Икона святителя Николая Сербского С кем только ни сравнивали святителя Николая: и со Златоустом, и с пророком Исаией, и с Иоанном Предтечей, и со святителем Саввой Сербским. На кого бы он ни был более похож, на Балканах в ХХ веке и вправду не было более масштабной личности, чем владыка Николай (Велемирович). Когда в начале Первой мировой войны сербское правительство послало его в Европу с миссией рассказать о сербском народе, развеять представление о Сербии как о злобной виновнице войны, иеромонах Николай прибыл в Лондон, никого не зная там, и начал свою проповедь с того, что играл на свирели в Гайд-парке, привлекая диковинной игрой и незнакомым инструментом жителей Лондона и рассказывая о Сербии. А уже через несколько лет о нём говорили как о третьей армии, которая воюет за Сербию, его выступления собирали полные залы, и даже англиканские храмы стремились пригласить его для проповеди. Его дружбой гордились общественные деятели и писатели, Рабиндранат Тагор позднее даже ездил в гости к нему в Охрид. Но не одни почести достались святителю. На его долю выпала и сложная борьба против навязываемого Сербской Церкви конкордата с Ватиканом, аресты, слежки, концлагерь Дахау. Но как апостол Павел умел жить в скудости и изобилии и быть довольным, так и владыка Николай умел жить в чести и в бесчестии, ровно перенося всё, что случалось с ним. При атеистическом режиме Тито владыку в родной Сербии клеймили предателем, масоном, сотрудником оккупантов. Но верующие чтили его память, читали ввезённые контрабандой изданные за рубежом его книги, преподобный Иустин (Попович) ежегодно служил панихиду по нему. Литературное наследие владыки огромно, и именно оно лучше всего свидетельствует о своём авторе, а ещё больше о Боге, Который и был центром жизни для владыки. То место, в котором мы сейчас живём, было некогда дном морским. Там, где сегодня мы воздвигаем храмы, театры и дома, когда-то водяная толща покрывала вековые отложения песка и грязи с илом и травой; там, в полнейшей темноте могла существовать только растительность, приспособившаяся к жизни в холоде под огромным давлением воды. Ни звука, ни луча света, ни проблеска мысли на протяжении сотен — кто знает, может, тысяч — лет!

http://pravoslavie.ru/36771.html

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 От издателя     Предисловие Косовская битва – трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа. Есть ли другой такой народ, живущий на земле, в исторической жизни которого поражение и гибель явились бы в духовном плане победой, живущей и действующей в веках?! По мнению святого Владыки Николая (Велемировича): «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Владыка Николай множество раз в течение жизни обращался к теме Косова в проповедях и разных публикациях, когда говорил о сербской истории и сербском народе. Особенно значимо его религиозно-философское эссе, опубликованное в 1933 году под названием «Царев завет» и впервые посвященное исключительно святому князю Лазарю, Косовскому Великомученику. В этом толковании Владыка выразил свое понимание того, в чем высший смысл мученической судьбы князя Лазаря и всей Косовской трагедии. Конец XIV века. Огромные силы турок двигаются на Балканы и Европу. Уже не один бой пришлось вести сербам с турецкими войсками, ненадолго задержали они турок. И вот пришел день решающей битвы на Косовом поле. Турецкое войско во много раз превышало числом войско сербское. Накануне битвы предводитель сербов, князь Лазарь, имел небесное видение и был спрошен, какое Царство он изберет: земное или Небесное. Князь выбирает Небесное, вечное. Все войско причащается перед битвой и гибнет. Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, тысячи мучеников вошли в них, «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило», – писал свт. Николай в книге «Косово и Видовдан». Далее – пять веков турецкого рабства. Но завет о выборе Небесного Царства жил в народе. Идут века: XIX – освобождение от турецкого ига, XX – мировые войны, революции и, наконец, XXI – и снова Косово. Как будто опять поражение, но это не так. Жив завет о выборе Небесного Царства. Косово – перспектива, путеводная звезда, и она говорит: «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть Чтобы преумножалась благодать В день памяти блгв. князя Александра Невского сербская делегация передала в дар Лавре святыни Редакция РНЛ   17:33 06.12.2022 855 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга праздновали тезоименитство – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественное Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении с наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, сообщает наш корреспондент. В нынешнем году со дня кончины русского национального героя и великого святого, чей образ является символом «Русской народной линии», исполнилось 759 лет. Святой князь скончался в Городце по пути из Орды, приняв схиму с именем Алексий. В день его кончины в далёком Владимире, куда через несколько дней были перевезены честные мощи святого князя, митрополит Кирилл произнёс «Закатилось солнце Земли Русской». Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

