6-е Память святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского Святитель Николай родился около 280 года в Патаре, городе Ливийском, что в Малой Азии. Родители его, Феофан и Нонна, люди не бедные, отличались и благочестием. С юных лет воспитанный в страхе Божием, он в короткое время постиг и книжную мудрость и изучил священное Писание; с ранней ещё юности он удивлял всех христианским образом жизни, воздержанием и приверженностью к храму Божию. Николай, епископ Патарский, дядя будущего святителя, видя строгую жизнь племянника, посоветовал родителям отдать его на служение Церкви и возвёл его в сан пресвитера. По смерти родителей, сделавшись обладателем значительного имущества, св. Николай употребил оное на вспомоществования бедным. Благотворительность его однажды спасла честь целого семейства. Один, некогда богатый, житель города Патары сделался так беден, что не в состоянии был пропитать свою семью, которая состояла из трёх взрослых дочерей. Он уже вознамерился отпустить их в бесчестный дом. Св. Николай, узнав это по тайному гласу, бросил в самую полночь к бедному отцу в окно узел золота. Несчастный отец, проснувшись утром, был поражён неожиданной милостью; он пал на колена, благодарил Бога за Его милости, просил прощения в своём гнусном намерении, и вскоре за сим он честно выдал в замужество свою старшую дочь. Св. Николаю радостно было, что дар его употреблён соответственно его желанию, и он решился тем же путём устроить судьбу и остальных дочерей. Св. Николай и для другой дочери тайно бросил столько же золота, которое было употреблено так же, как и первое. Осчастливленный отец со слезами благодарности так молил Бога: «Боже, прежде искупивший меня кровью Своею и ныне дом мой с чадами удержавший от греха и козней лукавого! Сам покажи мне того, кто служит орудием Твоей всеблагой воли; укажи мне земного того ангела, охраняющего нас от греховной погибели, дабы я знал, кто избавляет нас от угнетающей нас нищеты и удерживает от злых намерений». Твёрдо веруя, что Господь не оставит без призрения и третьей его дочери, взысканный милостями Божиими отец, желая узнать тайного благодетеля своего, не спал несколько ночей: поджидал неведомого помощника и, наконец, приметил святителя Николая с третьим приношением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Патриаршее поздравление архимандриту Дионисию (Шишигину) в связи с 55-летием со дня рождения 1 октября 2007 г. 13:44 30 сентября в храме святителя Николая в Покровском состоялось чествование архимандрита Дионисия (Шишигина) в связи с 55-летием со дня рождения. Богослужение в храме возглавил архиепископ Истринский Арсений , который огласил Патриаршее поздравление юбиляру. Его Высокопреподобию, архимандриту Дионисию (Шишигину), благочинному Богоявленского округа г. Москвы, настоятелю храмов свт. Николая Мирликийского в Покровском, Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, блгв. кн. Александра Невского при б. Покровской богадельне Ваше Высокопреподобие,  дорогой о. Дионисий! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 55-летием со дня рождения. Более пяти десятилетий тому назад Вы явились в этот мир, дабы в последствии, промыслом Божиим, нести достойное служение Церкви и народу. Видя Ваше благочестие и твердость веры, Господь возводил Вас постепенно, от силы в силу и поставил, наконец, на ступень священства. С тех пор и до ныне Ваш жизненный путь неразрывно связан с пастырским душепопечением. Поистине Всемогущий Бог и Промыслитель предначертал Вам трудный и ответственный путь, который Вы начали в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы. Ныне Вы являетесь благочинным Богоявленского округа г. Москвы и настоятелем храмов святителя Николая Мирликийского в Покровском, Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове и блгв. кн. Александра Невского при б. Покровской богадельне, с христианской любовью, возвещая каждому приходящему в дом Божий, слово Христовой истины. Вы также несете послушания Председателя Ревизионной комиссии и члена комиссии по имуществу и землеустройству при Епархиальном совете г. Москвы , с ревностью и усердием исполняя все труды, возложенные на Вас священноначалием. Во внимание к усердному служению и в связи с 55-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени. В этот торжественный день молитвенно желаю Вам, дорогой о. Дионисий, крепости телесных сил, духовной радости, утешения и долготерпения в дальнейших  пастырских трудах на многая и благая лета. Призываю на Вас и Ваши труды Божие благословение! С любовью о Господе  +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/301617.htm...

