Древний протограф во многом отразился в Основной редакции К.-П. п., датировка к-рой вызывает споры, поскольку ранние ее списки неизвестны (редакция представлена в рукописях начиная с рубежа XV и XVI вв.), и она не сохранилась в первоначальном виде (списки отличаются по составу и композиции). Ядро Основной редакции состоит из произведений свт. Симона и Поликарпа, а также летописного по своему происхождению «Сказания о первых черноризцах печерских»; в разных списках Основной редакции древнейшая часть дополнена Житием прп. Феодосия, Похвалой святому, летописным по происхождению «Сказанием, чего ради прозвася Печерский монастырь» и др. текстами. В Основной редакции наиболее полно сохранены эпистолярные части сочинений Симона и Поликарпа. Три ранние редакции (Арсениевская, Феодосиевская и Основная) не восходят друг к другу. В Арсениевской редакции сохранен первоначальный порядок глав. Об этом свидетельствует первая фраза в «Слове о создании церкви Печерской» свт. Симона, к-рое в указанной редакции начинается так: «Прииду же и на другая сказания». Очевидно, что так может начинаться повествование, к-рому предшествовал некий рассказ того же автора. Составитель Основной редакции переставил «Слово…» на первое место - до сказаний о печерских подвижниках и опустил эти слова. Титульный лист. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) Титульный лист. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в Киево-Печерском мон-ре были созданы 2 Кассиановские редакции К.-П. п. Время составления Кассиановской 1-й редакции приведено в тексте - 1460 г. с указанием, что она создана «повелением инока Кассиана, крилошанина печеръскаго». В подобной приписке в Кассиановской 2-й редакции, составленной в 1462 г. по поручению митрополичьего наместника Акакия, Кассиан назван уже уставщиком. В Кассиановских редакциях К.-П. п. историю обители дополняют новые тексты, в основном летописного происхождения. Таковы повествования о перенесении мощей прп. Феодосия, о пострижении кн. прп. Николая Святоши, о внесении имени прп. Феодосия в синодик, о свт. Нифонте Новгородском, о преставлении архим. прп. Поликарпа и поставлении попа Василия (обе редакции), «Вопрос благоверного князя Изяслава о латынех» (Кассиановская 2-я редакция) и др. 2-я Кассиановская редакция отличается от 1-й систематизацией материала и расположением его в хронологическом порядке. В обеих названных версиях К.-П. п., как и в Основной редакции, сохранены полные тексты посланий Симона и Поликарпа. В обеих Кассиановских редакциях можно отметить появление имени Нестора в заглавии «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» и в повествовании о перенесении мощей прп. Феодосия.

http://pravenc.ru/text/1684523.html

Николая Святоши. Преосвященный приобрел образ святого, а также частицу его облачения. Согласно ведомости за дек. 1907 г., в Е. м. проживали настоятель-епископ, 13 монахов и 4 послушника. При мон-ре была открыта церковноприходская школа. Рядом с помещением странноприимницы при еп. Исидоре (Колоколове) братством св. Михаила была открыта б-ка с читальней. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения. По просьбе Комитета по устройству XIV археологического съезда еп. Черниговский Антоний распорядился передать на выставку портреты архипастырей из Черниговского архиерейского дома. Такое же распоряжение по мон-рю отдал еп. Новгород-Северский Нестор. Кроме портретов на выставке было представлено большое количество предметов церковной старины. В 1908 г., во время археологического съезда, в Успенском соборе мон-ря проводились исследования древних фресок. В февр. 1912 г. на заседании Черниговского епархиального совета под председательством последнего настоятеля Е. м. Стародубского еп. Пахомия (Кедрова) было решено открыть в обители школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков. Д. Б. К. Архитектура По преданию, собор в честь Успения Пресв. Богородицы был построен одновременно с основанием мон-ря, ок. 1069 г., кн. Святославом Ярославичем. Первоначальная постройка была, вероятно, деревянной. Точное время строительства каменного храма остается неизвестным, он датируется только по косвенным признакам от кон. XI в. ( Холостенко Н. В. Архитектурно-археол. исслед. Успенского собора Елецкого мон-ря в Чернигове//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1961. Т. 3. С. 67) до 2-й пол. XII в. ( Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980. С. 85-86). Наиболее вероятной датой строительства представляются 10-20-е гг. XII в. ( Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове//Сов. Арх. 1974. 2. С. 98; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат.

