Иван Михайлович Андреев . Православная апологетика . – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 192 с. – (серия «Духовное наследие русского зарубежья»)/Представляет Виталий Каплан //Фома. - – август 2007. – С.121. – (рубрика « Что читать »). Профессор Иван Михайлович Андреев (1894-1976) – имя мало знакомое российскому читателю. В 1929 году он был арестован и два года находился в заключении в Соловецком лагере, потом - ссылка и эмиграция. С 1950 года Андреев жил в США, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей, в Джорданвилле. Предлагаемая книга – конспективное изложение семинарского курса лекций по апологетике. Мультимедиа: Представлены диски: Святитель Николай Сербский . Миссионерские письма . – Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, формат audio-CD (2 диска), 2006 год/Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – август 2007. – С.122. – (рубрика « Мультимедиа »). Епископ Охридский и Жичский Николай (Велимирович) (1881-1956) – один из самых известных сербских проповедников, недавно причисленный Церковью к лику святых. Коллекционное подарочное издание «Миссионерские письма» включает несколько отрывков из одноименной книги владыки, в которой он отвечает на самые разные вопросы верующих. Два диска разделены на темы: «О духовной жизни» и «Советы в семейных нуждах». Текст читает Владимир Заманский. Народы и религии мира: Энциклопедия. (Серия «Классика энциклопедий»). – Издательство Directmedia Publishing, формат CD-ROM, 2007 год/Представляет Наталия Вавилова //Фома. - – август 2007. – С.122. – (рубрика « Мультимедиа »). Энциклопедия посвящена всем народам и народностям, проживающим сегодня на Земле, и особенностям их вероисповедания. Издание, представляющее собой новый электронный вариант классического проекта издательства «Большая российская энциклопедия», привлекает полнотой и достоверностью предлагаемой информации, высоким научным уровнем библиографического аппарата, красотой и уникальностью иллюстраций (их на диске более тысячи).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

Свою епархию святой дека (святой дедушка), как называли его в Сербии, ежедневно объезжал в коляске, обычно сам правя вместо кучера, был доступен даже для нищих. О нем оставили самые разнообразные воспоминания: как он дежурил у постели больного, как распевал с детьми, как ругался с чиновниками за солдат и вдов. Характер его хозяйственности иллюстрирует исторический случай, который он сам любил рассказывать. Однажды выбившийся из низов сербский князь Милош вспомнил доброту хозяина, на которого когда-то работал, и пригласил к себе. После застолья привел в помещение с государственной казной и, желая испытать, сказал: “Хочу тебя наградить. Бери отсюда, сколько нужно ” . Гость вывернул карманы, в которых обнаружились две монеты. И бросил их в общую кучу со словами: “Отсюда не берут, сюда добавляют”. Еще в годы войны святитель отказывался в пользу государства от своего жалованья. В 1927 году на свои деньги построил в родном Леличе “задушбину” — храм, который строят на помин души. Дома для сирот и детей бедняков епископ Николай основал во многих сербских городах. В предвоенные годы в них жили около шестисот детей». Сквозь Дахау Практически всю Вторую мировую войну владыка провел под арестом. Но в эти годы в условиях частой нехватки бумаги он написал несколько книг проповедей, насочинял на целый сборник «Песенок и песен», переводил Священное Писание. Гитлер изначала не думал захватывать Югославию, надеясь на союз. Но союзу противилось большинство сербов, в том числе высшее духовенство. Еще до войны владыка чаще, чем против разъедавшего Югославию коммунизма, выступал против ницшеанства и германского национал-социализма, разоблачая их антихристианский дух. Немецкая разведка об этом знала. Когда Жичский монастырь, где владыку застала война, разбомбили, правительство Югославии предложило ему личный самолет для бегства за границу, но он отказался. С приходом немцев его, как и патриарха Гавриила, сразу посадили под домашний арест. И все-таки некоторое время он поддерживал связь с четниками (королевскими отрядами сопротивления) и пытался помешать массовым расстрелам. На фашистов-комендантов производил впечатление тот факт, что арестованный епископ имел немецкий орден за восстановление в 1935 году кладбища немцев, погибших в Первой мировой. Но постепенно условия содержания становились строже. Первоиерархов перекидывали с места на место. Немцы опасались, как бы четники не организовали операцию по их освобождению, и до последнего надеялись, что удастся склонить пастырей к участию в идеологической кампании против «красной чумы». В сентябре 1944 года, получив опять отказ от сотрудничества, фашисты бросили патриарха и владыку в концлагерь Дахау. Известно, что в лагере святителей держали в отдельном здании с усиленной охраной и в их обязанности входил вынос параши из бараков. Из этого круга ада владыка Николай вышел с новой книгой — «Обращение к сербскому народу из окна темницы».

