Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) (25.06.1796, Царское с. (с 1808 г. Царское Село; ныне Пушкин в составе С.-Петербурга) - 18.02.1855, С.-Петербург), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский. Третийй сын имп. Павла I Петровича и его супруги - имп. Марии Феодоровны , родной брат имп. Александра I Павловича , отец имп. Александра II Николаевича . Коронован 22 авг. 1826 г. в Москве и 12 мая 1829 г. в Варшаве. Детство и становление Н. П. род. в Царскосельском дворце 25 июня в 3 ч. 30 мин. утра. При крещении, совершённом 6 июля, был наречен Николаем в честь свт. Николая Мирликийского. В отличие от старших детей великокняжеской четы, воспитанием которых занималась бабушка, имп. Екатерина II Алексеевна , Н. П. и его младший брат, вел. кн. Михаил Павлович, были отданы на попечение матери, вел. кнг. Марии Феодоровны. Первые годы Н. П. воспитывался под наблюдением статс-дамы Ш. К. Ливен. 7 нояб. 1796 г. зачислен на службу генерал-лейтенантом и полковником в лейб-гвардии Конный полк, 28 мая 1800 г. переведен в лейб-гвардии Измайловский полк. Вечером 11 марта 1801 г. имп. Павел I последний раз посетил Н. П., которому шел 5-й год, и об убийстве отца в ночь на 12 марта у него остались смутные воспоминания. Главным воспитателем 7-летнего Н. П. стал генерал-майор М. И. Ламздорф, который часто наказывал вел. князя за строптивый характер. Первым учителем Н. П. и вел. кн. Михаила Павловича был генерал-майор Н. И. Ахвердов, преподававший в течение 12 лет в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе (уроки рус. истории, географии, статистики, рус. словесности). Помимо изучения основных предметов Н. П. под рук. Ахвердова охотно учился строить крепости, делать из воска бомбы, картечи, ядра.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Священномученик Николай Удинцев: просто сельский священник… В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. 2 августа, 2012 В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс. После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах сел Крутихинского, Голубковского, Верх-Ницинского и поселка Ирбитский завод, а затем — в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий. На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: «поведения очень хорошего». В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что  в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

Протоиерей Николай Ситников Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Утром 20 февраля сего года отошел ко Господу настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Николай Ситников. Смерть священника, настоятеля — всегда трагедия для прихода, однако в этот день осиротел не только этот храм. Кто из московского духовенства не знал отца Николая? А зная, кто не любил его? Митрополит Филарет (Вах­ромеев), архимандрит Кирилл (Павлов) — вот духовные друзья отца Николая, а окормлялся он в течение многих лет у архимандрита Тихона (Агрикова; в схиме — схиархимандрит Пантелеимон). Одной встречи бывало достаточно, чтобы увидеть в нем настоящего пастыря, молитвенника и просто друга. Отец Николай был другом и наставником многих известных ныне священнослужителей. Немало и тех, кто получил от батюшки не только духовную помощь, но и благословение вступить на путь священнослужения. Скажем ли, что умер один из старейших настоятелей Москвы — в этом году отцу Николаю исполнилось бы 77 лет? Храм Рождества святого Иоанна Предтечи, затерявшийся в пресненских переулках, у многих как будто ассоциировался с именем и обликом почившего отца Николая. И действительно, лишь особым попечением Промысла Божия можно объяснить то обстоятельство, что отец Николай, рукоположенный к нашему храму в 1957 г., был его бессменным настоятелем с 1971 года до своей кончины. В свое время отцу Николаю приходилось противостоять бесконечным попыткам закрыть храм, разогнать приход; были и старосты, которые настойчиво предлагали ему сделку с совестью, и поджигатели… Отец Николай жил Церковью, храмом и одновременно был душой этого храма. Ему удалось настроить приходскую жизнь на особый лад по преимуществу духовной жизни. В этом для него всегда была примером жизнь дореволюционной церковной Москвы. Несмотря на необходимость бороться за приход в годы советского лихолетья, отец Николай всегда сохранял духовную свободу, ровность. Он не терпел ни подхалимства, ни вызывающей надменности. В его служении всегда ощущалось какое-то непередаваемое благородство; в частности, редко когда можно услышать в приходском храме, чтобы Евангелие читали так проникновенно, так благоговейно, так ясно и отчетливо, как делал это отец Николай. И только так, с достоинством и ровно, он общался с причтом, со всеми, кто нес церковное послушание под его началом, с духовными чадами. И то, что сам храм и множество чтимых икон в нем всегда, в любое время года украшены цветами, тоже ассоциируется с обликом отца настоятеля.

http://pravmir.ru/protoierey-nikolay-sit...

