Отбыв срок ссылки в 1941 г., проживал в г. Ейске. После занятия Ростова-на-Дону немецкими и румынскими войсками в июле 1942 г. Н. как правящий архиерей Ростовской епархии с разрешения оккупационных властей организовал епархиальное управление. Во время оккупации на территории Ростовской обл., где до войны оставался лишь один действующий храм, было открыто 243 церкви. Н. дважды вызывали в гестапо. Его обвиняли в критических высказываниях в адрес нем. властей, однако никаких карательных мер против него не применялось. Поскольку Ростовская обл. была включена нем. властями в качестве Ростовского генерального округа в состав рейхкомиссариата Украина, Н. в кон. 1942 г. присоединился к автономной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Состоял в переписке с патриархом Румынской Православной Церкви Никодимом . Часть правосл. верующих Ростовской епархии во время оккупации окормлялась румын. военными священниками. Перед освобождением Ростова-на-Дону советскими войсками Н. в февр. 1943 г. был вывезен немцами в Мариуполь. 20 марта того же года патриарший местоблюститель митр. Сергий ( Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) издал послание к правосл. пастве Ростовской епархии, в к-ром осудил организацию во время оккупации в Ростове-на-Дону подконтрольного нем. властям епархиального совета: «В качестве же возглавителя епархии где-то разыскали бывшего ростовского архиепископа Николая Амасийского, еще в 1935 году уволенного нами от управления Ростовской епархии. Жалкий старец едва ли отдавал себе ясный отчет в своих действиях, но тем он и удобнее был для показного возглавления». Подобные действия в послании были названы незаконными, а виновные в них - подлежащими церковному суду. В мае 1943 г. оккупационные власти санкционировали организацию Мариупольской и Приазовской епархии, во главе к-рой был поставлен Н. В мае или июне состоявшийся в Мариуполе под нем. контролем епархиальный съезд духовенства самовольно присвоил Н. титул «митрополит Приазовский». В сент. того же года при дальнейшем отступлении немецко-румын. войск Н. был эвакуирован в Одессу, а затем в Румынию. Проживал в мон-ре Черника близ Бухареста (по др. сведениям, в Яссах). Имеется сообщение о том, что незадолго до кончины Н. перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от " фрязин " - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали " Самарские епархиальные ведомости " в 1911 году, считалась " одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению " . После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси " обновленчества " , активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. Святыни храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02061

И кто сказал, что невозможны такие же просьбы к новомученикам? Ведь Сам Господь пробуждает в людях желание молиться святым и поддерживает в людях добрые намерения, несмотря на какие-то искажения или крайности в характере почитания. Я знаю, что люди молятся на могиле епископа Вениамина (Милова) и говорят, что по его молитвенному предстательству получают от Господа просимое, если, конечно, просят о добром. Он не прославлен пока, но это не значит, что ему нельзя молиться, ведь мы в соборе новомучеников и исповедников почитаем святых явленных и неявленных и знаем, что неявленных гораздо больше. Чтобы сложилась традиция почитания новомучеников, нужно как можно больше рассказывать людям о них. Нужна популяризация их почитания, если мы не побоимся такого слова. В постановлении Архиерейского Собора (февраль 2011 года) говорится: «Для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для почитания в народе святых новомучеников и исповедников». Среди необходимых мер, перечисленных ниже,- строительство храмов и часовен, совершение богослужений в дни почитания новомучеников на местах их последнего служения, посвященные новомученикам общественные мероприятия, изучение их подвига в духовных семинариях, создание документальных фильмов и т.