Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:10–13 ). Итак, хотя я и Петра чту, но не называюсь Петрянин, и Павла так же почитая, не именуюсь Павлянин: понеже быв от Бога, не терплю от человеков имя принимати. Почему, если ты для того называешься Христианин, понеже Христа Бога быти веруешь: то и называйся, и пребывай во Имени сем, да и в самой вещи (Св. Григорий Богослов в беседах на Евангелие). «Лютеране, называя церковь свою Евангельскою, хотя уверяют, что руководствуются одним словом Божиим, но в основании церкви своей приемлют Аугсбургское исповедание с апологиею на оное, члены смалкальденские, огласительное учение Лютера краткое и пространное» (Преосв. еписк. Пенз. Иннокентий в церковной Истории. Отд. II, пер. V, век XVI). «Вслед за Римскою церковию отступили от непреложного учения древних Вселенских Соборов и отделившиеся от нее (церкви Римской) Протестанты (Лютеране и Реформаты); только отступили уже гораздо более» (Высокопреосвященнейший Митрополит Московский Макарий в кн. Введение в правосл. Богословие). Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер 1. История Лютера до его отделения от церкви римско-католической Мартин Лютер родился в 1483 г. 10 ноября 2 в Эйслебене в Гарце. Отец его Ганс Лютер был бедный каменосечец или рудокоп. Мартин был некрасив собою, толст, одутловат, показывал, впрочем, большие способности к учению. Он был вспыльчив, горяч и охотник спорить. Желая видеть в своем сыне ученого адвоката, Ганс, переместившийся, вскоре по рождении Лютера, в город Мансфельд, посылал сына учиться в здешнюю школу. И в доме родительском и в школе Мартин терпел много от сурового с ним обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой. Она собирала свидетельства о старицах для очерков «Схимонахиня Серафима (Бирюлёвская)», «Старица Любовь (Измаиловская)», «Старица Евдокия Диева», помогла найти материал о старице Серафиме (Павлово-Посадской) и подвижнице Вере Емелиной. От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу, за всё! К сожалению, мы не располагали всей необходимой информацией. Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам ссылки на статьи и книги, свои свидетельства и воспоминания о старцах и старицах, имена которых не вошли в сборники. Введение «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».( Мф. 5:14–16 ) Иеродиакон Николай (Сахаров) в статье «Учению архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве…» пишет, что по учению греческих отцов: «…Старец играет роль посредника между послушником и Богом … Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13 )… (В России) духовное наставничество достигло меры старчества в житиях прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной Пустыни … (Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722–1794 гг.))». В послании святого Апостола Павла к Галатам сказано: «…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это особенно видно из поэтического описания у пророка Исаии того оживленного возбуждения и движения, которое произошло в преисподней по случаю низвержения туда вавилонского царя Навуходоносора (Исаии XIV, 9: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем, пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой»). Подобное изображение оживленного состояния умерших находится в описании у пророка Иезекииля встречи в преисподней ассирийского царя Ассура умершими вождями и героями, павшими вместе с ним в ассирийских войнах, (Иезек. XXXI, 3–18: «Вот, Ассур был кедр на Ливане... Все дерева Едемские завидовали ему... Когда Я низвел его в преисподнюю, обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские (дерева), ибо и они с ним отошли в преисподнюю»). Из этих описаний видно, что посмертное состояние людей в Ветхом Завете не представляется ни состоянием абсолютного уничтожения жизни, ни состоянием абсолютной потери всякой личной индивидуальности. Цари, встречающие в преисподней вавилонского царя, не только узнают его, но в то же время воспоминают о своем