В последний год патриаршества Иоасафа († 28.11.1640), в начале 1640 г., Московский печатный двор возглавил князь Алексей Михайлович Львов, остававшийся его главой до 17 марта 1652 г. С февраля состав справщиков был усилен тремя представителями столичного духовенства. Это протопоп Александро-Невского собора Иоаким, протопоп собора Черниговских чудотворцев Михаил Рогов, и ставший ключарём московского Успенского собора Иван Наседка. Рогов и Наседка были старшими справщиками. Однако принципиальных изменений в характере справы с их приходом не наблюдалось 1117 . Именно в этот последний год патриаршества Иоасафа появилось первое издание «Служб и жития Николая Мирликийского». Печатание книги было закончено 5 декабря 1640 г., ко дню памяти Николая Чудотворца, «Николе зимнему», отмечаемому 6 декабря по ст. ст. Второе издание (1641) вышло в период междупатриаршества, а третье (1643) появилось уже при новом патриархе Иосифе, который был поставлен на престол в марте 1642 г. Все три издания достаточно быстро были распроданы. По данным «Книги приходной деньгам 7148 и 7149 гг.», из тиража в 1.200 экземпляров первого издания продано 1.078 книг, из них 33 книги купили вологжане Микифор Гаврилов и Андрей Константинов. В рн. (1641) году на Московском печатном дворе оставалось одиннадцать книг, «золочёных по обрезу», и девять книг «в тетрадях», которые отданы Ивану Харламову (РГАДА, ф.·1182, д. 35, л. 166). Тираж второго издания «Служб и жития Николая Мирликийского» также составил 1.200 экземпляров. Из них «всякого чину людем» продано 1.140 книг «в тетрадях по 13 алтын по две деньги книга» (Там же, л. 200). Третье издание имело вдвое больший тираж – 2.400 экземпляров. В период с августа по январь, то есть в течение полугода, было продано 1.778 книг. География продаж «Николина жития» 1643 г. обширна. Книги проданы в Кириллов (Кирилло-Белозерский монастырь – 10 книг), Суздаль (архиепископу Серапиону 3 книги, архимариту Спасо-Евфимиева монастыря 7 книг, посадскому человеку 10 книг), Вологду (в Спасо-Прилуцкий монастырь 2 книги), Нижний Новгород (посадскому человеку 2 книги), Солигалич ( солигалицкие претыя бцы жковы пстыни ста р ц 1 книга), Владимир (Володимерские чети подьячему 2 экземпляра), Касимов (попу церкви Святых жен-мироносиц 1 книга), Углич (служке Алексеевского монастыря 1 книга), Кострому (жителям и духовным лицам 16 книг), Ярославль (жителям города 7 книг), Троице-Сергиев монастырь (30 книг), в Кашин, Казань и Великий Устюг (по одному экземпляру).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Назначение Б.П. Мансурова в комиссию по сооружению храма Христа Спасителя в Москве в качестве вице-президента, и исполнение этого важного поручения было можно сказать завершением его общественно государственной деятельности на пользу России. Теперь пред свежею могилою почившего палестинолюбца, в котором, несомненно, всю жизнь горел «священный огонек к Святой Земле», когда утихли земные страсти, и мирно спят в сырой земле почти все главнейшие ратоборцы на пользу Святой Земли истекшего столетия, долг справедливости побуждает принести ему дань почтительной благодарности и молитвенно пожелать, да узрит он благая Горнего Иерусалима, так как много потрудился ради земного Сиона. К мироточивому гробу Мирликийского святителя Николая в Бари 41 Давно и много раз мы слышали о тяжелых лишениях и невзгодах разного рода, какие выпадают на долю простых русских паломников, направляющихся в Италию и, в частности, в город Бари (в Апулии), для поклонения мироточивому гробу святителя Христова, Николая архиепископа Мирликийского, глубоко чтимого в России, не только русским православным народом, но даже и многочисленными инородцами-идолопоклонниками, живущими на ее окраинах. Правдивые нехитростные рассказы об этих тяжелых испытаниях на этом бойком и проторенном с глубокой древности нашего исторического прошлого паломническом пути мы слышали из уст самих паломников, посещавших г. Бари, во время случайных наших встреч с ними и в Палестине, и на Синае, и даже в Риме. Прислушиваясь к их рассказам, чуждым утрировки и желания порисоваться перед случайным слушателем, передаваемым притом же спокойным тоном, в котором слышится и полное всепрощение и сознание величия совершенного подвига, добровольно принятого на себя «по обету», мы испытывали глубокое неотразимое впечатление и поражались высотой христианского смирения и глубиной религиозного воодушевления в русском человеке, во имя которых для него нет ничего невозможного, непреодолимого на его паломническом пути. Побывав в Бари лично и собрав сведения на месте об упомянутых злоключениях и невзгодах наших паломников, мы убедились, что слышанные нами доселе рассказы далеко не воспроизводят перед нами действительно печальной картины тяжелых условий быта наших паломников на Западе с одной стороны, а с другой – что сами наши «трудники Божии» по смирению и глубокому христианскому чувству всепрощения забывают об этих невзгодах и лишениях вместе с выездом из Бари и даже не без удовольствия и экзальтации вспоминают о пережитых «лишениях», как они говорят, во имя великого святителя Христова Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

