Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Есть, однако, утешение в том, что вижу и знаю, что наполняются храмы наши, что прибавляется и прибавляется малое стадо Христово. Знаю, что своей проповедью немало слабо верующих обратил я на путь Христов. За это хоть мало воздаст мне Христос. Как хотел бы я, чтобы все больше и больше наполнялись храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и больше обращающихся ко Христу от проповеди моей! Мне желают в день моего Ангела здоровья, долголетия, а надо желать не этого; какое долголетие, если 76-й год живу на свете! Надо желать только, чтобы дал мне Господь видеть плоды моей проповеди, видеть обращение людей ко Христу, видеть, что не напрасно я все оставил, чтобы вести вас ко Христу. Пожелайте и того, чтобы Господь сохранил угасающее зрение мое. Молитесь об этом, ибо молитва Церкви сильна пред Богом. Велика и сильна пред Ним молитва великого угодника Божия апостола и евангелиста Луки, которого и призовем на помощь и заступление в молебном пении ему. Аминь. 31 октября 1952 г. В день памяти святителя Николая Мирликийского Прослушайте слова, которыми начинается святая Библия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Люди, мнящие себя образованными, издеваются над библейской историей творения мира и в особенности издеваются над тем, что свет был сотворен в первый день, а солнце, луна и звезды только в пятый день. Они издеваются над верой нашей в то, что свет мог существовать тогда, когда не было светил небесных. Ну что же, таким издевательством они обнаруживают только свое научное невежество: они не знают того, что вселенная полна светящейся материи. Мельчайшие частицы материи обладают способностью светиться, им присущ свет. А свет небесных светил: солнца, луны, звезд — это только результат скопления, сгущения этой светящейся материи, это конденсация материи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих - Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих - тех, что источают такое же миро, показывая, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро таинственным образом есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам - через сучек маслины, принесенный голубицей (Быт. 8:11); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: " Ты же, постясь, помажь голову твою " (Мф. 6:17). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: " Мудрые девы взяли елей " , как говорит и святой Апостол Иоанн: " Вы имеете помазание от Святого и знаете все " (1 Ин. 2:20). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: Как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных, таким образом сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство Небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине (Рим. 11:24), Христу Спасителю, имя Которого " разлитый елей или миро " (Песн. 1:2). И как говорит псалмопевец самому Христу: " Возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости " , - так же и мы, собирая вместе все добродетели этих угодников Божиих, на главах коих видим елей, должны сказать каждому из них: " Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, угодник Божий, Бог твой елеем радости. Радости, потому что этот елей избавляет вас от болезни; радости, ибо исполняет вас на земле благодатью, на небе же славой вечной " . Но, рассказав об этих честных главах, должно нам положить венец настоящего дела, то есть окончить эту книгу житий святых преподобных отцов наших, подвизавшихся в Печерской обители Пречистой Богоматери, Которой достойно предложить венец из звезд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Игумен Дионисий 19.12.2018. Память святителя Николая Мирликийского I. Путь восхождения по мере приближения к Рождеству О духовной высоте как ориентире души 2 Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Лк. 10:23–24 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является для нас великим торжеством, напоминанием о важности духовного восхождения в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце», согласно псаломскому стиху. 3 Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, 4 восходя от славы в славу 5 добродетели». 6 Только что мы совершили Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев – старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев – брат евангелиста Матфея и Иаков – брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом, 7 Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков, брат Господень, ставший первым епископом Иерусалима, был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». 8 Эти слова означают духовную катастрофу, а именно: Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве, и тем самым Его слово не сотворило чудес для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Заветов? Эти слова обличают нас с вами в том, что и мы не отдаем должную честь и славу Спасителю. Нередко мы, соприкасаясь с богословием, обращаясь к святым и приобщаясь Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными, затворяя холодностью и безразличием душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник . В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит». 