Образ Сербии. Православная Босния На северо-востоке современной Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в приобретшем особое значение Зворнике. В XVI веке Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской Патриархии, но после ее упразднения в 1766 году оказалась под юрисдикцией Патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX века кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 году митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич, при котором жизнь епархии развивалась во всех отношениях. Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии. В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого Хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны. Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 году на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). С приходом владыки Василия епархия пережила настоящее возрождение. Во время гражданской войны 1991–1995 годов на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину. По окончании войны владыка Василий делает все возможное для оживления церковной жизни, восстановления разрушенных и строительства новых святынь. В настоящее время епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. На ее территории расположены такие древние монастыри, как Тавна, Озрен, Ловница, Папрача, Кнежина, Сасе и др. Монастырь святителя Василия Острожского в Биелине

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Мандич Петар; 5.08. 1840, с. Грачац, близ г. Задар (ныне в Хорватии) - 2.08.1907, г. Опатия, обл. Истрия (ныне в Хорватии), митр. Дабро-Босанский. Род. в семье свящ. Николая и Софии (из известной семьи Будисавлевич), к-рые имели 7 детей, в т. ч. сына Тому (1827-1906), ставшего священником. Племянником Н. был выдающийся серб. физик Никола Тесла (1856-1943), сын его старшей сестры, Георгины (1822-1892). После завершения начальной (немецкой) школы Петар поступил в семинарию в Плашки. 15 дек. 1863 г. рукоположен во диакона, 18 дек.- во иерея и назначен в приход в г. Карловац. Одновременно преподавал в семинарии и служил в приходе в Плашки. В 1879 г. возведен в сан протоиерея. После смерти жены и 3 детей, 13 мая 1891 г. принял монашеский постриг в мон-ре Гомирье , 14 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Синодом К-польского Патриархата 14 мая 1892 г. избран епископом Зворникско-Тузланским (см. Зворникско-Тузланская епархия). Епископская хиротония состоялась 12 июля 1892 г. в г. Тузла. Н. освятил много новых храмов и приходских домов, ввел в приходах ведение метрических книг и др. документов, уделял внимание регистрации браков и преподаванию Закона Божия. Его действия способствовали реформированию устройства епархии. 7 нояб. 1896 г. назначен на Сараевскую кафедру (см. ст. Дабро-Босанская епархия ); оставался администратором Зворникско-Тузланской епархии до 29 апр. 1897 г. Для улучшения управления Дабро-Босанской епархией он выделил из ее состава Баня-Лукско-Бихачскую епархию (см. Баня-Лукская епархия ). Благодаря многолетним усилиям Н. летом 1905 г. была утверждена церковно-образовательная автономия правосл. Церкви в Боснии и Герцеговине (см. ст. Босния и Герцеговина ). Первоначально был похоронен на кладбище в Кошево (близ Сараево), но после разорения этого кладбища его останки были перезахоронены в кафедральном соборе в Сараево. Лит.: Д. Р. Hukoлaj српско-православни митрополит дабро-босански: [Некр.]//Српски Сион. Сремски Карловци, 1907. Год. 17. С. 472-473; Ucmopuja. 2; Српски jepapcu. С. 374. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565992.html

