«Что мы можем предложить этому технологически сильному, опирающемуся в своем развитии на человеческую силу и технологии обществу? Какой духовный посыл, какой призыв мы можем обратить к нему? Как можем помочь людям воцерковиться? Нет другого пути, кроме как развивать свой внутренний религиозный опыт», и потому сегодня, считает Местоблюститель Патриаршего престола, духовные школы, развивая интеллектуальную составляющую образования, должны сделать особый акцент на формировании внутреннего глубокого, богатого религиозного опыта молодежи: «Тогда и внешние дисциплинарные моменты можно немного ослабить, потому что человек, живущий подобной жизнью, не будет делать гадостей – ведь он каждый день ходит перед лицом Божиим, несколько раз в день кается Господу в своих грехах, понимает лучше, чем любой помощник инспектора или воспитатель, что для него хорошо, а что плохо. В таких условиях возрастает свободная личность, и она сама формирует параметры своей духовной жизни». Взгляд со стороны Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил на конференции, посвященной 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадского Влиянию святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы на духовную жизнь верующих в русском зарубежье был посвящен доклад епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Донскова). Епископ Михаил напомнил, что русское рассеяние почитало батюшку Иоанна как святого задолго до его официального прославления. Имя кронштадтского чудотворца объединяло всех. Одним из инициаторов прославления святого пастыря стал святитель Иоанн (Максимович), возглавивший комиссию по подготовке канонизации в Зарубежной Церкви. Активное участие в благом деле принял и другой святой – святитель Николай (Велемирович), который писал главе РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому), что отца Иоанна следовало бы немедленно прославить хотя бы за те чудеса, которые совершились по его молитвам в одной только Югославии. Работа секции продолжалась три дня, было зачитано множество интереснейших докладов. А в перерывах между заседаниями участниками конференции и просто пришедшими послушать доклады и сообщения горячо обсуждались затронутые докладчиками темы. О некоторых из них мне удалось побеседовать с епископом Михаилом Женевским и Западно -Европейским .

http://pravoslavie.ru/29105.html

Святитель Николай Велемирович в «Письмах из темницы» говорит среди прочего о том, за что Бог сегодня (в его дни) может строго спросить с сербов. Я это читал, понимая, что к русским это тоже вполне относится. Перечисляет святой Николай множество безбожных или пустых книг, которые печатают, вместо того, чтобы через печать вразумлять, учить и наставлять людей в вере Божией. Говорит о школе, которая не столько учит, сколько калечит учеников атеизмом и гордостью. Много чего говорит. Есть там слова и об абортах, и о разводах. Есть и о «мужчинах, достигших зрелости, но не связанных браком». Эти – тоже фактор всенародной вины. Больше ни у кого ничего подобного я не встречал. Никогда! Следовательно, нужно на этой мысли остановиться и ее развить.      Зрелый мужчина, не вступивший в брак, – это явление повсеместное, многочисленное. И это не аскет, давший обет безбрачия. Напротив, это некий Карлсон, пребывающий «в полном расцвете сил». Тот ел варенье и летал. Этот тоже летает и ест специфическое варенье. Свободный от брака зрелый мужичок и не думает жить на земле свято, мирно и безгрешно. Ни за кого не отвечая и ни о ком не заботясь, такой персонаж удовлетворяет несколько страстей на выбор. Лень, если он тунеядец и бездарь. Гордость с тщеславием, если он трудоголик и сребролюбец. И уж точно – блуд, поскольку он никому ничем не обязан, а количество женщин превышает количество мужчин, и большинство из них глубоко несчастны. Трутню есть где разгуляться. Это только по ранней юности кажется, что мужчина остро нуждается в девичьей красе, а эта последняя холодна и неприступна. Взрослая жизнь кричит в оба уха, что мужчина женщине нужен гораздо больше, чем она ему. Поэтому, повторяю, трутню есть где разгуляться. И не надо связывать себя никакими узами и обязательствами. Благо, сошедший с ума мир поет с утра до вечера песню о свободе, о «чистых отношениях» без штампов в паспорте, о грехе собственничества относительно партнера, то есть о запрете на ревность, и т.п. Теоретическая база для Содома придумана и озвучена давно. И вот перед нами полнеющий и лысеющий мужичок, никогда не водивший ребенка в садик, не делавший с ним уроки et cetera, но по-своему успешный. В смысле, с образованием, с каким-то статусом в обществе. Он активен. Он даже теоретически знает, как наполнять бюджет страны (хотя, что такое бюджет семьи, в упор не знает). Он, положим, аргументированно критикует даже власти. Но сына не родил и, следовательно, в армию его, сдерживая слезы, не благословит. Чужих сыновей благословит или умно покритикует. Чего, мол, в Сирию поперлись! Он все знает. У него диплом. И лысина. Он уважаем, но он… бытийственно бесполезен.

