В храме святителя Николая Мирликийского в турецком Демре совершены праздничные богослужения 20.12.2022 16:15:44 ДЕМРЕ (Турция) 18 декабря 2022 года, в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, было совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в Никольском храме в Мирах Ликийских (современный Демре, Турция). 19 декабря, когда Церковь праздновала память святителя Николая, в Демре была отслужена Божественная литургия, которую возглавил священник Георгий Сергеев, ответственный за организацию окормления паствы Московского Патриархата на территории Турецкой Республики. В богослужении приняли участие священник Алексий Головин и иеромонах Палладий (Быстров) — клирики Московского Патриархата, окормляющие общины Русской Православной Церкви в Анталье и Аккую. За богослужением молились паломники из разных регионов Турции, а также российские специалисты, работающие на строительстве атомной электростанции в Аккую. По окончании Литургии участники празднования приняли участие в водосвятном молебне. Затем была совершена заупокойная лития по А.Г. Карлову, Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации в Турции, убитому террористом 19 декабря 2016 года в Анкаре. Верующие возложили цветы к памятнику Герою Российской Федерации А.Г. Карлову на главной улице Демре, носящей имя покойного дипломата. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/12/20/v-hrame-sv...

Маклаково. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1872. Адрес: Рязанская область, Пронский район, с. Маклаково Координаты: 54.011151, 39.760135 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маклаково в качестве села с церковью во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского упоминается в окладной книге 1676 г. 16 октября 1744 г. была дана грамота на построение в этом селе новой  церкви с прежним храмонаименованием. Церковь была освящена 27 ноября 1751 г. на старом антиминсе. В 1872 г. был построен новый каменный храм на средства благотворителей. Каменная церковь  с каменной колокольней в одной связи, внутри была расписана. В 1914 году церковь была распространена с южной стороны: трапезная и настоящая на 8 аршин ширины и 25 аршин длины. Престол в ней был один во имя святителя Николая чудотворца Мирликийского. В приходе имелась земская школа, в которой обучалось 64 мальчиков и 58 девочек. Преосвященный Амвросий - епископ Михайловский, викарий рязанский был в приходе в 1914 г. Церковно-приходское попечительство было открыто в 1895 г. http://www.ryazeparh.ru/ Исторические данные очень скудные о храме и найти их невозможно. Маклаково в качестве села с церковью «Великого Чудотворца Николая» упоминается в окладной книге 1676 года, где при ней «церковныя пашни было десять четвертей в полъ, а в дву потомужъ, сънных покосовъ на тридцеть копенъ». В приходе, состоявшем из села Маклаково и деревни Кулаково, считалось «десеть дворовъ помъщиковыхъ, шестьдесятъ девять дворовъ крестьянскихъ, восемь дворовъ бобыльскихъ и всего 90 дворовъ». Дани по окладу 1676 года, вместо 24 алтын 5 денег, положено с никольской церкви «два рубли восмь алтынъ». Число приходских дворов в 1734 году равнялось 55 дворов, но что стало причиной сокращения прихода – указаний на то не встречается. 16 октября 1744 году дана была благословенная грамота на построение, вместо прежней – обветшавшей, новой церкви так же в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликиского чудотворца. В 1751 году 27 ноября, по прошению Никольского священника Феодора с приходскими людьми, дано дозволение старосте священнику Успенского храма села Аманово Онисиму освятить новопостроенный Никольский храм в селе Маклаково на старом антиминсе.