http://pravmir.ru/svyatoj-deka-episkop-p...

  Вот вера просвещенных и твердых. Она не станет верой темных и боязливых, которые прячутся от божественного света или боязливо слушают о нем. Просвещенные Духом Божиим радостно встречают лучи божественного света из мира небесной реальности. Они принимают их как письма с родины своей, как святые письма родителя своего. И отвечают на те письма сердечным приветом. Из тех священных родительских писем, сборник которых называется просто Священное Писание, они узнают о начале, продолжении и конце сотворенного мира. Узнают также, где исток, течение и устье реки человеческой жизни. Узнают о своем царском происхождении, нынешнем унижении и будущей славе своей. А эти познания они подтверждают Преданием святых просвещенных мужей, хранимом в Церкви Православной. Обретя эти знания, они упорно готовят себя к возвращению на Родину вечную и к радостной встрече с Отцом своим Небесным. И помогают братьям своим, спутникам своим, чтобы и они были готовы. Ибо Отец Небесный ожидает возвращения издалека не одного только чада Своего, но многих и многих миллионов. Кто сочтет число их? Их столько, сколько звезд на небе, сколько песчинок на морском берегу, сколько пылинок на земле. И все они — граждане небесной державы, Царства Божия, которому и не было, и не может быть равного. Но это только лишь часть гражданства небесной державы Божией. Другую часть составляют бессчетные силы бесплотных ангелов. Это ваша вера, христоносцы, и вера предков ваших, просвещенных и твердых. Так пусть она станет верой детей ваших из рода в род, вплоть до блаженного конца пути. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Поистине, это вера образованных людей, которые несут в себе образ Божий. В Судный День, когда Христос станет судить по правде, они взяты будут в Царство Небесное и будут названы благословенными.     Святитель Николай Сербский Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов — самая крупная фигура в сербской духовной жизни XX столетия, да и не только XX. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поэтому, братья, помолимся Богу, чтобы Он помог нам исполнить и эту последнюю Его заповедь и тем самым приготовиться слушать, понять и принять Новый Божий Завет, то есть Завет Иисуса Христа, Сына Божьего.   «Господи Боже, Господи Великий и Страшный, Великий в делах Своих, Страшный в неотвратимой правде Своей! Удели нам толику от Твоей силы, Твоей мудрости и Твоей доброй воли, чтобы жить согласно этой святой и великой заповеди Твоей. Задуши, Боже, всякое грешное желание в сердцах наших прежде, чем оно начнет душить нас. О, Владыко мира, напитай души наши и тела Твоей силой, ибо своей силой мы ничего не можем; и напитай Твоей мудростью, ибо наша мудрость — глупость и помрачение ума; и напитай Твоей волей, ибо наша воля, без Твоей доброй воли, всегда служит злу. Приблизься к нам, Господи, чтобы и мы приблизились к Тебе. Пригнись к нам, Боже, чтобы мы возвысились до Тебя. Посей, Господи, Свой святой Закон в наши сердца, посей, привей, поливай, и пусть он взрастет, разветвится, расцветет и принесет плоды, ибо если оставишь нас одних с Твоим Законом, без Тебя мы не сможем сблизиться с ним. Да прославится имя Твое, Господи Единый, и да будем почитать Моисея, Твоего избранника и пророка, через которого Ты дал нам тот ясный и могущественный Завет. Помоги нам, Господи, выучить слово в слово тот Первый Завет, чтобы через него приготовиться к великому и славному Завету Сына Твоего Единородного Иисуса Христа, Спасителя нашего, Которому вместе с Тобой и с Животворящим Святым Духом вечная слава, и песнь, и поклонение из поколения в поколение, из столетия в столетие, до конца времен, до Страшного Суда, до отделения нераскаявшихся грешников от праведников, до победы над сатаной, до сокрушения его царства тьмы и воцарения Вечного Твоего Царствия над всеми царствами, известными уму и видимыми глазу человеческому. Аминь».   