В 1739 г. указом еп. Архангелогородского Саввы (Шпаковского) насельник К. м. иером. Серапион был переведен служить на новопостроенный в Архангельске корабль, а ок. 1741 г. иеромонахи Сильвестр (Барутович), Паисий (Веркольский) и Рафаил (Красногорский) - на военные суда Архангельска (Там же. Т. 19. 232; Т. 21. 255). При настоятеле (1763-1767) архим. Антонии (Волотовском) в К. м. был заключен митр. Ростовский и Ярославский сщмч. Арсений (Мацеевич) , наиболее активно выступавший против секуляризационной реформы. 12 апр. 1763 г. митр. Арсений был лишен Синодом архиерейского и иерейского сана, а 15 апр. имп. Екатерина II подписала указ о его ссылке в К. м. «под крепкое содержание». Повелевалось «настоятелю крепкое и неусыпное над ним иметь смотрение», чтоб он «ни под каким видом писмянно и словесно никого развращать, и о своем преступничестве инако разглашать и толковать, и тем слабых и простых людей в поколебание и соболезнование о себе приводить, отнюдь не мог, и для того пера, чернил и бумаги ему не давать, и… одного ундер-офицера и четырех человек солдат, для всегдашняго караула к нему приставить… а и в церковь для слушания Литургии и протчаго пения, такоже и по монастырю ходить, за караулом ему позволять». Для надзора за ним в К. м. был послан унтер-офицер Ф. Маврин. 13 мая сщмч. Арсений был доставлен в обитель, содержался в келье (4 кв. саж.) под Успенской ц. (в 1887 здесь устроили ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери). В заключении митр. Арсений пользовался большей свободой, чем дозволял указ. Как видно из документов возникшего через 4 года нового дела, настоятель архим. Антоний (Волотовский) и начальник караула подпрапорщик С. Алексеевский «Арсения содержали во всем в противности данного из Святейшего Синода указа… и разные важные непристойные разговоры от Арсения слыша не доносили… привечали его не как простого монаха; называли оба Арсения преосвященным, целовали у него руку» ( Лизунов. 2003. С. 153-155). Когда в сент. 1767 г. началось новое дело против митр. Арсения, насельники К. м. также привлекались к участию в нем: и как доносители, и как обвиняемые. Дело митр. Арсения вел архангельский губернский прокурор В. В. Нарышкин, к-рый в ночь на 8 сент. прибыл с обыском в обитель. Были арестованы и доставлены в губ. канцелярию митр. Арсений и неск. насельников. Указом от 20 дек. 1767 г. сщмч. Арсений был лишен монашеского чина и сослан в Ревель (ныне Таллин). Антоний был лишен «архимандрическаго достоинства» и отправлен в архангельский Михайлов мон-рь; были наказаны и др. насельники.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Вслед за тем Сенат дал указ разведать, нет ли где раскольнических для сожжения своего сборищ, и если такие Богомерзкие сборища где окажутся, то немедленно посылать туда достойных людей и велеть им всячески стараться чрез увещания от такого пагубного намерения удерживать и спрашивать их, для чего они хотят это делать; если будут показывать, что такое намерение приняли они от притеснений и забирания под караул, то уверить их, что производимые о них следствия уже велено уничтожить, и действительно их теперь оставить, и содержащихся под караулом тотчас отпустить по домам, и вновь никого не забирать. В Петербург явился Афанасий Иванов, поверенный записных раскольников, разных лесов келейных жителей Нижегородской губернии, Балахонского и Юрьевецкого уездов. Иванов подал в Сенат просьбу, в которой раскольники жаловались, что терпят притеснения от духовных правлений из-за взяток; что в 1716 году в Нижегородской губернии по переписи было раскольников обоего пола до 40000 душ, в том числе келейных жителей до 8000; но от притеснений принуждены они были разойтись врознь, и теперь осталось не более 5000 душ; раскольники просили, чтобы положенные на них деньги платить прямо в Раскольническую контору, а для защиты от обид приписать их к железному Верхисетскому заводу графа Романа Лар. Воронцова навеки. Сенат приказал для защиты этих раскольников назначить из отставных обер-офицеров опеку – на человека достойного, на которого в этом деле можно было бы положиться, и деньги за раскол платить им прямо в Раскольничью контору. Раскольники просили приписать их к заводу; но крестьяне, приписные к заводам верхотурского купца Походяшина, подали жалобу на хозяина, и Сенат нарядил следствие; через полтора месяца подали челобитную крестьяне, приписные к заводам графа Ив. Григ. Чернышева и Демидовых, Николая и Евдокима, жаловались, что управители и приказчики притесняют их, бьют, а некоторых и до смерти убили. Сенат поручил следствие генерал-майору Кокошкину и полковнику Лопатину. Так как до сих пор волновались преимущественно