От более древних времён сохранился Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, - новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведён огромный Спасо-Преображенский собор, ставший вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому вреиени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями. Одной из уникальных достопрмечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и , по счастью, остаётся украшающая северную стену архитектурная панорама " Святой град Иерусалим " , или " Палестинская стена " . Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная краснокирпичная постройка условно (приближённо к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта " Древности Российского государства " . В ХХ веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. Его закрыли уже в 1920 году, в стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, к тому же в монастырских кельях проживали люди в коммуналках. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший). Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще " отбил охоту " у рестараторов заниматься Николо-Угрешским монастырём. Возрождение началось только после 1991 года, когда обитель вернули Церкви. И сейчас это - большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Николо-Угрешский монастырь, по преданию, основал князь Дмитрий Иванович (Донской).

http://sobory.ru/article/?object=00627

В такую ошибку впал он при вторичном своем посещении владыки. Не зная характера владыки и не дождавшись, чтобы тот первый спросил его, кем он думает заменить казначея Иоаникия, он прямо стал просить перевести в казначеи на Угрешу из Чудова монастыря иеромонаха Филарета, с которым познакомился во время своего жительства в Чудовом монастыре в продолжение с небольшим недели. Когда он назвал его митрополиту, тот пристально на него посмотрел и спросил его: – Довольно ли хорошо ты знаешь того, кого избираешь себе в казначеи? – Как же, владыка святый, знаю, – отвечал отец Иларий. – Ну, смотри же, коли знаешь, бери ты его на свои руки, – сказал митрополит. Отец Иларий не вник в значение этих слов и не понял, что поступил опрометчиво. Владыка, по всей вероятности, знал, что за человек был Филарет, но, чтобы проучить отца Илария (за то, что сам вздумал выбирать себе казначея, будучи в Московской епархии внове и никого порядком не зная), не стал ему противоречить, и Филарет был определен на Угрешу казначеем в том же мае месяце, а Иоаникий послан в Белопесоцкий-Троицкий монастырь, что под Каширой. В начале июня месяца скончался в Москве государственный канцлер князь Кочубей, которого отпевали в Чудовом монастыре, а так как у семейства Кочубеев был свой родовой склеп в Сергиевской пустыни (что на Петергофской дороге), в котором они погребаются, то после отпевания туда и повезли тело, и для сопровождения оного владыке угодно было назначить новопроизведенного Угрешского казначея Филарета. В благодарность за труд и проводы семейство покойного подарило ему золотые часы и сто рублей ассигнациями, что по тому времени была сумма довольно значительная. Определение в должность казначея, честь сопровождать тело первого государственного сановника по назначению самого митрополита, подарок золотых часов и денег – все это вместе неблагоприятно повлияло на отца Филарета; он возмечтал о себе и задумал добиваться места угрешского настоятеля. Для достижения этой цели нужно было сперва низвергнуть отца Илария, что при доверчивости последнего было весьма нетрудно, но прежде всего необходимо было удалить от него преданного ему келейника Петра, который, между тем, чуял, что новый казначей что-то замышляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

