В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка церковной фотографии середины XX века 31 октября, 2013. Новостная служба Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. 31 октября. ПРАВМИР. В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На ней впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов, сообщает сайт Издательского совета Русской Церкви. Фото: сайт Издательского совета Презентация прошла 28 октября. Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии, Алексии I и Пимене. Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева).

http://pravmir.ru/v-rossijskoj-gosudarst...

Воспоминания Варвары Флоринской Я не буду писать о службах Владыки Николая и о впечатлениях, какое они создавали. Напишу о своих двух встречах с Владыкой. Была Великая Суббота 1932 или 1933 года, не помню. Владыка, как всегда, служил дома, то есть в Петергофском соборе. Рано утром я пришла в собор, чтобы до службы приложиться к Плащанице, но здесь меня мама срочно отправила обратно домой, так как у нее вышли все просфоры, и на Светлую ночь и на утро второго дня Святой Пасхи просфор уже не оставалось. Значит надо было идти домой греть воду, разводить дрожжи, сеять муку и следить за тестом, чтобы к определенному часу тесто было готово. Мне, конечно, не хотелось, но сделать надо было обязательно. Мама обещала придти в 3 часа, и чтобы тесто к этому времени было готово. Прошло и 3, и 4 часа, а мамы все не было, и я побежала за мамой. У входной двери в собор встретила Владыку, подошла под благословение, а Владыка спросил, почему я не была за обедней; я объяснила причину, и сказала, что теперь иду за мамой, так как тесто может перекиснуть и просфоры будут плохие. Владыка сказал, что мама уже собирается, а мне говорит, вот хорошо, что пришла, идем со мной проверять мост, как он выдержит напор людей во время Крестного хода. Польщенная тем, что пойду рядом с Владыкой, я однако, запротестовала и говорила, что не понимаю в этом деле, но Владыка сказал – будем проверять вдвоем. Мост через ручей, протекающий в ограде, находится у стены алтаря: подойдя к мосту, мы заглянули под настил моста, прошлись и основательно постучав ногами по настилу моста, решили, что мост выдержит, сваи крепкие. Так, обойдя с Владыкой вокруг собора и еще раз получив благословение, очень довольная побежала домой помогать маме. Вторая встреча была в Литве, в Каунасе в декабре месяце 1944 или 1945 г. Владыка был уже Митрополитом Крутицким, правил Московской епархией. Пришло известие из Москвы, что Владыка собирается посетить свою Родину, и время приезда было назначено, примерно на месяц раньше. Священник с женой и дочерью ужасно волновались, принимать таких высоких гостей им не приходилось, а тут вдруг Митрополит Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Заметки паломницы Приехала я в Троице -Сергиеву Лавру в декабре месяце 1995 г., издалека. Поклонилась святыням, приложилась к раке Преподобного Сергия и пошла по территории Лавры осмотреться. Проходя мимо церкви Смоленской иконы Божией Матери, услышала чудное пение и увидела свет в окошках под храмом. Захожу и вижу – множество народа, много духовенства, и панихиду служит какой-то архиерей. Позднее узнала – это ректор Духовной Академии Владыко Евгений. Поют студенты, очень слаженно и молитвенно. Чья же это гробница, вся утопающая в живых цветах, множество горящих свечей, праздничное убранство? Когда окончилась панихида, все стали подходить и прикладываться к гробнице, я увидела надпись «Высокопреосвященный Митрополит Николай». Приложившись, я почувствовала какую-то радость, тишину на душе. Оказывается, был день памяти (13 декабря) Митрополита Николая. Панихиды совершались целый день. Священники сменялись, народ подходил и уходил. Мне было так хорошо, что захотелось тоже петь, присоединиться к общей молитве. Но я не умела петь, и пришлось замолчать, чтобы не мешать другим. Я молча молилась, взгляд мой упал на гробницу, там, в ногах лежали и стояли в глубоких стаканчиках пасхальные яички. Вдруг из одного из стаканчиков поднимается и ложится само собой на могилку одно из пасхальных яиц, покачалось три раза и замерло, обратившись к священнику изображением воскресшего Спасителя; я замерла, стала озираться кругом, но никто как будто ничего не видел. Когда кончилась панихида, я решила спросить батюшку, может быть, мне показалось? Как может само собой подняться яйцо, если оно наполовину находилось в стакане? Священник стоял далеко и задеть его никак не мог, а если бы и задел, то и стакан упал бы. В это время батюшка говорил, что лично знал Владыку. Как в тяжелые годы гонений Владыка послал его учиться и сказал, что именно сейчас время послужить Господу, вложил в сердце ему теплоту своего общения и надежду на лучшие времена для России. Потом его окружили люди, но я все же улучила момент и спросила, видел ли он? Он кивнул головой в знак согласия и понимающе посмотрел на меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПОРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии, существовало в авг. 1927 - янв. 1928 г., названо по с. Копорье (ныне Ленинградской обл.) (крепость Копорье была основана в 1279). Единственным архиереем, занимавшим кафедру, был еп. Сергий (Дружинин) . С 1920 г., будучи архимандритом, он служил настоятелем приходской ц. во имя прмч. Андрея Критского вблизи ст. Володарская (Сергиево), в 3 км от с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. Обновленческое Высшее церковное управление архим. Сергий категорически отверг, и приход ц. прмч. Андрея Критского стал одним из учредителей т. н. Петроградской автокефалии, активно боровшейся с обновленчеством . 23 нояб. 1924 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон возглавил в Москве хиротонию архим. Сергия во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии. Поскольку по мирному договору 1921 г. Советская Россия уступила Нарву Эстонии, еп. Сергий продолжал служить в храме на ст. Володарская. В авг. 1927 г. указом заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) еп. Сергий был уволен на покой с титулом «епископ Копорский» (о том, что в 1927 Сергий был «заштатным епископом Копорским», говорится в деянии заместителя Патриаршего местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода от 29 марта 1928 - Акты свт. Тихона. С. 587). Возможно, смещение еп. Сергия произошло по желанию управлявшего Ленинградской епархией Петергофского еп. Николая (Ярушевича) . Вскоре после зарождения иосифлянства , 26 дек. 1927 г., еп. Сергий вместе с Гдовским еп. Димитрием (Любимовым) подписал акт об отделении от заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия. 30 дек. постановлением заместителя Патриаршего местоблюстителя и Синода еп. Сергий был запрещен в священнослужении и, «устрашенный наказанием», временно отмежевался от иосифлян. После письма бывш. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) от 7 янв. 1928 г. с одобрением отхода от митр. Сергия Копорский епископ вернулся к единомышленникам. В результате заместитель местоблюстителя и Временный Патриарший Синод 25 янв. постановили еп. Сергия, «давшего обещание отмежеваться от раздорников и быть верным и послушным сыном православной Церкви и высшей церковной иерархии, но не исполнившего данного им обещания и продолжающего служить в состоянии запрещения… лишить титула Копорского, оставив на покое под запрещением и предать его каноническому суду православных епископов» (Там же. С. 565). Еще одним постановлением митр. Сергия и Синода, от 11 апр. 1928 г., эти прещения были оставлены в силе.

