Храм действующий. По материалам: Монастыри и храмы земли Ярославской, крат. ил. энцикл. [в 3 т.]. - Рыбинск. Дом печати, 2000-2001. Троицкий храм с. Смоленского - малый остаток архитектурного комплекса, существовавшего здесь до середины 1930-х гг. Его созданию послужил голос, услышанный во сне игуменом Толгского монастыря Иоилем около 1640 г. Голос потребовал поставить монастырь " на бору между Толгской обителью и Ярославлем " . Митрополит Ростовский Варлаам благословил строительство. Вскоре в келье настоятеля Троице-Сергиева монастыря архимандрита Адриана, переведенного туда из Толгской обители, раздался новый голос. Он исходил от его келейной иконы Смоленской Богоматери: " Иду, иду в пределы Ярославля, в новосозданный монастырь во имя Мое " . Архимандрит отпустил икону с неким священноиноком. Поскольку новый монастырь еще строился, икону на время поставили в Толгской обители. Наконец, 12 октября 1642 г. Смоленская церковь была освящена, ее святыней стала икона, принесенная от Троицы Сергиевой. Через 12 лет после создания Смоленского монастыря, в 1654 г., всю центральную часть России опустошала эпидемия чумы. Мор затронул и Ярославль - решено было принести в город Толгскую икону Богоматери. Накануне крестного хода на Толгу Смоленская икона в новом монастыре " на бору " вновь заговорила и повелела взять ее в крестный ход, что и было исполнено. А некоторые слышали не только глас от иконы, но и требование построить в монастыре каменный храм Св. Троицы. Вскоре в нем были сооружены не один, а два каменных храма - Троицкий (впоследствии переименованный во Всесвятский) и Смоленский; впоследствии их уничтожили большевики. Верующим оставили лишь один храм, Троицкий, построенный при имп. Николае I через много лет после упразднения монастыря и превращения его храмов в приходские. Он имеет очень скромные размеры и небольшую высоту, т. к. предназначался для служб только в зимнее время. Храмовая икона Св. Троицы написана по откровению во время мора 1654 г. У алтаря Троицкого храма погребен архиепископ Николай (Чуфаровский; 1884-1967), бывший Рязанский, выпускник Ярославской духовной семинарии 1908 г.

http://sobory.ru/article/?object=18374

Вместе с тем на этот вопрос был и другой ответ. В 1927 году, через десять лет после  Экземплярского, в Варшавском университете на богословском православном факультете на каком-то линотипе или ротопринте, трудно сказать, что это была за техника, был издан курс лекций (по-русски) неизвестного автора. Возможно, это был будущий епископ Николай (Чуфаровский), тогда учившийся или преподававший, трудно сказать, в Варшавском университете. Но мне представляется, что он был только, скажем так, популяризатором, владельцем рукописи, по которой мы этот текст знаем. А мы знаем этот текст по единственной рукописи, которая хранится в библиотеке рукописей Московской духовной академии. Этот текст называется «Пастырство монастырское, или старчество». Самые интересные фрагменты из него были изданы в журнале «Альфа и омега» в 1999-м году. Автор книги «Пастырство монастырское, или старчество» тоже ставит вопрос о времени возникновения старчества и приводит ряд интересных наблюдений, которые отличаются от наблюдений Экземплярского. И самое яркое наблюдение заключается в цитате из церковного писателя первой половины III века Оригена, которую я сейчас приведу по «Пастырству монастырскому»: «Смотри, как Божественное Писание поучает нас, что не должно таить греха внутри», – я пропущу здесь достаточно подробную риторическую фигуру. – «Тот, кто извергает грех, уничтожает причину немалую», – дальше самое важное: – «Только будь осмотрительнее, кому ты должен исповедовать свой грех» – речь идет о начале III века, начале. – «Испытай прежде врача, которому бы открыть причину недуга и который бы умел быть со слабым – слабым, плакать с плачущим, который умел бы сострадать и сочувствовать. И если он, ранее показав себя опытным врачом и сострадательным, скажет что-нибудь, посоветует, то так делай и исполняй». В чем важность этого текста? Дело в том, что этот текст по своей структуре фактически повторяет последующие существующие в святоотеческой традиции тексты, которые описывают поиск учеником старца. Ориген так пишет, и последующие авторы будут так писать. Кстати, у Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова было похожее: найди врача, который созвучен твоему внутреннему миру, исповедуй ему грех, получи исцеление, а далее, как пишет Ориген, следуй его советам. Это то, что у позднейших авторов будет называться послушанием (найди созвучного старца, вступи с ним в общение, слушайся его).