д. Я бы добавил сюда крещение детей. Родителям, желающим окрестить своего сына Николаем в честь архиепископа Мир Ликийских, можно ведь предложить и другого Николая, например, священномученика Николая Амасийского, прославленного в Соборе Саратовских святых. Уж тогда-то родители сделают все, чтобы узнать об этом святом побольше. Ну и, конечно, проповедь. Судьбы новомучеников - тема для проповеди благодатная, материала много, нужно только не лениться и заниматься этим. - А богослужебное почитание? Ведь практически каждый день года - это день памяти новомученика, одного, или нескольких, или многих. Но в храмах мы слышим, как правило, лишь имена древних святых. - Это действительно проблема, и здесь многое зависит от настоятеля. Настоятель может заменять или соединять поминовение древних святых с поминовением мучеников ХХ века. Но для этого должны быть написаны богослужебные тексты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В наш разговор вступает матушка Мария Борисовна: «Мне хотелось рассказать про владыку митрополита Николая (Амасийского). Это был удивительный человек. Он был уже совсем старенький, и последний, кого он рукоположил, был о. Виктор. После этого он вскоре умер. Владыка Николай служил в Ростове. Его арестовали приблизительно в 1938 г. и, обвинив в антисоветской деятельности, приговорили к расстрелу. Его расстреляли, но был кто-то, кто видел, что он расстрелян не до смерти, не убит. После расстрела его зарыли, но затем люди его вытащили, спасли и выходили. У него, после этого, было воспаление тройничного нерва, он страшно страдал от головных болей. Я считаю, что он новомученик Российский, только что его Господь помиловал, что он выжил. Владыка Виссарион не дерзнул рукополагать отца Виктора, считая, что он русский и рукополагать его должен русский архиерей. Он предложил владыке Николаю (Амасийскому) его рукоположить. Вскоре после рукоположения о. Виктора в 1943 г. он уехал в Кишинев, где и умер. Похоронен где-то в Румынии. Владыка Николай (Амасийский) крестил нашу старшую дочь – Лизу. Хотелось, чтобы о нем помнили. Об этом не знает никто, а это очень поучительно». Отец Виктор одобрительно кивает головой и неспешно перечисляет своих детей. «Да, владыка Николай крестил старшую Лизу. Лешу крестил будущий Патриарх Пимен, Магдалину крестил архиепископ Николай (Чуфаровский), а последнего, Васю, крестил владыка Борис (Скворцов), епископ Рязанский. Когда владыка Пимен крестил Лешу, он был игуменом, вот его подарок – икона Спаса Нерукотворного. Вообще, я первый раз встретился с будущим Патриархом Пименом в Ростове, затем в Муроме. Еще помню, у нас в Одессе была Ильинская церковь – Ильинское Афонское подворье, Пантелеимоновское подворье и Андреевское подворье. И вот Ильинское подворье как раз было открыто, и в нем была служба. Помню, была какая-то служба, что все выходили Крестным ходом на площадь и крестили неимоверное количество народа, тысячами крестили. Было тогда очень много желающих креститься. Русские люди все-таки сохраняли веру, а тут вдруг православная вера стала как бы официальной. Румыны, пока управляли, открывали церкви и школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нем, в частности, было сказано: «Обвиняемый поп АМАСИЙСКИЙ, получив предложение со стороны САМУИЛОВА о ведении совместной организованной борьбы против Соввласти, а также зная о контр­революционной деятельности участников контр­революционной группы САМУИЛОВА, ЗАСЕДАТЕЛЕВА и СМИРНОВА и являясь соучастником нелегальных сборищ контр­революционной группы, не поставил об этом в известность соответствующие советские органы, укрыв это от последних в контр­революционных целях». В заключении также было отмечено, что священник Константин Самуилов «склонял на активную борьбу с безбожием обвиняемых попов СМИРНОВА, АМАСИЙСКОГО и других лиц». Дело было направлено на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР . По постановлению ОСО от 17 марта 1935 года священник Николай Амасийский был приговорен к ссылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок со 2 октября 1934 года. Этап и ссылка Новомученик был сослан на Мойский рудник, рядом с селом Семиярка (бывшая станица Семиярская), в поселок Мойка (Майское) Бескарагайского района Восточно­Казахстанской области (ныне пос. Майское Майского района Павлодарской области Республики Казахстан). Матушка Ольга вместе с младшим сыном Александром поехала вслед за мужем в далекое Прииртышье. На этапе в Казахстан Господь явно показал Свой Промысел в жизни мученика. По воспоминаниям матушки Ольги, еще во время служения отца Николая в Пугачеве в их дом «постучался мужичонка. Было ему сильно плохо - то ли с голода, то ли от извечной российской болезни. Попросил у батюшки денег. Жили тогда все уже бедно очень. Ну, отец Николай открыл буфет, достал последнюю денежку да и отдал ему. Уж не знаю, сколько там было и какие деньги тогда были - копейки или еще что. А только потом ему эта денежка вот как вернулась. Его уже осудили и по этапу везли. Было холодно. Подходит конвоир: " Ты меня узнаешь? Нет? А я тебя узнал, отец, ты мне денежку дал, когда я чуть не умер " , - и укрыл его тулупчиком». На Мойском руднике добывалась огнеупорная