Святитель Николай Сербский Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов — самая крупная фигура в сербской духовной жизни XX столетия, да и не только XX. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Пережив две ссылки, владыка в третий раз был арестован 24 ию­ля 1937 года по обвинению в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации». От святого требовали признания в шпионаже, но владыка был непреклонен. В знак протеста он начал голодовку. Тогда следователи решили применить свой любимый метод — допрос конвейером. Он продолжался тринадцать суток без перерыва: и днем, и ночью. Допрашивающие чекисты сменяли друг друга, не давая святому спать. Впоследствии епископ вспоминал: «У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации, сменявшие одна другую. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята, и я ловил их. То я видел себя стоящим на краю огромной впадины, в которой расположен целый город, ярко освещенный электрическими фонарями». Доведенный до отчаяния святитель Лука решил напугать мучителей. Он объявил, что подпишет все, что требуется, и попросил прислать обед. Схватив столовый нож, святой начал пилить им горло. Чекист успел быстро выбить его из рук епископа. Обессиленного епископа снова бросили в камеру, а потом перевели в областную тюрьму. Попав в тюремную больницу, хирург спас жизнь молодому жулику, поставив верный диагноз. «После этого на наших прогулках в тюремном дворе меня громко приветствовали с третьего этажа уголовные заключенные и благодарили за спасение жизни жулика». Дважды в день святой вставал на колени и читал молитвы. В камере в этот момент становилось тихо — все слушали, следили за епископом. Перед тем как отправиться на допрос, заключенные подходили к Луке за благословением. Все, кто был свидетелем жизни святителя в тюрьме, отмечали его абсолютное беззлобие — он никогда не жаловался, был спокоен. Все, что ему присылали родственники и близкие, он раздавал сокамерникам. Но муки изоляции закончились в июне 1941 года. Государству нужны были хирурги. Святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. Святитель Николай Сербский (Велимирович) В годы Второй мировой войны Сербия пережила немецкую оккупацию и массовый геноцид. По воспоминаниям современников, святитель Николай Сербский, знаменитый на всю страну епископ Охридский и Жичский, сам пришел к оккупантам со словами: «Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Патриарх Ириней: Царь-мученик Николай II ­­­­— воитель за сербский народ Санкт-Петербург, 23 июля 2013 г. Обратившись с Первосвятительским словом после Божественной литургии в Казанском соборе Санкт-Петербурга , Святейший Патриарх Сербский Ириней отметил, что хотя он и бывал ранее в граде святого Петра, для него сугубая честь и радость посетить этот город в качестве Предстоятеля Сербской Церкви, сообщает служба коммуникаций ОВЦС МП . Сербский Патриарх засвидетельствовал, что Санкт-Петербург имеет огромное значение не только для России, но и для Сербии. «Здесь бывали и жили митрополиты Черногорские митрополиты Петр I и Петр II, — напомнил Предстоятель Сербской Церкви. – Святитель Петр I Цетиньский прославлен не только в Сербской Церкви, но также и в соборе Петербургских святых. Святитель Петр был посвящен в архиерейский сан в Санкт-Петербурге. Отсюда, из