когда возвратился опять в свой невольно покинутый монастырь Житомысличи. Десять лет слишком отселе оставался он в этом монастыре, отдавая все свои труды и заботы на пользу монастыря, так что по справедливости считается его восстановителем, обогатив его материально, возвысив нравственно, – устроил при нем сербскую школу и собрал фонд для ее поддержания, привел в порядок и —258— обогатил новыми приобретениями монастырскую библиотеку... Вообще своими трудами и самопожертвованием архим. Серафим приобрел себе всеобщее уважение в народе и потому вступление его на герцеговинско-захолмскую митрополичью кафедру приветствовано было всем сербско-православным населением с радостью 366 . – Николай Мандич еще до назначения на зворнико-тузланскую митрополию, как архимандрит монастыря Гомирья отличен был кавалерским крестом ордена Франца Иосифа и вообще известен своим «лояльным» поведением относительно Австрии и правительства. Богословское образование получил в Плашком (в Хорватии), был приходским священником, протоиереем, членом горне-карловицкой консистории, членом церковно-народных конгрессов в сремских Карловцах, депутатом на сеймах в Загребе и Будапеште. Везде он стоял на стороне православного сербского дела, не возбуждая, однако, против себя открытого неудовольствия и в правительстве. При этом газеты выставляют на вид его образование, а также проповеднический талант и способность к администрации, но не замалчивают и его «толеранции» в отношении к римско-католическому духовенству 367 . По поводу хиротонии архим. Николая в митрополиты возникло было в мае 1892 г. недоразумение между константинопольской патриархией и австрийским правительством. После передачи Боснии и Герцеговины во временное управление Австрии берлинским конгрессом церковные дела этих провинций были регулированы, как было выше упомянуто, особой конвенцией, заключенной между патриархией и австрийским правительством в марте 1880 года. Конвенция эта была заключена патриархией с целью противодействия первоначальному проекту австрийского правительства, которое предполагало совершенно отделить епархии этих провинций от константинопольского патриархата и присоединить их к патриархату карловицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Единственным благоприятным результатом оккупации Боснии и Герцеговины Австрией можно считать возбуждение сербского национального сознания в местном магометанском населении и примирение его с православными сербами. Вот тому доказательства. 7 августа 1898 года происходило освящение православного храма в Бигаче. Освящение совершал дабро-боснийский митрополит Николай Мандич. На это торжество собрались во множестве правое тайные сербы и сербы-магометане из бигачского округа. После освящения последовало угощение присутствовавших – в церковной ограде, к чему были приглашены в качестве гостей и сербы-магометане. Начались здравицы. В каждой из них высказывалось, что православные и магометане одноплеменники, те же сербы. Особенно сильное впечатление произвела здравица Мегмед-Алайбеговича в честь митрополита, освящавшего церковь . «Признаю, братья, сказал Мегмед, что и я сын той же матери и того же отца, как и вы; чувствую и сознаю, что наши предки были славяне и мы по ним также славяне». 963 Конечно, такое заявление возбудило общую радость в православных сербах. – В ноябре подобное же заявление сделал один из видных магометанских сербов-бегов в Сараеве, во время состоявшегося общего торжества. 964 Сочувствие боснийско-герцеговинских магометан своим единоплемен- —613— никам православным сербам конечно очень раздражает оккупационное правительство. Но еще более раздражает его явно-сочувственное отношение босняков и герцеговинцев с одной стороны и черногорцев с другой. У тех и других есть один общий религиозный центр – Острожский монастырь св. Василия в Черногории, куда к празднику Св. Троицы стекаются богомольцы не только из Черногории, но также из Боснии, Герцеговины и Старой Сербии. В 1898 году боснийско-герцеговинских богомольцев было так много, как никогда не было в прежнее время, хотя оккупационные власти еще усилили против них свои строгие меры. Прибытие же в Острожский монастырь черногорского князя Николая на праздник Св. Троицы подало повод проявлениям самого живого народного воодушевления… Распространяемые по Боснии и Герцеговине памфлеты на черногорского князя, оказывается, решительно не достигают своей цели, напротив, приводят к результатам совершенно противоположным. Так, по сообщению «Српскаго Виесника», жители г. Стольца (в Герцеговине) 27 августа снесли все полученные экземпляры памфлетов на площадь и при пении национальных песен торжественно сожгли их. 965

