Штурбабин С. А., прот., Петрова К. Ю . Догмат о папской непогрешимости в Римско-католической церкви: вероучительные и социальные аспекты//Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. 3 (22). С. 43–60. В статье анализируются богословские и исторические особенности принятия догмата о папской непогрешимости (безошибочности). По словам автора, в связи с тем, что именно это положение католического учения воспринимается многими православными богословами как одно из ключевых и непреодолимых различий между православием и католичеством, актуальным оказывается вопрос о том, насколько этот догмат присущ богословской логике католицизма. Как отмечает автор, определяющее влияние при принятии этого решения имела именно социально-политическая составляющая. Автор приходит к выводу, что хотя идея примата римской кафедры имманентно присутствовала в истории Католической церкви, нельзя однозначно сказать, что именно представление о непогрешимости Папы Римского составляет сущность римского католицизма. По мнению автора, Католической церкви не чужда и идея соборности, а приоритет той или иной точки зрения определяется историческими обстоятельствами. Штурбабин С. А., прот., Петрова К. Ю . Католическое богословие о месте человека в социуме: православная оценка//Сретенское слово. 2023. 2 (6). С. 101–117. Авторы статьи исследуют становление социального богословия в Католической церкви, опираясь на документы, излагающие позицию Ватикана по социальной проблематике, – энциклики, апостольские послания, Компендиум социального учения. С помощью поэтапного анализа разработки католической социальной доктрины показывается влияние на нее политической и общественной обстановки и стратегии интеграции Католической церкви в общественную жизнь. Авторы делают попытку дать православную оценку отдельным аспектам католической социально-богословской мысли, выявить их сходства с православными и объяснить различия. Исследования по протестантскому богословию Кокош А., иер . Аргумент верности Священному Преданию в контексте полемики о женском священстве в англиканстве//Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 54–64.

http://bogoslov.ru/article/6194745

В 1845 году решился наконец совершенно расстаться с миром магистр Краснопевков и 28 сентября был пострижен в Троицко-Сергиевской Лавре в монашество, 30 сентября посвящен в иеродиакона, а 1 октября того же года во иеромонаха. В 1949 году 19–21 декабря назначен ректором Спасо-Вифанской духовной семинарии и настоятелем Московского Златоустовского монастыря, в 1850 году 1 января посвящен в сан архимандрита; 31 декабря того же года назначен быть настоятелем Московского Знаменского монастыря; в 1853 года – ректором Московской духовной семинарии, а в 1854 году – настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря. Здесь мы остановимся и не станем говорить о дальнейшем его возвышении до времени, но передадим, что нам известно из рассказов отца Пимена и из писем к нему отца ректора архимандрита Леонида 20 , об их духовном общении и о постепенно возраставшей их дружбе. Весьма жаль, что многие письма утрачены, а иные не поступили в печать по совершенно официальному или совершенно личному их характеру, но и тех, которые мы имеем пред глазами, достаточно, чтобы судить о взаимных отношениях, связывавших в продолжение двух десятилетий этих друг другу искренне преданных друзей. V Отец Пимен был на десять лет старше отца Леонида; щедро наделенный от природы умом проницательным, живым, сметливым и удивительною памятью, сохранявшую в своих запасах однажды прочитанное, виденное и слышанное с изумительными подробностями, он был и опытнее как в монашеской жизни (ибо находился уже более двадцати лет в монастыре), так и в хозяйственных делах и в вещественных потребностях жизни, как человек, уже давно упражнявшийся в них, и в этом были его преимущества перед отцом Леонидом. Но, не получив надлежащего образования, а только приглядываясь и прислушиваясь к обращению и к разговору людей благовоспитанных, он старался усвоить то, что видел и слышал, что по большей части и удавалось ему, и в особенности, когда ему приходилось бывать по-долее в сообществе людей умных и безукоризненного образования, он умел стать в уровень с ними, не делая ни в чем слишком больших погрешностей или ощутительных отступлений; но когда он оставался один, недостаточно следил за собой, тогда прорывались и проглядывались выражения и приемы, с детства и в иной среде им усвоенные и изобличавшие несовершенный еще навык держать себя, как принято людьми вполне благовоспитанными. В этом отношении превосходство было на стороне отца Леонида, и в особенности, когда сделавшись преосвященным и сам уже свыкшись со всеми приемами и требованиями своего высокого сана, он мог свободнее делать свои замечания, и тогда он весьма часто останавливал отца Пимена и оговаривал его, а тот, как человек умный, сознавая справедливость замечания насчет сказанного им неладно или сделанного иначе, чем принято, простодушно извинялся, благодарил, нисколько не оскорбляясь, и никогда уже вторично не впадал в ошибку, однажды ему замеченную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