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

То же самое и в отношении только-только входящих в Церковь. Ведь формализм и равнодушие священника не даст им и войти в Церковь, и тем более в ней укорениться. А отвечать за это будет каждый священник. Мне в свое время, когда я только начинал служение, а это было в 1945 году, пришлось столкнуться с подобными явлениями. И на мой вопрос об этом Св. Патриарху Алексию I (он меня рукополагал) он ответил: - Что я дал тебе при рукоположении? - " Требник " . - Так вот всё, что там написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься.  Спасайтесь же, дорогой батюшка, отец Б., священство - добровольное мученичество. Труд велик, а награда за него безмерна. Дорогой о Господе П.! Я благословить Вас на принятие сана не могу. Это властен сделать только Ваш духовник, рекомендуя Вас, и архиерей, который, зная Ваши препятствия, все же решит, что возможность к рукоположению есть. Я же от себя только скажу Вам, что если препятствия серьезные, то в будущем с принятием сана человека, дерзнувшего на это, ждут очень многие скорби, вплоть до невозможности стоять у престола. Поэтому хорошо всё обдумайте и посоветуйтесь с Владыкой. Дорогой Ю. Г.! Благодарю Вас за все знаки Вашего внимания ко мне. И сам поздравляю Вас с попразднством Успения. Праздник нынче прошел благоволением Матери Божией одухотворенно, и множество людей уехали из Печор, увозя живое чувство и свидетельство о милости Пресвятой Владычицы к нам. Не было еще времени у меня прочитать составленную Вами книгу - летопись о нашем монастыре и его подвижниках, но держать ее в руках приятно, и фотоматериал подан деликатно и со вкусом. Спасибо за труды и поты, как говаривал рязанский архиепископ Николай Чуфаровский. О священстве скажу Вам словами апостола: " желающий священства, доброго дела желает... " Но всякий сам в первую очередь должен решить, по силам ли ему сие добровольное мученичество, сохранил ли он своей жизнью залог и возможности, чтобы приступить к сему великому таинству и служению. Дорогой Ю. Г., и ведь это дело глубокой исповеди духовнику, который и будет Вашим поручителем пред Богом и архиереем. Прилагаю Вам образец для самоиспытания - слово митрополита Стефана Болгарского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1929...

