В посаде, который примыкает к Серпуховскому кремлю, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит храм Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм Успения на этом месте впервые упоминается в 1620 г. в Дозорных книгах Патриаршего Казённого приказа. Это материалы переписи, проведённой Иваном Васильевым сыном Всеволодским при участии серпуховского духовного начальства, и, в частности, «поповского десятского успенского попа Никифора». Тогда в приходе Успения числилось всего 10 дворов. По данным же 1653 г., приход насчитывал 21 двор, а в 1703 г. — 15 дворов и сдавал внаём две лавки на церковной земле, соседствовавшей с городским торгом (доход этот шёл на закупку богослужебного вина, ладана и воска). Есть сведения, что в конце XVII в. при Успенском храме был уже придел во имя св. апостола Иоанна Богослова. 26 апреля 1737 г. священник серпуховского храма Успения о. Василий Евтихиев(3) «с приходскими людьми» обращаются в Синодальный Казённый приказ с просьбою перенести старую деревянную церковь, а на месте её построить новую, каменную. 2 мая того же года прошение их было удовлетворено, и к 1744 г., «тщанием прихожан», построена каменная Успенская церковь с тёплым Иоанно-Богословским приделом. С 1804 по 1869 г. к церкви Успения была приписана стоявшая через дорогу от неё Преображенская церковь. В 1817 г. в Успенском храме из-за «удара грома» случился пожар, повредивший его кровлю. В 1854 г. на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853 гг.) построено современное здание Успенской церкви. Смета на ее строительство 3 марта 1845 г. была подписана архитектором Таманским, который, видимо, и является автором. Скорее всего, это Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.), причастный к строительству храма Николы Белого в Серпухове (1833-1857 гг.), ученик М. Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля. Для стиля И. Т. Таманского было характерно сочетание классицизма с готическими и древнерусскими мотивами. Отныне в храме три придела: иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в колокольне — преподобного Николы Святоши (возможно, тезоименитого святого храмоздателя). Храм Успения — ранний образец русского архитектурного историзма 2-й пол. XIX в. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора — еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.

http://sobory.ru/article/?object=00306

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Богородицкая церковь, Успенская церковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города, на улице Володарского, на месте исторического городского посада. Содержание История [ править править код ] В посаде, который примыкает к Серпуховскому кремлю, но расположен выше по течению Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит храм Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм Успения на этом месте впервые упоминается в 1620 году. В конце XVII века при Успенском храме был уже придел во имя апостола Иоанна Богослова. 26 апреля 1737 года священник серпуховского храма Успения отец Василий Евтихиев " с приходскими людьми " обращаются в Синодальный Казённый приказ с просьбою перенести старую деревянную церковь, а на месте её построить новую, каменную. 2 мая того же года прошение их было удовлетворено, и к 1744 году " тщанием прихожан " построена каменная Успенская церковь с тёплым Иоанно-Богословским приделом. С 1804 по 1869 год к церкви Успения была приписана стоявшая через дорогу от неё Преображенская церковь. В 1817 году в Успенском храме из-за «удара грома» случился пожар, повредивший его кровлю. В 1854 году на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина построено современное здание Успенской церкви. Смета на ее строительство 3 марта 1845 года была подписана архитектором Таманским, который, видимо, и является автором. Скорее всего, это Иван Трофимович Таманский (ученик М.Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля), причастный к строительству храма Николы Белого в Серпухове. В храме были устроены три придела: иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в колокольне - преподобного Николы Святоши (возможно, тезоименитого святого храмоздателя). Коншины - крупнейшие промышленники Серпухова 2-й половины XIX - начала XX веков, в нескольких поколениях были старостами Успенской церкви и оказывали ей немалую помощь - в частности, ежегодно вносили деньги " на удержание дьяконской должности " при храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД СВЯТОСЛАВИЧ (50-е гг. XI в.- 1123), кн. черниговский, один из сыновей, по-видимому 3-й, киевского и черниговского кн. св. Святослава (Николая) Ярославича (на миниатюре в Изборнике 1073 г., изображающей семью кн. Святослава, Д. С. помещен 3-м из сыновей князя - после Глеба и Олега (Михаила), перед Романом и Ярославом (Панкратием)), отец св. кн. Николая Святоши (Святослава Давидовича). Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Первое известие о Д. С. относится к событиям, имевшим место вскоре после смерти его дяди киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича († 1093) и вокняжения в Киеве Святополка (Михаила) Изяславича (двоюродного брата Д. С.). В 1093/94 г. Д. С. оказался на княжении в Смоленске. Опасаясь усиления Святославичей на смоленско-черниговских землях после утверждения в Чернигове при помощи половцев Олега Святославича, князья-соправители Святополк (Михаил) Изяславич и Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, подойдя с войсками к Смоленску, вынудили Д. С. уйти на княжение в Новгород. Спустя 2 года новгородцы изгнали Д. С. и он вернулся в Смоленск. В 1097 г. Д. С. принял участие в Любечском съезде князей, на к-ром за ним и его братьями Олегом и Ярославом были закреплены владения их отца, т. е. Черниговское и Муромское княжения. По-видимому, Д. С. был тогда признан старейшим среди Святославичей (Глеб был убит в 1078, Олег же провинился как инициатор усобиц, в к-рых он активно использовал половцев). В последующих летописных известиях, а также в перечне рус. князей в «Хожении» игум. Даниила Д. С. упоминается ранее брата Олега, есть данные, что именно Д. С. занимал старейший стол в Черниговском княжении. В 1097 г. волынский кн. Давид Игоревич с ведома Святополка Киевского захватил и ослепил теребовльского кн. Василия Ростиславича . Д. С. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом участвовал в походе на Киев, чтобы вынудить Святополка выступить против волынского князя. В результате междоусобной войны на юго-западе Руси Давид был лишен Волыни, Д. С. в военных действиях участия не принимал, послав отряд во главе с сыном Святославом. В 1100 г. Д. С. был участником княжеского съезда в Уветичах (Витичеве), положившего конец конфликту между рус. князьями и Давидом Игоревичем.