Его преемник митр. Николай (Мандич ; 1896-1907) добился епархиальной церковно-школьной автономии, освятил много новых церквей. В 1900 г. из состава Д.-Б. е. была выделена как самостоятельная Баня-Лукско-Бихачская епархия (см. ст. Баня-Лукская епархия ). В епархии осталось 78 приходов. В апр. 1906 г. было введено новое деление Д.-Б. е. на 6 протопресвитерств: Сараевское, Варцар-Вакуфское и Герзовское, Вишеградско-Рогатицкое, Ливнско-Гламочское, Сребреницко-Власеницкое, Травникско-Бугойнское. С 1908 по 1920 г. Д.-Б. е. управлял митр. Евгений (Летица) . Во время первой мировой войны нек-рые представители духовенства подверглись арестам, несколько было убито. В 1920 г. Д.-Б. е. вошла в состав объединенной СПЦ. В нач. 20-х гг. ХХ в. Д.-Б. е. окормляла 168 375 чел., имела 2 протопресвитерства (Сараевское и Травникское), 5 наместничеств (Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Вишеградское, Ливнско-Гламочское, Рогатицкое), 64 прихода, 56 церквей, 61 священника. Действующих мон-рей не было, на подворье (метох) в Иерусалиме подвизался один монах. В 1917 г. Духовная семинария переехала из Релева в Сараево, в 1920 г. было введено 5-летнее обучение, в 1928 г.- 6-летнее. С 1882 г. до закрытия в 1941 г. ее окончили 860 чел., в т. ч. неск. буд. иерархов СПЦ, напр. буд. Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) . При сщмч. митр. Петре (Зимониче ; 1920-1941) было построено неск. церквей, в т. ч. Преображенский собор в Сараеве, к-рый 8 сент. 1940 г. торжественно освятил Патриарх Гавриил V (Дожич) . Митр. Петр рукоположил ок. 40 священнослужителей, основал фонд поддержки престарелых и больных священников. Действовали епархиальные детские дом и сад, просветительское братство св. Саввы. В 1935 г. Д.-Б. е. делилась на 6 наместничеств (Сараевское, Гораждское, Плевлянское, Приепольское, Рогатицкое, Травникское), имела 81 церковь и часовню, 72 священника, 5 мон-рей, 11 монахов. Во время второй мировой войны духовенство Д.-Б. е. подверглось гонениям со стороны властей Независимого гос-ва Хорватия. Митр. Петру советовали покинуть Сараево, но он отказался оставить паству. 12 мая 1941 г. он был арестован и помещен в концлагерь в Госпиче, дата его гибели остается неизвестной. Были убиты более 27 священников и 3 монаха. 10 авг. 1941 г. вместе со свящ. Реле Спахичем были убиты 26 прихожан. Почти все храмы закрыли, многие разрушили. В здании Сараевской семинарии разместили тюрьму.

http://pravenc.ru/text/168468.html

При своей жизни он пожертвовал на церковные и школьные потребности до 50.000 гульденовъ, и такую же сумму оста­вил на разные благотворительные дела по духовному завещанию. После смерти митрополита Георгия Николаевича на дабро-боснийскую митрополию назначен был 26 октября 1896 г. Николай Мандич (род. 5 августа 1840 г., 20 мая 1907 г.), бывший с 14 мая 1892 г. мит­рополитом зворинко-тузланским. Еще до назначения на зворнико-тузланскую митрополию, как архимандрит монастыря Гомирья (кар­ловецкой митрополии), Николай Мандич отмечен был кавалерским крестом ордена Франца Иосифа за „лояльное» поведение относи­тельно Австрии и правительства. Назначение его на зворнико-тузлан скую митрополию и потом на дабро-боснийскую состоялось по воле правительства, вопреки желанию духовенства и народа. Обязанный своим возвышением австрийской власти и стоя лишь в номинальной зависимости от константинопольского патриарха – читаем в .Цер­ковных Ведомостях – Николай Мандич часто действовал в ин­тересах поработителей Боснии и Герцеговины и в ущерб интере­сам сербской народности и всего славянства. Всякие следы влияния России на церковную жизнь единоверного и близкого по крови народа тщательно уничтожались при нем. Естественное недовольство мирян таким поведением высшего клира выразилось даже в 1898 г. в жалобе мирян на через меру угодливых Австрии иерархов пат­риарху. В последние годы, вирочем, недоразумения паствы со своим архипастырем были улажены (Церк. Вед. 1907. 34, стр. 1461) – О Савве Косановиче см. Богословский Вестник, 1895, апрель, стр. 77– 78; 1904. июль. стр. 274–277. О Георгии Николаевиче-там же. 1895. февр., стр. 256–257; 1907, июнь. стр. 407 409; 1899. апрель, стр. 6о8. О Николае Мандиче-там же. 1895. фенр., стр. 258–259; 1897, июнь, стр. 409; 1898. авг., стр. 194–195: 1900. июнь, стр. 241; 1901г. сент. стр. 161, 1909, апрель. стр. 644–646. Предшественник его митрополит Серафим Перович (род. 1827, 17 февр. 1903), за время своего управления герцеговинско-захолмской кафедрой (1889–1903), сделал много доброго для своей митро­полии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Новая митрополия баньялуцко-бихачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: баньялуцкого, котор-варошскрго, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, npujeдopckoro, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 134 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше благоволение сербско-православному народу округов баньялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы надеемся, что новая епископия с полнотой благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, в спасение душ и облагорожение разума, и сердца, и по светлому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтверждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2(14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с.р.». 1446 В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловицкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому императору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и вступил в отправление своих обязанностей. Хиротонию совершили высокопреосвященные митрополиты: дабро-боснийский Николай Мандич, герцеговинско-захолмский Серафим Перович и зворнико-тузланский Григорий Живкович. Представителем вселенского константинопольского патриарха при посвящении был митрополит Николай Мандич. При встрече и посвящении нового баньялуцкого митрополита бросалось в глаза почти полное отсутствие представителей народа из баньялуцкого и бихачского округов. Из сорока слишком городских и сельских церковно-школьных общин участвовало при встрече и посвящении только шесть, —164— ж то по несогласию с теми остальными. Причиной этого – читаем в «Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Меминском, костайницкого округа в Хорватии. Отец его Григорий Живкович был в означенном селе учителем, и потом священником в селе Дубице. Основные школы (сербскую и немецкую) Николай Живкович проходил в Дубице, приготовительные к гимназии классы – в Петринье. Первый гимназический класс учился в Загребе, а со второго до шестого в Карловцах. По окончании шестого класса гимназии перешел в карловицкую богословию, которую с успехом окончил в 1860 г. Службу начал по тогдашнему обычаю сельским учителем, но в 1861 г. женился и рукоположен в диакона и священника бывшим белградским митрополитом Петром и назначен капелланом к своему отцу в Дубицу, где в тоже время состоял учителем, в 1862 г. перемещен капелланом в Церковный Бок, в 1863 г. выдержал катехетский экзамен и в том же году 23 августа определен катехетом (законоучителем) в реальное училище в Раковце близ Карловиц, а в 1871 г. по выдержании профессорского экзамена в Вене в экзаменационной комиссии (в числе членов комиссии был между прочим знаменитый профессор-славист Фр. Миклошич), продолжал в течении целых 30 лет преподавательскую службу в том же реальном училище, пользуясь общим уважением со стороны товарищей и учеников. В то же время он был одним из деятельных членов консистории и школьного комитета горно-карловицкой епархии при митрополитах Лукиане Николаевиче и Феофане Живковиче. Последний возвел его в сан протопресвитера. Рано овдовев, потеряв также и всех детей, кроме сына Николая, он в преклонных уже летах принял монашеский чин с именем отца своего Григория и в сане патриаршего протосинкела получил в управление монастырь Гомирье. В самом начале 1897 г. перешел в Боснию в звании члена сараевской консистории и 14 января того же года произведен митрополитом Николаем Мандичем в сан архимандрита. А когда вскоре затем скончался дабро-боснийский митрополит Георгий Николаевич и на его место поступил зворникский и дольно-тузланский митрополит Николай Мандич, то архимандрит Григорий избран был синодом константинопольской патриархии, утвержден императором

