Монастырей, имевших дворы 985 , в «росписи» перечислено 439 и во владении их показано 91,829 дворов 986 . В среднем выводе, следовательно, на каждый из 439 монастырей приходилось по 209,17.. двора, т. е. значительно ниже среднего уровня однородных величин для владычных кафедр и думных чинов. В действительности же между отдельными монастырями дворовые хозяйства распределялись в высшей степени неравномерно, так что цифры их колебались от десятка тысяч до единиц. Все владельческие монастыри в «росписи» сообразно с их географическим положением разделены (по местностям и городам) на 89 групп, а вместе с московскими монастырями – на 90. Но при этом количество монастырей известной местности, по сведениям «росписи», находилось далеко не в одинаковой пропорции к числу их дворов. Если расположить эти «города» и уезды, поименованные в росписи, сообразно с числом дворов, принадлежавших местным монастырям, то получим следующую таблицу: уезда в «росписи». Уезд (или город). Число монастырских дворов. Число монастырей. Москва 27,828 Кострома Белоозеро Ярославль Суздаль Новгород Вологда Нижний Новгород Владимир Ростов Рязань Переяславль Залесский XXVIII Свияжск LXXVIII Казань Волок Ламский LXXXII Брянск Боровск Пошехонье Дмитров Серпухов Бежецкий Верх XXXVII Устюг Великий Юрьевец Повольский Воронеж Арзамас LXXIII Сольвычегодск Лихвин Юрьев Польский 2 и 1 цер. Перемышль Путивль Коломна Темников Кашира Звенигород Старица XXXIII Рыльск Романов Торжок Чебоксары Можайск Мещоск XLVIII Карачев Ярославец малой LXXXVI Масальск Белгород Ржев Волод. LXXXVIII Новосиль XXXVIII Торопец Мещера Алексин LXXVII Луки Великие Курмыш Балахна Мценск LXXXIX LXVIII Михаилов Калуга Воротынск Козмодемьянск LXXXVII Серпеск Отсюда видно, что самые значительные группы монастырских дворов к половине XVII века размещались там, где сосредоточивались и крупнейшие поселения московского государства. Но с данными этой таблицы не находилась в пропорциональном соответствии обеспеченность (дворами) единичных владельцев. Чем больше было монастырей в известном округе, тем меньшая должна была приходиться на долю отдельного монастыря средняя цифра его владений. Поэтому расположив местности по числу находившихся в них монастырей, мы составим уже совершенно иной перечень.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Амвросию (Соломатину) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение епископа Тульского и Белевского Кирилла об открытии Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области. 2. Утвердить настоятельницей обители игумению Игнатию (Сидорову). СЛУШАЛИ: Прошение епископа Читинского и Забайкальского Евстафия об утверждении монахини Глафиры (Сергеевой) настоятельницей Сретенского женского монастыря в селе Батурино (Республика Бурятия). ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Сретенского женского монастыря в селе Батурино (Республика Бурятия) монахиню Глафиру (Сергееву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении игумена Петра (Радзина) настоятелем мужского монастыря – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни близ станции Арсаки Александровского района Владимирской области и об освобождении его от должности настоятеля Троице-Никольского мужского монастыря в городе Гороховце. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Петра (Радзина) настоятелем мужского монастыря – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни близ станции Арсаки Александровского района Владимирской области, освободив его от должности настоятеля Троице-Никольского мужского монастыря в городе Гороховце. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении иеромонаха Алексия (Яцурина) от обязанностей настоятеля Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области и о назначении на эту должность иеромонаха Серафима (Котенева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить иеромонаха Алексия (Яцурина) от обязанностей настоятеля Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области. 2. Утвердить иеромонаха Серафима (Котенева) настоятелем Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