http://pravenc.ru/text/168578.html

Митрополит Киевский Владимир благословил открытие выставки, посвященной 900-летию Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры 20 июля 2008 г. 09:23 В музейном отделе Успенского собора в Киево-Печерской лавре открылась выставка, посвященная 900-летию Троицкой надвратной церкви. В экспозиции представлены иконы, богослужебные предметы, материалы по истории Троицкой церкви. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир благословил открытие выставки словами из Святого Писания: «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни!» (Пс. 92, 5). Как отметил Блаженнейший владыка, «эти слова молитвенного вдохновения святого псалмопевца царя Давида сами собой выходят из сердца и уст сегодня, в день светлого знаменательного торжества: 900 лет назад было завершено строительство и был освящен один из древнейших храмов Святой Руси надвратный храм в честь Святой Троицы Свято-Успенской Киево-Печерской лавры». Блаженнейший владыка напомнил о празднике Троицы: «После пятидесяти дней пасхальной радости, в ясный летний воскресный день храмы и дома верующих украшаются ветками деревьев, травами и цветами, заполняя все густым и пряным запахом. Праздник Пятидесятницы, столь излюбленный нашим народом, еще именуют Днем Святой Троицы, поскольку в этот день открылось миру действо Святой Троицы Ее Трех Ипостасей, и люди научились поклоняться и прославлять Три Образа единого Божества»,  подчеркнул предстоятель Украинской Православной Церкви. «Построенный в Х веке на средства печерского инока, святого преподобного Николая Святоши, который происходил из рода черниговских князей, и украшенный в XVII веке пышным барочным декором, этот храм и сегодня неизменно дает людям те духовные благодатные дары, которые подаются нам нашей святой верой и святой Церковью. Тут действительно присутствует благодать Триединого Бога, возможность познать Его имеют все, кто приходит под своды этого древнего храма с верою и страхом Божиим. Поколения сменяют поколения, а надвратная церковь в честь Святой Троицы Киево-Печерской лавры отображает вечность и непоколебимость Церкви, оставаясь неизменным источником благодати»,  отметил митрополит Владимир. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/438114.htm...

Скачать epub pdf 102. Игорь II Ольгович (в иночестве и схиме Давид), великий князь киевский сын Олега Святославича, князя черниговского (см. 154), от брака с княжной половецкой, неизвестной по имени, причтенный православною церковью к лику святых. Родился в Чернигове около 1096 г.; участвовал в походе великого князя Владимира Мономаха к Минску в 1116 г.; при сыне его, великом князе Мстиславе Великом, ходил к Полоцку в 1129 г.; дружа с сыновьями Мстислава Великого, воевал, обще с братьями и половцами, против великого князя Ярополка II Владимировича в 1135 г., а после поражения великого князя 8 августа на р. Супое получил с братьями Курск и часть области Переяславской в 1136 г.; несмотря на это, снова с братьями же объявил войну великому князю, грабил с половцами по р. Суле, взял Прилуки, собирался осадить Киев, но сам попал в осаду в Чернигове, и только великодушию или слабости великого князя обязан спасением в 1138 г.; имел усобицу со своими двоюродными братьями Давидовичами, на которых ходил к Чернигову и занимал города суздальские в 1141 г.; пустошил, обще с братом своим Святославом, области Туровскую и Переяславскую, но остановлен убеждениями князя-инока, св. Николая Святоши (см. 172), и получил от великого князя Всеволода II на свою долю Городец, Юрьев и Рогачев в 1142 г.; ходил на князя Владимирка галицкого в 1144 г.; водил рать великого князя, своего брата, в Польшу в 1145 г.; по смерти Всеволода II 1 августа объявлен великим князем киевским, но разбит и низложен 17 августа 1146 г.; постригся в переяславском заточении 5 января и, перемещенный в киевский Федоровский монастырь уже схимником, убит киевлянами 19 сентября 1147 г. Тело его, погребенное первоначально в киевском Симеоновском монастыре, перенесено в черниговский Спасо-Преображенский собор в 1150 г., но не имеет над собою никакой гробницы со времени татарского нашествия в 1240 г. Был ли св. князь женат, известий нет. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