23 сентября 1953 года архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский) рукоположил Ивана Смирнова во диаконы. А тем временем на заводе проводили партийное собрание, на котором секретарь бушевал: – Как могли упустить такого человека! Ему необходимо было создать все условия для работы! А рабочие условия для больного стенокардией Ивана Смирнова были очень тяжелые. Как он впоследствии говорил: «В моем уходе с завода – Божья воля. Там я бы умер.» А рукоположение переменило его жизнь. Он сразу окунулся в знакомую с детства атмосферу. Церковные службы, молитвы произвели разительные перемены в его облике. Он стал спокойным, умиротворенным, лицо засветилось тихой радостью. Первым храмом, в котором довелось служить диакону Иоанну, стал Христорождественский храм города Михайлова. В 1953 году его перевели в Рязань, в Скорбященскую церковь . А 11 сентября 1957 года владыка Николай рукоположил его во священника и назначил служить в Космодамианский храм села Летово. Отец Иоанн жил тогда с семьей в Рязани и в Летово ездил на электричке до станции Истодники. А там – четыре километра пешком. Свое первое путешествие по этой дороге он запомнил на всю жизнь. Природа, которую новорукоположенный батюшка увидел, идя в Летово, поразила его. И впоследствии он навсегда запечатлел ее в рукописи «Косма и Дамиан»: «Я, когда совершаю свой путь к полустанку, чтобы на электропоезде поехать в Рязань, или возвращаясь из Рязани, каждый раз вижу все новое и новое в красавице природе... Как только переступаешь порог железнодорожного полотна, так сразу попадаешь в чарующие просторы, которые влекут тебя неизменной красотой вдаль. Эта красота простирается пред тобою и как бы уходит ввысь к пределам горизонта. Какой-то необыкновенной чистотой и ароматом благоухает воздух в этих местах. Особенно чувствуешь его целебную силу в весеннюю и летнюю пору, чувствуешь, как обновляется твой организм и чем больше своим дыханием пьешь аромат живой природы, тем больше происходит обновление твоих физических сил ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Дело было безнадежное, но любовь всегда надеется. После многих хлопот записались на прием к кому-то из «власть предержащих». Но когда позвонили секретарю, чтобы уточнить время приема, услышали суровое: «Он не прощен, а только помилован». В ответ на это отец Иоанн, показывая рукой на небо, неоднократно повторял: «Там бы быть прощеным». Напоминать о себе еще раз было опасно: Иоанн Крестьянкин — лишенец, и по законам тех лет он не мог жить в больших городах. По благословению старца отец Иоанн едет в Рязань, где в это время служил знакомый ему архиерей владыка Николай (Чуфаровский). И рязанская глубинка надежно сокрыла изгнанника на 10 лет. Пять приходов за этот срок дали приют Божию страннику. Указы, продиктованные уполномоченным, смягчались припиской владыки: «Переводится иерей Иоанн Крестьянкин на благо Церкви и на пользу дела». В этой приписке, сделанной архиерейской рукой, просто и предельно ясно звучала воля Божия для отца Иоанна. Он шел по рязанской земле и приносил с собой на очередной сельский приход тихую внутреннюю радость о Господе, духовность и любовь к людям. На слезные же вопли обиженных переводом полюбившегося священника владыка Николай отвечал: «У вас он отогрел души, пусть и другим отогревает. Вы увидели настоящего Божия священника, пусть и другие увидят».    Властная государственная сила терпела поражение пред одним человеком, носителем Духа Божия. Бог торжествовал в этой неравной борьбе. Для христианской любви надо совсем немного времени, чтобы ее поняли и оценили. Все приходы, где послужил отец Иоанн, собрали ему духовных чад, сделав его многодетным духовным отцом. Пользу от его странничества по Рязанщине получали не только храмы и люди, но и сам странник. Общение с простыми Божиими людьми приоткрывало ему богатство русской души, Богом отмеченной. И он любил их так же, как орловских блаженных в детстве.    Практические занятия в духовной академии жизни для него продолжались.    