Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Настоящий биографический очерк составлен по материалам, помещенным в ЖМП за 1945–1960 годы, и рукописи биографии, составленной сослужителем Владыки протоиереем Н. Пасунько, охватывающей период жизни незабвенного Владыки до 1926 года 4 . Можно с уверенностью утверждать, что имя Митрополита Николая известно во всех уголках земного тара. Передовое человечество, независимо от религиозных и политических убеждений, знает его как пламенного борца за мир и отмечает с глубокой признательностью его проникновенные проповеди и речи. Совершенно объективно и вполне заслуженно Митрополита Николая в широких церковных кругах именуют русским Златоустом. Верующие люди, имевшие возможность читать и счастье слышать его как в России, так и за рубежом, никогда не забудут Владыку и его полного любви голоса. Кроме всего этого, Митрополит Николай является образованнейшим архиереем, удостоенным высшей ученой степени доктора богословия и у нас, и за границей. Присуждение степени доктора богословия православному русскому архиерею в заграничном (Парижском) университете – явление, не имевшее прецедентов в прошлом, но вполне заслуженное. В настоящем кратком очерке хотелось бы отметить несколько страниц богатой историческими материалами биографии высокочтимого Владыки. Фамилия Ярушевич – старинная белорусская. В Гродненской епархии имелось несколько приходских священников – Ярушевичей. Один из Ярушевичей, магистр Петербургской Духовной Академии, является автором очень ценной монографии о ревнителе Православия в Западном крае князе Константине Ивановиче Острожском. В Литовской Духовной Семинарии окончил курс первым учеником Дорофей Ярушевич» отец Владыки Николая. Как даровитый студент он был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии Дорофей Ярушевич вернулся на подину, принял сан священника и служил (затем протоиереем) в г. Ковно. В семье о. Дорофея 31 декабря 1891 г. с/с (13 января 1892г. н/с) родился сын Борис, будущий Владыка Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Николай (Ярушевич) Высокопреосвященный Митрополит Николай, в миру Борис Дорофеевич Ярушевич, окончил Петербургскую Духовную Академию весной 1914 г. первым по списку и получил степень кандидата богословия. Академию он окончил по двум отделениям: историческому и западных исповеданий (миссионерскому) и был оставлен на кафедре церковного права профессорским стипендиатом. С юных лет стремился Борис посвятить себя служению Церкви Божией, мечтал принять монашество. И вот, 10/23 октября 1914 г. в академическом храме Петроградской Духовной Академии Преосвященным ректором, епископом Анастасием двадцатидвухлетний Борис Ярушевич был пострижен в монашество с именем Николай. На другой день 11/24 октября, в храме Иоанновского монастыря (что на Карповке) Владыка Анастасий рукоположил инока Николая в сан иеродиакона, а в воскресенье 12/25 октября в академическом храме – в сан иеромонаха. Проповеднический талант рано проявился у молодого монаха. Даже его проповедь на вступительном экзамене в Академию (1910 г.) заслужила особого одобрительного отзыва. Много проповедовал он и будучи полковым священником Лейб-гвардии Финляндского полка (с 18 октября по 27 декабря 1914 г.) В связи с тяжелым заболеванием ревматизмом иеромонаха Николая отзывают с фронта и он возвращается к научно-педагогической работе в Академии. 19 августа 1915 г. иеромонах Николай назначается преподавателем литургики, гомилетики, церковной археологии, практического руководства для пастырей, немецкого языка в семинарии. Одновременно напряженно трудится молодой инок над магистерской диссертацией, защита которой состоялась 16 декабря 1917 г. Капитальный труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)» был высоко оценен Советом Петроградской Духовной Академии и удостоен Макарьевской премии. 20 ноября 1918 г. о. Николай назначается в Петергоф настоятелем Петропавловского бывшего придворного собора, где не было прихода и надо было заново налаживать приходскую жизнь. Петергофцы горячо полюбили своего нового пастыря. Его приветливость, ласковость, доброта, скромность и в особенности его пламенные проповеди, которыми он сопровождал каждое свое богослужение, покорили все сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

