Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия — это человек, до конца ставший  Человеком...  Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком. И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был  небесным человеком,  а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво. Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую  икону  подлинного человека. Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия — это человек, до конца ставший Человеком... Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком. И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво. Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека. Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

http://predanie.ru/book/70587-lyubov-vse...

По времени же приидоша некия отцы монастыря оного Аравийскаго, в нем же бяше прежде икона, на поклонение Святыя горы и сущим на ней святым храмом и честным мощем, и видя икону святаго в монастыре Зографа познаша ю от некиих знаков, и ужасошася, и прославиша Бога и святаго. Отнюду же, положше поклонение, пребыша в сей Божией обители, зде и успоша о Господе. О дивнеи и краснейшем монастыре Дохиаре Великий и честный монастырь Дохиарий есть един от первых и достойнословных монастырей Святыя горы. Имать храм прекрасный, почитаемый во имя Всевеликих Таксиархов, или Архистратигов Михаила и Гавриила, аще прежде и был во имя во святых отца нашего Николая Мирликийскаго чудотворца, обаче понеже Архангели показаша чудо оное обретения сокровища в противостоящем Херсонисе острове, обще называем Логико, которым возмогоша отцы совершити стеннописание церковное, и обновит многая и потребная в сем, преименоваша его во имя Всевеликих Архистратигов. Тамо бысть чудо отрочате, которое избавиша Архангели от потопления морскаго, в которое вринуша е с единым каменем обешеным на выи, яко же в чудесех Архистратигов обретается написано пространно. Отроча же оно подъемше ангели принесоша абие, яко же бе с каменем на шии, и повергоша е посреде церкви. Камень же оный хранится и до днесь во святом олтаре во едином ковчеге, ради свидетельства чудесе, страха же ради и ужаса зрящих. Тамо истече и священие в царствование Андроника Палеолога от чудесе Всевеликих Архистратигов, и обретается ныне кладезь дивнейший, из него же пиют сущии в монастыре труждающиися благоговейне отцы, иже обретается близ моря к западной стране. Первый же создатель настоящого и достойнозрительного монастыря есть первоигумен святый Евфимий, иже бе во время царствования Никифора Вотаниата, знаем и струдник святому Афанасию, сущему на сей горе Афонстей. Вторый создатель сего Николай некто патрикий, болярин великий близ царя Греческаго, племянник, вышереченного преподобнейшаго отца Евфимия, иже напоследок бысть и монах в сем, преименовався Неофит монах, иже и игуменство восприя по смерти преждереченного Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По особому зазвучала тема нарушения крестного целования в " Рукописании Магнуша " в начале XV века. Главная идея произведения состоит в том, что нельзя нарушать крестное целование, иначе клятвопреступника ждет тяжкая кара от Бога. Автор – русский, но пишет от имени шведского короля. В начале Рукописания автор призывает не нападать на Русь (если крест целовали), а в конце " приказывает " это своим детям и всей земле Шведской. Здесь важно отметить, что целование креста " действительно " не только при заключении договора между русскими православными князьями, но и при договорах с иноверцами (Рукописание 1981:58-61). Возможно, эту склонность к чинному богослужению Владимир унаследовал от матери гречанки, но скорее всего от деда – Ярослава Мудрого, который очень любил священников, особенно монахов. И еще одну деталь сообщает " Повесть временных лет " : " И бе Ярославъ любя церковныя уставы " (Повесть 1978:166). Позже будут ставить себе в заслугу хорошее знание службы и личное наблюдение за правильным уставным ходом богослужения цари Иван Васильевич Грозный и Алексей Михайлович Тишайший. Литература Библиотека 1999 – Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1-7. С-Пб., 1997-1999. Болотцева 1980 – И.П.Болотцева. " Сказание о Мамевом побоище " на иконе " Сергий Радонежский с житием " XVII века. – Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. Брюсова 1984 – В.Г.Брюсова. Русская живопись 17 века. М., 1984. Былины 1986 – Былины. Л., 1986. Вознесенский 1899 – Житие и чудеса св. николая Чудотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. С-Пб., 1899. Воинские 1949 – Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. Воинские 1985 – Воинские повести Древней Руси. Л., 1985 Житие 1981 – Житие Александра Невского. – ПЛДР, т. 3. М., 1981. Задонщина 1981 – Задонщина. – ПЛДР, т. 4. М., 1981. История 1908 – История русской литературы. Под ред. Е.В.Аничкова, А.К.Бороздина, Д.Н.Овсянико-Куликовского. Т.1, вып. III-IV, М., 1908. Исторические 1986 – Исторические песни. Баллады. М., 1986.