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14-го мая 1892 г. назначен митрополитом на зворнико-тузланскую епархию, а после смерти митрополита Георгия Николаевича – на митрополию дабро-боснийскую 26 октября 1896 г. Еще до назначения на зворнико-тузланскую митрополию, как архимандрит монастыря Гомирья, отличен был кавалерским крестом ордена Франца Иосифа за «лойяльное» поведение относительно Австрии и правительства. Назначение его на зворнико-тузланскую митрополию и потом на дабро-боснийскую состоялось по воле правительства, вопреки желанию духовенства и народа. По поводу хиротонии архимандрита Николая в митрополита зворнико-тузланской епархии возникло было в мае 1892 года недоразумение между константинопольской патриархией и австрийским правительством. Так как в Боснии и Герцеговине до 1900 года было всего три митрополии, между тем по церковным правилам и по установившейся практике для совершения епископской хиротонии требуются три епископа (по смерти же одного из трех наличных в Боснии и Герцеговине митрополитов оставалось бы только два), то патриархия предполагала назначить третьим одного из митрополитов, подчиненных константинопольскому патриаршему престолу. Но это предположение не соответствовало тайным вида австрийского правительства, мечтающего не о закреплении, а о разрушении канонической связи оккупированных провинций с Константинополем, и чрез своего посла при Высокой Порте, барона Каличе, оно заявило протест против этого предложения и потребовало назначения третьим соучастником в хиротонии зворнико-тузланского митрополита кого-либо из епископов, подчиненных карловицкому патриарху. После некоторого колебания патриархия согласилась на это требование и вошла в сношение с карловицким патриархом о командировании одного из подчиненных ему епископов для участия в хиротонии зворнико-тузланского митрополита… Обязанный своим возвышением австрийской власти и стоя лишь в номинальной зависимости от константинопольского патриарха – читаем в «Церковных Ведомостях» – Николай Мандич часто действовал в интересах поработителей Боснии и Герцеговины

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—193— епископа Никодима, «первого сербского владыки в Вене», были весьма торжественны. 1642 Накануне праздника Рождества Христова 1896 года Котор, кафедральный город боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии, постигло большое несчастье. Сгорел дотла православный кафедральный собор во имя св. Николая Чудотворца. 1643 Сгорели все иконы и вся церковная утварь вплоть до архиерейских и священнических одежд, приготовленных для торжественного богослужения 25 декабря. Горько плакали о таком великом несчастье православные сербы и сам владыка преосвященный епископ Герасим. Правда, что церковь была застрахована в 30 тыс. гульденов, но убытки превышали 100 тыс. гульденов, да и могли ли быть возвращены за какие бы то ни было деньги многие святыни сгоревшего храма?… Нужно было думать и озаботиться постройкою нового храма. На всеподданнейшую просьбу преосвященного Герасима от лица своей епархии император Франц-Иосиф милостивым указом предписал, чтобы в г. Которе немедленно приступленно было к постройке на государственные средства нового величественного соборного храма, на каковой предмет из своих сумм пожертвовал 10 тыс. гульденов. Можно себе представить, с какою великою радостью приняли сербы боко-которской епархии известие о такой царской милости! 1644 Дай Бог, чтобы сербы боко-которской епархии скорее дождались возможности молиться в новом своем православном храме! В Боснии и Герцеговине всего, как известно, три митрополии: 1) дабро-боснийская с кафедрой в г. Сараево, 1645 2) герцеговинско-захолмская с кафедрой в г. Мостаре и 3) зворникская и тузланская с кафедрой в г. Дольней Тузле. 1646 Митрополит зворникский и тузланский высо- —194— копреосвященный Николай Мандич 1647 в октябре 1896 г. переведен на старейшую дабро-боснийскую митрополию, освободившуюся после смерти дабро-боснийского митрополита Георгия Николаевича (сконч. 8 февр. 1896 г.). На вакантную зворникскую и тузланскую кафедру избран 27 апреля 1897 г. в патриаршем синоде в Константинополе и императором австрийским утвержден 17 мая председатель сараевской консистории архимандрит Григорий Живкович. 