От издателей Митрополит Николай (Ярушевич). Биографический очерк Митрополит Николай (Ярушевич) Борьба с обновленчеством и Петроградская Автокефалия Петроградская Автокефалия Предвоенный период (из воспоминаний А. Э. Краснова) Владыка Николай в Куйбышеве (воспоминания Марии Васильевны Барановой) После войны Пастырь добрый (памяти Митрополита Николая) Митрополит Николай – первый настоятель и организатор прихода Петропавловского собора в Петергофе Воспоминания о Митрополите Николае В 60-е годы Николин день Господи, благослови (воспоминания бывшей ученицы Анны Шигориной) Воспоминания Марии Васильевны Барановой Воспоминания о дорогом незабвенном Митрополите Николае Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) К 20-летию со дня кончины, Воспоминания духовных чад о дорогом Владыке Воспоминания Марии Даниловой Из дневника Елены Смирновой († 1968 г.) Отзывы и воспоминания Последние дни Владыки Николая День памяти Владыки Николая На смерть иерарха От московской паствы Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай как проповедник Златоуст XX века Памяти иерарха Воспоминания Варвары Флоринской Память о Владыке Николае живет и в следующем поколении его современников Чудесное исцеление по молитвам Николая (Ярушевича) Прозорливость Митрополита Николая (Ярушевича) Воспоминания, записанные со слов одной из духовных дочерей Владыки Николая Заметки паломницы Приложение Проповеди Епископа Николая Петергофского 1922–1926 года. Ленинград (Фрагменты, записанные слушателями) Слово, сказанное в церкви Благовещения Божией Матери за всенощной 24 декабря 1922 года Слово, сказанное в Исаакиевском соборе за обедней 25 декабря 1922 года Слово, сказанное в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы за всенощной 14 января 1923 года Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова («Спаса-на-Крови») за всенощной 9 мая 1926 года Ко дню пострига 10 октября 1914 г. Преосвященного Епископа Николая Выписка из газеты «Новая заря» от 9 июня 1956 г., издающейся в Сан-Франциско, Калифорния. Пребывание русской церковной делегации во главе с митрополитом Николаем в США Выдержки из книги «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней» Выдержка из книги М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры Схиархимандрита Феофила (1929–1996)» Памяти Архиепископа Петергофского Библиографический список изданий, упоминаемых составителями  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98591.html 13 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/arhiv/58101.htm Православие.ру 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: " Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви ...и усилению борьбы за мир " . Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как " хрущевские гонения " . 1959 год 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. " Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты " , – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что " Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским " . Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://religare.ru/2_98591_1_21.html

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98541.html 11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/58034.htm Православие.ру 13 декабря 1961 года окончился земной путь одного из выдающихся архиереев ХХ века – митрополита Николая (Ярушевича) – первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастыря, богослова, дипломата. О первых годах жизни отдела написано много, наиболее изучена его деятельность в период подготовки и проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года. Данная статья представляет ежедневную работу отдела и его председателя по основным внешнеполитическим направлениям, способствовавшим укреплению международного положения Церкви и страны. Вторая мировая война изменила геополитическую карту Европы. Новый образ нашей страны как победителя и миротворца вызвал искренний интерес к СССР. Для многих европейцев, переживших ужасы войны, представления о социализме были привлекательны: мир, свобода, социальная справедливость, равенство. Стремление к миру всячески подчеркивало и руководство Советского Союза. Крепла уверенность в том, что союзнические отношения сохранятся и в послевоенные годы. Но действительность оказалась суровее. Начавшаяся " холодная война " , ставшая формой существования в послевоенном мире и продолжавшаяся до распада СССР, вновь обострила противостояние проамериканского и просоветского блоков, которое усугублялось ядерным фактором. Ядерная монополия США, как известно, сохранялась до 1949 года, что не могло не волновать советское государство. " Доктрина Трумэна " (доктрина сдерживания социализма), " план Маршалла " как экономическая составляющая " сдерживания " только ускорили формирование биполярной геополитической модели.