II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) (25.06.1796, Царское с. (с 1808 г. Царское Село; ныне Пушкин в составе С.-Петербурга) - 18.02.1855, С.-Петербург), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский. Третийй сын имп. Павла I Петровича и его супруги - имп. Марии Феодоровны , родной брат имп. Александра I Павловича , отец имп. Александра II Николаевича . Коронован 22 авг. 1826 г. в Москве и 12 мая 1829 г. в Варшаве. Детство и становление Н. П. род. в Царскосельском дворце 25 июня в 3 ч. 30 мин. утра. При крещении, совершённом 6 июля, был наречен Николаем в честь свт. Николая Мирликийского. В отличие от старших детей великокняжеской четы, воспитанием которых занималась бабушка, имп. Екатерина II Алексеевна , Н. П. и его младший брат, вел. кн. Михаил Павлович, были отданы на попечение матери, вел. кнг. Марии Феодоровны. Первые годы Н. П. воспитывался под наблюдением статс-дамы Ш. К. Ливен. 7 нояб. 1796 г. зачислен на службу генерал-лейтенантом и полковником в лейб-гвардии Конный полк, 28 мая 1800 г. переведен в лейб-гвардии Измайловский полк. Вечером 11 марта 1801 г. имп. Павел I последний раз посетил Н. П., которому шел 5-й год, и об убийстве отца в ночь на 12 марта у него остались смутные воспоминания. Главным воспитателем 7-летнего Н. П. стал генерал-майор М. И. Ламздорф, который часто наказывал вел. князя за строптивый характер. Первым учителем Н. П. и вел. кн. Михаила Павловича был генерал-майор Н. И. Ахвердов, преподававший в течение 12 лет в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе (уроки рус. истории, географии, статистики, рус. словесности). Помимо изучения основных предметов Н. П. под рук. Ахвердова охотно учился строить крепости, делать из воска бомбы, картечи, ядра.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ревнитель Правды Божией Вышла книга, посвящённая памяти Валерия Павловича Филимонова 01.10.2021 1585 Время на чтение 16 минут В православном издательстве «Сатисъ» вышла книга «Ревнитель Правды Божией». Книга посвящена памяти известного писателя-агиографа, публициста, историка, поэта, журналиста и общественного деятеля Валерия Павловича Филимонова – автора житий святого преподобного Серафима Вырицкого и священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом, а также ряда книг и публикаций о православных подвижниках, новомучениках и исповедниках, многочисленных статей, докладов, лекций, выступлений, радио и телепередач, посвященных вечным ценностям Православия и актуальным вопросам современности. С подготовкой этой книги к изданию «Русская народная линия» знакомила читателей в статье «Правда – меч, а щит – молитва» и других. Публиковались на РНЛ также и некоторые из глав готовящейся книги. Книга «Ревнитель Правды Божией» рассказывает о жизненном пути Валерия Павловича Филимонова, знакомит с основными вехами его духовного и литературного становления¸ со знаменательными событиями его жизни и творчества; рассказывает о его соратниках, наставниках и духовных друзьях, об истории создания его книг и о его разнообразной и многотрудной общественной деятельности во благо Отечества, Церкви и ближних. В сборник вошли фрагменты из трудов Валерия Павловича Филимонова о святых Земли Русской – преподобном Феодосии Кавказском, преподобном Варнаве Гефсиманском, преподобном Серафиме Вырицком, священномученике Философе Орнатском, последнем духовнике вырицкого старца – протоиерее Алексии Кибардине, о святых Царственных Мучениках; о старчестве на примере древних отцов Святой Православной Церкви. Один из разделов книги представляет воспоминания писателя о наших замечательных современниках, воинах Христовых и известных духовных наставниках, с которыми Валерию Павловичу довелось быть в духовной дружбе и соработничестве: об удивительном пастыре – протоиерее Алексии Коровине, бывшем около 40 лет настоятелем храма иконы Казанской Божией Матери в Вырице, об оптинском подвижнике приснопамятном схиигумене Гаврииле (Виноградове), об известном и любимом многими петербургском протоиерее Владимире Ноздрачёве, приснопамятном настоятеле храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено; о неутомимом труженике на ниве Божией Алексее Алексеевиче Сенине, основоположнике и многолетнем редакторе газеты «Русский вестник»; о смелом и безкомпромиссном борце за Истину Христову Владимире Николаевиче Осипове. Довелось Валерию Павловичу получать и богомудрые советы и благословения на труды приснопамятного владыки Иоанна (Снычева) и старца Николая (Гурьянова).

