(епитрахиль, наперсный крест) сохраняются. Образ Н. включен в состав святых на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. Оптинскими преподобными Н. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», выполненных по образцам мон. Иулиании (Соколовой), в композицию к-рых введены новопрославленные святые, в т. ч. Оптинские преподобные (напр., икона из ц. св. Николая в Клённиках в Москве). Изображения Н. встречаются также в иконографии «Собор новомучеников и исповедников Российских», напр. в группе с 5 оптинскими старцами на иконе, написанной к прославлению новомучеников в 2000 г. (ц. во имя мц. Татианы при МГУ; см.: Храм св. Татианы: Святыни. История. Современность. М., 2010. С. 330). Лит.: Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст./Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). [Козельск,] 2014. Вкл. C. 4-6; Дневник послушника Оптиной пуст. Николая Беляева (прп. Никона исповедника)/Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 2016. C. 2, 48-49; Оптина пуст.: [Буклет]/Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 2016. С. 25. Т. В. Анатониева Рубрики: Ключевые слова: НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАФНУТИЙ (Костин Борис Федорович; 1866-1938), иером., прмч. (пам. 8 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыне просиявших) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Лит.: Молчанов К. С., свящ. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание Николаевского Корельского третьекл. мон-ря. М., 1879; Морошкин И. Я., свящ. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, в ссылке//РС. 1885. Т. 45. Февр. С. 311-338; Март. С. 611-628; Т. 46. Апр. С. 53-86; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский; Григоревский М. С. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь: Ист. очерк. Архангельск, 1898; он же. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах XV в. СПб., 1903. 2 ч.; Сотная грамота из двинских писцовых книг... на владения Николаевского Корельского мон-ря в Двинском у.//Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 237-241; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921). М., 1975; Гришаев В. В. Сельскохозяйственные коммуны в Сов. России, 1917-1929. М., 1976; Черняева Л. Никольские коммунары//Правда Севера. Архангельск, 1987. 29 нояб.; Ильина М. Н. Первый директор//П. Барановский: Труды, восп. совр. М., 1996. С. 209-217; Перечень науч. исследований, экспедиций, археол. раскопок, обмеров, фиксаций и проектов реставрации памятников архитектуры, науч. докладов и печ. работ с 1911 г. до 1964 г.//Там же. С. 111-142; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998; Система ИТЛ в СССР, 1923-1960: Справ./Сост.: М. Б. Смирнов. М., 1998. С. 522-523; Шмигельский Л. Г. Перекличка времен//Северодвинск: Испытание на прочность: Очерки, восп., исслед. Северодвинск; Архангельск, 1998. С. 7-80; он же. Порт св. Николая: Главные морские ворота Московского гос-ва на Севере//Духовная пристань поморов: История Николо-Корельского мон-ря: Статьи, очерки, исслед. Архангельск, 2003. С. 91-121; Балова М. Б. Предпосылки и особенности развития военного кораблестроения на Европ.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

На основании Указа Архангельской Духовной Консистории от 27 мая 1850 года в Оксино рядом с Никольской церковью на собственные средства оксинских крестьян построили деревянную одноярусную колокольню на каменном фундаменте. Строил мастер-крестьянин Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, Верхнетоемского прихода, деревни Великой Иван Кириллович Чудаков по плану, одобренному Архангельской Духовной Консисторией. За всю работу ему было выплачено 150 рублей. Позднее на колокольню водрузили четыре колокола весом от 30 фунтов до 17 пудов 2 фунтов. В 1855-1856 годах с разрешения Архангельской Духовной Консистории на собственные средства прихожан и частично за счет сумм кошелькового сбора была произведена " поправка " Никольской церкви. В 1855 году четверик церкви переделали на восьмерик, старые четыре восьмерика подняли и перебрали крышу. Купола обили чешуей и вместе с главами окрасили зеленой краской на масле. В 1856 году церковь снаружи обшили тесом и окрасили белилами. Священник Усть-Цилемского прихода Александр Ульяновский, проверявший качество произведенных работ, 30 ноября 1856 года докладывал в Архангельскую Духовную Консисторию, что " все оные поправки сделаны очень прилично и придали церкви большую красоту " . В 1870 году при Оксинском приходе был учрежден попечительский совет. Приговором прихожан в попечительский совет на трехлетний срок избрали крестьян: Алексея Ивановича Сумарокова (председатель), Ивана Алексеевича Сумарокова, Николая Семеновича Лудникова и Михаила Федоровича Сумарокова. Приговором прихожан также утвердили список лиц, имеющих право участвовать в общих собраниях попечительства. Этот список включал в себя 23 крестьян Оксинского прихода. В 1885 году при Оксинском приходе открыли церковно-приходскую школу. Она помещалась в церковной сторожке. Обучением детей в ней занимались члены причта, безвозмездно. В 1894-1895 году в ней обучалось восемнадцать мальчиков и четыре девочки. При Никольской церкви имелось два причтовых дома. Их построили на средства прихожан в 1854 и 1885 годах. В 1889 году в составе причта Никольской церкви значились: священник Арсений Колпаков и псаломщик Алексей Зуев. В дальнейшем, из-за скудости средств на содержание причта, должность священника Никольской церкви длительный период оставалась вакантной. Все требы исполнял священник Пустозерского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=36527

