2. Крест чеканный, сребро-позлащенный 7 вершков. В нем мощи святых: архидиакона Стефана, Великомучеников: Георгия и Димитрия Солунского, Пантелеймона; св. мучеников: Феодора Стратилата, Ермолая Меркурия, Ореста, Наталии; священномуч. Василия Амасийского, Великомученицы – Феклы, преподобного Кирила, св. Митрополита Филиппа, княз. Георгия Владимирского, князя Андрея Боголюбского, князя Николая Муромского, Преподобного Макария Желтоводского. 3. Крест с ручкою серебренный, гладкий. В нем части св. мощей: преподобных, – Исаакия чудотворца, Феофана Постника, Онисефора – Исповедника, Алипия иконописца. 4. Крест сребро-позлащенный с ручкою. В нем части св. мощей: преподобных – Антония Печерского, Дамиана Целебника, Агапита врача и Исаакия затворника. 5. Крест малый серебрянный с ручкою; верхняя сторона, вызолочена. В нем части св. мощей: Архидиакона Стефана, Иоанна Златоустог о, свящ-муч. Василия Парийского, мучеников: Феодора Стратилата, Геория Меркурия и Ореста. 6. Крест сребро-позлащенный малый. В нем части святых мощей: мучеников – Карика и Иулитты, препод. Печерских: Василия, Феодора и Марка Гробокопателя, князей Петра и Февронии Муромских; великомученицы Варвары – часть от срачицы. 7. Образ святых числом 16, в серебряной ризе. В средине вложен сребро-позлащенный крест. В нем части св. мощей: Игнатия Богоносца , Григория Богослова , Иоанна златоустог о, св. вел. Феодора Тирона и Пантелеймона, преподобномученицы Домники; муч. Ирины, Дамиана, св. Николая чудотворца, царя Константина, Московских митрополитов: Петра, Алексия, Никиты архиеп. Новгородского. Аврамия Затворника, Петра, Иоанна Ростовского чудотворца; часть дуба Маврийского, часть клобука преподобного Сергия Радонежского. 8. Замечательный образ Рождества Богородицы, в кивоте за стеклом: лица и ручки у Божией Матери и предстоящих – живописные, а одежды из разноцветной золотой й серебряной фольги; над группою священных изображений устроен фольговый балдахин, поддерживаемый фольговыми колонками, по две на стороне; между колонок устроена фольговая тумбочка, на которой поставлен маленький решетчатый серебряный ковчежец с частями св. мощей: Иоанна Златоустог о, великомучеников: Димитрия Солунского, Пантелеймона, Георгия, Феодора Стратилата и Мардария. – Образ сей устроен, в 1793 году, послушницами Арзамасской Алексеевской общины, основанной первоначальником Санаксарким о. Феодором Ушаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Июле: 9-го – св. Феодора, епископа Едесского, «от Василия епископа Амасийского писанное в великой Минеи Четье положенное, зде же сокращение собранное»; в ВЧМ (июль, л. 89 и далее) большое житие, Святитель свободно изложил его и сделал значительные выпуски. В Августе: 16-го – повествование о нерукотворенном образе Спасителя и о перенесении его из Едессы в Царьград, «от Евсевия 13), от Евагрия (IV, 26), от Георгия Кедрена в Синопсисе, от Никифора Каллиста (II, 7 и XVII, 16)», но все эти истории только свидетели и Повесть представляет близкую, иногда даже буквальную передачу сказания, составленного Константином Порфирогенетом и находящегося в ВЧМ (август, л. 219 и далее). К третьей группе житий, заимствованных из великих Четиих-Миней митроп. Макария, но в Четиих-Минеях Святителя не имеющих никаких указаний на источники, принадлежат: В Октябре: 28-го – житие св. великомученицы Параскевы, ср. ВЧМ (октябрь, вып. III, стб. 1972–1979), Святитель содержание находящегося там «жития» несколько изменил, следуя Прологу 293 . В Ноябре: 6-го – преп. Варлаама Хутынского, житие преподобного взято из Пролога, а из ВЧМ – чудеса, которые там находятся после полного Пахомиева жития (см. ноябрь, вып. I, стб. 198–215) В Феврале: 5-го – св.м. Феодулии, в Прологе, «Акты св. и февр. I, 656», но рассказ Святителя ближе к «мучению» св. Феодулии, находящемуся в ВЧМ (февраль, л. 43 и 72). В Марте: 2-го – св.