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/01/...

Марта 1 (14) Священномученик Петр (Любимов) Составитель священник Олег Митров Священномученик Петр родился 6 января 1867 года на праздник Крещения Господня в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика – Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия и брат Иван. В августе 1877 года десятилетний Петр пошел в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое успешно окончил в 1882 году, после чего поступил в Московскую Духовную семинарию. Курс семинарии он окончил в 1888 году. Затем Петр Павлович состоял учителем Ваниловской церковноприходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда, где и прослужил до 1900 года. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 и в 1900 годах. В 1900 году в возрасте 33 лет Петр Павлович оставил светскую карьеру и стал псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате. К этому времени Петр Павлович уже был женат на Татьяне Петровне (1869 года рождения), а вскоре, в 1902 году, у них родилась дочь Клавдия. 26 сентября 1903 году Петр Павлович Любимов был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. О том, что отец Петр был человеком деятельным, красноречиво свидетельствует тот факт, что при его непосредственном участии на пожертвования благотворителей в начале 1910-х годов в селе Кишкино был построен новый каменный храм. 22 мая 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову) , Епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что «настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением». Вскоре совместными трудами всей паствы храм был отстроен и украшен резным иконостасом и новыми иконами. Новый храм был освящен 29 июля 1912 года. Все это время отец Петр не прекращал свою педагогическую деятельность, с утверждения епархиального начальства он состоял, с 1903 по 1919 год, законоучителем Кишкинского начального земского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

285. Слово в день венчания и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском соборе августа 22; напечатано в Твор. Св. От. и в Губернск. Вед. 1853 г. и в собрании 1861 г.) 1853 год Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Anok. II. 10 ). С благоговейною радостию мы смотрим ныне на венец, который недосязаемо превознесен над нами, но который осеняет всех нас, и которым все мы хвалиться можем пред народами. Это венец, который двадцать семь лет почивает на главе Благочестивейшего Императора нашего Николая Павловича. Радостен сей венец для нас; поелику он для всех нас есть покров, защита, украшение, слава: но тяжел для Венценосца; потому что это венец избрания и освящения на великие подвиги, а не венец награды и покоя после подвигов. «Тяготы» огромной России «носит...» Благочестивейший Самодержец, «исполняя закон Христов» ( Гaл. VI. 2 ) и закон царский. Какая потребна сила, чтобы поднять, и носить, и направлять в движении силы всей России! Праведно посему, чтобы все силы Россиян соединялись, дабы, по возможности, облегчать бремя, носимое Самодержцем, чтобы все сердца Россиян соединялись, дабы искренними молитвами призывать Ему силу от Того, Которым «царие царствуют» ( Npumч. VIII. 15 ): «Господи, силою Твоею» да «возвеселится Царь, и о спасении Твоем» да «возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). От венца, над нами превознесенного и для нас неприкосновенного, не желаете ли обратить мысль к венцу, который может коснуться главы каждого из нас? – Да, есть венец, который не недосязаем для нас, которого мы можем желать и искать, который обещает, предлагает, почти подает нам Верховный Венцедатель. «Дам ти», говорит, «венец живота». Вслушайтесь хорошо в сие слово. Предлагается «венец живота», венец, с которым соединена жизнь, которым увенчанный не будет бояться смерти. Будет ли кто так нерассудителен, чтобы не пожелать такого венца? Если вы желаете предлагаемого венца, то вы должны принять условие, с которым предлагается венец: ибо Венцедатель не обязан дать вам венец по одному вашему произволу; и сие было бы несообразно с достоинством и Венцедателя и венца. Условие, с которым предлагается венец живота, состоит в том, чтобы вы были верны Венцедавцу Христу, и притом верны до смерти. «Буди верен... до смерти, и дам ти венец живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