Верхнее Чажестрово. Часовня Николая Чудотворца в Чарострове. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1651 - 1700. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район, д. Верхнее Чажестрово Координаты: 62.876362, 42.646466 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В северной оконечности села Васильевского (дер. Верхнее Чажестрово) в поле крестьяне Чажестровского сельского общества в 1829 году поставили часовню. Часовню освятили во имя Святителя Николая Чудотворца. В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии», изданной в 1895 г., указано: «В селе Васильевском, в 8 верстах от приходского храма, стоит часовня во имя Николая Чудотворца, устроенная в 1829 году». В клировой ведомости «О церкви Архангельской епархии Шенкурского уезда четвертого Благочиния Пяндского прихода, состоящего в первом классе, за 1880 год» говорится о часовне Святителя и Чудотворца Николая: «Часовня сия деревянная, шатровая, обшита тесом и окрашена, построена по благословению Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важского, в 1729 году в селении Васильевском, от приходской церкви в восьми верстах, при двух колоколах в 37 фунтов. Богослужение в ней в течение года совершатся первого и шестого декабря, 11 февраля, второго и девятого мая, третьего и 23 июня, шестого и 15 июля, 30 августа, четвертого и 19 декабря. Доход от продажи свеч и кошельковых сумм поступает в приходскую церковь и записывается в приходо-расходной книге. Имущество Часовни подробно описано в Церковной описи 1875 г. и хранится в целости под наблюдением причта и Церковного старосты. Часовня каждогодно посещается местным Благочинным. Благочинный, священник Петр Ведякин».