Пять церквей, пять сельских приходов! На каждом из них шлифовалась определенная черта его духовной сущности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Инспектор Полтавской духовной семинарии (1912–1915), Черниговской духовной семинарии (1915–1916). Архимандрит, настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске (1916–1917). Настоятель Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Ректор Черниговской духовной семинарии (1917–1919). Участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора 1918 года. Епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (1919–1921), Сосницкий, викарий Черниговской епархии (1921–1923), Каширский, викарий Тульской епархии (1923), Тульский и Одоевский (1923–1925). Арестован в 1925, находился в заключении в Бутырской тюрьме, затем в Ниловой Пустыне. Епископ Орловский (1927–1931), в апреле 1931 г. уволен на покой. Арестован в 1932 г. и приговорен особым совещанием при коллегии ОГПУ к 5 годам ИТЛ. В 1933–1937 гг. отбывал наказание в Мордовии (город Темников), Чувашии (город Алатырь), Сарове. После освобождения проживал сначала в Егорьевске, затем в Киржаче. Архиепископ (1941). Арестован в июне 1941 года, приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Освобожден досрочно в мае 1945 года. Архиепископ Алма-атинский и Казахстанский (1945–1955). Митрополит, временно управляющий Семипалатинской епархией (1955), митрополит Алма-атинский и Казахстанский (1955). Николай (Чуфаровский Александр Матвеевич) (1884–1967), архиепископ. Родился в семье псаломщика. В 1908 г. окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета. В 1910 г. рукоположен во иерея и приписан к Ростовскому собору. С 1915 г. служил полковым священником. В 1918 г. возведен в сан протоиерея и настоятельствовал в различных храмах Ярославской епархии. В 1944 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. До 1951 г. ежегодно переводился на разные кафедры. В марте 1951 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским и на этой кафедре прослужил до ухода на покой в 1963 году. В 1959 г. возведен в сан архиепископа. Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич) (1891/1892–1961), митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Иоанн (Крестьянкин) И несколько раз, когда мы с ними гоняли в футбол, отец Иоанн выступал у нас арбитром. Помню, как он сидел в тенечке в своей белой скуфейке и судил наш матч. После этого мы уже не так часто виделись, потому что я уехал в Москву, а он в Псково-Печерский монастырь. – Расскажите, пожалуйста, также о владыке Николае (Чуфаровском). Он был правящим архиереем в Рязани в те годы, когда там служил ваш отец. – Когда мы жили в Рязани, он был архиепископом Рязанским и Касимовским. Наш покровитель, друг и крестный отец моей младшей сестры. Он всегда помогал нам. Владыка был очень образованным человеком, знал семь или восемь языков. Отсидел шестнадцать лет. Пройдя жуткие лагерные испытания, он удивительным образом сохранил тонкую душевную доброту. Ни один большой праздник не обходился без того, чтобы к нам в гости не приехал владыка Николай. А я вместе со старшей сестрой – она на фортепиано, я на скрипке – должны были дать домашний концерт. В те годы, когда на большие праздники дружинники стояли у дверей храма и физически не пускали в церковь детей и молодых взрослых, владыка помогал нам, детям, незаметно проникать в алтарь. Была такая система – у владыки был ЗИМ, по дороге на службу он объезжал все дома, где жили священнослужители, и забирал нас, детей. Кстати, водитель у него был замечательный человек – бывший шофер маршала Василевского. Так вот, владыка Николай сажал нас в ЗИМе на пол перед собой и накрывал своей рясой. А ряса была достаточно объемная, так как владыка страдал полнотой. Дело в том, что после лагерей его начали откармливать вместо того, чтобы какое-то время держать на строгой диете, и у него нарушился обмен веществ. Владыка нарочно открывал окно, чтобы дружинники видели, что он сидит один, и не останавливали машину. Мы подъезжали к боковой двери алтаря, вылезали из-под рясы и просачивались в храм через эту дверь. Обратно выбирались тем же способом. Я до сих пор помню, как пахли сапоги владыки, начищенные гуталином. Но вообще, архиереи в жизни моего отца встречались разные. Были такие, которые ели его поедом. Я-то, поскольку был внутри церкви, все это знал – и не по слухам, не по сплетням, а реальные факты. И отец это знал. Но никогда он не осуждал архиереев, и нам не разрешал осуждать. Даже у нас и не принято было на эту тему говорить. В отношениях с архиереями у отца никогда не было подобострастия, он держался с достоинством, но в то же время иерархию соблюдал неукоснительно, относился к епископам с уважением.

