Можно утверждать, что эта коррекция Флоренским онтологического каркаса паламизма, а именно, осуществленное им наделение концепта энергийности свойством необходимой соотносительности с другим, находится в русле персоналистских и экзистенциалистских тенденций, актуальных для философского поля начала XX в., тогда как собственно паламитская онтология не персоналистична и экзистенциально не нагружена. Таким образом, философия символа Павла Флоренского связана со спецификой его онтологии: эта персоналистски нагруженная онтология, в которой энергия сущности понимается в качестве соотносительной, и соответственно, которая необходимо предполагает синергийные взаимодействия сущностей, – эта онтология дает понимание символа, также нагруженное персоналистски. Учение же Паламы о природном символе исходит из неперсоналистской онтологии, где сущность и ее энергия понимаются в качестве элементарной бытийной единицы, не соотносимой необходимым образом с другими сущностями. Таковое паламитское понимание символа, в качестве природного символа, было бы невозможно в рамках «соотносительной»/персоналистской онтологии Флоренского, где энергия сущности необходимым образом синергетически соотносится с энергиями других сущностей 20 ./112/Поэтому в философии Флоренского вызрела концепция символа, восходящая еще к его ранним интуициям, основанная на принципе соотносительности, где символ понимается как сущность, соотносящаяся с другой сущностью посредством синергии энергий этих сущностей.   Примечания 1 Об учении Григория Паламы см. например: [Бирюков 2017; Бирюков 2019, 69-72]. 2 Отмечу, что этого энергийного аспекта в структуре символа, как ее понимал Флоренский, касается Вяч. Вс. Иванов в своих «Очерках по предыстории и истории семиотики» [Иванов 1999, 709–710]. При этом Иванов не осознает паламитского контекста, когда Флоренский ведет речь об энергийности в символе, ошибочно связывая (С. 709) концепт энергийности в символологии Флоренского с влиянием лишь философии языка фон Гумбольдта. 3 Ср.: Флоренский П.А . Имеславие как философская предпосылка, в: [Флоренский 2000 а , 254–255]; Флоренский П.А . Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания (18-я лекция в: [Флоренский 2000 b , 476–477]. 4 Это миропонимание в общем смысле основывается на том положении, что «вещь может нести энергию другой вещи» [Флоренский 2000 b , 470, прим. 4]. 5 О природном символе у Паламы см.: [Бирюков 2012, 437–438].

http://bogoslov.ru/article/6027790

Наутро домик остался почти совсем разоренным». Участие полиции и духовенства в сектантских погромах – почти обычное явление; как показывают факты, эти погромы почти всегда инспирируются со стороны ( С. Мельгунов . „Церк. и гос. в России», вып. II, стр. 150 и др.). После неудачного миссионерского увещевания Малеванного отправляют в тюрьму в г. Тараще и насмехаются над ним: «Одели его в самую худую одежду... посадили в одиночную самую худшую камеру и дали в изголовье ему камень», а в то же время священник убеждает его принять православие, обещая тогда отпустить домой (Бирюков, стр. 51). Из Таращи его отправляют в Умань, в тюрьму. Затем ведут в Киев, ведут закованным в кандалы (Ib. 52). В Киеве, после освидетельствования комиссией, Малеванного помещают в отделение душевнобольных Кирилловской больницы. Затем вскоре отпускают домой «под надзор полиции». После одного недозволенного собрания Малеванного вновь арестовывают и сажают на высидку в г. Тараще, при полицейском управлении. По словам родственников Малеванного, его там „жестоко избили и после всяческого издевательства отпустили домой (lb. 52). После этого эксперимента Малеванный опасно заболел и, как предполагает г. Бирюков, нервной горячкой. Сам Малеванный так рассказывает о своем пребывании в тюрьме: «били чем попало и как попало, выбили передние зубы, бросили на пол, ходили по мне ногами, бесчувственному совали в нос и рот окурки» (Жихарев, kh.III, 3). На здоровье и самочувствие Малеванного такие средневековые пытки, несомненно, должны были оказать сильное влияние. Это было в начале 1893 г. В апреле Малеванного вновь арестовывают и отправляют в киевский дом, для умалишенных, где он пребывает до осени в строгом одиночном заключении, причем, конечно, всякие сношения с единомышленниками прекращаются. Для большей «изоляции» Малеванного 14 сентября 1893 г. переводят, по распоряжению высшего начальства, в казанский дом для умалишенных. Одному из знакомых г. Бирюкова пришлось увидеть Малеванного в киевской больнице; он рассказывает, на основании бесед с фельдшерами и слушателями больницы, что Малеванного там содержали, как „буйного больного», хотя ни одного случая буйства Малеванного не было зарегистрировано (Бирюков, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