136 У Аввакума в это время было шестеро детей: три сына – Иван, Прокопий и Афанасий – и три дочери – Агриппина, Акилина и Ксения. В Москву с отцом поехали Иван и Прокопий. 140 Будущий соузник Аввакума по Пустозерской тюрьме дьякон (с 1659 г.) кремлевского Благовещенского собора Феодор был арестован в декабре 1665 г. после того, как подал царскому духовнику челобитную «об Аввакуме, о свобо­де». Он смело выступал на соборе и был расстрижен в один день с Аввакумом. Посаженный в темницу Николо-Угрешского монастыря, дьякон Федор на миг смалодушествовал и написал властям «покаянное письмо», но вскоре одумался и пытался бежать; был схвачен и окончательно осужден собором; после этого его казнили урезанием языка и отправили в Пустозерск, где через пятнадцать лет ему было суждено принять вместе со своими соузниками огненную смерт­ную казнь. 141 Думный дьяк, доверенное лицо царя Алексея, активный сотрудник приказа Тайных дел, главного сыскного ведомства Московского государства. 143 В сохранившемся деле об отправке Аввакума из Николо-Угрешского мона­стыря в Пафнутьев Боровский монастырь (сентябрь 1666 г.) названо имя стре­лецкого полуголовы Григория Салова, приставленного караулить заточенного Аввакума. 144 Суздальский соборный священник Никита Константинович Добрынин; один из активнейших обличителей Никоновых нововведений; в 1666 г. он подал царю обширную челобитную против никоновской книги «Скрижаль» и об исправлении богослужебных книг и тут же был арестован. Собор 1666 г. отлу­чил Никиту от церкви, предал анафеме и сослал в Николо-Угрешский мона­ стырь. Челобитная Никиты получила печатное опровержение: первая часть созданной в защиту церковной реформы книги «Жезл правления» представляет собой обличительный разбор сочинения Никиты Суздальского. В Николо-Угрешской ссылке Никита ослабел и покаялся «за срубом и мечем», как гово­рил он сам впоследствии, и с него было снято отлучение. Но в 1682 г. он снова явился как старообрядческий борец и даже предводитель стрелецкого восста­ния, за что был публично казнен на Лобном месте 11 июля 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Вениамин, митрополит (Зарицкий Владимир Николаевич) Дата рождения: 12 сентября 1953 г. Дата смерти: 6 сентября 2023 г. Дата хиротонии: 14 августа 2003 г. Дата пострига: 27 мая 1977 г. День ангела: 26 октября Страна: Россия Биография: Родился 12 сентября 1953 г. в с. Стодульцы Жмеринского р-на Винницкой обл. Украины в семье рабочего. В 1970 г. окончил Луко-Барскую среднюю школу, затем работал рабочим в строительном тресте. С 1973 г. — рабочий в Троице-Сергиевой лавре , в том же году стал иподиаконом еп. Рязанского Симона (Новикова), с 1974 г. исполнял послушание чтеца в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской области. 30 марта 1975 г. рукоположен во диакона, 6 апреля — во иерея, служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново, затем настоятелем Знаменской церкви с. Красное Палехского р-на Ивановской обл. 27 мая 1977 г. архимандритом Амвросием (Щуровым)  пострижен в монашество. 16 декабря 1977 г. принят в клир Орловской епархии , назначен настоятелем церкви Рождества Христова в г. Болхове Орловской обл. С 3 октября 1978 г. — настоятель Никольской церкви в пос. Кромы Орловской обл. 25 марта 1982 г. возведен в сан игумена. В 1985 г. окончил Московскую духовную семинарию. В 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, 6 июня того же года возведен в сан архимандрита, 7 июля назначен настоятелем Никитского кафедрального собора г. Орла. С 1 января 1989 г. исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. 11 декабря 1990 г. командирован для служения в Николо-Угрешский монастырь . 12 июня 1992 г. назначен наместником Николо-Угрешского монастыря. В 1999-2010 гг. — ректор Николо-Угрешской семинарии. В 2002 г. окончил Московскую духовную академию, защитил на кафедре нравственного богословия дипломную работу на тему «Жизнь и труды митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского)». 14 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Люберецкого, викария Московской епархии . Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. ( журнал 40 ) назначен епископом Пензенским и Кузнецким с освобождением от должности наместника Николо-Угрешского монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245280...