http://sobory.ru/article/?object=38921

Макогонского Григория, Крылова Павла, 50) Рождественского Николая, Кипарисова Бориса, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Крылова Владимира, Соболева Михаила, 55) Алмазова Александра , Соколова Василия , Воскресенского Михаила и 58) Попова Александра . в) В IV-й курс – студентов III курса: 1) Кобранова Евгения, Соловьева Дмитрия, Иванова Бориса, Счастнева Петра, 5) Розанова Николая , Мытарева Николая, свящ. Ворончева Александра, иером. Матфея (Олейника), Виноградова Сергея, 10) свящ. Ляде Серафима, Меморского Алексея, Доброва Владимира, Щеголькова Михаила, свящ. Дмитриева Василия, 15) Ружицкого Константина, иером. Павла (Волкова), Никольского Виктора, Воронцова Вениамина, свящ. Дубровина Димитрия, 20) Товстуху Михаила, свящ. Цветаева Николая. Соколова Бориса, Протодиаконова Александра, Андреева Федора, 25) Орлова Антония, Соколова Николая, Давидова Федора, Саффрана Георгия, Кириченко Василия, 30) Шувалова Петра, Постникова Михаила, Руднева Николая, иером. Павлина (Крошечкина), Розова Григория, 35) Жданова Леонида, Тихомирова Владимира, Бриллиантова Петра, свящ. Беляева —131— Николая, Соловьева Ивана, 40) Боголюбского Геннадия, Некрасова Михаила, свящ. Рождествина Александра, Батина Павла, Шереметевского Алексея, 45) Молчанова Николая, Безродного Михаила, Верхоустинского Дмитрия, Архангельского Константина, Васильевского Александра, 50) Смирнова Дмитрия, Новосельского Владимира, Иваницкого Владимира, свящ. Смирнова Николая и 54) Заболотского Павла. 2) Студента II курса Георгия Вязигина оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: III курса – Авдиеву Александру, свящ. Белорукову Александру, Истомину Дмитрию, Металлову Валентину, Пешкову Стояну, Пиуновскому Николаю и иеромонаху Валериану (Рудичу); II курса – Доброхотову Михаилу, иеромонаху Трифону (Мохору), свящ. Проталинскому Иоанну, иеромонаху Вассиану (Пятницкому) и Суворову Николаю и I курса – Мизерову Дмитрию – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1915 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. а) Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии иеромонахом Варфоломеем (Ремовым)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместо сгоревшего устроен был новый (третий) во имя Николая же Чудотворца по благословенной грамоте того же патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного приказчика Селиверста Сергеева с товарищами, при чем патриарх писал: «а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной». Эта церковь, прочно сохранившаяся стенами своими, в 1854 году перенесена была в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Перво-Соломбальского прихода, где она стоит и по ныне " . Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Арх, 1894.  Стр. 167 - Первосоломбальский приход 1-го благочиния Архангельского уезда.  Стр. 138 - Заостровский приход 1-го благочиния Архангельского уезда. 10 октября 2020 г. состоялась встреча возле здания храма на Михайловой, д. 6. В «совещании на ногах» приняли участие благочинный Северного округа иеромонах Даниил (Плотников), настоятель храма свт. Мартина исповедника игумен Варлаам (Дульский), иерей Андрей Дорофейчев и инициативная группа местных жителей. 22 октября 2020 г. по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия настоятелем будущего храма был назначен иерей Андрей Дорофейчев, а 22 декабря 2020 г. приход получил официальную регистрацию как юридическое лицо. Инициативная группа, которая постепенно формируется вокруг назначенного настоятеля отца Андрея, уроженца Маймаксы, работает на храме почти ежедневно. Первым делом обустроили незамысловатый иконостас, чтобы творить совместную молитву. Добровольцы занимаются расчисткой здания от наслоений советской эпохи, убирают следы пожара. Увы, но пока волонтёров немного. Не хватает специалистов — плотников, строителей… На данный момент происходит обсуждение с администрацией города, относительно передачи здания приходской общине. Вокруг старинного храма уже собралась инициативная группа, происходит общение, молебные пения, встречи с реставраторами и архитекторами. Открыт расчетный счет храма, собираются средства на экспертизу и реконструкцию здания.

