Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Троице-Никольский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1644. Ссылки:     Адрес: 601460, Владимирская область, Гороховец, улица Пролетарская, 12 Координаты: 56.20374, 42.67407 Проезд:На въезде в город с трассы Е22 (М7) повернуть влево и въехать на Пужалову Гору, (ориентир указатели коммерческой гостиницы с услугами горнолыжной трассы) Далее двигаться по Комсомольской улице вдоль гребня горы до упора под знак " проезд запрещен " . Пешим ходом можно подняться к монастырю снизу с центральной площади города с любой из трех сторон. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Троице Никольский мужской православный монастырь в городе Гороховец был основан во второй четверти XVII века на месте старой городской крепости. Расположился он на вершине Пужаловой горы. В XVIII веке монастырскую территорию обнесли каменным забором, установив по углам башни. Главным строением Свято-Троице Никольского мужского монастыря, построенным на средства купца Ершова, является Троицкий собор. На двух этажах храма расположились две церкви: зимняя церковь Николы – на первом этаже, летняя Святой Троицы – на втором. Стены кирпичного строения в виде бесстолпного четверика украшены резными деталями из камня. Венчают собор 5 позолоченных куполов. В северной части Свято-Троице Никольского мужского монастыря в начале XVIII века возвели двухэтажную церковь Иоанна Лествичника, в которой первый этаж играл роль склада, второй отдали под алтарь. Над главными воротами с восточной стены была построена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершавшаяся небольшим куполом и имевшая скромное убранство фасадов. В закрытом в 20-х годах XX века Никольском монастыре монашеская жизнь возобновилась только в 1993 году. На сегодняшний день Свято-Троице Никольский монастырь является действующим. Троице-Никольский мужской монастырь — старинная монашеская обитель в городе Гороховец Владимирской области, живописно расположенная на Никольской (Пужаловой) горе высоко над городом. Монастырь был основан в XVII веке, по преданию, на этом месте и ранее существовала небольшая обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским во время путешествия через Владимир в Нижегородский край. Главным храмом обители стал Троицкий собор, который был заложен в 1681 году. Строительство продолжалось до 1689 года. Троицкий собор имеет два этажа, где размещаются две церкви. На первом этаже находится теплая (зимняя) церковь Николы, а на втором холодная (летняя) церковь Святой Троицы. В основании храм имеет прямоугольник правильной формы, стены украшены резными каменными деталями, окна украшены наличниками. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=00859

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырьмонастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Карта и ближайшие объекты Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митр. Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища. Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731-1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране.  В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении. Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм — 1805-1808 гг. Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр.

http://sobory.ru/article/?object=20626

Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1241. (?); по документам известен с кон. 15 в. Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, Никольская ул., д. 1 Координаты: 59.991412, 32.301455 Проезд:из Санкт-Петербурга с Московского или Ладожского вокзалов электричкой до станции Волхов, затем автобусом 23 до Старой Ладоги, остановка СХТ, от остановки спуститься пешком вниз к монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Ладожский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Волхова, в 1 версте от села Старой-Ладоги, в 13 верстах от города Новой ладоги. Основан в XIII веке; упоминается с 1499 года. В соборном храме находятся чудотворные иконы: святителя Николая и великомученицы Параскевы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Власти Ленинградской области планируют отреставрировать Староладожский Свято-Успенский девичий и Никольский мужской монастыри. Как сообщает пресс-служба региональной администрации, на восстановление девичьего монастыря из федерального бюджета планируется привлечь 210 млн. рублей и 530 млн.- на реставрацию мужской обители.  Запланированы масштабные восстановительные и реставрационные работы в Старой Ладоге, где находится более 130 памятников культуры VIII-XIX веков, из них 26 объектов федерального и 81 объект регионального значения. Никольский мужской монастырь (XIII век) - один из древнейших монастырей в Старой Ладоге, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в устье реки Ижоры, посвящен Николаю Чудотворцу. Источник: " Православная газета. Екатеринбург " (704) декабрь 2012 г. Если Успенский монастырь фланкирует Ладожскую крепость с севера, то Никольский - с юга. По преданию, обитель основана после победы Александра Невского над шведами в 1240 году. Первое летописное упоминание о монастыре содержится в переписной книге Водской пятины Новгородской земли 1498-1501 годов. Среди монастырских построек выделяются необычные Святые врата, выходящие к Волхову, и особенно - удивительная по своей архитектуре церковь святителя Иоанна Златоуста, построенная в 1861-1873 годах.

http://sobory.ru/article/?object=03302

Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Ш Шалацкая Успенская Гурьева пустынь Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь. Шаргородский Николаевский монастырь Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь , но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа. Шаровкин монастырь Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю. Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Венев-Никольский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Венев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Венев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Венев Монастырь Тульской области. Является старейшим монастырем на Тульской земле. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.» По легенде, записанной в середине 19 в. Д. Г. Гедеоновым монастырь был основан в тринадцатом веке (см. Православная энциклопедия, том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области. Возрождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_жен...