1648 Посвященный в сан епископа 27 июля, он тогда же вступил в управление вверенной ему епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Боко-Которская. Епископ Боко-Которский. Дубровницкий и Спичанский Герасим (Петранович). Кафедра: г. Котор (итал. Cattaro). Прим. Титул архиепископа-митрополита: высокопреосвященный. Г) Сербской Босно-Герцеговинской в Боснии и Герцеговине оккупированных Австро-Угрией, но в церковном отношении почти номинально остающихся под высшей канонической властью Константинопольского патриарха 1) Митрополия Дабро-Боснийская. Архиепископ Сараевский, митрополит Дабро-Боснийский и экзарх всей Далмации Николай (Мандич). Кафедра: г. Сараево. 2) Митрополия Герцеговинско-Захолмская (Мостарская). Митрополит Серафим (Перович). Кафедра: г. Мостар. 3) Митрополия Зворнинская и Дольно-Тузланская. Митрополит Григорий (Живкович). Кафедра: г. Дольняя (нижняя) Тузла. 4) Банялуцко-Бихачская. Митрополит Евгений (Летица). Кафедра: г. Банялуцка. Титул всех митрополитов: высокопреосвященный. Д) Черногорской – в г. Черногории 1) Митрополия Черногорская. Митрополит Митрофан (Ван). Кафедра: г. Цетинье. Титул: высопреосвященный. 2) Епархия Захолмско-Расская, учреждённая в 1876 г. и с 1884 г. остающаяся вакантной. Управляет ею м. Митрофан. Е) Румынской – в кор. Румынии 1) Митрополия Угро-Влахийская. Архиепископ Букарештский и митрополит Угро-Валахии, примас Румынии и председатель священного синода Иосиф (Геориану). Кафедра: г. Букарешт (в Валахии). Викариатство Плоештское (Ploesci). Епископ Нифонт (Николеску). 2) Митрополия Молдавско-Сочавская. Архиепископ Ясский и митрополит Молдавский и Сочавский Иосиф (Ананиеску). Кафедра: г. Яссы (в Молдавии). Викариатство Ботошанское (Botoseni). Епископ Досифей (Периецяну). Прим. Титул обоих митрополитов: высокопреосвященный. Прочие епархии – епископии с викариатствами: 3) Арджеская. Епископ Герасим (Тимуш). Кафедра: г. Арджес (Arges). Викариатство Питештское (Ptesci). Епископ Пимен (Георгиеску). 4) Бузеуская. Епископ Дионисий (Климеску). Кафедра: г. Бузеу (Buzeu). Викариатство Рымнико-Саратское. Епископ Валериан (Стефанеску). 5) Нижне-Дунайская. Епископ Парфений (Клинчану). Кафедра: г. Галац (Gallatz).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

542 Между ними имеются приходы с 33, 35, 37, 48 и даже 58 селениями. Пастир Добри, 1907, 15, стр. 239. 543 Гласник прав. ц. у кральевини Cpбuju 1907, 18, стр. 287. – В Мостаре предположено построить новый дворец для помещения митрополита. 544 Церк. Вед. 1907, 34, стр. 1461. – «Христьански Весник» обратил внимание на таинственное посещение митрополита Николая Мандича в октябре 1902 года в 2 часа ночи (в такое необычное время!) со стороны униатского митрополита из Львова гр. Шептицкого. Когда – читаем в «Христ. Веснике» – гр. Шептицкий сделал такой необычный визит митрополиту Николаю, который весь отдался на службу иноверному правительству и с легким сердцем поступается правами церкви и своего народа, тогда нечего удивляться, что православный сербский народ и духовенство были напуганы этим таинственным ночным посещением. И как бы нарочито вышло так, что вскоре, по распоряжению митрополита Николая, последовало временное закрытие рельевской семинарии, этого единственного духовного рассадника православной церкви в оккупированных сербских землях. Христ. Весник. 1903. окт., 465–466. – Здесь же – стр. 466–474 – о закрытии рельевской семинарии. 545 Церк. Ведом. 1907, 34, стр. 1461. – Некролог также в «Пастирской Речи» 1907, 32, стр. 256. – О выработке церковно-школьного устава Боснии и Герцеговины при митрополите Николае Мандиче в 1905 году – в Богосл. Вестн. 1909, янв., 140–150. 552 Тоже отсутствие народа замечено было при инсталлации герцеговинско-захолмского митрополита Петра Зимонича. См. Богосл. Вестн. 1904, июнь, стр. 280. Причина – одна и та же. 553 Христ. Весник, 1901, февр.-март, стр. 101. – В газ. «Застава» 1908 288 веч. (31 дек.) помещена обширная корреспонденция из Сараева под заглавием: «Како je Kaлaj поставльао православне босанске митрополите. (Истинити дoraджaj). Содержание корреспонденции вкратце следующее. В июле 1896 года Каллаю, тогдашнему боснийскому наместнику, предстояло пополнить митрополичье место в Тузле, в Боснии. Зворнико-тузланский митрополит Николай Мандич стал митрополитом дабро-боснийским (или сараевским), и на его место нужно было поставить нового митрополита в Тузле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010