выступил член Совета НОТА, ректор НИЯУ «МИФИ» М.Н. Стриханов. Отчет ревизионной комиссии Ассоциации был сделан председателем ревизионной комиссии, ректором Липецкого государственного педагогического университета Н.В. Фединой. Президентом НОТА митрополитом Волоколамским Иларионом был сделан программный доклад на тему «Теология на новом этапе: векторы развития». Митрополит Иларион напомнил слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, обращенные к участникам IV Всероссийской конференции по теологии (2020): «Теология занимает важное место в системе гуманитарных знаний и призвана выполнять ответственную мировоззренческую, воспитательную миссию. Содействовать сбережению духовно-нравственных ценностей и богатейшего культурного наследия народов России». Президент НОТА подчеркнул, что эти слова созвучны задачам, сформулированным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в его программном выступлении о развитии теологии в ноябре 2018 года, среди которых: подготовка специалистов, глубоко знающих религию, для государственной службы, подготовка компетентных учителей духовно-нравственной культуры народов России — для работы в школе, а также подготовка преподавателей высшей школы, как для воспроизводства теологических кадров, так и для того, чтобы насыщать гуманитарное знание, гуманитарные дисциплины, преподаваемые в вузах, нравственным содержанием, дополнять работу с молодежью продуманной, укорененной в наших традициях воспитательной компонентой. После завершения доклада митрополит Иларион сообщил о вопросах, внесенных в повестку Собрания Ассоциации: о внесении изменений в Устав НОТА и необходимости избрания ее Президента, исполнительного директора, членов Совета НОТА, а также о приеме образовательных организаций в состав НОТА на правах членов. В ходе голосования президентом Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) на новый трехлетний срок был единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион. Состав Совета Ассоциации был обновлен. В состав НОТА на правах членов были приняты Дальневосточный федеральный университет, Николо-Угрешская духовная семинария и Вологодская духовная семинария. Таким образом, число вузов, входящих в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, увеличилось до 70. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5809467.ht...

Вопрос о целесообразности аккредитации духовных школ остается до известной степени еще открытым, хотя большинство руководителей духовных школ исходит из перспективы таковой аккредитации в будущем. Но совершенно очевидно, что все духовные школы должны пройти лицензирование в министерстве образования Российской Федерации (это касается Духовных академий и семинарий, расположенных на территории России) или в местных органах образования (Духовные училища и пастырские курсы). В противном случае мы окажемся в положении, противоречащем действующему государственному законодательству. Между тем, в настоящее время лицензии имеют только Московские и Санкт-Петербургские Духовные Академии и Семинарии и ПСТБИ, а также Белгородская, Казанская, Калужская, Коломенская, Костромская, Нижегородская,Самарская, Смоленская, Тобольская Духовные Семинарии. В Томской и Николо-Угрешской семинариях лицензирование проведено, но соответствующий приказ министра образования еще не подписан. Ректорское совещание, состоявшееся в Тобольске, потребовало от духовных школ, которые не получили лицензию, пройти лицензирование безотлагательно. Главным предметом дискуссии на ректорском совещании в Тобольске были вопросы, связанные с реформой системы духовного образования Русской Православной Церкви, с уточнением отдельных положений этой реформы, с оценкой уже имеющихся результатов на этом пути и возникающих в процессе реформирования проблем. Суть реформы, как известно, заключается в том, что Семинария, продолжая решать ту же задачу, какую она решала и ранее, -подготовку пастырей, преобразуется в 5-летнюю высшую школу, в которой преподаются основные богословские и церковно-исторические дисциплины в том объеме, в каком они преподаются ныне в Духовных академиях. А в Духовных академиях, призванных готовить церковных ученых, преподавателей духовных учебных заведений, особый акцент делается на специализации, с этой целью будут введены отделения: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое; с более узкой специализацией по кафедрам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