бывшем на земле царском достоинстве и, встречая нового, пришел в преисподнюю, говорят к нему, как его бывшие царственные собратья. Из других мест Ветхого Завета видно, что «шеол» не представлялся сознанию евреев таким местом, где безусловно сглаживаются и уничтожаются все особенности различных народов. Умирающий еврей, напротив, был убежден, что он отходит к отцам своим, прилагается к народу своему. Тень Самуила, вызванная Аэндорской волшебницей, предсказывая смерть Саулу, говорит ему: «завтра ты и сыны твои будете со мною» ( 1Цap. XXVIII, 19 ) 593 . У пророков встречаются упоминания об особом месте в «шеоле» для необрезанных, в отличие от обрезанных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Южная часть была присоединена к римской провинции только ок. 30г. до Р.Х. Она включала в себя Фригию, Лиаконию и Писидию, которые апостол Павел посетил во время своего первого путешествия (Деян. 13 и 14). К кому было обращено Послание к жителям северной или южной части? Раньше этот вопрос был предметом горячих споров; в наши дни становится все более и более очевидным, что речь идет о жителях северной территории. Апостол Павел восклицает: «О, несмысленные Галаты!». Отнесли бы к себе язвительный тон этого обращения жители юга, которые не осознавали себя галатами, так как были искусственно присоединены к римской провинции Галатия? Обстоятельства написания Послания Это Послание отмечено острой полемикой против иудействующих «агитаторов», которые в отсутствие апостола Павла проповедовали «иное благовествование» (1:6); они призывали к обязательному обрезанию и исполнению Закона. Вероятно, когда апостол в начале своего третьего миссионерского путешествия второй раз проходил через Галатию, для него не осталось незамеченным, что эти «проповедники» приобретали влияние ( Деян.18:23 ). Таким образом, возможно, что Гал. было написано в это время; кроме того, наше предположение подкрепляется тем фактом, что между Гал. и Рим., написанными во время третьего путешествия, много общего. Экзегеза Обращение. 1:1–5. Иудействующие противники оспаривали законный характер апостольства Павла; поэтому-то уже с первых строк Павел утверждает, что он Апостол, «избранный не человеками… но Иисусом Христом» (1:1). Увещание. 1:6–10. Не считая Послания к Евреям, Гал. – единственное Павлово послание, где в начале отсутствует молитва . Апостол в печали: лжепроповедники» хотят «превратить благовествование Христово» (1:7); они должны быть преданы анафеме (1:8; 1:9). Первая часть (1:14 – 2:21) а. Личная апология апостола Павла. Начиная со своего обращения на пути в Дамаск, Павел считал, что получил апостольство от Бога, а не от людей. Ему важно засвидетельствовать это в начале Послания, чтобы отмежеваться, таким образом, от лжеапостолов, которые возмущают спокойствие галатов: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего… я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (1:5–17). На иврите выражение «плоть и кровь» может означать просто «человек» (см. Мф.16:17); ТОВ совершенно справедливо предлагает перевод «не прибегая ни к какому человеческому совету» (1:16). Павел, осознавая, что он получил Божественное откровение, не стремится немедленно войти в общение с апостолами в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Здороваются с Иваном Трофимовичем и Лидиею Валерьяновною. Иван Трофимович . О Дружба, это ты! 13 Вассо . Как голубки воркуем. Смех. Николай Прокопенко . У Таракана новый проект. Лидия Валерьяновна (улыбаясь). Неужели? Вассо . Дэле нашёл, Лидия Валерьяновна... Жюрнал закроем, выпишу из Архангельска пару аленей. За городом детей возить буду. Кто гривенник, кто двугривенный – богатый буду. Татьяна Павловна . Ликвидации не будет: Иван Трофимович достал пятнадцать тысяч. Николай Прокопенко . Серьёзно? Татьяна Павловна . Я всегда говорю серьёзно. Николай Прокопенко . Ура. О-го-го-го... Теперь мы покажем, чорт возьми. Вассо . Малядец. Николай Прокопенко . Да какой же это, с позволения сказать, дурак вам дал? Ай да