Не удалось извлечь искомое из базы (((

После нападения 6 апр. 1941 г. Германии на Югославию и бомбардировки Белграда Г. переехал в мон-рь Раковица, затем вслед за эвакуирующимся правительством и 18-летним кор. Петром II Карагеоргиевичем направился в Ужице, далее к побережью - в мон-рь Острог, куда прибыл 10 апр. Г. вывез из Белграда святыни - десницу Иоанна Предтечи и Филермскую икону Божией Матери. Отказался покинуть страну вместе с королем, т. к. не считал себя вправе оставить паству. После капитуляции Югославии 16 апр. собирался вернуться в Белград, но оккупационное правительство из-за антигерм. деятельности заключило Г. под домашний арест в мон-ре Раковица, а спустя нек-рое время перевело в мон-рь Войловица , где уже находился под стражей еп. Жичский Николай (Велимирович) . Немцы пытались склонить Г. к сотрудничеству, но он отказался. 14 сент. 1944 г. вместе с еп. Николаем Г. был отправлен в концентрационный лагерь Дахау и стал единственным церковным первоиерархом, узником концлагеря. В сер. янв. 1945 г. из-за ухудшения здоровья Г. немцы переместили его в гостиницу в Вене. Здесь его посетили неск. серб. политиков, добивавшихся от него политического заявления, в первую очередь против СССР, на что он ответил отказом. В кон. марта 1945 г. ввиду приближения к Вене советских войск Г. был эвакуирован в Клагенфурт, 20 апр. 1945 г.- в Триест, затем - в Кицбюэль (совр. Австрия). 8 мая 1945 г. в город вошла 36-я амер. дивизия под командованием ген. Коллинза, к-рый предоставил Г. и еп. Николаю свободу. До 26 июля 1945 г. Г. находился в Зальцбурге, затем по настоянию врачей переехал в Италию. Во 2-й пол. окт. 1945 г. Г. по просьбе кор. Петра Карагеоргиевича посетил Лондон и 24 окт. торжественно совершил обряд Крещения престолонаследника Александра. 10 нояб. 1945 г. в Риме Г. встречался с бывш. председателем королевского правительства М. Креком, к-рый предложил ему нанести визит папе Римскому Пию XII , что, по его мнению, могло способствовать освобождению Югославии от коммунизма. Г. отказался от переговоров с Ватиканом, напомнив о событиях в годы второй мировой войны, когда католич. иерархи не оказали помощи серб. населению, подвергавшемуся тотальному уничтожению в Независимом гос-ве Хорватия.

http://pravenc.ru/text/Гавриилом V ...

На обратной дороге меня подвозит до города сербское семейство, также совершавшее поездку в монастырь. Отец говорит по-русски, детям легче со мной общаться по-английски. Другие попутчики, с которыми еду до Кралево, тоже неплохо говорят по-русски. Расспрашиваю про косовские монастыри, один из моих спутников даже умудрился побывать в Грачанице, другой – в Высоких Дечанах, что редкость по нынешним временам. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА Св. Савва стал первым архиепископом Сербской Православной церкви после дарования ей автокефалии в 1219 году. Это обеспечило бурный церковный рост в Сербии, и Жичский монастырь был основан как резиденция сербских архиепископов. Здесь же он помазал на царство своего брата (вошедшего в историю под именем короля Стефана Первовенчанного, а в святцы – как св. прп. Симон), принявшего в конце жизни, как и его отец, великий жупан Стефан Неманя, иночество. Поэтому Жича для сербов может сравниться с такими нашими национальными святынями, как Успенский собор в Кремле. Позднее монастырь немало претерпел от монголов, турок и немцев. Св. Николай Велимирович, также бывший епископом Жичским, сказал в концлагере Дахау, когда узнал о разрушениях в монастыре, на восстановление которого он положил немало сил и труда: «Вся слава монастыря Жича в его страдании за народ и с народом». Последняя бомба упала в 200 метрах от Жичи несколько лет назад во время косовской войны… Разговорился возле церковной лавки с паломником Александром. Он хорошо знает русский, даже поёт мне «Степь да степь кругом…», и я из вежливости подпеваю ему, при этом озираясь – не будет ли нам нагоняя от монахинь за светские песни на монастырском дворе. Рассказывает, что изучал в своё время по-русски нашу классику, читал «Евгения Онегина», «Медного Всадника». «…И «Капитанскую дочку», – добавляет безо всякого акцента проходящая рядом монахиня. Возвращаюсь из Жичи в соседний город Кралево, чтобы ехать в Белград. Жду автобус, и тут вдруг останавливается автомобиль Рено образца 50-х годов, разваливающийся на ходу, из него мне машет рукой трудник Жичского монастыря Любеш, с которым я разговорился, покупая иконы. В рабочие дни он работает в городе инженером-геодезистом, а по выходным помогает монастырю.

http://pravmir.ru/cerbiya-zemnaya-i-nebe...

