Арх.: Летописец Николо-Дворищенского собора//НГОМЗ. 488. Л. 31-37 (публ.: Азбелев С. Н. Новгородские местные летописцы//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 368-369). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 247-253; Ч. 2. С. 57-58; он же. Икона свт. Николая Чудотворца, в новгородском Николаевском Дворищенском соборе//ИИАО. 1859. Т. 1. Вып. 6. С. 342-350; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992. Табл. 9. С. 9-10; Яковлев В. В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «круглая доска» и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 1997. С. 136-144; Пуцко В. Г. Новгородская круглая икона св. Николы//София. Новг., 2000. 2. С. 26-29; Смирнова Э. С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора: Происхождение древнего образа и его место в контексте рус. культуры XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 314-340; Хауштайн-Бартч Е. Икона свт. Николая с Ярославова дворища в Новгороде («Николо-Дворищенский образ») и предание о ней//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 410-417; Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX ст. из собр. Рус. музея. СПб., 2006. 153. С. 242; Сосновцева И. В. Иконы св. Николая Чудотворца в храмах С.-Петербурга//Там же. С. 33-40; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. Кат. 371. Табл. 81. С. 565; Гульманов А. Л. Круглая икона свт. Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2010. Вып. 1(1). С. 7-21. тавМ. А. Маханько Икона из муромской церкви во имя свт. Николая Чудотворца древнейшая икона Мурома (МИХМ; 99×74,5 см; реставрация 1970-2004 гг., ГНИИР: Н. Г. Брегман, Е. М. Кристи, Ю. А. Рузавин). По свидетельствам кон. XIX в., почиталась как чудотворная ( Добронравов. 1897.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В.Березин, В.Добронравов Безприходные церкви Николаевская, что при Богадельне Церковь Святителя и Чудотворца Николая однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1866 году средствами купцов Гарелина и Зубкова в память посещения Вознесенского посада и села Иванова Государем Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта простирается до 1,800 рублей. Опись церковного имущества имеется. Копии метрических книг с 1878 года хранятся в целости. Спасская церковь, что при Реальном Училище Церковь Нерукотворенного Спаса построена в 1890 году усердием купцов города Иванова-Вознесенска в память события 17 Октября 1888 года. Церковь имеет один престол и помещается во втором этаже здания Реального Училища. Причт при церкви: священник и псаломщик. Причт получает жалованье из средств Училища: священник 800 рублей, а псаломщик 150 рублей; последний сверх того получает 120 рублей от церковного старосты г. Новикова. Опись церковного имущества составлена в 1895 году и хранится в церкви. Успенская церковь, что на кладбище Церковь Успения Пресвятыя Богородицы построена в 1848 г. усердием купца Антона Николаевича Шодчина; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплых приделах: во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Св. Великомученицы Варвары.   . Сей церкви принадлежит деревянная Успенская церковь , поставленная на кладбище в 1817 году усердием крестьянина села Иванова Иосифа Гандурина, а раньше того времени находившаяся при Покровской церкви. Престол в ней один – в честь Успения Божией Матери; зданием ветха; богослужение в ней не совершается. Причта при церкви положено: священник, диакон на псаломщицкой вакансии и псаломщик. – Годовой доход причта 2,000 руб. Дома для причта церковные. Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви. Авдотьино Село Авдотьино расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 86 верстах, а от губернского города во 100 верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Определили: 1) Соглашаясь с отзывами рецензентов и признавая сочинения, представленные на соискание степени магистра богословия законоучителем 2-ой Московской мужской гимназии – священником Владимиром Страховым и священником Московской Благовещенской, на Бережках, церкви Георгием Добронравовым, достаточными для сей степени, – одобрить означенные сочинения к напечатанию и допустить авторов их к защите сочинений на коллоквиуме. – 2) Предоставить Преосвященному Ректору Академии, по представлении каждым из магистрантов 65-ти экземпляров напечатанной диссертации, войти с ними в соглашение относительно дней коллоквиумов и пригласить к участию в последних сторонних лиц. – 3) Официальными оппонентами при защите диссертации священником —119— Страховым назначить сверхштатного заслуженного ординарного профессора Академии Μ.Д. Муратова и экстраординарного профессора священника Е.А. Воронцова; при защите диссертации священником Добронравовым – того же профессора Μ.Д. Муретова и экстраординарного профессора Д.И. Введенского . VI. Доклад и. д. доцента Академии по кафедре церковно-славянского языка, с палеографией, и истории русской литературы Н.Л. Туницкого: «Во исполнение возложенного на меня Советом Академии поручения – рассмотреть и оценить сочинения кандидата богословия Николая Гальковского, представленные им взамен семестровых сочинений, не удовлетворяющих требованиям магистрантства, – имею честь довести до сведения Совета следующее. Все сочинения г. Гальковского, из которых одни представлены в печатном, а другие в рукописном виде, по своему содержанию разделяются на две группы. К первой из них относятся труды в области народной сербской словесности. Наиболее видное место здесь занимает книга: «Сербский народный эпос», Сумы, 1897, XVI–247 стрр. Она представляет собою перевод на русский язык сербских песен по изданию Вука Караджича, снабженный вступительной статьей довольно значительных размеров, в которой объясняются исторические основы сербского эпоса. Достаточной рекомендацией этой книги может служить то, что вскоре после выхода в свет она была увенчана Академией Наук почетным отзывом имени А. С. Пушкина. К области исследования сербского эпоса относится также целый ряд журнальных статей, напечатанных в Филологических Записках, и несколько работ солидного размера, представленных в рукописном виде. Печатные статьи следующие: «Мифологический элемент в сербской народной поэзии» (Фил. Зап., 1900, вып. IV–V); «Среча и Усуд» (Фил. Зап., 1901, вып. I–II); «Очерки сербской народной литературы, – загробное воздаяние» (Фил. Зап., 1902, вып. VI); «Лирические песни сербского народа». Рукописные статьи: 1) «Марко Кралевич. Опыт систематического свода сербских народных песен о Марке