толстяк – удрал штуку, считайте за мной двугривенный. Вассо . Катыхынски купит надо. Николай Прокопенко . Гениальная мысль, Таракан, – считай за мной двугривенный, – беги за кахетинским. А я возвещу радостную весть всей братии, населяющей дом сей, аки песок морской 14 . Вассо встаёт. Татьяна Павловна . Деньги в столовой на столе. Вассо уходит. Иван Трофимович . Кто же дома? Николай Прокопенко . Сергей блуждает по тёмным аллеям уснувшего сада 15 и вдохновляется. Сниткин в угловой комнате пишет бесконечную повесть о том, как идейная Катя ссорилась со своими глупыми родителями. Addio 16 . Иду, как древний герольд, возвещать победу... (Уходит.) Иван Трофимович . А где Андрей Евгеньевич? Татьяна Павловна . Наверху. Иван Трофимович . Я бы, голубушка, пошёл к нему о делах поговорить, можно? Татьяна Павловна . Разумеется. Иван Трофимович . Вот и отлично. (Идёт к двери.) Не помешать бы только ему. Татьяна Павловна . Вздор. Иван Трофимович уходит. Лидия Валерьяновна . Вы, Татьяна Павловна, продолжайте читать. Не обращайте на меня внимания, я мешать не буду. Татьяна Павловна (принимается за книгу). Мне осталось прореферировать несколько страниц. Сейчас кончу. Если хотите, можете играть на рояли. Лидия Валерьяновна (встаёт). Не помешаю? Татьяна Павловна . Разумеется. Лидия Валерьяновна играет на рояли. Татьяна Павловна пишет в толстую тетрадь. Вассо проходит из столовой в прихожую. Во время игры из прихожей на цыпочках выходят Лазарев и Ершов . Некоторое время стоят и слушают. Затем тихо, чтобы не шуметь, проходят к Татьяне Павловне. Лидия Валерьяновна замечает их и сразу обрывает игру.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Лидия Валерьяновна . Постараюсь. Сергей Прокопенко . Правда? Лидия Валерьяновна . Правда. Сергей Прокопенко . Ну, тогда я спокоен. Вы сделаете, я знаю. Из правой двери выходит Николай Прокопенко . Николай Прокопенко . Здравствуйте. (Никому не подаёт руки. Потягивается и зевает.) Андрей пришёл? Сергей Прокопенко . Видишь, что нет. Николай Прокопенко . Вижу, что нет. Час? Иван Трофимович . Третий. Николай Прокопенко . Важно... выспался... Эхе-хе-хе... Хорошо жить на свете. (Ложится на диван.) Таракан, почему песню не гнусишь, а? Сергей Прокопенко . Оставь его: он в меланхолии. Вассо (встаёт). Ви гдэ спали? Николай Прокопенко . В столовой, Таракан, в столовой. Вассо . Диван свободэн? Николай Прокопенко . Разумеется... Спать? Вассо . Надо же дэлать что-нибудь... Ваша филесофия надоела – говорю откровенно, как челёвек просвещённий... (Уходит.) Николай Прокопенко (ему вслед). Скоро обедать, разбудят, иди лучше наверх, к Андрею... Входит Татьяна Павловна . Татьяна Павловна . Николай, это безобразие. Вы опять всё молоко выпили? Николай Прокопенко (продолжая лежать). Выпил. Татьяна Павловна . Сколько раз я говорила, что молоко можно доставать только утром. Теперь опять к обеду ничего нет. Николай Прокопенко . Извиняюсь. Татьяна Павловна . Вы лежите на моей книге. Николай Прокопенко . Извиняюсь. Достаёт раскрытую книгу. Входит Сниткин. Татьяна Павловна (к Сниткину). Кончили? Сниткин (здороваясь со всеми). Да как сказать... собственно говоря – кончил, но можно и продолжать, если места хватит... Андрея Евгеньевича нет? Татьяна Павловна . Нет ещё. Вы были у Разумова? Сниткин . Был. Да не знаю... так сказать... что из этого выйдет... Прихожу, понимаете ли... вижу, сидит на кровати, собственно говоря, какой-то дикобраз. С правой стороны бутылка пива, с левой – гора окурков... пишет... Я, говорит, иначе не творю... Ну, собственно говоря, попросил ещё десять рублей авансу... И вообще, не стоит с ним связываться… Для народа он ничего, конечно... Только опустился теперь и ничего не напишет для нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Татьяна Павловна . Я верю. Но должна знать из принципа. Иван Трофимович . Какой там, голубушка, принцип. Ну если я назову вам первую попавшуюся фамилию, легче будет? Татьяна Павловна . Вы должны сказать правду. Иван Трофимович . Да бросьте вы, матушка. Татьяна