http://pravenc.ru/text/189789.html

– Давно ли существует Угрешская обитель, и кто был ее основателем? Я кратко отвечал, что основателем ее был великий князь Димитрий Иванович Донской, как говорит предание, а существует обитель около пятисот лет. Когда мы стали подходить к соборному храму, я обратился к Тютчевой с вопросом: – Не прикажете ли сделать молитвословие по уставу церкви в подобном случае? Ответ ее был: – Нет, ничего не нужно, а только потрудитесь вы подвести Их Высочества к чудотворной иконе святителя Николая. Когда все это было исполнено, они стали за амвоном на постланном ковре, и я поднес великому князю Сергию Александровичу икону святителя, а великой княжне Марии Александровне икону Божией Матери и по просфоре и окропил их святою водой. Рассмотрев с большим вниманием внутренность соборного храма, все вышли в западные двери и следовали по направлению к зимней Успенской церкви. Когда мы стали подыматься на церковную площадку, я хотел было поддержать под руку великого князя, но он не принял моей услуги и сам восходил по ступеням лестницы; тогда, оставив его, я обратился с той же услугой к великой княжне, она приняла оную и, сделав мне поклон, сказала: «Благодарю». Осмотрев внутренность Успенского храма и придел во имя преподобной Марии Египетской, они очень хвалили украшение церкви и потом спрашивали меня, давно ли я нахожусь в здешнем монастыре. Я отвечал: «Двадцать седьмой год». – И вероятно, все это устроилось в вашу бытность? – заметила Тютчева. – Так точно, – отвечал я ей. – Говорят, один купец вам много пожертвовал на устройство здешнего монастыря? – Это совершенная правда, – отвечал я, – но немало и других лиц, которые также помогают обители. Потом мы ходили в ризницу и вскоре из оной вышли. По выходе оттуда я предложил им: – Не угодно ли будет посетить монастырскую больницу с церковью? Великая княжна отвечала: – Непременно. Спускаясь по церковной лестнице, они повернули влево, вошли в часовню, где хранится гроб преподобного Николы Святоши, и спрашивали: – По какому случаю хранится этот гроб в здешнем монастыре?

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Но во Владимирском храме было весьма много и других святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников Божиих, подаренных, храму с иконами с изображениями этих святых, с крестами. Это хранилось у дарителей как семейная святыня. Части мощей угодников Божиих находились: в образе, в котором были вложены пять св. крестов и складной кипарисный обложенный серебряной рамкой маленький образ с частицами св. мощей следующих угодников Божиих, лики которых изображены на сем образе: св. Предтечи Иоанна, св. апостола Андрея Первозванного, св. апостола Павла, свят. Христовых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского, благоверных княгинь Ольги Российския и Анны Кашинския, преп. Лазаря писца, св. муч. Ефимии всехвальныя. (Наполях дела 238 карандашом написано следующее: «В нашествие монголов мощи Ольги погибли или сокрыты неизвестно куда...» - Б.Р.) Святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Арсения Тверского, св. муч. Нестора и преп. Афанасия Афонского. Святых муч. Антония и Савватия, преп. отец Григория Двоеслова папы Римского, Григория Нисского, Филарета Милостивого, Евфимия Великого, Сергия игумена Радонежского, Арсения Великого и Николы святоши, кн. Черниговского. Святых влмч.: Федора Стратилата, Иакова Персиянина, Никиты. Свмч. Иоанна воина, Нестора, св. преп. Лукиана, пресвитера Антиохийского, и св. блаженного Иакова, Боровицкого Чудотворца. В подножьи крестов вложены в особо устроенных местах св. мощи угодников Божьих: преп. Нила Столобенского, Сергия игумена Радонежского, Сильвестра папы Римского, Симеона Сербского мироточивого, Ионы Пресвитера, Илариона Нового, свмч. Архидиакона Евпла, св. вел. муч. Варвары, св. вел. муч. Екатерины; преп. отец: Пимена Печерского, Варлаама Хутынского, Петра Афонского, Онуфрия Великого, Тита Чудотворца, св. Иоанна патриарха Александрийского милостивого, преп. Никона Печерского, Сухаго, преп. Исаакия Далматского.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений, за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы. О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписаны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры. Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». - Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.19-20 Церковь Пресвятой Троицы Киево-Печерской лавры - уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII-XVIII в.в. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в. Единственная, сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в " Тератургиме " Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей, постригшегося в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умершего после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107-1111 г.г. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.