http://pravoslavie.ru/100649.html

«Прилагаемое Еван­ге­лие и Крест были преподнесены болгарским Синодом Евгению Амвросиевичу (моему отцу), по случаю его поездки с русской миссией по славянским странам в 1919 г. и ауди­ен­ции у болгарского короля Бориса. К этой записке прикреплена другая, сильно по­жел­тевшая с таким текстом: « + ОХРИДСКИ МИТРОПОЛИТЪ БОРИСЪ молитвенно желает Евген iю Амврос iebuчy счастливого пути и скораго свидан iя в Софи i и почтительнъйше проситъ передать братский привътъ преосвещённымъ Арх iepeям Досифею, Серг iю и Николаю (Велемировичу) и всъм прочим». Какие имена, какой круг священства и среди них святитель Николай Сербский. Прямо дух захватывает. - Я счастлив, что держал это Евангелие в руках. А какое счастье служить по Нему! Оно как раз ненамоленное - го­ворил отец Георгий, снова заворачивая Его обратно и помещая в старую коробку. - Да, - добавил он, - тебя же сможет довезти матушка Мария. Она едет как раз в Но­во­кузнецкий переулок, почти до твоего дома. Отец Георгий донёс какие-то пакеты, кото­рые он привёз для матушки Марии до роскошной чёрной машины и объяснил шофёру как объехать эту длинную пробку. Матушка Мария была женой протоирея Вик­то­ра По­тапова, настоятеля Свято-Иоанно-Предтеченского собора города Вашинг­то­на. Позже я узнала, что отец Виктор является членом Попечительского фонда о нуждах Русской Пра­вос­лавной Церкви Заграницей. Матушка Мария русская, но родилась во Франции - ро­дители эмигрировали после революции. И была она дальней родственницей отца Георгия, и из той первой волны эмиграции, когда могли унич­то­жить только за благородную царского рода фамилию, идущую от Рюриковичей. Отец Георгий то­же по матери родом из тех старинных русских фамилий, которые вынуждены были, чтобы не по­гиб­нуть, разбрестись по всему свету, но его бабушка осталась в России. Теперь, когда открылись границы, он навещает из России своих дальних родственников, объявившихся по всей земле. Вопреки моим опасениям доехали мы благодаря подсказке отца Георгия очень быстро, почти мгновенно, нигде не задерживаясь, да ещё за приятным знакомством и разговорами. Высадили меня действительно почти у дома, ещё ближе, чем планировали - на Ордынке, у храма Божией Матери «Всех скорбящих радость». Я будто долетела обратно:

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/06/...

Думается, нет нужды лишний раз напоминать, что у древних римлян понятие общественные дела ( res publicae ), перешло со временем в название самого государства (республика). Выражение св. Григория Богослова. См. PG 36, 317B. Выражение св. Максима Исповедника. См. PG 91, 673B. Ср.: св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 1, 4. PG 3, 592В. Ср.: Дионисий Ареопагит. Сочинения.Толкования Максима Исповедника. СПб, 2003. С. 222 (греч.), 223 (рус.). Флоровский Г., прот. Империя и пустыня. Антиномии христианской истории // Догмат и история. М., 1998. C. 256. Св. Григорий Палама. Беседа 54. //Цит. по: прот. И. Мейендорф. Жизнь и учение... С. 243-244. Св. Дионисий Ареопагит. Послание к Титу, 2. PG 3, 1105D./Ср.: Сочинения, с. 834, 836 (греч.), 835, 837 (рус.). Триодь цветная, Неделя 7-ая, Святых Отцов Первого Вселенского собора, «слава» на «Господи, воззвах». Св. Григорий Нисский. К Армонию, О том, что значит имя и название христианин. PG 46, 244C. Св. Николай (Велемирович). Кассиана, 2; 13, 14. Цит. по изд.: κδσεις «λαφος», θναι (α.χ.), σ. 41, 46-47. Архим. Василий (Гондикакис). Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. С. 17. См., например: прп. Максим Исповедник. Мистагогия, 21. PG 91, 697A. Ср.: Творения, кн. I, с. 174. Св. Григорий Богослов. Слово 29. PG 36, 100A. Ср. не совсем верный перевод в: Творения. Москва, «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1, с. 361. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, Книга 3, глава 6. PG 94, 1005B. Ср.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 273. См. Также: св. Григорий Богослов, Послание к Кледонию ( Ep . 101). PG 37, 181C. Рус. пер.: Творения , т. 2, с. 481. Zizioulas J. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church. New-York, 1997. P. 21. Ibid. Архим. Василий (Гондикакис). Входное , с. 65, 66-67. Авва Исаак Сирин. Слово 21. // Слова Подвижнические, репринт: Москва, 1993. С. 83-84. Комментарии ( 9): диакон Александр, Москва

