Вместе с этим верующим внушается мысль, что они не имеют здесь пребывающего града, но ищут грядущего, стремятся к Иерусалиму небесному, что они в собственном смысле «не странники и пришельцы, но сожители святым и присные Богу», говорится, что древние пророки, «которых весь мир не был достоин, скитались в милотях и козьих кожах, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», и заповедуется страннолюбие и помощь истинным странникам, которые «ради имени его пошли, не взяв ничего от язычников» 49 . Особенно замечательны в указанном отношении слова ап. Петра, в которых он заповедует «пришельцам рассеяния» Малой Азии удаляться от плотских похотей, «как странникам и пришельцам», оказывать «страннолюбие друг другу» и не иметь своим сопутником «огня, разжигающегося в человеке для его искушения» 50 , и вместе с этим внушается верующим, что «такие же страдания случаются и с братьями их в мире», растленном похотью. ( 1Пет.2:11, 4:9, 12, 5:9 ; 2Пет.1:4 ). Наконец, у ап. Иоанна слово «мip», кроме обыкновенного, имеет еще особое техническое значение и именно то самое, какое должно иметь для отшельников. В этом смысле Апостол употребляет это слово, характеризуя отношение лжепророков к миру: верующие от Бога и не должны любить мир: лжепророки, отделившиеся от верующих, этим обнаружили, что они от мира ( 1Ин.4:6, 2:19, 4:5 ); происходя от мира, они и «вошли в мир» и «говорят от мира и мир слушает их» ( 1Ин.4:5, 1 ; 2Ин.1:7 ). Отсюда мысль о противоположности и победе верующих над миром, в котором действуют лжепророки, составляет общую мысль и посланий и Апокалипсиса, и в Апокалипсисе представляется как бегство в пустыню жены облеченной в солнце, так и пребывание в пустыне жены, сидящей на звере багряном ( Откр.12:6, 14, 17:3 ). В Евангелии Иоанна с самого начала указывается на мир, не познавший Господа, и на иудеев, Его не принявших, и затем вражда иудеев к Господу представляется как вражда против него мира, завершившаяся победой Господа над миром – мысль особенно подробно выраженная в первосвященнической молитве Иисуса 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Во всех этих пророчествах апостолы отправлялись от современного им положения дел и, указывая прообраз будущих еретиков в современных им лжеучителях 26 , иногда изображают тех и других такими общими чертами, что день Христов представляется вместе с этим все более и более приближающимся. Общее открытое отделение лжепророков от церкви, начавшееся около времени разрушения Иерусалима и через то означавшее, согласно предсказанию Господа, последнюю фазу развития лжепророчества перед самой кончиной мира 27 , и вызвало собою ту полноту новозаветного пророчества, которую мы находим в Апокалипсисе. Исполнение предсказания ап. Павла об «откровении противника», как последнем признаке кончины мира, началось в современных ап. Иоанну «антихристах», и с их появлением данное Иоанну «откровение» предвозвестило близость суда Божия над лжепророчеством и кончину мира им одушевленного. Если, с одной стороны, близость дня Господня он определяет еще так: «неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще»: то, с другой стороны, предвозвещает пришествие Господа имеющим быть «скоро», так что «и времени уже не будет». «Чадца, последний час! И как вы слышали, что идет антихрист, а теперь антихристов много, то мы и узнаем, что последний час» 28 , – вот тот момент, которым определяется развитие лжеучения среди верующих во время пребывания ап. Иоанна в Малой Азии. II Из контекста новозаветных писаний мы видим, что обличаемое ап. Иоанном малоазийское лжепророчество исторически образовалось в недрах самой церкви Христовой. Но по мысли самого ап. Иоанна как «всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ), так и современное ему лжепророчество в существе своем произошло не от истинного учения Христова: малоазийские лжепророки вошли «во двор овчий не дверьми, но инде прелазя»; «они вышли от нас, – замечает Апостол, – но не были от нас» ( Ин.10:1, 8 ; ср. 2Пет.2:1 ; 1Ин.2:19 ). Сообразно с этим самый корень, «старую закваску» ( 1Кор.5:7 ; Гал.5:9 ), малоазийского лжеучения нам необходимо искать вне христианства – в иудействе или в язычестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Возьмем самое краткое