Завтракали дома с д. Владимиром и Костей. Сделал хорошую прогулку с Мишей, убил ворону; затем покатались в байдарках. Нашли лед только в одном месте. Обедали втроем. 18-го апреля. Воскресенье. Холодный ясный день. Погулял с Мишей. Ездили к обедне с тремя старшими детьми. Завтракал Дрентельн (деж.). Гулял долго с Мишей и покатался с ним в байдарке; затем он вернулся в город. Читал до обеда. Пришли известия, что после жаркого боя значительное количество японских войск переправилось через р. Ялу, наши отряды отступили. 19-го апреля. Понедельник. День стоял хороший, потеплело. Кроме обычных докладов принял Римского-Корсакова архангельского губернатора, назначаемого директ. Морского Кадетского Корпуса и флиг.-адъют. Бойсмана, кот. едет в П.-Артур. Дядя Алексей завтракал с нами. Гулял долго, убил ворону и катался в После обеда принял Абазу. — название лодки. 20-го апреля. Вторник. В час ночи поехал на ток около Гатчины и убил 2 глухарей. Вернулся домой в 5 час. Всю ночь шел дождь. Днем также, было совсем тепло. Аликс уехала в город в свой склад и вернулась к чаю. Завтракал Енгалычев. Гулял. Вечером много занимался. 21-го апреля. Среда. От Куропаткина пришло несколько донесений с подробностями боя 19 апр., в кот. участвовало 5 стрелковых полков с 4 батареями и более 3-х дивизий японцев с большим количеством артиллерии. После полного обхода нашего левого фланга отряду ген. Кашталинского пришлось отступить. К сожалению, кроме огромных потерь людьми — орудия и пулеметы были оставлены на позиции, ввиду того, что все лошади были перебиты. Тяжело и больно! Погода была серая с сильным ветром. После доклада принял 33 чел. Завтракали Кира (деж.) и его мать. Весь вечер много занимался. 22-го апреля. Четверг. В час ночи поехал на тот же ток, посчастливилось на этот раз и я убил пять глухарей. Ночь стояла чудная. Вернулся домой в 5 1/4. Спал до 9 3/4. Было три доклада. Завтракали одни. Гулял долго. После чая подарил Аликс немного вещей. Обедали и провели вечер вдвоем. 23-го апреля. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Расширением и усовершенствованием администрации организаторская деятельность правительства по части надзора за расколом не исчерпывается. Для наблюдения за точным и неуклонным исполнением своих распоряжений правительство учредило за раскольниками, кроме того, строжайший полицейский надзор. В тех местах, где, отчасти по преобладанию раскольнического населения, отчасти по отдаленности их от центров правительственной власти, раскол держался крепче и распространялся успешнее, правительство открывало полицейские управления, усиливало их состав или даже располагало военные команды. Полицейские управления были открыты: в заштатном городе Судиславле костромской губернии и в посаде Сольце псковской губернии, где большая часть жителей были раскольники 109 . В архангельской и олонецкой губерниях, в видах усиленного надзора, велено «по временам, посылать доверенных чиновников осматривать жилища раскольников»; с учреждением по уездам становых заседателей, одному из них указано иметь постоянное жительство при Выгорецком раскольническом общежитии: при берегах Белого моря, «для ограничения своевольства жителей чрез ближайший надзор» предположено устроить «морскую стражу» 110 . В 1840 году в некоторых слободах черниговской губернии, «наиболее наполненных раскольниками для ограничения своеволия их», по предложению черниговского совещательного комитета. Высочайше одобренному, был расположен военный постой 111 . На основании Высочайшего повеления от 11 сентября 1847 года, в посадах черниговской губернии стародубского уезда – Лежках. Воронке и Еленке и новозыбковского – Чуровичах образованы были особые полиции: в посадах той же губернии, новозыбковского уезда – Климовой, Митькове, Злынке, Шеломах и Тимошкином Перевозе. Городницкого уезда – Дебрянке и Радуле, суражского – Клинцах, Ардоне и Свяцком и стародубского – Млинке были усилены составы земской полиции. Наконец, чтобы содействовать «повсеместному и неуклонному исполнению законов». Высочайше утвержденным 10 июня 1853 г. положением особого секретного комитета было постановлено: усилить городскую и земскую полицию во всех местах, где жительствуют раскольники. Постепенное введение таких полицейских управлений возложено на министра внутренних дел, по собрании им местных сведений и по представлении на Высочайше утверждение, посредством потребных для того полицейских штатов 112 . II. Правительственная деятельность по изучению раскола