73. Слово по случаю возложения на раку мощей иже во Святых Отца нашего Алексия, Митрополита Московскаго, от Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича принесеннаго покрова и медали за персидскую войну (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря мая 28 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 г.). 1828 год Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. ( Ncaл. XLIX. 14–15 ) Прежде всех к Тебе ныне слово, Святителю Алексие, и слово не мое, но Царево. Предстаю Тебе, как посланник Благочестивейшаго Императора Николая Павловича, принесший Тебе дар Его, – как свидетель благоговения Его пред Тобою. Приими, глаголет Он Тебе, сей покров благолепия и славы, не потому, чтобы Ты требовал покрова вещественнаго и благолепия земнаго, будучи облечен светом небесным, покрыть Божественною славою, но потому, что Царь признает над Собою и над Своими деяниями покров твоих молитв и Твоего благословения. Приими сие сребро памяти и чести, сей, не только потом, но и кровию выработанный «динарий» за день брани Персидской: ибо Раздаятель онаго верует, что и Ты не праздным был зрителем брани сей, но хотя невидимо, тем не менее действительно подвизался пред Богом за верных сынов России против вероломных последователей лживаго пророка, подобно как некогда, еще живя на земли, очевидно подвизался Ты за охранение Церкви и Отечества от иноплеменных, то чудодейственною молитвою, то покаряющим словом убеждения. Но поелику и без сего слышимаго слова, во свете Божием видишь Ты сердце Царево, и разумеешь, о чем наипаче оно беседует к Тебе: то, не стужая Тебе более, поспешаю обратить слово к тем, которые требуют проповедающаго, чтобы услышать, и вразумляющаго, чтобы уразуметь. Дело Царево, которое пред очами вашими, благочестивые обитатели древней Столицы, запечатлено ныне торжественными знамениями, в существе своем есть Царское исполнение повеления, которое царям также, как и рабам, изрек Царь царствующих устами Пророка Своего: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вместо предисловия необходимого для пояснения происхождения и некоторых особенностей в содержании моих «воспоминаний», предлагаются здесь три письма из переписки моей с братом покойного генерала, Петром Павловичем Слепцовым. Письмо I. От меня к Петру Павловичу Письмо ваше о герое, падшем на берегу Гехи, брате вашем, напечатанное в «Северной Пчеле», было истинным утешением для меня, который имел несравненное счастье звать покойного товарищем и другом. В этом письме, говорите вы, что описывать военные заслуги Николая Павловича предоставляете сослуживцам, а сами склоняете речь к его домашним отношениям. Причина понятна: те были очевидцами его военных дел, вы – его домашних отношений. Пусть бы, таким образом каждый, кто знал его, приложил свою страницу к страницам вашим, г. Циммермана и др. Все эти частныя сведения послужили бы материалом для истории Николая Павловича Слепцова. Герой Сунженский не был односторонним военным человеком. Сколько я понимаю, биография его должна представить в нем образец истинного современного вождя православного русского воинства. Ни одна черта его прекрасного характера не должна пропасть для истории. Печать высокой нравственной силы, глубокого чувства религиозного лежит на всех его поступках, украшает все его подвиги, в которых для поверхностного взгляда более видны следы редкого ума и баснословной отваги. Она, эта печать, должна свято сохраниться. Если же таково будет его жизнеописание, – поверьте, оно скоро сделается настольной книгой у военных и будет воспитывать героев и полководцев. «Брат ваш, было сказано вами, – имеет истинный характер военного человека». В нем, прибавлю – были все элементы великого мужа и не пресекись так рано жизнь его, нет военной степени, которой бы он не достиг, если отбросить замечание, что dans ce monde les plus belles choses ont le pire destin… Но и не достигнув цели, он может указывать, как достигать ее. Внутри себя он заключал все, а чего недоставало ему от внешних обстоятельств, то может быть восполнено его историком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Слово в день торжественного восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича, произнесённое 20 ноября 1842 года Источник Скачать epub pdf Всяка душа властем предержащим да