http://pravoslavie.ru/296.html

Радуйся, превеликаго Мирликийскаго святителя Николая соревнователю. Радуйся, Спиридона святителя подражателю. Радуйся, друже Афанасия великаго . Радуйся, купно с ним от ариан множество бед и гонений претерпевый. Радуйся, аки зеницу ока веру православную соблюдый. Радуйся, во Армении жизнь твою мученически скончавый. Радуйся, святителю Павле, исповедниче Христов. Кондак 9 Витии красноречия не возмогут достойно изобразити высоту духа, жития, трудов, страданий и кончины твоея, святителю преславный, Павле. Сего ради молим тя усердно, избави нас молитвами твоими от нападений змия древняго, змия великаго – диавола и клевретов его, ненавидящих Церковь Христову и нас, чад ея, победно поющую всегда: Аллилуиа. Икос 9 Всякое душевредное учение и нестроение разруши в земли нашей святителю Божий Павле. Молися Пастыреначальнику Христу Богу нашему о умножении благочестия, мира и любви в многобедственной стране нашей. Да дарует Господь Бог пастырям нашим мудрость духовную, здравие с долгоденствием тебе величающих: Радуйся, светило Православия. Радуйся, добрый пастырю стада Христова. Радуйся, служения Апостольскаго сопричастниче. Радуйся, апостольски вручи ти Христос ключи дверей райских. Радуйся, усердный прогонитель душевредных псов от словесных овец. Радуйся, попечителю Богоизбраннаго стада Христова. Радуйся, омофором своим руками ариан дерзких умерщвленный. Радуйся, святителю Павле, исповедниче Христов. Кондак 10 Спасению пастве твоей промышляти не преставая, отче Павле; во дни изгнания твоего в Риме пребывавый у святейшего Юлия, идеже сретил подобника себе в скорби, гонении и клевете от злочестивых 56 хулителей Сына Божия, святаго великаго Афанасия, идеже укрепился еси духом, и паки ко граду своему пришел, идеже от собора святых отгнав лжеименного Македония, ублажая память добре пострадавших за чистоту Православия единонравных мучеников Константинопольских: иподиакона Мартирия и чтеца Маркиана, честных нотариев, Богу поя победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена крепкая явился еси, архипастырю Божественный Павле, всем угнетенным и гонимым за исповедание православныя веры Христовой. Буди и нам, исповедниче Христов, крепким забралом от всякого зла, воспевающим тя тако:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Свя­щен­ник и диа­кон с ка­ди­лом, пред­ше­ству­е­мые дву­мя све­ще­нос­ца­ми вы­хо­дят из ал­та­ря се­вер­ны­ми вра­та­ми и ста­но­вят­ся в при­тво­ре. Диа­кон со­вер­ша­ет каж­де­ние свя­тых икон в при­тво­ре, на­сто­я­те­ля, по­ю­щих и на­ро­да. Стихиры на литии Сти­хи­ра хра­ма … Ука­жи­те в на­строй­ках пре­столь­ный празд­ник ва­ше­го хра­ма … Слава От­цу, и Сыну, и Святому Духу. Глас 1: Столп одушевлен и вдохновенный образ,/летний твой на­ста праздник, Богоносе Игнатие,/таинства твоя и доблести твоя проповедающий,/еже за веру даже до крове противостояние./Блаженный он и приснопамятный глас,/иже яко пшеница есмь Божия, глаголющий,/и зубы зверей мелюся./Темже подражатель страсти Хри­ста тво­е­го быв,/мо­ли спастися душам нашим. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Бо­го­ро­ди­чен, глас 1: Се исполнися Исаиино проречение:/Дева бо ро­ди­ла еси/и по рож­де­стве, яко прежде рож­де­ства, пре­бы­ла еси,/Бог бо бе Рождейся,/темже и есте­ства но­во­пре­се­че./Но, о Богомати,/моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Те­бе, не презри,/но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи,/на Твоя ра­бы умилосердися/и мо­ли спастися душам нашим. По окон­ча­нии пе­ния сти­хир диа­кон про­из­но­сит сле­ду­ю­щие мо­лит­вен­ные про­ше­ния Диа­кон: Спа­си, Боже, люди Твоя и бла­го­сло­ви достояние Твое, по­се­ти мip Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низ­посли на ны милости Твоя богатыя, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Кре­ста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых от­ца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Пет­ра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона, святых, славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго, имярек, егоже есть храм) , сщ­мч.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Священник: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и Богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги; иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго; первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей имя рек (епархиальных): святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго имя рек, егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых Твоих: благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата: умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и Человеколюбец. Хор: Аминь. Этим лития и оканчивается. Стихиры на стиховне После молитвы «Владыко многомилостиве...», то есть по окончании литии, звучат стихиры на стиховне, в которых Святая Церковь указывает на величие Воскресшего Господа и на спасительные плоды Его Воскресения. Во время их исполнения священнослужители из притвора выходят в среднюю часть храма, к столику с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Стихиры на стиховне основаны на избранных стихах Псалтири (но не широко известных, как, например, стихи на «Господи, воззвах») и других книг Священного Писания и соответствуют содержанию