Луцкая Основана ок. 1288 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73). Входила в состав Галичской (Галицкой) митрополии в 1303–1308 г., 1345–1347 (по др., 1338–1347), 1371–1378 гг. Временно подчинялась митрополитам Киево-Литовским в 1356–1362 и 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358–360) Состояла в унии в 1596–1620 и 1715–1830 гг. Воссоединена в 1830 г. и вошла в состав Волынской епархии. Возобновлена в 1922 г. С 1923 г. состояла в юрисдикции самочинной Польской автокефалии. Воссоединена 03.1940. Упразднена в 1945 г. Возобновлена 28.03(10.04)1990. 20 .04(03.05)1996 разделена на Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии. Именовалась: Луцкая и Острожская (до 1356 г. – Луцкая (Н.Д. Иерархия... С. 331); с 1940 г. – Луцкая; с 1990 г. – Волынская и Луцкая; с 14(27)07.1996 – Луцкая и Волынская. Климент(1322) 06.12.1331 Феодор Евфимий Алексий Арсений(1366) Иоанн (1398) 1397 (?) 1448(1449?) Феодосий II (1439) Евфимий(1447–1451) Димитрий(1450) Мартиниан(1458–1460) Алексий II (1475) Иерофей Никифор 18.01.1526 09.1521 09.1526 09.1526 Пафнутий 24.04.1528 Арсений II Феодосий III Гулевич 1566 (1569?) 1566 (1569?) Иоанн III Яцкович Борзобогатый-Красеньский 29.05.1585 09.10.1596 11.01.1621 25.11.1650 Иосиф II Чаплиц-Шпановский (Чаплич-Шпаковский) 28.02.1658 Дионисий II Балабан-Тукальский 1659(1660?) 08.11.1685 08.05.1687 08.05.1687 в/у Иосиф III Шумлянский, паки 08(21)04.1922 20.04(03.05)1923 (19.03(01.04)1932 06.1940 15(28)10.1940 02(15)07.1941 11(24).07.1942 24.05(06.06)1943 30.04(13.05)1944 10(23)05.1944 21.12.1944 03.01.1945) Николай II Чуфаровский 28.03(10.04)1990 12(25)08.1992 Варфоломей Ващук 12(25)08.1992 2477 В Ипатьевской лет., под 1288 г. упоминается епископия Луцкая, как уже открытая. же Волωдимеръ, въ кнжени свое въ Лоуцкю епскпью да крсть велик сребр позлотисть съ чстным древом създаж и цркви мнωгы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). (Князь же Владимир, в свое княжение в Луцкую епископию (послал. – Сост.) большой серебряный позолоченный крест с Честным Древом (с частицами Креста Господня. – Сост.), создал и многие церкви (в Луцке – Сост.). Имя епископа, который находился на кафедре в 1288 г., который открывает список, не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мелихово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты «Числа 27 апреля поручик Андрей Григорьевич Наумов входил с прошением в Духовную консисторию о разрешении построить в его вотчине в сельце Мелихове деревянную церковь во имя Рождества Христова. Когда ж церковь отстроена будет, то положенные с оной Рождественской церкви деньги как он, Наумов, так и наследники его, по накладу все сполна платить обязуются без доимки». Так в 1757 году начала свое существование Рождественская церковь в селе Мелихово. Но немногие знали, что строительство храма – обет Андрея Григорьевича, данный перед иконами во время тяжелой болезни дочери. Врачи оказались бессильны, и только по воле Господней отступил смертельный недуг. 16 марта 1759 года новопостроенная церковь была освящена. Приход состоял из семи помещичьих и 39 крестьянских дворов. При церкви был поп Василий Васильев и дьячок Николай Антонов. Со временем приход уменьшился, денег на содержание причта церкви Рождества Христова оказалось недостаточно, вести в ней службу постоянно не было возможности, и, как тогда говорили, «церковь стояла без пения», утварью скудна. В 1829 году с церкви снят антиминс и представлен в кафедральную ризницу. В 1834 году храм возобновлен местными помещиками господами Чуфаровскими, покрыт железом. Храм был приписан к соседнему, в селе Васькино, откуда приходил священник совершать богослужения по большим праздникам. Прихожане храма: титулярная советница Екатерина Ивановна Чуфарова, которая тут живет, и ее дворовые и крестьяне, помещица коллежская асессорша Мария Николаевна Тончи и ее крестьяне, сенатского регистратора Алексея Николаевича Чуфаровского (который тут живет постоянно) крестьяне и помещика коллежского регистратора Сергея Сергеевича Чуфаровского (который тут живет летом) крестьяне. В клировой ведомости за 1869 год соседнего села Васькино записано: «Церковь Рождества Христова в селе Мелихове была построена в 1757 году тщанием Андрея Григорьевича Наумова. Зданием деревянная, с такой же колокольней, возобновлена в 1834 году, иконостас возобновлен в 1857 году. Престол один. Утварью скудна. Причта издавна не имеется». Прошло еще четверть века, по ветхости была разобрана колокольня, покосился крест, прохудилась крыша, была повреждена тесовая обшивка четверика церкви. Храм освящен архиепископом Можайским Григорием 9 января 1999 года.