крестьяне, приписные к фабрикам и заводам, то запрещено было фабрикантам и заводчикам покупать деревни с землями и без земель, пока не будет конфирмовано новое уложение, велено им довольствоваться вольнонаемными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как минимум, это даты 29.11.2018 г., 24.12.2018 г., 21.01.2019 г., 24.01.2019 г., 11.01.2019 г., 14.02.2019 г., 15.02.2019 г. Я обращался с просьбой провести прокурорские проверки по этим датам с изъятием видеозаписей с видеорегистраторов сотрудников СИЗО-3, дежуривших в следственных кабинетах учреждения в эти дни, но ничего этого сделано не было. Почему? Прошу инициировать полномасштабную проверку теперь, когда моя история обрела федеральный общероссийский резонанс – ситуацией заинтересовался известный тележурналист Андрей Караулов, выпустивший в эфир документальный фильм-расследование о массовых нарушениях в моём деле под названием «Расправа?» (см. по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=tfYhuquSiuY ) и обратившийся 20.06.2019 г. к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке со следующими словами в итоговой части официального заявления: «Прошу Вас дать поручение провести проверку уголовного дела в отношении Каклюгина Николая Владимировича, оценить законность и обоснованность его обвинения, кандидата медицинских наук, врача психиатра-нарколога, общественного деятеля и федерального научного эксперта в области охраны психического здоровья граждан РФ, по результатам которой предпринять меры реагирования, направленные на восстановление законности». Здесь также справедливо отмечено: «За исходом этого дела внимательно следит православная общественность и многочисленные общественные организации в России и за рубежом. Данное дело является предметом многочисленных публикаций в СМИ. Беспристрастность по данному делу представителей следственных органов г. Ростова-на-Дону, органов прокуратуры Ростовской области и Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, а также Следственного комитета по Ростовской области вызывает сомнение, так как практически на все заявления, ходатайства и жалобы с просьбой проведения полного и объективного расследования – получены исключительно отказы». См. стр. 3 Приложения 10. Очень надеюсь, что к прокуратуре г. Новочеркасска в моём случае вышеуказанная позиция не относится, ответ заместителя городского прокурора от 19.03.2019 г. был недоразумением и теперь следует ожидать показательной во всех отношениях полноценной широкомасштабной тотальной прокурорской проверки по всем фактам, изложенным в настоящем заявлении.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/23/prikaz...

С 26.12.1893 диакон. С 12.09.1894 переведен на должность псаломщика в вологодскую Спасо-Всеградскую церковь. С 14.09.1898 священник. С 07.09.1900 штатный священник Софийского кафедрального собора. С 07.02.1901 настоятель Екатерининской церкви г. Вологды. В 1921 г. арестован. С 21.10.1923 епископ Вельский викарий Вологодской епархии. Вскоре вышел на покой. Последние годы служил в Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище. Скончался в тюрьме. См. Архим Дамаскин (Орловский). Николай (Караулов)//Православная энциклопедия. Т. 50. М., 2018. С. 221-222. Соловьев Николай Васильевич (07.03.1874-1922) – сын священника села Никольского Братковской волости Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1894). Учился в Томском университете, однако был исключен за революционную деятельность. Окончил медицинское образование в Юрьевский университет в 1902 году. С этого времени работал в Ярославле в земской губернской больнице. Добровольцем ушел на фронт в 1914 году – старшим врачом Ярославского госпиталя Красного Креста. С 1918 года возглавлял Ярославское общество врачей. С 1920 г. заведующий кафедрой хирургической патологии и терапии в Демидовском университете. Заведующий отделением хирургии в губернской больнице, впоследствии названной его именем. В повести И.Г. Шадрина «Бурса» изображен под именем Николая Сопилова («форсила» и «первый силач в классе»). См. Свящ. Н.В. Солодов. Повесть И. Г. Шадрина «Бурса»: источники и прототипы//Два века русской классики. 2021. 3. С. 181. Соловьев Николай Васильевич//Ярославия http://yarobl.ru/person/solovjev-nv Митрополит Корнилий (Попов Константин Константинович; 07.08.1874 – 27.10.1966) – сын полицейского чиновника с. Никольское-Напенье Грязовецкого уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1894). С 21.10.1896 священник Успенской церкви с. Путинского Оханского уезда Пермской губернии. В 1897 г. овдовел. Окончил Казанскую духовную академию (1906). С 1906 г. Ярославский епархиальный миссионер. 12.09.1909 принял монашество. С 1913 г.