м. Феодота Киринейского, по «мучению» в ВЧМ (март, л. 19-й); 3-го – свв.мм. Евтропия, Клеоника и Василиска по «мучению» в ВЧМ (март, л. 25 об.-ЗО) 294 . В Мае: 9-го – сказание о перенесении мощей св. Николая чудотворца, в Прологе и первом месяцеслове ссылки на Сурия (III, 172) и следующая заметка: «апреля в 4 день чудо св. Николая, в житии Иосифа песнописца зде воспомянути бы добре», однако сказание и по содержанию и по изложению весьма близко к повести в ВЧМ (май, л. 407 об.–408) и мы полагаем, что из этих Миней оно и заимствовано 295 . В Июне: 4-го – св. Митрофана, патриарха Цареградского, во втором месяцеслове: «нет нигде о нем ничего опричь Пролога», но в сказании печатного Пролога многих, сообщаемых Святителем фактов нет и, по нашему мнению, он составил житие по второму Проложному синаксарю из ВЧМ (июнь, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

27 . Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня; прп. Стефана Печерского, еп. Владимирского. 28 . Свв. апп. (от 70-ти): Иасона, Сосипатра и проч. с ними, мчч.: Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Керкиры девицы, Дады, Максима, Квинтилиана, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия; свт. Кирилла, еп. Туровского. 29 . Св. 9 мчч., иже в Кизице: Феогния, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна. Феодота, Фавмасия и Филимона; прп. Мемнона чудотворца, мчч.: Диодора и Родопиана диакона. 30 . Ап. Иакова (Зеведеева); свт. Доната еписк., мч. Максима; обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского и свт. Никиты, еп. Новгородского. Май 1 . Прор. Иеремии, прп. Пафнутия Боровского, мч. Ваты; сщмч. Макария, митр. Киевского. 2 . Свт. Афанасия Великого , патр. Александрийского; перенесение мощей блгв. кнн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, мчч.: Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула. Относительно мчч. Еспера и Зои раскольники говорят, что они не причащались св. Тайн, однако спаслись. Но откуда они знают, что эти мученики не причащались? Правда, в житии их: об этом не говорится, но потому, как говорит св. Иосиф Волоцкий , что нет нужды писать о том, «еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайн» (Слово II о иноч. жит. 494–495 стр. Казань, 1857 г.). 3 . Свв. мчч.: Тимофея и Мавры; успение прп. Феодосия игум. Печерского; прп. Петра чудотв., еп. Аргосского; празднование иконе Пресв. Богородицы Киевопечерской. 4 . Прмц. Пелагеи, сщмчч.: Сильвана, еп. Газского, Алвиана, еп. Анейского и Еразма, еп. Формийского. 5 . Вкмц. Ирины. 6 . Прав. Иова многострадального; мчч.: Варвара воина и с ним Вакха, Каллимаха и Дионисия; мч. Варвара, бывшего разбойника. День рождения Государя Императора Николая Александровича. 7 . Воспоминание явившегося на небе знамения честного креста во граде Иерусалиме. Мч. Акакия сотника. В 351 г., в царствование имп. Констанция, в св. 50-цу, около 3 часа дня, над горой Голгофой явилось на небе знамение креста Господня, блистанием своим превосходившее сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.) «и согласоваше крестная широта доброте своей». Значит, заметим к сведению раскольничествующих братий, – крест был четвероконечный, с равными сторонами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