http://sobory.ru/article/?object=48137

Конференц-зал Издательского отдела всегда был полон. Был создан фотоотдел с современно оснащенной фотолабораторией и богатой фототекой. Созданы отдел кино и отдел слайд-фильмов – впервые в церковной сфере. Появились реставрационные мастерские по старинной мебели и многое другое. Наш хор относился к музыкальной редакции. В нее входили еще два мужских хора. Один – под управлением Анатолия Гринденко. Сам А. Гринденко занимался научной деятельностью, он расшифровывал древние напевы и переводил их на современный нотный стан. Другой мужской хор был под управлением Николая Носова (ныне иеромонах Амвросий). Они в основном исполняли монастырские напевы и, надо сказать, что более сладкозвучного пения этих распевов я не слышала никогда. С записью этого хора в 1987 году вышел альбом из двух пластинок под названием «Тебе поем». Это единственная запись подлинных образцов раннего литургического многоголосья, расшифрованного и реставрированного с учетом последних достижений музыкальной науки в этой области на тот период времени. Наш хор начал изучать творчество Александра Андреевича Архангельского. Это последний регент, который со своим Синодальным хором был за рубежом, – а наш церковный хор после революции и всего безбожного времени выехал за рубеж первым. В 1987 году выходит альбом с записью нашего хора под названием «Пою Богу моему дóндеже есмь». В него вошли «Всенощная» А. А. Архангельского и его запричастные концерты. Владыке очень нравилась запись «запричастных». Он неоднократно говорил, что лучшего исполнения концертов Архангельского не слышал. Музыковеды также высоко оценили это издание. Эти альбомы записывались сотрудниками отдела звукозаписи Анатолием Иннокентиевичем Шаговым и Наталией Владимировной Диваковой. Всего к 1000-летию Крещения Руси они подготовили двадцать альбомов с записью хоров различных городов страны. Вскоре началась концертная деятельность музыкальной редакции. Первый большой концерт в двух отделениях состоялся в Доме кино. В первом отделении пел мужской хор под управлением Анатолия Гринденко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Свято-Троицкий храм (Кстинино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Первого Вятского благочиния Вятской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области. Содержание История [ править править код ] «Церковь находится на крутом повороте старого Казанского тракта, в центре села, эффектно замыкая перспективу дороги. Месторасположение Свято-Троицкой церкви обусловлено прохождением трассы Киров-Казань в нескольких метрах от здания. Владелец здания – приходская община, которой в 1944 году указом Владыки Вениамина он был передан. Архангельский погост на Кстинино в Березовском стану впервые упоминается в 1615 году в Дозорной книге князя Звенигородского, »- пишет в своей книге О. Александр (Балыбердин). Новая теплая каменная церковь была построена в середине Х1Х века в стиле «провинциального классицизма», которая соединила старый храм с колокольней. В исторической справке А.Г.Тинского говорится, что кирпичная колокольня храма была построена во второй половине ХУ111 века. Колокольня имеет своеобразный и интересный новый архитектурный образ. Реставрационные работы по обновлению храма были проведены в 1856-1860 гг. Строительная периодизация: 1615 год – появление архангельского погоста на Кстинине (холодная, деревянная церковь). 1683 год – вятский архиерей Иона благословил строительство большого белокаменного храма. Не прошло и 10 лет, как он был построен. 8 июля 1728 года – владыка Алексий подписал грамоту об устранении придела в трапезной Архангельского храма в честь Николая Чудотворца. 1750 год – был устроен данный придел. Лето 1754 года – была разобрана деревянная церковь. 1760 год – переустройство глав (средняя обита лемехом покрашена зеленой краской, а 4 боковые – покрыты сусальным золотом). В середине Х1Х века трапезная Архангельского храма с Никольским приделом была разобрана до основания. 1856 год – построена новая теплая каменная церковь. 1856-1860 годы – Кстиниский храм стал называться Свято-Троицким.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов. К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г. Во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь. В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви. 60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

http://sobory.ru/article/?object=23692

Мощи св. прав. Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В нач. XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы - 23 июня, в день кончины прав. Артемия, когда мощи святого обносили вокруг мон-ря, и 17 нояб., в память перенесения мощей святого в обитель. А. В. м. был закрыт в кон. 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях мон-ря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада. В 1990 г. здания мон-ря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины св. Артемия, 17 нояб.- первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. А. В. м. был открыт. В 1991-1995 гг. наместником мон-ря был иером. Иоасаф (Василикив), с июля 1995 по май 1996 г.- иером. Алексий (Тетерин), в 1996-1997 гг. вновь игум. Иоасаф (Василикив), с янв. 1998 г.- игум. Варнава (Пермяков), с авг. 2000 г.- иером. Иосиф (Волков). В 2001 г. в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав А. В. м. составлен по образцу устава Пантелеимона вмч. мон-ря на Афоне . В с. Карпогоры открыто подворье обители. Братия А. В. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского р-на Архангельской обл., в к-ром нет действующих приходских храмов. Ист.: ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 180. Л. 10об., 20об.- 22об.; Д. 16. Л. 6-7об.; Д. 24. Л. 19-21; Оп. 2. Д. 5. Л. 12об.; Д. 12. Л. 45об., 50об. Лит.: Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Архангельск, 1869. Кн. 1. С. 528-560; Веркольский монастырь и его значение для окрестного простого народа//Мирское слово. СПб., 1873. 20. С. 239; Шульгин В. Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь//Архангельские ЕВ. 1898. 23-24; 1899. 1; Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 23-36; Евдокимов А. А. По реке Пинеге (из летних экскурсий краеведа)//На Северной Двине. Архангельск, 1924. С. 55-57; Животовский С. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским//Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М.; СПб., 1998. С. 161-163; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/76368.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010