- Зелье оказалось слабым? — спросила я. - Наоборот. Егор Михайлович в тот раз отказался пить, как его Кобцева ни уговаривала. А когда попробовал — «схватило» его сразу. Вот он и упал. Разумеется, Гоит затем вернулся и бутылку унес, но, видимо, Толстиков его вспугнул: иначе бы Гоит довершил дело до конца. - Коля, тогда я не пойму, — мама даже остановилась, — только что ты говорил, каким потрясением для Гоита стало ваше возвращение на Мару. Но если он решил убить Бирюкова, значит, опасался, что тот все вам расскажет, когда вы вернетесь. - Не совсем так. Гоит поверил в то, что мы в декабре навсегда покинули гору. Он испугался другого: Егор Михайлович по наивности передал ему свой разговор с Игорем. Выходит, наш друг был убедителен, если Гоит поверил в то, что возможен пересмотр дела Бирюкова. А пересмотр — это новое следствие. Зачем Гоиту лишние проблемы? Может, он и не испугался, но решил: мертвый Егор Михайлович надежнее живого. Что же касается Сосновского… Судя по всему, Петр Константинович серьезно продвинулся в своих поисках, о многом узнал, чем стал раздражать «хозяина горы». - Папа, почему же Бирюков не заподозрил Гоита, когда его обвинили в том, чего он не совершал, — убийстве человека? - Не заподозрил… Он был благодарен Кобцевой! Егор Михайлович рассказал, что всю жизнь был признателен ей. Он помнил, как она, сидевшая с ним и Сосновским тем памятным вечером, распрощалась и ушла, помнил, как на суде Кобцева доказывала, что ее сосед — хороший человек и не мог убить другого хорошего человека даже в пьяной драке. А когда прокурор спрашивал ее, кто же тогда мог убить Сосновского, она только разводила руками и вздыхала. - Вот почему после визита Игоря Бирюков вновь побежал к ней? - Да, подписав себе тем самым смертный приговор, привести который в исполнение помешали сверхкрепкие сердце и сосуды старика… Видишь, что получается, Машутка, — продолжил папа, — про Петра Константиновича не скажу, а Бирюков, которого Гоит отправил в тюрьму, и не думал подозревать Кобцеву, как не подозревал ее и Сергий Иоаннович, если решился отправиться с тетей Валей в путь. Так могли ли мы по одному непогасшему окошку в доме Гоита заподозрить веселую и общительную женщину, от которой, между прочим, кое-кто был тогда без ума.

http://azbyka.ru/fiction/vozvrashhenie-n...