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.). Возобновлено в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии в 2006 г. 2 июля 1917 г., при 1-м богослужении новоизбранного архиеп. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского ; с 13 авг. 1917 митрополит) в Петропавловском соборе Петергофа, передаваемом из придворного ведомства в епархиальное, у прихожан появилась надежда на то, что когда-нибудь «собор явится кафедральным собором уездного епископа» ( Посунько Н., свящ. Петергофское торжество//Изв. по Петроградской епархии. 1917. 32/33. С. 11). В этот день Петроградскому архиерею сослужил преподаватель столичной семинарии иером. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В июле 1920 г. Петроградскому митр. сщмч. Вениамину поступило ходатайство приходского совета петергофского Петропавловского собора о передаче патриаху свт. Тихону (Беллавину) просьбы об учреждении в Петергофе епископской кафедры; в документе подчеркивалось, что все храмы Нов. Петергофа (вост. часть Петергофа) присоединились к этой инициативе. Кандидат на должность викария в обращении не назывался, но подразумевалось, что таковым будет наместник Александро-Невской лавры архим. Николай (Ярушевич). Благочиннический совет Петергофского уездного окр. это начинание встретил скептически: «Насколько благочинническому надзору известно настроение общин на местах, то в таковых, как находящихся вблизи своего архипастыря, вопрос о епископской кафедре не только не обсуждался, но даже и не возникал, как не вызываемый никакой необходимостью» (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1339. Л. 6). Тем не менее последовало повторное ходатайство правосл. петергофцев и жителей окрестных сел. Митр. сщмч. Вениамин в итоге принял решение ходатайствовать перед патриархом свт. Тихоном о рукоположении архим. Николая во епископа Петергофского по достижении последним канонического 30-летнего возраста с оставлением на должности наместника лавры. Резолюцией патриарха от 27 марта 1922 г. было учреждено П. в. Петроградской епархии, 7 апр. того же года состоялась архиерейская хиротония архим. Николая. На территории вик-ства действовало не менее 35 храмов. Кафедра викария располагалась в Петропавловском (бывш. придворном) соборе Петергофа (1895-1905, архит. Н. В. Султанов). Резиденция архиерея в 1922 г. находилась в Александро-Невской лавре, в 1926-1938 гг. Петергофский архиерей проживал в комнате коммунальной квартиры по адресу: Петергоф, Красный (ныне С.-Петербургский) проспект, 40, предоставленной викарию кнг. А. И. Бебутовой, членом приходского совета собора.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

Петроградская Автокефалия Епископ Петергофский Николай – молодой обаятельный архиерей, сделавший «блестящую карьеру», пользовался популярностью в народе за свою мягколирическую манеру служить, за свои изящные по отделке, хотя и строго традиционные по содержанию проповеди, за свою вежливость, «приятность», доступность и простоту в обращении. Рукоположенный всего лишь три месяца назад в епископа, Преосвященный Николай занимал в то время должность Наместника Александро-Невской Лавры. Основываясь на праве ставропигии, которым обладают Лавры, епископ Николай вел непосредственные переговоры с ВЦУ. Следует отметить, что тактика отсрочек и оттяжек применялась им необыкновенно умело и ловко, чему в значительной мере способствовала природная уклончивость Владыки-дипломата . Обновленческий епископ Николай Соболев нанес официальный визит в Лавру. И на этот раз епископ Николай (Ярушевич) , Наместник Лавры, остался верен себе: он осыпал Николая Соболева ласками, комплиментами, любезностями, так что тот уехал совершенно очарованный и, возможно, в первый момент не заметил одной лишь детали: Наместник не пригласил его служить в Лавре, а без этого вся его любезность не