В Калуге прошел международный форум «Братская Сербия: история и современность» Белград, 17 ноября 2006 г . С 11 по 13 ноября 2006 года в Калуге прошел международный форум «Братская Сербия: история и современность». Данное мероприятие было организовано Калужским православным молодежным движением по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и епископа Рашко-Призренского Артемия. В работе форума приняли участие представители Московского Патриархата и Сербской Православной Церкви, исследователи из России, Украины, Сербии и Черногории. Мероприятия открылись приветственным словом архиепископа Людиновского Георгия, викария Калужской епархии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . С приветствием выступили также заместитель губернатора Калужской области Е.Л. Кениг, президент группы компаний «Андреевский флаг» А.В. Мельник, временный поверенный в делах Посольства Сербиии в России Е.Куряк, а также доктор филологических наук И.Антанасиевич, рассказавшая о фальсификациях, к которым прибегали представители западных СМИ в вопросах, касающихся количества жертв среди косовского населения. Во второй день форума были выслушаны доклады, подготовленные участниками форума. Первый заместитель председателя исследовательского фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» А.С. Мельков прочитал доклад на тему «Святитель Савва Сербский». Председатель Общества русско-сербской дружбы И.М. Числов рассказал о значении для Православия трудов святителя Николая (Велемировича), о трудностях, с которыми сталкиваются переводчики его сочинений на русский язык. Доклад монахини Ксении (Абашкиной) был посвящен истории сербской иконописи. Игумен Петр (Улемек), настоятель монастыря Джорджеви Ступови (Сербия) рассказал собравшимся о современном положении Сербской Православной Церкви в Косове и Метохии. Собравшимся был представлен фильм о страданиях сербов в одном из косовских сел. Калужский исследователь М. Чуканов рассказал в своем докладе о национальной концепции коммунистического правительства Югославии по национальному вопросу.

http://pravoslavie.ru/19434.html

Сегодня, в день памяти Царственных страстотерпцев , о подвиге быть верными Христу и о «соцарствовании с Господом» (Рим. 8, 17) говорим с митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулово. Господь всем желает спастись – Отец Валериан, что определяет наступление революционных катаклизмов? – Революцию в начале XX века предварял некоторый процесс брожения в умах. У святителя Николая (Велемировича) есть труд «Война и Библия». История человечества имеет духовный смысл, определяется изнутри, и этот потаенный процесс – куда склоняются души человеческие – в е дом только Богу. То, что внешне происходит, лишь отражает это глубинное содержание жизни, выбор людей. Кто-то внутренне самоопределяется пострадать за Христа, кто-то судит других. Апостолы готовились на мученичество, Иуда – на предательство. Апостолы готовились на мученичество, Иуда – на предательство Мне недавно задали вопрос: почему сейчас даже некоторые священники начинают снова возмущаться против Царя – дескать, почему он не воспользовался полицией? Он же чувствовал, что заговор готовится и т.д. Да он не только чувствовал – он знал это! – Около 40 пророчеств, говорят, было Царю Николаю о том, что произойдет. – Совершенно верно. Поэтому, когда начинают обвинять Царя в безволии, я говорю: знаете что? Если так рассуждать, тогда и Евангелие переписать нужно. Господь тоже так поступил. А Он, как Бог, знал все. – 12 легионов ангелов разве Отец не послал бы Ему?.. – То, что о Царе вновь стали так поговаривать, свидетельствует о том, что и сейчас идет какой-то внутренний процесс. Промысл Божий всем управляет: Господь кого забирает, кого сохраняет. Причем даже в самых безвыходных ситуациях оставляет в живых и к Себе приводит, вопреки всем внешним обстоятельствам. Мой сын, иерей Федор, причащал одного раба Божиего, он его причастил, а через несколько часов человек умер. Всю жизнь не ходил в Церковь! Но оказывается, когда он был молодым, то отказался идти участвовать в разрушении Храма Христа Спасителя. Господь за это удостоил его Причастия перед самой смертью. Очень поучительно!