И в заключение: правительство Сербии должно нести ответственность перед народом. Оно обязано проводить не групповые, партийные интересы, а интересы нации. Народ, чувствующий, что его национальные интересы игнорируются или жертвуются ради чего-то иного, имеет естественное право адекватно реагировать на это. Поскольку Сербская Православная Церковь была всегда со своим народом и жила заботами народа, ее роль и сейчас имеет особое значение, что проявлялось уже многократно в сербской истории. С верой в Бога и Его правду пойдем далее. Перевод Ивана Чароты Его Преосвященство епископ Артемий (Радосавлевич) родился 15 января 1935 года в селе Лелич возле города Валево - там же, где и святитель Николай Жичский и Охридский (Велимирович). С раннего возраста знал преподобного Иустина (Поповича), который тогда подвизался в монастыре Челие вблизи Валева. И здесь, в монастыре Челие, 20 ноября 1960 года архимандрит Иустин постриг в монахи будущего владыку Артемия, когда тот окончил Белградскую Духовную семинарию. 1960-1964 гг. - учеба на Теологическом факультете в Белграде, по завершении которого, в 1968-1976 гг. - последипломный курс в Афинах, где успешно защищена докторская диссертация «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». В 1977-1978 гг. иеромонах Артемий преподавал в Призренской духовной семинарии. С 1978 по 1991 гг. он - игумен Свято-Троицкого монастыря (Црна Река). В мае 1991 года хиротонисан во епископа, а 23 июня того же года избран епископом Рашско-Призренским. Эту епархию ( которая теперь именуется Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской) окормляет по настоящее время. Автор ряда книг, в том числе: «С Христом по жизни» (Избранное, 2005), «С Косовом в сердце» (2008); на русском языке - «Практический «Закон Божий» (2009). И.Ч. http://www.voskres.ru/bratstvo/artemiy1.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В 1937 г. вместе с патриархом Сербским Варнавой (Росичем) активно выступал против заключения конкордата между Королевством Югославия и Ватиканом, стал одним из организаторов крестного хода, который в день предполагаемого заключения конкордата направился к зданию Скупщины в Белграде и был разогнан полицией (т. н. Кровавая лития). Возглавил протест против создания Тройственного союза и написал текст воззвания, опубликованного от имени Сербского патриарха Варнавы. Выступал за канонизацию русского царя Николая II (сравнивал жертву царя, вступившего в войну ради защиты православных, с жертвой серб. блгв. кн. Лазаря) и прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). После нападения Германии на Югославию Н. 12 июля 1941 г. был арестован и помещен под домашний арест в мон-ре Любостиня , вскоре переведен в мон-рь Войловица , где прожил более 2 лет. Во время нахождения в Войловице перевел на сербский язык книгу прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (Moj живот у Христу), вместе с еп. Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) работал над исправлением перевода НЗ, выполненного В. Караджичем В сер. сент. 1944 г. вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) был интернирован в концлагерь Дахау. Находясь в концлагере вместе с патриархом Гавриилом, Н. имел возможность совершать богослужения и немного заниматься лит-рой: здесь он написал соч. «Сквозь тюремное окно: Обращения к сербскому народу из лагеря Дахау» (Кроз тамнички прозор: Поруке српском народу из логора Дахау//Изабрана дела. 1996. 7. Део 2). В период пребывания в концлагере сподобился видения Господа: «В Дахау было так: сидишь в каком-нибудь углу и повторяешь про себя: «Господи, я прах и пепел, возьми мою душу». Душа вдруг возносится на небо и видишь Господа лицом к лицу…» ( Зернов М. Нови Златоуст. Београд, 1986). В кон. янв. 1945 г. вместе с патриархом Гавриилом Н. перевезли в Вену и предложили им принять участие в создании коалиционного правительства Югославии, но от этого предложения оба отказались. При приближении к Вене советских войск серб. иерархов неск. раз перевозили из города в город. 8 мая 1945 г. в г. Кицбюэль (совр. Австрия) они были освобождены амер. солдатами 36-й дивизии.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