http://pravenc.ru/text/2057196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Даев Сергей Константинович; 21.06.1888; с. Петровское Богородского у. Московской губ. (ныне Щёлковского р-на Московской обл.) - 13.01.1960, Москва), архиеп. Можайский. Из семьи священника. В 1911 г. окончил Вифанскую ДС. В том же году начал преподавать в церковноприходских школах Богородского у. В апр. 1912 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкого храма в с. Троицкое (Сельцы) Московского у., где ранее настоятельствовал и его отец; преподавал Закон Божий в земских школах в соседних деревнях Сухарево и Горки. В 1916 г. поступил на юридический фак-т Московского университета, но не смог посещать занятия и вернулся к пастырскому служению. Был возведен в сан протоиерея. В 1930 г. назначен настоятелем храма в честь иконы Владимирской Божией Матери в г. Мытищи Московской обл. Оставался настоятелем этого храма до его передачи обновленцам в 1935 г., затем был настоятелем Покровского храма в с. Игумнове Раменского р-на Московской обл. С 1937 г. служил священником в Москве. Стал сотрудником канцелярии патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с сент. 1943 - патриарх Московский и всея Руси), являлся секретарем Московского епархиального управления. Овдовел. С 1941 г. настоятель московского Ризоположенского храма на Донской ул. Во время эвакуации Московской Патриархии 13 окт. 1941 г. указом митр. Сергия назначен помощником Волоколамского еп. Алексия (Палицина) , временно управлявшего Московской епархией. С февр. 1942 г. являлся помощником назначенного управляющим Московской епархией Киевского и Галицкого митр. Николая (Ярушевича ; с янв. 1944 митрополит Крутицкий и Коломенский). Сделал крупное денежное пожертвование во время сбора средств на подарки бойцам Красной Армии. Принял участие в издании летом 1942 г. сб. «Правда о религии в России». 2 мая 1944 г. принял монашеский постриг с именем Макарий. 14 мая того же года хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в московском Ризоположенском храме возглавил патриарх Сергий; это была его последняя церковная служба, на следующий день патриарх скончался. М. стал викарием Московской епархии, его кафедральным храмом была ц. Ризоположения, где он оставался настоятелем. Впоследствии также являлся настоятелем возвращенного Церкви в качестве приходского храма малого собора закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . 20 июня 1946 г. назначен председателем созданного при Синоде Хозяйственного управления, возглавлял Пенсионный комитет. С 1948 г. занимался в Патриархии приемом посетителей по делам Московской епархии. 25 февр. 1951 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2561382.html

