В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав третьего округа входят следующие приходы: Больше-Дорковский, Больше-Ламнинский, Вареевский, Груздевский, Красновский, Крутецкий, Лукинский, Мало-Дорковский, Мало-Ламнинский, Матушкинский, Мелешинский, Мордовский, Мугреево-Никольский, Мугреево-Спасский, Николо-Пенский, Палеховский, Помогаловский, Преображенский, Сакулинский, Тименковский, Холуйский, Шелушинский, Южский, Южский (фабричный). Больше-Дорковский приход Село Большие Дорки при речке Матне находится в 120 верст. от губернского города и в 75 от уездного. По писцовым книгам 1028 г. село Большие Дорки значится за братьями Оболдуевыми; дано оно было их отцу за московское осадное сидение при царе Василье Ивановиче Шуйском; в селе « церковь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца древяня клецки; в церкви образ Преображения Господня на празелени, образ Николая Чудотворца, в деисусе 12 образов на празелени, двери царския, сень и столбцы на празелени же, Евангелие – тетр, евангелисты медные, апостол, минее общая – печатные, 2 треоди; на колокольнице 3 колокола; церковь и все церковное строение мирское; при церкви поп, дьячек, пономарь, просвирница, 3 кельи нищих; пашни церковной середние земли по 5 четверт. в поле, перелогу и лесом поросло 10 четв., сена 15 копен, лесу непашенного 1 десят.; в селе двор вотчинников, 2 дв. людских, 6 дв. крестьянских, 7 бобыльских и 2 дв. пустых». Долго ли существовала эта церковь , точных сведений не сохранилось. Но из надписи на храмозданном кресте видно, что при императрице Елизавете Петровне в 1750–55 гг. освящен был в селе Больших Дорках новый храм во имя Св. Николая Чудотворца. В 1796 году на средства прихожан устроен был в Дорках каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. Престола, в этом храме один – во имя Преображения Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами, как древние, Владимирская и Смоленская иконы Божией Матери, иконы Преображения Господня, Пресв. Троицы, св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В церковной библиотеке сохранились: напрестольное Евангелие изд. 1663 года, Требник изд. 1689 г., два октоиха изд. 1692 г., церковный устав – 1752 г., апостол – 1753 г. и Евангелие – 1755 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский ЖМП 1 январь 2022 /  26 января 2022 г. 13:00 Величественный образ архипастыря КО ДНЮ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ (ДОБРОНРАВОВА) Двадцать первого ноября 2021 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного церковного деятеля, современника трагических событий в российском государстве и Русской Православной Церкви после Октябрьской революции священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. В житии этого труженика на ниве Христовой сполна отразилась железная поступь XX века: революция, кризис в российском обществе, кровавые гонения на христиан — но и искания духовенством и мирянами путей обновления церковной жизни, освобождения ее от излишних уз государственного контроля, стремление лучших сынов Церкви привнести в ее уклад дух христианской любви и заботы о ближних, просвещения и образованности.  PDF-bepcuя. Путем праведного Иова Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатово Дмитровского уезда Московской губернии в семье приходского священника. В 1881 году Николай окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885 году — Московскую духовную академию. Учился он успешно: семинарию окончил по первому разряду первым в списке, а академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, так что уже в следующем году защитил магистерскую диссертацию на тему «Книга пророка Иоиля». Молодой церковный ученый был назначен преподавателем Священного Писания и еврейского языка, трудился на кафедре основного, догматического и нравственного богословия в Вифанской духовной семинарии, где также был помощником инспектора 1 .  Женился Николай на Анне Александровне Иванцовой-Платоновой — дочери известного церковного ученого, писателя и публициста, заслуженного профессора Московского университета протоиерея А. М. Иванцова-Платонова. В семье родилось двое детей — Александр и Раиса. Третьего июля 1889 года отец Николай был рукоположен в сан священника епископом Можайским Александром (Светлаковым) к Покровскому академическому храму. Однако в этом же году семью постигло тяжелое горе — вскоре после принятия Николаем священного сана скончалась его любимая супруга. Священнослужитель остался с двумя младенцами на руках: сыну Саше тогда не исполнилось и двух лет, а младшая, Рая, была новорожденным младенцем. Молодой пастырь решил пойти по стезе своего тестя 2 , став в августе 1890 года законоучителем и настоятелем домового храма в честь святой царицы Александры 3-го Московского Александровского военного училища, а также законоучителем в нескольких гимназиях. 

