Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество 14 августа, 2012 Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря. История Николо-Угрешского монастыря Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых. Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды. С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца. Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком. Святыни обители

http://pravmir.ru/nikolo-ugreshskij-mona...

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы была устроен на втором этаже Государевых и Патриарших палат в XVII веке и именовался «церквью Успения, что у Государя на сенях». В XIX веке прилегающий корпус был расширен, проёмы растёсаны, фасады отштукатурены. Каменное крыльцо древних палат и завершение храма утрачены, форма покрытия храма была изменена. Усердием Марии Григорьевны Александровой при храме был устроен придел преподобной Марии Египетской. После закрытия монастыря в 1920-х годах в церкви размещались жилые помещения и школа. 19 декабря 1990 года в приделе преподобной Марии Египетской была совершена первая Божественная литургия. 1 Мая 1991 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен храм Успения Божией Матери. 13 апреля 1997 года освящен придел этого храма в честь преподобной Марии Египетской. В настоящее время Успенская церковь с комплексом Государевых палат XVII века является самым древним храмом Николо-Угрешского монастыря, архитектурный ансамбль которого в целом сформировался во второй половине XIX века. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание – Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Царские покои располагались на втором этаже. На месте входа с южной стороны было парадное каменное крыльцо –отсюда Государь торжественно выходил для участия в богослужении в древнем Никольском соборе. В XVIII веке столицей стал Петербург, царские выезды на богомолье в Николо Угрешский монастырь прекратились, и было принято решение о перемещении пришедшего в крайнюю ветхость Успенского храма (местоположение которого теперь не возможно определить) в здание, где располагались Государевы палаты. В 1779 году архитектор Иван Яковлев составил проект переустройства: на втором эта же справа от входа был устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, слева – покои игумена, ризница и библиотека; в нижнем этаже – братская трапезная палата, поварня и различные хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=08089

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. князем Дмитрием Донским. Архитектурный ансамбль XVI-XVII веков был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пимена. Новый ансамбль в ложнорусском стиле создан на расширенной территории монастыря в 1850-1870-х гг. при участии художника и археолога Ф.Г. Солнцева. В 1880-1899 гг. Архитектором А.С. Каминским был построен грандиозный Спасо-Преображенский собор, ставший центром монастыря. Монастырь обнесен кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями. Наибольший интерес представляет северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древний город в условных иконописных формах. Из старых построек в переделанном виде сохранились: Государевы и Патриаршие палаты (XVII в.), колокольня (1758-1763 гг.), три башни ограды XVIII в. В 1920 г. монастырь был закрыт, на его территории размещалась колония для беспризорников. В 1940 г. уничтожен Никольский собор (XVI-XIX вв.). С 1970-х гг. начались восстановительные работы. С 1990-х гг. монастырь был вновь открыт. Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью (позднее Настоятельские покои): кирпичное двухэтажное здание, построено в XVII в. От этого времени сохранились планировка и своды. В XIX в. корпус был расширен, растесаны проемы, фасады оштукатурены. Вплотную к зданию с севера пристроена миниатюрная церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Позднее каменное крыльцо палат и завершения Успенской церкви были утрачены, изменены формы ее покрытия. В 1990-х гг. палаты реставрировались, восстановлено завершение Успенской церкви. Николо-Угрешский монастырь, общежительный, 3 класса, на берегу реки Москвы, в 15 верстах от города Москвы, в 6 верстах от железнодорожной станции Люберцы. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским, на месте явления ему иконы святого Николая чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою великий князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван «Угрешским». В древнем Николаевском соборе находится явленная икона святителя Николая, прославленная чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00627