праздника. Если литии не было, стихиры стиховны поются после просительной ектении, по возгласе «Буди держава Царствия Твоего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник возглашает: Да будет власть Царства Твоего благословенна и прославлена, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и вовеки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Последование литии Таже исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предыдут же им со двема лампадома. Слава, святаго. И ныне, Богородичен. И по сих глаголет диакон (аще ли несть диакона, священник) молитвы сия: В дни, когда совершается всенощное бдение, выходим в притвор храма с пением литийных стихир храма (под воскресенье) или праздника для совершения литии. Священник и диакон с кадилом, предшествуемые двумя свещеносцами выходят из алтаря северными вратами и становятся в притворе. Диакон совершает каждение святых икон в притворе, настоятеля, поющих и народа. По окончании пения стихир диакон (а если его нет – священник) произносит следующие молитвенные прошения: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святых, славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны (и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых. Молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Священник, вынув из просфоры частицу кладет ее на дискос с правой стороны Ангца (от себя – с левой), вблизи от его средины, говорит: Предста Царица одесную Тебе в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна. Священник, взяв 3 – ю просфору, вьнимает из нее 9 частиц и произносит при этом над каждой определенную молитву: 1. Честнаго славнаго Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Вынимая из просфоры частицу, кладет ее на дискос с левой стороны Агнца(от себя – с правой) ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый чин. 2. Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. И, вынимая вторую частицу, полагает ее ниже первой. 3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, вынимая из просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею вертикальный первый чин. 4. Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго: Петра, Алексиа, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских: Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. И, вынимая четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй чин. 5. Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана: святых великих мучеников, Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик: и мучениц, Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины, и всех святых мучениц. И, вынимая пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго чина. 6. Преподобных и богоносных отец наших, Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровского , и всех преподобных отец: и преподобных матерей, Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни, и всех святых преподобных матерей. И, вынимая шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скит, населен исключительно Болгарами, потому и богослужение в нем совершается на языке славянском. Отсюда до скита св. пророка Илии полчаса ходу, до Кареи полтора часа, а до Руссика более трех часов. Малороссийский скит св. пророка Илии (общежительный, он находится в ведении и пределах Пантократора). Главный храм в скиту во имя св. пророка Илии. Кроме его есть храмы: 1) святителя Митрофана Воронежского; 2) Благовещения; 3) святителя Николая Мирликийскаго и 4) св. Архангелов. Святыни здесь следующия: часть Древа Животворящаго Креста Господня; частицы св. мощей: Апостола Андрея Первозваннаго (левая стопа), св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; св. Апостолов Матфея, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы, Луки, Иакова, Тимофея и Иасона; св. Архидиакона Стефана; св. Марии Магдалины, священномучеников: Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Елевферия, Харалампия, Фоки; святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия Александрийскаго, Иоанна Милостиваго; св. великомучеников: Георгия и Пантелеимона, св. праведныя Анны, матери Пресв. Богородицы и других святых. Кроме сего есть часть св. пелены Христовой, часть ризы Пресвятыя Богородицы и две чудотворныя иконы Божией Матери Млекопитательницы и Тихвинской, из последней иконы источались слезы в 1876 году. Ильинский скит основан в 1757 г. блаженным старцем Паисием Величковским, впоследствии архимандритом и настоятелем Нямецкаго монастыря в Молдавии, известным переводами с греческаго языка на славянский книг: Добротолюбия, св. Исаака Сирина и проч. Отсюда до Пантократора полчаса ходу, до Кареи полтора часа. 9. Пантократор (Идиоритм). Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы. Кроме части Животворящаго Древа, здесь находятся следующия мощи: части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостиваго; часть руки св. Иоанна Златоустаго; части рук св. Афанасия Константинопольскаго и священномуч. Харалампия, глава препод. Иоанникия Великаго, глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия Плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части св. великомуч. Пантелеимона и Ермолая, части преподоб. отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, глава св. бессребреника Космы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010