По преданию, Агапит сумел вылечить тяжелобольного Владимира Мономаха, которого армянин пользовал без малейшего успеха. Не чувствуя облегчения, тогда еще черниговский владыка послал гонца в лавру, но получил лишь «вареное былие», поскольку врач не мог выйти за ворота. После выздоровления князь пожелал лично отблагодарить спасителя, однако святой отец не вышел к князю и даже не принял даров. В старинных рукописях Агапита изображали стоящим на фоне лекарственных растений. Если заболевал кто-либо из братии, он приходил к хворому и самоотверженно ухаживал за ним, предлагая выпить отвары, которые готовил и принимал сам. К монастырскому лекарю обращались за помощью многие миряне. Рассказывали, что одному обреченному помогли преподнесенные с молитвой остатки монастырской трапезы. После долгих лет бескорыстного труда Агапит Печерский мирно почил в своей келье, был погребен в Ближних пещерах и канонизирован по истечении положенного срока. После его смерти армянин обратился в православную веру и постригся в монахи. Этот безымянный медик упомянут в Киево-Печерском патерике наряду с Петром Сирианиным – личным врачом князя Николая Святоши. Судя по прозвищу, «лечец вельми хитрый» прибыл с востока, видимо, был образован и пользовал научными средствами. В лаврской больнице лечили не только травами. Изначально медикаменты доставлялись из Египта, где в 990 году обучался княжеский медик Иоанн Смера. Помощь духовная снисходила на больных в Никольской церкви, устроенной на территории Больничного монастыря и впервые описанной в источниках 1462 года. Первоначальный вид храма неизвестен, поскольку нынешнее здание построено во второй половине XVII века. Его архитектура повторяет типичные формы своего времени: башнеобразная апсида, двухъярусный купол с золотыми звездами на синем фоне. Многогранный барабан купола украшен лепным узором и тонким поясом из цветных керамических розеток. Нижняя часть фасадов декорирована пилястрами, а окна по традиции обрамлены наличниками. В 1780 году в Никольской церкви появился позолоченный иконостас, вырезанный из липы киевским мастером А.С. Здарилковским и расписанный иноком Захарием. Торжественность интерьеру придавали Царские врата из чистого серебра работы мастера С.И. Стрельбицкого. В конце XIX столетия в храме Больничного монастыря появилась новая драгоценность – оклад для престола из мельхиора с позолотой, изготовленный работниками фирмы Фраже по заказу игумена. В отличие от Успенского собора во время Второй мировой войны Никольская церковь почти не пострадала. Мелкие повреждения были исправлены достаточно быстро, здание предстало в первозданной красоте и остается таковым более двух столетий.

