Подлинно, сколько зол в мире, которые суть непосредственные следствия страстей человеческих! Ярость, гнев, не доводят ли часто человека до ссор и браней? Страсть к хищению не причиняет ли другим постыдную и безвременную жизнь? От чего происходят у нас раздоры и распри? говорит св. Иаков. Не от того ли, что вожделения ваши воюют в членах ваших ( Иак. 4:1 )? – Из того же гибельного источника происходит много и других зол и бедствий, которым подвергаются люди. Если мы исследуем их до самого их начала, то найдем, что они суть естественные следствия человеческих страстей. От чего быстро исчезают и падают многии царства? – Причину знает истинная мудрость: правда возвышает язык, умаляют же племена греси ( Притч. 14:34 ). Что особенно вредно и пагубно для общественного благоустройства? Что развращает добрые нравы в народе? – Вольнодумство и неверие. Что приводит его в расслабление и бедность? Роскошь, нега и праздность. Что ниспровергает общественный покой и порядок? Страсть к независимости, столько же безрассудной, сколько и гибельной. Как не пресекать пагубного учения, противного духу единой истинной и спасительной веры, как не обуздывать пороков, приводящих в бессилие и бедность, и не поставлять оплота стремлению к вольности? – Посмотрим на семейство: мирно ли оно, имея детей непокорных и непослушных? Богато ли, предаваясь роскоши и неге? Счастливо ли, занимаясь делами нечестия? Благочестивейший Государь Император ничего не желает более, как того, чтобы мы были мирны, довольны, счастливы. От нас зависит побеждать врагов, воюющих на душу, и устроят в себе мир духовный: долг Царя и обязанность спасать, утверждать мир общественный. Заключаю слово мое благожеланием Апостола: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие ( Гал. 6:18 ). И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе ( Флп. 4:7 ). Сам Господь мира да утвердит мир во всяком сердце. Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Смотришь ли на дела, которые ты уже совершил с успехом, с достоинством, с пользою для себя и других, со славою; не приближай их слишком к себе, не питай ими своего самомнения; приближай их к Богу, исповедуя над ними благость Его Провидения, вознося к Нему фимиам благодарного сердца. Сие последнее значение и применение притчи Соломоновой ныне особенно, к утешению и назиданию, мы можем видеть в живом, величественном действии. От начинающегося ныне нового лета жизни Благочестивейшего Самодержца нашего обращаясь к лету прошедшему, там видим мы день, на который с ожиданием смотрели дни предшествовавшие, на который с благоговением смотрят и смотреть будут дни последующие. Это день, в который совершилось Его двадесятипятилетие в качестве Богом венчанного и помазаннаго Царя. Сколько воспоминаний приносил Ему сей день о подвигах и достопамятных делах, которые он совершил, ко благу Церкви и царства, в войне и мире, в законодательстве и управлении, в возвышении благоустройства званий и состояний, в излиянии милостей и щедрот, в призрении страждущего и беспомощного человечества, в облегчении неотразимых человеческою силою частных и общественных бедствий, в укрощении бурь и волнения моря народов, иногда единственно Своею личною непоколебимостию и силою духа! Как же торжествовал Он сей день? Чем ознаменовал сии воспоминания? Дух Его вознесся превыше всякой торжественности земной: Он «приближил ко Господу дела Свои». С совенчанною Супругою и собором второго и третьего рода Своего семейства, на крилах огня Он перенесся из Своей новой в Свою древнюю столицу единственно для того, чтобы принести Богу фимиам благоговеющего и благодарного сердца в том самом храме, в котором приял от Него священное венчание и помазание. Торжество, бесспорно, самое высокое! Потому что восходит непосредственно к Богу. Торжество в высшей степени радостное! Потому что радость в нем небесная. Праведно, Россия, ты нарицаешь Царя своего благочестивейшим. Радуйся о сем, и храни для себя свою радость, непрестанно подвизаясь и сама быть достойною наименования, которым Его украшаешь. Подвизайся быть и пребыть деятельно благочестивою, «приближая ко Господу дела» твои, живою верою и неуклонным последованием заповедям Его, да возможешь с твердою надеждою взывать к Нему пророческим гласом: «тогда не постыжуся», не поколеблюся, утверждуся в силе и славе, «внегда призрети ми на вся заповеди Твоя» ( Ncaл. CXVIII. 