Павловна . Нет, это необходимо принципиально. Иван Трофимович (смотрит на Лидию Валерьяновну). Придётся сказать, Лидочка? Лидия Валерьяновна . Если Татьяна Павловна непременно хочет – разумеется. Иван Трофимович . Я, видите ли... Своё именьице заложил... Пятнадцать тысяч – деньги небольшие... это, так сказать, заём... и потом... (Совсем сбившись.) Одним словом, дело верное, и деньги не пропадут... Ну вот, голубушка, всё, кажется... Татьяна Павловна (к Ивану Трофимовичу). Благодарю вас. Это благородно с вашей стороны. Жму вашу руку. (Жмёт руку Ивану Трофимовичу.) Татьяна Павловна (к Лидии Валерьяновне). Благодарю вас. Лидия Валерьяновна (сухо). Меня не за что. Татьяна Павловна . Прокопенко прав – вы многое можете. Лидия Валерьяновна . Я здесь не при чём. (Очень серьёзно.) Только одно непременное условие: Андрей Евгеньевич не должен знать, откуда эти деньги. Татьяна Павловна . Почему? Лидия Валерьяновна . Так – не должен. Это единственное наше условие. Татьяна Павловна . Странно. В общественном деле... Лидия Валерьяновна . Татьяна Павловна, разве вам не всё равно? Я вас прошу. Очень прошу. Скажите, что деньги достал Иван Трофимович у одного капиталиста. Вот и всё... Хорошо? Татьяна Павловна . Да я не знаю... С принципиальной точки зрения... Хотя, вздор! Я согласна. Иван Трофимович . Вот и великолепно! Вот и хорошо! Я тоже большой нужды скрывать не вижу... Да вот пойди с ней. (Указывает на Лидию Валерьяновну.) Иначе, говорит, я ни за что не соглашусь. Сама же всё это затеяла. Лидия Валерьяновна (перебивая). Иван Трофимович! Иван Трофимович . Ну, ну, ну... Молчу, молчу. Входят Николай Прокопенко и Вассо . Николай Прокопенко . Убирайся к чорту, Таракан, – ты мне расстраиваешь нервы, у меня и без того бессонница. Вассо . А ви думаете, мнэ очень слядко смотрэть на вашу морду?..

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Однажды мы были с ним у Кустодиевых. Сам Кустодиев тогда уже умер, был его сын Кирилл. Потом Николай Павлович увлекся постановкой “Гамлета” в Московском театре. Это была его первая режиссерская проба. Он увлечен был безумно, пропадал все время в Москве. А я тем временем вышла замуж за Андрея. По возвращении, узнав о случившемся, Николай Павлович был ужасно поражен. Он сказал: “Вы дорогая цена, которую я заплатил за “Гамлета”. А я как-то не поняла, что его чувство так серьезно. Но наша дружба через некоторое время возобновилась. Николай Павлович стал художественным руководителем Театра Комедии, его художником и режиссером. Театр сразу расцвел, его постановки имели шумный успех, публика валом валила. В это же время Николай Павлович женился на Елене Владимировне Юнгер, которая раньше была замужем за Колесовым. Елена Владимировна стала играть в Театре Комедии. Вскоре у них родилась дочка Анюта. Надежда Николаевна вышла замуж за кинооператора Москвина и сама стала кинорежиссером, поставила много хороших картин. Как-то Николай Павлович пригласил меня с собой на премьеру спектакля Московского театра “Прекрасная Елена”, какого-то известного московского режиссера. Скука страшная, поставленная в “новом стиле”, без пикантностей и веселья. В театре он познакомил меня с А.А. Брянцевым, он с женой сидел позади нас. Жена его пожилая милая женщина, сам Брянцев чудный, прелестный человек. В антракте он преподнес мне великолепную, огромную шоколадину. Николай Павлович был человек необыкновенно умный, образованнейший и с тонким юмором. Он был очень добрым и отзывчивым, несмотря на чрезвычайно злой язык, и его легко было обидеть. Все это кроме его громадного таланта. Однажды он пригласил нас на премьеру, я пошла с мамой. Приходим, а пропуска нет, кто-то схватил раньше нас, но все-таки пропустили. Мы с мамой скромно встали у стены, зал набит битком. В начале антракта прибегает взволнованный Николай Павлович. Сказав “я обыскался вас” усаживает нас в ложу. Мы были в восторге от спектакля и от всей атмосферы, царившей в театре. Темное время

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-b...