http://sobory.ru/article/?object=09797

Очень распространено отожествление мистического опыта с одним из видов его — с «эмоциональною мистикою». И этим ограничивающим отожествлением отчасти объясняется преувеличенная оценка несказуемости. На самом деле мистическими бывают и чувствования, и деятельность, и познание. И конечно, мы должны говорить о мистическом опыте у Плотина, Эриугены, Николая Кузанского, Баадера, Шеллинга, Гегеля. Однако многие мистики не умеют, не способны приближать других к узреваемому и переживаемому ими с помощью рациональных понятий и приемов. Многие мистики в силах обозначить постигаемое ими лишь образно либо символически или только по эмоциональному качеству. Но (независимо от ценности постигаемого, которая во всех видах мистики может быть очень различною) в этом не достоинство, а недостаток. Я. Б е м е гениален не в силу своей непонятности, а несмотря на его непонятность. Есть разные степени мистической одаренности; но в той или иной мере (иногда, правда, ничтожной) она свойственна всякому человеку. И долг всякого человека, одаренного разумом, вовсе не в том, чтобы пренебречь этим даром Божьим и слепою верою принимать все, что «открывается» святым и гениальным мистикам. — Мы должны возможно больше понять и поняв проверить и оценить. Отсюда не вытекает права на легкомысленное и поспешное отрицание того, что нам к а ж е т -с я «непонятным» и «неубедительным», но — только повелительный долг достичь такого состояния, когда мы поймем и поняв сможем принять или отвергнуть. Отрицание — нечто совсем иное, чем сомнение; и надо научиться ждать и до времени воздерживаться как от необоснованного отрицания, так и от слепой или, еще хуже, смиренничающей веры. Это воздержание вовсе не совпадает с пассивным равнодушием. Оно содержит в себе жадное искание и тяжелые муки сомнений. Оно — наш религиозный долг. И выход из него не в самоуничижении святоши, не в забвении и не в попытке утвердить свою ограниченно–субъективную мысль, а в обретении истинной достоверности. Несказуемость не авторитет и не удостоверение Истины, хотя истина и несказуема, а — призыв к исканию ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Ещё один древний участок комплекса размещается на втором ярусе. Он состоит из галерей и помещений между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований была найдена древнерусская подземная церковь довольно больших размеров (длина 12 м, ширина от 5 до 2 метров при высоте 3 м). Она была покинута в древности и больше не восстанавливалась. На юг из неё, в направлении входа в Ильинскую церковь, идёт широкая галерея (высотой до 3 м), которая в своё время могла быть главным входом комплекса. В XVIII—XIX веках были созданы три облицованных кирпичом подземных храма. Самый интересный из них в архитектурном отношении — храм Феодосия Тотемского. Его стены и своды выполнены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Церковь Феодосия Тотемского стала главным храмом подземного комплекса и большой подземной церковью в Левобережной Украине. Её размеры впечатляют: высота в нартексе — 8,5 м, длина — 15,5 м. Церковь имеет хоры, устроенные позади кирпичного свода в северной части. Две другие подземные церкви монастыря — св. Антония Печерского (длина — 11,7 м, ширина — 4 м, высота — 4,5 м) и св. Николая Святоши (длина 12 м, наибольшая ширина — 2,32 м, высота — 2,68 м) имеют простую архитектуру. Святыни Антониевых пещер — келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. Местонахождение [ править править код ] Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33 Как добраться: Антониевы пещеры находятся в центре Чернигова на улице Успенского. Ориентир – парк «Болдина гора» («Холм Славы», улица Толстого). Доехать сюда можно автобусом, следующим по маршруту 30. Где остановиться [ править править код ] При Успенском Елецком женском монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее) Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

Из святынь Субботинского храма и древностей замечательны: 1) Крест напрестольный сребропозлащенный (большой) с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Милостивого, Ефрема Сирина, Фёдора Тирона, Андрея Критского, Антипы, Георгия, Александра Невского, Александра Свирского и Гурия и Варсонофия Казанских; 2) Такой же крест (малый), унизанный по краям жемчугом; в нём частицы мощей: преподобных Феофана, Пимена многострадального, Никона игумена, Агапита врача, Сергия послушника, Захарии постника, Моисея Угрина, Николы Святоши и преподобного Еразма; 3) Икона Николая Чудотворца в серебряной ризе, на которой вычеканены слова: «Изображение образа святого Николая Чудотворца что есть в великом Нове-граде на Ерославле дворищи. Писан сей образ 1731 году. Писал сей образ Новгородец посацъкой человек Спиридон Кроксов»; 4) Икона Знамения Пресвятыя Богородицы в серебряной ризе со следующими вычеканенными на ней словами: «Истинное изображение образа сея Пресвятыя Богородицы Знамения против чудотворныя иконы, что есть в великом Нове-граде на торговой стороне на Ильине улицы. Писан 1732 году совершися Марта 20 дня. Писал сей образ Спиридон Кроксов»; 5) Триодион (постная), напечатанная «повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего, Царя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, благословением в духовном чину отца его и богомольца великого господина святейшего Кир Иоакима Патриарха Московского и всея России 1678 года от Р. Христова»; 6) Евангелие напрестольное, напечатанное в царствование Благочестивейшего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, при святейшем Патриархе Московском и всея России Адриане в 1697 году; Апостол, Триодь цветная, месячные минеи и другие богослужебные книги выхода царствования Царя и Великого Князя Петра Алексеевича в Патриаршее местоблюстительство 1704-1707 годов. Состав Субботинского причта в разное время был не одинаков по числу членов. Так, насколько то известно по церковным документам, до 1815 года причт состоял из священника и двоих причетников, а с этого года и по 1855 был еще и диакон, а далее до 1885 года причт по-прежнему оставался из трёх членов; в 1885 году, со введением новых причтовых при церквах штатов - остались в Субботине священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=52372

Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений, за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы. О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписаны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры. Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». - Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.19-20 Церковь Пресвятой Троицы Киево-Печерской лавры - уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII-XVIII в.в. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в. Единственная, сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в " Тератургиме " Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей, постригшегося в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умершего после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107-1111 г.г. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.

http://sobory.ru/article/?object=05645

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010