об-в. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет. После смерти еп. Мардария (12 дек. 1935) Архиерейским Собором СПЦ 21 июня 1936 г. администратором А.-К. е. был назначен еп. Далматинский Ириней (Джорджевич), посетивший летом 1937 г. приходы А.-К. е. 22 июня 1938 г. Архиерейским Собором СПЦ на Американо-Канадскую кафедру был поставлен еп. Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданицкий), 30 нояб.-3 дек. 1938 г. под его председательством состоялся 3-й Церковно-народный собор в Чикаго, принявший изменения в уставе епархии. Во время Предстоятельства еп. Дионисия (Миливоевича) (избран на кафедру Архиерейским Собором 8 дек. 1939) в епархии насчитывалось 43 храма и мон-рь св. Саввы в Либертивилле, где после второй мировой войны 4 года действовала серб. правосл. ДС, в к-рой преподавали епископы Жичский Николай (Велимирович), Далматинский Ириней (Джорджевич) и Дионисий. В каждом приходе работали школы, необходимость формирования и финансирования к-рых была признана еще на Соборе 1927 г., где преподавались серб. язык, национальная история и церковное пение. Первый учебник на серб. языке, выпущенный в Америке,- «Српски буквар са Читанком» (1931). С 1894 по 1941 г. в А.-К. е. было основано 48 церковно-школьных общин, при к-рых действовало 57 жен. орг-ций (первое «Об-во сербских сестер» основано в 1909 г. в Цинциннати, шт. Огайо), объединенных позднее в Союз об-в серб. сестер под опекой А.-К. е. В епархии в разное время выходило неск. церковных газет на серб. языке (первая - «Гласник Српске цркве у Америци» - выходила в Чикаго в 1905-1906 ), к-рые существовали недолго. В 1963 г. решением Архиерейского Собора СПЦ еп. Дионисий за раскольнические сепаратистские действия, целью к-рых было отделение серб. приходов в Америке от СПЦ, был снят с кафедры и на основе А.-К. е. были созданы Западноамериканская епископия с центром в Алхамбре (шт. Калифорния), Восточноамериканская и Канадская - с центром в Кливленде (шт. Огайо) (позднее разделившаяся на Восточноамериканскую епископию с кафедрой в Эджуэрте и Канадскую епископию с кафедрой в Кэмпбелвилле, пров. Онтарио), Среднезападноамериканская митрополия с центром в мон-ре св. Саввы в Либертивилле (позднее разделившаяся на Центральноамериканскую митрополию с кафедрой в Либертивилле и Ново-Грачаницкую Американо-Канадскую митрополию с кафедрой в Грейс-Лейке (шт. Иллинойс)). Лит.: Дuohucuje еп. Српска eмurpaцuja//Споменица 30 српских православных манастира св. Саве и 60 Српске православне цркве у Америци. Либертивилль, 1953. С. 18-22; Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja Српске православне цркве у Америци и Канади, 1891-1941. Kparyjebaц, 1996. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114442.html