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образ Сербии. Православная Босния На северо-востоке современной Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в приобретшем особое значение Зворнике. В XVI веке Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской Патриархии, но после ее упразднения в 1766 году оказалась под юрисдикцией Патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX века кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 году митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич, при котором жизнь епархии развивалась во всех отношениях. Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии. В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого Хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны. Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 году на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). С приходом владыки Василия епархия пережила настоящее возрождение. Во время гражданской войны 1991–1995 годов на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину. По окончании войны владыка Василий делает все возможное для оживления церковной жизни, восстановления разрушенных и строительства новых святынь. В настоящее время епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. На ее территории расположены такие древние монастыри, как Тавна, Озрен, Ловница, Папрача, Кнежина, Сасе и др. Монастырь святителя Василия Острожского в Биелине

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

В 1906 г. сараевский архиепископ и митрополит дабро-боснийский Николай Мандич разослал ко всем священникам и церковным общинам своей епархии окружное послание, в котором просил духовенство и мирян оказывать самое широкое содействие этому обществу, которому приходится проявлять самую напряженную деятельность в борьбе с двумя врагами славянства: германизацией и католичеством. 2254 В 1906–1907 учебном году общество насчитывало 3.749 членов, содержало 87 учеников и роздало много пособий ученикам, ученицам и школам. Доходы его в сем году равнялись 62.311 кронам, расходы 48.354 кронам, так что на 1907–1908 учебный год оставалось 13.956 крон. Весь же капитал общества к концу 1906–1907 года составлял 180.452 кроны (т. е. около 72 тыс. рублей). 2255 – Большие заслуги оказал церковно-народному делу православных сербов Боснии и Герцеговины также неза- —631— висимый сербский журнал, издающийся с 1905 года в Сараеве, «Српска Pujeч». Это – единственный журнал, защищающий интересы православно-сербского населения этих двух провинций: официальный орган великого церковного суда в Сараеве «Источник» отличается вообще крайнею бесцветностью своего содержания. К сожалению, с первого же года издания журнала «Српска Pujeч», австрийские власти начали применять и доселе применяют к этому журналу различные меры строгости и преследования. «С тех пор, как основана «Српска Pujeч» – пишет босниец-корреспондент «Заставы» от 13 апреля 1905 г. – правительство постоянно ставило и ставит ей препятствия, с целью или совсем задушить этот орган или по крайней мере сдвинуть его на иную программу, более угодную правительству и совсем бесполезную для нашего народа в Боснии и Герцеговине. Правительство не хочет и слышать о наших справедливых желаниях и запросах и не может сносить, чтобы ему указывали на бесчисленные неправильности и незакономерные поступки его органов в отношении к нашему народу. Не в интересах правительства, чтобы наш народ сознал себя, и как сознательная организация поднял свой справедливый голос против всех неправильностей и чтобы он потребовал своих народных прав, без которых ему нельзя жить, а тем более развиваться культурно и экономически».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Боко-Которская. Епископ Боко-Которский. Дубровницкий и Спичанский Герасим (Петранович). Кафедра: г. Котор (итал. Cattaro). Прим. Титул архиепископа-митрополита: высокопреосвященный. Г) Сербской Босно-Герцеговинской в Боснии и Герцеговине оккупированных Австро-Угрией, но в церковном отношении почти номинально остающихся под высшей канонической властью Константинопольского патриарха 1) Митрополия Дабро-Боснийская. Архиепископ Сараевский, митрополит Дабро-Боснийский и экзарх всей Далмации Николай (Мандич). Кафедра: г. Сараево. 