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Акиншинский, Архидиаконский. Дебрский, Ильинский (в Костином углу), Липкинский, Мстерский. Ново-Татаровский, Пантелеевский, Рыловский, Саварнинский, Сарыевский, Спасско-Ивановский, Старо-Татаровский, Станковский и Шустовский. Акиншинский приход Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города и в 100 от губернского. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. отмечено: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была, пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино. а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанския воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково». Таким образом первая церковь была построена в Акиншине в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли» по 30 чети в поле, перелогу 10 четей. К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова тож, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья. Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. В дополнение к указанию писцовых книг патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистые Богородицы (здесь не сказано – «Казанския») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо нее, с благословения епископа Суздальского Иоакима, построена была новая деревянная церковь также в честь Казанские иконы Божией Матери. Сохранилась опись этого храма, составленная в 1780–90 гг. Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в 3 яруса. Местные в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова. Нерукотворенного Спаса. Пр. Илии. Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Березин, Добронравов, 1896, с. 269-270. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 294-295. К церкви села Морозово приписан приход села Якшино, находящегося от Владимира в 70 верстах (75 км), а от Суздаля в 36 вёрст (38 км), а от Морозова в 3 верстах, при колодцах. Якшино было вотчиной графов Бутурлиных. В XVIII столетии в Якшине была деревянная церковь в честь Святого великомученика Георгия, при который был самостоятельный приход. В 1842 году, по благословению Парфения, архиепископа Владимирского и Суздальского, иждивением владельца села, генерал-майора Николая Александровича Бутурлина, заложена была ныне существующая каменная церковь, а строением окончена в 1864 году. Эта церковь без изменений существует до настоящего времени. Престолов в ней два: в холодной — в честь Святого великомученика Георгия, в тёплом приделе — в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих радость». Колокольня и ограда каменные. Копии с метрических книг с 1804 года, а исповедных росписей с 1805 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена 1878 году. Земли при церкви: усадебной около 1401 квадратных саженей (0,6 га), пахотной 32 десятины 1875 квадратных саженей (36 га). На пахотную землю план и межевые книги имеются, а усадебная значится в общем сельском плане. Годового дохода от Якшинского прихода Морозовский причт получает до 285 руб. серебром. Приход: село (30 дворов) и деревни Быково, Шиборская и Сидорино. Приходские селения от церкви не далее 3 вёрст. Всех дворов в приходе 76, душ мужского пола 272, а женского пола 288 душ. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4. - Владимир, 1893-1898 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03163

— Когда и где вы встречали Сахарова, Стадницкого и Дамаскина? — Епископ Афанасий (Сахаров) являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность. С епископом Дамаскиным Цедриком я познакомился в ссылке, после его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня. Митрополит Арсений (Стадницкий) — мой единомышленник, он посещал меня в Москве, где мы с ним обсуждали создавшееся тяжелое положение по управлению Православной Церковью. — Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации церковников. — Нет, это я отрицаю. — Следствие располагает данными, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников, и требует от вас правдивых показаний. — Я это отрицаю, я признаю лишь то, что встречался с епископом Дамаскиным Цедриком, митрополитом Арсением Стадницким и епископом Афанасием Сахаровым, которые в прошлом были судимы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Вот все, что официально известно о жизни архиепископа Николая. Но до нас дошли и другие свидетельства, в частности, записки священника Сергия Сидорова , частично приведенные выше, из которых мы можем подробнее узнать о священномученике: “Из знаемых мною иерархов, я особенно был близок с епископом Николаем, с самым значительным иерархом наших дней... Твердо и непоколебимо стоя у кормила Церкви, он был управляющим Московской епархией в бурные годы живоцерковников. Епископ Николай умел в эти смутные годы и проводить важные церковные реформы, и подготавливать почву для грядущего слова Христовой Церкви... Он сыграл главную роль в неприеме Красницкого в Патриарший Синод, он провел проект реорганизации прихода, в котором указывал на необходимость введения в приходе благотворительности, даровых исполнений за счет всего прихода необходимых треб ...

