А тех, других, что по левую сторону станут, прогонит праведный Судия на муки вечные, в огонь, уготованный диаволу и рабам его. И эти, не получившие благословения, спросят: «Когда они видели Его в беде и не помогли Ему?», и праведный Судия ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:45 ). Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно. А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли, ибо сказано: прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство Его останется. С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники, если страдаете за имя Иисусово, если сносите униженья за правду Его. Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее. Кажущееся поражение ваше ради Евангелия Его станет триумфальной победой, которую провозгласят не чернилами люди, но ангелы Божии трубным гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его [Господа] и избавляет их ( Пс.33:8 ) Ангел Господень будет сражаться за тех, кто боится Бога. Это много раз становилось ясно, что и записано, а также без числа раз, что не записано. Архангел Михаил ополчился за Иисуса Навина. Ангел сражался за царя Езекию праведного и за одну ночь уничтожил все войско халдейское. Сколько раз Ангелы посетили апостолов и мучеников христианских в темницах, и укрепили их, и развеселили? Для праведника утешение – то, что он знает, что Бог Всевидящ, и видит его беду; и Бог Всемогущ, и может его спасти от беды; и что Бог Премилостив, и хочет его спасти от беды. Пошлет Бог Ангела Своего светлого на помощь праведнику – и не праведник будет сражаться против тирана своего, а будет сражаться Ангел Божий вместо него. А если Ангел Божий ополчится, какое войско посмеет ему противостоять? Какое царство сможет с ним воевать? В предшествующем псалме пророк Давид говорит: Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения... Все это нисколько не помогает, если неправда союзничает всему этому. Как только один Ангел ополчится против всего этого, все это лопнет, словно пузырь на воде. Давид и сам был царем, и хорошо помнил, как когда-то из пращи убил Голиафа, исполина, до зубов вооруженного. Он многократно почувствовал помощь Ангела Божия. Поэтому он может с такой надежностью утешать притесненных праведников словами утешения и укрепления: Ангел Господень встанет за вас, о все боящиеся Бога и Ему служащие. И избавит вас Ангел Божий. О, братья мои, не будем сомневаться в правдивости этих слов, а будем испытывать каждый день внимательно, как нас Ангел Божий оставляет с печалью, когда мы грешим, и как приходит нам на помощь с радостью и силой несказанной, когда мы каемся и у Бога милости просим. О, Господи Боже, Создателю наш, Царю бесчисленных Ангелов, прости нас, спаси нас и защити нас Ангелами Твоими святыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 28 Октября. Поучение о том, как Господь хранит кости праведного

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Апостол же Фаддей вообще ничего не написал и потому, согласно мнению протестантов, он ничего и не говорил и не передал верующим. К чему бы тогда быть ему Христовым апостолом? Предание о князе Авгаре приводит преподобный Иоанн Дамаскин [в сочинениях, написанных] в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря Христу! Написав Ему сначала о том, что он слышал о Его чудодейственной силе в исцелении больных, и попросив Его прийти и исцелить его [самого], Авгарь добавляет: «Слышу я и то, что евреи ненавидят Тебя и готовят Тебе некое зло. Есть у меня город: небольшой, но красивый и изобилующий всяким благом; приди к мне и обитай со мной в моем городе, который обоим нам будет доволен на всякую потребу». Так писал языческий князь, тогда как князья иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу. Созерцание Да созерцаю чудесную Божию помощь Ионафану, сыну Саула (1 Цар. гл. 13–14), а именно: 1) как филистимляне восстали на евреев, и было войско филистимское, как песок на берегу моря ; 2) как Ионафан со своим оруженосцем напал на филистимлян, уповая на Бога, и как посеял он в них смятение и победил их; 3) как и нам подобает знать истинность слов Ионафана: Для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих . Проповедь о Божественной отрасли от корня Иессеева И произойдет отрасль от корня 119 Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ис. 11:1 Почему при всех столь ясных пророчествах о Владыке Христе евреи не уверовали в Него как Мессию? По своей безумной гордости и вследствие своих безрассудных преступлений против людей святых и праведных. Кто эта отрасль от корня Иессеева, если не Господь Иисус Христос? Иессей был отцом царя Давида, а из рода Давидова чаяли пришествия Мессии. Из рода Давидова Он и явился, родившись в Вифлееме, городе Давида. Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо и Она была потомком Иессея и Давида, а ветвь от корня его, то есть Иессея, означает проявившуюся в Нем ту правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Аса, царь иудейский, делавший в иных случаях угодное в очах Господа, которому Господь даровал блестящую победу над кушитянами, согрешил только в одном. Он взял сокровища из храма Божиего и подкупил ими сирийского царя Венадаца, из Дамаска, чтобы он расторгнул свой союз с израильским царём и стал союзником Асы. Сирийский царь взял сокровища и сделал больше, чем требовалось от него, а именно: он не только уничтожил союз с израильским царём, но внезапно напал на него и отнял несколько городов. Всё это не принесло Асе никакой пользы. Сокровища, взятые из храма, были растрачены напрасно. Тогда пришёл к Асе прозорливец Ханани и стал укорять его следующими словами: «Так как ты оперся на царя Сирийского и не оперся на Господа, Бога твоего, за то спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Кушитяне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками очень многочисленными? Но так как ты оперся на Господа, то Он предал их в руку твою». Укорив так царя Асу, пророк добавил ещё следующие значительные слова: «Потому что очи Господни обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему». И потом предсказал царю: «За то отныне будет у тебя война». Так и было…» Другой пример: иудейский царь Охозия делал неугодное пред очами Господними, главным образом по вине своей недоброй матери, Гофалии. Среди остального зла, сделанного им, было ещё и заключение союза с нечестивым и беззаконным Иорамом, сыном Ахава. Они выступили против Азаила, сирийского царя, для завоевания Рамофа Галаадского. Союзники проиграли войну, Иорам был тяжело ранен и с трудом перенесён в свою столицу Изреель. Охозия, возвращаясь с похода, решил посетить в Изрееле раненого союзника. «И от Бога было погибелью Охозии, что он пришёл к Иораму». Как раз в эти дни против Иорама восстал воевода Ииуй и убил его, а сам воцарился на его месте, Охозия бежал и скрывался в Самарии. Но его поймали, и привели, к Ииую и умертвили. Все эти примеры ясно показывают, насколько зависит исход войны от моральных достоинств союзников. Сербы это хорошо знали и руководились этим в течение всей истории. Эта истина и теперь ещё жива в сознании балканских народов. Королевич Марко был, по преданию, союзником турок в их войне с румынами. Марко говорил: пусть я первый погибну, только бы победили христиане! Так и было: христиане победили, а Марко погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Без этого достославного видения Петр остался бы узким и упорствующим иудаистом и не ходил бы к язычникам – равно как и Павел без другого чудесного видения не стал бы христианином. Обращение Савла в Павла, т. е. рьяного гонителя христианства в воодушевленного Христова Апостола, – это Божие чудо, имеющее всемерное значение. Об этом переломе, судьбоносном и для его жизни, и для Церкви, сам Павел вещает неоднократно, часто повторяя и пересказывая его во всех подробностях. Так, царю Агриппе он говорит так: Среди дня на дороге, я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что... Я открою тебе...»· Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению ( Деян.26:13–16,19 ). Божии Ангелы много раз являлись святым Апостолам: Петру, Павлу, Иоанну и прочим. Вот лишь два–три примера. Когда царь Ирод казнил Иакова, брата Господня, то услышал, что это приятно евреям. И вот, по его приказу, схватили и апостола Петра. Оковав его двойными цепями, стражники ввергли апостола в темницу. Безбожный царь намеревался и его [публично] казнить, чтобы получить еще большее благоволение иудеев. Так думал он, но Бог мыслил иначе. Ночью в темнице явился Петру Ангел Господень, и все подземелье озарилось светом от сего небесного вестника. Разбудил он Петра и сказал ему: Встань скорее! И как только произнес он эти слова, цепи сами собой упали с рук узника. Опояшься и обуйся… – повелел Ангел Петру – Надень одежду твою и иди за мною. И провел его Ангел мимо стражников, так что те их не заметили. А когда подошли к городским воротам, то они сами собою отворились. Прошли одну улицу, и вдруг Ангел стал невидим, а апостол Петр постучался в дом Марка, где многие собрались и молились о нем Богу ( Деян.12:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Библия поучает нас примерами, [свидетельствующими о том,] что нравственный закон – это единственный истинный закон Божий, а всё прочее – лишь тень закона. Кто бы ни погрешил против этого единственного истинного Божиего закона, пусть даже в малом, и не покаялся – должен претерпеть и пострадать за это. Бог посылает наказания, чтобы привести к покаянию тех, кто грешит, а также их потомков и соседей. Лишь подлинным покаянием и его [благими] последствиями (перемена [нрава], восстановление [справедливости], возрождение) можно оправдаться пред оным неподкупным нравственным Божиим законом. [И] вот [тому] примеры. Наказание Адама. Когда прародитель рода людского согрешил, Бог сказал ему: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою и т.