http://sobory.ru/article/?object=17492

ред. А.И. Плюснин Часть III. Чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть пети чудеса твоя, блаженне Николае, никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел... Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, кондак 4 При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах, спасая от потопления и из глубины морской перенося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым – зрение, хромым – хождение, глухим – слышание, немым – глаголание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым помощником, усердным заступником и скорым предстателем и защитником. И теперь также помогает всем, с верой прибегающим к нему, и избавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, и все концы земли знают о его чудотворениях. Поэтому и Церковь , прославляя в своих песнопениях угодника Божия Николая, Мирликийского чудотворца, призывает на поклонение ему всех: «цари и князи да стекутся к нему, да восхвалят его пастыри и учители, как доброго пастыря, который является в болезнях врачом, в бедах – избавителем, грешникам – заступником, для нищих – питателем, в скорбях – утешителем, для путешествующих – спутником, плавающим по морю – рулевым, пусть все восхвалят великого святителя Николая». Уже из тех немногочисленных повествований о чудесах святителя Николая, которые помещены ниже и взяты из службы великому Чудотворцу, благочестивые читатели увидят, как разнообразна была помощь великого угодника всем нуждающимся в ней. Спасение корабля от потопления Свет чудес почившего Божия угодника начал сиять вскоре по блаженной его кончине, когда честные его мощи начали источать целебное и благовонное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого угодника святителя Николая. Но наступило, наконец, время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался, с радостью отходя в ожидавшую его блаженную жизнь. Душу его, как великого угодника Божия, святые Ангелы отнесли к Господу; честное же тело его, при многочисленном собрании епископов Ливийской страны, клириков, иночествующих и народа, было погребено 6-го декабря в соборной Мирской церкви. «Величаю тебя, митрополия Ливийская, говорил в соборном храме города Мир св. Андрей, архиепископ Критский, в начале VIII-ro века перед гробницей святителя Николая, – ты стяжала пастыря чадолюбивого; ты прияла на главу свою дорогой и нетленный венец. Кто это? – Николай, в нуждах предстающий с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедные предприятия. Блажен ты из городов, Миры! Ты вмещаешь в недрах столь великого благодетеля. Приидите, пойдем светом его» ( Ис.2:5 ). При жизни святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал он быть им и по своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Его мощи начали источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворений. Мажущимся им с верой в святителя Божия оно сообщало исцеление от всех болезней, не только телесных, но и духовных, отгоняя также нечистых духов, которых так часто побеждал Святитель ещё при своей жизни. Прошло 700 слишком лет после блаженной кончины угодника Божия Николая, великого Мирликийского чудотворца. Родная ему Ликия стала подвергаться частым нашествиям Сарацин и была опустошаема их мечом и огнём. В конце XI века Сарацины произвели страшное опустошение в Восточных областях Римской империи: начавши от Херсона, страшные враги прошли до Антиохии и Иерусалима. Все лежавшие на пути города, сёла, церкви и монастыри они предавали огню в мечу, жителей брали в плен, умерщвляли и разгоняли, так что все места, пройденные ими, надолго оставались дикой пустыней. Вследствие таких опустошительных Сарацинских набегов древние Миры запустели: остаток их жителей переселился на другое место, в 13 стадиях (около 2½ вёрст) от прежнего города, где впрочем ещё оставался Сионский храм, таивший в себе сокровище честных мощей тёплого заступника и скорого помощника Николая, охраняемое лишь немногими монахами. «Неужели», спрашивает один современный перенесению мощей летописец, «преподобный и великий архиерей не мог умолить Господа, чтобы Он не погубил города Мир и не привёл в запустение церковь с мощами Его угодника?» «Конечно, мог», отвечает он. «Но это бедствие», продолжает он, «ниспослано на нас за грехи наши, которыми мы раздражаем долготерпение Божие, и должно было служить к нашему же уврачеванию».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николо-Зубовское, урочище. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская Зубовская церковь /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Местоположение. Находилась на левом берегу реки Катрома, в настоящее время урочище Николо-Зубовский Слободского поселения Харовского района Вологодской области. Основана в 17 веке на месте явления иконы святителя Николая Мирликийского. В Зубовскую обитель жертвовали московские князья Воротынские и Гагарины. Упразднение пустыни. 