Sinkewicz R. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The Capita 150 of Gregory Palamas//Mediaeval Studies. 1986. Vol. 48. P. 342–346. Sinkewicz R.E. Introduction//Gregory Palamas, St. The One Hundred and Fifty Chapters. A critical edition/ed., trans. R.E. Sinkewicz. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1988. (Studies and Texts; vol. 83). P. 1–79.     См. например: Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1912. Ч. I: Мир как хозяйство. С. 65–66, 120, 128; Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 194; ср. также наблюдение о «Свете Невечернем» Н.А. Вагановой: « Первое упоминание Софии в этой книге прямо связано с Платоном. Свою концепцию Софии Булгаков и построит здесь на основе платонизма» ( Ваганова Н.А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М., 2010. С. 301). Об историко-богословском и философском контексте открытия паламизма в русской философии начала XX в. см. мою статью: Бирюков Д.С. Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.: Вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст//Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. 5. С. 34–47. См. также мои публикации, посвященные этой проблематике: Бирюков Д.С. Тема иерархии природного сущего в паламитской литературе. Ч. 2. Паламитское учение в контексте предшествующей традиции и его рецепция в русской религиозной мысли XX в. (философия творчества С.Н. Булгакова)//Konštantínove listy. 2019. Т. 12. 2, здесь: С. 74–79; Бирюков Д.С. «Синэнергетическое откровение реальности»: Наблюдения о предыстории, источниках и содержании понятий «символ», «синергия», «энергия» у П.А. Флоренского в контексте рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.//Вопросы философии. 2020. 6. С. 103–115. Флоренский П.А. Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергеем Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001. С. 78. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. С. 111–113.

http://bogoslov.ru/article/6171225

Д.С. Бирюков О трактате «Правило богословия» св. Нила Кавасилы и «Теме Различения между светом и теплом огня» у св. Нила Кавасилы и св. Григория Паламы Источник В настоящей статье использованы материалы исследования, выполненного при поддержке Российского государственного научного фонда; проект 13–33–01299. Выражаю благодарность В.Л. Иванову за любезно предоставленные сведения по теме различия между Божественной сущностью и атрибутами в западной схоластике, приведенные в прим. 9 настоящей статьи. – Источник публикации: Бирюков Д.С. О трактате «Правило богословия» св. Нила Кавасилы и теме различения между светом и теплом огня у св. Нила Кавасилы и св. Григория Паламы //EINAI: Проблемы философии и теологии. 2012. Том 2. 1–2 (3–4). С. 423–440. В данной статье я сделаю обзор основных положений публикуемого выше трактата св. Нила Кавасилы «Правило богословия» 1 и проанализирую предысторию в паламитском богословии одной немаловажной для этой богословской традиции темы, затрагиваемой в трактате, а именно, темы различения между теплом и светом огня (Солнца). В качестве аналогии, используемой для пояснения учения о различении между Божественной сущностью и энергиями, а также энергий между собой, эта тема касается центрального вопроса паламитских споров. Итак, Кавасила начинает свой трактат с того, что говорит о намерении различить значения понятия «природа», употребляемого богословами в разных смыслах, что позволит, согласно Нилу, прийти к уразумению, в каком смысле следует понимать слова св. Григория Нисского о том, что нет ничего нетварного кроме Божественной природы 2 , и, соответственно, избежать неверного понимания соотношения Божественной сущности и энергий (гл. 1). Так, «природа» употребляется в значении «сущности»; но в древнем богословском языке это понятие могло использоваться и в смысле ипостаси. Кроме этого, «природой» могут называться природные свойства, а также – Сам Бог . Именно в этом последнем значении следует понимать слово «природа» в обсуждаемой фразе Григория Нисского (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