До нас дошла автобиография профессора П.В. Знаменского , которую он начал писать незадолго до своей кончины. В ней он описывает своё детство и юность, проведённые в Нижнем Новгороде. Из этой автобиографии мы узнаем, что у П.В. Знаменского было три брата: Павел, Андрей и Иван (последние два умерли в младенчестве) и три сестры: Екатерина, Варвара и Мария 752 . Автобиография достаточно подробно описывает жизнь и других родственников профессора, но в ней нет и намёка на какую-либо связь родственников со святителем Феофаном. Правда, автобиография содержит только первый – нижегородский период жизни П.В. Знаменского . Так что нельзя отрицать возможность общения кого-нибудь из родственников П.В. Знаменского со святителем Феофаном. «Нижегородский след» в истории писем как будто подтверждает фамилия дарителя-Цибышева. Действительно, фамилия Цибышевы или Цибишевы была весьма распространена в Нижегородской губернии. Однако эта фамилия в автобиографии П.В. Знаменского не фигурирует. Не знает её и внучка И.М. Покровского – Ольга Викторовна Троепольская – хранительница семейного предания не только своего деда, но семьи П.В. Знаменского. Таким образом, вопрос о П.В. Знаменском или о каком-то из его родственников как об адресате писем святителя Феофана остаётся открытым. Оставив на время версию о связи семьи Знаменских со святителем Феофаном, мы стали искать хотя бы теоретическую возможность такой связи среди знакомых и сослуживцев П.В. Знаменского . Такой поиск привёл нас к профессору Казанской академии, протоиерею Михаилу Михайловичу Зефирову. М.М. Зефиров был выпускником Тамбовской духовной семинарии (1846), а много спустя и её ректором (1869–1871) 753 . Ректорство М.М. Зефирова совпадает с тем временем, когда святитель Феофан живёт на покое в Вышенской пустыни. Теоретически между ними могло быть общение. В 1871 г. М.М. Зефиров был переведён в Казанский университет 754 . Перед своей смертью в 1889 г. он завещал свой личный архив П.В. Знаменскому . В таком случае письма Феофана могли быть адресованы М.М. Зефирову или его родственникам. Однако эта версия имеет серьезные недостатки. Во-первых, нет никаких письменных подтверждений общения между М.М. Зефировым и святителем Феофаном Затворником ; во-вторых, налицо явная хронологическая неувязка: М.М. Зефиров умирает в марте 1889 г., а последнее письмо датируется, как мы уже сказали, 1890 г. Как видим, и эта версия не обладает твёрдой убедительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Своим прихожанам святитель даёт практический совет, когда они услышат от раскольников что-либо смущающее их и когда не смогут обличить их, «идите тотчас к своим священникам. Расскажите им все, и спросите, как что обличить у раскольников, и как на что отвечать. Они вам все разъяснят, и душу вашу успокоят, и вас подготовят к тому, чтоб отражать вы могли и сами кривотолки раскольнические. Так действуя, вы совершенно будете безопасны от какого-либо обмана и уловления вражеского» 542 . Святитель Феофан во время своего церковного служения непосредственно соприкасался со старообрядцами разных согласий и толков, приобретя неоценимый опыт противораскольнической и миссионерской деятельности. В его духовном наследии можно встретить оценку и разбор заблуждений беспоповцев, поповцев и сторонников Белокриницкой иерархии. Беспоповцы. Поморцы Впервые близко столкнуться с проблемой раскола святителю Феофану пришлось при назначении его ректором Олонецкой духовной семинарии в сентябре 1855 г. Эту должность он исполнял менее года, 21 мая 1856 г. был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. 1 ноября 1855 г. о своём первом впечатлении от религиозной жизни Петрозаводска он сообщал епископу Нижегородскогому и Арзамасскому Иеремии (Соловьеву) : «Кругом раскол» 543 . В Олонецкой губернии была распространена беспоповщина четырёх согласий – даниловщина, филипповщина, аристовщина и странничество. В письме к правящему архиерею – архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Фёдорову) новый ректор отмечает, что «все более и более открывается нужд для должного приготовления учеников к борьбе с раскольниками» 544 . В письме Е.С. Бурачку поясняет: «надобно своих студиозусов сделать весьма искусными артиллеристами и инженерами по сей части» 545 . Сам святитель начинает преподавать в «миссионерском классе» и признается «для меня этот предмет совершенно новый. Все свободное время отдаётся на знакомство с расколом и настоящим его состоянием по Олонецкой епархии» 546 . Свою миссионерскую деятельность новый ректор начал с формирования библиотеки, в состав которой вошли как протираскольнические сочинения, так сочинения самих раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий пост - великая радость» Напутствие пастырей на Великий пост 21.02.2015 554 Время на чтение 17 минут «Если любой пост - радость, то Великий пост - великая радость» Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: - Пост - это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, организовать себя на духовную жизнь. Если бы не наступало время поста, мы бы так и крутились как белка в колесе в своих земных делах и редко вспоминали о каком-то покаянии. Хочется напомнить, что пост не был придуман какими-то ригористами или древними монахами. Пост есть явление изначальное - уже в Раю Бог заповедал воздержание от плодов древа познания добра и зла. Вспомните, как Господь сказал первозданному Адаму: от всякого древа ешь, а вот от этого древа нельзя, учись воздержанию. Ведь любовь к Богу выражается в том, что мы готовы ради Него отказаться от чего-либо. Если ты думаешь о вкусных блюдах и утешении плоти, то где же здесь любовь к Богу? В Евангелии Христос напоминает нам о воздержании: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21: 34). Это действительно так. Всё плотское очень отягощает сердце, это очень чувствуется, как будто мрак какой-то воцаряется внутри, а когда же освободиться от этого, как не во время поста? Я помню, как в первое время моего воцерковления было трудно поститься, всё время в мыслях вертелась скоромная пища. Но прошло сколько-то лет, я уже учился в семинарии, и, как-то Великим постом зайдя в магазин, неожиданно для себя заметил, что абсолютно равнодушен к мясной продукции, что ее как бы и нет для меня на время поста. Вот очень важно организовать себя так, чтобы душой не управляли никакие животные позывы и стремления. Но не всё так просто. Обыкновенно когда человек отказывается от чего-то приятного для себя, внутри происходит целое возмущение, вскипают чувства, организм требует прежней услады, довольства и успокоения. Пост обнажает перед нами ту нашу немощь, о которой мы раньше, может быть, и не догадывались. И вся суть поста заключается в том, чтобы обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями. Научиться господствовать над ними тогда, когда они просят своего, не идти у них на поводу и явить победу духа над плотью - вот в чем смысл воздержания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