Глава XVI В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. 243 С ним прибыли: управвлявший при нем Кавказским архиерейским домом игумен Иустин, присный духовный сын епископа, ризничий иеромонах Каллист, из послушников Сергиевой пустыни, иеромонах Феофан, состоявший духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома, из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители. Время основания Николо-Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его истреблены многократными пожарами. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского. Николо-Бабаевский монастырь по уставу своему есть общежительный, а по иерархическому значению – заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца, особенно чтимая народом как в городах Ярославле и Костроме, так и во всей окрестной местности. При иконе этой имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в особо устроенной серебряной раке. Местное предание говорит, что частица эта святых мощей святителя пожертвована князем Потемкиным Таврическим, которому в окрестностях монастыря принадлежало более двенадцати тысяч душ крестьян. Князю частица эта прислана была в дар от папы, а князем прислана в обитель через управлявшего его имениями Аладова. Сама же икона святителя обретена на бабайках – веслах, сделанных из цельного бревна, употребляемых на плотах, в кои связываются бревна, сплавляемые по реке на продажу, и которые при вводе плотов в речку Солоницу складывались за ненадобностью близ монастыря на правом берегу речки при впадении ее в реку Волгу. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Статьи о Патриархе Тихоне Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Статья I. Последний замысел врагов церкви Последний период жизни святого Патриарха Тихона был драматичен и исполнен скорбями. Против него затевался новый судебный процесс, после которого, по замыслу ГПУ, Святитель должен был быть расстрелян. Но смерть Патриарха, последовавшая 7 апреля 1925 г., не позволила осуществиться планам врагов Церкви. Политика государства по отношению к Церкви в целом в этот период несколько смягчилась, так как из-за ущемления верующих по всей стране происходили волнения. В июле 1924 г. Тучковым была составлена “Сводка эксцессов на почве закрытия церквей и действия комсомольцев” 1 . В этой сводке приводились вопиющие примеры массового закрытия церквей, хулиганства комсомольцев. Все это вызывало массовые протесты верующих по всей стране, что часто приводило к столкновению с милицией и избиению “воинствующих безбожников” 2 . В 6-м отделении тогда же была составлена “Сводка о религиозном настроении верующей массы в губерниях охваченных неурожаем”. Здесь приводились многочисленные примеры подъема религиозного чувства среди народа, особенно в губерниях, где в это время была засуха 3 . Факты ущемления прав верующих вызывали беспокойство Калинина; так, 8 июля он направляет Сталину записку, где указывает на необходимость выполнения инструкций и распоряжений о корректном отношении к верующим 4 . Летом 1924 г. Патриарх продолжал служить в московских храмах, совершал поездки за пределы Москвы. 22 августа он выехал в древний Николо-Угрешский монастырь под Москвой для свидания со старцем митрополитом Макарием (Невским), бывшим до 1917 г. митрополитом Московским. Беседа двух Святителей продолжалась полтора часа и успокоила Патриарха 5 . Возможно, именно визит Патриарха дал повод Тучкову начать агентурную разработку “группы крайне правых монархистов, объединяющихся вокруг бывшего Московского митрополита Макария, игумена Николо-Угрешского монастыря Аркадия, иоаннитки Матрены Филипповой, бывшей непосредственной сподвижницы Иоанна Кронштадтского. В Угрешский монастырь приезжают разные монахи и живут там продолжительное время. Недавно приезжала игуменья Семальского монастыря Августа (Ал­тайская область) и проживала в монастыре несколько месяцев. По имеющимся сведениям Филиппова имеет связь с заграничными монархическими организациями” 6 . Об этой агентурной разработке Тучков докладывал в числе прочих начальнику СО ОГПУ Дерибасу 10 ноября 1924 г.

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Глава X. Поездка в Вологду в 1847 году; Сергиевский архимандрит Игнатий в отпуске живет в Бабаевском монастыре; мое пребывание в Вологде; архимандрит Вологодский Иона В 1847 голу посетил Угрешу Сергиевский архимандрит, отец Игнатий Брянчанинов , который, как я уже говорил, прежде был назначен на Угрешу игуменом и вместо того, по воле Государя Императора Николая Павловича, был вызван в Санкт-Петербург и сделан архимандритом Сергиевским, так что он и не побывал в том монастыре, куда назначался. В 1847 году отец Игнатий, по расстроенному здоровью, стал проситься у Святейшего Синода на покой в Костромскую епархию, в Николо-Бабаевский монастырь, но вместо совершенного увольнения получил только временный отпуск. Проездом через Москву он и заезжал к нам и прогостил у нас несколько дней. В это время приезжала к нам графиня Шереметева Анна Сергеевна (первая жена графа Дмитрия Николаевича), весьма расположенная к отцу Игнатию. В Москве он останавливался в доме Ивана Акимовича Мальцева, возле Рождественки, в Варсонофьевском переулке. В Москве ему сделан самый лестный и радушный прием. Он многократно бывал у владыки, который также не раз его посещал, однажды делал для него обед, на который пригласил все московское почетное духовенство, и вообще владыка обошелся весьма ласково с архимандритом Игнатием. В 1848 году, на третьей седмице великой Четыредесятницы, я отпросился У отца игумена побывать на своей родине, в Вологде, и по пути заезжал к отцу Игнатию, пребывавшему в то время в Бабаевском