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Наконец, указ обращается и к приходскому духовенству со словом внушения такого рода: «Подтвердить всему приходскому духовенству с подписками, чтобы они, во-первых, без крайней нужды и без ведома местных благочинных от своих приходов отнюдь не отлучались, а получив на то дозволение благочинных, поручали исправление по своим приходам треб ближайшим священникам и о том оповещали в тоже время и своих прихожан; во-вторых, тела умерших погребали по церковному чиноположению и своевременно, под страхом строжайшей ответственности за противное, и в-третьих, существующий в некоторых местах обычай привозить больных к церкви для напутствования св. Тайнами и погребать без священников старались исправлять исподволь благоразумными пастырскими внушениями». 282 В заключение, синод предписывал Иоанникию: 1) производящимся по консистории делам о неблаговидных поступках духовенства дать успешное и правильное течение; 2) иметь строгое наблюдение, чтобы, при поверке приходо-расходных книг и при свидетельствовании сумм, непременно находились все члены консистории и ректор семинарии, назначив для этого предварительно известные часы, и чтобы как в хранении сумм, так и в освидетельствовании их, поступаемо было во всем согласно с существующими на сей предмет правилами и постановлениями. 283 XI. Следствие над архангельским епископом Варлаамом Следствие над преосвященным Варлаамом было вызвано не церковно-административною его деятельностью, но личными его отношениями к архангельскому военному губернатору Бойлю, и на этом основании оно помещается непосредственно за ревизиями епархиальных управлений. Своеобразная личность Варлаама и обстоятельство, подавшее повод к производству над ним следствия, представляют много любопытного. Грубый, своенравный, религиозный фанатик, готовый положить на костры и плахи всех, не разделяющих его убеждений, 284 суевер, 285 верящий снам, враг всякой новизны, как бы она ни была полезна, видящий в каждом отступлении от рутины вольнодумство и ересь, 286 а между тем сам обличенный синодом в некоторых неправославных мнениях, смотрящий на просвещение, как на заразу и порчу нравственности, советующий прибегать к насилию и полицейским мерам для распространения и утверждения православия, запальчивый, любящий вмешиваться не в свои дела, упрямый до смешного, 287 готовый идти на нож из-за своих убеждений, хотя-бы они были ошибочны – вот портрет Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

299 . Но когда дело Варлаама казалось совершенно потерянным, когда он ждал от синода только кары, вдруг и неожиданно пришла к нему помощь оттуда, откуда, может быть, он вовсе и не ожидал её. Спасителем Варлаама явился архимандрит Соловецкого монастыря Александр. После мужественной обороны этого монастыря от англичан, архимандрит Александр стал львом и героем, о котором везде говорили, которого подвиги везде превозносили, которого портреты раскупались сотнями. Его вызвали в Петербург и представили ко двору, где с жадностью внимали, как непреложной истине, каждому его слову, касающемуся военных действий неприятелей в Белом море. К нему обратились с расспросами и по делу Варлаама. Александр, говоря о мерах, принятых архангельским губернатором для защиты Соловецкого монастыря, прямо отозвался, что Бойль оставил его вовсе без защиты и показал в этом случае мало участия и много равнодушия. К тому же, сам Варлаам не оставался безмолвным и к написанному им прежде передавал устно такие обстоятельства, которые оправдывали его и усиливали подозрения против Бойля; так, напр., он рассказывал, что английский консул и по объявлении нам войны англичанами жил в доме военного губернатора, который оказывал ему гостеприимство, оскорблявшее патриотическое чувство русских. Сверх того, и Император Николай, был теперь более расположен в пользу Варлаама, чем Бойля. Наконец, скоропостижная смерть последнего в С.-Петербурге, воспрепятствовавшая получить от него обстоятельные объяснения по взводимым на него обвинениям, набрасывала какую-то тень на него и как бы очищала бывшего архангельского преосвященного. И вот Варлаам, вместо увольнения на покой, по высочайшему повелению был переведен в Пензу, на место умершего епископа Амвросия, а архимандрит Александр, посвященный в епископа, послан занять архангельскую кафедру. 300 1 См. в св. синоде дело 1848 года по доносу IX-ro класса чиновника Костенского о беспорядках в херсонском епархиальном управлении. 2 Замечательно, что еще в 1829 года Фон-Фок в донесении синоду о беспорядках по епархиальному управлению Гавриила; в донесении Фон-Фока, между прочим, сказано было, что домовый секретарь Гавриила Николавский за объявление ставленникам резолюций преосвященного вымогает с каждого от 20 до 50 рублей; грамоты, за кои положено брать по 15 коп., продаются по 16 руб. Но синод остался равнодушен к этому доносу, удовольствовавшись самым слабым и уклончивым объяснением преосвященного (см. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело о злоупотреблениях по екатеринославской консистории, 15-го июня 1829 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как будто о Никольском храме говорил на днях патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Общества русской словесности в Фундаментальной библиотеке МГУ: «Если летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, то невольно видишь заброшенные деревни. Самое печальное, что в этих деревнях стоит единственное, что связывает нас с прошлым, единственное, что является реальным памятником архитектуры и культуры, это деревенский храм. Если бы вы видели, в каком состоянии многие из этих храмов!..Если не употреблять энергичных усилий, если не рассматривать задачу реставрации этих памятников как одну из первостепенных, если относить ее на последующие времена, когда мы, мол, немножко подразбогатеем и сделаем что-то другое, важное и полезное, у нас не останется и этих памятников, мы вообще превратимся в выжженную землю с точки зрения истории». По статистике, которую привел патриарх, более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации, «чтобы они не превратились в руины в ближайшие пять-семь лет». Спасением вот таких, не самых знаменитых, заброшенных, превратившихся в руины, не попадающих по причине бесхозности в государственные программы реставрации храмов у нас пока занимаются только волонтеры. Собирают средства, находят меценатов, организуют ежегодно десятки экспедиций по Архангельской и Вологодской областям, Карелии, другим регионам, некогда богатым деревянным зодчеством (об этом «Огонек» писал в 39, 2019). Обследуют храмы в заброшенных и обезлюдевших селах и погостах, проводят противоаварийные работы. Не жалуются, потому что знают: никто, кроме них, в погибающие села не придет. Инвесторам неинтересно… В нацпроекте «Культура» на ближайшие несколько лет заложена поддержка волонтерских организаций, работающих на ниве сохранения памятников архитектуры. Этим пока государственное участие в спасении заброшенного архитектурного наследия и ограничивается. Но вряд ли можно надеяться, что тысячи таких памятников — безмолвных свидетелей российской цивилизации — можно спасти усилиями одних волонтеров. Если хотя бы малую толику тех астрономических средств, которые тратятся в наши дни в российской столице и крупных городах на «благоустройство», шумные праздники, «фестивали меда» и т.п., направить на первоочередные противоаварийные работы в покосившихся храмах, заброшенных усадьбах, на элементарное заколачивание дверей и окон, какая получилась бы благородная государственная программа! Да и рабочих мест сколько бы образовалось, не говоря уже о перспективных точках приложения общественного темперамента. Глядишь, и развитию внутреннего туризма такая программа бы помогла, и в некоторые заброшенные села жизнь можно было бы вдохнуть.

http://sobory.ru/article/?object=11152

Обедали у Мама. 19-го февраля. Четверг. Морозный ясный день. После чтения бумаг погулял утром. До часа было два доклада. Завтракали: Ольга и Петя (деж.). Принял еще Кулом-зина и Фредерикса. Вышел в сад в 4 ч. Пили чай у Мама. Много читал. Обедали также Ольга и Петя. 20-го февраля. Пятница. Такой же морозный и солнечный день. В 12 час. поехали в Алек-сандро-Невскую лавру к отпеванию Ванновского. Прибыли к половине обедни; служба продолжалась очень долго, вернулись домой в 1 3/4. Завтракал Шувалов (деж.). Принимал до 4 1/2. Пили чай у Мама. Вечером занимался. 21-го февраля. Суббота. Утром нашею подъемною машиною был придавлен до смерти несчастный машинист по собственной неосторожности! Был очень занят до 1 1/4. Сергей завтракал с нами. Принял графа А. П. Игнатьева. Гулял долго. Погода была холодная ясная. Известия с Дальнего Востока спокойные. Обедали и провели вечер у Мама. 22-го февраля. Воскресенье. Утро было туманное, потом прояснило. В 11 час. пошли к обедне со всеми детенышами. Завтракали дамы, Мейндорф и Кира Нарышкин (деж.). Получил телеграмму о том, что японцы в составе 7 больших судов бомбардировали издали Владивосток без всякого результата. Гулял долго в саду. Обедали раньше обыкновенного и в 8 1/2 поехали в Дворянское собрание на концерт соединенных хоров под управлением Архангельского. Чудесное пение! Возвратились домой в 10 1/2 час. 23-го февраля. Понедельник. Был длинный морской доклад. Завтракал кн. Орлов (деж.). Принял еще Протасова. Гулял. Пили чай у Мама с д. Владимиром. После обеда поехали на панихиду по генерал-адъютанту Галле, который скоропостижно скончался вчера. Вечером долго занимался. 24-го февраля. Вторник. Принимал до 11 3/4. В полдень поехали на освящение великолепного нового здания акушерско-гинекологического института напротив университета. После длинного молебна, отслуженного митрополит. Антонием, осмотрели главные части помещений и уехали около 2 час. Мама завтракала с нами и Ксения также. Имел доклад Ламздорфа до 4 1/2. Гулял. Было холодно и ветренно.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