http://drevo-info.ru/articles/4430.html

В.Березин, В.Добронравов Единоверческие приходы Владимирской епархии Мстерский приход Мстерский единоверческий приход образовался из жителей слободы Мстеры. Церковь деревянная построена в 1854 г. и освящена во имя Живоначальные Троицы. В 1884 году при ней построена другая каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами обе церкви снабжены достаточно. Причт при церквах состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается жалованья из государственного казначейства 550 руб., процентов с причтового капитала (8,300 руб.) – 182 руб. и от служб и требоисправлений до 500 руб. в год. Для священника и диакона имеется церковный дом. Земли при церкви не имеется, но лично для священника есть 1,575 кв. саж. усадебной земли, подаренной граф. Паниным в 1854 г. и 600 кв. саж. для диакона, отведенной Мстерским обществом в 1884 г. В приходе по клировым ведомостям числится 339 душ мужеского пола и 320 женского, из них 10 душ в гор. Вязниках. При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30. Григорьевский приход Приходская церковь находится в селе Григорьеве Меленковского уезда, в 85 вер. от губернского города и в 52 вер. от уездного. Приходская церковь построена в 1879 г. в первый раз; настоящая же каменная церковь построена на собранные от разных лиц средства в 1892 году. Престол в ней один – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причт в приходе состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., процентов с причтового капитала (1,000 руб.) и от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 250 руб. в год. Дом для священника и псаломщика церковный. Земли при церкви только усадебной около 2 десят.; плана и межевой книги на эту землю нет. Приход состоит из села Григорьева и деревень: Махонина (2 вер. от церкви), Дудорева (5 вер.) и Степанова (15 вер.); кроме того, прихожане есть в селах – Заколпье (2 версты от церкви) и Окатове (15 верст); всех прихожан по клировым ведомостям числится 254 души мужеского пола и 284 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Борисов, 1851, с. 104-110; Гундобин, 1860; Он же, 1862; Правдин, 18846, с. 68-73; Журов, 1892, с. 106; Березин, Добронравов, 1898, с. 6-13; Древности, 1907, с. 75, л. IX, X; Бородин, 1973, с. 44-45; Шлычков, 1983, с. 107; Сурин, 1989, с. 63-70. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 520-524 Колокольня - организующая вертикальная доминанта комплекса - исключительно стройное, как бы парящее над площадью и городом монументальное сооружение, замечательный памятник эпохи классицизма. Стены сложены из кирпича, цоколь и колонны белокаменные. По некоторым сведениям, в первом ярусе колокольни находилась часовня. Основанием четырехъярусной композиции служит шестигранник, несущий три цилиндрических яруса с открытыми арками звона, последовательно убывающие по диаметру. Полусферический купол с люкарнами увенчан 35-метровым шпилем. Нижний шестигранник усложнен западным и восточным ризалитами, на которых поставлены главки со сквозными проемами в барабанах. Зрительное облегчение здания кверху усиливается увеличением числа проемов в третьем и четвертом ярусах по сравнению со вторым и композиционным распределением колонн - основного элемента убранства. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны фланкируют арочные проемы, в верхних ярусах на этих же осях расположены одинарные колонны. Каждый ярус, кроме третьего, завершен развитым антаблементом (в завершении третьего - узкий карниз с модульонами). Первый ярус перекрыт сомкнутыми сводами. На второй ярус ведет каменная лестница, выше лестница винтовая, металлическая. Борисов, 1851, с. 104-110; Гундобин, 1860; Он же, 1862; Правдин, 18846, с. 68-73; Журов, 1892, с. 106; Березин, Добронравов, 1898, с. 6-13; Древности, 1907, с. 75, л. IX, X; Бородин, 1973, с. 44-45; Шлычков, 1983, с. 107; Сурин, 1989, с. 63-70.  Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 520-524 17 октября 2007 года в городе Шуя Ивановской области открылся памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений за веру Христову. Памятник разработан и отлит мастерской скульптора А.И.Рукавишникова.

