее издавал в Берлине на русском М. В. Мейер-Хайденхаген, бывш[ий] член редколлегии " St. Petersburger Zeitung " . Лютер опубликовал здесь в 1915–1918-х гг., также под псевдонимами, много статей» ( Харер К. Тройные почести:А. Ф. Лютер и его «Воспоминания»/Пер. М. Кореневой// Звезда. 2004. 9). В Лейпциге на углу улицы Николая Румянцева (Nikolai-Rumjanzew-Straße in Leipzig-Kleinzschocher) в 1960 г. установлен памятник из гранита; надпись на нем напоминает о трех русских участниках сопротивления и их товарищах по борьбе против фашизма (1942–1944 гг.): Nikolai-Rumjanzew-Straße in Leipzig Kleinzschocher, Nikolai-Rumjanzew-Straße wurde nach N. W. Rumjanzew benannt. In Ecklage Brünner Straße findet man auch ein Denkmal aus Granit, eingesetzt 1960. Das Innschrift Erinnert an drei russischen Widerstandskämpfer und Ihre Kammeraden im Kampf gegen Faschismus (1942-1944). Nikolai-Rumjanzew-Oberschule – 1968–1992 Name der 55. Polytechnischen Oberschule im Schulgebäude Ratzelstraße 26 (Meyersdorf), nach N. W. Rumjanzew benannt./

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Лит.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 253-256; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 288-293; Gunkel H. Die Lieder in der Kindheitsgeschichte Jesu bei Lukas//Festgabe für A. von Harnack/Hrsg. K. Holl etc. Tüb., 1921. S. 43-60; Harnack A. Studien zur Geschichte des NT und der alten Kirche. B., 1931. Bd. 1. S. 62-85; Schneider H. Die bibl. Oden im christl. Altertum//Biblica. 1949. Vol. 30. P. 28-65, 239-272, 433-452, 479-500; Tannehill R. C. Magnificat as poem//J. of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1974. Vol. 93. P. 263-275; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979; Buth R. Hebrew Poetic Tenses and the Magnificat//JSNT. Sheffield, 1984. Vol. 21. P. 67-83; Brown R. E. The Annunciation to Mary, the Visitation, and the Magnificat//Worship. 1988. Vol. 62. P. 249-259; Luzpraga J. Las versiones siriacas del Magníficat//Estudios Bíblicos. Madrid, 1992. Vol. 50. N 1-4. P. 103-122; Theotokos: Ricerche interdisciplinari di Mariologia. R., 1997. Vol. 5. N 2. P. 403-422, 463-485, 643-674; Marshall I. H. The New International Greek Testament Comment.: The Gospel of Luke. Grand Rapids, 19982; Niccacci A. Magnificat: Una ricerca sulle tonalità dominanti//Liber annuus. Jerusalem, 1999. Vol. 49. P. 65-78; Никодим Святогорец, прп. Толкование на 9-ю песнь Богородицы Марии/Пер. и комм. иером. Дионисия (Шленова)//Встреча. Серг. П., 2000. 3 (13). С. 40-43; Farris S. The Canticles of Luke " s Infancy Narrative: The Appropriation of a Biblical Tradition//Into God " s Presence: Prayer in the NT/Ed. R. N. Longenecker. Mich.; Camb., 2001. P. 91-112; Bovon F. Luke 1: Commentary on the Gospel of Luke 1. 1-9. 50. Minneapolis, 2002. А. А. Ткаченко В современной русской певческой практике Известно неск. напевов «В.»: обиходный (Благослови душе моя Господа: Песнопения всенощного бдения. М., 1995. С. 118-121), знаменный распев (в 1-голосном изложении - Обиход. 1909. Л. 62-62 об., в гармонизации - Яичков. С. 23-27), т. н. киевский (Обиход церковного пения. М., 1997. С. 130-133) и его варианты (напевы Дивеевского мон-ря или Зосимовой пустыни (Октоих. М., 1981. С. 30), Яблочинского мон-ря (Нотный сб. С. 118-119), Ф. Мясникова (Всенощное бдение. М., 2000. Сб. 2. С. 35), киевский распев (Обиход нотный Киево-Печерской лавры. Всенощное бдение. М., 2001р. Ч. 1. С. 120-122) и др. В певч. практике РПЦ чаще используется обиходный или т. н. киевский напевы; иногда «В.» может распеваться на гласовый напев ирмосов или других жанров, если структура напева представляет чередование 2 мелодических строк (напр., на 6-й «болгарский»). В старообрядческой практике исполняется «по напевке» (вероятно, устная версия знаменного распева). Существуют также оригинальные муз. сочинения на текст «В.», принадлежащие А. А. Архангельскому , П. Г. Чеснокову , Г. И. Рютову и др. композиторам (Свод напевов. С. 56-59). Во время пения «В.» совершается благовест из 9 или большего количества ударов.