- Не спорю. Как ты думаешь, может он сейчас припомнить, кто тогда составил им с Петром Константиновичем компанию? - Думаю, что может. - И я вот тоже так думаю. Вряд ли Бирюков станет кого-то укрывать: когда столько лет в тюрьме отсидишь - это трудно забыть и простить. Скорее всего, Егор Михайлович на этого человека просто не думает плохо. - И человек этот - Гоит! - воскликнула я. - Сосновский уже многое знал, и его нужно было убрать. - Гениально, Ватсон! Так что мы будем сейчас делать? Писать письмо Егору Михайловичу? Ненадежно. Долго. Попробуем оставаться мудрыми, " аки змеи " . - То есть? - Нам нельзя совсем исключать того, что Гоит это все-таки Бирюков. - Не понимаю. Я совсем запуталась. - Не беда. Есть идея. Мы сейчас позвоним в Любимовск... - Дяде Игорю? - Точно. Попросим его съездить в Мареевку. Думаю, он нас уважит. Дадим ему инструкции, как незаметнее пройти в дом Бирюкова... - Бесполезно. - Все равно, предосторожность не помешает. - И что он ему скажет? - Скажет, что прошлого не вернешь, но будучи правозащитником... - Кто? Дядя Игорь правозащитник? Насмешил. - А почему нет? Правозащитник, решивший помочь Бирюкову освободиться от пятна. Пятно-то, согласись, страшное - убийство. И для пересмотра дела необходимо еще раз подробно вспомнить ту историю. Вот под таким соусом Игорь сможет спросить у старика все, что нам интересно. - Папа, а не жестоко так разыгрывать человека? - Ты меня обижаешь. Почему разыгрывать? Мы, когда приедем в Мареевку, обязательно подадим на апелляцию, если выяснится, что Бирюков не виновен. Позвонили мы Толстикову в тот же вечер. Он согласился нам помочь, правда, как сказал папа, особого энтузиазма не проявил. А мы были просто в нетерпении. Позвонили в Любимовск, как и договорились, через неделю. Оказалось, что дядя Игорь пока не смог вырваться в Мареевку. Через неделю то же самое. Папа тогда сказал ему: - Игорь, это очень важно. Помоги, пожалуйста. - Бирюкову? переспросил Толстиков. - Нет, нам с Машей, - ответил папа. И вот три дня назад раздался долгожданный звонок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2107...

97. Змея на могиле Толстого Память праведного с похвалами, а над нечестивыми до конца тяготеет немилостивый гнев. И память их погибнет с шумом. Так говорит непреложное слово Божие. Прошел год, как великий нечестивец, соблазнитель и богохульник ушел в царство мертвецов. Напрасно шумят иудеи и их приспешники, восхваляя его: чем более отходит он в историю, тем бесславнее становится имя его. И это бесславие ложится темною тенью не только на его якобы почитателей, но и на его несчастную вдову, особенно же на его наследницу дочь. Стыдно было вчуже читать споры этой дочери с восьмидесятилетней старицей-матерью из-за рукописей, а еще позорнее теперь, что почитатели не посовестились выдать за сочинение Толстого плохое сочиненьице некоего Соловьева, – скверного ради прибытка. Так между людьми, которые хотели бы прославлять богохульника, бесчестится имя его. Но суд Божий совершается еще и иным неким образом. Сей богохульник загубил столько душ своим лжеучением, что при одной мысли об этом страшно становится. Яд его духовной отравы еще долго будет губить юные души, и вот, как бы в предостережение имеющих разум, чтобы внимать глаголам Божиим, в день его рождения на его могиле творится нечто доселе неслыханное. Внимайте, русские православные люди! В московской газетке иудействующего направления, издаваемой раскольником Рябушинским, «Раннее Утро», промелькнуло известие, что 28 августа на могиле Толстого укушен змеею мальчик. Вся печать, как по данному знаку, тщательно замолчала этот факт. Но его отметили «Московские Церковные Ведомости». Не доверяя сообщению иудейской газетки, я написал высокопреосвященному Парфению, архиепископу Тульскому, прося его проверить этот факт. Святитель исполнил мою просьбу, и вот что пишет ему священник села Кочаков, отец Тихон Кудрявцев, коему было поручено владыкою произвести дознание по сему делу: «Высокопреосвященнейший Владыка, милостивейший отец и Архипастырь! Факт укушения змеей на могиле графа Льва Толстого сына Бирюкова установлен. (Кстати: кто этот Бирюков? Не автор ли жизнеописания Толстого? Тогда факт укушения его сына имеет уже сугубое значение.). 11 28 августа Бирюков, поклонник Толстого и давно знакомый с семьей Толстых, прибыл из Москвы с семьей (жена и дети) на могилу Толстого. Прибывшие в тот день в небольшом количестве, поклонники Толстого осыпали могилу его живыми цветами. Мальчик Бирюков, лет десяти, услаждаясь цветами (бедный ребенок!), рассматривая и разбирая их, неожиданно для окружающих могилу вскрикнул. Подбежавший к нему отец увидел, что правая рука его обвита змеей, сбросил гадюку с руки ребенка и увидел раночку. Быстро появившаяся на руке опухоль заставила отца тотчас же принять меры к предупреждению опасности: тут же, на месте, перетянули руку перевязкой выше места укушения и немедленно, на лошадях графини С. А. Толстой, Бирюковы направились в Тулу, чтобы оттуда с первым же поездом отбыть в Москву. Ко времени отъезда в Тулу, говорят, опухоль перешла в область груди. Жив ли пострадавший – сведений нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