е. изъять духовенство, в отношении материальных его нужд, от зависимости прихожан. Для этой цели собраны были нужные сведения о содержании, получавшемся в России духовенством других религий, чтобы, сообразуясь с ним, назначить оклады жалования духовенству православному. Но все дело и ограничилось только собранием этих сведений. В 1808 году комитету, составленному для улучшения духовных училищ, хотя и вменено было в обязанность изыскать также средства к обеспечению духовенства, но соображения его привели к тому лишь, что в 1814 году присвоены были оклады жалования не известным каким-либо церквам, а только известным достойным лицам, к каким-бы они церквам ни поступали, и получившим степень доктора, магистра или кандидата богословия, из числа которых первым положено по 500 р., вторым по 350 и третьим по 250 р. асс. в год. Такого же правила Комиссия духовных училищ предположила держаться и на будущее время, и в 1817 году возвратила в Государственное Казначейство два миллиона рублей ассигн., отпущенных из него пред тем на составление капитала для содержания духовенства. 6 Для распространения православной веры учреждались, в царствование Императора Александра, подобно прежним, миссии, которым было поставлено в обязанность действовать не принуждением, а убеждением. 7 Таких миссий было тогда четыре: 1) Осетинская комиссия для обращения горских народов, основанная еще при императрице Елисавете, но в это царствование совершено преобразованная и усилившая свою деятельность, по причине магометанской пропаганды, возникшей в то время на Кавказе и действовавшей между кабардинцами, чеченцами и другими горскими народами; 2) Самоедская миссия в Архангельской губернии, для обращения самоедов; 3) миссия в Сибири для обращения бурят, тунгусов, чукчей и др. и 4) миссия Пекинская, соединявшая с целью политическою и религиозную, как-то: проповедование Евангелия между албазинцами, воспитание их детей в духе христианском и перевод катехизиса, молитв и нашей литургии на языки китайский и маньчжурский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все было замечательно красиво и хорошо устроено; мне этот вечер напомнил прежние времена, когда происходили пиршества и увеселения у помещиков! 2-го июня. Воскресенье. Встали поздно. В 10 час. пошли к обедне; здесь служат благолепно и поют очень хорошо. Гулял на дальней части парка. В час был большой общий завтрак. Читал бумаги, так как сегодня приехал фельдъегерь. Всего 15° в тени и нам это кажется совсем прохладно. После чаю пошел играть с другими в в первый раз. Обедали в 8 час. и затем происходили общие игры с беготней и визгами на балконе. (англ.) 3-го июня. Понедельник. День свадьбы д. Сергея и Эллы. В 8 час. отправился верхом с Викторией, Ludwig и Фавкой Лобановой. Утро стояло чудное и прохладное. Проехали через Петровское — имение Голицыных. После кофе играл с другими в lawn-tennis до завтрака, а также затем с 4х до 7 1/2 ч. Простились с Ludwig, который возвращался в Средиземное море на эскадру. После обеда играли румыны, те, же, что были в 1894 г. летом в Петергофе. Очевидно они соблазнили все общество своей игрой и танцы начались в столовой. Ушел к себе вниз читать. Легли спать в свое время. 4-го июня. Вторник. Все утро до завтрака играли в lawn-tennis. Затем погода начала портиться и около 4 часов полил дождь. Попробовали было играть в ту же игру, но стало слишком мокро. Выпив чаю в саду под навесом, пошли домой. После обеда снова произошла возня и общая беготня. 5-го июня. Среда. Опять настала жаркая погода. С 9 час. начали играть в lawn-tennis я удачнее вчерашнего. После завтрака стрельба из воздушных ружей и пистолетов. В 4 часа опять lawn-tennis и чай в саду. Потом все общество отправилось на разных лодках по реке. Были застигнуты грозой с ливнем, от которого все промокли до костей. Вечером опять обычная возня. 6-го июня. Четверг. В 8 час. поехал с Викторией верхом в Усово, ехали красивым лесом по старой Звенигородской дороге. Вернувшись домой, выпили кофе и отправились играть в lawn-tennis — эта игра стала главным спортом нашей здешней жизни. После завтрака сел за чтение. 13 пакетов привезенных фельдъегерем. Радовался, что в один день окончил дела. Обедали в 7 1/2 ч. и как тот раз отправились всем нашим обществом в Архангельское. Сидели в ложах, весь партер был унизан цветами, папоротником. Давали два акта “Севильского цирюльника” и 4й из “Риголетто”. Затем ужинали у Сумароковых и вернулись домой около 2 ч. Другие остались танцевать. 7-го июня. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