    Татьяна Павловна . Ушёл?     Подгорный . Как видишь.     Татьяна Павловна . Что он?     Подгорный . Так, пустяки, по делу.     Татьяна Павловна . Иди обедать.     Подгорный . Хорошо. Слушай, вот что я хотел тебе сказать... У нас целый день народ. Ты знаешь, я ничего против не имею... Но я уже просил тебя, кажется, чтобы хоть одна комната... наверху... была в полном моём распоряжении... Чтобы никто не смел там хозяйничать...     Татьяна Павловна . Я не понимаю твоего тона.     Подгорный . Не в том дело... Пойми, наконец, я не могу в собственном своём доме остаться на полчаса один, когда мне это нужно... На столе всё перерыто... Прости, пожалуйста... я говорю, может быть, резко, но... одним словом... оставьте в покое мою верхнюю комнату...     Татьяна Павловна . У тебя нервы. Иди есть.  (Берёт книгу). Да, я тебе хотела показать.  (Подаёт ему открытую книгу.)     Подгорный . Что это?     Татьяна Павловна . Заметка о " Народных думах " . Всего читать не надо. Прочти заключение.     Подгорный  (читает вполголоса).  " Не пройдёт и двадцати лет, как интеллигенция русская выродится окончательно и превратится в жалкое, бессильное ничтожество, ни для чего не пригодное и никому не нужное... "     ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Комната первого действия. Пять часов вечера.  Татьяна Павловна  читает за круглым столом. В руках у неё карандаш и толстая тетрадь.  Николай Прокопенко  с подушкой выходит из левой двери и направляется в столовую.     Николай Прокопенко . Ваш муж сбесился.     Татьяна Павловна  (не переставая читать). В чём дело?     Николай Прокопенко  (видимо взволнованный, но стараясь говорить шутливым тоном). В этом только и дело, что сбесился.     Татьяна Павловна   (перестаёт читать). Не понимаю.     Николай Прокопенко . После своей отставки он бросается на мирно спящих людей. Очевидно, тупоумные гимназисты прекрасно подействовали на его печень.     Татьяна Павловна . Говорите толком.     Николай Прокопенко . Выгнал меня ваш супруг. Да-с. Я находился в объятиях Морфея, а сей отставной педагог явился наверх, вытащил из-под моей головы вот эту самую, ни в чём не повинную, подушку и объявил, что если ещё раз застанет меня на своём диване, то спустит с лестницы. Я протестую, милостивая государыня, примите это к сведению как хозяйка дома...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Татьяна Павловна . У тебя нервы. Иди есть. (Берёт книгу). Да, я тебе хотела показать. (Подаёт ему открытую книгу.) Подгорный . Что это? Татьяна Павловна . Заметка о «Народных думах». Всего читать не надо. Прочти заключение. Подгорный (читает вполголоса). «Не пройдёт и двадцати лет, как интеллигенция русская выродится окончательно и превратится в жалкое, бессильное ничтожество, ни для чего не пригодное и никому не нужное...» Действие второе Комната первого действия. Пять часов вечера. Татьяна Павловна читает за круглым столом. В руках у неё карандаш и толстая тетрадь. Николай Прокопенко с подушкой выходит из левой двери и направляется в столовую. Николай Прокопенко . Ваш муж сбесился. Татьяна Павловна (не переставая читать). В чём дело? Николай Прокопенко (видимо взволнованный, но стараясь говорить шутливым тоном). В этом только и дело, что сбесился. Татьяна Павловна (перестаёт читать). Не понимаю. Николай Прокопенко . После своей отставки он бросается на мирно спящих людей. Очевидно, тупоумные гимназисты прекрасно подействовали на его печень. Татьяна Павловна . Говорите толком. Николай Прокопенко . Выгнал меня ваш супруг. Да-с. Я находился в объятиях Морфея, а сей отставной педагог явился наверх, вытащил из-под моей головы вот эту самую, ни в чём не повинную, подушку и объявил, что если ещё раз застанет меня на своём диване, то спустит с лестницы. Я протестую, милостивая государыня, примите это к сведению как хозяйка дома. Татьяна Павловна . Вздор. Идите в столовую. Николай Прокопенко . Да – вздор! (Идёт.) Нет, это не вздор, как отсчитаешь двадцать две ступеньки 12 ... Коммуна, чорта с два... (Уходит.) Пауза. Из левой двери быстро выходит Подгорный , крайне возбуждённый. Подгорный . Я тебе заявляю в последний раз. Можешь устраивать из дома всё что тебе угодно, но если не оставят в покое мою верхнюю комнату – я всех выгоню вон. Поняла? Татьяна Павловна . Во-первых, выпей воды. Во-вторых, вот письмо от Ивана Трофимовича. Подгорный . Убирайтесь к чорту со своими письмами. Всё это мне надоело, опротивело... И не думайте, что я шучу. Я больше переносить такой хаос не в состоянии. Этак с ума можно сойти. Ад какой-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010