http://bogoslov.ru/article/6192270

В 1837 году было объявлено поповцам, что как всякий побег есть преступление против общественного порядка и закона, то и побег священника от своего законного места нельзя не почитать преступлением, и что поэтому государственное правосудие не может навсегда попустить того снисхождения к беглым священникам раскольническим, которое до времени оказываемо было только в надежде вразумления и обращения их к порядку, – особенно же не может быть терпим и должен подлежать суду своего законного начальства тот из беглых попов, который осмелился бы совратить в раскол кого-либо из православных 447 . Наконец, в 1839 году последовало повеление – не допускать наименования раскольнических священников, как несвойственного сему сана, и вместо того писать: остающийся у раскольников поп, или исправляющей у раскольников духовные требы 448 . С этого года правительство не издает никаких новых постановлений против беглых попов, а только повелевает строго наблюдать существующие узаконения 449 ; – но и указанных мер было достаточно для того, чтобы беглые попы, разгуливавшие в прежнее время свободно по России, попрятались теперь как кроты в свои норы. Если же при этом мы обратим внимание на то обстоятельство, что правительство, согласно буквальному смыслу указа 26 марта 1822 года, решившись терпеть до времени присутствие в расколе беглых попов не считало нужным также снисходительно относиться и к беглым иеромонахам и диаконам, о которых в означенном указе не было сказано ни слова и которых поэтому указами 11 марта 1836 года и 19 марта 1837 года велено было «немедля высылать за караулом к архиерею той епархии, из которой они бежали, для поступления по законам» 450 ,– то поймем, какой недостаток в беглом священстве должен был обнаружиться в поповщине, вследствие всех указанных мероприятий. Так действительно и было. Спустя несколько лет от начала царствования императора Николая, дело дошло до того, что даже такие места, как Иргиз, Стародубские слободы, Рогожское кладбище и пр., в былое время снабжавшие беглыми попами всех своих единоверцев теперь сами стали ощущать страшный недостаток в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В 1921 г. Вологодский еп. сщмч. Александр (Трапицын) под давлением властей и агитаторов обновленского толка вынужден был уйти на покой, в 1923 г. он был арестован и сослан. Кафедру занял еп. Александр (Надеждин), в нояб. 1922 г. присоединившийся к обновленчеству . Обновленцы захватили Софийский собор, 1 авг. 1922 г. открыли епархиальное управление, в 1922-1923 гг. издавали в Вологде журнал. Приходы, сохранившие верность Патриарху св. Тихону, перешли под временное управление викарного Вельского еп. сщмч. Николая (Караулова) . 29 марта 1925 г. состоялось собрание вологодского духовенства и мирян, верных канонической Церкви, на к-ром Вологодским архиепископом был избран Сильвестр (Братановский) , управлявший В. е. до 1928 г. После перевода архиеп. Сильвестра на Калужскую кафедру В. е. возглавил архиеп. Амвросий (Смирнов) , арестованный в 1931 г. С этого времени епархией в течение 2 лет управлял Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников ; 4 апр. 1933 возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским, через 4 месяца переведен в Новгородскую епархию). Последний предвоенный Вологодский еп. Георгий епархией фактически не управлял, в сент. 1940 г. был уволен на покой. До 1945 г. Вологодская кафедра не замещалась. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. В 1923 г. в Вологде была зарегистрирована 41 община. Вскоре началась масштабная кампания по закрытию храмов: в нач. 1924 г. были закрыты Софийский собор, в к-ром предполагали устроить филиал антирелиг. музея, Спасо-Всеградский собор, Иоанно-Предтеченская Рощенская, Никольская Сенноплощадская и Афанасиевская (через нек-рое время разрушенная) церкви и еще 12 храмов и 3 часовни. 19 дек. 1924 г. в стенах упраздненного Кириллова Белозерского мон-ря был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В эти же годы были разрушены первые храмы. Все религ. общины Вологды должны были в срочном порядке ремонтировать храмы, в противном случае либо договор на пользование церковным имуществом расторгался, либо община должна была «добровольно» отказаться от храма. В 1928 г. в Вологде под разными предлогами было закрыто 5 церквей, с марта 1929 по март 1930 г.- 32 храма, в 1932-1937 гг. было снесено 6 храмов. К 1938 г. Патриаршей Церкви принадлежали кладбищенские нижний храм Рождество-Богородицкой ц. и Лазаревский храм, обновленцы служили в Воскресенском соборе, в кладбищенской Введенской ц., часть к-рой использовали также григорианцы, и в верхнем храме Рождество-Богородицкой ц. 5 марта 1938 г. были закрыты обновленческие Воскресенский собор, Введенская ц., 2 дек. 1938 г.- холодный храм (2-й этаж) ц. Рождества Богородицы, вскоре и Лазаревская ц. К 1940 г. в Вологде действовал только храм в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