монастыре. Эта обитель находится почти в равном расстоянии как от губернского города Костромы, так и от Ярославля, в 35 и в 30 верстах, на самом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. Существует местное предание, что основателями Бабаевского монастыря были иноки Угрешские. Верстах в полуторах от Бабаевской обители находится посад Большие Соли, некогда город Повольск (то есть по Волге, Поволжск), и с его землями граничила земля Угрешская. Это были пожни на берегу Волги и Солоницы. Монахи Угрешские, посылаемые для управления имением и называвшиеся поселыциками, жили в Больших Солях, где имели свой двор, или подворье. Деревня, принадлежавшая нашему монастырю, называлась Пахомова; она была на Егорьевской стороне, от посада вниз по реке Солонице. По ревизии 1744 года в этой деревне числилось дворов... а душ 13, которые платили по 1 рублю с души и пользовались всей землей. Около 1500 года Большие Соли были разорены и Угрешские монахи построили себе небольшое убежище на берегу Волги из леса, который им пожертвовали Усольские лесники, сплавлявшие лес вниз по Солонице в Волгу. Это временное местопребывание Николо-Угрешских иноков и послужило основанием Николо-Бабаевского монастыря. При царе Алексее Михайловиче в монастыре было уже более 60 человек братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Я с владыкой не видался с самого его возвращения из Петербурга в мае, и это было первое мое с ним свидание после моего лечения водами. Владыке угодно было первому начать речь о газетной сплетне. Из его слов я заключил, что он сперва нисколько не обратил внимания на клевету, помещенную в «Современных Известиях», полагая, что такая нелепость даже и не требует возражения, но впоследствии, видя, что это злоумышленный слух и уже слишком распространился и принят был многими за истину, владыка сознал необходимость опровержения и поджидал меня, чтобы знать мое мнение. Между тем и я с своей стороны, как только приехал в Москву, писал письмо к Гилярову, редактору той газеты-сплетницы, которая первая распустила обо мне этот ложный слух и которая, не в обиду ей сказано, вообще весьма лакома до всяких скандалов, которыми эти журнальчики и существуют. Но письмо мое Гиляров не заблагорассудил отпечатать: правда глаза колет. После нашего разговора с владыкой и была напечатана в «Московских Ведомостях» в октября 10 статья такового содержания: «Мы получили от Московскаго Епархиальнаго начальства следующее сообщение. В «Современных Известий» напечатано, будто бы Николо-Угрешскаго монастыря архимандрит Пимен, по распоряжению Святейшаго Синода, отправлен на покаяние в одну из Московских пустынь за оскорбление действием иеромонаха Угрешскаго монастыря. Известие это совершенно ложно, никакого указа или распоряжения Св. Синода не было, да и быть не могло; ибо никаких жалоб к духовному начальству на архимандрита не поступало и никакого дела не возникало. Архимандрит Пимен был с января болен и лечился, не оставляя ни одного из многосложных своих занятий; летнее же время, по причине болезни, провел, с совета врачей и разрешения начальства, в пустынях Екатерининской и Берлюковской, а в сентябре возвратился в монастырь. Болезнь между тем достигла зрелости и привела к серьезной операции, исполненной на днях известным хирургом, Иваном Николаевичем Новацким. Архимандрит Пимен, как монах, не вступился за себя; но как клевета, распространенная через печатание во многих газетах, возымела свое ядовитое действие на репутацию оклеветаннаго, то ему как лицу начальственному, коего влияние как благочиннаго, распространяется на все общежительные монастыри Московской епархии, молчать было невозможно, и он написал в редакцию «Современных Известий» письмо, которое просил напечатать, но сие требование, даже повторенное, не было, вопреки ожиданию, удовлетворено редакцией».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Прибавления Совершенно окончивши пересмотр моих записок, я нашел еще в своих бумагах несколько особых случаев, мной записанных, которые неудобно было поместить в самый рассказ, ибо не хотелось прерывать его нити, делать отступления, а потому помещаю их совсем отдельно. Так, говоря о нашей обители и о древней иконе Святителя, я не сказал о тех случаях благодатной помощи, которую некоторые получили по своей живой вере от чудотворной его иконы в мое время. Нашлись у меня кое-какие заметки и о некоторых монастырях, несколько воспоминаний о лицах и прочее. Все сие помещаю как прибавление к сказанному в моих воспоминаниях. I. Сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Святителя Николая, что на Угреше 1. Исцеление крестьянки Матроны, расслабленной ногами, 1858 год Подольского уезда деревни Богдановой крестьянская девица Матрона, бывши лет двенадцати, упала с довольно высокого крыльца и о своем падении и ушибе скрыла от родителей. Вскоре на ее спине стал замечаться горб, со временем увеличивавшийся более и более, а в ногах ее оказалась сначала слабость, потом трудность в хождении и, наконец, совершенное онемение. Во время своей болезни она лишилась матери. Отец ее вступил в другой брак и сам вскоре умер. Некоторые из односельцев и из ее