http://sobory.ru/article/?object=00766

Николай (Чуфаровский Александр Матвеевич), архп. б.Рязанский и Касимовский Родился 13 ноября 1884 года в с .Чуфарове, Ростовского уезда, Ярославской губернии. В 1908г. окончил Ярославскую духовную семинарию. 14/27 ноября 1910года рукоположен во священника к Ростовскому собору. В 1915 году – полковой священник. 1918 г. – священник в Ростовском соборе и возведен в сан протоиерея. С 1923 года- настоятель того же собора. С 1928 года – настоятель Тихвинской церкви г.Ярославля. С 1930 года – настоятель донской церкви г.Ярославля. С 1931 года – настоятель Вознесенской церкви г.Шуи, Ивановской обл. С 1932 года – настоятель Введенской церкви г.Рыбинска. С 1933 года – настоятель Иоанно-Богословской церкви г.Ярославля. С 1934 года – настоятель Леонтиевой церкви г.Ярославля. С 1936 года – настоятель Феодоровской церкви г.Ярославля. С 1940 года – настоятель Воскресенского собора г.Тутаева, Ярославской обл. С 1941 года – настоятель Вознесенской церкви г.Данилова, Ярославской епархии. С 1942 года – настоятель Воскресенской церкви г.Бук, Костромской обл. С 1943 года – настоятель Благовещенской церкви г.Ярославль. слобод. Ярославской област. 8/21мая 1944 года хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. С 23 пая 1944 года – епископ Волинскй и Луцкий. С 1945 года – епископ Волынский и Ровенский. С 3 января 1946года – епископ Ижевский и Удмуртский. С30 окт.1947 года – епископ Астраханский и Сталинградский. С 12 декаб.1947 года – епископ Орловский и Брянский. В 1947году награжден медалью «За доблестный труд в Вел. 0течеств.·войне 1941–1945 гг.». С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. С 19 октября 1949 года – епископ Ростовский и Новочеркасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Старчество 2146. Евлогий (Смирнов), архиеп. Владимирский и Суздальский. Старчество и русская религиозная жизнь/Евлогий, еп. Владимирский//ППр. 1994. 3. С. 24–33. 2147. Игнатия (Петровская) , мон. Слово о старчестве/Публ., предисл., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 165–208. 2148. Игнатия (Петровская) , мон. Старчество на Руси/Публ., предисл., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 3(17). С. 118–151; 4(18). С. 147–177. 2149. Максимов Ю. В. Новая книга о старчестве: [Рец. на кн.:] Игнатия [Петровская], мон. Старчество на Руси. М., 1999//АиО. 1999. 4(22). С. 331–333. 2150. Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Пастырство монастырское, или Старчество/Николай (Чуфаровский), еп. Рязанский//АиО. 1999. 2(20). С. 173–184. 2151. Смолич И. К. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни)/Вступ.: митр. Иоанн (Вендланд )//БТ. 1992. Сб. 31. С. 97–174. См. также 472, 1251, 1289, 1303, 1304, 1353–1355, 2070, 3126. Прикладные дисциплины Литургика Учение о богослужении Православной Церкви 2152. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Письмо еп. Кассиану [Безобразову], ректору Богословского института прп. Сергия в Париже (7 июля 1961 г.)//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 162–163. О необходимости привлечения литургистов МП к участию в межконфессиональных литургических съездах. 2153. Кожа А., прот. Может ли красота богослужения быть критерием истинности религии?//ЦиВр. 1992. 3. С. 61–65. 2154. Мейендорф И. , протопр. Об изменяемости и неизменности православного богослужения: [Докл. на Третьей междунар. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Ленинград, 31 янв. – 5 февр. 1988 г.]//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 105–111. 2155. Сойко Б., прот. Литургическое наследие св. праведного Иоанна Кронштадтского : [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 142–148. 2156. Стойков В., прот. Литургическое богословие: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 150–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сузгарье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно не ранее 1990. Адрес: 431461 РМ, Рузаевский район, с. Сузгарье, ул. Центральная, 1. Телефон: 8-927-181-11-86 Координаты: 54.119032, 44.923014 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Возведена в 90-е годы ХХ века. Одноглавая, с колокольней. В храме - один престол, колокольня, церковная лавка.  