имела ровно никакого значения и ни к чему его не обязывала. Затем на протяжении месяца епископ Николай вел все ту же ловкую и умную дипломатическую игру, и, наконец, когда эта тактика недомолвок и проволочек стала совершенно невозможной, потребовалось заявить ясно и недвусмысленно о признании ВЦУ и войти с Николаем Соболевым в евхаристическое общение, епископ «разыграл финал»... Он умудрился одновременно и уйти, и остаться; и все признать, и не признать ничего. В этом легко убедиться, прочтя следующий документ: «В Петроградское Епархиальное Управление Епископа Николая (Я). Будучи вполне и безусловно лояльным в отношении ВЦУ и Петроградского Епархиального Управления, прошу Петроградское Епархиальное Управление об оставлении меня в должности Настоятеля Лавры, чтобы я мог продолжать свою посильную работу на пользу Церкви в новых условиях ее существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Скачать epub pdf Глава 1 До моего переезда из Греции в Оксфорд в конце февраля 1951 года я знал Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая главным образом по журналу «Московской Патриархии», номера которого, доходили до меня в Грецию неаккуратно и с большими пропусками. Из русских парижских газет и ещё более из писем и рассказов лиц, приезжавших из Франции, я много слышал о его роли в деле воссоединения Митрополита Евлогия с Московской Патриархией и о сильном впечатлении, произведённом его личностью и церковным красноречием на русских эмигрантов во Франции. О его выступлениях в так называемой «борьбе за мир», «в защиту мира» или против атомной бомбы и т.д. я узнал несколько позже. Об этом мне стало известно в конце моего пребывания в Греции, да и то в самых общих чертах, от одного лица, приехавшего из Парижа и прислуживавшего в русской церкви в Афинах. В общем, у меня составилось впечатление о митрополите Николае как о выдающемся церковном деятеле, ближайшем помощнике Патриарха, замечательном проповеднике и вместе с тем обаятельной личности. Прибыв в Англию, я смог систематически ознакомиться с тем, что о нём писалось в ЖМП, а также узнал о нем много подробностей от архимандрита Николая (Гиббса), православного англичанина, бывшего преподавателя английского языка у детей императора Николая II. Он последовал за ним в Тобольск и Екатеринбург и был принят в Московскую Патриархию из карловацкого раскола митрополитом Николаем во время его посещения Англии в 1945 году. На архимандрита Николая (Гиббса) митрополит Николай произвёл самое сильное впечатление, он ценил его ум и находился под действием его привлекательной личности, хотя по свойству своего крайне подозрительного характера и как «заядлый англичанин» относился к нему с некоторой осторожностью. Его смущали «миротворческие» выступления митрополита Николая с их предельно резкими нападками на Западный мир. Я ему много возражал (и это было моё искреннее убеждение), что всем этим «мирным» выступлениям митрополита Николая не надо придавать никакого значения, так как они вынуждены, и он это делает ради блага Церкви и как бы взамен на те льготы и послабления, которые Сталин в послевоенные годы, несомненно, предоставлял Церкви. Должен признаться, что эти политические выступления митрополита Николая на страницах ЖМП я почти не читал, настолько мне они казались малоинтересными. Но я жалел о том вреде, который они приносили доброму имени Русской Православной Церкви на Западе и среди наших церковных раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

День памяти Владыки Николая 13 декабря. В этот день, 30 лет тому назад, в 1961 г. перестало биться сердце доброго и любимого архипастыря Владыки Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, а для нас, ленинградцев, Николая Петергофского. Это был необыкновенно любвеобильный, внимательный всем и всегда доступный пастырь, который душу свою отдал за Русскую Православную Церковь , за свою паству, за свою веру. Много испытаний выпало на его долю. Епископом он стал в самое трудное для Церкви время, в 1922 г. Борьба с обновленчеством, церковные нестроения, тяжелые бытовые условия, ссылка в далекие Зырянские края – все это он пережил в самом начале своего архипастырского служения. Многие ленинградцы помнят его благоговейные службы в многочисленных еще тогда храмах нашего города, его боговдохновенные проповеди, слушать