—284— материала автор изучил всю, заслуживающую внимания, русскую литературу по этому вопросу, о чём свидетельствует её длинный перечень (XII–XXX), помещённый в конце его сочинения. Автор, наконец, обнаружил знакомство как с общими источниками византийского и русского церковного и гражданского права, так и с относящимися к его вопросу творениями и беседами отцов Церкви (Амвросия Мед., Астерия Амасийского , Григория Нисского , Василия Вел. и Григория Богослова ). – Язык сочинения ясный и правильный. Сочинение читается с удовольствием. Степени кандидата богословия автор заслуживает вполне“. 26) О сочинении студента Левкоева Николая на тему: „Вопрос о переутомлении учащихся“. а) Инспектора Академии, и. д. ординарного, заслуженного профессора А.П. Шостьина: „После небольшого предисловия (стр. 1–7), в котором автор говорит о важности избранного им вопроса и о громадном количестве литературы по нему, причём откровенно признается, что „с иностранной литературой в подлиннике“ он не ознакомился, далее следует „краткая история возникновения и развития вопроса о переутомлении“, начиная с 40-х годов минувшего столетия (стр. 8–31), и затем во 2-й главе устанавливается точный смысл самого термина „переутомление“ в его отличии от скуки и нормальной усталости (стр. 31–99). В 3-й главе (стр. 100–297) довольно подробно выясняются „причины, вызывающие переутомление“, кроющиеся в условиях современной жизни, семейной и школьной, а в главе 4-й (стр. 298–385) обсуждаются „следствия переутомления“, – те болезненные явления, которые обычно считаются естественным следствием школьного переутомления: сколиоз, близорукость, неврастения, малокровие и т. п., причём приводятся наблюдения и статистические данные школьных и военных врачей. Не довольствуясь этими наблюдениями врачей, автор в 5-ой главе (стр. 385–476) излагает „экспериментальные исследования процесса переутомления“, производившиеся психологами и педагогами. Эти последние исследования, не смотря —285— на их многие недостатки, важны в том отношении, что не только констатируют с несомненностью факт школьного переутомления, но и показывает наглядно, до какого предела повышается качество учебной работы и с какого начинается упадок её. Наконец, в кратком заключении (стр. 476–498) делается сводка, результатов всего предыдущего исследования и предлагаются меры для борьбы с все возрастающим переутомлением учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

346 Сборник служб святых Русских 1698 г. Служба св. Стефану, писанная Пахомием, по благословению владыки Филофея (1472–1501 г.) помещена и в печ. минее, только без акростиха. – Последний у Востокова в Музее стр. 595. 348 Песни литургии с прибавлением заупокойных Евангелия и Апостола – в 3 т. записок Лепехина. Другой список литургии – в Библ. Общ. Ист. 99. 349 В Фризовой летописи гор. Устюга сказано: „по закрытии Устьвымской кафедры большая часть книг и церковных утварей отправлена в Москву. Остатки же как книг, так древних Зырянских идолов и других примечательных редкостей увезены в 1779 г. генерал-губернатором Мельгуновым“. Северн. Архив 1822 г. 2. 327. Где последние? В описи Хутыня монаст. 1642 г. „Книга сборник, в полдесть, Стефана Пермского“ (Зап. Археол. Общ. IX, 520). Теми же словами эта книга означена и в описи 1653 г. (Ундольского опись книгам, стр. 32). – Что это такое? Епифаниево житие св. Стефана? Или какое-либо Стефаново собрание сочинений? 351 Посох с изображениями и с описанием жизни святителя – в Пермском кафедральном соборе. Обкладка с надписями устроена без сомнения после св. Стефана, потому что последняя надпись говорит: „они невернии взрадовася о смерти“. Но сам посох – собственность святителя. 353 Икона Спасителя чудотворная в Иртовской церкви, в 7 вер. от Яренска. Икона свят. Николая, также чудотворная, – в Чердынском соборе. Пермск. ведом. 1347 г. 14. 357 Гильфердинг (в. Зап. Геогр. Общ. XIII, 161) полагает, что преп. Иоанникий жил при деспоте Юрии Бранковиче 1427–1456 г. Но это – ошибка, которая допущена и в сербляке. По месяцеслову 1329 г. видно, что преподобный почил прежде 1320 г. Путешественник и сербляк введены в ошибку известием о том, что св. Иоанникием исцелена была дочь Бранковича (Ibid., стр. 289. 290). Это исцеление – дело загробной деятельности святого. 358 Сербляк, 1861 г. л. 50–51. Здесь память преп. Иоанникия – 2 дек. Это – конечно день открытия мощей его. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А на встрече быти крестом и образом: Крест большой с древом животворящим, Образы: Пресвятыя Богородица Казанския, письмо Петра чудотворца; Иоанна Предтечи из Ивановского монастыря, Петра митрополита, Алексея митрополита, Алексея человека Божия, Сергия чудотворца, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитам: Питириму новгородскому, Ионе ростовскому, Паисию газскому, Илариону, архиепископу рязанскому, Лазарю Барановичу, епископу черниговскому, архимаритом: Троецкому, Чудовскому, Спаскому, Юрьевскому, Симоновскому, Савинскому, Горитцкому, игумном: Знаменскому, Пафнотьевскому, Никольскому, протопопу соборному, 20 человеком священником избранным, 8 человеком дьяконом. На Лобном месте: Крест большой с звездами; образы: Пресвятыя Богородицы Лахернския, Пресвятыя Богородицы запрестольной, Николая чудотворца, Ионы митрополита, Савы чудотворца, Василия блаженного, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитом: Лаврентию казанскому, Феодосию сербскому, Филарету, архиепископу вятцкому, архимаритом: Андроньевскому, Петровскому, Казанскому, Хутынскому, Богоявленскому, Иосиповскому; игумном: Златоустовскому, Даниловскому; протопопу архангельскому. Крестом и образом быть в ходу: Из собору от Благовещения: 2 креста запрестольные хрустальные, или хрустальной да костяной. Образы: Всемилостивого Спаса местной, Пресвятыя Богородицы из киота большой, Пресвятыя ж Богородицы Барловской с налоя. Из собору от Архангела: Пресвятыя Богородицы, ц... Федоровской, а другого образа Богородична ж посмотрить, собор архистратига Михаила. Из Успенского собору: Пресвятыя Богородицы запрестольной. Евангелие и крест приискать. Образцы ж меньшие: Пресвятыя Богородицы Знамение, пророка Илии, Богоотец Иоакима и Анны, Никиты великомученика, Феодора Стратилата. Леонтия ростовского, Кирила белоозерского, Екатерины мученицы, Александра свирского , Парасковии мученицы. А на встрече за образы быть митрополитом: Павлу Крутицкому, Григорию никейскому, Козме амасийскому, архиепископом: Симону вологодскому, Иоасафу тверскому, Арсению псковскому; епископом: Мефодию Мстиславскому; Иоакиму сербскому; архимаритом: Владимирскому, Ипатцкому, Кириловскому. Да к тому 11-ти человеком в шапках, да игумном и протопопом всем, кроме тех, которые писаны выше сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

в 1310 г.), 9 мая о Николае новом, 20 мая о Никите, Иоанне и Иосифе, ктиторах царского монастыря в Хиосе ( 1150 года) и о перенесении мощей св. Николая в Бар-град, 22 мая о царе болгарском Иоанне Владимире IX века, о Виссарионе, архиепископе ларисском, жившем в половине XVI в. (1550 г.). Внесены им в синаксарист имена святых греческой церкви позднейшего времени до начала настоящего столетия. Сии памяти внесены и в греч. минеи 1843 г. конст. издания. Так как некоторые святые в разных синаксарях ставятся в разные дни и нередко повторяются, то Никодим старается указать в таком случае святому определенный день и уже избегает повторения памятей в тексте; в некоторых синаксарях об одном и том же святом встречаются в разные дни два и даже три различные сказания; Никодим избирает одно сказание, более совершенное. Исправление синаксаря Никодимом в отношении к тексту простиралось более на те места, где встречалась или прямо бросалась в глаза явная несообразность или погрешность, вопреки Св. Писанию и истории; например, по древним синаксарям Иеремия, по смешению, вероятно, с Иезекиилем, будто бы отправился с народом Божиим в Вавилон, а по слову Божию он отправился в Египет. Никодим по местам исправляет хронологические погрешности, ошибки в названиях святых и т. п. В стишных синаксарях внесены многие святые, особенно преподобные, патриархи, без всяких исторических известий; Никодим старается в подстрочных