9 Мы оказываемся теми, кто не приемлет Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Как разобраться в этом кажущемся противоречии в Иисусе Христе, которого не может быть в Сыне Божием, ибо у Него все «да» – «да» или «нет» – «нет» (см. Мф. 5:37 ). Объяснение простое: нужно различать то, что запрещает Христос, от того, что Он Сам делал, нужно различать слова брани от слов обличения. Ибо когда говорим ближнему своему; дурак, безумный, – то выражаем этим презрение к брату своему, уничижаем его. Такую брань, такое превозношение над ближним Господь строжайше запретил. А резкими словами – «змии, порождения ехиднины, лисицы» – Иисус Христос обличал людей, достойных сего (см. Мф. 23, 33 ). Обличение, в отличие от брани, заповедано нам как должное в Священном Писании: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф. 5:11 ). Апостолу Тимофею святой Павел заповедует: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5:20 ) «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением» и «назиданием» ( 2Тим. 4:2 ). Раз нам заповедано обличение злых дел, мы не смеем и не должны молча и равнодушно проходить мимо нечестия. Однако Господь, говоря резкие слова, не уничижал человеческого достоинства, а лишь обличал лицемерие за лживость, ибо «отец лжи – диавол» (см. Ин. 8:44 ). Есть святой гнев, заповеданный нам от Бога, которым мы должны воспылать, когда видим надругательство над святыней. Святым и пламенным гневом обрушивался Иисус Христос на нечестивцев, торгующих в храме Божием. Такой же гнев побудил великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского при обсуждении арианской ереси на Первом Вселенском Соборе ударить Ария во лицу. Резкие, обличительные слова Господа вполне оправданы. Разве не заслуживал Ирод названия лисицы? Что характерного в поведении этого зверя? Известно лукавство, с которым она обманывает и охотника, и свою жертву. Называя так Ирода, Иисус Христос законно обличил его в хитрости, склонности к предательству. А почему Господь назвал апостола Петра сатаной? Потому что Петр, услышав от Иисуса Христа, что Ему надлежит быть предану и распяту ради спасения рода человеческого, стал отговаривать Его от такой страшной смерти и просить, чтобы Он пожалел Себя. Это ли было не дело сатаны? Не сатане ли нужно было удержать Христа от Голгофской жертвы? Устами апостола говорил тогда сам сатана, потому и сказал Господь ему столь грозное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Посмотрим налево, там страшная пропасть, бездна. На дне ее мы видим тех, которым уготована участь, одинаковая с диаволом и ангелами его. Кто же в этой бездне? Там Ирод, избивший четырнадцать тысяч младенцев, чтобы убить новорожденного Иисуса Христа. Там другой Ирод, убивший св. Иоанна Предтечу. Там Иуда, предавший Господа Иисуса Христа. Там гонители веры Христовой в первые века – жестокие римские императоры; там те, о которых говорит св. апостол Павел: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). В этой пропасти бесчисленное множество жутких злодеев, убийц, безжалостно избивавших и стариков и младенцев; там все насильники, все, кто поедал дома вдов и сирот (см. Лк. 20:47 ). На дне бездны, где пылает вечный огонь, тираны и злодеи, погубившие бесчисленное множество людей. О них мы знаем из истории. Подстать им были и жены кровавые: жестокая Иродиада, с наслаждением и диавольской радостью коловшая иголкой язык отрубленной головы Иоанна Крестителя. И злая Иезавель, жена нечестивого израильского царя Ахава, безмерно превосходившая его своим нечестием. Узнав, что муж ее скорбит и перестал есть из-за того, что Навуфей отказался продать ему свой виноградник, она сказала: «Не скорби, не тужи, будет тебе виноградник Навуфея». И написала письма старейшинам, запечатав их печатью царской. В письмах повелевалось найти негодных людей, которые оклеветали бы Навуфея. И произнесли неправедный суд, и побили его камнями, и получил Ахав виноградник Навуфея (см. 3 Цар, 21:6–16). Была и страшная Гофолия, которая, когда умер сын ее, царь Охозия, истребила все племя царское и, обагренная кровью, воссела на престоле (см. 4Цар. 11:1 ). Обратим свой взор направо – там возвышаются горы, на вершинах которых видим пророков, патриархов во главе с Авраамом, апостолов, сонмы мучеников Христовых, сияющую светом плеяду святителей и впереди них – Николая, чудотворца Мирликийского. О, как их много! Какой яркий Божественный свет исходит от этой благословенной вереницы праведников, множества преподобных, которые подвизались в пустыне и горах земных, тех, которые были гонимы и преследуемы, которые скитались «в милотях и козьих кожах... тех, которых весь мир не был достоин» ( Евр. 11:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно. — А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить? — Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства. Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства. — А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд? — Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят». — Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

