Время от времени на небольшой срок появлялись и другие ученики. Наташе не справиться бы самостоятельно с такими предметами, как, например, физика, но друзья познаются в беде. Оказалось, что ей сочувствовали и старались помочь не только всегда хорошо к ней относившаяся Мальвина Альбиновна Здановская, их классный руководитель, но и другие, в частности, внешне суровая преподавательница физики Елена Филипповна Волкова. Она очень помогла своей бывшей ученице, дав ей некоторые методические указания и одолжив на лето учебник физики. Без ее помощи такой учебник достать было бы невозможно, так как даже для занятий в школе выдавалось много если пять-шесть книг на класс. По другим предметам помогли другие. Следуя теории отца Сергия, можно было думать, что отца Александра, а может быть, и отца Николая Амасийского не трогали потому, что они помогали семье заключенного, но на остальных в Старом соборе начался нажим. Предложили выехать диакону Бородкину, уехал «от греха» другой диакон-регент, П. Е. Жуков, арестовали настоятеля Парадоксова и отца Димитрия Шашлова. Отца Василия продержали недолго. Почти восьмидесятилетний старик, он еще в молодости болел туберкулезом и жил с одним легким и сужением пищевода, где вследствие туберкулезного процесса образовались рубцы. Он не мог есть ничего твердого, даже хлеба, и много лет питался только густой лапшой и тому подобной пищей, которую приготовляла ему хорошо знакомая с его потребностями старушка-свояченица Лидия Александровна Архангельская. Поэтому, как только его взяли, ему стали носить передачи три раза в день — завтрак, обед и ужин. Лидии Александровне одной с этим было бы не справиться. Носили добровольные помощники, чаще всего Костя. Дежурные коменданты морщились, но принимали — не умирать же человеку с голоду. По-видимому, это сыграло свою роль: нельзя было все время держать старика в своем подвале, а ни Пугачевская ИТК, ни Саратов не приняли бы заключенного, которому необходимо диетическое питание. Словом, отца Василия продержали с неделю и отпустили.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Над царскими дверьми, в олтаре же, помещено несколько икон, между которыми одна состоит из дски, в которую врезан сребро-позлащенный четвероконечный крест; в нем (как видно из надписи на обороте) хранятся частицы: а) Древа Креста Господня, камень гроба Господня, камень гроба Пресвятыя Богородицы, камень от места Неопалимой Купины; б) мощей Святых: Иоанна Предтечи, Евангелистов: Матфея, Марка и Луки, Апостолов: Андрея Первозванного, Варфоломея, Архидиакона Стефана, Филиппа, Святителей: Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, – Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Священномучеников: Киприана, Вавилы, Лукиана, Анфима, Елевферия, Спиридона, Антипия и Власия, Чудотворцев: Климента Агкирского, Тихона Чудотворца-Святителя, Иоанна Милостивого, Преподобных Отцев: Ефрема Сирина, Пимена Великого, Пафнутия Боровского, Сергия Чудотворца, Василия Амасийского, Великомученика Меркурия, Георгия Победоносца, Евстафия Плакиды, Димитрия Солунского, Иоанна Воина, Феодора Тирона, Иакова Персского и Феодора Стратилата, Мучеников: Никиты, Космы, Дамиана (Безсребренников), Кира, Иоанна, Флора и Лавра, – Св. Анны, Матери Пресвятыя Богородицы, Первомученицы Феклы, Великомучениц: Екатерины, Варвары, Параскевы-Пятницы, Христины, Феодосии, Ирины, девицы Марины, Татианы, Анастасии, Алексия Божия Человека, Царя Константина, Князей: Владимира Киевского, Александра Невского, Георгия, Платона, Петра, Хионии и Февронии Муромских. Крест мерою – длины 3 ¼ вершка; в поперечнике 2 вершка; ниже креста в той же дске утвержден малый, овальный, серебряный ковчежец, в серебряной же – сканной работы – оправе; в средине открытого ковчежца утверждена на шелковой материи драгоценная святыня – небольшая частица мощей св. Равноапостольныя Марии Магдалины; над нею, и под нею, на бумажных полосках, надпись латинскими буквами: «Exossubus Mar. Magd. Pan.» – Крест этот найден в Москве, после большого Московского пожара 1812 года, в доме Г-жи Кекловской (купленном Г. Половцовым); а частица мощей св. Марии Магдалины перешла в семейство Г-д Половцовых от вдовы Русского Адмирала Гетцена, которому была поднесена в 1819 году в Далмации жителями местечка Браццо, в знак признательности. Обе эти святыни пожертвованы в скитскую церковь отставным Подпоручиком Артиллерии Иваном Андреевичем Половцовым в 1849 году, при поступлении его в сей скит.