глина, из которой изготавливались шамотный кирпич и формы для разлива стали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В правом приделе Троицкого собора находилась чтимая Черниговская икона Божией Матери - маленький «снимок» с чудотворного образа из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По преданию, эту икону подарил супруге благотворителя обители купчихе М. П. Киселёвой (1844-1885) иером. прп. Варнава (Меркулов) На иконе имелась серебряная пластина с памятной надписью о чудесном событии в жизни купчихи: в ночь на 30 июня 1882 г. по молитвам перед этим образом Киселёва выжила во время крушения поезда Москва-Крым. В том же году Киселёва украсила икону сребропозлащенной ризой с эмалью в венце. В Троицком соборе «в особом столике, устроенном в форме аналогия» под стеклом хранилось 3 серебряных позолоченных креста с частицами мощей. В 1872 г. В. Головина пожертвовала общине крест, на оборотной стороне которого имелась надпись с перечислением вложенных святынь - частиц Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы и пояса Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Матфея, Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Никифора К-польского, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, сщмч. Василия Амасийского, мучеников Андрея Стратилата и Агафоника, преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Макария Калязинского. В др. кресте имелись частицы мощей святителей Варсонофия и Гурия Казанских, преподобных Анастасия Диакона и Никодима Просфорника. В 1888 г. старец московского Златоустовского монастыря иеросхим. Иоанн пожертвовал в К. м. серебряный позолоченный крест на стальной цепочке с частицами мощей ап. Андрея, митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), кн. Михаила Черниговского, прп. Ефрема Новоторжского и др. В том же столике под стеклом хранился и серебряный складень (1732) с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с частицами Ее ризы, мощей преподобных Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Илии Муромца и Иоанна Многострадального. У трапезной Троицкого собора находилась могила почитаемого сестрами духовника старца иеросхим. Иоанна. Рядом с Магдалининским приделом собора в особой усыпальнице была погребена купчиха Киселёва. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1319830.html

После освобождения в кон. июня 1925 г. Д. вновь был назначен на Челябинскую кафедру. По поручению Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) выезжал в г. Троицк Оренбургской губ. для исправления ошибок своего викария, Троицкого еп. Николая (Амасийского) , высказывавшегося за примирение с обновленцами и участие в их «поместном» соборе. Д. смог удержать духовенство и мирян от обольщения, разъяснив недопустимость участия в раскольничьих собраниях. В нач. 1926 г. Д. для выяснения положения церковных дел после ареста митр. Петра выехал в Н. Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Присутствовал при встрече 23 янв. Заместителя Местоблюстителя с Переяславским еп. сщмч. Дамианом (Воскресенским) , членом образованного инициаторами григорианского раскола Временного высшего церковного совета (ВВЦС). В ходе этой встречи митр. Сергий обосновал свои канонические права на предстоятельство в Русской Церкви. Вскоре Д. был назначен на Оренбургскую кафедру с возведением в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. 2 апр. 1926 г. в числе 26 архипастырей подписал «Суждение» с порицанием раздорнических действий членов ВВЦС и поддержкой канонических мер прещения, принятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В Оренбурге Д. организовал епархиальное управление, не зарегистрированное властями. В окт. 1926 г. выехал из Оренбурга, не складывая с себя управления епархией. Находясь в Н. Новгороде у митр. Сергия, принял участие в попытке выборов Патриарха путем опроса архиереев. Одним из первых подписал обращение об избрании Патриархом Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова), при этом высказался за возможность и иных кандидатур. В нояб. 1926 г. назначен временным управляющим Ташкентской и Туркестанской епархией (по др. данным, был выслан в Ташкент властями), где в то время возникло разделение между сторонниками викарного Семиреченского еп. Сергия (Лаврова) , которого подозревали в обновленчестве, и вернувшегося из ссылки Ташкентского еп. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Д. не удалось прекратить разделение, т. к. он не был принят общинами, признававшими еп. Луку. После полугодового пребывания в Ташкенте Д. вернулся в Оренбург.