http://e-vestnik.ru/history/velichestven...

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Акиншинский, Архидиаконский. Дебрский, Ильинский (в Костином углу), Липкинский, Мстерский. Ново-Татаровский, Пантелеевский, Рыловский, Саварнинский, Сарыевский, Спасско-Ивановский, Старо-Татаровский, Станковский и Шустовский. Акиншинский приход Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города и в 100 от губернского. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. отмечено: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была, пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино. а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанския воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково». Таким образом первая церковь была построена в Акиншине в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли» по 30 чети в поле, перелогу 10 четей. К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова тож, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья. Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. В дополнение к указанию писцовых книг патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистые Богородицы (здесь не сказано – «Казанския») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо нее, с благословения епископа Суздальского Иоакима, построена была новая деревянная церковь также в честь Казанские иконы Божией Матери. Сохранилась опись этого храма, составленная в 1780–90 гг. Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в 3 яруса. Местные в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова. Нерукотворенного Спаса. Пр. Илии. Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Бабасовский, Боровицкий, Гришинский, Индрусский, Кожинский, Ростригинский, Святовский, Сергиево-горский, Татаровский, Флоровский и Фоминковский. Бабасовский приход Село Бабасово, близ реки Оки на границе Гороховецкого уезда с Нижегородской губернией, находится в 180 вер. от губернского города и в 25 от уездного. – До учреждения губерний Бабасово входило в состав старинного Муромского уезда, а до учреждения Владимирской епархии принадлежало к Муромско-Рязанской епархии. В начале XVII века Бабасово в числе других сел Муромского уезда было вотчиною дома бояр Романовых; в конце того же века оно входило в состав государевых пашенных сел. В половине XVIII века Бабасово принадлежало графу Ив. Илар. Воронцову. Церковь в Бабасове несомненно существовала уже и в начале XVII столетия, когда оно было вотчиною бояр Романовых, но мы не имеем о том документальных сведений. Первые таковые сведения заключаются в писцовых книгах государевых дворцовых сел Муромского уезда 1684 г., где значится следующее: «Село Бабасово на речке на Бабасовке, а в оном церковь Рождества Христова древяна, в ней местных образов: образ Рождества Христа Бога нашего; образ Воскресения Христова, Пресвятыя Богородицы Владимирския – венец гривна серебрян золочен с каменем, образ Чудотворца Николая венец серебрян, образ св. муч. Флора и Лавра, Пресв. Богородицы Одигитрии, Иоанна Кущника, Никиты Мидийскаго да св. мученицы Ульянеи да преподобномученицы Марфы, страстотерпца Христова Георгия. Да в трапезе образ в.-муч. Георгия, Зиждителя да образ страшного суда; пред местными образы три свечи поставные вощаные на красках прикладу попа Ионы. Да в тябле деисус с праздники, а перед деисусы паникадило прикладу деревни Щипачихи Акинфия Обросимова. Да царския двери, сень и столицы да двери северныя, на них благоразумный разбойник Рах на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы да образ Пресв. Богородицы Тихвинския – венец серебрян золочен – приклад мирской; на престоле Евангелие печатное в десть – Евангелисты медные крыто бархатом, сосуды деревянные, покровы дорогильные красные, завеса у царских дверей полотняная ветхая, крест благословенный обложен серебром позолочен, другой без оклада, кадило, курганец, чаша медная; ризы дорогильные – оплечье учасковое, ризы полотняные, патрахель учасковая, пояс и поручи выбойчатые. – Да книг: апостол, шестоднев, триодь постная попа Евсевия, псалтирь следованная, минее общая, минее месяц Март, служебник, псалтирь учебная – печатные – прикладу бояр Ивана Никитича да Никиты Ивановича Романовых, часовник печатный. На колокольнице два колокола. А церковное строение приходских людей, а в который год та церковь строена старожилы не помнят».