После войны После войны в Русской Православной Церкви замечает, ся оживление и подъем религиозной жизни. Вторым лицом после Патриарха был Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. В это время он исполнял обязанности «министра иностранных дел» Русской Церкви. Вся дипломатическая часть – связь с иностранцами всех рангов и степеней – лежала на нем. Все, чем занимается теперь целое учреждение – Отдел Внешних Церковных Сношений при Патриархии, насчитывающий десятки сотрудников, – делал он один при помощи трех-четырех человек, исполнявших, главным образом технические обязанности. В это время он выполнял ряд важных поручений, среди которых бывали и весьма ответственные – государственные. Он, в частности, руководил массовым возвращением русских эмигрантов из Франции и других стран в СССР. Его появление во Франции осенью 1945 г. вызвало сенсацию среди русской колонии. Благостный Владыка, елейный, с типично русским лицом, обворожительной улыбкой, носящий имя в честь святителя Николая Чудотворца, исконного покровителя Святой Руси, Владыка казался эмигрантам воплощением старой Руси, которая, как хотелось им думать, вновь ожила в дни войны. Не надо при этом забывать, что старая эмиграция, особенно во Франции, была совершенно дезориентирована. Все старые эмигрантские газеты прекратили свое существование, старые общеизвестные деятели эмиграции или умерли, или доживали последние дни, или сами были полностью дезориентированы. Как рассказывал Митрополит, вернувшийся из поездки в Париж, он имел обстоятельный разговор с И. А. Буниным, причем Митрополит считал возвращение Бунина вопросом решенным. (Говорят, только дикая расправа с Ахматовой и Зощенко в августе 1946 г. отрезвила старика и удержала от возвращения). О чем говорить, если Н. А. Бердяев , знаменитая Кшесинская с сыном приняли советское гражданство. Митрополит Ев-логий принял Митрополита Крутицкого с распростертыми объятиями и воссоединился с Патриархией. Надо ли удивляться тому, что тысячи простых людей, бывших поручиков, прапорщиков, титулярных и надворных советников потекли на Родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Последний взрыв Прихожане, чтобы спасти святыню, взяли её в живое кольцо. Их пытались разогнать дымовыми шашками. Люди говорили: «Взрывайте вместе с нами!» — и готовились к принятию мученической смерти. 19 ноября, 2014 Прихожане, чтобы спасти святыню, взяли её в живое кольцо. Их пытались разогнать дымовыми шашками. Люди говорили: «Взрывайте вместе с нами!» — и готовились к принятию мученической смерти. В Москве на Преображенке восстанавливают храм, уничтоженный в 1964 году. «Взрывайте вместе с нами!» Летом 1964 года храм Преображения Господня на Преображенской площади Москвы поднялся на воздух, чтобы тут же рассыпаться по кирпичам. Это был последний в СССР взрыв церкви. Прихожане, чтобы спасти святыню, взяли её в живое кольцо. Их пытались разогнать дымовыми шашками. Люди говорили: «Взрывайте вместе с нами!» — и готовились к принятию мученической смерти. Тогда власти пошли на хитрость и заявили, что церковь не тронут. Взрыв, оглушивший жителей ближайших домов, раздался в четыре утра 18 июля. В этот день православные вспоминали обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, и большинство верующих, отстаивавших храм, уехали на празднования в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Загадочная смерть Формальным предлогом для его сноса послужило строительство метро. — В проектной организации мне показали планшет 1961 года, на котором видно, что трасса метро не проходила под зданием церкви, — говорит председатель приходского совета храма Игорь Русакомский и добавляет: — Её уничтожили потому, что там служил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай Ярушевич. Митрополита Николая не зря называли Златоустом ХХ века. Рассказывают, что от одной его проповеди неверующие люди принимали решение креститься. Митрополит позволял себе критиковать политику партии, рассказывал об академике Павлове, которого знал лично, как о верующем человеке. И всё это звучало с амвона храма Преображения Господня, буквально в двух шагах от райкома партии. Умер владыка при загадочных обстоятельствах. — В Боткинскую больницу он попал с сердечным приступом, — рассказывает Русакомский. — За день до ­выписки медсестре сказали сделать батюшке укол. Он тогда задал ей всего один вопрос: «А ты знаешь, что делаешь?» Та вдруг бросила шприц и убежала. Нашлась другая женщина, которая укол сделала. На следующее утро митрополита не стало.