повинуется; несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ) Так некогда великий учитель вселенной, Апостол Павел, наставляя и утверждая во всех христианских добродетелях юных чад первобытной апостольской Римской Церкви, возбуждал их всех к повиновению властям. Сими же словами прилично и мне подвизать вас к сей великой добродетели, возлюбленные чада паствы моей, в настоящий день, – торжественного празднования памяти восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича. Поистине, великая добродетель – повиновение предержащим властям! – Оно есть краеугольный камень всякого благоустроенного общества. Если бы не было повиновения, если бы каждый управлялся собственным произволом и необузданными страстями, то не устояло бы общество, – оно разрушилось бы. Люди, соделавшись существами взаимно враждующими, бежали бы друг от друга, скрываясь в диких пустынях, чтоб не быть жертвою общего беспорядка. Не было и не будет времени, в которое бы человек не повиновался человеку, какого бы он ни был состояния. Не всякое, однако ж, повиновение носит печать христианской добродетели. Оно теряет своё достоинство, если принуждение, страх наказания, или только личные выгоды служат к нему поводом. Христианская вера, как всякой вообще добродетели, так и повиновению, давая более достоинства, нежели сколько человек мог достигнуть при естественном свете ума, предписывает вместе правила, соблюдением коих возвышается цена повиновения, и оно становится тогда добродетелью истинною, совершенною. Предосудительно и грешно нам не знать, в чём состоит совершенное, приятное Богу повиновение. Прискорбно и не душеспасительно повиноваться вне добродетели. Посему должно всякому обратить своё внимание и на повиновение вообще, как добродетель христианскую, и в особенности на повиновение властям: – соблюдаются ли в сем последнем условия, которые поставляют его в ряду истинно христианских добродетелей. Не трудно узнать, когда повиновение наше принимает печать добродетели христианской: нужно только рассмотреть, во-первых, побудительные причины, которые должны располагать нас к повиновению, и ту цель, к которой своим повиновением мы должны стремиться, и во-вторых то, каким образом должны мы исполнять веления предержащих властей. I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Петушки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Давным давно, на месте, где стоит нынче удивительной красоты храм, стояла деревянная церковь, которую сожгли отряды Батыя. Позже церковь выстроили вновь. Но деревянный храм снова был уничтожен в Смутное время. После чего местные жители на этом месте воздвигли деревянный крест. Через 300 лет на этом месте на собственные средства решил построить каменную церковь московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. В 1904 году Ивану Павловичу, владельцу тогда крупной бумаго-прядильной фабрики в Переславле-Залесском, удалось приблизиться к реализации своей давней мечты - постройке в Петушках, рядом со своим особняком, кирпичной церкви. 5 сентября 1904 года был отслужен молебен на начало постройки, 15 мая 1905 года произведена закладка храма. Кирпич для строительства выпускал собственный завод. Раствор готовился на яичном белке и схватывался намертво. Иван Павлович лично следил за ходом строительства, был требователен и строг. Все мастера, строители и художники в основном были местными, владимирскими. Размеры построенного храма впечатляли: 47 м в длину, 21 м в ширину, 8,5 м в высоту. Иван Павлович делал заказы только тем, кто мог выполнить работу на высокопрофессиональном уровне. Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой " Товарищество П.И. Оловянишникова " , которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале 20 века. 19 июля 1910 года храм был торжественно освящен. Присутствовали архиепископ Николай, возглавивший богослужение, протоиреи владимирских Успенского и Дмитриевского соборов, духовенство Покровского уезда. В этот же день при участии пртодиакона А.И. Лебедева были освящены и престолы; левый - во имя Святителя Николая Чудотворца, правый - во имя Иоанна Богослова. Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Петр Григорьевич Покровский. Он и оставался настоятелем храма до своей смерти в 1954 году.

http://sobory.ru/article/?object=01864

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010