братской России поступала в Черногорию помощь, которая помогла утвердить там православную державу и сохранить Православие. Позднее в петербургской академии учились Патриарх Сербский Варнава, а также великие богословы преподобный Иустин Челийский (Попович) и святитель Жичский Николай (Велимирович) ». «Петербург – это город царя-мученика Николая II, — продолжил Патриарх Сербский. – Мы почитаем его не только как страстотерпца, но и как воителя за сербский народ… В Белграде есть кладбище Ново Гробле, где похоронены русские воины, которых этот царь направил сражаться за Сербию, за освобождение всех народов Сербского Патриархата. Мы молимся об этих людях как о родных, как о собственных отцах и дедах, ибо они воины Христовы». Святейший Патриарх Ириней с благодарностью вспомнил и тех русских воинов, которые во время Второй мировой войны внесли вклад в освобождение народов Балкан от фашистского ига. Предстоятель Сербской Церкви также выразил глубокую благодарность Русской Церкви, российскому государству и всему народу России за помощь сербскому народу в Косове. «Для нас это очень важно, потому что, кроме Русской Церкви, нет больше на свете другой Церкви, которая бы так открыто настойчиво нас поддерживала в косовском вопросе», — подчеркнул Святейший Патриарх. 23 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 23 июля 2013, 11:47 Очень приятно услышать такие теплые слова от Предстоятеля Церкви братского славянского народа! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62955.html

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский Содержание Вместо предисловия Произведение " Феодул " святитель Николай [ 1 ] написал зимой 1941-1942 годов в монастыре Любостыня. Владыка говорил, что работа не завершена и нужно написать еще несколько глав, однако впоследствии вернуться к этому сочинению ему не удалось. Тем не менее незавершенности " Феодула " не чувствуется, поскольку каждая глава в нем посвящена отдельной теме и закончена. Немцы, оккупировав Югославию в 1941 году, с первых же дней стали обыскивать и перекапывать монастырь Жичу, демонстрируя полное недоверие к его настоятелю, епископу Николаю. Очень часто они наведывались в Жичу и часами допрашивали владыку, пока наконец открыто не заявили ему, что не станут терпеть его, столь активного епископа, и что он должен уйти и передать другому епархиальные дела. Решением Святого Архиерейского Синода на смену святителю был назначен епископ Злетовско-Струмичский Викентий; владыка же Николай был переведен в монастырь Любостыня и заточен там. Произошло это на Петров день в 1941 году. В Любостыне владыка провел полтора года; здесь он много работал - писал. Не связанный никакими служебными епархиальными делами, он все время посвящал творчеству. И написал очень много. Я полагаю, что любостынский период по праву будет выделен исследователями как отдельный и очень важный период в жизни и творчестве епископа Николая. В декабре 1942 года владыка был переведен в монастырь Войловица в Банате. " Феодул " - одно из первых и наиболее значительных произведений владыки, созданных в монастыре Любостыня. Владыка, по его собственным словам, хотел этим сочинением показать, насколько мир евангельских идей выше и глубже даже самой утонченной и самой глубокой, на его взгляд, системы доевангельского мышления - системы индийской, а тем более превосходит интеллектуальные достижения других народов. Потому, изложив в нескольких главах во Введении к " Феодулу " " мудрость Индии " , он заключает: " Дай, Феодул, мне ореховую скорлупку, и мы вольем в нее всю человеческую мудрость Индии, накопленную за тысячи лет: все Веды, весь