родных ходили иногда в праздничные дни на богомолье в Николо-Угрешский монастырь и, возвращаясь, много рассказывали больной о сей обители. Она нередко думала, что если бы была возможность, с какой бы радостью побывала она там и помолилась бы Угоднику Божию, Святителю Николаю. Между тем уже исполнялся год ее болезни и в самое то число, в которое она лишилась владения ног, вдруг почувствовала некоторое облегчение. Через несколько дней после того ее мачеха и тетка видят во сне (каждая особо) будто они с больной молятся в Николо-Угрешском монастыре. Виденное во сне они пожелали исполнить на деле, с больной отправились в монастырь, отслужили молебное пение Святителю, во время которого больная могла уже несколько стоять. После сего с каждым днем ей становилось лучше и лучше, так как ноги стали крепнуть все более и более. Это было в 1858 году, в октябре. С тех пор она стала ходить совершенно свободно и твердо. Так как во время болезни не было употребляемо никаких врачебных пособий, то свое выздоровление она и ее родные приписывают единственно благодатной силе чудотворной иконы Святителя Николая. 2. Исцеление московского земского исправника Н. С. Василия Ивановича Муратова, 1859 год

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 13 – 26 мая 2010 13 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. «Вы — третий Патриарх, который совершил богослужение в храме “Большое Вознесение”, — сказал настоятель храма протоиерей Владимир Диваков, обращаясь к Патриарху Кириллу. — Я должен принести особые слова благодарности Вам, Ваше Святейшество, потому что, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Вы благословили благодетелей на святое дело возрождения нашего храма и воссоздание по сохранившимся фотографиям его исторического главного иконостаса». 22 мая, в праздник перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения Никольского собора, построенного в 2004– 2006 гг. на фундаменте древнейшего храма монастыря. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе обители. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил крестный ход на площадь Святителя Николая, расположенную у стен Николо-Угрешской обители. У памятника Святителю Николаю, Патриарх Кирилл совершил краткий молебен. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Патриарх Кирилл также поздравил наместника монастыря епископа Люберецкого Вениамина с 30-летием служения в священном сане. Праздник завершился маршем роты почетного караула 154-го отдельного комендантского полка военной прокуратуры г. Москвы и салютом. 22 мая в Москву прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. В аэропорту Внуково высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Истринский Арсений, секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Мос-квы, наместники и настоятельницы монастырей, а также представители государственной власти и иностранные дипломаты.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 1  голос:  5.0 из  5) Московские государи часто посещали прославленные монастыри. Обязательны были моления не только в кремлевских, но и в отдаленных обителях о рождении наследника престола. Поездки царя и царицы на богомолье в Троице-Сергиев и другие монастыри особенно часто совершались в тех случаях, если детей вообще не было или рождались только девочки. Порой паломничество происходило по обету, данному в какой-то опасный, кризисный или по-иному значимый момент жизни монарха. Примечательна в этой связи история с поездкой Михаила Федоровича в Макарьев Унженский Свято-Троицкий монастырь под Костромой в 1619 году. Его отец, участвуя в переговорах с поляками под Смоленском, в 1611 году был взят ими в плен. Святой Макарий считался покровителем пленных, и Михаил еще задолго до своего избрания на престол, «крыяся от безбожных ляхов в пределех костромских», не раз со слезами обращал свои молитвы «о родителе своем, чудном архиереи Филарете, яко да облыжет святыя его седины», обещая не только посетить Унженский монастырь, но и принести щедрые дары, а также прославить имя святого. После счастливой встречи с отцом, вернувшимся из плена в 1619 году, Михаил Федорович исполнил свой обет. После царского пребывания в монастыре на месте деревянных келий, где останавливался государь, были построены каменные Успенская церковь и больничные кельи. В 1620 году государь совершил поездку в подмосковную Николо-Угрешскую обитель . Патриарх Филарет любил ездить на поклонение в два монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы: звенигородский Саввино-Сторожевский и Пафнутьево-Боровский . Но самым любимым и часто посещаемым местом была Троице-Сергиева обитель, куда государи ежегодно совершали длительный молитвенный «Троицын ход». Монастырь, основанный в XIV столетии подвижником Сергием Радонежским , стал местом особого поклонения русских правителей еще с Ивана Грозного (именно там он был крещен), его сына Федора и Бориса Годунова. Род Романовых никогда не забывал и той роли, которую сыграла обитель в освобождении России от интервентов.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/povsedne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010