На вокзале 21 сентября его встречали: председатель Синода Сербской Церкви митрополит Досифей, епископ Рашский и Призренский Серафим и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий. Целью поездки Католикоса, согласно официальной информации, которую мы почерпнули в белградской газете «Царский вестник» (23.9.1937), являлось «ближайшее ознакомление с учением, церковной практикой и бытом Православной Церкви». На следующий день, 22 сентября, состоялась продолжительная беседа Католикоса Мар-Василиуса со специально прибывшим в Белград епископом Охридским и Жичским Николаем (Велимировичем, 1881–1956), «особо заинтересованным в вопросах Православной миссии в Индии, изучению истории и духовной культуры которой он отдал очень много внимания и времени в прежние годы». (Как известно, святитель Николай Жичский был близко знаком со святителем Нестором Камчатским.) Вечером того же дня прошла продолжительная беседа предстоятеля индийских христиан с митрополитом Анастасией (Грибановским) , с которым Мар-Василиуса связывали близкие и сердечные отношения ещё со времен пребывания их в Иерусалиме. Как видим, миссия архиепископа Нестора в Индии имела свою предысторию. Приехав в Индию, владыка Нестор ознакомил этих христиан с установлениями и каноническими правилами Вселенских Соборов, особенно последних четырёх, в которых не принимали участия представители их Церкви. Таким образом, было согласовано воссоединение индийских христиан с Русской Православной Церковью, но официальный акт отложили до 1939 г., когда должен был быть подготовлен к хиротонии во епископа Индусской Православной Церкви русский архимандрит Андроник. Он был известен как аскет и подвижник, пользовался высоким авторитетом среди местных христиан. Однако вспыхнувшая война Японии с Англией прервала сношения с Индией, связь с Индусской Церковью была потеряна... В те же годы архиепископ Нестор побывал и на Цейлоне, где настолько тяжко заболел воспалением почек, что его вынуждены были поместить в больницу. Ежедневно навещавший его там архимандрит Нафанаил (Львов) , в 1937–1939 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Христианская духовная жизнь и нравственность в Православной Церкви являются не какими-то «imitatio Christi», неким внешним или психологическо-пиетистическим «подражанием», а жизнью во Христе (ср. Ап. Павел, Н. Кавасила, Иоанн Кронштадтский), христожизнью («χριστοβωμα») и христоуподоблением, богочеловеческим сожительством и симбиозом, подобно лозе и ветвям (Иоан. 15, 2–5). Православная духовно-нравственная жизнь есть всецелое облечение во Христа, начавшееся в святом крещении и продолжающееся до тех пор, пока Христос не станет для нас «все и во всем и вовне и внутри» (Кол. 3, 10–11 и Св. Златоуст). Затем, эта жизнь есть евхаристическое воплощение Христа в верных и вочленение верных во Христа, или – «вохристовление», как говорит отец Иустин Попович. Согласно же Симеону Новому Богослову, духовная жизнь Святых состоит в том, что они имеют «всецело приобретенного в себе всецелого Христа – на деле, в опыте, в чувстве, в познании и в видении» (Катехизическое слово 8). Совершенный христианин, по Преп. Анастасию Синайскому, является «истинным домом Христовым, созданным из добрых дел и благочестивых (=правых, православных) догматов (PG 89, 329). Все богочеловеческое домостроительство Спасителя Христа ради нас и нашего спасения – Его рождение, крещение, преображение, распятие, воскресение и т. п. –  повторяется в Православной Церкви и жизни христиан, сколь литургически, в каждой святой Литургии, столь и подвижнически и на деле, в жизни каждого христианина. Из этих двух нераздельных сторон одной и той же реальности именно и состоит литургическо-подвижническая нравственность Православия, поскольку Христово домостроительство спасения мистериологически и благодатно повторяется и продолжается и в каждой святой Литургии, и в каждом святом христианине. Ибо Христос, как говорит Св. Николай Жичский, явился в мир не только для того, чтобы научить нас, что есть жизнь, или для того только, чтобы исправить нашу жизнь, но и для того, чтобы стать и быть нашей жизнью («Молитвы на озере»). «Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него», говорит Апостол и Евангелист Иоанн (1 Ин, 4, 9). Это «чрез Него» Апостола Иоанна тождественно выражению «в Нем», «во Христе» у Апостола Павла. И то и другое апостольское выражение указывают нам на одну и ту же реальность Христовой жизни в верных и жизни верных во Христе.

http://pravoslavie.ru/42800.html

У нас тоже построен небольшой храм в их честь в монастыре Рустово. И еще должен сказать, что в Охриде (Македония) была часовня, посвященная святым Царственным Страстотерпцам, которую в 1930-х годах построил святой владыка Николай Охридский и Жичский – намного раньше, чем в России произошло прославление. К сожалению, наши коммунисты после войны уничтожили часовню. Но это все-таки показывает любовь нашего народа и особое отношение к последнему русскому императору Николаю II. На личные средства русского царя Николая в Черногории сооружен храм Святого Василия Острожского, а недалеко от него стоит Царев мост, построенный в честь императора. Он собирался также возвести храм и в Цетинье, но начались войны, сначала Балканская, за ней Первая мировая, и строительство не состоялось. Мы очень любим святого царя Николая и за то, что он поддержал Сербию и Черногорию в борьбе против Германии и Австро-Венгрии, спас сербские войска от гибели. В Черногории хорошо знают и чтят русских святых, существует несколько храмов в их честь. В городе Герцег-Нови действует храм Святого Федора Ушакова, он стоит на русском кладбище, строится монастырь преподобной Матроны Московской. А в Будве уже определено место, где вскоре будет построена церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В сентябре 2013 года на острове Святого Стефана был освящен храм Святого Александра Невского. Мне очень близки слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И я очень хочу, чтобы сербы жили по этому завету. Цетинье – историческая и культурная столица Черногории, в настоящее время – административный центр одноименного муниципалитета. Здесь находятся резиденции Президента Черногории и Черногорско-Приморская Митрополия. Город расположен в горной долине у подножия горы Ловчен. Основан в 1482 г. князем Иваном Черноевичем, а в 1484 г. здесь создан монастырь, ставший резиденцией митрополитов. Арсений (Брадварович, 1883–1963) – с 1947 по 1961 гг. Митрополит Черногорско-Приморский. Управлял епархией до 1954 г., в который был арестован властями. Епархия к моменту его вступления на кафедру была полностью разорена, духовенство, в том числе предыдущий митрополит, репрессировано. В 1961 г. назначен Митрополитом Будимским.

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010