     Недалеко от Чусовского завода Пермского уезда, в местечке под названием Городище, в начале XX в. был основан Благовещенский мужской монастырь. Основателем этого монастыря считается игумен Серафим (Кузнецов), получивший благословение на это благое дело от преосвященного владыки Палладия. Официально монастырь был закрыт властями в 1921 году, но его существование прекратилось только в 1929 г., после ареста последнего настоятеля — иеромонаха Нифонта (Агафонова) . Благодаря открытым для исследователей материалам Пермского государственного архива социально-политической истории (ПермГАСПИ) сегодня мы имеем возможность получить представление о содержании следственных документов, с ним связанных, и об образе действия «правосудия» в период сталинского «большого террора». Начало пути Биографические сведения о схиигумене Кирилле (Агафонове) довольно скупы. До сих пор основным источником была книга В.И. Костиной «Духовный пламень Белогорья» . Будущий схиигумен Кирилл (Агафонов) до монастыря носил имя Николай Павлович. Родился он в 1880 г. в поселке Пашия Чусовского района и семи лет был помещен в Пермский детский приют св. равноапостольной Марии Магдалины. В августе 1901 г. Николай был назначен учителем в министерскую школу в Юговский завод. Пел и читал на клиросе в Юговской церкви. В 1901 г. Николай уехал в Петербург и поступил в консерваторию. До февральской революции он жил в Москве и служил в одном из Императорских театров. В 1910-1917 гг. он был известен как артист и певец Московских, Петербургских (Петроградских), Казанских театров. В молодости его связывала дружба с Федором Ивановичем Шаляпиным. Его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны В 1917 г., оставив артистическую карьеру, Николай Павлович Агафонов вернулся на родину. Жил в с. Ляды вместе с матерью — просфорницей Сретенской церкви — и сестрой Надеждой, был псаломщиком в церкви. По-видимому, его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны; в 1919 г. он стал насельником Городищенского монастыря, где нес послушание на клиросе. Впоследствии послушник Николай Агафонов принял постриг с именем Нифонт. В июле 1920 г. он был возведен в сан иеродиакона епископом Пермским и Кунгурским Сильвестром (Братановским). В 1921 г. он был впервые арестован, однако вскоре освобожден и направлен во Введенскую церковь села Окуловка Оханского уезда. В январе 1923 года из Введенской церкви иеродиакон Нифонт был переведен на прежнее место службы — в Городищенскую Благовещенскую церковь. В 1924 г. о. Нифонт был возведен в сан иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви.

http://pravoslavie.ru/105486.html

Нектарий, святитель, архиепископ Сибирский и Тобольский (Теляшин или Телятин Николай Павлович) († 1667; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в 1586 или 1587 году в Осташковской патриаршей слободе в семье крестьянина. Родители будущего святителя отличались благочестием и уже в преклонных годах приняли монашеский постриг. В духе любви ко Господу они воспитывали и детей. Брат Николая Лев до пострижения был священником Осташковской Воскресенской церкви (1624 год), а затем протопопом соборной церкви города Ржева (ок. 1638 года). Николай Теляшин уже с 12 лет был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение основателя пустыни и ее настоятеля иеромонаха Германа († 1614; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых). В первые два года Николай был обучен и чтению, и письму, и церковному пению, и порядку церковного богослужения, и послушанию. и началам нравственности и подвижничества. Воспитатель его был очень строг к своему молодому воспитаннику. «Иногда, – вспоминал впоследствии Нектарий, – что ему (Герману) в руках прилучалось, тем и жаловал он меня, своего сиротку и нищего птенца». Но уже будучи архиепископом в Тобольске, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: «Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело мое начальник бил, чтобы душа моя темная светла была и бела, а не черна». После двухлетней подготовки Николай был пострижен в монашество с именем Нектария. Это было в 1601 году. Первые годы жизни Нектария в монастыре были очень тяжелые. Он перенес там все лишения голодного Смутного времени. В 1639 году в письме к одному московскому боярину, уже будучи в то время архиепископом Тобольским, Нектарий припоминает эти тяжелые дни: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 15 (28) Священномученик Николай Скворцов Священномученик Николай родился 13 июля 1875 года в селе Буняково Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Григория Павловича Скворцова и его супруги Юлии Ивановны. В 1895 году Николай окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника ко храму святых Космы и Дамиана в селе Космодамианском Московского уезда. В декабре 1917 года отец Николай был переведен в храм в честь святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове в Москве, где, несмотря на гонения на Церковь, ревностно продолжал служить народу Божьему. Когда просвещение светом Христовым было от народа властями отнято и запрещено преподавание Закона Божия в школах, отец Николай организовал преподавание в храме, он привлек нескольких преподавателей, а из детей – всех желающих. Уроки шли два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам. Учащихся собиралось более десяти групп, и все группы были разделены по возрастам. Ровно в четыре часа дня все учащиеся собирались во дворе около храма, затем приходил отец Николай и благословлял пришедших; все шли в храм, и молодежь, около ста человек, под руководством отца Николая пели «Царю Небесный», затем дети по группам расходились по разным местам храма. Учились стоя, так как не было ни стульев, ни лавок. У каждой группы была своя преподавательница, все занятия длились чуть более часа; для самых маленьких, которые еще не умели читать и писать, они велись сначала на основе иллюстративного материала, данного в книгах русского педагога Константина Ушинского, а затем – храмовых икон, где дети должны были узнать и рассказать об участниках Священной истории. Урок заканчивался общим пением «Достойно есть», а затем отец Николай всех благословлял, и дети расходились. Весной 1922 года одно из занятий было неожиданно отменено, в этот день в Петропавловский храм приехала комиссия по изъятию церковных ценностей. Грузовик в сопровождении вооруженных людей въехал на церковный двор, все прихожане были вытеснены за ворота, и ворота были заперты. Был закрыт и храм, в котором оставили только священника. Началось разграбление святынь. С икон снимались серебряные ризы, забирались церковные сосуды, из всех металлических сосудов был оставлен только один. В грузовике сидел солдат, который принимал церковные вещи, а у ворот храма был выставлен часовой, который никого не пропускал на церковный двор. Когда безбожники уехали и люди смогли войти внутрь, то вид разграбленного храма, икон, лишенных почти всех окладов, произвел такое скорбное впечатление, что многие, упав на колени, заплакали.