6 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» ( Anok. III. 11 ). Сохраняй, и продолжай украшать Твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять венцедательныя заповеди: «Бога бойтеся, Царя чтите». Простираясь от известнаго к тому, что, может быть, менее усмотрено и понято в слове апостольском, обращаю ваше внимание на то, что Апостол, уча страху Божию, почтению к Царю, повиновению начальствам, с тем вместе учит свободе. «Повинитеся, – говорит, – всякому человечу начальству Господа ради; аще царю, яко преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным» ( 1Пет.2:13–14 ), – «яко свободни» ( 1Пет.2:16 ). Повинуйтеся, как свободные. Повинуйтесь, и пребывайте свободны. Кто усомнился бы, довольно ли совместимы сии части учения, того спросил бы я: если есть обязанные долгом повиновения тебе, например – подчиненные по званию и должности, слуги, работники: не примечаешь ли, что из них одни повинуются только по необходимости, неохотно, принужденно, другие – добровольно, охотно, усердно, следственно – свободно? И не разумеешь ли, что повинующийся только по необходимости будет уступать сей необходимости не более, как поколику не может преодолеть ее, будет работать для тебя, как можно, менее, с малою заботою о успехе дела и о твоей пользе, и даже готов совсем пренебречь дело, как скоро не будет понуждать надзор, или угрожать наказание и лишение воздаяния; напротив того, повинующийся по свободному расположению будет трудиться для тебя полною силою, верно и без надзора, тщательно и вне страха наказания? Итак не очевидно ли, что повиновение может быть соединено с свободою, и что такое повиновение лучше повиновения не свободнаго? Но есть трудность в том, каким способом согласить и соединить повиновение и свободу, когда их направления представляются противоположными; – свобода хочет разширять человеческую деятельность, а повиновение ограничивает ее. В сем случае дело зависит наиболее от того, как понимают свободу. Ибо едва ли есть в языках человеческих слово, которое столько было бы подвержено неправому пониманию и злоупотреблениям, как слово: свобода .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная. Знаете ли, кто первый на земли прельщен был сею мечтою? – Первый человек, Адам. Получив при сотворении высокие способности и могущественные силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, – древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его. Злоупотребитель свободы, старейший человека, чрез злоупотребление свободы сделавшийся духом тьмы и злобы, темными внушениями научил тому же злоупотреблению человека. Человек захотел иметь свободу совершенно неограниченную, как Бог, и дерзнул переступить за предел, положенный заповедию Божиею. И что же последовало? – Он не только не приобрел большей свободы, но утратил большую часть и той, которую имел; и если бы и не осудил его Бог, то естественная необходимость поврежденной грехопадением его природы так же осудила бы его на рабский труд: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» ( Быт.3:19 ). Удивительно покушение праотца незаконно расширить область свободы, и без того почти всемирную; впрочем оно может быть объяснено недостатком знания опытного, хитростию искусителя, и самою обширностию действительного владычества, при которой легко было не остановиться перед пределом, по видимому, ничтожным. Что касается до его потомков, обнаруживающих подобное стремление, – не знаю, более ли надобно дивиться тому, что они не уважают, и как бы не видят пределов, указуемых человеческой свободе и законом Божиим, и самым составом общества человеческаго, и необходимостию природы, – или более оплакивать сию прирожденную заразу, которую они наследовали от зараженного злоупотреблением свободы праотца, и которую, по омрачению ума, подобным образом наследственному, не довольно умеют усмотреть, и еще менее уврачевать, хотя это и просто при свете истинном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