2) Митрополия Герцеговинско-Захолмская (Мостарская). Митрополит Серафим (Перович). Кафедра: г. Мостар. 3) Митрополия Зворнинская и Дольно-Тузланская. Митрополит Григорий (Живкович). Кафедра: г. Дольняя (нижняя) Тузла. 4) Банялуцко-Бихачская. Митрополит Евгений (Летица). Кафедра: г. Банялуцка. Титул всех митрополитов: высокопреосвященный. Д) Черногорской – в г. Черногории 1) Митрополия Черногорская. Митрополит Митрофан (Ван). Кафедра: г. Цетинье. Титул: высопреосвященный. 2) Епархия Захолмско-Расская, учреждённая в 1876 г. и с 1884 г. остающаяся вакантной. Управляет ею м. Митрофан. Е) Румынской – в кор. Румынии 1) Митрополия Угро-Влахийская. Архиепископ Букарештский и митрополит Угро-Валахии, примас Румынии и председатель священного синода Иосиф (Геориану). Кафедра: г. Букарешт (в Валахии). Викариатство Плоештское (Ploesci). Епископ Нифонт (Николеску). 2) Митрополия Молдавско-Сочавская. Архиепископ Ясский и митрополит Молдавский и Сочавский Иосиф (Ананиеску). Кафедра: г. Яссы (в Молдавии). Викариатство Ботошанское (Botoseni). Епископ Досифей (Периецяну). Прим. Титул обоих митрополитов: высокопреосвященный. Прочие епархии – епископии с викариатствами: 3) Арджеская. Епископ Герасим (Тимуш). Кафедра: г. Арджес (Arges). Викариатство Питештское (Ptesci). Епископ Пимен (Георгиеску). 4) Бузеуская. Епископ Дионисий (Климеску). Кафедра: г. Бузеу (Buzeu). Викариатство Рымнико-Саратское. Епископ Валериан (Стефанеску). 5) Нижне-Дунайская. Епископ Парфений (Клинчану). Кафедра: г. Галац (Gallatz).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

6 декабря 1907 г. Евгений Летица предложен был на сараевскую митрополию констан­тинопольской патриархией, а 27 декабря того же года высо­чайшим указом австрийского императора назначен архи­епископом сараевским и митрополитом дабро-боснийским. Новоназначенный дабро-боснийский митрополит Евгений Летица 14 февраля 1908 года прибыл в Сараево, а 18 фев­раля состоялась торжественная инсталляция его в сараевском соборном храме, при участии митрополитов зворнико-тузланского Григория Живковича и герцеговинско-захолмского Петра Зимонича и многочисленного духовенства. На торжестве инсталляции присутствовал и начальник края генерал Винзор, как императорский и королевский комиссар, также представители гражданских и военных властей, большинство которых – католики и протестанты. Но народ сербский демонстративно отсутствовал и при встрече и на торжестве инсталляции нового митрополита. В Сараеве повторилось с митрополитом Евгением тоже, что было и в Банялуке. При встрече и посвящении его в первого банялуцко-бихачского митрополита в декабре 1900 года бросалось в глаза почти полное отсутствие пред­ставителей народа из банялуцкого и бихачского округов. Из сорока слишком городских и сельских церковно­школьных общин участвовало при встрече и посвящении только шесть, и то по несогласию с теми остальными. При­чиной этого – читаем в Веснике» – служит не то, что Евгений Летица стал митрополитом новой епархии, а самый путь или способ, каким он получил это место. Этот способ несогласен с узаконенными правами на­рода, так как духовенство и народ не были допущены к участию при выборе и поставлении нового митрополита 153 . В 1907 г. к этому присоединилось и то, что в Банялуке православные сербы не были довольны своим митрополи­том. Усердный слуга Австрии, он не умел удовлетво­рить желаний народных, слабо защищал свою паству от нападок оккупационного правительства и Штадлеровых иезуитов. Да и родом новый сараевский митрополит не из Боснии. 2. Митрополия банялуцкая и бихачская. В июле 1899 года дабро-боснийский митрополит Николай Мандич обратился к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Нельзя также забывать и того, что каждый приход есть малая « церковь »; а церковь Христова есть живой организм, в жизнедеятельности которого должны принимать участие все члены. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ). Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Босния и Герцеговина//Богословский вестник 1909. Т. 1. 4. С. 641–662 (3-я пагин.) 