http://pravmir.ru/esli-ya-nevznachay-osk...

Слава его настолько велика, что, как сказано в только что прочитанной нами молитве, в России он считается вторым нашим заступником после Божией Матери. Хотя, по логике вещей, было много угодников более высокой жизни — апостолы, которые, наверное, творили не меньшие чудеса, Иоанн Креститель и другие, — но народное почитание Святителя Николая столь велико, что по традиции его ставят вторым после Божией Матери. О чем это говорит? Будучи как будто бы обыкновенным человеком, простым христианином, не избранным для особенного служения так, как, например, были избраны апостолы, он своим подвигом — скорее даже не телесным, а духовным, заключавшимся в точном следовании заповедям Божиим, — приобрел ту же благодать, какую имели святые апостолы и другие известные всему миру избранники Божий. Потому и мы не должны себя извинять тем, что мы — люди обыкновенные. Конечно же, не нужно мечтать о каких-то высоких дарованиях, чтобы не впасть в высокоумие, — мы трудимся для того, чтобы приобрести дарование высочайшее и необходимейшее для нашего спасения — жизнь по Евангелию. Исполнять Евангелие необходимо всякому христианину, для каждого из нас это является долгом, а не чем-то желательным и возможным. А наградит ли нас Господь каким-либо дарованием за труды — это уже не так важно. Если же мы не исполняем Евангелие, тогда мы действительно вынуждены искать себе серьезное оправдание — не перед людьми, а перед Богом. Нам действительно придется оправдьтаться, почему мы не исполнили даже малейшую даже заповедь. Как сказал Спаситель, «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). Быть малейшим в Царствии Небесном — не значит пребывать в нем, надо думать, что такой человек и не попадет туда. Как же тяжело будет тогда изобрести оправдание своему нерадению! Поэтому понудим себя изо всех сил подражать угодникам Божиим, будем стараться, подобно Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу, служить Господу Богу, не ставя себя в зависимость от всеобщего мнения и расположения.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Терновый венец Спасителя Материал из Азбука паломники Исторический экскурс [ править править код ] О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29) и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17) И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2) Христос в терновом венце О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом. До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите. Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня. Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Терновый_венец...

Сатка Уральской обл. 4 (17) июля 1928 г.).  Чиноприем совершил архиепископ Никола 2-м чином через миропомазание в сослужении архимандрита Пансофия (духовного отца епископа Стефана) и в присутствии многочисленного духовенства и мирян. В этот же день в московском храме Николы Мирликийского состоялось заседание Главного церковного совета древлеправославных христиан-старообрядцев, на котором было решено выделить епископу Стефану следующие области: Бугурусланский округ, Уральскую обл., Уральский казачий район, с заведованием Иркутско-Забайкальской епархией и с наименованием его Бугурусланско-Уральским, на что ему был дан указ за 1239, а также решено просить архимандрита Пансофия Иевлева принять сан епископа и рукоположить его двумя архиереями. Третий древлеправославный епископ Пансофий был хиротонисан архиепископом Николой и епископом Стефаном на следующий же день 5 (18) сентября в московском храме Николы Мирликийского. Последняя литургия здесь совершалась в день недельный — 27 октября 1929 г. А уже в понедельник Никольский храм был закрыт на основании решения 14 Президиума Моссовета от 28 октября 1929 г. (дело 7972). В постановлении говорилось: «Вследствие острой необходимости у рабочих фабрики 4 Москвошвей в клубном помещении и возможности использования для этой цели культового здания старообрядцев беглопоповцев во владении 20/13 по Мал. Андроньевской ул., группа верующих которого немногочисленна и может быть переведена в здание культа старообрядцев белокриницкой общины во владении 18 по Факельному пер. и принимая во внимание, что в случае разногласий между этими общинами, группа верующих старообрядцев белокриницкой общины может объединиться с общиной того же толка, имеющего культовое здание на Рогожском кладбище, — руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. „О религиозных объединениях“ молитвенное домовладение 20/13 по Мал. Андроньевской ул. закрыть и здание его передать рабочим фабрики 4 Москвошвей под клуб». Данное решение было объявлено последнему председателю совета Никольско-Рогожской общины Коноплеву 1 ноября 1929 г.

http://sobory.ru/article/?object=25767

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010