которые съезжались со всего города. А служил он по преимуществу в самых отдаленных храмах, на окраинах города и в пригородах, так как будучи самым молодым из всех викарных архиереев, получал назначения от Митрополита именно в такие храмы, да и настоятели стремились заполучить на свои праздники именно его, любимого всеми архипастыря. И вот, в тесноте переполненных трамваев, с пересадками, чуть ли не вися на подножках, добирался он до места служения. В лучшем случае удавалось найти извозчика, а еще реже машину. Часто водители, узнав, что надо везти «попа», отказывались это делать. И несмотря ни на что, он был всегда аккуратен, никогда не опаздывал к богослужению, не раздражался и не сетовал. Остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно проверять время». Богослужения Владыка совершал с каким-то особенным вдохновением и своей молитвенностью заражал всех сослужащих и молящихся. А его проповеди заставляли забывать и о времени, и об усталости, их можно было слушать без конца и запоминать надолго. После литургии Владыка обычно благословлял всех молящихся, которые бесконечной вереницей в течение полутора, двух часов подходили к нему. И каждому он находил приветное слово и дарил ласковую добрую улыбку. Отходили от него сияющие и умиротворенные излучаемой им благодатью. А за всенощной он всех до единого помазывал один, без помощников (тогда не было обычая помазывать в нескольких местах). Особенно любили верующие нашего города благотворительные службы, когда надо было поддержать нуждающийся храм. Приглашали Владыку Николая и хор духовенства под руководством диакона И. Г. Павлова. Собирались лучшие силы священнослужителей. Хор пел великолепно, очень духовно и стройно. И. Г. был прекрасным регентом, а в дни войны ему пришлось быть ректором Ташкентской консерватории. Апостол обычно читал протодиакон Феодор Юдин, поражая всех своей необыкновенной «тягой». Евангелие поручали читать протодиакону Феодору Алфимову, а после чтения Евангелия выходил на проповедь епископ Николай... Говорил он на евангельские темы, связывая их с нашей жизнью, говорил вдохновенно, образно и в то же время очень просто, понятно всем. Слушали его, затаив дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Отзывы и воспоминания Выписки из Журнала Московской Патриархии 1. 1946 г. 1 стр. 17. Отзыв члена делегации Чешской Православной Церкви доктора Грузина о пребывании в Москве (10–15/I 1946 г.) В высшей степени обаятельным и мудрым предстал перед нами Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий. Мы много читали и слышали о деятельности Высокопреосвященного Николая, но его обворожительной улыбки, за которой скрывается великая любовь и великое звание жизни и человеческой души, нельзя передать словами. Ее нужно видеть и чувствовать для того, чтобы понять красоту души Высокопреосвященного Николая, которая составляет тайну его успехов в его трудной деятельности. 2. 1946 г. 2 стр.7–8. Воссоединение (Париж 24/VIII – 4/IX 1945 г.) Воспоминания начальника братства св. Фотия Николая Полторацкого. Прибытие из Москвы Высокопреосвященного Митрополита Николая Крутицкого, его богослужения, собиравшие толпы людей с разных концов Парижа, приходивших помолиться и послушать горячее и проникновенное слово Владыки все это придавало радостно-праздничное, как бы пасхальное настроение дням его пребывания среди вас. Для здешних верующих русских масс это был первый живой и непосредственный контакт с Матерью-Церковью и с Матерью-Родиной. Во всех проповедях М. Николая звучала потрясавшая сердца преданность Церкви Православной пламенная любовь к нашему родному народу и ко всем русским людям. М. Николай поведал нам живым словом то, что мы знали только из журналов и газет, о том участии, которое приняла наша Церковь в оборонительной героической борьбе, выпавшей на долю нашей Родины. ... Владыка Николай как-то по-новому зажег наши сердца и заставил почувствовать, что все мы – дети одной вашей Матери – Русской Церкви и одного великого нашего русского народа. Он явил нам дар большой христианской любви, и мы все его полюбили нашей ответной сыноввей любовью. Митрополит Николай дал нам бесконечно много, и его светлый образ останется навсегда в памяти каждого, кто хоть раз его увидел и услышал. 3. 1946 г. 2 стр.9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010