— Читала, что сейчас разрабатывается специальный курс по преподаванию спорта в духовных школах. — Вот как раз, чтобы разработать этот курс, мы и собирали конференцию в Николо-Угрешской семинарии. Этот курс включает в себя два направления: занятия спортом, физкультурой в духовных школах и на приходах и окормление священниками профессиональных спортсменов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, предмет «Физическая культура и спорт» является обязательным для преподавания в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Другое дело, как он исполняется на практике. Во всех высших учебных заведениях вернули физкультуру, но для семинарии это оказалось диковинкой. Дескать, надо больше молиться, поститься и изучать труды святых отцов, а в спортивный зал ходить — дело не благочестивое. Чтобы это восприятие изменить, необходимо предложить серьезные обоснования. На конференции выступали преподаватели физкультуры наших семинаристов, рассказывали о том, сколько часов отведено под спортивные занятия, сколько человек их посещают, а сколько прогуливают, прикидываясь больными. — То есть священник должен заниматься спортом? — Безусловно, по мере сил. Святейший Патриарх например говорит, что он большое внимание уделяет своей физической форме, поскольку без физической активности, ту нагрузку, которую он несет, невозможно выдержать. И предлагает каждому священнослужителю об этом задуматься. Чтобы в полной мере служить Церкви, надо поддерживать свое здоровье, в том числе и занятием спортом. Эти занятия не только укрепляют здоровье, но и повышают внутреннюю дисциплину. Ведь не секрет, что проще полежать, поспать, телевизор посмотреть, а поди-ка позанимайся спортом и укрепи свою волю. — А в вашей епархии удается до священников донести эти мысли? — Мы в начале этого пути. Нам надо сперва определиться, где заниматься спортом. Если идти в фитнес-центры, то это будет большой соблазн. Тут есть некоторые нюансы. Мы должны иметь свои спортзалы. Если взять опыт Его Святейшества, то он просто занимается ходьбой. К примеру, хорошо бы каждый день проходить по пять километров. Попробуйте-ка это выполнить, когда за день весь измотан, а ты берешь и идешь. Хотя бы с этого начать.