— По религии Месопотамии : «умирающий и воскресающий» Бог; священный брак; священная царственность; человек, противостоящий Богу; месопотамские «теодицеи»; месопотамские представления о Боге и многое другое. Статьи «Николай Чудотворец: святой в мире денег и насилия» Владимир Шалларь: Николай Чудотворец — борец с неправосудными приговорами и коррупцией, защитник нищих и бесправных. «Зулейха открывает глаза на Сталина и Билла Гейтса» Владимир Шалларь: запрещен, Сталин в храме, Гейтс всех чипирует. Что все это значит? Кураев внесен в реестр иностранных агентов. «Христианство и русский рок» Владимир Шалларь: четыре лекции, четыре мини-фильма, книга, архив радиопередач, проповеди. « Не убить в себе Маленького принца. Цена послушания» Галина Голаева: сказали молчать — молчи, приказали сидеть — сиди, велели бежать — беги. Здесь нет места добровольному, радостному, полному уважения сотрудничеству с другим человеком. Только страх. « Воинствующая конспирология» Алеся Храмова: в новейшей истории, например, классификации Антихриста разнились от Чубайса и Кириенко до Клинтона, от Хусейна до Буша. В зависимости от политических взглядов и страны обитания. «”Правило веры и образ кротости…”: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии» — главный текст этой книги — «Житие святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в новом изложении», суммирующее все древние жития Николая Чудотворца. Также в книге вы найдете много других текстов. «Чума» А. Камю (текст и аудиоверсия) — один из главных романов XX в., подходящее чтение для времени пандемии, хотя надо иметь в виду, что чума здесь не только болезнь, но и символ вообще мирового зла (конкретнее — символ нацизма). Камю — один из основоположников атеистического экзистенциализма, то есть очевидно не христианин, но в качестве задающего «проклятые вопросы» — таки находящийся в области христианской мысли. Это хорошо видно по «Чуме», по факту повторяющей проблематику «Братьев Карамазовых»: дело не в бытии Бога, а в том, что мир полон зла, страданий, в частности — невинного страдания, страдания детей. Зная это, нельзя принять ни Бога, ни какого-либо вообще «оправдания» зла: абсурд. Главный герой, честно принимая этот абсурд, противопоставляет ему активное противоборство злу. Такова позиция атеистического экзистенциализма.

http://blog.predanie.ru/article/nashi-pr...

Лихославль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Автор: Алексей Кротов Снято: 3 января 2016 Добавлено: 2 мая 2016 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основанный и освященный в 1887 году, храм имеет три придела: центральный — в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, и правый — святителя Николая Мирликийского и Сергия Сребрянского. Успенская каменная церковь возведена на средства прихожан и купца Зверькова. В 1890 году в храме по сторонам главного алтаря были обустроены и освящены два престола: Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. В 1899 году началось строительство трапезной и колокольни, которые были завершены в начале ХХ века. Строилась Успенская церковь целых 40 лет. В 1937 году храм был закрыт, купол разобран, настоятель (протоиерей Александр Дамаскин) расстрелян. В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался кинотеатр, позднее — парашютная вышка. В пятидесятых годах была разрушена и гордость церкви — сладкозвучная колокольня. По рассказам старожилов, храм пытались взорвать 3-4 раза, но ничего не вышло. Впоследствии церковь превратили в склады. В 1980-х годах сделали инкубаторскую станцию, позднее - здание РАЙПО. Так года три находилась церковь Успения Пресвятой Богородицы без окон и дверей, в ужасном состоянии. В 1989 году была образована община Успенской церкви. Храм начал восстанавливаться: покрыли крышу, вставили рамы, поставили леса. 15 сентября 1991 года отслужили первый молебен. В 1998 году началось восстановление колокольни. Весной 2002 года храм был освящен Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. По материалам официального сайта Тверской епархии Недалеко от железной дороги Москва-Санкт-Петербург стоит величественная Успенская церковь. Храм представляет собой памятник архитектуры 19 века. Церковь строилась с 1885 по 1887 гг. по проекту губернского архитектора К.К. Гельбига. Кирпичный храм получился несколько вытянутым с востока на запад, основной объем низкий, увенчан восьмигранным барабаном с небольшим шатром. Декоративное решение фасадов эклектично: используются произвольно трактованные мотивы национальной архитектуры. В ней имелось три придела, главный из которых, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй - во имя бессребренников Космы и Дамиана, а третий - во имя Сергия Сребрянского и святителя Николая Мирликийского. Возведение Успенского храма происходило на собранные прихожанами денежные средства, при этом значительный вклад произвел купец Зверьков. В 1899 году была достроена колокольня и трапезная. При строительстве храма жители одной деревни занимались доставкой глины, а другой - подвозили огромные валуны с полей, которые впоследствии стали основанием храма. 

