После революции 1917 года Николо-Угрешский монастырь, как и другие обители, был закрыт; богадельня упразднена; в Казанской церкви и прилегающих помещениях устроены коммунальные квартиры. В 1990 году Угрешский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В храме Казанской иконы Божией Матери начались восстановительные работы: были отстроены своды и воздвигнуты купола; разобраны старые перекрытия.  В 2006 году начались отделочные работы, и к концу 2008 года возрожденный храм предстал во всем своем благолепии. 20 июля 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник Николо–Угрешского монастыря Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, викарий Московской епархии совершил малое освящение Казанской церкви. Перед Божественной литургией был отслужен молебен с водоосвящением и весь храм окроплен святой водой. Владыке епископу Вениамину сослужили монастырская братия и прибывшие в обитель священнослужители. В своем архипастырском обращении владыка Вениамин воздал хвалу Господу Богу за великую Его милость: в Угрешском монастыре вознеслись купола еще одного храма, где можно совершать Таинство Святой Евхаристии и возносить молитвы Царице Небесной. Владыка наместник обители сердечно поблагодарил всех, кто помог возведению Казанской церкви. 21 июля 2009 года – в день Казанской иконы Божией Матери – в новоосвященной церкви состоялся первый после 90–летнего перерыва престольный праздник. Для поклонения верующим был изнесен древний (XVII века) образ Божией Матери “Казанская”.  Строилась в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. Восстановлен в 2004 г. http://ugresha.org/putevodotel/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=08094

В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители - Никольский собор. С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня. Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г. Возрождение В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким) . 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального . Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм - первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона . Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые - такие как Пименовская и Страстная церкви.

http://drevo-info.ru/articles/16507.html

Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско святого великого князя Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор место это называется Угреша. Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всеми потребны нескудно», – сообщает старинная рукопись. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов – Сергий и Иона. Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Остров, любимого и часто посещаемого московскими царями. По дороге сюда из Москвы царская семья непременно совершала «угрешский поход» в обитель со всей своей свитой. Царь Михаил Федорович Романов сделал таких походов девять, а его сын, царь Алексей Михайлович, – тринадцать. Во время одного из самых замечательных «угрешских походов» царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский. Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, поляков, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмет–Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться, – в 1611 году воевода Прокопий Ляпунов сделал монастырь местом сбора первого народного ополчения перед походом на Москву, занятую поляками. После петровских реформ начала XVIII века обитель начинает испытывать трудности. В 1721 году продается монастырское подворье в Москве из-за невозможности содержать его, лошади из угрешской конюшни отправляются в вотчины Чудова монастыря. В начале 60-х годов XVIII века Угрешский монастырь лишается всех земельных владений и крепостных. Когда в 1770 г . в Москву проникает моровая язва, власти распоряжаются открыть в Николо-Угрешском монастыре лазарет, а братию перевести в Николо-Перервинский обитель. Упадок монастыря усугубили половодье 1806 года, буря 1824 года и нашествие наполеоновских войск в 1812 году. В 1833 году в монастыре осталось лишь шесть человек братии, и встал вопрос об упразднении Угрешской обители и передаче ее под начало соседней церкви в селе Капотня.

http://pravoslavie.ru/15555.html

В августе нынешнего года исполнилось 210 лет со дня рождения (10.08.1810 г.) и 160 лет памяти (17.08.1870 г.) преподобного Пимена Угрешского. 8 сентября – 640 лет Куликовской битве. Говорить о святом Пимене невозможно в отрыве от Николо-Угрешского монастыря, что находится в подмосковном городе Дзержинский. Этот монастырь – его детище, его крест, его служение и жизнь. Слово «теплота», причём теплота сердечная, заключено в самом названии монастыря. «Сия вся угреша сердце мое» – «всё это согрело сердце моё». Так воскликнул благоверный князь Димитрий Донской, когда именно здесь ему явилась икона Святителя Николая Мирликийского, любимейшего русского святого. А ехал-то он на Куликов поле! Завтра Победа или смерть... И для князя, и для Руси. «Тихий Ангел пролетел над русской дружиной. Согрелось сердце мое... Теперь можно и в бой... А в этом месте возведите монастырь…», – были слова князя Димитрия. В этой истории три святых: Николай угодник, Дмитрий Донской и ещё один святой – Пимен Угрешский, настоятель этого монастыря, он в одном с ними ряду... Святой преподобный Пимен Угрешский – архимандрит, настоятель, да просто создатель, строитель Николо-Угрешского монастыря... Наверное, одного из самых значительных в России. Вторая Лавра... Так его называли и в XIX веке, и сегодня. Архимандрит это от слова «мандра», что в переводе – ограда, стена. Старший, командир внутри ограждения, внутри крепости. Масштаб строений Николо-Угреши вполне сравним с храмом Христа Спасителя, например, но его-то строили в 90-е гг. XX века, чуть ли не всей страной, и огромными деньгами, а Угреша большей частью построена в 30-е гг. XIX века, на частные пожертвования прихожан. Ну и конечно, трудом и талантом преподобного Пимена. Смотришь и думаешь – вот бы вся наша страна, вся Россия была бы такой. Мощной, красивой, мирной. Так, может быть, думая, как обустроить Россию, стоит вглядеться в монастырский устав. И в историю создания Николо-Угрешской обители... И самое главное – в жизнь... Житие святого Пимена. Житие – это словесная икона, в древности именно по житиям учились читать. Может и нам стоит по этим текстам, по этим образам попробовать выучиться грамоте, научиться по-настоящему понимать и точно считывать и свою жизнь, и историю своей страны.

