Московский храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках передан Церкви 30 июня 2017 г. 15:38 Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20.06.2017 18137 в собственность Русской Православной Церкви передано здание храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках по адресу: г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 1/2, стр. 1. Ранее Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение 06.02.2017 2862 «О передаче в собственность Местной религиозной организации Православному приходу храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 2/22, стр. 2, 4, 7». Здание по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 2/22, стр. 2, согласно архивной справке Департамента культурного наследия города Москвы от 25.06.2015 152/1, построено в 1892 году по проекту архитектора Самарина П.П. Сегодня это приходской дом храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. Здание по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 2/22, стр. 4, возведено в 1885 году на средства дочери сенатора Софьи Владимировны Филатьевой. Изначально здесь размещалась церковно-приходская школа храма. Приходской дом храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 2/22, стр. 7, построен в 1890 году. В 1897 году здание надстроено вторым этажом, выполнена отделка фасадов. Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году. В 1657 году храм был уже каменный, а в 1677 году назван своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая каменная церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 года при царе Федоре Алексеевиче. Освящение состоялось 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. В 1812 году, во время Отечественной войны, интерьер здания был частично разрушен, однако к 1849 году его восстановили. В 1845 году стены храма были расписаны. В начале XIX века возведены ограда и ворота. Храм реставрировали в 1896, 1949 и 1972 годах. Храм никогда не закрывался. В 1992 году на колокольню подняли колокол весом в 108 пудов. В 2008 году храм святителя Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Официальный сайт храма: http://nikola-khamovniki.ru . Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Архив Пн В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в столичном храме святителя Николая в Покровском 21 мая 2018 г. 22:14 21 мая 2018 года, в канун дня празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы. Перед богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм Патриаршего подворья святого благоверного храма Александра Невского в бывшей Покровской богадельне (приписан к приходу храма святителя Николая Мирликийского в Покровском) и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции . По прибытии на территорию храма святителя Николая в Покровском Святейший Патриарх Кирилл посетил часовню, где почтил память приснопамятного архимандрита Дионисия (Шишигина) , преставившегося ко Господу 1 декабря 2017 года. Святейший Владыка вознес заупокойную молитву об отце Дионисии, который был благочинным Богоявленского округа и настоятелем храмов святителя Николая Мирликийского в Покровском и Патриаршего подворья святого благоверного князя Александра Невского при б. Покровской богадельне. За всенощным бдением Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы; протоиерей Сергий Точёный, настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева, что в Казенной Слободе, и храма Воскресения Словущего в Барашах; протоиерей Павел Кондраков, исполняющий обязанности настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Покровском и храма Патриаршего подворья святого благоверного князя Александра Невского в бывшей Покровской богадельне г. Москвы; протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москвы, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции; столичное духовенство. 

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, о дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. В нем оказалось и то же самое повествование о путешествии в Святую Землю, что и в житии святителя Николая Мирликийского, но со множеством дополнительных подробностей. Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийский, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя 200 лет архимандрит Антонин (Капустин) установил факт существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... Итак, два было святителя Николая ликийских» (Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Тр. Киевской Духовной академии, 1869. II. 6. С. 449; об этом архимандрит Антонин писал и в другой работе: Еще о свят. Николае Мирликийском//Тр. Киевской Духовной академии, 1873. IV. 12. С. 241–288). Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. X в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на житии святителя Николая, составленном в VIII–IX вв., в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А.Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в ГИМ греч. 378. Л. 36–54. XI в.). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Смешение житий двух святителей Николаев и привело к тому, что хронология жития архиеп. Николая Мирликийского вступила в явное противоречие с церковной историей. Архим. Антонин так описывает указанное несоответствие: Кто читал, со вниманием житие святителя, Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил па Голгофу и вошел раз в святую церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится па архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается, исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане, и сияет потом чудесами на весь мир, при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления 11 . Когда же и почему произошло смешение житий двух ликийских святых с именем Николай? Самый древний ил дошедших до нашего времени текст жития свт. Николая Мирликийского принадлежит архим. Михаилу и относится к VIII – нач. IX в. В этом памятнике нет смешения житий. Дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. X в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Историк АЛО. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста 12 . Таким образом, тексты «смешанного жития» существовали до Метафраста. По предположению АЛО. Виноградова, при составлении жития свт. Николая Мирликийского Метафраст воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда святой пребывал на епископской кафедре, состоялся Никейский собор (Первый Вселенский собор состоялся в августе 325 г. в Никее. В нем принимал участие император Константин I.). Николай был его участником среди 318 святых отцов. Слушая их споры с Арием, говорившим хулу на Господа (Согласно утверждениям Ария, Бог-Сын, второе лицо почитаемой христианами Троицы, не единосущен Богу-Отцу. Поскольку Сын был рожден, он не вечен. Сторонники Ария были разгромлены и отправлены в ссылку), святой встал и ударил Ария по лицу. Святые отцы возмутились и решили лишить Николу святительского сана. Однако за него заступились Иисус Христос и Богородица. Все присутствовавшие, в том числе император Константин, были тому свидетелями. Когда же пришел конец земной жизни святого, он обратился к Иисусу Христу с просьбой: просил милости для тех людей, которые будут призывать его в трудную минуту. Потом он упал ниц; ангелы понесли его душу на небо, а тело лежало на одре, словно солнце. В действительности в житии, надписывавшемся как Житие Николая Мирликийского, смешиваются черты жизни этого святого с деяниями другого Николая, епископа Пинарского (г. Пинары тоже в Ликии), жившего в VI в. Это произошло еще в византийских сочинениях об этом святом. Одна версия Жития Николая Мирликийского была написана византийским агиографом Симеоном Метафрастом в X в. На Руси ее перевод был известен в списках начиная с XV в. Вторая – в действительности является переводом Жития Николая Пинарского, появившимся уже в XI в. Его называли «иным житием». Оно существовало в двух редакциях – сокращенной и пространной. Третья версия представляет собой свод сведений, в число которых были включены и чудеса. Чудеса, творимые святым как при жизни, так и после смерти, были неотъемлемой частью любого жития. К переводу Жития Николы Мирликийского, написанного Симеоном Метафрастом , и к «иному житию» добавлялся свой комплекс чудес. Однако они могли смешиваться между собой. В Житие Метафраста были включены чудо о трех девицах, чудо о трех мужах (воеводах), чудо об избавлении корабля от потопа. Затем эти же чудеса были включены в «иное житие». К числу прижизненных чудес Николая Мирликийского относились следующие: чудо о трех мужах, об избиении рати поганых в Кесарии, об исцелении больных на Кипре, о хожении на Вселенский собор и др. Посмертными чудесами были избавление корабля от потопа, чудо о Дмитрии, об Агрике и его сыне Василии, о некоем юноше, о попе Христофоре, о Петре, о ковре, о сарацине, о детище, о половчине и др. Некоторые из них, возможно, были составлены на Руси. Это чудо о ковре, о Епифании, о детище, о половчине, а также о трех иконах. Два чуда – о трех девицах и о трех мужах – известны в разных вариантах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы 21 мая 2018 года 21 мая 2018 года, в канун дня празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы. Перед богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви  посетил  храм Патриаршего подворья святого благоверного храма Александра Невского в бывшей Покровской богадельне (приписан к приходу храма святителя Николая Мирликийского в Покровском) и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует  Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции . По прибытии на территорию храма святителя Николая в Покровском Святейший Патриарх Кирилл посетил часовню, где почтил память приснопамятного  архимандрита Дионисия (Шишигина) , преставившегося ко Господу 1 декабря 2017 года. Святейший Владыка вознес заупокойную молитву об отце Дионисии, который был благочинным Богоявленского округа и настоятелем храмов святителя Николая Мирликийского в Покровском и Патриаршего подворья святого благоверного князя Александра Невского при б. Покровской богадельне. За всенощным бдением Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москвы; протоиерей Сергий Точёный, настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева, что в Казенной слободе, и храма Воскресения Словущего в Барашах; протоиерей Павел Кондраков, исполняющий обязанности настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Покровском и храма Патриаршего подворья святого благоверного князя Александра Невского в бывшей Покровской богадельне г. Москвы; протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москвы, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции; столичное духовенство. 