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Антилохова, Великова, что на Тальше, Веретева (пог.), Вознесенья, что в Медвежьем углу, Горок, Дмитриевского (пог.), что в Пропастищах, Меховиц, Петровского, Польки, Плеща, Ряхова, Старо-Никольского (пог.), Седикова, Троицкого (пог.), Тынцов, Усолья, Филяндина, Яковлева и Эдемского. Антилохово Село Антилохово, при пруде и колодцах, находится от уездного города в 17 верстах. Описываемое село весьма древнего происхождения; в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более раннему времени. Из документов, помещенных в описи Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год, видно, что село Антилохово в первой половине XVI столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю; но потом (неизвестно – когда) «из монастыря было взято и отдано в раздачу», так что во второй половине XVI столетия в упомянутых документах владельцами села значатся: князь Филипп Шеховской с братьями и князь Сила Григорьевич Гундоров, а по смерти последнего – княгиня Ульяна Гундорова. В 1587 году Царь Федор Иванович снова возвратил монастырю его старую вотчину и в описи монастыря 1660 г. царская жалованная грамота под 211 записана так: «Грамота Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Русии 95 (1587) году за приписью дьяка Елизарья Вылузгова Володимерскаго уезду Стародубо-Ряполовскаго на монастырское на старое село Антилохово, что было из монастыря взято и отдано в раздачу» 42 – В описи монастыря 1696 года записано: «С села Антилохова взято со крестьян с 8 вытей с полуторы осьмухи 8 рублей, 6 алтын, полторы деньги; платил Еремка Микитин» 43 . Во владении означенного монастыря Антилохово, вероятно, оставалось до 1764 г., когда монастырские населенные имения были отобраны в казну. В селе в настоящее время существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же. Холодная церковь построена в 1828 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Город Вязники (краткий исторический очерк) Г. Вязники, – под 56° 15» северной широты и 59° 48» восточной долготы, на р. Клязьме находится в 105 верстах от губернского города, по Московско-Нижегородскому шоссе и в 6 верстах от станции «Вязники» М.-Нижегород. железной дороги. – Город расположен у подножия высокой горы, идущей по правому берегу Клязьмы. Уездный город Вязники получил свое начало в 1778 г. при образовании Владимирского наместничества, когда государственная Вязниковская слобода переименована была в город. Имя Вязниковской слободы встречается в исторических актах, начиная с XVII века. Но заселение этой местности началось, конечно, значительно ранее. Рядом с Вязниками в настоящее время находится Ярополченская слобода, имя же Ярополч встречается в актах XIV века. – Так в договорной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с его двоюродным дядею кн. Владимиром Андреевичем 1889 г. сказано; «а за каким делом отъимется от тобе Ржева, дати ми тобе во Ржевы место Ярополч да Медуши» 80 . Положим, что здесь имя Ярополч обозначает целый округ, принадлежавший вел. князю, который впоследствии назывался государевой Ярополченской волостью, но в виду того, что это имя сохранилось только в Ярополченской слободе, можно с достаточною вероятностью предполагать, что и в то время т. е. в 1389 г. здесь находилось уже поселение. Но никаких исторических сведений об этом поселении не имеется до начала XVII века. В начале XVII века, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., существует уже Вязниковская слободка с церковью во имя св. Николая Чудотворца, а на Ярополченской горе село Минино с церковью во имя Архистр. Михаила; слободка и село были вотчиной боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского, которому в то время принадлежала почти вся Ярополченская волость, ставшая после Мстиславского государевой дворцовой волостью. С 1685 г., по свидетельству тех же книг, в Вязниковской слободке появляется женский Введенский монастырь; в 1648 г. появляется мужской Благовещенский монастырь. – Село Минино значится и в писцовых книгах 145, 151 и 155 г. г.; в них кроме Архангельской церкви показана в Минине и другая церковь во имя св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Единоверческие приходы Владимирской епархии Мстерский приход Мстерский единоверческий приход образовался из жителей слободы Мстеры. Церковь деревянная построена в 1854 г. и освящена во имя Живоначальные Троицы. В 1884 году при ней построена другая каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами обе церкви снабжены достаточно. Причт при церквах состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается жалованья из государственного казначейства 550 руб., процентов с причтового капитала (8,300 руб.) – 182 руб. и от служб и требоисправлений до 500 руб. в год. Для священника и диакона имеется церковный дом. Земли при церкви не имеется, но лично для священника есть 1,575 кв. саж. усадебной земли, подаренной граф. Паниным в 1854 г. и 600 кв. саж. для диакона, отведенной Мстерским обществом в 1884 г. В приходе по клировым ведомостям числится 339 душ мужеского пола и 320 женского, из них 10 душ в гор. Вязниках. При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30. Григорьевский приход Приходская церковь находится в селе Григорьеве Меленковского уезда, в 85 вер. от губернского города и в 52 вер. от уездного. Приходская церковь построена в 1879 г. в первый раз; настоящая же каменная церковь построена на собранные от разных лиц средства