буддизм, все тантры и мантры, и целую " Махабхарату " , и таинственное слово " аум " . В одной ореховой скорлупке помещаются четыре основные, главные идеи индийской мудрости " . Иначе говоря, " Феодул " владыки Николая - это взгляд на историю о Христе через призму индийской философской и религиозной мысли. Более позднее сочинение владыки " Едине Человеколюбче " есть, подобно " Феодулу " , тоже история о Христе, но увиденная на сей раз из Европы - через призму философской и религиозной мысли европейской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

В документе «Мощь перспективы: почему членство в ЕС всё еще важно на Западных Балканах» (который, среди прочих, составили Хавьер Солана и Карл Бильдт) духовенство описывается самыми мрачными и регрессивными красками. Его обвиняют в национализме, отрицании сербских военных преступлений, прав ЛГБТ-сообщества и черногорской национальной идентичности, негативном отношении к НАТО, а в конце следует самое страшное обвинение: «Сербская православная церковь тесно связана с Россией и часто заступается за интересы России». После раскола в Македонии и принятия Закона о свободе вероисповедания в Черногории, который открывает возможность для изъятия 650 церквей и монастырей, принадлежащих Сербской православной церкви, и передачи их так называемой Черногорской православной церкви, была предпринята попытка выделить епархии Сербской православной церкви в США, Канаде и Южной Америке и подчинить их Фанару. В этом ударе по СПЦ участвовали трое епископов: новограчаницкий Лонгин, восточноамериканский Ириней и западноамериканский Максим. Они приняли изменения Устава, в соответствии с которым Сербская православная церковь в Северной, Центральной и Южной Америке меняет название на «Сербские православные епархии в США». Такое название носят православные структуры киевского режима в США, подчиняющиеся Фанару — что и было целью этих нелегальных изменений Устава. Вот как епископ Максим защищал решение об изменении названия Церкви, ссылаясь на святого владыку Николая. При этом речь идет о подмене, так как владыка Николай никогда не утверждал, что Сербская церковь не получала томос, и не хотел подчинить ни одну из церквей Фанару. Цитирую: «Кстати, если говорить честно, то нужно вспомнить, что о будущей единой церкви в Америке почти 70 лет назад говорил епископ Жичский Николай, когда находился в США. Обратите внимание на то, что он написал: «Может быть, близко то время, когда в Америке будет создана единая Православная церковь Америки, в которой объединятся все православные народы Америки. Это будет единая Православная церковь с единым центром церковной власти в Америке. Я и сейчас замечаю у некоторых православных народов здесь такие тенденции и такое настроение… Когда, по Божьему промыслу, придет и созреет время для осуществления единства, это будет радость для многих. Я не сомневаюсь в том, что иерархи и главы наших Церквей, Европы, Азии и Африки, руководствуясь мудростью Святого Духа, проявят любовь и понимание и дадут согласие и благословение для создания новой сестринской Церкви в Америке». Что касается нас, добавил в другом месте епископ Николай, «мы, сербы, желаем, чтобы это (создание единой автокефальной Церкви с США) было отодвинуто как можно дальше в будущее… Но СПЦ должна быть дальновидной, и думать о будущем своего народа в этой стране» (Письмо Николая к епископу Дионисию от 27.8.1951, письма другим деятелям того времени, а также его речь на 7-м Церковно-народном соборе в Либертивиле в 1952 г. и его статья в «Сабрана Дела», XIII, стр. 578, Химелстир 1986).

http://ruskline.ru/opp/2022/09/30/vostoc...