и первое евангелие – от Марка. Как оно начинается? „Начало евангелия Иисуса Христа, сына божия, как написано у пророков: вот я посылаю сына моего пред лицом твоим, который приготовит путь твой перед тобой; глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь господу, прямыми сделайте тропинки для него”. И дальше рассказывается, что явился – во исполнение этих пророчеств Малахии и Исаии – Иоанн – Креститель, который крестил народ в пустыне и проповедовал, что вслед за ним идет сильнейший его, у которого он не достоин развязать ремень сандалии, и который будет крестить людей не водою, как Иоанн, но духом святым. Иисус здесь прямо назван Христом, сыном божиим; но греческое слово Христос есть буквальный перевод еврейского слова Мессия. Евангелие начинается с цитаты из пророков и сейчас же следует рассказ о том, как это пророчество, в лице Иоанна Крестителя, исполнилось. И читая Марка далее, мы не раз встретим по поводу тех или иных слов и дел Иисуса или событий из его жизни ссылки на пророков: „да сбудется реченное писанием”... С другой стороны, сами дела и речи Иисуса должны были свидетельствовать о том, что он, действительно, Мессия. В евангелии от Марка не просто рассказывается о чудесах и учении Иисуса, но старательно подчеркивается, что Иисус словами и делами производил совершенно необычайное впечатление. Вот Иисус в Капернауме, учит в синагоге: „и дивились учению его, ибо он учил, как власть имеющий, а не как книжники”. В синагоге был человек, одержимый злым духом: и вот злой дух, устами одержимого, вскричал: „оставь, что тебе, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас? Знаю тебя, кто ты – святой божий!» Но Иисус изгнал из больного злого духа; и опять все дивятся; „что это? что это за новое учение, что и духам нечистым повелевает?” Смущало христиан то обстоятельство, что Иисус не восторжествовал, но был схвачен и распят. И на это сомнение должно было ответить евангелие от Марка. Ответ тот же: „и сбылось слово писания, гласящее: и ко беззаконным причтен”. Иисус по словам евангелия от Марка, сам даже знал, что должно быть, и наперед предсказал апостолам свои страдания, смерть и воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Вот несколько примеров. Равви Иозе бен – Иоханан говорил: „пусть дом твой будет открыт настежь, пусть бедные будут твоими домочадцами”; в евангелии от Луки эта заповедь развита таким образом: „когда делаешь ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя не позвали как нибудь и не получил ты воздаяния; но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных”. Равви Иаков говорил: ,,этот мир подобен преддверию в будущий мир, приготовься в преддверии, чтобы мог вступить ты в чертог, трапезы”; в евангелии от Матфея есть притча, уподобляющая царство небесное брачному пиру, участие в котором дается только избранным в брачной одежде, а кто не в брачной одежде, тот изгоняется вон. Далее, аргументы ученых, старающихся доказать, что все изречения евангелия откуда – либо заимствовал, не выдерживают критики и с общей точки зрения. Именно, если основываться только на сходстве изречений более позднего пророка с изречениями более раннего пророка, то можно всякого более позднего пророка объявить не существовавшим, так как такие черты сходства всегда могут быть найдены в достаточном количестве. Наконец, при таких сравнениях забывается самое главное: увлекаются сравнениями отдельных изречений и выражений и забывают о целом. Пусть отдельные изречения и выражения близко подходят к изречениям и выражениям пророков и раввинов; в целом, несмотря на некоторые противоречия, проповедь Иисуса, как почувствует всякий, внимательно читавший синоптиков, проникнута одним духом, одним тоном, одним содержанием. Если мы выделим то, что, наверное, не принадлежит Иисусу, то эта цельность будет еще заметнее, еще резче. Прочитав синоптиков, мы почувствуем, что в них, действительно, записано много подлинных речей Иисуса, почувствуем его личность, стремления, настроение. Можно сочинить отдельные изречения и притчи; но нельзя, расположив их в беспорядке, как у синоптиков, все – таки достичь того, что за ними будет чувствоваться живой проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Всё это говорит за то, что Савл видел в христианстве только одну опасность иудейству и поэтому, естественно, восстал и вооружился против него. Дееписатель Лука про это время жизни апостола замечает, что Савл «терзал Церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» 16 . Истребление христианства Савл считал долгом совести и – мало того – делом богоугодным. По собственной инициативе, он испрашивает у первосвященника, председателя синедриона (имевшего главный надзор за всеми синагогами, как в Иудее, так и вне её, и право налагать исправительные меры и наказания на нарушителей закона), полномочие на арест всех христиан 17 . Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан. На пути в Дамаск произошло то необычайное дело благости Божией, вследствие которого дышавший гневом Савл, гонитель Христа, превратился в Его ревностнейшего служителя, самонадеянный и гордый фарисей стал смиренным христианином, повержен был в прах иудей Савл, но восстал апостол Павел. Дееписатель Лука повествует, что, когда Савл со своими спутниками приближался к Дамаску и была близка цель его путешествия, внезапно Савла осиял свет с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? – Он сказал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» 18 . Внезапный и слишком яркий свет так подействовал на зрение Савла, что он перестал видеть и бывшие с ним люди должны были вести его за руку. Три дня Савл не видел, не ел и не пил. Эти три дня были муками рождения для Савла, временем перехода от смерти к новой жизни; и чем решительней и энергичней был его характер, тем с большими муками происходило возрождение Савла. Один благочестивый муж из христиан, именем Анания, возродил Савла святым крещением и доставил ему духовное и телесное выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Вчитываясь в евангелия синоптиков, мы увидим, что таково, действительно, было главное содержание проповеди Иисуса. Царство божие близко, у порога; надо приготовиться к нему и ждать его пришествия; кто будет достоин, тот будет участником царства, кто будет недостоин, тот будет ввержен в геенну огненную. О скорейшем пришествии царства надо молиться; надо жить достойно и соблюдать заповеди, чтобы не лишиться участия в царстве. Молиться надо так: „Отче, да святится твое имя, да приидет твое царство, хлеб наш дай нам на каждый день, и отпусти нам наши грехи, ибо и мы отпускаем всякому, кто нам должен, и не введи нас во искушение, но избавь нас от нечистого (духа)“. Тут четыре просьбы: о пришествии царства, о насущном хлебе, о прощении грехов, об избавлении от бесов. Кто будет иметь насущный хлеб, тот доживет до царства; а кому простятся грехи и кого не введет в искушение нечистый, тот будет участником царства. Все было просто и понятно народной массе, толпившейся вокруг Иисуса. Желанно царство божие; но разве доживут до него голодные, разве голод – не лучший союзник нечистого, вводящего в искушение? Исполнился срок, приблизилось царство небесное – говорил Иисус. Но как – будто нет никаких его признаков – возражали ему. На это Иисус отвечал притчею: царство божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Сейчас царство божие – как зерно горчичное, самое малое из всех семян, посеянное в землю; незаметно и под спудом созревает оно, но когда созреет и взойдет, то становится больше всех злаков, так что под тенью его могут укрываться и птицы небесные. И слушатели верили Иисусу. Они верили, что дух сказал ему, и открыл ему божественную тайну там, на небе, уже все приготовлено, царство созрело, и вдруг появится оно, как росток из под земли, раньше невидимый. „Покайтеся“ – призывал Иисус всех в преддверии царства. То же самое говорил и Иоанн – Креститель, который погружал каявшихся в воду Иордана, как бы смывая с них грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Даже из второго послания к Тимофею можно видеть, что Апостол скорее был осужден юридически, чем мог погибнуть от толпы ( 2Тим.4:17–18 ; ср. Деян.28:16 ). Помимо того, указанное возражение предполагает, что Апостол был на особом виду у язычников в Риме, и на него первого должно было обрушиться гонение Нерона: между тем опять из второго же послания к Тимофею мы узнаем, что Апостола приходилось в Риме «искать с великим тщанием» ( 2Тим.1:17 ). Вообще же Апостол, не раз подвергаясь