http://sobory.ru/article/?object=05222

Находящиеся в этом ските святыни следующие: части животворящего Древа Креста Господня: рука св. Тимофея; части мощей: св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. Панагиота Кесарийского нового, св. Парфения, св. Параскевы, св. Нила Афонского, св. муч. Трифона, св. Арефы, св. великомуч. Меркурия, св. Василия Великого , св. муч. Кирика, священномученика Харалампия, св. муч. Евстафия, св. муч. Иакова Персянина, преподобной Матроны, св. Апостола Иакова. 12. Ивер (идиоритм) Соборный храм посвящен в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при порте находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (вратарница), или Иверская. В соборном храме Успения, кроме Честнаго Древа Креста Господня, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата: левая рука св. Василия, епископа Амасийского; левая нога св. Михаила, епископа Синадского: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотинии Самаряныни: глава св. муч. Феодора Пергийского; левая рука св. муч. Евпраксии; правая рука св. муч. Параскевы; части св. Василия Великого , великомученика Георгия, св. Иоанна Златоуста , св. бессребреников Космы и Дамиана, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. Апостола Петра, св. Евангелиста Луки, св. Апостола Варфоломея, св. Афанасия Великого , св. муч. Меркурия, св. Иоанна Постника , патриарха Царьграда, св. Стефана Нового, св. Ипатия, св. Иоанна Предтечи, нога праведной Макрины, нога св. священномученика Киприана, большая часть главы св. муч. Фотия, глава преподобного Иерофея Иверского, глава св. муч. Никиты, чело св. Епифания Кипрского и миро. св. великомученика Димитрия Солунского. Есть также части хламиды, губы и трости, чрез которые поруган был Господь от иудеев. Кроме соборного храма Успения, здесь придельных параклисов восемнадцать: 1) святителя Николая Чудотворца; 2)собор св. Архангелов; 3)св. Предтечи Иоанна; 4) Богородицы Вратарницы; 5) Введения: 6) св. Евстафия; 7) св. первомуч. Стефана; 8) св. Константина и Елены; 9) Преображения Господня; 10) св. Иоанна Богослова; 11) всех Святых; 12) св. великомуч. Георгия; 13) бессребреников Космы и Дамиана; 14) Воздвижения Креста; 15) св. Спиридона; 16) св. Дионисия Ареопагита ; 17) св. муч. Неофита; 18)св. Модеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Нечего с нечистым церемониться, послал его к свиньям, и все. В 1927 году умер бывший настоятель Нового собора, отец Павел Попов, встретивший в 1923 году только что посвященного епископа-обновленца Николая Амасийского словами: «Дверьми ли входишь, владыко?» и переведенный за это в село. Все городское духовенство участвовало в его отпевании. Служба была длинная, отец Василий измучился. — Меня так не хороните, — наказывал он во время поминок. — Меня поскорее отпевайте. — Ишь вы какой, отец Василий, — возразил отец Сергий, стараясь безобидной шуткой развеять обычное на похоронах тяжелое настроение. — И сейчас вы во главе, и тогда хотите распоряжаться. Нет уж, тогда лежите да слушайте, мы вам будем петь! Парадоксов живо обернулся к нему: «А ты что, меня хоронить собрался? — спросил он своим обычным добродушно-грубоватым тоном. — Ишь какой хитрый! Я еще тебя переживу!» Отец Василий не раз отвечал так тому, кто намекал на возможность его близкой смерти, и не раз его предсказания оправдывались. Оправдалось оно и по отношению к отцу Сергию. Парадоксов лет на шесть пережил его. Глава 14. Авилкин дол — Иван Александрович, что вы знаете об Авилкином доле? — Вопрос был задан как раз тому человеку, от которого легче всего можно было получить исчерпывающий ответ. Иван Александрович Вавилов являлся как бы живой летописью города. Он знал биографии чуть ли не всех жителей до их отцов и прадедов и помнил все мало-мальски примечательные события, связанные с городом и его окрестностями. Это и послужило точкой соприкосновения между ним и отцом Сергием, который всегда интересовался прошлым родных мест и часто нуждался в отчетливой характеристике то одного, то другого прихожанина, с которыми ему приходилось иметь дело. Правда, к характеристикам Ивана Александровича отец Сергий относился осторожно, проверяя их по другим источникам, а вначале и его самого немного сторонился — была в нем какая-то легковесность, и настораживало то, что Иван Александрович, один из немногих прихожан Нового собора, был в свое время активным сторонником обновленчества.