http://sarep.ru/1987 Сузгарье очень красивое и благоустроенное. Но стоит посреди села главная боль всех ее жителей - это старое сгоревшее двухэтажное здание, у которого великая история. Раньше это был храм Святителя Николая Чудотворца. Он был возведен в 1793 году, перестроен - в 1863-м. Для особой крепости стен из закаленного красного кирпича в известковый раствор добавляли много яиц. При нем была одноклассная церковно-приходская школа. Храм построили пятиглавый. Иконостас был доставлен из Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря. В 1930-х годах атеисты осквернили храм в Сузгарье. Снесли купола, сбросили многопудовый колокол на землю, который ушел в глубину на полметра, растащили церковные ценности, иконостас. Вся утварь была вывезена втайне от прихожан. Огромная полуразрушенная церковь с толстенными стенами пустовала почти 30 лет. Во время Великой Отечественной войны ее использовали под складское помещение - сначала там хранили зерно для колхозных нужд, потом - удобрения. В середине 50-х годов прошлого века райисполкомом было принято решение произвести реконструкцию здания. Его вновь стали ломать, чтобы приспособить ее под школу. Свое дело строители выполнили. Через 12 лет, в 1966 году, храм был переделан под двухэтажную среднюю общеобразовательную школу.  Село жило без храма до 1998 года, почти шестьдесят лет. Но не без религии. Верующие сузгарьевцы создали молитвенный дом.  И тогда директор СПК «Ключ-Сузгарьевский» Николай Амбаев протянул им руку помощи. о Решено возвести в центре Сузгарья храм. Не покладая рук трудились каменщики, резчики по дереву, маляры, понимая, что вкладывают свою посильную помощь во имя святого дела, во имя Христа Спасителя. Местный скульптор Владимир Сараев вырезал из дерева фигуру Иисуса, распятого на кресте. Многие сельчане приближали завершение строительства храма своими пожертвованиями. И вот, благодаря общим усилиям, стоит в центре села красавица-церковь имени Святителя Николая Чудотворца. 

http://sobory.ru/article/?object=25928

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Фотография. 60-е гг. XX в. Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Фотография. 60-е гг. XX в. (Чуфаровский Александр Матвеевич; 13.11.1884, с. Чуфарово Ростовского у. Ярославской губ.- 7.03.1967, Ярославль), архиеп. Рязанский и Касимовский. Из семьи псаломщика. В 1895-1901 гг. учился в ростовском Димитриевском ДУ, после чего поступил в Ярославскую ДС. Окончил семинарию в 1908 г. со званием студента и в том же году поступил на юридический фак-т Варшавского ун-та. После 2-го курса был вынужден прервать учебу, т. к. его семья оказалась в бедственном положении после 2 пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 нояб. 1910 г. Угличский еп. Иосиф (Петровых ; впосл. митрополит) рукоположил его во иерея к Успенскому собору в Ростове Ярославской губ. Во время первой мировой войны с 1915 г. служил полковым священником 206-го запасного пехотного полка. С 1918 г. клирик Успенского собора в Ростове, в том же году возведен в сан протоиерея Ярославским и Ростовским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) . 8 июля 1920 г. арестован и 26 июля приговорен к году лишения свободы условно без предъявления к.-л. обвинения. Арест, видимо, был связан с его деятельностью в должности заведующего местным ликвидационным отделом церковных имуществ (территориальное подразделение Отдела по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Наркомата юстиции, которое занималось регистрацией церковных приходов). В 1923 г. назначен настоятелем ростовского Успенского собора. В 1924 г. собор передан в ведение Ростовского музея, однако верующим удалось заключить соглашение с музеем и продолжать богослужения в храме. В это время церковная община Успенского собора считалась общегородской. От каждого приходского совета Ростова в совет собора направлялись по 2 делегата, т. о. обеспечивалось представительство всех городских приходов. Прот. Чуфаровский являлся настоятелем Успенского собора до апр. 1926 г., когда его сменил на этой должности архим. Неофит (Коробов ; впосл. епископ), настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря (монашеская обитель также входила в состав общегородской соборной общины).