Мы уже не раз упоминали в своих описаниях обителей, что г. Е. Барсов в своем пресловутом «Алфавитном Указателе монастырей и пустынь... Олонецкой епархии»... 479 не редко помножал одну и ту же обитель не только на две, но иногда даже на три... 480 И здесь он, кажется, не без этого греха... однако о сем после!.. Теперь же скажем, что при описании сей обители он поступил совершенно напротив, подарив ей название двух, совершенно различных, находившихся притом в значительном один от другого расстоянии, монастырей, именно: (Паданская пустынь или Колмов монастырь». Вынуждены сказать, что Колмов монастырь находился в 3-х верстах от Новгорода, на левом берегу р. Волхова 481 ; в Лодейнопольском же уезде (прежде – Олонецком), в коем находится и описываемая Корнильева пустыня, – имелись только вотчины Колмова монастыря 482 Но о сем довольно! – Теперь пол-слова о помножении Корнильевой пустыни на два монастыря: Никольский и Колмов. Верный своему взгляду г. Е. Барсов , поверив на слово, – без всякой критики, – пресловутому «преданию», описывает в своем «Словаре» Никольский монастырь», как совершенно отдельный от Корнильевой пустыни, помещая его, однако, в Лодейнопольском же уезде. Вот что говорит почтенный ученый: «Никольский мужской монастырь. В Лодейнопольском уезде» (но уезд, сравнительно, велик! Местности же г. Барсов, хотя приблизительно, – не указывает!) «В «Церковной иерархии» 483 нет и намека на существование этого монастыря, между тем как местное предание свидетельствует, что здесь (где именно?) существовал один из древниейших монастырей во имя святителя Николы чудотворца, во времена благочестивые державы великого князя Дмитриа Иоанновича, во дни св. митрополита Пимена, при архиепископе Великого Новаграда Алексие, под ведением Новгородским (1383 г.)». Вот когда еще! Значит, по словам г. Е. Барсова , за 166 лет до основания Никольского монастыря, Корнильевой пустыни, в Лодейнопольском же уезде существовал уже Никольский же монастырь, однако в неизвестном, каком то сокровенном месте, о коем и местные жители даже не знают!... Хотя бы и прятно видеть такую древность в Лодейнопольском уезде, или, по крайней мере, верить, что она действительно существовала, но так как г. Е. Барсов , во 1-х, не указал ее местонахождения, во 2-х, не указал и источника, откуда почерпнул эти сведения; в 3-х – главное – основывается на одном голом предании, в роде численности братства Муромского монастыря в 700 – 800 человек, – то, думаем, что и в этот раз предание – г. Е. Барсова обмануло, ошибочно отнеся существование одного и того же монастыря к более древнейшим временам...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы - Св.Троицы на втором этаже и Св. Николая Чудотворца на первом. Колокольня возведена одновременно с собором. Возможно, Николо-Троицкий монастырь – наиболее древняя часть города. До середины 17 века на месте монастыря располагался гороховецкий детинец (крепость), который несколько раз уничтожался – татарами, поляками, черкасами. Николаевский Гороховецкий заштатный необщежительный мужской монастырь в самом городе, при р.Клязьме, на Пужаловой горе. Основан в 1644 г. «по желанию горожан» (Денисов, 1908). В переписной книге 1646 г. указывался ружный (содержащийся на руге – за счет прихожан, без собственных земель) деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. В монастырских кельях жили 2 черных попа и 3 старца братии. В 1678 г. в монастыре было два деревянных храма – холодный Троицкий с приделом на первом этаже Николая Чудотворца и теплый Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри монастыря, огороженного забором, было два храма, шесть келий, скотный двор. Братии насчитывалось десять старцев. Обитель управлялась строителем (упоминается черный поп Варлаам). В нач. 20-го века в монастыре числился только один двухэтажный каменный храм: вверху во имя Св.Троицы, внизу во имя Св. Николая Чудотворца (построен в 1689 г.). Монастырем управлял уже игумен. Монахов числилось семь человек (Денисов, 1908). Шатровая колокольня построена одновременно с Троице-Никольским собором (1681-1689 гг.). Церковь Иоанна Лествичника построена в 1710-1716 гг. на средства купца Ширяева (странно, что она нигде не числилась – ни среди монастырских, ни среди приходских храмов). Монастырь закрывался в советское время и был возобновлен в 1993 г. На территории монастыря размещались жилые дома. Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.  Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908.  В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо. Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008.

http://sobory.ru/article/?object=04959

Николо-Малица. Николаевский Малицкий мужской монастырь. Николо-Малицкий мужской монастырь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и чудесную историю. Он был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь. Даже только его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей – нестяжания, послушания и девства – оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того, чтобы без всяких развлечений пещись о спасении души. Сначала обитель была очень бедная.После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель. В 1676 г.

http://sobory.ru/article/?object=04650

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010