Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Часовня-усыпальница П.П. Кожина. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1891 - 1895. Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, Гороховец, на территории Николо-Троицкого монастыря Координаты: 56.204609, 42.674241 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Самое возвышенное место Гороховца занимает Николаевский мужской монастырь. Прежде именно там находилась древняя крепость, давшая начало древнему городу. После нескольких десятилетий запустения эта обитель сегодня вновь восстановлена во всем великолепии. Почти в центре монастыря, близ алтаря Троицкой церкви, находится массивная входная часовня, увенчанная небольшой главкой. Это часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П. В часовню обычно никого не пускают. Это могильный склеп героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника и кавалера Петра Павловича Кожина – сановника и аристократа, когда-то одного из самых богатых и влиятельных лиц нашего края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Он скончался в сентябре 1890 года в возрасте 61 года и был погребен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, которому много лет оказывал покровительство. Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ. Имея большие связи в чиновном Петербурге и при царском дворе, тайный советник Кожин почти полтора десятка лет – с 1870-го по 1884 год – занимал пост владимирского губернского предводителя дворянства. Он активно отстаивал интересы Владимирского края, имея право по должности, происхождению и положению при необходимости лично обращаться к самому императору, минуя промежуточные инстанции. И когда интересы дела этого требовали, Петр Павлович такой возможностью пользовался, в том числе на благо владимирского земства, на губернских собраниях которого он председательствовал, а одно время даже возглавлял Владимирскую губернскую земскую управу. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором. Источник: http://www.prizyv.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08225

Кондрица. Никольский мужской монастырь. Mnstirea Condria Sf. Irh. Nicolae Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1783. Адрес: Молдавия, муниципий Кишинёв, деревня Кондрица Координаты: 47.052545, 28.566159 Изменить описание Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Согласно историческим документам Кондрицкий Свято-Никольский заштатный общежительный мужской монастырь был основан в 1783 году, как скит, иеромонахом Иосифом на земле, принадлежащей Каприяновскому монастырю, к которому и был приписан, и они вместе подчинялись Святой Горе на Афоне. Легенда скита гласит, что гайдук Кондря, прося прощения и очищения души в молитве, получил ответ - ежедневно поливать сухой пень, водой, принесённой во рту. Через три года пень ожил. Первая каменная церковь «Святого Николая» была построена экономом Рафаэлем в 1820 году, а летняя церковь «Успение» была построена в 1895 году экономом монастыря Феофаном Урсу. Вследствие исторических событий 1918 года, скит Кондрица получил независимость и первым старцем становится иеромонах Даниил Грозаву. Это был пик расцвета монастыря, где проживало 45 братьев. В 1947 году монастырь был закрыт, тогда в нем проживали почти 60 монахов. Часть монашествующих расселили по еще действующим монастырям, немощных отправили в дома престарелых, молодежь определили на работу в колхозы. На месте монастыря была организована лесная школа, зимняя церковь превращена в клуб, летняя - в склад ядохимикатов. Через 12 лет здесь открыли пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской. В 1993 году монастырь вновь открывается, а в 1996 году происходит обряд освящения. В монастыре – 18 человек братии. Настоятель – архимандрит Филарет. Кондрицкий Николаевский скит, общежительный, в 25 верстах от города Кишинева. Основан в конце XVIII века. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18150

В виду такой просьбы, монастырь в том же году был объявлен единоверческим и существующие в нём две церкви освящены. В 1837 г., согласно Высочайшей воле, был обращён в единоверческий Средне-Никольский монастырь. Раскольники не соглашались отдать его и оказали сопротивление, так что целых две недели гражданская власть совместно с духовною не могла привести Высочайшей воли в исполнение и только с помощью военной команды Высочайшее повеление было исполнено. Из монахов Средне-Никольского монастыря ни один не принял единоверия: «сия последняя Христова инвалидная команда пошла на пропаганду». В 1841 г., по воле и желанию Государя Императора, были обращены в единоверческие Верхне-Преображенский (мужской) и Покровский (женский) монастыри. Совершенно нечаянно и секретно явились власти с единоверческим духовенством сначала в мужской, а потом в женский монастырь, губернатор прочитал Высочайшее повеление, духовенство отслужило молебен и окропило церковь и часовню св. водой. Инокини и иноки, выслушав Высочайшее повеление, принять единоверие не согласились и потому должны были удалиться из монастыря. Такое обращение Иргизских монастырей в единоверческое увеличило раскольничью пропаганду в других местах и усилило фанатизм раскольников, но в то же время показало, что такова воля Государя, и содействовало распространению единоверия в Саратовской епархии. Кроме Иргизских монастырей, были обращены в единоверческие – Покровский мужской монастырь (в 1847 г.) и женский Казанский (в 1850 г.) в Стародубье, при содействии свящ. Петербургской единоверческой церкви Тимофея Верховского, два скита – мужской Благовещенский (1849 г.) и женский Осиновский (1850 г.) на Керженце и некоторые другие. В то же время (в 1854 г.) некоторые из поповцев, во главе с Владимиром Андреевым Сапелкиным, видя совершенное оскудение «бегствующих иереев» и не имея расположения к австрийскому священству, решились, по примеру прихожан Преображенского кладбища, устроить единоверческую церковь на Рогожском кладбище. В августе 1854 года они подали прошение митрополиту Филарету об обращении одной из часовен Рогожского кладбища в единоверческую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Подробнее... Свято-Троицкий Соликамский мужской монастырь [ править править код ] Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев. С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла. В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный. В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь. В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии. С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа. Адрес: Россия, Пермский край, Соликамск, ул. Демьяна Бедного, 25 Телефон: +7 (34253) 76131 ; +7 (909) 1128122 (наместник обители игумен Иннокентий (Деньщиков)) Подробнее... Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь [ править править код ] Женский монастырь изначально основан как община при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1894 получает статус монастыря. В 1921 монастырь закрыт, монахини выселены. В 1989 году на Красном открыт приход. В 2009 решением Св. Синода приход преобразован в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес : Россия, Пермский край, Соликамск, Привокзальная улица, 35 Телефон: +7 (34253) 79800 Подробнее... Усольский Спасо-Преображенский женский монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский женский монастырь находится на территории уникального историко-архитектурного ансамбля, расположенного в городе Усолье. История города тесно связана с историей дома крупнейших землевладельцев, предпринимателей и соляных магнатов России, а в последствии знаменитых меценатов, Строгановых. Возник монастырь по инициативе главы Администрации г. Усолья Шехматова Г. П. с благословения архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия в 2000 году. Разместился монастырь в Доме конторы сользаводов. Насельницы монастыря взялись за восстановление полуразрушенной Никольской церкви. Благословившись, отслужили молебен Святителю Николаю в храме без окон и дверей и начали трудиться. Милостью Божьей Пасха Христова 2001 года к величайшей радости насельниц монастыря и жителей округи была встречена в Никольском храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край_...