http://pravmir.ru/posledniy-vzryiv/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Совершена панихида в 15-ю годовщину кончины многолетнего сотрудника ОВЦС А.С. Буевского Служба коммуникации ОВЦС, 10.04.2024. 9 апреля 2024 года исполнилось 15 лет со дня кончины Алексея Сергеевича Буевского (1920-2009), многолетнего сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В этот день советник Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов и эконом Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец) совершили заупокойную литию на могиле Алексея Сергеевича на Ваганьковском кладбище. Вечная память преданному труженику Святой Церкви! Алексей Сергеевич Буевский трудился в Отделе внешних церковных связей, начиная с момента образования этого Синодального учреждения в 1946 году и до последних дней своей жизни. Первые десятилетия своего церковного послушания он проходил под руководством приснопамятных митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела, и его преемника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Алексей Сергеевич Буевский трудился в ОВЦС сначала в должности архивариуса, затем секретаря, ответственного секретаря и консультанта. Алексей Сергеевич Буевский родился 21 июня 1920 года в Костроме в семье православных верующих. Будучи студентом Московского института стали, в 1945 году поступил в Богословский институт, преобразованный на следующий год в Московскую Духовную академию. В 1951 году окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за сочинение «Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия». Он принимал непосредственное участие в послевоенном становлении и развитии внешней деятельности Русской Православной Церкви: в углублении братских связей с Поместными Православными Церквами, межхристианском диалоге, контактах с межрелигиозными организациями.

http://mospat.ru/ru/news/91635/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 августа (10 сентября) Священномученик Василий Сокольский Священномученик Василий Петрович Сокольский родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании в 1902 году Казанской Духовной академии со степенью кандидата богословия женился и был рукоположен во иерея. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря» (Казань, 1905 год). Преподавал Священное Писание в Астраханской, позднее Черниговской Духовных семинариях. Впоследствии служил в церкви Благовещения на Васильевском острове (Петроград), приход которой сохранил верность канонической Церкви в период захвата Петроградского епархиального управления обновленцами. (По титулу Петергофского епископа Николая (Ярушевича), который в августе 1922 года возглавил борьбу с обновленчеством в Петроградской епархии, православные приходы епархии, противостоявшие раскольникам, получили название «Петергофской автокефалии».) По свидетельству архимандрита Феодосия (Алмазова), в Петрограде «в августе-декабре 1922 года шли переговоры с вождями... обновленцев всех видов и толков... В виду общего врага (атеизм в форме коммунизма) Патриаршая Церковь добросовестно шла к объединению с отколовшимися от нее церковными группами... Хотя собрание приняло примирительную точку зрения, но объединение не состоялось. Все наши члены согласительной комиссии пошли в ссылку... Ясно, что наши сосланы по ихнему доносу». В переговорах с обновленцами участвовал в том числе отец Василий. Он был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в город Берёзов Тобольского округа. По возвращении из ссылки служил в Ленинграде, был возведен в сан протоиерея. В 1929 году вновь арестован «за борьбу с обновленцами», сослан на 3 года в Северный край. Отбывал срок в деревне Чекуево, где почти потерял зрение. По возвращении из ссылки поселился с семьей в Ленинграде, служил сначала в церкви апостола и евангелиста Матфея, затем в храме Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.

http://fond.ru/kalendar/750/vasiliy/

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Ольга Васильева Части 1 , 2 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви …и усилению борьбы за мир». Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как «хрущевские гонения». 1959 год Митрополит Николай (Ярушевич) 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. «Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты», – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским». Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://pravoslavie.ru/58101.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010