http://pravoslavie.ru/128852.html

Всего на конкурс поступили 1200 работ от школьников из 57 регионов России, а также из Белоруссии, Бельгии, Казахстана, Молдавии, Сербии, Словакии, Таджикистана, Украины, в трех возрастных категориях (6-7, 8-9, 10-12 классы). В финале с 23 по 26 марта приняли участие 37 школьников. Для них педагогами и писателями сначала проводились мастер-классы, а затем 25 марта в Издательском Совете состоялось итоговое написание творческих работ на предложенные темы. Конкурсная комиссия определила победителей, а также лауреатов конкурса в специальных номинациях. Торжественная церемония награждения состоялась 26 марта в белом зале Храма Христа Спасителя. Помимо победителей дипломами и комплектами литературы были отмечены образовательные учреждения и педагоги, успешно подготовившие школьников к конкурсу. ПОСТАНОВИЛИ: Рапорт принять к сведению.   ЖУРНАЛ 60 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о распределении выпускников центральных духовных учебных заведений. Справка: Священный Синод утвердил в своем заседании от 22 октября 2015 года (журнал 78) Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и регламент к нему. Распределению посредством решения Священного Синода подлежат выпускники Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской, Николо-Угрешской и Перервинской духовных семинарий. Кроме того, Священный Синод в своем заседании от 4 апреля 2019 года (журнал 36), в частности, определил: «Считать необходимым увеличение числа лиц, особенно в священном сане, направляемых в двухгодичную командировку по окончании обучения в духовных учебных заведениях, для чего Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений включать в число командируемых лиц выпускников, поступавших из более обеспеченных кадрами епархий». Комиссия по распределению выпускников духовных учебных заведений под председательством Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Саввы, управляющего делами Московской Патриархии, являющегося по должности председателем упомянутой комиссии, рассмотрела в заседании от 14 мая 2019 года представленные духовными учебными заведениями списки выпускников аспирантуры, магистратуры и бакалавриата центральных духовных учебных заведений 2019 года и обращения епархиальных архиереев о направлении выпускников в вверенные им епархии. Приняв во внимание решение Священного Синода от 4 апреля с.г. и, ознакомившись с данными о кадровой ситуации в епархиях Русской Православной, комиссия сформировала и направила на утверждение Священного Синода:

http://patriarchia.ru/db/text/5444198.ht...

Конечно, мы сейчас все еще испытываем религиозный голод. Мы ведь только-только выбрались из духовной пустыни – и каждый росток принимаем за пищу, бросаясь на все, что кажется нам съедобным, хотя далеко не все, что растет и зеленеет, можно употреблять в пищу. Поэтому многое зависит от человека. – Занимается ли Издательский Совет выпуском художественной литературы? – В наших планах есть подобные проекты, очень любопытные. Мне кажется, они даже заинтересовали федеральное агентство по книгоизданию. И я думаю, что мы их осуществим. А пока мы издаем историческую беллетристику, потому что она дает нам возможность в легком виде говорить о серьезных вещах. – А современную художественную литературу? – До сих пор мы ее еще не издавали, но я думаю, что сейчас есть любопытные книги. Например, Юлии Вознесенской. У меня алтарники-мальчики в храме очень любят ее книги. Вот была ярмарка в Гостином дворе, и когда я туда отправлялся, они мне наказывали: “Батюшка, достань нам третью книгу Вознесенской”. Но, оказывается, третья книга пока не вышла, Вознесенская ее еще не написала, а люди уже ждут. – Есть ли у Вас самого время читать? – Я просматриваю и читаю очень много периодики. У меня на столе в кабинете лежат целые стопки книг. Очень много читаю комментариев к Священному Писанию Ветхого Завета – этот предмет я преподаю в семинарии. Даже в отпуск или в поездку я, как правило, беру с собой книги, которые так или иначе связаны с Ветхим Заветом, русской и всемирной историей. Совсем недавно буквально в течение нескольких вечеров я прочитал небольшую книжку священника Ярослава Шипова “Записки деревенского священника”. Совершенно потрясающие воспоминания! Удивительные по искренности и художественным достоинствам. Сейчас появляется много книг, написанных священниками. К примеру, “Один раз на всю жизнь” священника Илии Шугаева. Мы издаем уже четвертую или пятую книгу преподавателя Николо-Угрешской семинарии Валерия Духанина. Священник Савва Михалевич из Сергиева Посада выпустил несколько книг... Это очень любопытно, потому что священник всегда был terra incognita. Его внутренний мир, психика, жизненные трудности были неизвестны широкой аудитории.

http://foma.ru/protoierej-vladimir-silov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010