Пастырь добрый (памяти Митрополита Николая) «И знаю Моя и знают Мя моя...» Все, кто знал владыку Николая, никогда не забудут его ласкового взгляда, доброй улыбки, бесконечной любви и благодати, которые он излучал. Во время его богослужений все присутствующие переживали необыкновенный молитвенный подъем. Своей глубокой верой он заражал всех, и никто в храме не оставался равнодушным, все молились искренне и вдохновенно. Нам казалось, что мы слышим шелест ангельских крыльев и ощущаем Божественное присутствие в храме, а лицо Владыки во время литургии буквально преображалось и светилось неземным светом. И не только мы, простые молящиеся, но и маститые протоиереи, протодиаконы и иподиаконы испытывали особое волнение и трепет, и особый духовный подъем во время служения Владыки Николая. Служил Владыка очень часто и во многих храмах, главным образом, на отдаленных окраинах города. Добираться в эти храмы часто приходилось с большим трудом, так как пользовался Владыка городским транспортом (трамваем в основном), никаких машин в то время в его распоряжении не было. Особенно трудно было ездить вечером, в рабочее время, когда Владыке, чтобы попасть ко всенощной где-нибудь за Невской заставой или на другой окраине города, надо было ехать в переполненном трамвае, часто «висеть» на площадке вагона. И он, без ропота и сетования, ехал в тесноте и неудобстве и никогда не опаздывал к началу службы. Ровно в назначенное время он появлялся на пороге храма, так что остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно время проверять». За каждым богослужением Владыка говорил слово. Говорил он очень просто и вместе с тем необыкновенно образно горячо, вдохновенно, увлекательно. За ним прочно закрепилось название «Златоуст»; слушая его, можно было живо представить себе, о чем он говорил, пережить еще и еще раз картины жизни и страданий Господа нашего Иисуса Христа, прочувствовать всю глубину божественной любви. А о любви Владыка говорил всегда и внушал нам, молящимся, что ее сила превозмогает все несчастья, все беды, все страдания, что мы, христиане, должны строить свою жизнь на основе любви к Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Воспоминания духовных чад о дорогом Владыке 1. После литургии в храме Ильи Пророка, теснимый народом, жаждущим увидеть еще раз Владыку Николая, получить его благословение, шел по храму Митрополит Николай. И вдруг он замедлил шаги и сказал: «Обождите, я пойду благословить больную» – и направился в сторону, где стояла пожилая женщина, которая, как выяснилось потом, действительно в этот момент плохо себя чувствовала. Так внимателен был Владыка! 2. В тяжелых жизненных испытаниях нередки случаи, когда верующим людям во сне являлся Владыка Николай, и после этого благополучно заканчивались все их невзгоды. 3. Попросила раба Божия Мария Владыку Николая помочь ей достать Библию . Владыка посочувствовал и сказал, что «было мало экземпляров и даже не всем священникам хватило». Пришла с сокрушением эта женщина на работу и тут ей предложила одна из сослуживиц посмотреть у одной ее знакомой священную книгу, которую она желает передать верующему человеку. Оказалось, это Библия , которая и была подарена Марии. Верующее сердце Марии знает, что это произошло по молитвам Владыки Николая. 4. Благословлял Владыка Николай всех до единого человека, как бы ни был переполнен храм Божий, и не было на лице его заметно усталости, а лишь приветливая улыбка любви человеческой, ласка и внимание к каждой душе. Уходя с амвона по окончании службы, он всегда подавал свое архипастырское благословение всем собравшимся в храме, всем их близким, всем домашним, и было лицо его лучезарно-боговдохновенно. 5. В последние годы службы в храме Владыка говорил проповеди, которые были как бы прощальными. Владыка часто приводил нам слова св. Иоанна Богослова: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга». Как бы ни был утомлен Владыка, когда он выходил на амвон для произнесения проповеди, лицо его сияло вдохновением, нередко слезы лились из глаз, а мы, стоящие в храме, очищались душами нашими и нам становилось легко, радостно. Мы говорили об этом Владыке, а он отвечал: «Радостно мне за вас, что вы со вниманием слушаете слово Божие, и благодать Божия касается вашего сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай как проповедник 10 Одним из отраднейших явлений последнего времени следует назвать выход в свет «златотканного произведения» – «Сборника» слов, речей