Венев-Никольский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Венев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Венев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Венев Монастырь Тульской области. Является старейшим монастырем на Тульской земле. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.» По легенде, записанной в середине 19 в. Д. Г. Гедеоновым монастырь был основан в тринадцатом веке (см. Православная энциклопедия, том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области. Возрождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Венев-Никольск...

Ш Шалацкая Успенская Гурьева пустынь Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь. Шаргородский Николаевский монастырь Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь , но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа. Шаровкин монастырь Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю. Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Гомель. Гомельский Никольский мужской монастырь. Никольский монастырь Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Дионисия Радонежского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя свт. Николая Чудотворца построен в 1905 году по благословению святого Иоанна Кронштадтского. В 1994 году из него образован монастырь, настоятелем которого является архимандрит Антоний (Кузнецов). В 2003 году на средства семьи жертвователей построен второй храм во имя прп. Дионисия Радонежского. Монастырь в стадии продолжения строительства. Свято-Никольский мужской монастырь Основан в 1995 г. при Свято-Никольском храме. Каменная Свято-Никольская церковь была построена на средства служащих Полесской железной дороги в 1904 г. Среди жертвователей были святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, княгиня Ирина Паскевич-Эриванская и другие известные лица. Первые послушники поселились при Никольском храме в декабре 1994 года. Решением Синода Белорусского экзархата Московского Патриархата от 21 марта 1995 года учрежден Свято-Никольский мужской монастырь г. Гомеля, настоятелем которого был назначен архимандрит Антоний (Кузнецов). С этого времени начала налаживаться монашеская жизнь: был организован братский хор, приходское богослужение постепенно приобрело черты монастырского. Первоначально братия проживала в единственном деревянном братском корпусе, но в 2000 году был построен и освящен новый каменный корпус братских келлий с большой трапезной. В 2002 г. на пожертвования верующих построена надвратная церковь в честь преподобного Дионисия Радонежского. В том же году начал осуществляться план реконструкции монастыря, предусматривающий расширение Никольского храма, реставрацию колокольни и строительство нового братского корпуса. С 2000 года открыто подворье монастыря в д. Терешковичи, а с 2002 года – подворье в д. Терюха в честь иконы Божией Матери «Смоленской», в котором действуют 2 храма: деревянная Одигитриевская церковь и домовой Успенский храм. В богослужебной и монашеской жизни обитель придерживается устава Троице-Сергиевой лавры. В обители совершается чтение Неусыпаемой псалтыри.

http://sobory.ru/article/?object=08216

Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Одесский Патриарший монастырь — православный мужской монастырь Одесской епархии. При обители имеется гостиница для паломников. Настоятель монастыря — правящий архиерей Одесской епархии. Содержание История [ править править код ] В 1814 году митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода основал на пожертвованной молдавским дворянином Александром Теутулом земле, которая впоследствии получила название «Большого Фонтана», архиерейское подворье. В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1 июня 1824 года монастырь утверждён в разряде второклассных. Вначале был устроен небольшой деревянный храм, а позже, в 1825 году, на его месте воздвигли каменный двухпрестольный собор. Главный престол собора был посвящён Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 году на пожертвованные средства одесской купчихи Дарьи Харламбу был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне — Успенский). После 1834 года монастырская братия построила на свои средства небольшую, третью, церковь во имя святителя и чудотворца Николая. А 1890-е годы она была перестроена и обновлена. В 1880 году, при архиепископе Херсонском и Одесском Платоне (Городецком), в помощь Одесским архипастырям было открыто викариатство. Викарный епископ носил титул «Елисаветградский» и его местопребывание было в Одесском Успенском монастыре. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Никольской церкви был пристроен братский корпус. В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы государством. В 1922 году Успенский монастырь заняли обновленцы. После 1936 года взорвали главную святыню монастыря — храм в честь Успения Божией Матери. На его месте в 1953 году была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После ликвидации советской власти в 1942 году один из храмов монастыря открылся вновь, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника, при своем возрождении освященный во имя Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монастыри ДАНКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии)

http://pravenc.ru/rubrics/121766_2.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010