http://pravenc.ru/text/150153.html

3. 143–151. 207 . Мейендорф И. Русское монашество: преподобный Сергий, св. Стефан Пермский//Наука и религия. М. 1992. 6–7. 21–22. 208 . Мюллер Л. Особая редакция Житий Сергия Радонежского//Зап. отд. рук. ГБЛ. 1973. 34. 71–100. 209 . Некоторые черты жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, после смерти, т. е. некоторые сказания о его явлениях и чудодействиях//ХЧ 1836. 2. 58. 210 . Никольский А. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. 2 М. 1891. 267. 211 . Плугин В. А. Сергий Радонежский – Дмитрий Донской – Андрей Рублев//История СССР. 1989. 4. 71–88. 212 . Подобедова О. И. Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли//Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб. 1998. 23–26. 213 . Пономарев А. И. Жизнь и подвижнические труды преподобного Сергия, игумена Радонежского по древнему славяно-русскому Прологу и Четьим Минеям митрополита Макария//Странник. 1892. 9. 3–19. 214 . Преподобный Сергий Радонежский: Альбом/Авт.-сост. Корнюшин В., под общ. ред. игумена Алипия (Кастальского-Бороздина). М. 1992. 320, ил. пер.: Roma 1993. 215 . Преподобный Сергий Радонежский, 1321–1391: Сборник/Сост. Соколова Т. А. М. 1996. 349. 216 . Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого : Учеб. пособие. М. 1993. 176. 217 . Сазонов С. В. «Встреча со старцем» в житии Сергия Радонежского//История и культура ростовской земли. Ростов 1994. 60–66. 218 . Сергий Радонежский. Сборник/Сост. Десятников В. А. М. 1991. 541, ил. 219 . Скрынников Р. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М. 1990. 64. 220 . Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: подвижники русской церкви. Новосибирск 1991. 307. 221 . Смирнов С. И. Преподобный Сергий и Троицкая Лавра его времени. М. 1898. 222 . Соколов В. А. Торжество пятисотлетия со дня блаженной кончины преподобного Сергия//БВ 1892. 4:12. 443–471. 223 . Толстой М. В. Ученики Преподобного Сергия Радонежского и основанные ими обители//ДЧ 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

91 Иван Шушерин. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 51. 94 Христианские реликвии в Московском Кремле. Автор-составитель А. М. Лидов. М., 2000. Кат. 49. С. 180–183. 95 Практически идентичен московскому крест из Никольского монастыря Переславля-Залесского. См. статью в настоящем сборнике: Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из Переславля-Залесского. 101 Baldovin J. F. Urban Character of Christian Worship.The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy.OCA, 228.Roma, 1987. 102 Дебольский Г. С., протоиерей. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1901. Т. 1. С. 654. 105 Тафт Роберт Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. Пер. сангл.; R. F. Taft. The Byzantine Rite.A Short History. Collegeville, MN, 1992. P. 36–37. 109 Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995. С. 237. 112 Frolov A. La dedicace de Constantinople dans la tradition byzantine//RHR. 127 (1944). Р. 61–127. 121 Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbb.//Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Bauras L. The Cross of Adrianapole: A Silver Processional Cross of the Middle Byzantine Period. Athens, 1979.P. 9–16; Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 172– 174. 124 Стерлигова И. А. О значении драгоценного убора в почитании святых икон//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 126–131. 126 Успенский П. Путешествие в афонские монастыри и скиты, часть II, отделение второе, 1848 год. М., 1880. С. 17–28. 129 Романов Г. А. Городские крестные ходы XIV–XVIbb. (По материалам Москвы и Новгорода): Дис. … канд. ист. наук. М., 1997. 