http://pravenc.ru/text/178402.html

На западной стороне южного столба икона: св. Василия Амасийского, муч. Ореста, Великомученика Никиты, Меркурия, препод. Иоанна Великого, Апостола Матфея с мощами сих святых (не достает мощей св. Василия Амасийского), положенными в круглых, вызолоченных ковчежцах, на кипарисной доске 7 ¾ и 6 ¾ вершков, живописной работы. Риза и венцы серебреные вызолоченные, 84 пробы (126 ¼ золотн.). Среди храма архиерейский амвон о двух ступенях, покрытый красным сукном. На нем архиерейская кафедра. Внешний вид в соборе великолепен. Собор очень высок, просторен и светел. Внутренний купол и верхния части стен храма украшены стенным писанием. В куполе: Господь Саваоф, окруженный архангелами. Купол этот и уборка всех сводов поновлены уже при настоящей игумении Анфии, лет 10 тому назад. Ниже купола под карнизом в простенках Евангелисты. На правой стороне выше карниза большая картина – вход в Иерусалим, на левой Несение Ковчега Завета 17 , а на западной стороне – Царство Славы. Здесь – вверху Святая Троица, по сторонам Иоанн Предтеча и Божия Матерь и – внизу лик всех святых. На потолках Скрижали закона, Евангелие, Чаша и Херувимы. Когда и кем сделано указанное стенное писание в холодном храме – не известно. Но в последнее время, на счет Казанского купца Ивана Александровича Прибыткова, в некоторых местах храма довольно ясными красками написаны: выше иконостаса св. благоверного князя Александра Невского – Воскресение Христово, выше иконостаса предполагавшегося придела во имя Успения Богородицы – Преображение; на правой стороне со входа в западные двери – Успение Божией Матери, в на левой – явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому 18 . Близ того места, на котором была обретена чудотворная икона Казанской Божией Матери, находилась церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Это мы узнаем из «Сказания о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани». Здесь говорится, что когда была обретена икона, то «после архиепископ святую икону с прочими святыми иконами и честными кресты нести в близ сущую ту церковь св. Николая, иже зовется Тульский» 19 . Так как икона Казанская Божией Матери обретена в 1579 году, следовательно спустя только 27 лет после завоевания Казани, то надобно принять за достоверное, что церковь св. Николая Тульского построена тотчас, или вскоре по взятии Казани. Мы не смеем, говорит о. Заринский, возводить ея начало ко временам более древним, потому что история ничего не говорит нам о существовании христанских церквей в Казани до покорения этого города русскими, и самое предположение об этом представляется несовместным с варварским изуверством и нетерпимостью исламизма. Предание гласит, продолжает он, что на том месте, где основана была церковь святителя Николая, или близ нее, прежде было подворье, на котором останавливались приезжавшие в Казань тульские гости, и что они именно и построили эту церковь, получившую оттого в народе название Николая Тульского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Тогда избрали священника ближнего села Давыдовка, отца Николая Амасийского, чуть ли не единственного вдовца среди присутствовавшего духовенства (кроме старика Парадоксова и единоверца Заседателева). Только самому Амасийскому известно, как он «ошибся» в Москве и вместо митрополита Тихона попал к митрополиту Антонину, главе «Союза Возрождения». Известно-то только ему, однако темные слухи об этом достигли Пугачева еще до его возвращения. Встречая Амасийского по приезде в город, настоятель пугачевского кафедрального собора (Нового), отец Павел Попов, в «приветственной» речи задал ему вопрос: «Дверьми ли входишь, владыко?» Из ответа новопосвященного епископа можно было понять, что он очень обижен этим вопросом. Разумеется, после такой встречи