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери. Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно: накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи; с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели совершается торжественный крестный ход с иконой по территории монастыря. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII веке, а к 1774 году относятся росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Чудотворная икона Богородицы перед иконостасом написана 1785 году. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. Также в приделе Портаитиссы находится чудотворная икона святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года. В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган иудеями Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праведного Лазаря Четверодневного, святых апостолов Петра, Луки и Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, священномученика Василия, епископа Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мучеников Никиты, Фотия и Нестора, святителей Михаила, епископа Синадского, и Афанасия Великого, мучениц Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, преподобных Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

От Ксенофа до Дохиара полчаса ходу, а от Дохиара до Костамонита один час, до Кареи около четырёх часов. Главный храм в Дохиаре в честь св. Архангелов, в котором находится чудотворная икона Божией Матери, так называемой «Скоропослушницы». Кроме части того камня, с которым брошен был мальчик в море, здесь имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия, св. муч.: Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златоуста , св. Нила Мироточивого; препод. Петра Афонского, св. Ахиллия, св. великомученика Пантелеимона, св. Давида Солунского: глава св. Филофея; части, от главы св. Иоанна Предтечи, св. Марии Магдалины, св. Мины Калликелада. св. муч. Марины, св. архидиакона Евпла; часть перста св. Иакова Персянина; кость св. Павла Фивийского; часть кости св. Апостола Андрея; кость св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита ; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийского; кость св. Космы Бессребреника, св. Иоанна Милостивого, Феодора Тирона и другие. Кроме соборного храма св. Архангелов, есть здесь параклисы: 1) Пресвятой Богородицы Скоропослушницы; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) трёх Святителей; 4) св. 40 мучеников; 5) св. бессребреников Космы и Дамиана; 6) св. муч. Никиты; 7) св. Николая Чудотворца; 8) св. Онуфрия. Дохиар основан Евфимием, бывшим келарем, или дохиаром в лавре св. Афанасия, при жизни самого святого. Впоследствии, удалившись из лавры сюда, Евфимий основал здесь обитель. В намять своего лаврского послушания, он назвал ее Дохиарской или Келарской. Вслед за Евфимием прибыль его близкий родственник Николай, вельможа Византийского двора и, облагодетельствовав новую обитель, почил в ней под именем Неофита. Евфимий и Неофит почитаются в числе преподобных Афонских (см. Афонский Патерик). В обители существует чудотворный источник Архангелов, под именем агиасмы. 4. Костамонит (Киновия) От Костамонита до Кареи – три часа ходу, до Зографа – один час. Соборная церковь посвящена в честь св. первомученика Стефана. Кроме части багряницы Христовой, мощи здесь: св. первомученика и архидиакона Стефана – кость от руки; глава священномученика Власия; часть плеча св. царя Константина; св. Трифона рука и другие части св. мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровский монастырь в Воронеже. Воронежский Покровский женский монастырь возник около 1628 г. Он был устроен первоначально в городском остроге, т. е. в той части города, которая была обнесена стеной, на полугоре, ниже Вознесенской церкви и выше Успенского переулка. Здесь он просуществовал 80 лить (1628–1702 г. г.), а затем был пронесен в восточную часть города, между Пустоваловской и Малой Смоленской улицами, где находится и в настоящее время. Храмов в обители четыре: в честь Преображения Господня, во имя печорских угодников, в честь Успения Св. прав. Анны и больничные во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В монастыре особо чтится Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»; пожертвована она патриархом Филаретом Никитичем на благословение обители старинно греческой живописи. Длина образа – один аршин десять вершков, ширина – один аршин шесть