18 век. Перед упразднением в пустыни жили строитель иеромонах Дионисий 64-х лет и два бельца: дьячок и пономарь. За пустыней числилось 112 дворов. На территории монастырька стояла ветхая деревянная одноглавая церковь, освященная во имя святителя Николая Чудотворца. Рядом находилась новая Николаевская церковь, ещё не освященная. Деревянная шатровая колокольня с двумя колоколами стояла отдельно от церквей. За оградой пустыни располагались скотный двор, сарай, мельница, амбар, гумно, овин, баня. В 1764 году Зубовская Николаевская пустынь Вологодско-Белозерской епархии упразднена. Церковь стала бесприходной, позднее – приписной к Богородицкой Катромской церкви, в 20-м веке – самостоятельной приходской. О Зубовском приходе. В 1850 году прихожанами Катромско-Зубовского прихода построена каменная трехпрестольная Николаевская Зубовская церковь. Теплая церковь освящена в этом же году. Справа - главный престол святителя Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского, слева - великомученицы Параскевы Пятницы. Холодная церковь освящена в 1866 году в честь Воздвижения Креста Господня. Деревянная колокольня, построенная в 1877 году, возвышалась над теплой церковью. В 1916 году самостоятельный Зубовский приход составляли деревни Катромской волости Кадниковского уезда, расположенные южнее Зубова. В деревнях Захариха и Тарасовская стояли деревянные часовни. В советское время церковь закрыта. Македонская Н. М. Зубовская Николаевская мужская Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=57255

Поучение на пречестную память великого святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, месяца декабря, в 6 день («По имени твоему тако и житие твое» (Стихира после 50 псалма)) Совершая ныне всечестную память великого угодника Божия и чудотворца, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, помышляю я о самом имени его, кроме великих, всем явных чудес его, слушатели возлюбленные! Премногие и превеликие чудеса его известны всем, от востока солнца до запада прославлено чудотворение его. Значение же и сила пречестного его имени не всем ведомы, а известны разве только людям ученым. А потому, чтобы всем были ведомы, истолкуем это имя и узнаем силу его, и тогда увидим, что «по имени его было и житие его». Имя «Николай» не славянское, а греческое, ибо в те древние времена славяне не знали Бога и в нечестии своем назывались не теми именами, которыми называемся мы ныне православные христиане. Имена их, по нечестивому их обычаю, были: Кий, Щек, Аскольд, Дир, Гостомысл, Святослав, Ярополк и прочие, какие носили русские князья. Бояре Вышгородские были: Блуд, Путша, Елович, Телец, Ляшко и другие. Посланные князем Олегом из Киева в Грецию послы для переговоров о мире носили такие имена: Карлофарлос, Велмуд, Рулав, Стелмид, – имена все какие-то дикие. После же святого Крещения приняли имена у греков, которыми и мы ныне называемся. Обращаясь же к пречестному имени святителя Николая, я повторяю: имя это греческое, составленное из двух речений: «никое» или «ника», что значит победа, одоление, и «лаос» – народ, люди. Слово «Николаос» означает: победа людей, одоление народа. Дивно толкование имени сего, но по имени ли было житие Николаево? Если посмотрим на его младенчество, то увидим, что еще в своем детстве он победил само естество человеческое, ибо стоять в купели три часа на ногах самому по себе, без чьей-либо поддержки, будучи еще новорожденным младенцем, – не есть ли это выше естества человеческого? Постыжен здесь всякий мужской возраст, не усердствующий в славословии Божием: младенец стоит три часа во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят как бесчувственные истуканы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Делегация Казахстанского митрополичьего округа совершила паломничество к мощам святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского 7 марта 2016 г. 13:34 С 3 по 5 марта 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась паломническая поездка митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к мощам святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских (Бари, Италия), и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского (Керкира, Греция). В паломнической поездке главу Казахстанского митрополичьего округа сопровождали: секретарь Округа О.Н. Овчинников, игумен Феодосий (Белобородов), пресс-секретарь протоиерей Евгений Иванов, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, помощник митрополита Е.С. Сидоров, клирики Алма-Атинской епархии , благотворители Митрополичьего округа. Вечером 3 марта в аэропорту города Бари архипастыря и сопровождающих лиц встречал эконом католической епархии Монополи и Конверсано Антонио Беллини. Митрополит Александр посетил Патриаршее подворье в Бари — храм во имя святителя Николая Чудотворца. В Никольской церкви, где находится частица мощей Мирликийского иерарха, паломники совершили молебен и поклонились святыням. Гостей приветствовал настоятель Патриаршего подворья протоиерей Андрей Бойцов. Утром 4 марта митрополит Александр совершил Божественную литургию на мощах святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Никольской базилике города Бари. Пел мужской хор Алма-Атинской духовной семинарии под управлением иеродиакона Игоря (Доброзорова). За богослужением молились паломники из Казахстана, России и других стран СНГ. На Литургии присутствовали епископ католической епархии Конверсано и Монополи Доменико Падовано, генеральный секретарь епархии Вито Доменико Фузилло, эконом епархии Антонио Беллини. В завершение Литургии состоялось славление святителю Николаю; митрополит Александр помазал верующих, прикладывающихся к гробнице Мирликийского чудотворца, елеем от лампады, теплящейся у святыни. Архипастырь поздравил паломников с радостью общей молитвы у мощей горячо любимого во всем православном мире святого — великого угодника Божия святителя Николая, и произнес проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/4390660.ht...