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

01(14).09.1937–1939: Митрофан Русинов, в. у. 08 .1942–09.1944: Вениамин Новицкий 08(21).05.1944–10(23).05.1944: Николай Чуфаровский 25 .08(07.09).1944–23.05(05.06).1945: Стефан Проценко 1945–1947: Симон Ивановский Полтавская (обн.) 03(16).09.1924–1924: Иосиф Кречетович –1925: Александр Воецкий 11 .1924–1926: Александр Мигулин 1926–: Иоасаф Иоанн Славгородский Полторацкая (обн.) 03(16).01.1924–23.12(05.01).1924: Александр Воецкий Поречская 1926–: Иларион Бельский Порховская 05(18).12.1920–1923: Александр Паулюс Потсдамская (заруб.) 1924–: Тихон Лященко – 1938: 1938–1939: Серафим Лядэ 1939–1943: 1943–1944: Филипп Гарднер Пражская 1922–25.05(07.06).1946: Сергий Королев , (заруб.) 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Елевферий Воронцов Приазовская и Таганрогская см. Таганрогская Приамурская н Благовещенская см. Благовещенская Приамурская (обн). см. Хабаровская (обн). Прибайкальская (обн.) 09(22).04.1923–1924: Гавриил Асташевский Прилукская 13(26)11.1914–16(29).10.1917: Неофит Следников 16(29).10.1917–1919: Феодор Лебедев 1919–1922: Феофилакт Клементьев Сергий Лубенцов (Лабунцов) 02(15).02.1923–07.1923: Феодосий Сергеев –1925: Василий Богдашевский 12(25).08.1925–1928: Василий Зеленцов 1928(?)–: Феодосий Григорьев Прилукская (обн). 01 .1927–01.1929: Александр Мигулин Прилукская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Проскуровская 25 .05(07.06).1921–03(16).09.1923: Валериан Рудич 1923–1927: 1927–11(24).09.1932: Димитрий Галицкий Проскуровская (обн.) 13(26).10.1925–07(20).11.1925: Сергий Иванцов 13(26).10.1925–05(18).12.1925: Сергий Добромыслов Псковская 17(30).04.1912–1919: Евсевий Гроздов 1919–1922: Геннадий Туберозов 03(16).09.1923–30.06(13.07).1927: Варлаам Ряшенцев 1925–1927: Николай Покровский 16(29).07.1927–12(25).11.1935: Феофан Туляков 12(25).11.1935–30.11(13.12).1935: Варлаам Пикалов 30 .11(13.12).1935–11(24).08.1936: Феодор Яцковский 1936–1940: Николай Ярушевич , в. у. 1940–1944: 13(26).05.1944–1945: Григорий Чуков 1945–1949: Григорий Чуков , в. у. Псковская (обн.) 1922–1923: Геннадий Туберозов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Еп. Дамиан (Говоров; ок. 1919), еп. Нифонт (Фомин; до 1922), еп. Трофим (Якобчук; 1923-1924), еп. Тихон (Русинов; 4 июля 1924 - 22 дек. 1925, в. у.), еп. Нифонт (Фомин; 1925-1927, вторично), еп. Арсений (Смоленец ; 14 нояб. 1927 - 8 июля 1930), еп. Димитрий (Добросердов; 8 июля 1930, назначение отменено), еп. Феодосий (Вощанский ; 26 авг. 1930 - 5 сент. 1930, назначение отменено), архиеп. Петр (Соколов ; 5 сент. 1930 - 23 апр. 1935), еп. Антоний (Романовский ; 8 дек. 1935 - 15 янв. 1937), архиеп. Филипп (Перов ; с 15 янв. 1937). После 1937 г. кафедра не замещалась. С окт. 1942 г. Сталинградской епархией управляли архиереи Астраханской и Саратовской епархий: еп. Григорий (Чуков; 1942-1944), архиеп. Филипп (Ставицкий; 26 июня 1944 - 30 окт. 1947), еп. Николай (Чуфаровский ; 30 окт. 1947 - 12 дек. 1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12 дек. 1947 - 12 дек. 1952, вторично), архиеп. Гурий (Егоров ; дек. 1952 - июнь 1953), еп. Леонид (Лобачёв ; 7 июня 1953 - 9 февр. 1954), еп. Сергий (Ларин ; 9 февр. 1954 - 31 июля 1959). В 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена. Восстановлена 31 янв. 1991 г., с этого времени ею управляет Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 72, 93, 100, 110, 122, 316, 317, 325, 342, 6284. Ист.: Всероссийское Св.