515 Гавриил (В. Ф. Розанов, 1781–1858), в период переписки сначала настоятель ярославского Толгского монастыря и ректор семинарии (1820–1821), епископ Екатеринославский (1828–1837), позже архиепископ Херсонский и Таврический. Впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский (1848–1857). – Прим. сост. 522 Евлампий (П. Н. Пятницкий, ?–1862), архиепископ Тобольский и Сибирский. В период переписки епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (1834–1840), и епископ Орловский и Севский (1840–1844). К некоторым письмам приводятся пометки, сделанные получателем, свидетельствующие о глубоком благоговении адресата к митрополиту Филарету. Пометки приводятся по рукописи писем, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки: НИОР РГБ. Ф. 316, к. 20, ед. хр. 15–30, 32. Рукопись последнего письма в собрании отсутствует, и письмо воспроизводится по журнальной публикации. – Прим. сост. 526 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Да будет воля Божия и благоволение начальствуемого (?). Принял сие известие от архипастыря, как от руки Господа Самого! – Прим. сост. 528 Перервинский Николаевский монастырь упоминается в XV в. Патриарх Адриан часто бывал в этом монастыре и подолгу в нем жил. В монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. Интересно свидетельство о митрополите Филарете преподобного Пимена Угрешского (П. Мясникова, 1810–1880, память 17/30 августа), настоятеля Николо-Угрешского монастыря: «Он (митрополит Филарет. – Прим. сост.) был слишком бережлив на монастырские деньги, хотя сам лично не был нисколько стяжателен и совершенно бескорыстен, ибо свои деньги он щедро раздавал просившим у него помощи, а иногда и не просившим». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 237. – Прим. сост. 529 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Все, что изречено архипастырем в мое вразумление, приял яко от уст Христовых. – Прим. сост. 537 Для привлечения внимания раскольников. Преподобный Пимен Угрешский вспоминал о епископе Евлампии, который «совершал литургию с необычною медленностью, так что, начиная служение в обыкновенное время – часов в десять, он оканчивал оное весьма различно – в первом часу, во втором и в третьем, на что сослужащие с ним сильно роптали». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 59. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Свидетельствую обо всем записанным здесь мною перед честным Крестом и Евангелием». 5-е чудо Свидетельство монахини Валентины (Сальниковой) – регента церковного хора одного из московских храмов: «Я, мо­нахиня Валентина (Сальникова Н. Ф.), сообщаю сего дня о том, что мною была приобретена икона преподобного Пимена Угрешского 22 июля 2000 года, когда я сподобилась с прихожанином нашего храма побывать в монастыре Николо-Угрешском и приложиться к мощам Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, в тот день пребывавших на Угреше. 29 июля я уехала к родственникам в Сибирь. По возвращении моем домой, в Москву, в пятницу перед Рождеством Пресвятой Богородицы, вечером, стоя на молитве, я заметила, что по рясе преподобного Пимена, на его иконе, сверкают крестики из мелких капель миро небольшой величины. Икона явно мироточила. Присмотревшись к ним, оглядывала всю икону и заметила, что по середине рясы идет след, ведущий вниз, тоже состоявший из мелких капелек. С левой стороны иконы, в области сердца преподобного, у руки с жезлом, сияла крупная капля миро... Во время молитвы на рясе преподобного Пимена Угрешского я всегда замечала появление и сияние более яркое, чем обычно, капель миро. Причем миро необычайным образом проступало в виде мелких крестиков, около жезла и правой руки на изображении преподобного. Позже заметила, что капля миро возле сердца стекла ниже, чем была ранее. После освидетельствования иконы нашим приходским батюшкой, я по его благословению передала эту святую икону в Николо-Угрешский монастырь. Свидетельствую сие записанное мной пред Честным Крестом и Евангелием». 6-е чудо Иеромонах Пимен (Помендюков), насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, сообщает, что им 10 августа 2002 года во время совершения проскомидии за ранней литургией в Успенском храме нашего монастыря было замечено появление миро на иконе преподобного Пимена Угрешского, которую в наш монастырь передала монахиня Валентина (Сальникова) из г. Москвы. Матушка Валентина свидетельствовала, что и ранее на иконе появлялось миро. Отец Пимен, совершая проскомидию, заметил, что икона, которая в тот день стояла на жертвеннике, была покрыта множеством мелких и среднего размера капель влаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возрождение Угрешского монастыря начинается с 1840 года, когда настоятелем стал святой преподобный Пимен Угрешский. В 2000 году решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен (Мясников) был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 года в день освящения возрожденного Спасо-Преображенского собора. Успенский храм Николо-Угрешского монастыря В 1880–1894 годах доминантой монастырского ансамбля стал Преображенский собор, крупнейший из храмов Москвы и Московской области, сооруженный архитектором А.С. Каминским. Неоднократно обитель посещал Святейший Патриарх Тихон. Последний раз святитель был здесь в 1924 году. Советская атеистическая кампания принесла монастырю новые испытания. В 1920-х годах обитель была упразднена, а на ее территории разместились трудовая колония для беспризорников, которая затем была преобразована в трудовую коммуну им.Ф.Э.Дзержинского, фабрика-кухня, школа, гостиница. Братские корпуса были переделаны под жилые дома. В 1930 году храм Святого Духа при Духовном училище был разрушен вместе с училищем. В 1940 году Свято-Никольский собор и ряд монастырских построек были уничтожены. В 1970 году сгорел храм преподобного Сергия Радонежского при Архиерейском доме. Монастырь был передан Московской Патриархии в 1991 году в руинированном состоянии. С тех пор в нем ведутся масштабные восстановительные работы. Завершена реставрация Спасо-Преображенского собора обители; в мае 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный собор. Восстановлены Успенская церковь, церковь во имя Петра и Павла, часовня на месте явления иконы Святителя Николая. Вновь построены церкви в честь икон Божией Матери – «Всех скорбящих Радость» и Казанской. Часовня Святителя Николая в Николо-Угрешском монастыре 22 мая 2000 года в Угрешский монастырь была привезена частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Ковчег с частицей мощей и икону св. Николая передал Преосвященнейший Дамаскин, епископ Диавлийский (Элладская Православная Церковь), который привез святыню из монастыря Иоанна Предтечи на полуострове Пелопоннес, где с XI века пребывает часть руки Святителя.