После Москвы шел дождь ночью. Утро было серое и прохладное. В Курске в 12 1/2 Ольга села в поезд и поехала с нами дальше. Погода поправилась и стала теплая. Сделали хорошую прогулку пешком от ст. Дергачи в 3 версты вперед вдоль пути. В 7 час. остановились в Борках и зашли в церковь и помолились в часовне. Вечер был чудный и прохладный, пыль несильная. 9-го августа. Пятница. Встал и оделся до ст. Альма. Сидел с Алексеем у окна и любовался видами до самого Севастополя, куда мы прибыли в 11 1/4 утра. Салют флота и крепости как всегда и обычная встреча на пристани с чудным почетным караулом от Брестского полка. На гребном катере прибыли на “Штандарт” к 12 час. Жара была большая, но легкая с приятным бризом. Сели завтракать в час. В 3 1/2 отправился на эскадру и посетил линейные корабли: “Георгии Победоносец”, “Синоп”, “Пантелеймон”, “Ростислав” и крейсера “Кагул” и “Память Меркурия”. Нашел суда в большом порядке и чистоте, а команды в молодецком виде. Вернулся на яхту в 6 1/4. Обедало морское начальство. Был сожжен городом хороший фейерверк. Затем обошел с Ольгой и детьми иллюминованные суда в обеих бухтах. Ночь была дивная, тихая и лунная. 10-го августа. Суббота. В 9 1/2 при чудесной погоде пошел в Голландию и выкупался там с превеликим наслаждением — в воде было 21°. Вернулся, переоделся и отправился на Северную сторону, Где по шоссе произвел смотр половине гарнизона крепости. Военные завтракали. В 3 1/2 съехал с Ольгой и дочками к Госпитальной пристани. Прошли вверх к вновь выстроенной часовне св. Митроф[ана] Воронежского, на месте древней церкви; при нас она была освящена. После этого осмотрел морской госпиталь. Потели сильно. Вернулись на яхту в 5 1/4. Смотрели на интересные спуски на воду гидропланов и подъемы их на воздух. В 7 час. была всенощная на юте. После обеда поиграл в кости. Бухта. 11 го августа. Воскресенье. В 9 час. съездил в Голландию и выкупался. В 10 1/2 отправился с Ольгой и дочками к обедне на Братское кладбище. Вернулся к 12 ч. на яхту. Завтракали командиры судов.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Силантьев Роман Анатольевич исполнительный директор программ Всемирного русского народного собора   биография         тексты (96)       Архив. Тексты   15 декабря 2017 В Москве представлен сборник антиутопий о современном неоязычестве   09 августа 2017 Правозащитник ВРНС: заявление Кадырова по " Матильде " консолидирует общество   18 января 2017 Передача Исаакиевского собора РПЦ и перспективы диалога религиозной и светской частей общества   29 декабря 2016 В Москве состоялась пресс-конференция Всемирного русского народного собора по итогам 2016 года   23 декабря 2016 Известный исламовед считает приговор Карауловой слишком мягким   06 сентября 2016 Исламовед предлагает форсировать решение проблемы ваххабизма в России   19 августа 2016 Религиовед оценил перспективы Васильевой на посту министра образования   13 июня 2016 Константинопольский патриархат себя дискредитировал, Всеправославный Собор должна проводить Москва – эксперт   13 июня 2016 Известный религиовед считает вероятность проведения Всеправославного Собора почти нулевой   07 июня 2016 Роман Силантьев Религиовед: КПЦ хочет провести Всеправославный собор любой ценой   28 января 2016 Религиовед Силантьев считает, что в РФ нужно запретить ваххабизм   16 декабря 2015 Православный правозащитник обвиняет министра образования Забайкалья в разжигании вражды ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/25_348_101_2.html