http://fond.ru/kalendar/888/nikolay/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отошел ко Господу наш дорогой отец» На 83-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря 12.01.2021 2230 Этой ночью 12 января отошел ко Господу протоиерей Николай Беляев , старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге, сообщает сайт обители. Священник умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Дмитрий Павлович Беляев, многодетный отец, внук протоиерея Николая Беляева, по этому поводу написал на странице в социальной сети: «Сегодня, 12 января 2021 года (вт), отошел ко Господу наш дорогой отец, протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Упокой, Господи, его светлую и любящую душу». Старший брат покойного священника, кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории РАН Сергей Алексеевич Беляев (также недавно скончавшийся) так отзывался о своём брате: «Мой брат — отец Николай, который служит в монастыре на Карповке, насколько я знаю по отзывам людей, которые у него окормляются и которые приходят к нему за советом, пользуется и большим уважением, и большой любовью. Все всегда о нем говорят только одни добрые слова. Для меня это, прежде всего, свидетельство того, что брат не просто хорошо несет свое пастырское послушание, а что это приносит людям радость и указывает на то, как строить свою жизнь и как выходить из всяких жизненных коллизий, которые встречаются на пути каждого человека». Биографическая справка: Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме. В 1956 году окончил среднюю школу с золотой медалью в Скопине Рязанской области. Выпускник математико-механический факультета Ленинг радского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), 30 лет посвятил работе в Институте теоретической астрономии АН СССР , где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Последние 15 лет работы в Институте Николай Алексеевич Беляев был ученым секретарем Рабочей группы Астросовета АН СССР «Динамика малых тел Солнечной системы», участвуя в организации и проведении Всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности по комете Галлея. За период работы в институте им было опубликовано более 40 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, написаны пособия и созданы фильмы по комете Галлея, книга «Комета Галлея и ее наблюдение», монография «Короткопериодические кометы» и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/12/ot...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июля Священноисповедник Николай Порецкий Священноисповедник Николай родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Калязинского уезда Тверской губернии в с емье псаломщика Андрея Павловича Порецкого. В 1879 году он окончил Кашинское духовное училище, в 1885м – Вифанскую духовную семинарию. 6 февраля 1886 года Николай был назначен псаломщиком в Параскевинскую церковь в Охотном ряду в Москве. В 1888 году он женился на выпускнице московского епархи­ального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Максимовича Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда ] .  24 июня 1888 года был рукоположен во священника к этому хра­му, на место тестя. С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюда­телем церковно-приходских школ. В 1897 году он был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведу­ющим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год – наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1906 году отец Николай был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных он был избран членом правления Перервинского духовного учили­ща, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Мо­сковского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым. С 1914 года отец Николай состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федо­ровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915–1916 годах он вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка. За свою деятель­ность по реставрации храма, просветительскую, педагогическую и в особенности пастырскую он был неоднократно награждаем. В 1900 году ему прихожанами в соответствии с благословением епархиального начальства был подарен золотой наперсный крест с украшениями, в 1908 году он был награжден наперсным крестом Святейшим Синодом; в 1916 году он был возведен в сан прото­иерея и в том же году за свою активную деятельность на церковно-школьном поприще снова был награжден наперсным крестом, а через некоторое время – митрой.