-Владимирское правосл. братство: Ко дню 15-летия братства и 80-летия Председателя его Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиеп. Царицынского. Асеновград, 1936. Лит.: Дорина М. М. Религ. политика Сов. власти в Нижневолжском крае в 30-е гг.//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-93; Редькина О. Ю. РПЦ в 1944-1949 гг. на Н. Волге: По мат-лам Фонда уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР в Сталинградской обл.//Там же. 1998. Вып. 2. С. 64-75; она же. Религ. организации и голод в Царицынской губ. 1921-1922 гг.: По мат-лам местной период. печати//Там же. 2000. Вып. 3. С. 194-225; Тюменцев И. О. Первое известие о церкви в Царицыне//Там же. 1998. Вып. 2. С. 28-34; Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград, 1999; Кузнецова Н. В. Гос.-церк. отношения в первые послевоен. годы, 1945-1948 гг.: (На мат-ле Сталинградской обл.)//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236; Биогр. справ. царицынских священнослужителей/Авт. и сост.: А. В. Материкин, Л. А. Материкина. Волгоград, 2001; Тюменцев И. О. и др. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Да, вы имеете право снимать. Он нарушил ваш закон. А мой закон никто не нарушал. Вы регистрацию отберете, а с моим указом он все равно будет служить».- «Как?». Я говорю: «Так. Будет с моим указом и все». И он побоялся снимать с регистрации. ...Много, конечно, с той поры изменилось! Тогда и приходов-то было 35, а сейчас 220... - Владыка, с одной стороны, понятно, насколько трудно было служить и управлять епархией в те годы. Но сейчас, когда уже вроде бы нет над нами никакого гнета, легче ли стало служить и епархией управлять? - И легче, и трудней. - Почему легче, почему трудней? - Легче, потому что мы свободные. А если будем говорить о священниках - тоже очень легко. Прежде попробуй священник что-нибудь не то сделай, что уполномоченному не по нраву, сразу с регистрации. А сейчас - делай, что считаешь нужным. Труднее всем этим управлять. Раньше батюшки ходили, как по струнке, старались ни церковного не нарушать, ни светского... Теперь не так стало. Власти больше бояться не надо, так и архиереев тоже не боятся. Исправить это как? Благочестивой жизнью, примером самого архиерея. Тогда что-то получится. Строгостью - не возьмешь. Запретишь, а они могут и в секту уйти, в раскол. Да, пример это в первую очередь. Например, если архиерей пьет, и священник пьет - как его вразумишь? Да и вообще всякие дела, какие не положено по сану, архиерей не должен делать. Тогда и от других чего-то требовать можно. Я вот, например, ни разу на службу не опаздывал, потому и со всех требую, чтобы вовремя богослужение начинали... Только личным примером что-то менять к лучшему можно, больше никак... Беседовал игумен Нектарий (Морозов) Журнал «Православие и современность», 16 (32) Архиепископ Николай (Александр Матвеевич Чуфаровский, † 1967). С 1951 по 1963 год - правящий архиерей Рязанской и Касимовской епархии. Имеется в виду будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Схиархимандрит Серафим (Семеновых, в монашестве Петр, † 1971), духовник Лавры. Игумен Агафадор - духовник пустыни Святого Духа Параклита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, был духовником Патриарха Пимена (Извекова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010