537 —641— Статистические данные о современном состоянии Боснии и Герцеговины: численность населения, распределение жителей по вероисповеданиям и по роду занятий, рост колонизации, недостаток школ, административное устройство. – Статистические данные о герцеговинско-захолмской митрополии за 1906 год. – † Высокопреосвященный Николай Мандич, митрополит дабро-боснийский. – Избрание митрополита в дабро-боснийскую епархию. Торжественная инсталлация новоназначенного дабро-боснийского митрополита Евгения Летицы. Биографические данные о новом митрополите. – Избрание митрополита в баньялуцко-бихачскую епархию. Биографические данные о новом митрополите Василии Поповиче. – Славянская духовная печать по поводу слухов о новой административной группировке православных славянских епархий в Австро-Венгрии. – Преосвященный Никанор, епископ нишский, о рельевском богословском училище. Отчеты рельевской «богословии» за 1904–1908 г.г. По статистическим данным австрийской переписи 1895 г., в Боснии и Герцеговине насчитывалось 1.591.036 душ (1.361.868 в Боснии и 229.168 в Герцеговине). В это число входили и 22944 чел. военного австрийского гарнизона, так что собственное население двух славянских провинций выражалось цифрою 1.348.581 в Боснии и 219.511 в Герцеговине. По вероисповеданиям население делилось так: в Боснии православных 598.357, магометан 492.497, католиков 245.954, евреев 7.988, евангелического вероисповедания 3.531 и других вероисповеданий 254; в Герцеговине – православных 74.889, магометан 56.135, католиков 88.188, евреев 225, еванг. вероисп. 65 и прочих вероисповеданий 9. По роду занятий население делилось на следующие —642— группы: чиновников 9.569 (главным образом пришлый элемент); православных священников 391 и монахов 22, католических священников 256 и монахов 103 (83 францисканца и 20 трапистов); земледельцев 1.385.291 и землевладельцев 33.475; военных 22.944.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

542 Между ними имеются приходы с 33, 35, 37, 48 и даже 58 селениями. Пастир Добри, 1907, 15, стр. 239. 543 Гласник прав. ц. у кральевини Cpбuju 1907, 18, стр. 287. – В Мостаре предположено построить новый дворец для помещения митрополита. 544 Церк. Вед. 1907, 34, стр. 1461. – «Христьански Весник» обратил внимание на таинственное посещение митрополита Николая Мандича в октябре 1902 года в 2 часа ночи (в такое необычное время!) со стороны униатского митрополита из Львова гр. Шептицкого. Когда – читаем в «Христ. Веснике» – гр. Шептицкий сделал такой необычный визит митрополиту Николаю, который весь отдался на службу иноверному правительству и с легким сердцем поступается правами церкви и своего народа, тогда нечего удивляться, что православный сербский народ и духовенство были напуганы этим таинственным ночным посещением. И как бы нарочито вышло так, что вскоре, по распоряжению митрополита Николая, последовало временное закрытие рельевской семинарии, этого единственного духовного рассадника православной церкви в оккупированных сербских землях. Христ. Весник. 1903. окт., 465–466. – Здесь же – стр. 466–474 – о закрытии рельевской семинарии. 545 Церк. Ведом. 1907, 34, стр. 1461. – Некролог также в «Пастирской Речи» 1907, 32, стр. 256. – О выработке церковно-школьного устава Боснии и Герцеговины при митрополите Николае Мандиче в 1905 году – в Богосл. Вестн. 1909, янв., 140–150. 552 Тоже отсутствие народа замечено было при инсталлации герцеговинско-захолмского митрополита Петра Зимонича. См. Богосл. Вестн. 1904, июнь, стр. 280. Причина – одна и та же. 553 Христ. Весник, 1901, февр.-март, стр. 101. – В газ. «Застава» 1908 288 веч. (31 дек.) помещена обширная корреспонденция из Сараева под заглавием: «Како je Kaлaj поставльао православне босанске митрополите. (Истинити дoraджaj). Содержание корреспонденции вкратце следующее. В июле 1896 года Каллаю, тогдашнему боснийскому наместнику, предстояло пополнить митрополичье место в Тузле, в Боснии. Зворнико-тузланский митрополит Николай Мандич стал митрополитом дабро-боснийским (или сараевским), и на его место нужно было поставить нового митрополита в Тузле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его преемник митр. Николай (Мандич ; 1896-1907) добился епархиальной церковно-школьной автономии, освятил много новых церквей. В 1900 г. из состава Д.-Б. е. была выделена как самостоятельная Баня-Лукско-Бихачская епархия (см. ст. Баня-Лукская епархия ). В епархии осталось 78 приходов. В апр. 1906 г. было введено новое деление Д.