А.В. Бугаевский «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии Источник Житие святителя Николая, архиепископа мирликийского в новом изложении. Авторы текста жития и примечаний А.В. Бугаевский и архим. Владимир (Зорин) Содержание Агиография. А.В. Бугаевский. Новый опыт составления жития святителя Николая. Введение. Постановка проблемы Проблема удаления из жития свт. Николая Мирликийского деяний и сведений, относящихся к жизнеописанию архиеп. Николая Пинарского О дополнениях к тексту жития свт. Николая Сопровождение текста ссылками и комментариями для обоснования достоверности сведений, изложенных в житии святителя Южноитальянское житие святителя николая Из cod. Sin. Gr. 522 (bhg 1351s). Введение, публикация, перевод и примечания А.Ю. Виноградова, Москва. Введение S – cod. Sin. gr. 522, а. 1241 – 1242, ff. 215 – 219 v. Το θαυματουργο Νικολου Μυρων τν θαυμτων σνοψις κριβωμνη, ν ελγησον, ελογητ μοι πτερ Подробное обозрение чудес Николая, Мирского чудотворца, благослови которое, благословенный отче мой Желтов М.С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о Подати» (Praxis De Tributo) Святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) Приложение. Рассказ о совершении свт. Николаем Божественной литургии согласно двум версиям Praxis de tribute А.Ю. Виноградов, Д.В. Деопик. Чудо об Артемиде Святителя Николая в свете археологии Джерардо Чоффари. Перенесение мощей святителя николая в латинских источниках XI в. и в русских рукописях 1. Перенесение мощей святых на Западе: события, цели, документация 2. Перенесение мощей свт. Николая: богатство и типология рукописей 3. Хроника Никифора, первый источник (1087/88) 4. Хроника архидиакона Иоанна (1088): точка зрения архиепископа 5. Французско – иерусалимский компилятор (ок. 1095 г.) 6. Латинские летописи и хроники 7. Литургические тексты 8. Пергамены архива базилики свт. Николая в Бари 9. Древнерусское Слово (около 1095 г.) и его экуменическое значение Приложение.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, о дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. В нем оказалось и то же самое повествование о путешествии в Святую Землю, что и в житии святителя Николая Мирликийского, но со множеством дополнительных подробностей. Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийский, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя 200 лет архимандрит Антонин (Капустин) установил факт существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... Итак, два было святителя Николая ликийских» (Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Тр. Киевской Духовной академии, 1869. II. 6. С. 449; об этом архимандрит Антонин писал и в другой работе: Еще о свят. Николае Мирликийском//Тр. Киевской Духовной академии, 1873. IV. 12. С. 241–288). Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. X в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на житии святителя Николая, составленном в VIII–IX вв., в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А.Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в ГИМ греч. 378. Л. 36–54. XI в.). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Смешение житий двух святителей Николаев и привело к тому, что хронология жития архиеп. Николая Мирликийского вступила в явное противоречие с церковной историей. Архим. Антонин так описывает указанное несоответствие: Кто читал, со вниманием житие святителя, Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил па Голгофу и вошел раз в святую церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится па архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается, исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане, и сияет потом чудесами на весь мир, при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления 11 . Когда же и почему произошло смешение житий двух ликийских святых с именем Николай? Самый древний ил дошедших до нашего времени текст жития свт. Николая Мирликийского принадлежит архим. Михаилу и относится к VIII – нач. IX в. В этом памятнике нет смешения житий. Дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. X в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Историк АЛО. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста 12 . Таким образом, тексты «смешанного жития» существовали до Метафраста. По предположению АЛО. Виноградова, при составлении жития свт. Николая Мирликийского Метафраст воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Австрия [Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999). 99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г. Религия Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998). Русская Православная Церковь Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) (Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

В житиях святителя Николая после рукоположения святого в пресвитеры традиционно следовало повествование о его путешествии в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст так описывает (гл. 12) его паломничество в Палестину: «...святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата». Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклетиане и Максимиане и сияет потом чудесами на весь мир при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 333 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления». – Антонин (Капустин) , архим.Святой Николай... С. 445. Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г., т. е. временем, когда Крест еще не был найден святой равноапостольной царицей Еленой и храм Воскресения Господня не построен, хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. После открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, жившего в VI в., где подробнейшим образом описываются два его путешествия на Святую Землю, стало совершенно очевидно, что второе паломничество Николая Пинарского в Палестину было целиком заимствовано в житие святителя Николая Мирликийского. Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности, впервые объясненной архимандритом Антонином (Капустиным). При создании достоверного жития святителя Николая Мирликийского мы исключиливсе сведения, относящиеся к святителю Николаю Пинарскому, в том числе описание его путешествия в Палестину, ошибочно приписанное в нач. X в. нашему святому.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