http://bogoslov.ru/article/465391

Скончалась Мария Михайловна перед войной 1914 года. Отпевал ее в тюремной церкви епископ Кирилл (впоследствии знаменитый исповедник веры, скончавшийся в ссылке). Когда в ходе литургии подошло время петь «Верую», из-за решеток раздалось мощное и стройное пение: исповедание заключенными той веры, которая была у почившей, и внесла в человеческие сердца Свет. Земля недостижимая Весной 1956 года тихо отошел в Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании от своей земной жизни большой мыслитель Православной Церкви и яркий деятель, сербского народа епископ Николай (Велемирович). Доктор богословия Бернского университета, доктор философии Оксфордского университета, доктор «гонорис кауза» Колумбийского университета, епископ Николай своими книгами, статьями, лекциями, а главное – своей жизнью может быть назван апостолом нашего времени. Он говорил мне, что после всех своих ученых степеней поехал к своим родителям, простым людям старой Сербии, учиться у них глубокой вере в Бога и любви к Богу. Приняв монашество в 1909 году, он в сане иеромонаха провел в России около двух лет, оставшись навсегда другом русских людей. Став епископом, занял в Сербии древнюю Охридскую кафедру... Позже был переведен на Жичскую кафедру и восстановил древнюю Жичскую обитель Святого Саввы. Во время последней войны епископ Николай был арестован немцами и вместе с Патриархом Сербским Гавриилом заключен в монастырь Войловица, а оттуда, перевезен, в концентрационный лагерь в Германию. После своего освобождения он был приглашен в Лондон, потом в Америку, где и оставался до своей кончины. В Сербии преосвященный Николай был основателем большого народного религиозного движения «богомольцев», разветвления которого были не только в городах, но и в селах. Это движение объединило многих верующих, имело свои типографии, издавало религиозную литературу, распространяло Евангелие, поднимало нравственную жизнь народа... Незадолго до своей кончины епископ Николай передал мне рукопись своего «Сказания о Стране недостижимой». Я приведу отрывок из этого «Сказания», повествующего о победе высокой человечности над миражами человеческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

23. Свт. Василий Великий. Нравственные правила. – М.: Сибирская благозвонница, 2011. – 208 с. 24. Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. – М.: Правило веры, 2004. – 672 с. 25. Свт. Иоанн Златоуст. О браке, семье и воспитании детей. – М.: Артос-Медиа, 2010. – 64 с. 26. Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато. Беседы на Евангелие. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007. – 336 с. 27. Свт. Николай Сербский (Велемирович). Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи. Проповеди. – СПб: Искусство России, 2010. – 192 с. 28. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2005. – 688 с. 29. Свт. Феофан Затворник. Спасение в семейной жизни. Поучения. – М.: Трифонов-Печенгский мон-рь: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Льялово, 2004. – 96 с. 30. Свт. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла. К Ефесянам. – М.: Правило веры, 2004. – 648 с. 31. Свт. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла. К Коринфянам первого. М.: Правило веры, 2006. – 808 с. 32. Свт. Филарет (Дроздов). Как создать православную семью. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – 46 с. 33. Свт. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2002. – 224 с. 34. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М.: Дар, 2007. – 768 с. 35. Слободской С, прот. Закон Божий. – Типография прп. Иова Почаевского. Репринтное издание, 1990. – 724 с. 36. Смолин И., диак., сост. Миссионерский путеводитель по Библии. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 304 с. 37. Требник. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2002. – 752 с. 38. Уоллис Бадж. Древний Египет: духи, идолы, боги. – М.: Центрполиграф, 2009. – 478 с. 39. Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского. – М.: Свято-Троицкий Ионинский мон-рь, 2010. – 64 с. Примечания 1 Избранным народом древние евреи назывались потому, что именно они были единственным народом Древнего мира, кто сохранил веру в единого Бога – Бога Откровения. Все остальные народы Древнего мира исповедовали различные языческие культы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Родился будущий подвижник в Киеве в 1911 году и принадлежал к дворянскому роду Прониных. После революции 1917 г. семья Прониных разделила участь многих изгнанников: сначала эмигрировала в Молдавию, а затем в Югославию, где прошел для о. Василия очень значимый в его духовном становлении отрезок жизни. Способный юноша закончил духовную семинарию, а затем Богословский факультет Белградского университета. В стенах этих учебных заведений он встретился  с великими наставниками — будущими святыми – свят. Иоанном (Максимовичем), преп. Иустином (Поповичем), свят. Николаем (Велемировичем). Подвижническая жизнь свят.Иоанна (Максимовича) оказала решающее влияние на формирование духовного облика юного семинариста. Общение между ними не прерывалось вплоть до кончины святителя, последовавшей в 1966 году. Несомненно, что желанию стать на монашеский путь служения Церкви Христовой, о. Василия  вдохновили великие примеры его святых наставников. После окончания Белградского университета, молодой богослов направляется в Мукачевско — Пряшевскую епархию (до 1945 года была в юрисдикции Сербской Церкви) и  в 1939 году становится ее клириком. Здесь прошла большая часть жизни будущего архимандрита, и здесь в течение десятилетий он зримо являл нам облик истинного служителя Церкви. В 1950 году о. Василий становится духовником Свято-Николаевского женского монастыря  города Мукачево. В конце 50-х в Мукачевском Св. Николаевском монастыре нашли пристанище монахини закрытых при Хрущёве закарпатских монастырей. Сестры очень остро переживали закрытие любимых обителей.  Отцу Василию пришлось много потрудиться, дабы уврачевать душевные раны скорбящих. Ритм монастырской жизни был суровым, но в обители рядом с монахинями жил подвижник- слово, молитва, утешение которого укрепляло и низводило Божие благословение на их нелёгкие труды. Архимандрит Василий (Пронин). 1959 год. О. Василий всегда говорил о том, что главное в жизни человека- это устремленность ко Христу. Погружаясь в круг ритма богослужебной жизни, постов, — мы не должны чувствовать себя «комфортно», но  обязаны идти дальше, никогда не забывая о том, что спасение человека не результат его подвигов, а проявление милости Божией.