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Храм Николая Мирликийского (Голенково-Погост) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Мирликийского (Голенково-Погост) построен в 1882 году в русско-византийском стиле с тремя престолами: святителя Николая, Казанской иконы Божией Матери и Рождества Христова. В приделах церкви сохранились уникальные фаянсовые иконостасы работы Кузнецовских мастеров. Содержание История [ править править код ] В 20 км от поселка Селижарово на живописном берегу реки Тихвины находится погост Голенково с церковью во имя святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца. Она построена в русско-византийском стиле с тремя престолами. Главный престол в честь Святителя Николая, два других престола посвящены Казанской иконе Божией Матери и Рождеству Христову. Церковь построил местный помещик, отставной капитан Александр Павлович Ветлиц из рода Рославльских казаков Ветлицев (предположительно это одна из ветвей древнего рода Дивовых), состоявший с 1888 года на должности церковного старосты. Его стараниями был выстроен кирпичный заводик, который исправно поставлял кирпич для строительства. Народная молва сохранила об Александре Павловиче добрую память как о благочестивом, справедливом и милосердном помещике, который проявлял постоянную заботу о своих крестьянах. Родовая часовня-усыпальница помещиков Ветлиц, построенная в самом конце XIX века, расположена с южной стороны возле храма. Цоколь часовни облицован иссиня-черным полированным гранитом, сама часовня - густо красным, полированным до зеркального блеска порфиром. С западной стороны храма возвышается отдельно стоящая колокольня, построенная в начале XX века. В храме сохранились два фаянсово-эмалевых иконостаса (золотисто-белый и розово-голубой) и напольные подсвечники, изготовленные на одной из фабрик Товарищества М. С. Кузнецова в начале 20 века на Кузнецовских заводах в Дмитрове. Известно, что автором рисунков иконостаса был В. А. Косяков, профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров им. Николая I в Санкт-Петербурге. Иконы на металле написаны художником Шваревым. Как удачный образец продукции Товарищества М. С. Кузнецова, иконостас экспонировался на крупнейших выставках, в том числе в 1896 году в Нижнем Новгороде, на Парижской — 1900 года и на Международной строительно-художественной — в 1908 году. До революции было изготовлено более 30 иконостасов, но большинство из них уничтожено в безбожные годы. До наших дней сохранились три иконостаса в России и два за рубежом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_М...

Общине храма святителя Николая Мирликийского в Новой слободе будет передано здание причта 4 декабря 2007 г. 20:53 Как сообщили представители городской администрации «Интерфаксу», московские власти приняли решение передать в безвозмездное пользование приходу храма святителя Николая Мирликийского в Новой слободе дом причта на Долгоруковской улице. В связи с этим будет расторгнут договор аренды данного здания с УВД Центрального административного округа. Собеседник агентства отметил, что данное решение принято по согласованию с ГУВД Москвы. Однако, несмотря на положительное решение властей Москвы, основное здание огромного храма святителя Николая Мирликийского в Новой слободе, вмещавшего более 4 тысяч верующих, остается в пользовании Министерства культуры РФ. В настоящее время его занимает студия «Союзмультфильм». Настоятель храма священник Николай Селезнев сообщил, что переговоры со студией «Созмультфильм» ведутся на протяжении 15 лет — начиная с 1993 года, когда была образована община храма. На протяжении многих лет община добивается возвращения храма, однако, несмотря на обращение Святейшего Патриарха Алексия в 1999 году к В. Путину , бывшему в то время премьер-министром России, а также несмотря на многочисленные предложения со стороны Минимущества других помещений для нужд «Союзмультфильма», руководство киностудии не желает покидать здание, принадлежащее Церкви. Храм святителя Николая — один из немногих храмов Москвы, до сих пор не переданных своим законным владельцам. Несмотря на трудности, настоятель планирует устроить в передаваемом Мэрией Москвы здании воскресную школу и иконописную мастерскую, а также музей императора Николая II. Кроме того, община будет просить благословения Патриарха на устройство в здании временной домовой церкви. Первое упоминание о храме относится к XVI в. Во второй половине XVII в. прихожане получили разрешение царя Алексея Михайловича построить каменное здание церкви. Он пожаловал им икону св. Николая Чудотворца «с чудесами». Именно эта церковь изображена В.