М.М. Бернацкий: «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. 18 августа 2005 г. 16:00 Настоящая рецензия представляет собой интернет-версию рецензии, опубликованной в журнале: Вестник ПСТГУ. I: Богословие и философия. Вып. 14. М., 2005. Сборник «Правило веры и образ кротости...»представляет собой публикацию материалов, представленных на международной конференции «Святитель Николай в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии», состоявшейся в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (ныне Гумунитарном Университете) в апреле 2003 года. Сборник открывается новым текстом жития свт. Николая Мирликийского во второй редакции (первая редакция была опуликована в 2001 г. издательством «Скиния»: свт. Николай, архиеп. Мирликийский. Великий Чудотворец: Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001), составленным А. В. Бугаевским в соавторстве с архим. Владимиром (Зориным). Отметим, что публикуемое житие является далеко не первым опытом А. В. Бугаевского в агиографии и продолжает собой начатую достаточно давно работу по составлению житий с учетом всей совокупности доступных на данный момент исследователям древних рукописей и агиологических исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, имеющую своей целью дать научно-обоснованный и исторически-достоверный материал о святых Православной Церкви. Укажем здесь на публикации житий святых великомученика Георгия и мученицы царицы Александры, святых преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии. Об основных методологических принципах и результатах работы над новым текстом жития один из авторов рассказывает в первой статье сборника, «Новый опыт составления жития святителя Николая» (раздел «Агиография»). Во-первых, обращение к рукописям и древнейшим агиографическим источникам дает возможность не только уточнить, но и дополнить житие святителя. Во-вторых, привлечение для анализа текста жития широкого круга исследовательского материала по различным отраслям научного знания позволяет исключить из него апокрифический материал.

http://patriarchia.ru/db/text/36104.html

Ист.: Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872; Описи Московского Успенского собора XVII вв.//РИБ. 1876. Т. 3; Памятная кн. Вятской губ. и календарь на 1902 г. Вятка, 1901; Повести о великорецкой иконе свт. Николая/Изд.: А. С. Верещагин//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-84. Лит.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийскаго, и слава его в России. СПб., 1899; Белов С. П. Икона «Никола Великорецкий» 1558 г. из Сольвычегодска//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 202-206; Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в колл. Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в.//Там же, 1997. М., 1998. С. 240-251; она же. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий»: О разных редакциях житийного варианта чудотв. образа// Бугаевский А. В., сост. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 464-483; Бугаевский А. В., сост. «Правило веры и образ кротости»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в рус. иконописи XVI в.//Там же. С. 439-455; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукоп. и старопеч. книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: из собр. музеев и частных коллекций северо-зап. региона России: Кат. выст. М., 2004; Серебрякова Е. И. Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотв. Великорецкой иконы свт. Николы// Бугаевский. 2004. С. 456-476; Романова А. А. Рукописная традиция «Повести о Великорецкой иконе Чудотворца Николая»//Почитание свт. Николая Мирликийского и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: Мат-лы и исслед./Сост., ред.: А. А. Рыбаков. М., 2007. С. 37-41. Гостунская (Никола Гостунский) икона По преданию, была явлена на р. Гостунке в Калужской земле, между Белёвом и Лихвином, в 1-й трети XV в. Возможно, на известность этой иконы в Москве повлияло ее происхождение с территории древних верхнеокских княжеств, бывших некогда в составе Великого княжества Черниговского, вотчины средней ветви потомков равноап.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Образ свт. Николая в литург., погребальной и иконогр. традиции// Бугаевский. 2004. С. 413-438; она же. Типология древнерус. иконографии свт. Николая Мирликийского XI-XVI вв.// Бугаевский. 2011. С. 550-591; The Glory of Byzantium: Art and Culture of Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Гладышева Е. В. Иконогр. программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 161-170; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Корзухина Г. В., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы. СПб., 2003. С. 15, 188, 231-232; Бугаевский А. В., ред. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; он же, ред. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире: Сб. ст. М., 2011; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных колл. сев.-зап. региона России: Кат. выст./Авт.-сост.: А. А. Рыбаков. М., 2004; Панина Н. Л. Икона в миниатюрах «Жития Николая Чудотворца» XVI в.// Бугаевский. 2004. С. 477-492; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005; Лёвочкин И. В. Образ свт. Николая Мирликийского в рус. книжной миниатюре (по мат-лам НИОР РГБ)//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии/Отв. ред. и сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М., 2006. С. 150-158; Свт. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006; San Nicola: Splendori d " arte e d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006; Баччи М. Иконография свт. Николая: Итоги и перспективы исслед.// Бугаевский. 2011. С. 296-317; Василаки М. Св. Николай в поствизант. иконописи: Критская школа//Там же. С. 418-425; Чоффари Д. Латинские источники до X в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