406 См. в униатском архиве дело под 38, 1823 г., о Высочайшем повелении быть луцким униатским викарным архиереем официалу тамошней консистории прелату Кириллу Сероцинскому; также дело под 8, о Высочайшем пожаловании митрополитом брестского епископа Булгака, год 1819, также послужные списки митрополита греко-униатских церквей Иоасафата Булгака и епископа суффрагана брестского Яворовского, а также духовных чиновников литовско-виленской митрополичьей униатской епархии; там же дело под 107, 1834 г., по рапорту епископа Иосифа Семашки о кончине епископа Льва Яворовского. 407 Епархии киевская и могилевская причислены были коллегией к белорусской епархии, а подольская к литовской. См. в униат. архиве дело 1829 г., под 141, по предложению г. главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий о истребовании сведения о греко-униатских епархиях. 408 2-е Собр. Законов, 1977, об учреждении греко-униатской духовной коллегии по прилагаемому у сего штату. 409 См. в синодском архиве весьма секретную записку графа Блудова, для предварительного прочтения г. г. членами секретного комитета по делам униатским. 410 См. в униат. архиве дело 1828 г., 68, о Высочайшем повелении епископу Кириллу Сероцинскому присутствовать в коллегии; также дело 1831 г., под 50, по рапортам литовской консистории и её председателя о кончине председателя жидичинской комиссии епископа Серочинского и члена иеромонаха Бунинского. 411 На этого Сероцинского взведено было страшное обвинение, будто бы он отравил архиерея Красовского, у которого был викарием. Извет этот сделан был заседателем луцкого нижнего земского суда Еловецким. Красовский, архиепископ луцкий, страдавший запоем, после четырехнедельного пьянствования, скоропостижно умер. Внезапная его смерть дала Еловецкому повод сделать донос, что он, будто бы, умер от отравы, поднесенной ему в вине его лакеем, который подъущен был к тому Сероцинским, питавшим непримиримую вражду к Красовскому. Обвинение это получило гласность и дошло до Цесаревича Константина Павловича, который приказал Волынскому вице-губернатору Врангелю произвести следствие о смерти Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скажите пожалуйте, неужели сие-то и есть прямая дорога и естественный ход к совершенству человечества? Или, напротив, не суть ли это распутия, дебри, пропасти, уклонения, заблуждения, падения? Но сократим спор. Если человечество, в целом ли, почастно ли, должно идти к желаемому и ожидаемому в будущем совершенству, благополучию, блаженству: то надобно, чтобы найден, или лучше указан был истинный к тому путь. Говорю: лучше указан: потому что путь, пролагаемый догадочно, часто не ведет к цели и тогда, когда ее представляет в виду; а путь, указанный опытным и верным путеводителем, ведет к цели и тогда, когда она еще скрыта от взоров. Какой же это путь? – Тот, который Откровение Аврааму нарекло, по приспособлению к разнообразному множеству шествующих, – «путями Господними», который впрочем в основании есть единый путь Господень. Кто же указует путь сей? – Иногда, поколику нужно, Сам Господь с неба, как, например, тому же Аврааму: «ходи предо Мною и буди совершен» ( Быm. XVII. 1 ). Обыкновеннее же испытавшие благонадежность сего пути, от радости провозглашают свое обретение, и по человеколюбию приглашают к участию в оном, как например: «блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» ( Ncaл. CXVIII. 1 ). «Блажен муж, иже на пути грешных не ста, но в законе Господни воля его. Будет яко древо насажденное при исходищих вод. Вся, елика аще творит, успеет» ( Ncaл. I. 1–3 ). «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды рук твоих снеси; блажен еси и добро тебе будет» ( Ncaл. CXXVII. 1–2 ). «Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя еже наследити землю; внегда потреблятися грешником, узриши» ( Ncaл. XXXVI. 34 ). Если, то есть, и покажется тебе, что путь Господень труден, или долог, и не являет тебе вскоре приятной будущности: не колеблись в вере; не теряй надежды; наконец минует испытание, и откроется воздаяние. «Потерпи – узриши». Христиане! Вам известно, что великий град Божий, к которому собственно ведет путь Господень, – блаженная будущность, которая оправдает путь сей совершенно, – лежит за пределами времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мне кажется, что и вы были при сем царственном жертвоприношении, поелику в то же время приносили ту же молитву: так хотел Благочестивейший Государь, Который любит, поколику возможно, быть с вами во всем едино. Но я был при оном ближе, и могу вам свидетельствовать, что