http://pravoslavie.ru/133424.html

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители 20 ноября. ПРАВМИР. Церковь чтит память иконы Божией Матери «Взыграние». История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители. В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние». В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре. Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-prazdnuy...

Программа юбилейных празднований - 21-22 мая 2005 г. — крестный ход из Николо-Перервинского в Николо-Угрешский монастырь, Патриаршее богослужение в Николо-Угрешском монастыре (Московская Патриархия, Николо-Угрешский монастырь). - Май-октябрь 2005 г. — Всероссийский фестиваль-конкурс художественного творчества детей и молодежи « Любовию и единением спасемся» (Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, Москва). - май — сентябрь 2005 г. Восстановление памятника-колонныДимитрия Донского на Красном холме Куликова Поля; финансирование изготовления колоколов для храма Рождества Пресвятой Богородицы в Монастырщине (Куликово Поле); финансирование посадки дубравы на Куликовом Поле; организация паломнического поезда «Святой благоверный князь Димитрий Донской» в дни сентябрьских церковных торжеств на Куликовом Поле (Фонд Андрея Первозванного). - 1 июня 2005 г. — Память благоверного великого князя Димитрия Донского. Патриаршее богослужение в Архангельском Соборе Московского Кремля (Московская Патриархия). - 18 июля  2005 г. — Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой Лавре.  (Московская Патриархия. Начало юбилейных торжеств). - 18 июля 2005 г. — Молодежное просветительское спортивное мероприятие — велопробег «Куликово Поле» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви). - 18 июля 2005 г. — Молодежный православный фестиваль святогого Димитрия Донского (Государственный музей-заповедник «Куликово поле»). - 28 июля 2005 г. — Память св. равноапостольного Великого Князя Владимира. Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в соборе Николы Белого г. Серпухова. Крестный ход на Соборную гору. Посещение Введенского Владычнего женского монастыря (Московская епархия). - 6 сентября 2005 г. — Перенесение мощей сятителя Московского Петра, всея России чудотворца. Патриаршее богослужение в Успенском Соборе Московского Кремля (Московская Патриархия). - 2-7 сентября 2005 г. — Фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/20850.html

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Иова (Чернышева), насельника Николо-Угрешского монастыря. По запричастном стихе в алтаре собора протоиерей Николай Иванов, секретарь  Чебоксарской епархии , настоятель Покрово-Татианинского собора в г. Чебоксары,  преподнес  Его Святейшеству от лица  митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы старинную панагию, принадлежавшую последнему начальнику Русской духовной миссии в Китае архиепископу Пекинскому и Китайскому Виктору (Святину). Проповедь перед причастием произнес иеромонах Стефан (Слащилин), насельник Николо-Угрешского монастыря. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление и молитву у ковчега с частицей честных мощей святителя Николая. С приветственным словом к Предстоятелю обратился наместник монастыря игумен Варфоломей, который подарил Его Святейшеству икону «Спас Вседержитель». С солеи собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом  и поздравил паству с днем памяти святителя Николая. В дар собору Святейший Владыка передал пасхальное яйцо с изображением Спасителя. Затем Предстоятель Русской Церкви  наградил  победителей и участников Международного турнира по футболу среди незрячих. В завершение Святейший Владыка поблагодарил и благословил всех собравшихся: «Хотел бы поблагодарить всех, кто сегодня вместе с нами молился, кто, несмотря на пасмурную погоду, приехал в этот святой монастырь. В переполненном храме всегда молиться легко, потому что молитва там, где более двух или трех собрано во имя Господа, достигает Его Престола. Хотел бы призвать благословение Божие на всех вас, мои дорогие братья и сестры, на сию святую обитель, на отца наместника и всех, кто сопричастен этому иноческому братству в Николо-Угрешском монастыре. Особые слова хотел бы также сказать отцу-ректору семинарии и всем учащим и учащимся, которые здесь, восходя от силы к силе, получают необходимые знания для того, чтобы посвятить свою жизнь служению Господу.

http://patriarchia.ru/db/text/2990817.ht...