преследованиям, находил возможность избегать опасности в самых критических обстоятельствах, как напр. в Дамаске, где он «в корзине был спущен из окна по стене» ( 2Кор.11:23, 32 ; ср. Деян.23:6 ). Последователи Апостола из единоплеменных ему иудеев конечно могли отличаться теми свойствами, которые характеризуют Израиля от начала его истории до настоящего времени, и через то могли спасти Апостола для тех, для которых ему нужно было «оставаться во плоти» ( Флп.1:24–25 ). Еще менее сильно другое возражение, по которому Апостол в прощальной речи к ефесским пастырям высказал свое последнее прощание с оставляемою им малоазийской паствой ( Деян.20:18–38 ). Но на эту речь никак нельзя смотреть, как на последнее прощание Апостола с малоазийской паствой. Его слова: «и ныне, вот я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя царствие Божие», и скорбь всех прощавшихся с ним «особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его», – объясняются ввиду предстоявших Апостолу уз и неизвестности будущего, ввиду того, что «Дух Святый свидетельствовал, что узы и скорби ждут его» ( Деян.20:23 ); но не в виду мученической кончины Апостола в узах. На такое именно понимание указывает и утешение Апостола скорбевшим о нем в Кесарии: «что вы делаете, что плачете, и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). В отличие от такого предсказания об ожидающих Апостола узах и неизвестности их конца можно указать предсказание его в его последнем послании: «время моего отшествия настало» и предсказание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

для немощных был как немощный, чтобы преобрести немощных» 78 . Но иудеи имели большую неприязнь к ап. Павлу. Когда подходил к концу семидневный срок обета назорейства, малоазийские иудеи, пришедшие из Ефеса на праздник Пятидесятницы, увидев ап. Павла в храме, возмутили весь находившийся тогда в Иерусалиме иудейский народ против него и наложили на него руки, крича: «Мужи израильские, помогите! Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие». Иудеи обвинили апостола в осквернении храма, так как видели его в городе с ефесянином, по имени Трофимом, христианином из язычников, и думали, что ап. Павел вводил его в храм 79 . Немного было нужно для возбуждения иерусалимлян. Весь город пришёл в движение. Большая толпа собралась в храме и около храма. Ап. Павла схватили, повлекли вон из храма, ворота храма немедленно были закрыты, чтобы святое место не было осквернено пролитием крови. Удары сыпались на апостола, и разъярённой толпой он мог быть разорван на части, если бы своевременно не вмешался тысяченачальник (командир) римского полка, стоявшего в соседнем замке Антония, на северо-западе от храма, по имени Клавдий Лисий. Он отнял жертву у разъярённой толпы и, полагая, что схватил важного преступника, приказал сковать его двумя цепями. На вопрос Лисия ап. Павлу: «Кто он и что сделал?» – ответом были беспорядочные выкрики толпы, полные злобы и дикой ненависти, из которых можно было только разобрать: «смерть ему». Не имея возможности среди этой сумятицы узнать ничего верного, Лисий приказал вести апостола в крепость. Однако от большого стечения народа была такая давка, что римским солдатам пришлось на руках нести апостола по лестнице. При входе в крепость ап. Павел обратился к Лисию на греческом языке с просьбой разрешить ему говорить с народом. Удивлённый знанием греческого языка узником, Лисий разрешил ему обратиться к народу. С лестницы крепости на родном еврейском (арамейском) языке апостол обратился с речью к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Дойдя до Аквилей, крупного конечного порта на Адриатическом море, они вошли в пределы Галлий, минуя Италию, с целью продолжать путь в Испанию, но здесь ап. Павел был схвачен и как узник доставлен в Рим. На границе Галлии стояли крупные заставы из римских легионов, здесь было много римских государственных чиновников, здесь живы были воспоминания о недавнем пожаре Рима и о мнимых виновниках этого пожара – христианах; поэтому, когда представители гражданской власти увидели одного из руководителей христианского общества – ап. Павла, – его задержали. Почему же ап. Павел не был схвачен ранее, например, в Греции, Далмации или в Малой Азии? Гонение на христиан