http://fond.ru/kalendar/553/nikolay/

Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский ЖМП 1 январь 2022 /  26 января 2022 г. 13:00 Величественный образ архипастыря КО ДНЮ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ (ДОБРОНРАВОВА) Двадцать первого ноября 2021 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного церковного деятеля, современника трагических событий в российском государстве и Русской Православной Церкви после Октябрьской революции священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. В житии этого труженика на ниве Христовой сполна отразилась железная поступь XX века: революция, кризис в российском обществе, кровавые гонения на христиан — но и искания духовенством и мирянами путей обновления церковной жизни, освобождения ее от излишних уз государственного контроля, стремление лучших сынов Церкви привнести в ее уклад дух христианской любви и заботы о ближних, просвещения и образованности.  PDF-bepcuя. Путем праведного Иова Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатово Дмитровского уезда Московской губернии в семье приходского священника. В 1881 году Николай окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885 году — Московскую духовную академию. Учился он успешно: семинарию окончил по первому разряду первым в списке, а академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, так что уже в следующем году защитил магистерскую диссертацию на тему «Книга пророка Иоиля». Молодой церковный ученый был назначен преподавателем Священного Писания и еврейского языка, трудился на кафедре основного, догматического и нравственного богословия в Вифанской духовной семинарии, где также был помощником инспектора 1 .  Женился Николай на Анне Александровне Иванцовой-Платоновой — дочери известного церковного ученого, писателя и публициста, заслуженного профессора Московского университета протоиерея А. М. Иванцова-Платонова. В семье родилось двое детей — Александр и Раиса. Третьего июля 1889 года отец Николай был рукоположен в сан священника епископом Можайским Александром (Светлаковым) к Покровскому академическому храму. Однако в этом же году семью постигло тяжелое горе — вскоре после принятия Николаем священного сана скончалась его любимая супруга. Священнослужитель остался с двумя младенцами на руках: сыну Саше тогда не исполнилось и двух лет, а младшая, Рая, была новорожденным младенцем. Молодой пастырь решил пойти по стезе своего тестя 2 , став в августе 1890 года законоучителем и настоятелем домового храма в честь святой царицы Александры 3-го Московского Александровского военного училища, а также законоучителем в нескольких гимназиях. 

http://e-vestnik.ru/history/velichestven...

Петушки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Давным давно, на месте, где стоит нынче удивительной красоты храм, стояла деревянная церковь, которую сожгли отряды Батыя. Позже церковь выстроили вновь. Но деревянный храм снова был уничтожен в Смутное время. После чего местные жители на этом месте воздвигли деревянный крест. Через 300 лет на этом месте на собственные средства решил построить каменную церковь московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. В 1904 году Ивану Павловичу, владельцу тогда крупной бумаго-прядильной фабрики в Переславле-Залесском, удалось приблизиться к реализации своей давней мечты - постройке в Петушках, рядом со своим особняком, кирпичной церкви. 5 сентября 1904 года был отслужен молебен на начало постройки, 15 мая 1905 года произведена закладка храма. Кирпич для строительства выпускал собственный завод. Раствор готовился на яичном белке и схватывался намертво. Иван Павлович лично следил за ходом строительства, был требователен и строг. Все мастера, строители и художники в основном были местными, владимирскими. Размеры построенного храма впечатляли: 47 м в длину, 21 м в ширину, 8,5 м в высоту. Иван Павлович делал заказы только тем, кто мог выполнить работу на высокопрофессиональном уровне. Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой " Товарищество П.И. Оловянишникова " , которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале 20 века. 19 июля 1910 года храм был торжественно освящен. Присутствовали архиепископ Николай, возглавивший богослужение, протоиреи владимирских Успенского и Дмитриевского соборов, духовенство Покровского уезда. В этот же день при участии пртодиакона А.И. Лебедева были освящены и престолы; левый - во имя Святителя Николая Чудотворца, правый - во имя Иоанна Богослова. Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Петр Григорьевич Покровский. Он и оставался настоятелем храма до своей смерти в 1954 году.

http://sobory.ru/article/?object=01864

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010