и посланий Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского. Высокочтимый автор сборника, не без оснований признанный «Русским Златоустом» не только у нас, но и за границей, внес новые, свежие веяния в область гомилетики. Он – мастер художественного слова и несомненно крупнейший современный оратор, всегда вдохновенно ровный и увлекательный. Из прежних русских ораторов, отчасти подобных направлением Митрополиту Николаю, можно указать в прошлом веке разве на Митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) ; Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского; Димитрия (Муретова) , архиепископе Херсонского; протоиерея Родиона Путятина ; Гавриила, епископа Имеретинского и Евгения, архиепископа Ярославского. Но даже проповеди знаменитого Иннокентия (Борисова) , архиепископа Херсонского, при всем картинном блеске своем, пафосе, пышности и, казалось бы, теплоте чувства, не всегда создают в читателе впечатление, подобное впечатлению от речей Митрополита Николая. Причина того в том, что архиепископ Иннокентий отпечатлевает в своем проповедничестве, наряду с апостольским горением духа своего, еще ораторские – чисто человеческие – увлечения. Его речь заметно во многих местах изливалась не из всецело молитвенного настроения, но с примесью и земных чувств церковного оратора-художника. Потому некоторые из проповедей Митрополита Херсонского можно сравнить с вином не цельным, а в какой-то мере разбавленным водой человеческих порывов. Наоборот, в проповедническом творчестве Митрополита Николая гармонически сочетались, как два взаимопроникающих элемента, библейская мысль и пастырски-отеческое переживание и любовь к пастве. Его проповедь более похожа не речи великих миссионеров, действовавших в Боге с одной целью возродить для неба новых духовных чад. Он исключительно в положительной форме, т.е. без обличения верующих, живописует перед ними единственную ценность и красоту христианского идеального настроения. У него не человеческая жизнь освещает идеологию Священного Писания, а наоборот, сама жизнь облекается во свет библейской оценки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) Все началось с 1920 года, с летних школьных каникул. Я ходила на церковные службы, почти во все храмы, находящиеся около нашего дома. Не буду перечислять их. Так все было, пока к нам не пришел однажды в воскресный день земляк моей матери прямо с обедни и восторженно заявил о своем восхищении, говоря: – «Ой, кума! Я сейчас пришел к вам прямо от обедни из Александро-Невской Лавры! Слушал там проповедь молодого архимандрита отца Николая. Он очаровал меня своею проповедью. Как он говорит! До сих пор я не слышал ничего подобного... Хорошо у нас на Стремянной говорит проповеди отец Иоанн Титов, а этот отец Николай всех покроет! Да и личность его очень приятная, располагающая, симпатичная... Прошу тебя, сходи, брось свои хлопоты, сходи, не раскаешься. Вот увидишь, как тебе будет приятно услышать его и увидеть...» – Я только что пришла из церкви, и, услышав сие, решила в себе, что обязательно побываю в соборе Лавры, хотя Лавра и далековато от нас, и увижу чудо-проповедника. Через несколько дней я решила исполнить свое желание. День был будничный. Пошла я пешком и пришла в собор уже к концу службы. Отец Николай уже стоял на нижней ступени солеи и давал верующим крест. Народу было не так много. Не спеша я подошла к отцу Николаю, поцеловала Крест и его руку, державшую Св. Крест, и отошла в сторону на небольшое расстояние от него и стала его внимательно разглядывать. Первое, что мне бросилось в глаза, это внимательно-приветливое и ласковое выражение его лица. Он как бы каждого подходящего ко Кресту изучал и старался зафиксировать в своей памяти. Постояв еще немного, я направилась к раке Александра Невского и далее, – вышла из собора и направилась к своему дому, неся в своем сердце радостное, непонятное до сих пор, духовное, возвышенное настроение. Следующее мое посещение было в воскресный день. Пришла я в Троицкий собор к началу Божественной литургии. После чтения Евангелия на амвон вышел о. Николай и произнес свою яркую, выразительную, бесподобную проповедь, которая всецело поглотила все мое девичье внимание. Я твердо решила не пропускать его богослужения. Я стала постоянной поклонницей его таланта. На его службы меня тянуло с неимоверной силой, как магнитом; и когда о. Николай служил в храме, – этот день для меня был настоящим праздником, душа ликовала. Почитатели о. Николая заметили меня и познакомились со мной, даже кто-то из них подарил мне фото о. архимандрита Николая. Фотография эта была сильно затемнена, но я и ею была довольна и на своем письменном столе в рамке поставила против себя. Крепко подружилась я с Еленой Андреевной Шнуренко, близко знакомой с Ярушевичами. Она мне рассказывала, как она ухаживала еще за маленьким Борей в больнице, когда он болел. И еще рассказывала, как он маленьким ребенком чуть не умер от яичной скорлупы, и что великомученик Пантелеимон спас его, за что он всегда ему молится с благодарением за свое спасение...