в 1892 году. Престол в ней один – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причт в приходе состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., процентов с причтового капитала (1,000 руб.) и от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 250 руб. в год. Дом для священника и псаломщика церковный. Земли при церкви только усадебной около 2 десят.; плана и межевой книги на эту землю нет. Приход состоит из села Григорьева и деревень: Махонина (2 вер. от церкви), Дудорева (5 вер.) и Степанова (15 вер.); кроме того, прихожане есть в селах – Заколпье (2 версты от церкви) и Окатове (15 верст); всех прихожан по клировым ведомостям числится 254 души мужеского пола и 284 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов К градскому благочинию причислены церкви следующих сел: Васильевского, Взорнова, Мельничного и Юрчакова Васильевское Село Васильевское, на речке Матне, от уездного города находится в 19 верстах, а от губернского в 130 верстах. Настоящее название село получило в начале XVII столетия; а до того времени оно известно было под именем Матнинского стана 9 . Когда и кем основано, – неизвестно. Из древних актов, хранящихся в отчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 году принадлежало князю Димитрию Манстрюковичу Черкасскому; а около 1741 года от потомка его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое за единственной дочерью графу Шереметеву, – одному из предков последнего владельца села. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было не более, как усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковию во имя Св. Архистратига Михаила; в его же царствование, как показывают акты, положено учредить в Васильевском еженедельные торги для сбыта крестьянских изделий. Торговля начала поправлять состояние жителей, заставила их заниматься различными ремеслами и промышленностию, а с распространением промышленности село приметным образом более и более увеличивалось, так что в пятидесятых годах настоящего столетия в нем насчитывалось более 200 домов. В настоящее время крестьяне Васильевской волости занимаются разными кустарными промыслами: одни из них – портные, плотники, сапожники; другие: колесники, ткачи, столяры и т. п. Но соседство фабричной Шуи в настоящее время значительно подорвало кустарный промысел крестьян села Васильевского и село Васильевское значительно обедняло, – теперь в нем насчитывается только около 140 дворов. В настоящее время в селе Васильевском – четыре каменные церкви: 1) холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; 2) холодная – в честь Грузинской Божией Матери, однопрестольная; 8) теплая – в честь Святителя и Чудотворца Николая, с приделами – Архистратига Божия Михаила и Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца, и 4) кладбищенская Успенская, с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих 15 сел: Архангельского (пог.), Афанасьевского, Богородского-Чечкина, Волокобина, Воскресенского-Сергиева, Всехсвятского (пог.), Георгиевского на Тезе, Дроздова, Ильинского-Телешева (пог.), Китова, Красного, Кузнецова, Семенова-Высокова, Студенцов и Якиманского (пог.). Архангельский погост Описываемый погост расположен на реке Тезе и находится от уездного города в 11 верстах, а от губернского города – в 110 верстах. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста; время основания ее неизвестно; но можно с достоверностию предполагать, что она существовала здесь уже в XVI столетии. Ясно же Архангельская церковь упоминается в писцовых книгах 1629 года, составленных Афанасием Вековым 12 . В этих книгах церковь описана так: «в Шуйском уезде в Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная. Вверху в церкви Архангела Михаила образов в Деисусе двенадцать образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на золоте, крест большой выносной, двери царския и сень и столбец на золоте, да местных образов – образ Архангела Михаила, да образ Собор Архангела Михаила на золоте, образ Пресвятыя Богородицы Казанския на прозелени, образ Пресвятыя Богородицы на золоте, образ Страстотерпца Георгия на золоте, сосуды церковные белые, Евангелие напрестольное письменное тетр, да в приделе у Николы Чудотворца образ в Деисусе, семь образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, и крест большой выносной на золоте, да местных образов образ Николы Чудотворца Можайского на золоте, да пред образы девять свечь местных, да книги Евангелие напрестольное тетрадь письменное, шестодневец, две триоди цветная да постная письменные, Апостол печатной тетрадь, минея общая печатная, пролог письменный, псалтырь и кануны письменные, святцы с тропари и кондаки письменные, часовник письменной, паникадило медное, да кадило медное ж, сосуды церковные белые, да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и в ней все церковное строение мирское».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010