http://sobory.ru/article/?object=04495

Деревянные храмы на погосте Николо-Бобровка стояли издревле. В 1627 году на погосте Бобровка, получившем название по реке Бобровке, так как он расположен при её слиянии с рекой Лопасня, был деревянный храм святителя Николая Мирликийского. В 1812 году Шарапово было разорено французами. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Шарапово был построен в 1815 году в благодарность Пресвятой Богородице за избавление от наполеоновских войск, «тщанием графини Санти» (так написано в клировой ведомости за 1840 год). До этого времени на этом месте стоял деревянный храм Святителя Николая Мирликийского, который за ветхость строения был разобран и на его месте возведён большой кирпичный храм, в стиле классицизма, с двумя приделами: левый – святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших; правый – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Колокольня и трапезная были построены позднее – во второй половине девятнадцатого века. Адрес: 142323 Россия, Московская область Чеховский район, п. Шарапово Телефон: +7 (903)-610-03-76 Электронная почта: diuet@yandex.ru Сайт: http://всехскорбящихрадость.рф/ Подробнее... Храм Грузинской иконы Божией Матери (Якшино) [ править править код ] Храм Грузинской иконы Божией Матери в селе Якшино обладает многовековой историей, уходящей корнями в XVIII век. За это время святыня прошла нелегкий путь, особенно в страшные времена гонений на православную церковь. Храм был основан в 1710 году князем Григорием Ивановичем Волконским, которому принадлежало село Якшино. По преданию, князь решил построить церковь на том месте, где у него было видение Грузинской иконы Божией Матери. Главная святыня – Грузинская икона Божией Матери, в честь которой был освещен храм, была привезена из Грузии самим Волконским. Из документов известно, что церковь была одноэтажной, каменной, построена в виде креста и имела четыре главки с железными наконечными крестами. Одновременно с церковью была воздвигнута колокольня с шестью колоколами. Внутри церкви имелся иконостас из дерева с иконами в три яруса.

http://azbyka.ru/palomnik/Чеховский_окру...

По церковному преданию, на I Вселенском Соборе присутствовало 318 архиереев. В дошедших до нашего времени различных списках участников Собора на греческом, коптском, сирийском, арабском и других языках имеется до 220 имен. Однако по достоверным свидетельствам участников Собора, на его заседаниях было значительно больше архиереев. Святитель Афанасий Великий , папа Юлий и Лукифер Калабрийский говорят о 300 делегатах. Император Константин называет более 300. За время работы Собора состав и число его участников менялись. Одни епископы отбывали по неотложным делам в свои епархии, другие, наоборот, прибывали ( Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 31–32). Возможно, поэтому нет полного списка архиереев, присутствовавших на всех заседаниях. Нельзя уточнить списки участников Собора и по его протоколам. Император запретил вести их, так как ему надоели бесконечные споры африканских фанатиков-донатистов по каждой букве записей. Константин предложил зафиксировать только точно сформулированные окончательные решения Собора. Имени святителя Николая нет в большинстве списков (что, как мы видим, может быть легко объяснено их неполнотой), но оно присутствует в двух греческих списках участников Никейского Собора, один из которых был составлен около 500 г. церковным историком Феодором Чтецом (Patrum Niceanorum nomina lati ne, graece, coptice, syriace, arabi ce, armeniace/Ed. H. Gelzer, H. Hilgenfel d, O. Cuntz. Lipsiae, 1898. P. 67). Анрих полагал, что святитель Николай был вписан в эти греческие списки поздними переписчиками в XIII в., однако весьма авторитетные новейшие исследователи опровергают это предположение. Леклерк (Leclercq H. Nicee//DACL, XII. Col. 1216), Шварц (Schwarz E. Uber die Bischofslisten der Synoden von Chalkedon, Nicaea und Konstantinopel//Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, N. F., 13, 1937. S. 1–90) и Хонигман (Honigmann E. Le liste originale des peres de Nicee//Byzantion, 14, 1939. P. 17–76) считают, что Феодор сам на основании житий святителя Николая или других надежных источников, которыми он располагал, дополнил списки, имевшиеся в его распоряжении, пропущенным в них именем архиепископа Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