Глотово, урочище. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1891. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, урочище Глотово. Координаты: 56.646158, 39.55156 Проезд: Юрьев-Польский - Сима - Матвейщево - Спасское, асфальтированный проезд. На северно-восточной окраине Спасского от колхозной АЗС дорога в поля вдоль лэп на северо-восток, через 800м первый поворот направо мимо колхозной свалки, далее вдоль кромки поля 2км 800м до переезда через ручей 56.637184,39.547 ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Юрьев-Польский - Сима - Матвейщево - Спасское, асфальтированный проезд. На северно-восточной окраине Спасского от колхозной АЗС дорога в поля вдоль лэп на северо-восток, через 800м первый поворот направо мимо колхозной свалки, далее вдоль кромки поля 2км 800м до переезда через ручей 56.637184,39.547113. Далее никаких дорог или колеи не будет, стена трав, чертополоха. Направо вдоль ручья, далее на север по краю поля до второго ручья и переезда 56.643358, 39.555124. Отсюда до церкви 400м влево, её уже видно среди плотно обступающих деревьев. Проезд только внедорожником в сухую летнюю погоду. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь заросла сверху березами и вокруг обступившими деревьями, рядом с ней навалены тонные гниющей железной проволоки для матрасов, некогда бывшее подсобное производство колхоза " Вперед " , поэтому на космических снимках её контуры совершенно неразличимы. Пришлось ехать на место и прикладывать gps прибор ко входу в храм для получения точных координат. " К Федоровскому приходу приписана в 1827 г. церковь с. Глотово, находящегося в одной версте, при пруде. В книгах Патриаршего казенного приказа XVII в. Глотово значится государевым дворцовым имением. Церковь в селе существовала уже в начале XVII в., свидетельством служат окладные патриаршие книги, в которых под 1628 г. отмечено: " Церковь Николы чюдотворца в государевом в дворцовом селе Глотове дани восемь алтын четыре денги десятильнича гривна " ; а по новому дозору 1654 г. дань значительно увеличена и " положено 28 алтын 3 деньги, заезда гривна " . Заезд - пошлина, которую платил вступающий на приход священник. В 1766 г. были построены новая деревянная церковь и деревянная же колокольня... "   

http://sobory.ru/article/?object=14134

СЛУШАЛИ: О ликвидации Воскресенской, Никольской и Кладбищенской церквей в г. Юрьев-Польском. Инд. 19/151 ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что большинство трудящегося населения г. Юрьев-Польского высказалось за закрытие Воскресенской и Никольской церквей, что здание Воскресенской церкви необходимо для устройства в ней общественной столовой, а здание Никольской церкви – для мастерской Педтехникума, помещений для которых в городе совершенно не имеется и что после закрытия указанных церквей в городе останется еще 3 молитвенных здания, в которых все верующие вполне могут удовлетворить свои религиозные потребности – договора с группами верующих на пользование указанными церквами расторгнуть и передать их здания Горсовету для использования под намеченные цели. Предложить Александровскому Окрисполкому наблюсти за отпуском по местному бюджету на 1930-1931 г. соответствующих средств на переустройство зданий этих церквей под намеченные цели. Обратить внимание Александровского Окрисполкома на недопустимость произведенной Горсоветом фактической ликвидации указанных церквей до окончательного разрешения вопроса в порядке ст. ст. 36 и 37 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях». Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума 37 от 15.05.1930 г. § 13. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 23. Л. 67 об. - 68 В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. церковь записана как «церковь Воскресение Христово на посаде…» В 1652 г. в приходе построена была новая деревянная церковь в прежнее наименование. Освященный антиминс, данный в эту церковь, сохранялся до начала XIX ст. Как долго существовала деревянная Воскресенская церковь – неизвестно, но в топографическом описании гор. Юрьева и уезда 1760 г. она показана уже каменною, и в это время при ней была теплая деревянная церковь в честь Преображения Господня. В настоящее время в приходе существуют две каменные церкви: холодная – в честь Воскресения Христова и теплая – во имя св. вмц. Варвары. Время построения Воскресенской каменной церкви неизвестно; зданием она двухэтажная. В верхнем этаже в ней престол в честь Воскресения Христова, а в нижнем – в честь Преображения Господня. В нижнем этаже до 1826 г. богослужение совершалось в зимнее время, и он был теплым, но с 1826 г., вследствие постоянной сырости, богослужение в нем не совершается, кроме дня храмового праздника. Для зимнего же богослужения усердием прихожан построена в 1826 г. отдельная каменная церковь с одним престолом в честь св. вмц. Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=17350

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в г. Юрьев Польский Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Назначить иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев Польский Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Иулиании (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Рапорт Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. 2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