132 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XVbeka. М., 1996. С. 142–148. Кат. 11, 12. 135 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XVbek. М., 1982. Кат. 18, с. 430.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Вряд ли, — говорит он, — о христианах стали бы тогда говорить как о «еще» существующей секте». Но такая фраза вполне уместна для второй половины I века н.э. — того времени, когда Иосиф Флавий писал «Иудейские древности» (Кубланов М. Иисус Христос — бог, человек, миф? с.133). 65 Цит. по: Амусин И. Об одной забытой публикации тартусского профессора Александра Васильева. — См. ориг.: Труды по знаковым системам. Вып.7, Тарту, 1975, с.299; Pines S. An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. London, 1971, p.8-10. 66 В предисловии к греческому тексту «Иудейской войны» Флавий говорит: «Такое же описание войны я раньше составил для варваров внутренней Азии на нашем родном языке». Вариант этот не сохранился. 67 См.: Мещерский Н. История «Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, с.14; Berendts А. Flavius Josephus vom Jüdischen Kriege. 1924-1927, Bd.1-4; R.Eisler. 1929-1930, Bd.1-2. 68 Флавий И. Иудейская война, II, 9,1. (Мещерский Н. Ук.соч., с.257-258). 69 Так, о Моисее Флавий пишет, что его «считали человеком необыкновенным и божественным» (Против Апиона, I, 30). См.: Dubarle A.M. Jésus d’après Flavius Josèphe. — BTS, 1973, N 154, p.23. 70 Талмуд, Санхедрин, 43а; 107в; Сота 47а и др. Собрание этих текстов см.: Муретов Д. Ренан и его «Жизнь Иисуса». СПб., 1907, с.409; Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства, с.171-175. Характеристику упоминаний о Христе в Талмуде см.: Никольский Н. Талмудическая традиция об Иисусе. — Труды БГУ, Минск, 1925, N 7, с.138-161. 71 Авод-Зара, 16б-17а. 72 См.: Ранович А. О раннем христианстве, с.241. 73 Св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8,17. 74 См.: Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899, с.277 сл. 75 Робертсон А. Происхождение христианства. Пер. с англ. М., 1959, с.133. 76 Древс А. Миф о Христе. T.I, c.VII. Характерно, что реальность ап.Павла признает даже такой «неисправимый» мифологист, как Крывелев (Крывелев И. История религий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Переводы 1) История о Епаминонде, фивском полководце, соч. Серана де ла Тур. Переведена с французского Петром Пономаревыми. М. 1774 248 . 2) Светония Транквилла жизни первых 12 цезарей римских перевел с латинского Михайло Ильинский. 2 ч. Спб. 1776. 3) Речь, которую говорил оклеветанный Велизарий пред Юстинианом, государем своим, перевел из Прокопия старец Аполлос. М. 1778. 4) Песни духовные Геллерта. Переложил стихами старец Аполлос. М. 1778. 5) Возвращенный рай, соч. Мильтона; перев. с французского Иван Грешищев. М. 1778. 6) Неподражаемое витийство священного Писания, объясненное по некоторым местам рассуждением Роллена; перевел с французского Александр Никольский. М. 1780. 7) Краткое понятие о сенате древних римлян. Соч. Павла Мануция. Пер. с латинского Ив. Рижский М. 1782. 8) Руководство к богопочитанию по лествице сотворенных вещей. Соч. кардинала Беллармина; перев. с латинского префект, иеромонах Мелхиседек (Заболотский). М. 1783. 9) Единобеседование души с Богом. Соч. бл. Августина. Перев. с латинского иерод. Агапита (Скворцева) М. 1783. 10) Христоматия, или выбранныя места из св. мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. Перевод с греческого иеромонаха Мефодия. М. 1783. 11) Филон иудеанин о субботе и прочнх ветхозаветных праздниках. Перевел с эллинского иеромонах Гедеон (Замыцкий). М. 1783. 12) Сокращение могометанской религии. Перев. с латинского Ив. Рижский. М.1784. 