примечаниях точнее определить, какого святого должно разуметь под известным именем, приводя сведения из патериков, Луга духовного, Лавсаика, из церковной истории и т. п. В тех же примечаниях выписывает заглавия муч. актов и житий святых, находящихся в афонских монастырях; из них, впрочем, немногие не отмечены у Фабриция 388 . В самом тексте иногда вставляет объяснения местностей, приводя новые названия, какие оне получили уже после составления древних синаксарей, причем пользовался лексиконом Кодранта, так в житии Василия Амасийского говорит, что Амасия лежит между Византиею и Трапезундом, ныне этот город Османы называют Амнаса ( Αμvασ), как говорит об этом Кодрант в своем лексиконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В средневизантийскую эпоху этот жанр мало востребован, но начиная с XIII в. византийцы вновь многократно прибегают к нему, восхваляя Никею, Константинополь, Трапезунд или даже Венецию 189 . Описание города включало в себя, как правило, характеристику окружающего ландшафта, описание городских укреплений, «экскурсию» по городу с «осмотром» зданий, дворцов, храмов, школ и т. д. 1. Описания архитектурных сооружений. Экфрасисы зданий активно сочинялись на протяжении всего византийского тысячелетия. Описывались чаще всего церкви (об экфрасисе церкви будет подробно рассказано ниже), но также и памятники светской архитектуры: например, Прокопий Кесарийский в трактате «О постройках» описывает Халку (одну из дворцовых построек) и бани Аркадия в Константинополе (1, 10, 11–12; 1, 11, 1–9); Продолжатель Феофана уделяет внимание различным постройкам императоров Феофила и Василия I 190 ; Лев Хиросфакт слагает стихотворный экфрасис бань, возведенных Львом VI Философом в предместье столицы 191 . Создаются описания не только реальных, но и воображаемых построек (например, дворца Дигениса Акрита 192 ), которые также значимы как исторический источник. 2. Описания памятников изобразительного искусства. Описываются различные образцы как светского, так и церковного искусства: статуи, настенные росписи и мозаики (как в храмах, так и во дворцах и других зданиях), иконы. Можно перечислить некоторые наиболее значимые тексты: описание картин, изображающих мучения св. Евфимии, Астерия Амасийского (первый, насколько нам известно, экфрасис произведений христианского искусства) 193 ; описание мозаичного цикла с охотничьими сценами Прокопия Газского 194 ; стихотворный экфрасис статуй, стоявших в столичных банях Зевксиппа, Христодора Коптского 195 ; описание мозаик, украшавших храм Свв. Апостолов, Николая Месарита 196 ; описание константинопольских статуй, уничтоженных крестоносцами, в заключительной части «Летописной повести» Никиты Хониата 197 . 3. Описания ландшафтов. Locus amoenus – одна из излюбленных тем для риторического описания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ветви креста из Никольского монастыря, как и его византийских прототипов, заканчиваются дисками, связанными с концами перемычками, выходящими из середины выемок концов. Из глубокой древности идет и традиция обнизывать крест по периметру бусинами и жемчугом (в некоторых случаях обнизь заменялась чеканным узором из выпуклых бляшек), украшать кастами с драгоценными и полудрагоценными камнями и снабжать его крючками и кольцами для удобства ношения во время крестных ходов. В средокрестии изображены «Распятие» (с лицевой стороны) и «Воскресение» (с оборотной) как ведущие сюжеты литургического действа. Но на этом сходство заканчивается. В XI–XII веках концы византийских запрестольных крестов обычно украшали чеканные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Святых Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата и Николая Мирликийского. В случае с Переславским крестом мы имеем дело с более сложной декорацией, включающей в себя дробницы с мощами