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Николин день Любит и чтит русский верующий народ великого угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, и потому день, когда Церковь прославляет его подвиги, является для верующих большим праздником. Накануне и в самый день праздника все храмы переполнены молящимися, как в Великие двунадесятые праздники. День 19 декабря радостен еще тем, что это день тезоименитства Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского – выдающегося церковного деятеля наших дней, ближайшего помощника Святейшего Патриарха Алексия и любимого москвичами архипастыря. Всенощную и литургию Владыка совершает в храме свв. апостолов Петра и Павла на Преображенской площади города Москвы, и особенно тепло проходят здесь эти службы. Храм залит электрическим светом, а там, где меньше электрического света, мерцают лампады, и нежные отсветы их различного цвета вливаются в общий свет, как вливается тихая молитва каждого отдельного человека в общую молитву в храме, в хвалебный гимн Богу. В правом приделе храма, перед украшенным с особым усердием и благолепием образом Святителя Николая, так же, как и перед его образом на аналое посредине храма, беспрерывно горит масса свечей. Двери раскрыты, их закрыть невозможно, потому что там теснятся люди, не сумевшие войти в храм. Клубами врывается морозный воздух и свежие его струи, доходящие до главного алтаря, несколько облегчают дыхание. Всенощная совершается истово и с усердием. Сколько поэзии, бездонной святой глубины, очарования в наших русских всенощных, в мерцании лампад, в пении и чтении псалмов и стихир, в этом неподвижном стоянии богомольцев, готовых стоять до конца, сколько бы ни длилось богослужение. Владыка, с сослужащим ему духовенством, проходит на солею. Он идет в конец храма, чтобы Свет Христов принести всем, и тем, кто стоит в дверях храма, и за дверями, и дальше за ними, там во дворе. Когда раздаются его молитвенные возгласы, истово крестятся богомольцы. По возвращении духовенства на амвон, настоятель храма произносит краткое сердечное приветствие Митрополиту Николаю и подносит ему в подарок митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Восхищение Царства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 (к девяностолетию протоиерея Василия Николаевича Серебренникова Библейские пророки говорили о себе: “И было ко мне слово Господне”. Преподобный Силуан Афонский на поставленный им самим вопрос: “Как говорят совершенные?”, — отвечал: “Они говорят не от себя”. О ветхозаветных пророках и праведниках, общавшихся с Богом, и о великих святых нового времени, кому Господь непосредственно открывал Свою волю, знает весь христианский мир, но мало кто знает и верит, что в наши серые будни, в нашу повседневность Господь Ему Одному ведомым образом и сейчас посылает людей, умеющих слышать голос Божий и говорить не от себя. Одним из таких тайных сосудов Божественной благодати, кому Господь открывал Свою волю, был скончавшийся 30 дек. 1996 года московский протоиерей Василий Николаевич Серебренников. Он родился 30 окт. (н. ст.) 1907 года в Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата. В 1925 г. Василий Николаевич окончил среднюю школу, в 1930 г. — медицинский факультет Первого Московского Университета. В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но Господь прервал его врачебную деятельность и поставил на новое поприще. 28 марта 1948 г., на Крестопоклонной неделе митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил Василия Николаевича Серебренникова в сан диакона, через неделю — в сан иерея. Первым местом служения отца Василия был храм святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, затем с сентября 1955 г. — храм Воскресения Словущего (ныне подворье Иерусалимского патриархата) в Филипповском переулке близ Гоголевского бульвара.