[см. прим. 10 на с. 125 наст. изд.]), считал нечестивым представление о причастности Божественной сущности, то Акиндин, очевидно, соединяя позицию тех отцов, которые учили о причаствуемости Божественной сущности, и позицию тех, что учили о непричастности сущности Божества (о двух парадигмах причастности Божественной сущности в святоотеческой литературе см.: Бирюков 2009a), – настаивал на том, что Божественная сущность является одновременно и причаствуемой, и непричаствуемой, причем причаствуется она в разной мере различными видами тварного сущего (см.: Greg. Acind., grand. refut. 3.91). Важнейшим же моментом, объединяющим позиции Варлаама и Акиндина, является характерное для каждого из них резкое неприятие учения о реальном различии в Боге сущности и энергий. (Отметим также, что в статье: Бирюков 2009a, с. 155 мы допустили ошибку, упомянув, что о причастности Божественной сущности говорил Варлаам Калабрийский; там должен был быть упомянут Акиндин). См. прим. 52 на с. 35–36 наст. изд. 28 См.: Greg. Acind., sermo ad Joan. patr.: 172–184 (Nadal Canellas); см. прим. 25 на с. 135–136 наст. изд. 33 См. статью «О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров», с. 71–85 наст. изд. 34 Browning 1955–1957, р. 723–739. Имеется болгарский перевод Ямбов Дисипата, выполненный К. Павликяновым: 37 А. Риго даже замечает, что многие видные практикующие исихасты той эпохи не были сторонниками Паламы, либо занимали в споре неопределенную и нейтральную позицию (Rigo 1989a, p. 7, n. 13) 38 Согласно датировке Д. Цамиса ( Δαβδ Δισπατος 1973, a. 27; его поддерживает Байер: Beyer 1975, S. 109), сочинение написано летом 1342 г., М. М. Бернацкий и А. Г. Дунаев устанавливают как terminus post quem для этого сочинения лето 1345 г. (Бернацкий, Дунаев 2006, с. 585), исходя из предположения, что Дисипат при его написании опирался на 6-й Антирретик Паламы, и ссылаются на места, где Дисипат обсуждает тему энергий как привходящего так же, как это делает Палама в 6-м Антирретике (обсуждение этой темы см.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Побежали фашисты. Те, что остались живы, укрылись в других траншеях. В это время подоспели на помощь к Бирюкову наши солдаты. Поравнялись они с окопом. Видят: жив, невредим Бирюков. Стоит в неприятельском окопе, трофеи считает. Подобрали солдаты трофеи: автоматы, миномёт, фашистские пулемёты — восемь пулемётов одних досталось, — вернулись к своим позициям. За свой героический подвиг сержант Бирюков был награждён орденом. Одновременно ему было присвоено звание лейтенанта. Поздравляли его товарищи. Радовались успеху. Солдаты всегда солдаты. Любят солдаты шутку. Обнимают Бирюкова, бросают шутки: — В окопы вбежал сержантом, выбежал — лейтенантом. Ещё два окопа майором будешь. Через день началось наступление. Офицером шёл Павел Бирюков в наступление. Доватор В боях под Москвой вместе с другими войсками принимали участие и казаки: донские, кубанские, терские… Лих, искромётен в бою Доватор. Ладно сидит в седле. Шапка-кубанка на голове. Командует генерал Доватор кавалерийским казачьим корпусом. Смотрят станичники на генерала: — Наших кровей — казацких! Спорят бойцы, откуда он родом: — С Дона. — С Кубани! — Терский он, терский. — Уральский казак, с Урала. — Забайкальский, даурский, считай, казак. Не сошлись в едином мнении казаки. Обратились к Доватору. — Товарищ комкор, скажите, с какой вы станицы? Улыбнулся Доватор: — Не там товарищи, ищете. В белорусских лесах станица. И верно. Совсем не казак Доватор. Белорус он. В селе Хотино, на севере Белоруссии, недалеко от города Полоцка — вот где родился комкор Доватор. Не верят Доватору казаки: — Шутки комкор пускает. И снова: — Терский! — Оренбургский. — Донской! — Кубанский! — Уральский! — Братцы, да он же, считай, забайкальский, даурских кровей казак. Ещё в августе — сентябре конная группа Доватора ходила по фашистским тылам. Громила склады, штабы, обозы. Сильно досталось тогда фашистам. Пошли слухи — 100 тысяч советских конников прорвалось в тыл. Успокаивают солдат фашистские генералы. Отдают даже специальный приказ. А в этом приказе: «Не верьте слухам! Слухи о том, что в тыл наших войск прорвалось 100000 кавалеристов противника, преувеличены. Линию фронта перешло всего 18000». А на самом деле в конной группе Доватора было только 3000 человек.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