http://pravmir.ru/pamyati-arximandrita-v...

Доктор, аскет и поэт. Исповедник, молитвенник и певец Бога. Все трое терпеливы, все трое биты и терты как чужими, так и своими. Все трое близки к нам по времени, так что и в самолетах летали, и по телефону разговаривали, и драконово дыхание современности отражали крестным знамением. Хорошо бы написать их совместную икону, как братское подобие Трех Вселенских учителей. Кто из них кому бы соответствовал? Лука похож на Василия, поскольку строг и адаманту подобен. А вот Иоанн и Григорий одновременно похожи на Максимовича и Велемировича. Велемирович сладкогласен, как Иоанн, но и возвышен, как Григорий. А Максимович – такой же уединенный молитвенник, как Назианзин, но и такой же народный вождь, как Златоуст. Все это нужно додумать и соборно обсудить. Но сама мысль мне кажется яркой и достойной внимания. И уже не сербы только, и не русские должны просить у Святителей молитв, но вся Церковь Вселенская должна взывать к ним: «Молите Бога о нас, чудные Христовы архипастыри времен предпоследних!» Завтра домой! Это так же весело, как идти в школу накануне летних каникул. Правда сегодня еще служба Троицы, и лекции, и встречи. И Владыка просит (требует) служить с ним. Я не против. Я всегда рад, лишь бы сил хватило. Сил хватило. Послужили, облобызались, попрощались и обязались молиться друг за друга. Уже в аэропорту я понимаю, как важно мое сюда пришествие. Важно для меня самого. Я совсем по иному чувствую и вижу нашу измученную и дезориентированную Родину. Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке, на тех «распутиях», о которых говорит Евангелие. Если Бог благословит… Иллинойс 2013 г. от Р. Х. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/amerikanskaya-tetrad/

Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48). Храм свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Новая мироточивая икона свт. Николая, Бейт-Джала Клеймо новой иконы свт. Николая Клеймо новой иконы свт. Николая, Бейт-Джала Мраморное изображение свт. Николая, Бейт-Джала У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 18 октября, 2023 11 октября, 2023 11 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/chudo-svyatitel-nikola...

На основании приведенных слов Священного Писания, а также рассуждений святителя Николая, можно с уверенностью сказать, что всякая попытка людей достичь хотя бы внешнего единения вразрез с волей Божией не увенчается успехом. Как пишет богодухновенный пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126. 1, 2). И какой бы «новый мир» на земле ни строил человек, сад (евр. Рай – прот. В.В.), который насадил не Отец Небесный, поздно или рано искоренится (ср. Мф. 15, 13). Церковь же Христа Спасителя пребудет вовек. Христианин же как член Церкви должен воздвигнуть на земле духовную башню из добрых дел, основанием которой являлся бы Господь Иисус Христос. Как учит святой апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 19–22). А то, что поддерживает Бог Своим перстом, говорит святитель Николай в «Беседах», стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29) [lxv] ! Службы на каждый день первыя седмицы Великаго поста. Вторник. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. С.82. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.320. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.322. [v] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xi]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. Алфавитные главы. М. 2006. С. 55. [xiii]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xvi] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/5514684

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010