Попову не пришлось служить в Пугачеве, но и епископ Николай очень недолго удержался в Новом соборе, он укрепился в Старом, где настоятелем был давно известный как либерал протоиерей Парадоксов, а на второй штат Амасийский перевел из села своего сына, тоже Николая. Если епископ Николай хотел прикрыться авторитетом отца Василия Парадоксова, то он глубоко ошибся. Получилось наоборот, что и этот авторитет сильно пошатнулся, особенно среди прихожан Нового собора. Многие из них долгие годы не могли простить Парадоксову его уклонения от Православия. Рассказывали, что отец Василий выступил на общегородском собрании верующих с защитой обновленчества, причем употребил выражение: «У Старой Церкви имеются наросты…» В ответ на это послышалась реплика: «Это у тебя у самого наросты» — намек на большую шишку на плешивой голове оратора. На освободившееся место настоятеля Нового собора вскоре был назначен протоиерей Александр Моченев. Но пока об этом хлопотали, о пустующем месте узнал Варин и решил сам занять его. Самое видное (хотя далеко не самое богатое) место в уезде привлекало его и лично, и как уполномоченного ВЦУ, чтобы не выпустить его из сферы влияния обновленцев. Вот тут-то и произошло столкновение, в котором, в отличие от Самары, принимали участие не только женщины, а и мужчины, попечители. «Штурм» был отбит, сломать замка не дали, но Варин подал в суд на весь церковный совет. Среди его членов был известный тогда в Пугачеве адвокат Земцов,

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Устройство придела в трапезной, а не на одной линии с главным храмом, как в XVI - первой половине XVII века, позволяло сделать автономным богослужебное пространство каждой церкви, " настоящей " и " придельной " . Сдвиг придела к западу открывал все входы в наос главного храма в соответствии с требованиями храмозданных грамот. Вероятно, как и другие храмы XVII века, построенные в слободах, церковь Святителя Николая имела бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Скорее всего, он был увенчан пятиглавием. Центральный барабан был световым, а боковые глухими. Придельный храм преподобного Сергия завершался одной главой. В качестве сохранившихся аналогий можно привести церковь Симеона Столпника на Поварской. По своим размерам храм конца XVII столетия несколько уступал ныне существующему. Бытует устойчивое мнение о том, что колокольня храма не была полностью перестроена в середине XIX века. В метрике церкви, составленной в 1887 году, об этом сказано так: " колокольня построена в 1681 году, пирамидальная из кирпича, а в 1847 году наложен новый этаж, не утративший старой формы " . Если это так, то длина существующей трапезной примерно равна длине трапезной конца XVII века, так как при перестройке храма она вместе с колокольней была сохранена. Из книги: А. Л. Баталов, Л. Р. Вайнтрауб. " Церковь Святителя Николая в Кузнецах. История храма и его прихода " . Том 1. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009 Комментарии и обсуждение Хоть престол св. Василия Амасийского был то ли в 1847, то ли в 1849 г. переосвящен, но кузнецкие прихожане продолжали чтить его память и через 90 с лишним лет были вознаграждены. Вот описание того памятного случая: " Множество народа переполнило храм и двор храма. По окончании литургии, когда на середину храма встали с иконами, приготовившись итти с крестным ходом, на амвон вышел настоятель и поздравил молящихмя с радостным окончанием войны. Затем он напомнил о тех, кто ценою своей жизни привели к победе./.../Безудержные рыдания всего храма заглушили голос священника.../.../Крестный ход двинулся из храма во двор и три раза обошел вокруг храма, из окон которого доносился пасхальный перезвон...

http://sobory.ru/article/?object=02235

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010