13) Историческое сокращение жизни Иисуса Христа, Его учения, Его чудес и восстановления Его церкви. Сочинение, определенное на утверждение верных во уповании своем, и на предохранение их от заразы неверия. Переведено с французского Иваном Сокольским. М. 1785 249 . 14) Глас разума, соч. Каракчиоли. Перевел с французского Гаврило Смирнов. М. 1786. 15) Описание святой и богошественной горы Синайской. Соч. на греческом языке александрийским патриархом Герасимом. Перев. с греческого Гаврило Смирнов. М. 1788. 16) Загадочный мир, соч. Каракчиоли. Перевел с французского Гаврило Смирнов. М. 1788.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского-Златоустого, составл. священ. В. Лебедевым. М. 1860 г. (Прибав. к Твор. Св. Отц., изд. при М. Д. Акад., т.т. XIV, XV и XVI). 6) Жизнь Св. Иоанна Златоустог о, Архиепископа Константинопольского. М. 1860 г. Архим. Агапита. (Критический отзыв об этих двух сочинениях в журнале «Православ. Обозрение» 1860 г. т. III, стр. 296–299). 7) Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца и в сане диакона и пресвитера. Соч. Ив. Малышевского. Киев 1892 г. 8) Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Соч. А. Тьерри., пер. с франц. изд. Л. Поливанова. М. 1884 г. 9) Св. Иоанн Златоуст . Соч. Ив. Мансветова (ст. в Прав. Обозрен. 1873 г. второе полугодие, стр. 183–209; 809–852). 10) Жизнь Иоанна Златоуста (из соч. J.Jean Chrisostome, considere comme orateur populaire, par Paul Albert – в Труд. К. Д. Ак. 1862 г. т. III, стр. 289–332; 427–485). 11) Житие и жизнь иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , патриарха Константина града (Слав. четьи-минеи, ноябрь под 13 ч.). 12) Энциклопедический Словарь – изд. под редакц. проф. И. Е. Андреевского. 13) О свободе совести – В. Кипарисова . М. 1863 г. 14) Неделя в Константинополе – проф. Моск. Дух. Академ. А. И. Лебедева. Сергиев. Посад. 1892 г. 15) Реальный словарь классической древности – Фр. Любкер, перев. проф. В. И. Модестова. СПБ. и Москва 1884 г. 16) Третье великое благовестническое путешествие Св. Ап. Павла – Иером. Григория. Серг. Посад. 1892 г. 17) Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1871 г. кн. 11 и 12. 18) Происхождение древне-христианской базилики – И. Покровского , – церковно-археологическое исследование. СПБ. 1880 г. 19) Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. III, 1887 г., ст. Н. П. Кондакова : «Византийские церкви и памятники Константинополя» и отд. соч. Одесса 1887 г. «Изучение религиозно-нравственного характера христианского общества, какого то бы ни было времени, представляет большие трудности. Нравственность и религиозность составляют собою факты не столько внешней, сколько внутренней, сокровенной жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

5 Одним из вариантов к словам «прощают отцы» служит «отдавают»... (другой вариант «оставляют»...συγγινσκουσιν ο πατρες). Поэтому Макарий, которому неизвестен был греческий текст Правила, понимал приведенное место так: «матери... передают, этот долг отцам», т.е. долг поста отцам плотским. История, II3, 254. Однако греческий текст против такого понимания: правильно – «прощают, оказывают снисхождение отцы». Павлов решительно признает, что здесь речь об, отцах церкви, частнее, о св. Тимофее Александрийском, дозволяющем в 8 правиле своем родильнице употреблять всякую пищу даже в страстную неделю. Р. И. Б. VI 2 , 345–346 втор. сч. Но, говоря об отцах церкви и их правилах, митр. Иоанн неизменно употребляет эпитет «святии» (стт. 16 и 18) или «божественные» (ст. 24). Поэтому здесь, может быть, разумеются отцы духовные, которым действительно были предписания ослаблять пост для родильниц. «Аще жена по дитяти, да ясть рыбы (великим постом); давати же за то милостыня». Тексты, XXXVIII а , 16 – 17. 