http://pravoslavie.ru/122455.html

Всю свою богословскую «мощь» он обрушивает на термин «пресуществление». 2. Термин «пресуществление» . Первый вопрос к автору, в связи с термином «пресуществление» (лат. – transsubstantiatio), почему он не включил этот термин в построенный им общий ряд святоотеческой терминологии? Неужели А. Зайцев не считает святыми свт. Геннадия Константинопольского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, преподобных оптинских старцев, св. Иоанна Кронштадтского, свт. Николая (Велемировича), пр. Иустина (Поповича) и многих других святых Православной Церкви, которые сознательно употребляли этот термин и не считали его духовно вредным или еретическим? Более того, едва ли кто заподозрит их в богословской необразованности и непонимании специфики католического богословия. Тогда чем руководствовался автор, проигнорировав их святоотеческую богословскую позицию? Универсальный богословский ярлык «католическое влияние» к вышеперечисленным авторам никак не подходит. (Свт. Игнатий (Брянчанинов), например, проявлял в вопросах католического заимствования предельную строгость, но употреблял термин «пресуществление» без каких-либо оговорок: «По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы» ). Более того, их духовный опыт столь значим, в силу их исторической близости для нас, что едва ли они заслуживают молчаливого игнорирования. Уверен, что А. Зайцев не считает себя понимающим в тайне Евхаристии что-то больше и глубже, чем они, но почему он обошел их молчанием – это вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Автор делает объемный экскурс в историю римо-католичества и показывает, что этот термин встречается в тех или иных западных текстах. Но разве это кто-то оспаривает? Да, встречается, но что из этого? По всей видимости, А. Зайцев надеется, что этот обзор произведет впечатление на читателей и приведет к убеждению, что термин «пресуществление» несовместим с православным вероучением в силу его активного употребления на Западе.

http://pravoslavie.ru/1876.html

Много раз, как я получил Ваше письмо, молюсь за них на литургии. А когда они погибли и по каким причинам? Знаете ли еще что-нибудь о наших семинаристах и священниках? Несколько дней назад получил письмо из Америки из Битоля от бабушки Заке и других, посещающих Благовещенскую церковь . На этом письме подписался Таневич, который является настоятелем в Благовещенской церкви. В Шанхае, в прошлом году было много проблем в борьбе с архиепископом Виктором, который перешел на другую сторону. Теперь церковная жизнь проходит мирно. Здесь очень почитают Святого Наума, которого ранее не знали. За несколько лет на его День прославления перед его иконой выздоровел не совсем нормальный человек. Память к нему возвратилась, и он умер в нормальном состоянии от туберкулеза. В нашей соборной церкви, которая еще не освящена, но мы уже служим, написана икона Святого Наума во весь рост. Для нас была бы большая радость, если бы Вы могли нас посетить. Да пошлет Вам Господь здоровья и помощи во всем и Сербии – освобождения от зла. Молитесь за нас. Иоанн Архиепископ Шанхайский Привет от Отца Ильи и Николая, которые много работают и Михаила Ангелович с его семьей. Письмо к Святителю Николаю Велемировичу публикуется впервые В отношении же идеи монархии «В отношении же идеи монархии Вы совершенно не правы. Произвол бывает при всяких властях, но Монарх ответственен перед Богом и совестью (в православной стране может быть лишь верующий и исповедующий Православную веру), а при народоправии (республике) все сводится к удовлетворению масс, каким бы то ни было способом, и во главе всего расчет и выгода. Православная Церковь может существовать при всяком правлении, но вопрос в том, какое из них более способствует нравственному принципу. Церковь же не связана ни с кем и не ставит себя в зависимость ни от какого строя». 1950 год Письмо опубликовано в книге Епископа Саввы (Сарашевича) «Летопись почитания архиепископа Иоанна», 1998г., стр.167 Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Леонтий! 1950 год Российская Духовная Миссия в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Полагаю, что вместе с этой ложью, которую он в нас насаждает, он навязывает нам параллельную религию, религию сего мира. То, что сейчас существуют современные технологии, то, что мы иначе одеваемся, и что общественные отношения изменились, нисколько не отделяет нас от Евангелия. Евангелие осталось прежним, ибо оно вневременно и написано не для тех времен, когда Господь ходил по земле, но на все времена. — Тепла ли сегодня вера сербов? — Все больше сербов возвращается сейчас к вере, воцерковляется по-настоящему. Хотя церковность сербов, внешние проявления ее, отличаются в чем-то от русской, также как и некоторые наши церковные традиции. Народ в душе всегда был привержен Богу и своим небесным покровителям, к празднованию Славы. Как мы знаем из многих свидетельств, среди которых и свидетельства святителя Николая (Велемировича) , Слава отмечалась и в военных окопах и при коммунистическом режиме. Сейчас растет интерес к духовным знаниям, все больше детей хотят изучать Священное Писание в воскресных школах , изучают церковное пение, создают церковные детские и молодежные хоры. Это дает нам надежду на духовное возрождение нашей родины. — Спасибо, отче, и в заключение — Ваше личное обращение к читателям портала « Правмир «. — Мое обращение… Вот совсем недавно я был в России, очень недолго, но этого времени мне хватило, чтобы увидеть насколько ваша страна изобилует благодатью Божией. Много слыша о России, я не представлял себе истинного масштаба, истинной духовной мощи. Возможно читателям это покажется несколько натянутым и банальным, ведь это некое общее место, о котором говорят все, но один мудрый человек научил меня — если я хочу верно оценить то или иное явление или человека или событие, не надо смотреть в глубину и даже на то, что в центре. Это некоторая основная субстанция мира и всюду она приблизительно одна. Надо смотреть на высоты, ибо высоты различны и показывают истинную ценность того, что в самом деле существует. Высоты России, поистине, не скажу, недостижимы, но настолько ясно узнаваемы как высоты, что совершенно очевидно, что вся православная вселенная может брать с России пример.