д. ( Быт. 3 гл.). Наказание растленного человечества. Когда люди развратились, воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле, – то навёл Бог потом на землю, и истребил всякую живую плоть на земле, оставив лишь праведного Ноя и его семью ( Быт. 6–7 ). Наказание Содома. Как известно, Бог низвёл гибель на этот город, так как не осталось в нём и десяти праведников. Спасся только праведный Лот [с двумя дочерьми] ( Быт. 18–19 ). Наказание Онана. Сей Онан изливал семя на землю, чтобы не рождать детей. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его ( Быт. 38:9–10 ). Наказание фараона и земли Египетской. За упорство и богопротивление поразил Господь египетскую землю и её царя десятью великими язвами, описанными в книге Исход ( Исх. 5–12 ). Наказание Мариам, сестры Моисея. Взбунтовалась она против старшинства своего брата и была поражена проказой, так что покрылась ею, как снегом ( Чис. 12 гл.). Наказание Ахана. Во время войны с жителями Гайскими взял он нечто из заклятого [имущества], и украл, и утаил. За это его побили камнями ( Нав. 7 гл.). Наказание царя Саула. Попрал он Божию заповедь и стал призывать духов (то есть ударился в спиритизм). За это потерпел он поражение на войне и свёл счёты с жизнью ( 1Цар. 31:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Благая весть Сарра рассмеялась, Захария онемел, а Мария испугалась (Быт. 18,12; Лк. 1, 22. 29). Отчего? От явления небожителя–Ангела и от его известия: Сарре в Хевроне, Захарии в Иерусалиме, а Марии в Назарете. Бездетному Аврааму было сто лет, а его жене Сарре — девяносто, когда Ангел возвестил им, что на следующий год у них родится сын Исаак. Бездетный священник Захария и его супруга Елисавета, оба из рода Ааронова, были уже обременены многими годами, когда Ангел явился ему на богослужении в храме и сообщил, что его жена родит сына Иоанна, отчего будет ему радость и веселие… ибо он [Иоанн] будет велик пред Господом (Лк. 1,14.15). Незамужняя девица Мария устрашилась явления Божия Ангела, а еще больше — его благовестил: Вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1, 31). И Он будет Царем, и Царству Его не будет конца (Лк. 1,33). Хотя произошло это в разные времена, в разных местах и с разными лицами, однако теми же самыми были и изумление, и сомнение, и вопрос: «Как это возможно?» В первых двух случаях — как способны престарелые и иссохшие человеческие тела, едва имевшие силы удерживать себя в жизни, дать начало жизни новой? Как и впрямь могло это быть? В третьем же случае невинная Дева Мария, вся раскрасневшись от стыда, сквозь этот румянец молвила: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1,34). Как это [вообще] может быть? У небесного Вестника нет ни крупицы сомнения в том, что всё возвещаемое и предсказываемое им сбудется. Ведь он поступает по небесной логике, глаголя от лица Бога, для Которого нет ничего невозможного и Чье слово непременно осуществится. Однако потомки Адама и Евы мыслят по логике земной. Хотя и неоднократно засвидетельствовано было людям с небес, да и в Святой Божией Книге записано, что Богу возможно все, что Он замыслит и скажет, тем не менее потомки Адама и Евы легче доверяли естественному ходу событий, чем слову Божию. А к тому же, сдавленные со всех сторон мятежной природой и окруженные злом, они утратили способность верить в великое добро.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Благословенный Плод в ее утробе был только что зачат и нисколько не отягощял Ее путешествие. Всю дорогу думала Она о том, что это устроил Бог с Ней, безмужней, и с Ее престарелой теткой и во что все это выльется. Впрочем, не пришлось Ей долго терзать Себя размышлениями и догадками; вскоре Дух Святой возвестит тайну, и причем не только им обеим, но и всем векам и поколениям. Ибо вот, как только вошла Она в дом Захарии и обняла и поцеловала свою тетку, взыграл младенец во чреве Елисаветы. Подтвердила это и сама старица, успокоившись от возбуждения и утерев слезы. Дух Святой с избытком осенил ее, и она произнесла, собственно воскликнула громким голосом в лицо Марии, не от себя, но как бы извне себя: Благословенна Ты между женами, И благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, Что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего Дошел до слуха моего, Взыграл младенец радостно во чреве моем... ( Лк.1:41–44 ). На эти слова Дева Мария ответила известным величанием Бога: Величит душа Моя Господа ( Лк.1:46 ) – которое поется в церкви за каждым утренним богослужением. Итак, вот как[им образом] впервые встретились два родственника, Иисус и Иоанн. Не видя и не слыша один другого, они ощутили и узнали друг друга. Мрак утроб, в котором они тогда пребывали, не мешал их взаимоощущению и знакомству. Воин почувствовал присутствие Воеводы; пророк Всевышнего ( Лк.1:76 ) – как сие провидел