– Знаете ли вы Мирликийского архиепископа Николая? Когда монарх произнес имя святителя, воеводы поняли, что великий заступник услышал их молитвенные призывания и явился ночью к Константину и Аблабию. Не утаивая своих чувств и надежд, они громко воскликнули: – Бог Николая, спасший трех невинных мужей от смерти, избавь и нас от несправедливой казни! Затем Непотиан поведал о встрече с Ликийским архиепископом в андриакской гавани. Он изложил августейшей особе все по порядку и, завершая рассказ, произнес: – Владыка самодержец, Николай – человек Божий, прославленный удивительными деяниями. Он ведет ангельскую жизнь и совершил много великих чудес. Мы были свидетелями того, как этот добрый пастырь поспешил в Миры и остановил казнь трех невинно осужденных по оговору мужей. Ныне мы, оказавшись в такой же беде, молитвенно призвали его и попросили заступиться за нас перед человеколюбивым Богом 79 . Константин благоговейно почитал святых угодников. Он понял, почему Николай явился ночью к нему во дворец и потребовал отпустить воевод на свободу. Император приказал снять оковы с Непотиана, Урса и Герпилиона и надеть на них пояса стратилатов высшего ранга 80 . – Не я дарую вам жизнь, – произнес самодержец, – но Бог и Николай, которого вы призывали на помощь. Остригите волосы 81 , которые отросли у вас в темнице, и отправляйтесь в Ликию поблагодарить вашего освободителя. Скажите ему, что я исполнил его повеление 82 , да не гневается на меня угодник Христов. Пусть он молится за мое царство и за мир во вселенной. Государь вручил воеводам Евангелие в золотом окладе, украшенное драгоценными камнями и жемчугом 83 , потир и два светильника, изготовленные из золота, повелев все это вместе с письмом передать архиепископу Николаю. Непотиан, Урс и Герпилион вскоре отправились в путь. В Мирах они явились к святителю и со слезами благодарности припали к его ногам. – Что вы делаете, чада? Встаньте и возблагодарите Бога. Господь всегда помогает людям, надеющимся на Него, – воскликнул архиерей и поднял воинов с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Жешув. Церковь Перенесения мощей Николая Мирликийского Чудотворца в Бари (старая). Cerkiew Przeniesienia Relikwii witego Mikoaja z Miry Licejskiej do Bari Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Православие в Жешуве восходит к древним годам. Из записей Гродского суда в Перемышле следует, что в 1499 году на территории города существовало три церкви и два монастыря, в том числе монастырь Святого Николая. В 1580 году Екатерина Ваповская кастелянка Перемышльская начала разрушать православие в этих районах. Однако по воле Божией Святой Николай не покинул этот город после многих лет отсутствия, в Жешуве строится православный храм. В 2004 году о. Ежи Мокрауз (приехав из Перемышля) по благословению владыки Адама начинает организовывать в городе литургическую жизнь. Он берет на себя труд обратиться к людям, которые хотели, чтобы Церковь была построена в их городе. Обязанности отца Георгия берет на себя О. Ярослав кадило, который несколько лет трудится в строительстве приходской жизни. Верующие до основания церкви молились в различных приемных зданиях: квартирах, офисах и т.п. В 2007 году создается временная церковь в честь Передачи мощей Святого Николая из Ликийской Мири в Бари. С 10 октября 2009 года указом Его Превосходительства Преосвященного архиепископа Адама православного ординария Перемышльско-Новосудецкой епархии настоятелем прихода становится о. Дариуш Бойчик. В 2009 году благодаря усилиям и участию архиепископа Адама были заложены фундаменты для строительства новой церкви. В апреле 2011 года, когда Православная Церковь праздновала Благовещение Пресвятой Богородицы, был освящен краеугольный камень. Все глубоко верят, что с Божьей помощью и заступничеством Святого Николая, пожертвований добрых людей начатые строительные работы будут успешно завершены. Следует отметить, что церковь на ул. Тенистая, 20, является единственным православным храмом на территории Жешува. Источник: сайт http://www.cerkiewrzeszow.pl/historia Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42223

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010