Генеральное консульство СССР в Харбине было информировано о том, что митрополиту Нестору (Анисимову) инкриминируются деяния политического характера и что заключенные не подлежат освобожде­нию. Арестованное духовенство было депортировано в СССР. В Хабаровске митрополит Нестор на суде был об­винен в антисоветской деятельности, которая заключа­лась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и совершении панихид по убиенным в Алапаевске род­ственникам семьи императора Николая II с.112]. Узнав об аресте Экзарха, его заместитель епископ Цицикарский Никандр (Викторов) немедленно известил о случившемся советского Генконсула И.А. Малинина. Судя по всему, информация эта была неожиданностью даже для главы советского дипломатического ведомства в Харбине. Как позже писал в докладе Патриарху епископ Никандр, И.А. Малинин уполномочил своих помощников двух вице-консулов лично съездить в подворье Митрополита и к председателю местного китайского правительства. Через несколько времени Управляющий Генконсульством сообщил мне, что мое заявление под­твердилось; Митрополит действительно задержан 20 и 21 июня К.А. Караулов доставлял в дом на Большом проспекте передачи для владыки, включая зимнюю одежду. Не приняли только зубной протез владыки, отнеся его к категории колющих и режущих предметов. С 22 июня передачи принимать перестали. Консульство было уведомлено, что заключенные осво­бождению не подлежат и депортируются в Союз На открывшихся в Москве 08 июля 1948 года Торжествах и Всеправославном совещании Экзархат представлял архимандрит Гавриил из Русской Духовной миссии в Пекине, добиравшийся в Москву самостоятельно, минуя Харбин Телеграфное сообщение епископа Никандра в Патриархию об аресте Экзарха Консульство послало только 29 июня. Патриарх получил ее через 50 дней. В ответном сообщении Патриарха говорилось: «Телеграмму только что получил 17 августа до воз­вращения Митрополита Нестора временно обязанно­сти Экзарха возлагаются на Ваше Преосвященство тчк Прошу твердо охранять интересы нашего Экзархата во всем держась установленного нами положения тчк Ожидаю ваших докладов ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Какое-то время он находился в благочестивой семье Шатровых – Алексея Степановича и Сарры Николаевны, всегда радушно принимавших монахов, и особенно из любимой ими Оптиной пустыни. 27 февраля на улицах Москвы начались беспорядки, послышалась стрельба... Почитатели старца (и его родной брат), собравшиеся в доме Шатровых, с тревогой спрашивали отца Анатолия: что будет? Одна из них, монахиня Варвара, записала сказанные тогда старцем слова: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Многие заплакали, но старец сказал, что Бог не оставит уповающих на Него – надо молиться. Еще сказал, что после бури бывает затишье. Кто-то заметил: «Но уж корабля-то нет, разбит! Погиб, погибло все!». Старец ответил: «Не так. Явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо» 541 . В Петроград старец уже не поехал, вернулся в Оптину пустынь. А там, в Петрограде, неблагонамеренные люди, окружавшие Государя Императора, предатели России и отступники от Бога, вынудили Государя «ради России» (обманом) передать свою царскую власть младшему брату его, Великому князю Михаилу Александровичу. Тот ее не удержал... Далее Россия, опрокинув царский трон, быстро погрузилась во мрак: большевики взяли власть. Началась драка белого «февраля» с красным «октябрем»... Ни тем, ни другим самодержавие было не нужно. Государь, его семья и пожелавшие остаться с ними приближенные были арестованы: дворец в Царском Селе был оцеплен системой караулов и превращен в тюрьму. Начался крестный путь великих мучеников русских – Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, детей их – Цесаревича Алексея, Царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. В Летописи скита записано, что 22 октября за всенощным бдением зачитана была по печатному тексту проповедь протоиерея Иоанна Восторгова , новомученика 542 : «Совершаются величайшие мировые события, – говорится там, – Всемирная война... как бурное огненное пламя залила весь мир... Отчего так быстро рушится такое великое государственное тело? Взят дух от тела, оттого и разлагается оно... Народ настолько помутился в разуме от гордыни сердца, что свергнул с Престола своего законного повелителя – Царя, но не остановился на этом. Бог попустил ему идти еще дальше. Из гордыни родилась злоба, а из той и из другой родилась ненависть к святыне народной – к Православию, и, о ужас, позор – вскормленные и вспоенные духовною матерью, Святою Православною Церковью, ее чада восстали, движимые духом антихриста, на Святую Церковь ! Поистине безумен стал народ»...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010