Захария – ощутил близость Всевышнего; Предтеча, уравнивающий путь Господень ( Лк.3:4–5 ), впитал в себя благодатную силу Господа и от радости поприветствовал Его взыгранием в утробе своей матери. После сего необычного события, полного чудес и пророческого вдохновения, Мария провела в доме Захарии еще около трех месяцев ( Лк.1:56 ). Без сомнения, дождалась [сия] юная [Дева того дня], когда престарелой [Елисавете] вышел срок родить [сына]; осталась Она, чтобы увидеть сына Своей любимой тетки и благословить Его во имя Сына Своего. И в час обрезания Иоанна Она была свидетельницей того, как онемевший супруг Ее тетки, священник Захария снова получил возможность говорить, как нарек он ему имя и предвестил – яснее и отчетливее, чем кто-либо из пророков, – его будущее величие и служение Мессии в деле человеческого спасения ( Лк.1:57–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня, Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным; Да надежды мои на человеческое развеются, как паутина. Воистину, Бог дал огромную власть безгрешному человеку над делами рук Своих: Адам имел власть над всякой земной тварью, пока не нарушил заповедь Божию и не послушался диавола, Божьего врага. Природа перестала быть послушна ему, потому что и он перестал быть послушен Богу. Однако человек в своем падшем естестве хранит в душе надежду на помощь Божию: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим.8:19–22 ). Любовь к Богу и ближнему Любовь делает меня Богом, а Тебя, Господи, человеком. Смотри, там, где один, – там нет любви. Где двое собираются – там лишь призрак любви. Где соединились трое – там любовь. Имя Тебе – Любовь , ибо имя Тебе – Троица Единосущная. Был бы Ты один, не был бы ни любовью, ни ненавистью. Был бы двоичен, ненависть и любовь в Тебе сменяли бы друг друга. Но троичен Ты, и нет в Тебе ни тени перемен. Любовь не знает ни пространства, ни времени. Она вне времени и пространства. День для нее как век и век как день. Когда я соединен с Тобой любовью, нет ни земли, ни неба – есть только Бог , нет разделения на «я» и «ты» – есть только Бог. Три ипостаси в Любви – девство, познание и святость. Если нет в любви девства, нет в ней умиления, есть эгоизм и страсть. Если нет в ней мудрости, она – безумие. Без святости любовь – не сила, без святости любовь – слабость. Когда страсть, безумие и слабость объединяются, наступает ад, который дьявол называет любовью. Если душа моя сохранит чистоту девства, разум – мудрость прозорливую, а дух – свет животворящий, тогда и я стану любовью, которая с Твоей любовью – одно. Через любовь себя вижу, как Тебя, и Ты видишь меня, как Себя. Через любовь на Тебя смотрю и себя не вижу, и Ты через любовь смотришь на меня и Себя не видишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мир сей стал ареной борьбы правды с неправдой. Кажется, гонители праведников [как будто бы] побеждают на этом поле брани. Победителями их называет сатана. На самом же деле, победители – те, кого гонят за правду. Обнаружится это после Божия Суда, когда грешники будут прокляты и низвержены в ад, где плач и скрежет зубов, а праведники увенчаются вечной славой и жизнью в Царстве Небесном. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Поносить будет вас сатана, носитель всякого срама и позора; гнать будет вас он же, изгнанный с небес; злословить будет вас тот, у которого вообще нет доброго слова; лгать будет на вас отец всякой лжи ( Ин.8:44 ). Все это будет делать он вам за Меня, через посредство своих демонов или одержимых ими людей. Ведь его ненависть ко Мне равна страху передо Мной. Однако вы не бойтесь, но покоритесь Богу и противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (в серб. букв.: многи ваши награды. – Пер.) на небесах. Так драгоценны пред Богом каждое воздыхание, каждая слеза и каждая капля крови праведника ( Мф.5:1–12 ), что земля не может воздать за них никакими своими благами. Награду за все это способно преподать только небо, причем не одну какую-то награду, а многие, [то есть] многократные и разнообразные, а таковы суть радость, и веселье, и жизнь вечная. Так Иисус излагал Свое новое учение, которым потряс землю, и ад, и сердца человеческие. Отдал Он первенство небу над землей и Царству Небесному над царством земным. Наполнил человеческую жизнь смыслом, и силой, и отрадой. До необозримых высот воздвиг все уничиженное и презренное. Снова сделал могучей и действенной забытую небесную логику, чтобы люди мыслили умом Божиим. И пока говорил Он на просторах зеленеющих полей, тысячи душ пристально вглядывались в Него (не отрывали очей от [лица] Его. – Ред.) и слушали Его затаив дыхание. Народ дивился учению Его, ибо чувствовал, что говорит это Человеколюбец, любящий людей вообще (букв.: Человеколюбец и Народолюбец. – Пер.). И не похож Он на книжников ( Мф.7:28–29 ). Да будете сынами Божиими

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010