сколь поразительно некогда чудна была жертва, орошенная удвоенным и утроенным возлиянием воды, чтобы потом пришел на нее небесный огнь, столь сладостно чудною явилась наша безценная живая жертва, орошенная всеобщими слезами 522 любви, радости и молитвы, дабы пришел на нее животворный огнь благословения свыше. Ты призрел не сие мгновение 523 , Царю небес и вечности, пред Которым и ни одно земное мгновение несть забвено. Тебе принесены сии слезы, столь искренния, столь единодушныя, столь чистыя, какия только может проливать Отец Отечества вместе с сынами царства 524 . Когда жребий наш приидет пред лице Твое; когда судьбы твои вопросят у Тебя, открыть ли на нас сокровища гнева по грехам нашим, или сокровища щедрот, по вере в Тебя: тогда, Господи, помяни вновь сие мгновение, призри еще на сии слезы; и еще изреки на нас суд милосердия; еще изнеси нам державный жребий спасения и мира. Благочестивейшему же Царю нашему, Который царствует не только для современников, но и для потомства, Который так же печется о царствовании будущем, как о настоящем, и попечения Свои о будущем пред Тобою, вечный Царю, полагает, и Тобою обезпечивает, – умножи и лета Его царствования, и благословения Твои на них, тем обильнее, чем благоизвольнее вверяет Он Себя, и Своего Наследника, и Свое царство державе Твоего Провидения. Братия! Случай, который так приятно нам разсматривать, заключает в себе истину, которую желательно видеть более и более открытою для нашего внимания, для нашего убеждения, для нашей деятельности: благо Царю и народу, царству и дому, родоначальнику и роду, которые благонадежную будущность упрочивают себе Богом и благочестием. Почти одинок был Авраам, и при том был странник, без отечества, без дома, когда Бог сказал при нем, как будто без него: «Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии» ( Быm. XVIII. 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Подчиненные да ревнуют быть, как пред Отцем отечества небеснаго, так и пред отцем отечества земнаго, «чадами послушания» ( 1Nemp. I. 14 ) искренняго и совершеннаго, помышляя, что как «противляйся власти, Божию повелению противляется» ( Puм. XIII. 2 ), так равно и повинующийся власти, Божию повелению повинуется, и следственно одним действием повиновения можно совершить, сугубую добродетель, и приобрести сугубую награду. Блюстители правосудия да памятуют, «яко суд Божий есть» ( Bmop. I. 17 ), и да изрекают судимым не иной суд, как изрекаемый от Бога Им самим в Его слове, в законе и в их совести. Правосудие, в отношении к телу общества, есть род врачевания: если членам, потерпевшим лишение, не доставят они восполнения, поврежденным исправления, и не отсекут зараженных смертоносною язвою; то могут сделаться виновными в смертоносном заражении всего тела. Служители просвещения да открывают очи неведущих к небесному, и содружному с небесным, свету, при котором можно право ходить, и делать полезное: и да не прельщаются, и да не прельщают каким нибудь ночным светением червя или гнилаго вещества, котораго блеск может удивить на минуту; но не разгонит мрака, не осветит пути, не посветит делу. Призываемые к оружию для безопасности отечества да идут с любовию и самоотвержением, по гласу Цареву и по гласу Христову: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Uh. XV. 13 ). Каждый в деле своего звания, в земледелии, в ремесле, в художестве, в торговле, в царской и общественной службе, да обращается честно, предпочитая своей пользе пользу общую, ожидая успеха в устроении общаго и частнаго блага, от Божия благословения правоте, «не ревнуя лукавнующим, ниже завидя творящим беззаконие, зане яко трава скоро изсшут» ( Ncaл. XXXVI. 1–2 ). «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им» ( Ncaл. II. 4 ). «С нами Бог», верные Богу и Царю, Россияне! В Боге наша крепость. В Нем надежда. От Него мир, и, если нужно будет, от Него победа. Аминь. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В следствие сих соображений мы можем изречение Божественное разрешить на следующия изречения истины. Первое: Бог «посаждает» царя на «престоле»; или, иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение. Второе: Бог «посаждает на престоле» царевом «от плода чрева его», то есть, наследственность царской власти есть также Божественное учреждение. Третие: царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Божию, как о сем свидетельствует обещание сего дара с клятвою, и другое Божественное изречение: «вознесох избраннаго от людей Моих» ( Nc. LXXXVIII. 