вершков. Риза на иконе сребропозлащенная, с эмалевыми украшениями, 84-й пробы, лучшей чеканной работы, весом в тридцать пять фунтов семьдесят пять золотников. Ряза богато украшена драгоценными камнями, пожертвованными в разное время многими благодетелями. Другую святыню обители составляет небольшая гробничка кипарисного дерева, обложенная серебром 84-й пробы, чеканной работы, мерой – в длину – девять с четвертью вершков, в ширину – четыре с половиною вершка, въ высоту, с крышкой – тря и три четверти вершка; весу в серебряном ее окладе – семь фунтов девять золотников; устроена в 1870 году. В гробничку вделана кипарисная доска, в коей вложены: золотой крест с частью Честного Древа Креста Господня и частицы свв. мощей следующих угодников Божиих: 1) Св. Федора Тирона; 2) Свв. бесср. Косьмы и Дамиана; 8) Св. Апостола Луки; 4) Свв. правв. Иоакима и Анны; 5) Прп. мчц. Анастасии; 6) Св. вмчц. Варвары; 7) Св. вмч. Евстафия Плакиды; 8) Прп. Никиты Столпника; 9) Прп. Симеона Столпника; 10) Св. апостола Петра; 11) Прп. Антония Великого ; 12) Прп. Евфросинии игуменьи; 13) Св. вмчц. Екатерины; 14) Св. мчц. Параскевы; 15) Св. бл. Матроны Московской; 16) Мч. Мины; 17) Св. вмч. Георгия Победоносца; 18) Св. Николая Чудотворца; 19) Прп. Александра Свирского ; 20) Смч. Макария Киевского; 21) Св. Василия, епископа Амасийского; 22) Прп. Иоанна Дамаскина ; 23) Смчц. Марина; 24) Прпмч. Евстратия; 25) Св. мч. Андрей Стратилата; 26) Св. архидиакона Стефана; 27) Св. Иоанна Златоуста 28) Св. Григория Богослова ; 29) Свт. Митрофана Воронежского 30) Св. Тихона Задонского ; 31) Смч. Харлампия; 32) Сввт. Гурия и Варсонофия Казанских; 33) Прпмч. Кирика; 34) Прп. Федора Сикеота; 35) Св. прп. кн. Федора Острожского; 36) Св. прп. Игнатия Печерского; 37) Св. равноап. вел. кн. Владимира; 38) Свв. блгвв. к Бориса и Глеба; 39) Св. Федора Стратилата; 40) Свт. Тихона Амафунтского; 41) Св. прав. Артемия Веркольского; 42) Свв. 40 мучеников; 43) Прп. Игнатия; 44) Прпмч. Евфимия Великого; 45) Прпмч. Акакия Синайского; 46) Влмч. Иакова Персиянина и 47) девять частиц неизвестных святых; всех – 55 частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Этот город подведомствен митрополиту Амасийскому, который пребывает здесь постоянно, так как его епархия, Амасия, разрушена и совершенно лишилась христианского населения. Расстояние от города Синопа до Токата составляет пятнадцать переходов. Поэтому те, которые желают проехать в Токат с тяжелой кладью, направляются морем к городу, называемому Энос, по-турецки Уние, отстоящему от него на двести миль и служащему скалой или пристанью для города Кафы; сюда приходят купцы из Молдавии, Валахии, страны казаков, Польши, Диарбекира и др., с красным камышом и сафьяном, из Алеппо с тафтою и индийскою синею тканью и с другими товарами, по причине близости его к Токату; ибо между этими двумя местами всего четыре дня пути. Случилось, что мы потом направились к этой пристани, которая находится в бухте, образуемой морем, вдающимся широким заливом в сушу. В четверток второй недели Рождественского поста нас пригласили в церковь св. Николая, и здесь мы освятили немного елея, в присутствии духовенства и мирян, для одного лица, вознамерившегося совершить паломничество в Иерусалим; ибо у них существует обычай, что когда кто-либо из них намеревается предпринять путешествие, то исповедуется и приглашает епископа и духовенство в церковь , чтобы для него освятили немного елея. Он раздает всем присутствующим восковые свечи, ставит свечи в подсвечники и перед образами, возжигает все лампады в церкви, и пред началом молитв делает ряд метаний архиепископу и присутствующим, прося у них прощения, если с его стороны причинена им какая-либо обида, если он говорил непочтительно с кем-нибудь из духовенства, или если он пренебрег своими обязанностями по отношению к кому-либо из собравшихся. Тогда все они даруют ему прощение, говоря: «Бог да простит тебя!» и после этого он зажигает свои восковые свечи и причащается св. Таин. По окончании молитв он завещает, с клятвами и договорами, все, чем владеет и что ему должны, пред лицом и с засвидетельствования всего собрания. Таким же образом поступал и этот человек в настоящем случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знают святого земляка и в местной школе. Напомним, что первую школу в Барановке основал именно он, и нынешний директор Багай-­Барановской школы­девятилетки