-Б. е. на 6 протопресвитерств: Сараевское, Варцар-Вакуфское и Герзовское, Вишеградско-Рогатицкое, Ливнско-Гламочское, Сребреницко-Власеницкое, Травникско-Бугойнское. С 1908 по 1920 г. Д.-Б. е. управлял митр. Евгений (Летица) . Во время первой мировой войны нек-рые представители духовенства подверглись арестам, несколько было убито. В 1920 г. Д.-Б. е. вошла в состав объединенной СПЦ. В нач. 20-х гг. ХХ в. Д.-Б. е. окормляла 168 375 чел., имела 2 протопресвитерства (Сараевское и Травникское), 5 наместничеств (Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Вишеградское, Ливнско-Гламочское, Рогатицкое), 64 прихода, 56 церквей, 61 священника. Действующих мон-рей не было, на подворье (метох) в Иерусалиме подвизался один монах. В 1917 г. Духовная семинария переехала из Релева в Сараево, в 1920 г. было введено 5-летнее обучение, в 1928 г.- 6-летнее. С 1882 г. до закрытия в 1941 г. ее окончили 860 чел., в т. ч. неск. буд. иерархов СПЦ, напр. буд. Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) . При сщмч. митр. Петре (Зимониче ; 1920-1941) было построено неск. церквей, в т. ч. Преображенский собор в Сараеве, к-рый 8 сент. 1940 г. торжественно освятил Патриарх Гавриил V (Дожич) . Митр. Петр рукоположил ок. 40 священнослужителей, основал фонд поддержки престарелых и больных священников. Действовали епархиальные детские дом и сад, просветительское братство св. Саввы. В 1935 г. Д.-Б. е. делилась на 6 наместничеств (Сараевское, Гораждское, Плевлянское, Приепольское, Рогатицкое, Травникское), имела 81 церковь и часовню, 72 священника, 5 мон-рей, 11 монахов. Во время второй мировой войны духовенство Д.-Б. е. подверглось гонениям со стороны властей Независимого гос-ва Хорватия. Митр. Петру советовали покинуть Сараево, но он отказался оставить паству. 12 мая 1941 г. он был арестован и помещен в концлагерь в Госпиче, дата его гибели остается неизвестной. Были убиты более 27 священников и 3 монаха. 10 авг. 1941 г. вместе со свящ. Реле Спахичем были убиты 26 прихожан. Почти все храмы закрыли, многие разрушили. В здании Сараевской семинарии разместили тюрьму.

http://pravenc.ru/text/168468.html

—193— епископа Никодима, «первого сербского владыки в Вене», были весьма торжественны. 1642 Накануне праздника Рождества Христова 1896 года Котор, кафедральный город боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии, постигло большое несчастье. Сгорел дотла православный кафедральный собор во имя св. Николая Чудотворца. 1643 Сгорели все иконы и вся церковная утварь вплоть до архиерейских и священнических одежд, приготовленных для торжественного богослужения 25 декабря. Горько плакали о таком великом несчастье православные сербы и сам владыка преосвященный епископ Герасим. Правда, что церковь была застрахована в 30 тыс. гульденов, но убытки превышали 100 тыс. гульденов, да и могли ли быть возвращены за какие бы то ни было деньги многие святыни сгоревшего храма?… Нужно было думать и озаботиться постройкою нового храма. На всеподданнейшую просьбу преосвященного Герасима от лица своей епархии император Франц-Иосиф милостивым указом предписал, чтобы в г. Которе немедленно приступленно было к постройке на государственные средства нового величественного соборного храма, на каковой предмет из своих сумм пожертвовал 10 тыс. гульденов. Можно себе представить, с какою великою радостью приняли сербы боко-которской епархии известие о такой царской милости! 1644 Дай Бог, чтобы сербы боко-которской епархии скорее дождались возможности молиться в новом своем православном храме! В Боснии и Герцеговине всего, как известно, три митрополии: 1) дабро-боснийская с кафедрой в г. Сараево, 1645 2) герцеговинско-захолмская с кафедрой в г. Мостаре и 3) зворникская и тузланская с кафедрой в г. Дольней Тузле. 1646 Митрополит зворникский и тузланский высо- —194— копреосвященный Николай Мандич 1647 в октябре 1896 г. переведен на старейшую дабро-боснийскую митрополию, освободившуюся после смерти дабро-боснийского митрополита Георгия Николаевича (сконч. 8 февр. 1896 г.). На вакантную зворникскую и тузланскую кафедру избран 27 апреля 1897 г. в патриаршем синоде в Константинополе и императором австрийским утвержден 17 мая председатель сараевской консистории архимандрит Григорий Живкович. 1648 Посвященный в сан епископа 27 июля, он тогда же вступил в управление вверенной ему епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010