Епископ Николай организовал миссионерские курсы, Собор христианских общин, на который стекались тысячи верующих из всех краев Сербии. Собор издавал несколько духовных журналов, брошюры, книги. «Охридский пролог» и «Миссионерские письма», написанные владыкой в этот период, были и остались духовной пищей для всех жаждущих истины боголюбивых душ. После его вступления на епископскую кафедру в Жиче епархия пережила настоящее духовное преображение. Были восстановлены многие монастыри, в первую очередь Жичский и Студеница, которые всегда являлись духовной опорой сербского Православия, строились новые храмы. Будучи величайшим в истории Сербской Церкви проповедником, епископ Николай возродил и сербское церковное проповедничество. Собрания его сочинений составляют тринадцать томов. Как миссионер Сербской Церкви он путешествовал по Европе, Америке, соседним балканским странам, бывал в Константинополе, Греции, на Святой Горе Афон. Владыка Николай вместе с Сербским патриархом Гавриилом – единственные европейские иерархи, оказавшиеся в лагере смерти Дахау. Господь сохранил праведников: 8 мая 1945 года они были освобождены союзнической 36-й американской дивизией. В лагере епископ написал одно из своих самых известных произведений – книгу «Сквозь тюремное окно», в которой призывал православных к осмыслению своих грехов и к покаянию. В русском монастыре святителя Тихона прошли и последние дни его земной жизни. Владыка отошел ко Господу во время келейной молитвы 18 марта 1956 года. Китайские мученики Согласно преданию, первыми благую весть о Сыне Божием принесли в Китай так называемые фомисты, то есть христиане из Индии, где проповедал апостол Фома. Но проповедь фомистов не была успешной. Несколько успешнее, хотя ненамного, прошли с проповедью несториане – еретики, которые, как изгнанники из Византийской империи, пошли далеко на Восток и достигли Желтого царства. Римо-католическая церковь позднее послала некоторых своих миссионеров в Китай, между ними и иезуитов. Самым известным их миссионером был Ксавье. Но своими междоусобными беспорядками иезуиты провоцировали китайцев, и те одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров пришли в Китай протестантские миссионеры из Англии и Америки. Наконец появилась и православная миссия – русская. Китайское православное братство в Шанхае состоит из многих членов – китайцев и русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Епископ Жичский Николай (Велимирович) – Вы вспомнили Достоевского, а мне сразу же пришли на память его «Бесы». Достоевский во многом явился пророком: он предрек России тех «бесов», которые пришли и устроили здесь то, что произошло в семнадцатом году. Только недавно мы отмечали столетие с начала Первой мировой войны, а скоро будем отмечать столетие русской революции, этой трагической страницы, наверное, не только в истории России, но и всей человеческой цивилизации. И вспомнился мне  владыка Николай (Велемирович) , которого мы, русские, глубоко почитаем. Владыка Николай с болью обращается из эмиграции, в том числе, и к молодежи: сохранили ли мы это наследие, которое были призваны сохранить, вопреки этим «бесам»? А ведь они снова появляются «на поверхности»! Вы только что сказали, что цивилизации уходят, но современная «цивилизация», уходя, мне кажется, попытается взять с собой как можно больше трупов. Чего стоит, например, Америка, которая, как говорят сегодня многие, агонизирует, но ведь она может еще устроить очень много неприятностей… Как нам, на ваш взгляд, как посла Сербии в России, сплотиться и переосмыслить свою собственную историю? – Спасибо, что вспомнили Николая (Велемировича) или, как его у нас называют, Николая Жичского. Дело в том, что одно время он жил в монастыре Жича, который является первой столицей нашей автокефальной архиепископии. Кстати, я хочу вас проинформировать, что 28 мая этого года состоится презентация монастыря Жича здесь, в Москве, в Доме Гоголя. И там будет выставка икон этой школы иконописи. Я иностранец, но чувствую себя здесь как дома, просто как в Белграде. И я вижу это искреннее глубокое возрождение России: и моральное возрождение, и русской культуры, и русской цивилизации. Я стоял в этом огромном прекрасном храме на Литургии в день Торжества Православия и думал: «Какое чудо! Как Россия снова возродилась!» На первой неделе Великого Поста  в воскресенье в Храме Христа Спасителя состоялась большая Литургия в честь Торжества Православия, на ней присутствовали послы и Греции, и Болгарии, и Черногории, и Белоруссии, и Кипра, и Армении, и я как посол Сербии, и был, как мне кажется, посол Литвы. Стою я в этом огромное прекрасном храме и думаю: «Какое чудо! Как Россия снова возродилась!» И действительно, был некогда храм, построенный в честь победы над Наполеоном, потом пришли люди, которые уничтожили его совершенно, и вот, снова этот храм возродился во всей своей монументальности и красоте! Просто стою, смотрю и думаю: какие чудеса происходят в России! Я этому очень радуюсь…

http://radonezh.ru/analytics/glavnaya-ts...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010