До г. Москва можно добраться самолетом, поездом или автобусом. Далее от станции метро " Выхино " автобусом Егорьевск-Москва, или электричкой с Казанского вокзала или ст. Выхино до Егорьевска, далее автобусом 25 или 26 Егорьевск-Радовицы. Подробнее... Николо-Угрешский монастырь [ править править код ] Николо-Угрешский монастырь - православный мужской монастырь в Московской области. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время монастырь действующий. При монастыре действует трапезная и гостиница. Николо-Угрешский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. При монастыре действует трапезная и гостиница. Допускаются группы до 50 человек. Возможно многодневное проживание. Заявки на бронирование гостиницы и проведение экскурсий принимаются по телефону. Адрес : 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1 Телефоны: +7 (495) 550-56-71 , +7 (916) 884-38-65 Подробнее... Ново-Голутвин монастырь [ править править код ] Ново-Голутвин монастырь - православная обитель, основанная в XIX веке на территории бывшего архиерейского дома после упразднения коломенской епархии в 1799 году — внутри Коломенского кремля. Монастырь, закрытый в 1920-х годах, был возвращен Русской Православной Церкви в апреле 1989 года для создания в нем женской общежительной обители. На его территории уцелели почти все монастырские постройки 17 - 19 веков, но они нуждаются в значительном ремонте. В монастыре открыт Православный медицинский центр имени святой Блаженной Ксении Петербургской. Прием ведут монахини — профессиональные врачи. Имеется небольшая гостиница для паломников и трапезная. По монастырю проводятся экскурсии, которые ведут сами сестры. На территории монастыря в созданном монахинями питомнике «Конвент» содержится и разводится редчайшая порода монголо-бурятских собак, а также среднеазиатских овчарок. Достопримечательностью монастыря является верблюд Синай, подаренный космонавтами. На территории монастырского подворья, расположенного в 17 км от Коломны, сестры разводят чистопородных вятских лошадей, привезенных из Удмуртии.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Николо-Угрешский монастырь Мужской Угрешский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца , ставропигия Русской Православной Церкви в черте Подольской епархии Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца . По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: " сия вся угреша серце мое " . С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угреша . 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами. Монастырь расположился близ дворцового села Остров . Ввиду близости монастыря с " потешным " селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле . Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея , но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде . Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода - это положение подтверждалось и последующими царями.

http://drevo-info.ru/articles/16507.html

82) Игнатий. 1833 г. (Брянчанинов) из дворян. Полагал начало в Александро-Свирском монастыре под руководством старца Леонида, при настоятеле архимандрите Варсонофие; со старцем своим перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии; оттуда переместились оба в скит Оптиной пустыни; определен в монастырь Дионисия Глушницкого. Июня 28-го 1830 года пострижен в Вологодском кафедральном соборе преосвященным Стефаном; восприемником его от Евангелия был ректор Вологодской семинарии архимандрит Евтихиан; в Июле того же года посвящен в иеродиакона и во иеромонаха. В начале 1831 г. назначен строителем Лопотова монастыря; в Июле 1833 г. посвящен в игумена; в Ноябре назначен настоятелем Угрешского монастыря и пока сдавал Лопотов монастырь, по Высочайшей воле вызван в С.-Петербург и Всемилостивейше определен в Сергиевскую пустынь архимандритом, где находился до 1857 г.; хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; в 1861 г. удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь, Костромской епархии, где и скончался 30 Апреля 1867 г. и там погребен. 83) Иларий. 1834–1852 г. Полагал начало в Соловецком монастыре при архимандрите Макарие; в 1823 г. им пострижен; в 1827 г. Марта 5-го посвящен в иеродиакона; в 1829 г. Ноября 20-го рукоположен во иеромонаха; в 1830 г. поступил в Александро-Свирский монастырь; в 1832 г. переведен в Козельскую Оптину пустынь; в 1834 г. определен в Вологодский Спасокаменский монастырь; Марта 8 того же года назначен управляющим Угрешского монастыря; Сентября 4-го того же года посвящен митрополитом Московским Филаретом во игумена; Ноября 16, 1852 г. по прошению уволен на покой в Николо-Пешношский монастырь; удалился в Гефсиманский скит, принял схиму с именем Илии и скончался там в 1863 году Июля 9-го дня на 67 году от рождения и погребен в Тарбеевской пустынке, что близ скита. 84) Пимен II. 1853 г. Родился 10 Августа в 1810 году в Вологде; купеческого звания; полагал начало в Белоезерском монастыре; в 1834 г. Марта 13-го прибыл на Угрешу послушником (Петр Дмитриев) с оптинским иеромонахом Иларием, что был игуменом; в 1838 г. пострижен в монашество; в 1839 г. Февраля 23 посвящен в иеродиакона; казначей в Марте; в 1844 г. Февраля 26 утвержден казначеем Угрешского монастыря; в 1852 г. Ноября 17 назначен управителем монастыря; в 1853 г. Октября 16-го в день открытия Общежития в Угрешском монастыре Митрополитом Московским Филаретом посвящен в игумена; в 1858 г. Августа 24-го в Москве на Троицком подворье посвящен митрополитом Московским в архимандрита; 1869 г. Июня 18 назначен благочинным всех общежительных монастырей Московской епархии; управляет монастырем и по сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010