http://pravenc.ru/text/2566024.html

Это и поиск жизни, поиск пути, неизменного, верного, остающегося таковым и в дни нашего трудного “кос­ми­ческого” века. Основы старчества …помыслы, самые первичные и самые тонкие формы движения греха и добродетели в области ума сделались для иноков центром преимущественного внимания в руководстве старческом. Епископ Николай (Чуфаровский) Прежде чем изложить наши мысли о русском старчестве необходимо, хотя бы очень кратко, схематично, уяснить основные понятия о старчестве как таковом, имеющиеся в литературе. Подобных трудов насчитывается весьма немного; чаще всего о старчестве пишут как о святоотеческой традиции, как о явлении, связанном с учением и мыслями святых Отцов, развиваются идеи о пользе старческого руководства 10 . Кроме указанных источников необходимо отметить рукописный труд епископа Николая (Чуфаровского), который разбирает старчество как пастырство монастырское. Преосвященный Николай видит в явлении старчества мистическое обоснование нравственному подвигу человека 11 . Автор говорит, что для осуществления христианского совершенства требуется очищение сердца, освящение всей личности человека, что может быть достигнуто только в аскезе старческого руководства. В нем должна быть вскрыта вся “подпочва” человеческой жизни. Мы — в наших давних мыслях о старчестве — пытались увидеть в нем основу того, что имеет место в жизни каждой человеческой семьи, где младшие пользуются руководством и указаниями стар­шего, где естественно формируются отношения детей к отцу и мате­ри и где в разумных и любовных поступках родителей заложена основа правильного возрастания ребенка в мужа совершенна. Мы даже пы­тались показать, что в жизни духовной самые необходимые и ни с чем иным не сравнимые понятия: “отец, мать, дочь, сын”, — взяты из естественной жизни основной ячейки человеческого общества — семьи 12 . Воистину, наряду с мистической стороной старческого руководст­ва, которую любит подчеркивать преосвященный Николай, жизнь духовной семьи в старческом руководстве только тогда полноценна и тверда, когда наряду с великой аскезой послушания, наблюде­ния за внутренней дорогой души, сохраняется и живое тепло ро­дительских, семейных отношений, когда старец не только строгий судия “помышлений сердечных”, но и любящий, любвеобильный отец, который даже не по-отечески, а скорее по-матерински следит за внутренней и внешней жизнью своего Богом данного чада.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

И опять «жалоба»: – Подумайте, привезли отцу Иоанну из Москвы теплое нижнее белье (в те годы – большой дефицит). Я порадовался за него. Пошли в очередной раз мыться – опять какие-то обноски одевает. – А где же белье?! – Да вот тут приходил один… И так всегда, и всю жизнь». Батюшка шутил, а время-то снова было нешуточное. Над ним начали сгущаться тучи. Письмо игумена Иоанна (Соколова) о том, что батюшкину активность оценили и на него завели новое следственное дело, отправило иерея в дальнейшее странствие. Всего два года пришлось отцу Иоанну потрудиться в уделе Святой Троицы. Владыка не задержал его. Митрополиту было сделано от уполномоченного не одно замечание и предложение угомонить деятельного священника, а в интонациях уже звучала угроза. И вновь изгнанник устремился к старцу в Москву, чтобы прояснить для себя волю Божию. Близкие, узнав, что отцу Иоанну надо искать новое пристанище, сделали попытку вернуть его на какой-либо столичный приход или хотя бы в Подмосковье. Дело было безнадежное, но любовь всегда надеется. После многих хлопот записались на прием к кому-то из «власть предержащих». Но когда позвонили секретарю, чтобы уточнить время приема, услышали суровое: «Он не прощен, а только помилован». В ответ на это отец Иоанн, показывая рукой на небо, неоднократно повторял: «Там бы быть прощеным». Напоминать о себе еще раз было опасно: Иоанн Крестьянкин – лишенец, и по законам тех лет он не мог жить в больших городах. По благословению старца отец Иоанн едет в Рязань, где в это время служил знакомый ему архиерей владыка Николай (Чуфаровский) 47 . И рязанская глубинка надежно сокрыла изгнанника на 10 лет. Пять приходов за этот срок дали приют Божию страннику. Указы, продиктованные уполномоченным, смягчались припиской владыки: «Переводится иерей Иоанн Крестьянкин на благо Церкви и на пользу дела». В этой приписке, сделанной архиерейской рукой, просто и предельно ясно звучала воля Божия для отца Иоанна. Он шел по рязанской земле и приносил с собой на очередной сельский приход тихую внутреннюю радость о Господе, духовность и любовь к людям. На слезные же вопли обиженных переводом полюбившегося священника владыка Николай отвечал: «У вас он отогрел души, пусть и другим отогревает. Вы увидели настоящего Божия священника, пусть и другие увидят».