«Деяние о стратилатах» весьма продолжительно во времени. Оно начинается с отправки из Константинополя войска для подавления мятежа тайфалов, включает в себя поход во Фригию, возвращение в столицу, тюремное заключение полководцев не менее чем на несколько месяцев и кончается посещением стратилатами могилы святителя. Череда указанных событий простирается примерно на два года. Из контекста «Деяния» видно, что император, сенат и сановники живут и управляют державой именно в этом городе. Хронологически все повествование в «Деянии о стратилатах» происходит в то время, когда Константинополь, освящение которого произошло 11 мая 330 г., уже был столицей. Благодаря другим Деяниям архиепископа Николая (см. сноску на с. 34) мы знаем, что в 333 г. он жил в Мирах и спасал город от голода. Поскольку день блаженного успения святого известен – 6/19 декабря, нельзя исключить, что Николай умер в самом конце 333 г. Выбирая между 333, 334 и 335 гг., мы полагаем, что блаженная кончина святителя последовала, вероятнее всего, 6/19 декабря 335 г., незадолго до прибытия в Миры стратилатов. Непотиан, получив назначение на самую почетную должность в Римской империи, но еще не вступив в нее, пожелал еще раз вместе с Урсом и Герпилионом навестить святого Николая и отправился в Ликию воздать благодарение великому заступнику, спасшему и возвеличившему его перед набожным императором Константином. (Когда стратилаты в конце декабря перед вступлением Непотиана в должность консула (март 336 г.) отправились к святителю, весть о его смерти 6 декабря еще не достигла Константинополя. Поэтому стратилаты узнали о смерти архиепископа уже в Ликии.) В некоторых латинских рукописях, составленных после X в., также называется год смерти Николая. Но эти памятники имеют заведомо ошибочную хронологию, ибо она проистекает в результате смешения двух житий разных святых – Николая Мирликийского и Николая Пинарского. Часть житий святителя на славянском языке сообщает о его кончине на 28-м году царствования Константина, в год 4-го индикта при Патриархе Макарии. Но 28-му году царствования Константина соответствует 334 г., 4-му индикту – 331 г., а Патриарх Макарий умер по одним сведениям в 326 г., а по другим – в 331 г. Датировка кончины святителя в славянских рукописях весьма близка к принятой нами, но проистекает не из древних греческих источников, а является, вероятно, результатом догадки автора XI–XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Фундаментальный труд о святителе Николае Мирликийском представлен в Москве 1 апреля 2011 г. 19:33 Презентация книги «Добрый кормчий», посвященной святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, состоялась 30 марта 2011 года в Музее русской иконы в Москве. Как сообщает «Благовест-инфо» , в мероприятии приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел , оказавший содействие при работе над книгой, а также написавший к ней предисловие. Книга представляет собой прекрасно изданную и роскошно иллюстрированную коллективную монографию, написанную известными исследователями из России, Греции, Италии, Болгарии, Польши, США и Германии. Материалы сборника сгруппированы по рубрикам «Агиография», «Гимнография» и «Иконография». В издание вошли новые сведения о житии и чудесах свт. Николая, их историчности и археологических подтверждениях достоверности памятников византийской письменности. В сборнике впервые публикуются древние латинские и греческие памятники, посвященные Николаю Чудотворцу. Большой интерес представляют уникальные по своей полноте исследования отечественных и зарубежных ученых по иконографии свт. Николая, которые сопровождаются многочисленными цветными репродукциями миниатюр, фресок и икон. Как подчеркнул, открывая презентацию, архиепископ Павел, издание этого труда имеет большое значение «для всей полноты Русской Православной Церкви, а также для всех, кто почитает свт. Николая». Он особо отметил, что статьи для сборника написаны представителями разных христианских церквей, принимавшими участие в международной конференции 2007 г. в Бари, которая и стала отправной точкой для работы над представленным фундаментальным трудом. Об этапах подготовки книги подробно рассказал инициатор издания и организатор конференции, известный специалист в области православной агиографии А.В. Бугаевский, который выразил уверенность в необходимости нового этапа исследований различных сторон жития и почитания святителя. С этим было связано и проведение конференции в Бари, которое благословил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/1443196.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до XII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. XI в. К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. XIX в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше.

http://pravenc.ru/text/153291.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010