http://pravmir.ru/voshishhenie-tsarstva/

К 20-летию со дня кончины, Двадцать лет отделяют нас от дня кончины Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, почившего о Господе 13.12.1961 года. После его блаженной кончины прошло много лет, а душе нашей он кажется еще ближе. Владыка Николай всю жизнь благодарил Господа, «коснувшегося человеческих сердец» через его проповеди. Люди обращались к вере, к Господу Богу. За богословские и церковно-исторические труды Владыка был удостоен ученой степени доктора богословия Советом профессоров Московской Духовной Академии, богословским факультетом им. Яна Гуса в Праге, Софийской Духовной Академией св. Климента Охридского, Богословской Академией Реформатской Церкви Венгрии, Протестантским Богословским институтом в Клуже (Румыния), Православным Богословским институтом в Бухаресте, Богословским факультетом в Пряшеве (Чехословакия). Проповеди Владыки переведены на многие языки. Все это дает основание, чтобы признать, что Митрополит Николай был «Златоустом нашего времени». Сейчас, когда уже 20 лет нет с нами Владыки, он и его слово Божие, посеянное в наших душах, живы. Живы, пока бьются сердца людей, побывавших на Богослужении Владыки и слышавших его дивные проповеди. Жив Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай! Владыка говорил нам: «Дорогие мои и милые о Господе нашем Иисусе Христе духовные мои чада, я рад бы был, если хотя бы единое мое слово запало бы в вашу душу и принесло бы плоды». Запали в наши души и сердца все его заветы и основной из них – «Беречь веру в Бога как дар Божий». Наставляя своих чад, Владыка говорил: «Пусть ничто не смущает вас, никакие волны не выбивают вас из корабля Матери-Церкви ». Владыка Николай вдохновлял людей в годы войны, отирая слезы плачущим, озаряя сердца отчаявшимся. Сколько нас, входивших в те годы в переполненные храмы, не чувствовавших тесноты, поддерживаемых молитвами и благословениями Владыки Николая, и выходивших из храма с обновленной душой, с радостью в сердце после проповеди! Его слова и речи уносили душу каждого горе, ближе к Престолу Божию. И жизненные испытания легче переносились теми, в чьи сердца им были заброшены зерна и семена веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКТУСОВ Николай Петрович (20.02.1883, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.07.1959, Москва), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП. Род. в семье священника, учился в Астраханских ДУ и ДС, затем в КазДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия за работу «Второе послание к Солунянам св. ап. Павла (Опыт экзегетического анализа)» и правом на соискание степени магистра без дополнительных устных испытаний. По решению Совета академии Д. был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре Свящ. Писания НЗ. В 1907-1908 гг. прослушал краткосрочный курс отд-ния словесности при историко-филологическом фак-те Казанского ун-та для преподавателей средних учебных заведений. В 1908-1909 гг. преподавал лит-ру, лат. и рус. языки во 2-й и в 3-й жен. гимназиях, а в 1910-1919 гг.- в 1-й муж. гимназии г. Царицына. В 1919 г. директор 1-й муж. гимназии по выборам. С 1919 г. лектор Царицынского ун-та на педагогическом отд-нии. С 1920 г. преподавал те же предметы в г. Новороссийске. В 1920 г. состоял председателем Педагогического совета Новороссийской гимназии по выборам. В 1920-1923 гг. преподавал в рабочем техникуме г. Туапсе. Д. был преподавателем и лектором военных школ: школы красноармейских частей 10-й армии (1919), школы красноармейцев при 31-й дивизии 3-го батальона 3-го стрелкового полка 32-й бригады (1920) и Морской обороны вост. сектора Чёрного м. (1921-1923). В 20-х гг. Д. переехал в Москву. Преподавал на рабочем фак-те при Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева (1923-1933), во Всесоюзном ин-те журналистики (1931-1938), в Ин-те красной профессуры (1933-1938), в Московском ин-те истории, философии и лит-ры (1938-1941), а также на Центральных газетных курсах (1938-1939, 1942-1944) и в Московском техникуме машиностроения им. С. Орджоникидзе (1942-1944). В 1944 г. Д. был приглашен в число преподавателей открывшихся Правосл. богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в авг. 1946 г. в МДАиС. В янв. 1947 г. Аттестационная комиссия Московской Патриархии под председательством митр. Николая (Ярушевича) утвердила Д. в звании доцента. Он быстро включился в научно-богословскую работу и, еще будучи доцентом, начал вести самостоятельный академический лекционный курс Свящ. Писания НЗ, основываясь на разработках проф. Н. Н. Глубоковского . Также преподавал в академии слав. и лат. языки, а с 1954 г.- факультативный курс основ педагогики. По воспоминаниям преподавателей и студентов, «всех слушавших лекции Николая Петровича поражала широта его эрудиции в области его новой специальности, именно эрудиции, а не просто начитанности», «он мог основательно ответить на любой вопрос - не только богословский». В 1949 г. Д. купил у одного из московских коллекционеров собрание старинных крестиков, положившее начало музею при воссозданном Церковно-археологическом кабинете.

http://pravenc.ru/text/178764.html

Память о Владыке Николае живет и в следующем поколении его современников В Петергофе Владыка Николай начал свое служение простым иеромонахом с 1918 г. В эти голодные годы мой дедушка отправил свою семью в Великий Устюг. Из Петергофа он писал: «К нам прислали чудного пастыря, какие проникновенные ночные исповеди он проводит!» Служили тогда в Крестовоздвиженской церкви, что на Правленской улице. Когда эту церковь закрыли, служба возобновилась в нашем придворном соборе. В храме было очень холодно и сыро, сыпалась краска. Но всех согревала молитва пастыря. Прихожане сразу полюбили о. Николая. На день его Ангела ему подарили поярковые валенки. Первое время он ездил из города и часто шел пешком до храма в своем монашеском одеянии. Шел он мимо бывшей гимназии Павловой. Моя мама – Лена Усанова, с подружками старались в перемену выбежать, чтобы получить его благословение. Мама с 15 лет пела в соборном хоре: пела и ее сестра – Наташа, моя тетя. Хор всегда с радостью ездил с Владыкой по окрестным церквам Петергофа. Позже Владыка жил некоторое время в Петергофе, в доме 40 по Красному пр. (рядом с собором). Он занимал две комнаты на втором этаже. Летом по вечерам, мама с подругой Галей Корольковой, бегали мимо этого дома забирать с пастбища своих коз и часто видели, как Владыка в белом подряснике сидел у окна и что-то писал, и он всегда их благословлял. И им так хотелось пропеть ему «Испола эти деспота». Первая дочь мамы была с рождения тяжело больна. Каждое воскресенье мама ее причащала. И Владыка Николай говорил: «Она у Вас вся пропитана Святыми Тайнами». Владыке Николаю пришлось много пострадать от безбожной власти. Петергофцы в своих молитвах всегда были с ним. В этом небольшом воспоминании мне хотелось показать, как горячо любила его Петергофская паства. Прихожанка вновь открытого собора св. апостолов Петра и Павла в Петергофе. Валентина С. Господь сподобил меня увидеть Владыку Николая, когда мне было 20 лет, в первый год Отечественной войны, в Церкви Св. Илии пророка, что в Обыденском переулке г. Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими» 70 лет назад произошла встреча И.В.Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Протоиерей Николай Булгаков   10:52 04.09.2013 3369 Время на чтение 19 минут Эта историческая, как ее сразу стали называть - и, конечно, справедливо, - встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы. «Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась, - вспоминал Марк Харитонович Трофимчук (1919-2005), в течение многих лет бывший преподавателем церковного пения и руководителем хора в Московской Духовной семинарии. - И таким неожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви - местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинг радского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010