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В 70-е годы того же XX столетия церковная жизнь оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако серьезной оставалась кадровая проблема и жесткий тотальный контроль со стороны государства за всеми проявлениями церковной жизни. В период с 1960 по 1972 г.г. Чебоксарскую кафедру возглавлял архиепископ Николай (Феодосьев), с 1972 по 1973 г.г. временно управлял кафедрой епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), а с 1973 по 1976 г.г. – архиепископ Вениамин (Новицкий). В 1976г. крест святительского служения достойно взял на себя епископ Варнава. Высокопреосвященнейший Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931г. в селе Высокое Рязанской области в благочестивой семье потомственных священников. В детстве Владыка любил посещать храмы и монастыри. На богослужения он ходил с родственниками в город Рязань, в кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме того, юный Владимир прислуживал в алтаре Свято-Троицкого храма с. Бахмачеево, где служил его двоюродный дядя протоиерей Петр Смирнов – молитвенник и подвижник благочестия, обладавший даром исцеления болящих и прозорливостью. С 1953 по 1955 г.г. Владимир иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского), а в мае 1955г. принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь – поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955г. послушник Владимир Кедров был пострижен в мантию наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым; в послед. – Патриарх) в честь святого апостола Варнавы. «Твое имя означает «сын утешения», - сказал при постриге архимандрит Пимен, - и твоя жизнь должна служить утешением для других». В смирении и безропотном послушании начался путь монаха Варнавы. 15 февраля 1956г. Святейший Патриарх Алексий I рукоположил его в сан иеродиакона, а 9 марта 1957г. – во иеромонаха. В период с 1956 по 1974 г.г. священноинок Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За заслуги перед святой обителью отец Варнава был удостоен в 1960г. сана игумена, а в 1965г. – архимандрита. Кроме того, в 1971г. он принял участие в Поместном Соборе от братии Троице-Сергиевой Лавры и в комиссии по проведению Собора, в должности заместителя председателя.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксары

Годы, проведенные на рязанщине, батюшка называл благодатными. Он вспоминал их с благодарностью к Богу и с благодарностью к своим прихожанам, у которых он учился народной мудрости. Впоследствии батюшка с умилением вспоминал простую речь рязанских крестьян, которая была исполнена прозрениями. Именно общение с простыми верующими рязанцами открывало ему богатство Богом отмеченной души русского народа. Поэтому не случайно, что именно на рязанской земле, в среде крестьян, расцвели духовные дарования отца Иоанна. И хотя в тот время батюшке исполнилось сорок семь лет, он почитался своими духовными чадами, как умудренный, опытный старец, наделенный от Господа бесценным даром духовного рассуждения. Духовническая деятельность отца Иоанна на рязанской земле не могла быть не замеченной властями. Чтобы оторвать его от прихода, от полюбивших его прихожан, уполномоченный постоянно переводил батюшку из одно храма в другой. За десять лет служения в Рязанской епархии отец Иоанн сменил пять приходов. И на всех указах уполномоченного о переводах есть приписка рязанского епископа Николая (Чуфаровского): «Переводится на благо Церкви и на пользу дела». Уполномоченный даже представить себе не мог, насколько эта приписка была промыслительной. Ну какое благо, какая польза могла быть от постоянной перемены места служения? Да и откуда было знать ему, атеисту, что такое Божья воля. А вот владыка Николай очень даже хорошо знал. «Отогрел души людей на этом приходе – пусть едет отогревать их на другом. Возродил этот храм – пусть возрождает другой» - рассуждал он. Так и получалось. Польза от переводов была очевидная. Храмы, из-за обветшалости готовящиеся к закрытию, восстанавливались, приходская жизнь оживала. Так и шел по рязанской земле батюшка Иоанн Крестьянкин со своим неизменным чемоданчиком-саквояжем из прихода в приход. Возгревал у людей веру, утешал отчаявшихся, ободрял унывающих и возрождал «для пользы Церкви» как храмы, так и души рязанцев. А по сути и вся его жизнь прошла по слову рязанского владыки - «для пользы Церкви, для блага дела».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/06/ar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010