В 1992 г. Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершённой из-за прекращения финансирования реставрации первым был передан РПЦ. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. В 1995 г. обитель получила статус монастыря, утверждённый постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 г. Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 г. весь монастырский комплекс был возвращён Владимирской епархии Московского патриархата РПЦ. В 2004-2005 гг. были проведены основные восстановительные работы. Выстроена новая колокольня Успенского собора, на которую, благодаря благотворителям, поднялись новые колокола. Сегодня в монастыре 12 насельников, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Есть небольшое подсобное хохяйство, гостиница для паломников. С сайта: www.lubovbezusl.ucoz.ru/Каталог статей/История/Юрьев-Польский район/Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь с. Небылое Во Владимиро-Суздальской земле, в далёком XV веке возникла небольшая монашеская обитель, прославленная Господом деяниями двух Его святых угодников - преподобного Космы Яхромского и игумена Митрофана, знаменитого епископа Воронежского. Небольшой, малоизвестный мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в 40 км от областного города Владимира, недалеко от шоссейной дороги, ведущей из Владимира в древний Юрьев-Польский. Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, приянято считать конец XV века. Однако в первом, среди сохранившихся, историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа " его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку " . В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года - игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда ещё жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его " Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря " . Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Глотово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1766. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, Глотово, урочище Координаты: 56.646158, 39.55156 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь Николая Чудотворца на подклете в Глотово построена в 1766 году. Храм с высокой клинчатой кровлей, с пятигранным алтарем, небольшой трапезной и обходной галереей. С 1890-х годов для богослужений церковь не использовалась. Кирпичная церковь с трапезной и колокольней построена в 1891-1892 годах. В советское время храм закрыли. В 1960 году деревянную церковь перевезли в город Суздаль. Каменная церковь в плохом состоянии, сохранились стены. Колокольня не сохранилась. Деревянная церковь стоит на территории Суздальского Кремля, рядом с музеем деревянного зодчества. С этой церкви было начато основание музея. http://russian-church.ru/viewpage.php?page=13381 Старинное село Глотово находилось на возвышенном месте левобережья Селекши (Клязьминский бассейн), на территории Юрьево Ополья. Со второй половины XIX века до революционных событий ХХ века Глотово входило в состав Симской волости Юрьевского уезда и находилась в 17 верстах от уездного города Юрьев-Польский. В книгах патриаршего казённого приказа XVII столетия Глотово значится государевым дворцовым имением. Уже тогда в селе стояла деревянная церковь. Так, под 1628 годом было отмечено: «церковь Николы чюдотворца в государеве в дворцовом селе Глотове дани восемь алтын четыре денги десятильнича гривна». В 1766 году в селе была построена новая деревянная однопрестольная церковь с тем же посвящением. В храме хранились печатное Евангелие 1657 года и парусинный антиминс, освященный в 1766 году епископом Суздальским и Юрьевским Геннадием. У входа в храм стояла невысокая звонница на четырёх столбах под четырёхскатной крышей, которая была разобрана в 1892 году.

http://sobory.ru/article/?object=57240

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Космин Яхромский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1494. Ссылки:   Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Небылое Координаты: 56.3629, 39.997 Проезд:Автодорога А74 Владимир-Юрьев-Польский, 35км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г. Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00205

     В России Петропавловских монастырей, имеющих историю, которая корнями бы уходила в века минувшие, единицы. Один находится в Елецкой епархии Липецкой митрополии – Петропавловский мужской монастырь Раненбургская пустынь. Второй – в Брянске, и в начале нынешнего века он был возобновлен как женская обитель. Третий – в древнем городе Юрьев-Польский на Владимирской земле. О трудном процессе его возрождения мы говорили с настоятельницей обители игуменией Серафимой. Начинали с нуля Матушка, когда подъезжаешь к монастырю, перед глазами встает несколько необычная картина: забором из серого профнастила огорожена монастырская территория, где виднеются деревянные домики современной постройки. Вне ограды обители – каменная церковь, судя по всему, на стадии реставрации. Чуть поодаль – величественная колокольня, при взгляде на которую сердце сжимается: такая святыня, такая красота – и в разрухе!      А недалеко от пятиярусной колокольни стоят в полной разрухе собор в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и Успенский храм, в которых когда-то совершались монастырские службы. Слава Богу, к нынешнему времени многие российские монастыри прочно встали на ноги, подняв за два или три десятилетия свои обители из руин, но мы на этот путь только ступили. Петропавловское подворье при Свято-Никольской женской обители в селе Новое получило статус монастыря в октябре 2015 года. Само же начало его возрождения было положено в мае 2010 года. 19 мая митрополит Евлогий (на то время архиепископ Владимирский и Суздальский) подписал указ о назначении меня, подвизавшейся в Свято-Никольском монастыре, на подворье в городе Юрьев-Польский. Помню, стою я возле него в епархиальном управлении, и он, глядя так из-под очков, говорит: «Матушка, а знаете, какое сегодня число?» – «Да, Владыко!», – отвечаю ему, потому что две особенные даты для верующего человека, россиянина – день памяти библейского праведного Иова многострадального и день рождения Царя-страстотерпца Николая II – соединились воедино. Забыть про них я никак не могла. Владыка Евлогий понял мою мысль и сказал: «Матушка, а венцы-то за это Вы знаете какие? Знаете, какие венцы?». Улыбаясь, он подписал указ…

http://pravoslavie.ru/116011.html

В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г. возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане).  В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине. В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка. В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино. В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой. Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир, 2005, стр. 143-145 Успенский Косьмин монастырь, 3 класса, в 40 верстах от Владимира, близ села Лыкова, на реке Яхроме. Основан в 1482 году преподобным Космою (см. 18 февраля), мощи которого почивают под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся в 1482 году пр. Косме. В 1666 — 1675 годах здесь был игуменом святой Митрофан Воронежский, с собственноручной надписью которого в монастыре хранится Евангелие.

http://sobory.ru/article/?object=00205

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010