http://pravmir.ru/arximandrit-luka-anich...

В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Поэтому то, что происходит и происходило в мире – это все, прежде всего, очень интересно. Есть такое пожелание китайское: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Можно сказать, что это пожелание жить в интересное время. Но имеется в виду тут, конечно, такое «интересное время», когда ничего не разберешь, ничего не поймешь. Протоиерей Валериан Кречетов – Даже с точки зрения политиков наше время является настолько парадоксальным, что порой диву даешься! Простой пример: еще 4 года назад США обвинили Россию во вмешательстве в американские президентские выборы. А что сегодня происходит с выборами в США? Да это же просто катастрофа!.. – Видите ли, в чем дело... Люди духовные, они немножечко по-другому смотрели на все эти процессы, светские и политические. В частности, отец Николай Гурьянов. Господь сподобил меня общаться с этим старцем, в последние годы его жизни я приезжал его причащать. Старцы – они все очень милые, удивительно светлые и радостные. И часто спокойно говорят очень значимые вещи. Вот, пришел к нему как-то один человек, спрашивает: оставаться ли ему в России или возвращаться в Соединенные Штаты. А старец ему говорит: «Ну, выбирай: Россия уже на Голгофе, а Америки уже нет!» Это его подлинные слова. Я спросил: «Батюшка, а кто дальше?» – «Сначала Америка, а потом – Франция, Германия…». Последовательность такая. Почему я это говорю, потому что лично слышал. Часто слышишь какие-то высказывания, якобы от старцев. Но не все ведь можно правильно передать, поэтому бывает иногда тенденциозная информация. А тут я сам свидетельствую, что разговор был именно такой. На самом деле, то, что происходит сейчас в мире, происходит по главной причине – по духовной. Есть такое замечательное произведение, очень краткое, лаконичное, но четкое и ясное, святителя Николая Сербского (Велимировича) . Называется оно «Война и Библия». В виде беседы он там прямо «по полочкам» раскладывает то, что и как происходит сегодня в мире. И вывод один – причина всему духовная! Еще до него точно так же говорил преподобный Амвросий Оптинский : «На все нужно смотреть взглядом оттуда”, тогда всё встанет на свои места». На самом деле, святитель Николай (Велемирович) прямо раскрывает такую мысль: когда народ (или правители, или те и другие, вместе взятые) начинает вести себя так, что долготерпение Божие временно прекращается, тогда посылаются на землю бедствия или войны. А когда люди начинают задумываться над жизнью, каяться в грехах и возвращаться к Богу, все становится на свои места.

http://pravoslavie.ru/138911.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010