Светлана Мантузова - его, можно сказать, прямая наследница. По ее словам, в школе имеется стенд, рассказывающий о новомученике, он подготовлен ребятами старших классов. В день рождения отца Константина проводится беседа о нем. Кстати, из 48 багай-барановских школьников двадцать регулярно посещают воскресную школу. В сентябре 2016 года, когда совершалось празднование Собору Саратовских святых, на многих храмах Саратовской епархии появились мемориальные доски, рассказывающие о тех новомучениках и исповедниках Церкви Русской, которые служили в этих храмах. Чтобы знали и помнили С храмами нынешней Покровской епархии связаны судьбы священномучеников Иоанна Днепровского, Иоанна Заседателева, Николая Амасийского, Петра Кравца, преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), святителя Александра, архиепископа Пугачевского (Трапицына). В 2016 году в Покровской епархии была разработана передвижная экспозиция «Чтобы знали и помнили!», рассказывающая о подвиге русских мучеников ХХ века, раскрывающая трагические страницы истории Русской Православной Церкви. Главная задача авторов этого проекта - собрать воедино интересные факты и документы, рассказывающие о разрушенных храмах, о судьбах епископов, священников и мирян в ту эпоху; создать, таким образом, композицию, которая не оставляла бы людей равнодушными. Эту идею поддержала Саратовская епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия: она поделилась архивными документами, фотографиями, передала представителям Покровской епархии икону Собора Саратовских святых. В формировании экспозиции помогли также Государственный исторический архив немцев Поволжья в Покровске (Энгельсе), краеведческие музеи Маркса и Пугачева, музей истории города Балаково. Торжественное открытие выставки «Чтобы знали и помнили!» прошло 23 сентября в Энгельсском краеведческом музее. Выставку посетили более шестисот учащихся из десяти школ Энгельсского муниципального района. Были организованы экскурсии для воспитанников воскресных школ храмов Покровского благочиния, студентов Энгельсского технологического института и Энгельсского промышленно­экономического техникума, а также колледжа профессиональных технологий и медицинского колледжа г. Покровска (Энгельса).

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

Залевского Николая, диак. Базилевского Николая, Забарного Петра, Гладкова Василия, 15) Магницкого Николая, свящ. Порубина Михаила, Доброва Петра, Трубачева Зосиму, Введенского Николая, 20) Калиновича Александра, Вижевского Дмитрия, Шувалова Павла, Милославского Александра, Щеглова Виктора, 25) Кораблева Константина, свящ. Теологова Василия, свящ. Розова Константина, Одинцова Алексея, свящ. Киселева Пимена, 30) Иванова Павла, свящ. Поликарпова Валентина, Побединского Василия, Ильинского Николая, Садикова Николая, 35) свящ. Майорова Константина, Белтова Николая, свящ. Введенского Димитрия, Иванова Михаила, Уметского Александра, 40) Алентова Николая, Смирнова Василия, Малинкова Ивана, болг. урож., Шамилова Филиппа, Смирнова Михаила, 45) свящ. Стрекалова Николая, иерод. Гавриила (Мануилова), болг. урож., Копылова Евгения, диак. Окунева Петра, свящ. Кораблева Павла, 50) Вишнякова Павла, Лебедева Виктора, Ивановского Николая , Никитского Павла, Розанова Ивана и 55) Воздвиженского Дмитрия. —130— б) В III-й курс – студентов II курса: 1) Соловьева Николая, Лисицкого Николая, Муравьева Сергея, Никольского Николая (Пенз.), 5) Ефремова Ивана, Добросердова Павла Гусева Николая, Виноградова Сергея, Миловидова Алексея, 10) Кулигина Дмитрия, Скворцова Ивана, Четыркина Петра, Чирского Ивана, Андреева Михаила, 15) Мефедова Герасима, Тихонравова Георгия, Забавина Ивана, свящ. Жданова Александра , Разумовского Григория , 20) Волкова Николая, свящ. Никольского Евгения, Ефремова Александра, Кедрова Александра, Авилкина Николая, 25) Воздвиженского Николая, иерод. Николая (Карпова), прот. Мухина Иоанна, Саиегу Онуфрия, Иоакиманского Николая, 30) Золотницкого Аркадия, Недельского Феодосия, Никольского Николая (Яросл.), Сиротинского Алексея, Миловидова Виктора, 35) Пиуновского Ивана, Голубева Леонида, Беляева Сергея, Калиновского Гавриила, Брянцева Алексея, 40) свящ. Орлова Василия, Смирнова Александра , диак. Гусева Петра, Рождественского Александра , Некрасова Платона, 45) Соколова Михаила , Ломакина Николая, Романовского Владимира, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010