6 «На неделю возложити в отлучение (в) епитемью». Вероятно, эти слова следует понимать в смысле запрещения священно служения – особой дисциплины покаяния для духовенства. 8 Герберштейн читал в Правиле митр. Uoahha II статью: «Не бывшие у исповеди, не возвращающие чужого имущества, не должны допускаться к приобщению» (пер. проф. Малеина 51). Статья признает необходимость исповеди для приступающего к приобщению. Но принадлежит ли она митр. Иоанну, это вопрос. 10 Заметки, § 5, и. Голубинский также признает, что на Руси существовал древнехристианский обычай приобщения. Но основание для этого – ст. 9 Заповеди ко исповедующимся – недостаточно. Там же, стр. 291, пр. I. В «Послании Есифа к детям и братии» приводится с именем Златоуста предписание чернецам приобщаться четырежды в неделю: в среду, пяток, субботу и воскресенье. Никольский, Материалы для ист. др.-рус. духов, письменности I–XXIII, стр. 138; ср. 132 – 133. В Правиле с именем Максима: «Аще ли кто сотворит 40 дни без общения, поган наречется». Тексты, VIII, 10; ср. Феодора Ст. еж., 6, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Память о существовании икон типа I. c. отмечалась еще в XI-XII вв. В визант. источниках этого времени упоминаются иконы σκυτριον - в форме щита. С этим определением они фигурируют, напр., в завещании 1059 г. протоспафария Евстафия Воилы - икона вмч. Георгия Победоносца и Распятие (греч. текст: Бенешевич В. Н. Завещание визант. боярина XI в.//ЖМНП. 1907. Н. с. Ч. 9. Май. С. 218-231; пер.: Бельтинг. 2002. Прил. С. 581); в описи 1085 г. мон-ря Богородицы Елеусы в Велюсе близ Струмицы - «металлическая икона Спасителя в форме щита» ( Бельтинг. 2002. Прил. С. 582). Однако следует заметить, что слово σκυτριον происходит от лат. scutus, обозначающего, как и clipeus, определенный тип щита, а именно прямоугольной формы. В алтарной части росписи костницы Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.), сохранились изображения икон круглой формы с нарисованными же элементами крепления к стене - петельками и гвоздиками. Однако здесь «скорее имитируется древний обычай, чем воспроизводятся реальные иконы XII в.», а сам тип круглой иконы, вероятно, становится в это время «иконографическим воспоминанием» ( Смирнова. 2003. С. 322). В качестве подтверждения раннего существования на Руси круглых, писанных на доске икон как пришедших из Византии может рассматриваться икона свт. Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ; XVI в., повторяет образ нач. XII в. (см.: Там же. 2003. С. 323-329); XII в. под записями XVI-XX вв. (см.: Гордиенко. 2007. С. 111-116)), к-рая, согласно преданию, прибыла из Киева по воде. Лит.: Dobsch ü tz E., von. Christusbilder: Untersuch. z. christl. Legende. Lpz., 1899; Bolten J. Die imago clipeata: Ein Beitrag zur Portrait - und Typengeschichte. Paderborn, 1937; Grabar A. L " imago clipeata chrétienne//CRAI. 1957. Vol. 101. N 2. P. 209-213 (то же, изм. загл.: L " агт de la fin de l " antiquité et du Моуеп Âge. Р., 1968. Vol. 1. P. 607-613); LCI. Bd. 8. Sp. 40-41, 43, 404-405; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002; Смирнова Э. С. Круглая икона свт. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора: Происхождение древнего образа и его место в контексте рус. культуры XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 314-340; Гордиенко Э. А. Икона свт. Николая на круглой доске из Никольского собора в Новгороде//Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: [Мат-лы и исслед.]. М., 2007. С. 111-116; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в.: Кат. М., 2008. Кат. 5.

http://pravenc.ru/text/389473.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010