176 Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 430–431; у Варадинова, кн. VIII, стр. 627–628. 177 Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 431–433; Сборн. Кельсиева, вып. IV, стр. 55–58. 178 История министерства внутренних дел, кн. VIII стр. 471, 525–526. – Довольно близкое выполнение исторической части плана Надеждина представляет вышедший в 1853–54 гг. труд преосв. Макария, – первый опыт систематического изложения «Истории раскола». 181 В Сборниках В. Кельсиева помещены: «Записка о заграничных раскольниках» от сороковых годов – Надеждина (Вып. I, стр. 77–165); от пятидесятых – «Записка о русском расколе» Мельникова (там же, стр. 167–198); «Секретная записка о расколе в ярославской губернии в 1852 году» – Синицына (Вып II, стр. 3–15); «Дневник Арнольди по исследованиям раскольников в костромской губернии» (там же, стр. 18–22); «Дневник Брянчанинова по исследованиям раскольников в той же губернии» (там же, стр. 23–27); «О черниговских раскольниках» неизвестного чиновника (там же, стр. 31–38); «Записка о страннической ереси» Алябьева (там же, стр. 42–75); «Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект» Липранди 1853 г. (там же, стр. 93–109); «Записка о расколе в ярославской губернии» Синицына (Вып. IV, 1–53), 1852–1853 гг. (стр. 59–183); «Краткая записка о раскольниках костромской губернии» Брянчанинова и Арнольди (там же, стр. 205–323) и «Краткий взгляд на причины быстрого распространения раскола (из записок графа Стенбока о страннической секте) (там же, стр. 325–343). 182 У Варадинова изложено содержание отчетов по губерниям – саратовской (стр. 459–167, 566–575, 615–616), черниговской (468–469, 560–566, 640–641), рижской (469), нижегородской (537), вологодской (538), олонецкой (539–540), самарской, симбирской (540–557), архангельской и астраханской (582), киевской, подольской и волынской (586), псковской (630), о раскольниках в Москве (632–636), в губернии новгородской (637–638), в Одессе (639), о раскольниках и молоканах тамбовской губернии (639–640) и нижегородской (643–650).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Убеждаясь важностью настоящих военных обстоятельств, он, преосвященный, говорил проповеди и такие, на сочинение которых, как он сам же объяснял мне, употреблял не более часов двух пред самой литургией, которую совершать готовился. В таковых, столь поспешно сочиняемых, проповедях могли вкрадываться мысли и выражения, дававшие людям предубежденным повод недоразумевать о некоторых лицах и должностных распоряжениях их. Преосвященный давал мне обещание: а) о снах своих не говорить более с другими; б) проповеди сочинять осмотрительнее, и в) вообще в разговорах быть осторожнее, но обещание только словесное, которого, при остающемся в нем недоверии к г. военному губернатору Бойлю, признать за неизменное, вполне успокоительное, нельзя». 294 А потому, вслед за этим рапортом и в тот же самый день, Аркадий послал в синод другой, в котором писал, что «Варлаам, при твердой своей воле, крепко уверен в своей правоте по настоящему об нем делу; жалуясь, что якобы и военный, и гражданский губернаторы не оказывают ему, преосвященному, должного уважения (на что в доказательство приводил мне и некоторые, даже недавно бывшие случаи) и не отлагая своего к ним недоверия, ничем не обеспечивает того, что он, преосвященный, мое ему наставление относительно должного действования, при нынешних военных обстоятельствах края, соблюдет вполне. По сим причинам нельзя с основательностью предполагать, чтобы принятые мною меры наставления преосвященному Варлааму, епископу архангельскому, о которых доношу я св. синоду от сего же 17-го числа за 262, относительно должного действования при нынешних военных обстоятельствах края, вполне могли достигнуть цели, вследствие чего, на основании помянутого за 8598 секретного указа, решился я вступить в управление архангельской епархией впредь до повеления и, вместе с сим, сдал в архангельскую духовную консисторию указ св. синода за 8599, от 28-го минувшего августа, для надлежащего по оному распоряжения, и о том предъявил и вручил преосвященному Варлааму особый на его имя за 8600 из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010