http://sobory.ru/article/?object=05645

50 Вопрос о древности «жития» и об авторе его очень спутанный. Не имея возможности распространяться о нем подробно, укажем лишь следующее. Пр. Макарий усвояет «житию» «неоспоримую древность» (Хр. Чтен. 1849 г. II, 307) и считает его «едва ли не древнее всех известных нам источников касательно жизни» св. Владимира (Ibid. 1850 г. I, 57), так как «житие» начинается словами: «сице убо бысть малым преже сих лет...»; но точно такими же словами начинается и сказание об убиении Бориса и Глеба, в котором говорится, что св. князь Владимир прожил в христианстве 28 лет (след. крестился в 987 г.) (Хр. Чтен. 1849 г. II, 378). Однако, в другом месте пр. Макарий утверждает, что древнейшим писателем о св. Владимире был монах Иаков (Ibid. 1849 г. II, 303). Сколько же, спрашивается, было писателей, которые были древнее всех остальных?.. Что касается автора «жития», то он остается вообще неизвестным; впрочем, пр. Макарий считает этим автором то Иакова (Христ. Чтен. 1849 г. II, 309; 1850 г. I, 57; Ист. р. ц. II, 141), то пр. Феодосия (Хр. Чт. 1849 г. II, 311; 1850 г. I, 57). Голубинский признает его греком и склонен видеть автора «жития» в монахе Феодосие, переводившем с греческого языка на славянский послание Льва Великого к Флавиану, патриарху Константинопольскому, по просьбе князя Николая Святоши (См. I, I, 116 стр.; 119 стр. 2-е прим.; 194 стр. и 700 стр.). 51 Кажется, первый высказавший мысль о завоевании Владимиром веры был митр. киевский Евгений, известный ученый историк (см. Стр. 1887 г. II, 278 стр.). А за ним повторил уже и Карамзин. 54 Можно думать, что Владимир, подобно своему отцу, на первых порах боялся укоризн за перемену веры. Святослав на уговоры матери принять христианство отвечал: «дружина моя сему смеятися начнут» (Ип. л. 41). Не то же ли сначала думал и Владимир? А что протест со стороны языческой партии был вполне возможен, на это указывают слова св. князя, что каждый не явившийся для крещения «противник ему да будет» (ib. 80 стр.). А летопись прямо говорит, что о ниспровержении Перуна «плакахуся его невернии людье» (ibid). Не все крестились по расположению; некоторые, по свидетельству митр. Илариона, принимали христианство по страху, уступая силе и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Скачать epub pdf 102. Игорь II Ольгович (в иночестве и схиме Давид), великий князь киевский сын Олега Святославича, князя черниговского (см. 154), от брака с княжной половецкой, неизвестной по имени, причтенный православною церковью к лику святых. Родился в Чернигове около 1096 г.; участвовал в походе великого князя Владимира Мономаха к Минску в 1116 г.; при сыне его, великом князе Мстиславе Великом, ходил к Полоцку в 1129 г.; дружа с сыновьями Мстислава Великого, воевал, обще с братьями и половцами, против великого князя Ярополка II Владимировича в 1135 г., а после поражения великого князя 8 августа на р. Супое получил с братьями Курск и часть области Переяславской в 1136 г.; несмотря на это, снова с братьями же объявил войну великому князю, грабил с половцами по р. Суле, взял Прилуки, собирался осадить Киев, но сам попал в осаду в Чернигове, и только великодушию или слабости великого князя обязан спасением в 1138 г.; имел усобицу со своими двоюродными братьями Давидовичами, на которых ходил к Чернигову и занимал города суздальские в 1141 г.; пустошил, обще с братом своим Святославом, области Туровскую и Переяславскую, но остановлен убеждениями князя-инока, св. Николая Святоши (см. 172), и получил от великого князя Всеволода II на свою долю Городец, Юрьев и Рогачев в 1142 г.; ходил на князя Владимирка галицкого в 1144 г.; водил рать великого князя, своего брата, в Польшу в 1145 г.; по смерти Всеволода II 1 августа объявлен великим князем киевским, но разбит и низложен 17 августа 1146 г.; постригся в переяславском заточении 5 января и, перемещенный в киевский Федоровский монастырь уже схимником, убит киевлянами 19 сентября 1147 г. Тело его, погребенное первоначально в киевском Симеоновском монастыре, перенесено в черниговский Спасо-Преображенский собор в 1150 г., но не имеет над собою никакой гробницы со времени татарского нашествия в 1240 г. Был ли св. князь женат, известий нет. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Серпухов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые деревянный храм был построен в 1620 году, в 1737 году прихожане собирают деньги на строительство нового каменного храма - с одним приделом, притвором и колокольней. Эта постройка просуществовала до 1817 года, когда вследствие пожара пострадала значительная часть храма. И наконец в 1854 году была возведена на средства серпуховского фабриканта Николая Коншина новая Успенская церковь. В композиционном плане памятник достаточно традиционен: одноглавая церковь, трапезная, колокольня. Но достаточно интересна стилизация фасадов - московское барокко конца XVII века. В посаде, что примыкает к крепости, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается в 1620 г. В 1352, 1426 и 1693 гг. Серпухов посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: По преданию, осталось тогда 6 семей. Умершие были похоронены у церкви Успения в общей могиле, это место называлось " убогий дом " . В четверг на 7 неделе по Пасхе сюда направлялся из собора крестный ход, и служилась панихида. В 1744 г. построен каменный храм Успения. Повреждённый пожаром 1817 г., он перестроен на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853) и освящён в 1854 г. В храме три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и во имя прп. Николы Святоши (в нижнем ярусе колокольни). Н. М. Коншин и его отец Максим Алексеевич владели миткальной и набивной фабрикой, помещавшейся в 7 каменных и 14 деревянных строениях. Коншины давали работу 2000 человек в городе и в уезде, к 1853 г. рабочих стало 2740. В советское время Успенский храм был закрыт. Настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на полигоне " Бутово " в 1938 году.