науч. конф. (26-28 нояб. 2013 г.). М., 2013. С. 225-227; она же. Сказания о чудесах св. Николая в рус. письменности и в духовных стихах//ДРВМ. 2014. 3(57). С. 59-70; она же. Рукописная и старопеч. традиции сказаний о чудесах Николая Мирликийского//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ . СПб., 2011. Т. 2. 366-415; Иванова К. Агиографските произведения на Симеон Метафраст в състава на южнославянските календарни сборници//Преводите през XIV ст. на Балканите: Докл. от междунар. конф. София, 2004. С. 251-252; она же. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 338-350; она же. Тексты, посвящ. св. Николаю в балканских кириллических календарных сб.//Добрый кормчий. М., 2011. С. 166-175; Лосева О. В. «Латиняне» в проложном сказании 9 мая//Византия и Запад: (950-летие схизмы христ. Церкви, 800-летие захвата К-поля крестоносцами). М., 2004. С. 112-116; она же. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 136-145; Панин Л. Г. Похвала свт. Николаю Мирликийскому в славяно-рус. списках (к лингвотекстолог. анализу)//«Правило веры и образ кротости…». М., 2004. С. 235-250; Гиппиус А. А. Русское «некнижное» житие Николая Чудотворца в языковой ситуации Литовской и Московской Руси XV-XVII вв.//Speculum Slaviae Orientalis: Moscovy, Ruthenia and Lithuania in the Late Middle Ages. M., 2005. С. 68-83; Устинова О. А. Древнейшие рус. сказания о чудесах Николая Мирликийского (кон. XI - нач. XII в.): Канд. дис. СПб., 2006; Щавелев А. С. Древнерус. реалии в «Чуде о половчинине» св. Николая Мирликийского//Вост. Европа в древности и средневековье. М., 2009. Т. 21. С. 353-361; Geronimi V. La Vie d " Etienne de De ani en Russie et le cycle de St. Nicolas: [P.], 2010; Петров Н. И. О «трапезе Николы» в «Слове на перенесение честных мощей св. архиеп. Христова Николы из Мир в Бар град»//Скандинавские чт., 2012 г.: Этногр. и культ.-ист. аспекты. СПб., 2014. С. 85-92; он же. Почитание св. Николая Чудотворца на Руси в контексте борисоглебского культа//Др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Много и других чудес сотворил на Востоке заступник всех несчастных, великий чудотворец, святитель Николай. По словам церковной песни, никтоже может я исчест, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел (Акаф. конд. 4-й). Насколько была распространена слава чудес святителя Николая уже в IX веке по Р. X., об этом находим свидетельство у Иоанна, диакона Неаполитанского (написавшего жизнь св. Николая около 860 г. по руководству сочинений патриарха Мефодия). «На земном шаре», говорит он, «нет места так отдалённого, так глухого, нет уединения или пустыни, где не просиявали бы слова и чудеса благочестивейшего владыки Николая исповедника. Свидетели тому не только все области Греков, откуда он происходил, но и всё Восточное царство. Свидетели также и различные племена варваров, говорящие различными языками и населяющие почти всю Африку, которые ему показывают послушание благочестивой набожности. А жители Италии, хотя и в наше время начала благочестиво и торжественно прославлять его дела, тем не менее охотно научились постоянно радоваться его чудесам; с Божией помощью усердствуют строить и посвящать в честь его многие церкви, и имеют его здесь покровителем а молитвенником, а в будущности ходатаем перед Самим Создателем мира». (Извлечено из книги: «Житие и чудеса святителя Николая, архиеп. Мирликийского». Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев) Имя и память святителя Николая, как покровителя путешествующих и помощника во всяких бедах, глубоко чтится по лицу всей Православной России. Местно празднуются дни многочисленных храмов Божиих и обителей иноческих, основанных во имя святителя Николая, и дни св. икон его, явленных и чудотворных. Особенно известен и чтим у православных образ святого Николая, именуемый Мокрым. Этот образ в первый раз сделался известным по бывшему во дни великого князя Всеволода I (1078–1093) чуду. Когда, по случаю наступившего праздника св. мучеников Бориса и Глеба, православные христиане спешили со всех сторон в Вышгород, туда же отправился по Днепру на лодке один богатый Киевлянин вместе с женой своей и младенцем-сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010