http://pravoslavie.ru/15555.html

Приход храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе организовал поездку для инвалидов в Московский Кремль и в Храм Христа Спасителя 24 марта 2009 г. 13:03 18 марта от прихода храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе была организована поездка для инвалидов в Московский Кремль и в Храм Христа Спасителя. Такого рода работа при храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе ведется еще с 2005 года. Тогда приход начал сотрудничество с Обществом инвалидов Мещанского района г. Москвы. В рамках сотрудничества с детьми и взрослыми, прикрепленными к этому обществу, ведутся катехизаторские беседы. Клирики храма посещают инвалидов на дому и в больницах, приобщают их церковным Таинствам. Священнослужители регулярно проводят встречи с инвалидами. Также и прихожане не остаются безучастными к судьбам больных людей. Многие из них помогают инвалидам посещать праздничные богослужения. Кроме того, на приходе организована работа с детьми-инвалидами с тяжелыми онкологическими заболеваниями в клубе «Липки-Круг». C ребятами ведутся катехизаторские беседы, для них создаются условия принятия святого Причастия на дому и в больнице. Еще один проект — «Протяни руку ближнему». Участвуя в нем, дети с онкологическими заболеваниями своими руками шили подарки, чтобы потом передать их детям-сиротам. Для детей с ограниченными возможностями (онкологические больные и инвалиды-опорники) при храме ведутся занятия по журналистике. Ежегодно во время празднования Пасхи и Рождества Христова на территории храма иконы Божией Матери «Знамение» и св. мученика Трифона проводятся крупные детские праздники с участием детей-инвалидов, детей-сирот и детей из многодетных семей. За годы работы с детьми-инвалидами для них организовывались паломнические поездки и экскурсии в различные города и монастыри. Ребята посетили Дмитров, Можайск, Новоиерусалимский, Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский монастыри, Троице-Сергиевую лавру и другие места. Для людей с нарушениями опорно-двигательной системы организовывались экскурсии по городу и выезды по святым местам на специальном автобусе с подъемником для инвалидных колясок. Благодаря усилиям прихода они смогли увидеть Московский Кремль и Храм Христа Спасителя, храм святителя Николая, Покровский женский монастырь и Богоявленский собор, а также Саввино-Сторожевский монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Николо-Угрешский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/595860.htm...