- Зелье оказалось слабым? - спросила я. - Наоборот. Егор Михайлович в тот раз отказался пить, как его Кобцева ни уговаривала. А когда попробовал - " схватило " его сразу. Вот он и упал. Разумеется, Гоит затем вернулся и бутылку унес, но, видимо, Толстиков его вспугнул: иначе бы Гоит довершил дело до конца. - Коля, тогда я не пойму, - мама даже остановилась, - только что ты говорил, каким потрясением для Гоита стало ваше возвращение на Мару. Но если он решил убить Бирюкова, значит, опасался, что тот все вам расскажет, когда вы вернетесь. - Не совсем так. Гоит поверил в то, что мы в декабре навсегда покинули гору. Он испугался другого: Егор Михайлович по наивности передал ему свой разговор с Игорем. Выходит, наш друг был убедителен, если Гоит поверил в то, что возможен пересмотр дела Бирюкова. А пересмотр - это новое следствие. Зачем Гоиту лишние проблемы? Может, он и не испугался, но решил: мертвый Егор Михайлович надежнее живого. Что же касается Сосновского... Судя по всему, Петр Константинович серьезно продвинулся в своих поисках, о многом узнал, чем стал раздражать " хозяина горы " . - Папа, почему же Бирюков не заподозрил Гоита, когда его обвинили в том, чего он не совершал, - убийстве человека? - Не заподозрил... Он был благодарен Кобцевой! Егор Михайлович рассказал, что всю жизнь был признателен ей. Он помнил, как она, сидевшая с ним и Сосновским тем памятным вечером, распрощалась и ушла, помнил, как на суде Кобцева доказывала, что ее сосед - хороший человек и не мог убить другого хорошего человека даже в пьяной драке. А когда прокурор спрашивал ее, кто же тогда мог убить Сосновского, она только разводила руками и вздыхала. - Вот почему после визита Игоря Бирюков вновь побежал к ней? - Да, подписав себе тем самым смертный приговор, привести который в исполнение помешали сверхкрепкие сердце и сосуды старика... Видишь, что получается, Машутка, - продолжил папа, - про Петра Константиновича не скажу, а Бирюков, которого Гоит отправил в тюрьму, и не думал подозревать Кобцеву, как не подозревал ее и Сергий Иоаннович, если решился отправиться с тетей Валей в путь. Так могли ли мы по одному непогасшему окошку в доме Гоита заподозрить веселую и общительную женщину, от которой, между прочим, кое-кто был тогда без ума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2107...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010