http://sobory.ru/article/?object=07519

В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав этого округа входят церкви следующих сел: Афанасова, Березовиков, Биликина, Воскресенского-Прозоровских, Клементьева, Лежнева, Маслова, Михалева, Назарьева, Петропавловского пог., Смердова, Хомутова, Хозникова и Чернцов-Воротынских. Афанасово Село Афанасово расположено на реке Вязьме и находится от уездного города в 50 вер., а от Владимира в 80 верст. Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но, несомненно, она существовала в селе уже в XVII столетии; точные же исторические известия о церкви относятся лишь к началу XVIII столетия, а именно: в церкви до настоящего времени сохранились расписки причта в получении денег из Суздальского Казенного Приказа и письма от священников села Лежнева на повенчание браков от 1707, 1709, 1716 и 1719 годов на имя «попа Архангельской, в селе Афанасьеве, церкви Василия,» – от 1784, 1787, 1738, 1739 и 1743 годов – на имя «попа той же церкви Ивана» и от 1753 по 1765 год включительно – на имя «попа Ивана Тарасьева». – В 1756 году в селе построена была новая деревянная церковь и существовала до 1832 года; в означенном же году тщанием помещика, капитана Ивана Степановича Меркулова и прихожан построена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею. Престолов в церкви два: в честь Архангела Михаила и в приделе – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Из св. икон в церкви замечательны по древности: 1) икона Спасителя, 2) Тихвинской Божией Матери, 3) Святые Живоначальные Троицы, 4) Успения Пресвятые Богородицы, 5) Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца, 6) Святителя и Чудотворца Николая и 7) икона Архангела Михаила. Последняя икона почитается чудотворною и на поклонение ей является много богомольцев из ближних и дальних селений, а жители соседних приходов: Лежневского, Назарьевского, Воскресенского и Петровского, с 1862 года, с разрешения Святейшего Синода, принимают сию икону каждогодно в свои дома и служат перед ней молебствия. 60 Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных записей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1878 г. и хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Протоиерей Η.П.Добронравов Антиповской, у быв. Колымажного двора, церкви, о. Александра Казанского: Воздвиженской, в быв. монастыре, церкви, священника Π.И.Парусникова: А.А.Понизовкин Воскресенской, на Остоженке, церкви, священника Н.В.Арсеньева: Священник Н.В.Арсеньев Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, церкви, протоиерея Л.И.Державина: Священник В.Добронравов —30— 161. Девятинской, близ Пресни, церкви, священника И.М.Скобеева: Н.М.Потапов Знаменской, близ Девичьего поля, церкви, священника И.И.Державина: Григорие-Богословской, приписной при гимназии Шелапутина, церкви, священника И.П.Успенского: Священник И.П.Успенский Знаменской, на Знаменке, церкви, священника И.М.Некрасова: Священник И.М.Некрасов Церковный староста Марие-Магдалинской, при Коммерческом училище, церкви, священника Н.А.Ремизова: Священник Н.А.Ремизов Николо-Стрелецкой, у Боровицких ворот, церкви, священника С.И.Милославина. А. H. Л. Николаевской, что на Песках, церкви, протоиерея В.П.Некрасова: Я.А.Поляков М.А.Хомякова —31— 170. А.Миронов Николаевской, в Императорском Лицее Цесаревича Николая, церкви, протоиерея И.И.Соловьева: Протоиерей И.И.Соловьев Николо-Явленской, на Арбате, церкви, священника А.Ф.Добролюбова: Священник А.Ф.Добролюбов Похвальской, в Башмакове, церкви, священника Д.В.Аллеманова: Священник Д.В.Аллеманов Дьякон A. В. Ржевской, у Пречистенских ворот, церкви, священника И.Я.Смирнова: М.М.Уланова От церкви Истомина Спасской, при Барыковском богадельном доме, церкви, священника П.А.Протопопова: Священник Π.А.Протопопов Спасо-Божедомской церкви, священника А.М.Пятикрестовского: Стефано-Пермской, при l-й мужской гимназии, церкви, ο. И.Коновалова: Священник И.Коновалов —32— 179. Тихоновской, у Арбатских ворот, церкви, протоиерея А.Н.Добролюбова: И.А.Орлов И.Андрианов А.Половинкин Успенской, на Остоженке, церкви, священника ο. П.Орлова: И.А. П. Е.Ф. Чижова Пречистенского сорока 2-го отд. Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, церкви, священника В.А.Воскресенского:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010