И. Суриковым на картине «Боярыня Морозова». Через двести лет церковь стала тесной для возросшего населения. В 1903 г. по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского начали возводить новые трапезу, приделы и колокольню. К концу 1904 г. строительство было закончено. В храме могли разместиться до 4000 прихожан. При сооружении трапезной, возможно, впервые в России было применено железобетонное перекрытие двоякой кривизны, спроектированное А.Ф. Лолейтом. В советское время церковь была закрыта и приспособлена для конторских нужд Треста строительства набережных. В 1936 г. Моссовет распорядился устроить в ней Центральный антирелигиозный музей. В настоящее время на месте алтаря каменное здание 1940-50-х гг. В последнем, как и в самой церкви располагается киностудия «Союзмультфильм». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/333207.htm...

Базилика святителя Николая Мирликийского (Бари) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Basilica di San Nicola Базилика святителя Николая построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из Мир Ликийских. Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца. Итальянское название базилики — Basilica di San Nicola. Не следует путать базилику святителя Николая Мирликийского с русской церковью святителя Николая в городе Бари . Храмы находятся недалеко друг от друга. В базилике совершаются богослужения по католическому и по православному обрядам, в русской церкви — только по православному обряду. Содержание История [ править править код ] Мощи святителя Николая привезли в город Бари 22 мая 1087 года. В это время герцог города Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи святителя были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей. Место для строительства храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. В 1089 году базилика была освящена, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий: в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода, а в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом. Строительные работы продолжались до 1105 года. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году. Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма. Достаточно подробное описание состояния базилики в конце XVII века можно найти в путевых записках стольника П. А. Толстого.

http://azbyka.ru/palomnik/Базилика_свт._...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Мирликийского в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы 19 декабря 2019 г. 22:07 19 декабря 2019 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником в честь святителя и чудотворца Николая — престольным праздником для этого святого храма, одного из самых почитаемых в Москве. Храма, который никогда не закрывался, — даже в самые трудные годы сюда стекались москвичи, чтобы помолиться под его священными сводами. Мы вспоминаем сегодня великого угодника Божия. Почти 1700 лет — огромный промежуток времени — отделяют нас от святителя Николая, архиепископа Мирликийского. И возникает вопрос: почему же мы так торжественно прославляем его память? В самом деле, за это время было огромное количество выдающихся деятелей, внесших неоценимый вклад в жизнь всего человечества, но мы не вспоминаем их так, как архиепископа Мирликийского Николая. Даже чудесами из его жизни невозможно объяснить такое почитание. Избавление тех, кто был по ложному обвинению приговорен к казни, спасение девиц от бесчестия — вот некоторые из этих чудес, но разве они определили память о святителе на протяжении 1700 лет? Конечно, нет! Открываем жития святых — с каждым связаны те или иные деяния по милости Божией. Поэтому же мы почитаем святителя Николая? Да потому что в нашем народе сохраняется особая духовная связь со святителем и чудотворцем Николаем. Мы обращаемся к нему с молитвами не как к исторической личности, не как к выдающему иерарху, жившему задолго до наших времен, но как к живому, мы обращаемся к нему с нашими просьбами, с нашими мольбами, потому что он слышит эти молитвы и реально отвечает на наши сердечные воздыхания. Вот на чем основывается почитание святителя и чудотворца Николая — на нашем реальном опыте общения с ним. У многих людей есть личная история отношений со святителем, когда на свои молитвы они получали ответ, и потому так бережно сохраняется молитвенная память о святителе в нашем народе и в жизни многих из нас.

http://patriarchia.ru/db/text/5550590.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010