после пожара Рима в 64 г. было местным, очагом оно имело только Рим и за пределы Рима не вышло; поэтому христиан за пределами Рима тогда не преследовали, и они жили спокойно. Но в Риме личность ап. Павла, как одного из руководителей христианской общины, уже вызывала подозрение языческих властей, и поэтому он был заключен в темницу или (более вероятно) содержался в претории под крепким надзором, так как апостол имел общение со своими спутниками, чего нельзя было делать из темницы 123 . При заключении апостола с него был снят допрос, закончившийся обвинением апостола, вероятно, в принадлежности к «преступному» обществу христиан 124 . Однако, несмотря на тяжесть заключения, апостол не падал духом: видение Господа подкрепило его, и он не забыл своего основного призвания – благовестия Евангелия. Он шлёт Крискента для благовестия Евангелия и устроения церковных дел в Галатию, Тита – в Далмацию, Тихика – к Тимофею в Ефес с посланием, которое составляет в заключении. В этом послании к Тимофею (втором), полном задушевной любви к возлюбленному сыну и представляющем собой лебединую песнь апостола, идущего навстречу смерти, он, рисуя образ истинного пастыря стада Христова, каким должен быть Тимофей, даёт ему последние указания и сообщает о безнадёжности своего положения. «Я, – пишет апостол, – уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизнь) совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия... Постарайся придти ко мне скоро, ибо Димас оставил меня... Один Лука со мною... При первом моём ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же... укрепил меня... Постарайся придти до зимы...» 125 . Апостол разумел зиму 67 года. Пришёл ли Тимофей из Ефеса в Рим, неизвестно, но трагический конец наступил скоро, и о нём определённо говорит ученик апостола Климент Римский , несомненно, очевидец всего совершившегося. «Апостол, – говорит он, – доходил до границ запада и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Духовные вожди иудейского народа, две религиозные партии – фарисеи и саддукеи, враждовавшие между собой, нравственно не соответствовали своему высокому положению, погрязли в законничестве. Закон они понимали как выполнение внешних обязанностей и менее всего заботились о своем внутреннем, духовном устроении. Примеры этого вы знаете из притчи Господней о мытаре и фарисее. Саддукеи заботились о внешнем устроении жизни и нисколько не думали о жизни духовной. Это были преимущественно плотоугодннки. Их называл Господь вождями слепыми ( Мф.15:14 ). Иоанну Крестителю и предназначалось прежде всего исправить эти неправильные взгляды и приготовить людей к принятию Мессии – Христа Спасителя, как Бога. Он должен был пред народом еврейским засвидетельствовать о Мессии, согласно древним пророчествам, как о Духовном Вожде. И вот, когда был глагол Божий к Иоанну, он явился на берег Иордана и из уст его полилась возвышенная пламенная речь о том, что среди народа стоит Вождь Духовный – Христос Спаситель, Которому он недостоин развязать ремень от сапог Его. Я. говорил Иоанн, крещу вас водою, для покаяния, но среди вас стоит Сильнейший меня, Который будет крестить Духом Святым и огнем. Народ толпами шел на Иордан, чтобы слышать эти пламенные речи Иоанна, и крестился у него. К приходящим Иоанн обращался с призывом к покаянию, пробуждая сознание греховности и подвигая их к исправлению, чтобы быть достойными принять крещение. Всему простому народу он говорил: кто имеет что-либо лишнее из пищи, одежды – поделись с ближними. Воинам, которые приходили и спрашивали, что им делать, он отвечал: не берите лишнего, довольствуйтесь своим жалованием. Мытари и сборщики податей спрашивали: что нам делать? Он также говорил им: не берите лишнего сверх положенных податей. Шли некоторые из фарисеев и книжников, хотя большинство их и не верило в миссию Иоанна. Иоанн обличал их, говоря: «Похождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Лк.3:7–8 ). И шел народ, и крестился от него. Со дня на день ожидали пришествия Господа. Иерусалим встревожился. Книжники и фарисеи потребовали от Иоанна дать им ответ, кто он. Иоанн ответил им словами пророка Исаии, что он – глас вопиющего в пустыни и пришел приготовить путь Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010