Николо-Угрешский монастырь, общежительный, 3 класса, на берегу реки Москвы, в 15 верстах от города Москвы, в 6 верстах от железнодорожной станции Люберцы. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским, на месте явления ему иконы святого Николая чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою великий князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван «Угрешским». В древнем Николаевском соборе находится явленная икона святителя Николая, прославленная чудесами. В церкви Успения находится особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, весьма древнего письма, именуемая «Взыграние», явившаяся в 1795 году, 7 ноября, в каковой день и совершается в честь ее празднество; Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, Поддерживаемым Ею обеими руками и прильнувшим Своей левой ланитой к Ее правой ланите. В той же церкви замечательны древние царские двери, сооруженные в XV веке. В больничной церкви во имя Всех Скорбящих Радости находится древняя икона Спаса Нерукотворенного, которую приписывают кисти инока Андрея Рублева. В 1894 году было совершено освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного в память 500-летия монастыря. В монастыре хранятся ценные вклады: от царя Михаила Федоровича — воздух, два покрова красного атласа с надписью, вышитой золотом и вынизанною мелким жемчугом, и крест напрестольный восьмиконечный с 16-ю частицами святых мощей; от царя Алексея Михайловича — житие и чудеса святителя Николая в лицах, — книга, писанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат; листов в ней счетом 421, а всех изображений 407. При монастыре богадельня для всех сословий, странноприимный дом, двухклассная школа с ремесленными классами и детской больницей и общество хоругвеносцев, члены которого носят утвержденный Святым Синодом в 1911 году нагрудный знак во время крестных ходов и богослужений. Близ монастыря находится принадлежащий ему Петропавловский скит.

http://sobory.ru/article/?object=00627

В последние месяцы жизни святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ПРОТИВ НЕГО ГОТОВИЛСЯ НОВЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС   Последний период жизни св. Патриарха Тихона был наполнен драматизмом и скорбями. Против него затевался новый судебный процесс, после которого, по замыслу ГПУ, святитель должен был быть расстрелян. Но смерть Патриарха, последовавшая 7 апреля 1925 г. не позволила осуществиться планам врагов Церкви. Политика государства по отношению к Церкви в целом в этот период несколько смягчилась, так как из-за ущемления верующих по всей стране происходили эксцессы и волнения. В июле 1924 г. Тучковым была составлена " Сводка эксцессов на почве закрытия церквей и действия комсомольцев " . В этой сводке приводились вопиющие примеры массового закрытия церквей, хулиганских проявлений по отношению к верующим со стороны комсомольцев. Все это вызывало массовые протесты верующих по всей стране, что часто приводило к столкновению с милицией и избиению " воинствующих безбожников " . В 6 отделении тогда же была составлена " Сводка о религиозном настроении верующей массы в губерниях охваченных неурожаем " . Здесь приводились многочисленные примеры большого подъема религиозного чувства среди народа, особенно в губерниях, где в это время была засуха. Факты ущемления прав верующих вызывали беспокойство М.И. Калинина, так 8 июля он направляет Сталину записку, где указывает на необходимость выполнения инструкций и распоряжений о корректном отношении к верующим. Летом 1924 г. Патриарх продолжал служить в московских храмах, совершать поездки за пределы Москвы. Так 22 августа он выехал в древний Николо-Угрешский монастырь под Москвой для свидания со старцем митрополитом Макарием (Невским) бывшим до 1917 г. митрополитом Московским. Беседа двух святителей продолжалась полтора часа и успокоила Патриарха. Возможно, именно визит Патриарха дал повод Тучкову начать повод начать агентурную разработку " группы крайне правых монархистов, объединяющихся вокруг бывшего Московского митрополита Макария, игумена Николо-Угрешского монастыря Аркадия, иоаннитки Матрены Филипповой, бывшей непосредственной сподвижницы Иоанна Кронштадского. В Угрешский монастырь приезжают разные монахи и живут там продолжительное время. Недавно приезжала игуменья Семальского монастыря Августа (Алтайская область) и проживала в монастыре несколько месяцев. По имеющимся сведениям Филиппова имеет связь с заграничными монархическими организациями " . Об этой агентурной разработке докладывал в числе прочих, Тучков 10 ноября 1924 г. начальнику СО ОГПУ Дерибасу.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010