святых Ростовской митрополии, большинство из которых удостоились канонизации только на Макарьевских соборах середины XVIbeka 404 . На почетных местах на верхней ветви с двух сторон расположены мощевики святых Василия Амасийского и Василия Анкирского, получивших известность как ревнители чистоты христианства и борцы с ересью. Такая программа декорации, несомненно, была обусловлена какими-то особыми обстоятельствами, сопровождавшими историю изготовления данного памятника. В древности победные выносные кресты должны были убеждать новообращенных язычников и еретиков в торжестве истинного христианства и играли важную роль в религиозных процессиях и действах как на Православном Востоке, так и на Католическом Западе. Неслучайно, такой тип креста был распространен на Руси в первые века ее христианизации 405 . Интерес к форме большого запрестольного креста, вероятно, возродился на русской почве в середине XVII века. Н. Ф. Каптерев связывал его с деятельностью патриарха Никона . В 1656 году для только что построенного Кийского Крестного монастыря Никон заказал точную копию Креста Господня, для чего даже посылал в Иерусалим иеромонаха. На кресте были устроены мощевики с тремя сотнями частиц различных святынь. По мысли Никона, поклонение новому кресту должно было заменить путешествие в Святую землю: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою того святого Животворящего Креста благодать дается, якоже путешествующим в святые палестинские места» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Во 2-й пол. XVI в. попытки сепаратных действий наблюдались в Кахети, о чем свидетельствуют клятвы верности, данные митрополитами Алавердской кафедры католикосам-патриархам: Филиппом - католикосу-патриарху Доментию I (ПГП. Т. 3. С. 343), Гавриилом - католикосу-патриарху Николаю VII ( Бараташвили; 1561-1584) (Там же. С. 351), Николаем - католикосу Иоанну Х (Диасамидзе) (Там же. С. 621). В период монг. владычества Церковь потеряла мн. владения, но, несмотря на это, груз. цари продолжали жертвовать крупные средства и земли Мцхетскому престолу - «Апостольскому престолу Светицховели» ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 242, 244, 245, 258, 285). Активную деятельность по укреплению экономического положения Мцхетского престола в 1-й пол. XVI в. вели католикосы-патриархи Дорофей II, Василий VI, Малахия, Доментий I. Во время Патриаршества Дорофея II цари Константин II, Давид Х и Александр I возобновили прежние дарственные грамоты Церкви, пожертвовали новые земли и крестьян. В период Патриаршества Василия VI царь Давид Х и его братья царевичи Георгий и Баграт выдали Мцхетскому престолу грамоту (1526), к-рая гарантировала иммунитет Церкви и «все права, какие были от предков» (Там же. С. 368). В 1555 г. почти 40-летняя война между Персией и Османской империей завершилась подписанием Амасийского мира, по к-рому Картли, Кахети и вост. часть Самцхе достались Персии, а зап. часть Самцхе - Турции. Грузия не признала условий договора и продолжала борьбу против агрессоров. Картлийский царь Симон I хорошо понимал роль и значение Церкви в деле объединения всех груз. сил в борьбе против персид. и тур. агрессоров и активно поддерживал политику Мцхетских католикосов, направленную на борьбу с проявлениями церковного сепаратизма. В этом отношении особо следует подчеркнуть деятельность патриархов Доментия I и Николая VII. Важную роль в деле расширения владений Мцхетской Патриархии в Кахети сыграл католикос-патриарх свт. Николай VIII (Багратиони) , известный красноречием и образованностью. В одной грамоте он сравнивается со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим (Католикосы-патриархи Грузии. С. 100). Известно, что он вел переписку с патриархом Московским и всея Руси свт. Иовом († 1607).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010