20 ). Четвертое: царская наследственная власть есть и для народа благопотребный и благотворный дар Божий: поелику благость Божия безпристрастна, и премудрость Божия всеобъемлюща; и потому, если Бог дает Царю дар, от котораго зависеть должна судьба народа, то, без сомнения, дает, провидя и предустрояя тем благо и всего народа. Вот коренныя положения царскаго и государственнаго права, конечно, не имеющия недостатка в твердости, поелику основаны на слове Божием, утверждены властию Царя царствующих, и запечатлены печатию клятвы Его! Не Россиянин, может быть, спросил бы меня теперь: почему на постановленное Богом для одного народа, и на обещанное одному Царю, я смотрю, как на общий закон для Царей и народов? И я не затруднился бы ответствовать: потому что закон, истекший от благости и премудрости Божией, без сомнения, есть закон совершенный; а совершеннаго почему не предлагать для всех? Или ты думаешь изобрести закон, который был бы совершеннее, нежели закон, истекший от Божией благости и премудрости? От Россиянина могу ожидать инаго вопроса: к чему труд удостоверения о Божественном учреждении и благотворности наследственной царской власти? Сие учение уже написано на сердцах Россиян. – Знаю, возлюбленные, и радуюсь. Но если и не нужно удостоверять о том, что есть уже в сердце, тем не меньше естественно беседовать о том. Таков закон слова, который признала сама премудрость: «от избытка сердца уста глаголют» ( Mamф. XII. 34 ). Кроме сего, время теперь повторять себе и подтверждать самыя известныя истины: потому что дух времени не оставил ни одной истины, которую бы не покушался колебать, или словом, или на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После окончания перемирия союзники в отдельных сражениях одерживали победы над маршалами Наполеона. Но 15(27) августа последний нанес им крупное поражение под Дрезденом 24 . Союзники вынуждены были начать отступление, причем важнейшая дорога преграждена была корпусом маршала Вандама. Его должны были подкрепить корпуса Сен-Сира и Мортье. Вследствие новых распоряжений эти части туда не двинулись. 17 и 18 августа (ст. ст.) разыгралось большое сражение у селения Кульм (по-чешски – Хлумец). Главная роль выпала на долю русских войск, которыми непосредственно командовал герцог Евгений Вюртембергский, племянник Императрицы Марии Феодоровны. Блестяще действовала русская гвардия под начальством графа Остермана-Толстого. Потеряв левую руку, он сказал: «Вот как я заплатил за честь командовать гвардией». Его заменил генерал А.П. Ермолов – начальник первой гвардейской дивизии, которой пришлось в этом бою принять на себя сильные удары многочисленного противника, чтобы дать возможность прочим войскам выбраться из гор на большую дорогу. Барклай-де-Толли вступил несколько позднее лично в командование всеми сосредоточившимися там войсками и не раз подвергался опасности. Император Александр и Прусский король с высоты у Щлосберга наблюдали за сражением. Большое значение в выигрыше его имело своевременное появление в тылу французов, у деревни Ноллендорф, прусского корпуса генерала Фридриха Клейста. Французы были разбиты, Вандам сдался. Барклай награжден был Государем Георгием 1-й степени. Прусский король пожаловал Клейсту титул графа Ноллендорфского, всех же нижних чинов, участников сражения, наградил орденом Железного креста 25 . В середине октября Бавария, заключив в Риде договор с Австрией, объявила войну Франции. Оправившиеся союзники, усиленные подошедшей русской резервной армией под командой графа Беннигсена, перешли в наступление, двигаясь к Лейпцигу. Там же сосредоточивал свои силы Наполеон. В главной квартире союзников Государь признал неудачным план сражения, разработанный Шварценбергом. Тот настаивал на нем. Государь с неудовольствием сказал ему: «Делайте с австрийской армией, что хотите, что же касается русских войск Великого Князя Константина Павловича и Барклая, то они двинутся на правую сторону Плейссы, где должны находиться, а не в другое место». Сражение подтвердило справедливость высказанного Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010