http://sobory.ru/article/?object=00306

Филарет митр. Моск. О, Творец! Мы погибаем, Наступил последний час Мы слабеем, остываем; Пропадает вера в нас. Дай нам, Боже, не смутиться Пред жестокою судьбой, Дай нам, Боже, подкрепиться Пред великою борьбой! Сжалься, Господи, над нами, Сердцу пламя ниспошли, Чтобы добрыми делами К Небу дух мы вознесли! Ждем посланника Святого, Ждем того, кто всех бы спас – Ждем Божественного слова, Животворного для нас. Ив. Вазов, болгарский поэт, пер. Цветков Покрой согрешающего, если нет тебе от того вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего. Исаак Сир. 14-го октября Святый великий князь Черниговский Николай был пер­вым из русских князей, отрешившимся от мира и избрав­шим тесный путь спасения. Обеспечив различными угодиями свою семью, он удалился в Киево-Печерскую Лавру и здесь ревностно отдался жизни богоугодной. Работал много лет на поварне, таскал дрова, воду, затем был долго при­вратником и только после усиленных трудов удалился в свою келлию на безмолвие. Братья князя Николая негодовали на то, что он так истощает себя и часто посылали к нему некоего врача – Петра, который уговаривал его поберечь себя. Князь на все доводы своего преданного друга возражал, что хотя плоть и смиряется от воздержания в пище, но сил не лишается, ибо сила Божия в немощи совершается; и слова его оправ­дались на деле, ибо всякий раз, что князю случалось изнемогать физически, Петр не успевал прибыть к одру больного, как уже он оказывался опять здоровым. Случилось, наоборот, самому ученому Петру захворать так, что близко к смерти, но молитва верующего князя воздвигла его от одра болезни. Так оказались сильны и убедительны при­мер и вся деятельность благочестивого кроткого князя, что Петр сириянин решил и сам, не только принять православие, но еще и постриг иноческий, так что он остался жить с Николаем до самой своей кончины, о которой он предузнал от своего святого друга, пережившего его на 30 лет и скончавшегося в 1142 году. Мощи князя Николая Святоши почивают в Киеве в пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию 180 . При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере 181 . † Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила 182 . В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов 183 , Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским 184 , но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители 185 . «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010