260 Акт. Арх. Экспед. т. I. N 299. Касательно чередной службы градских священников в соборе и собираемого за неисполнение сего штрафа были распоряжения новг. владык в XV веке. Кратк. обозр. древн. церквей в Новг. 1855 г. стр. 43 и 44. 261 О денежной и хлебной руге в соборе с разделом на 43 человека соборян в царской грамоте 1638 года. Акт. Арх. Экспед. т. III. N 282, где руги денежной на всех распределено 113 рубл. 24 алт., кроме хлебного оклада. 264 Почеревные относились к незаконнорожденным детям. Тетради для вписывания сборных пошлин XVII века остались в Консист. арх. стар. дел. 266 Новг. II лет. под 6920, 6923, 6924, 7080 год. III лет. под 6873 год. Имена протоиерея или протопопа в дому св. Софии равно и протодиакона были издавна, но в летописи встречается в первый раз в 1367 году (Новг. I лет. 6875 год.). В грамоте 1504 года и в след. за нею грамотах XVI века, кроме протопопа и протодиакона, указано в Соф. соборе 18 придельных священников и 4 диакона застенных. По случаю морового поветрия в 1552 в летописи записано: «И в велицей соборной церкви во (Святей Софии только осталося шесть священников, да два диакона, а было у святей Софии протопоп да осмнадцать попов, протодиакон, четыре диакона, да архидиакон» (Новг. III лет. под 7068 год.). В грамоте 1555 года показаны, кроме протопопа и протодиакона, 18 попов придельных, 4 диакона, два псаломщика и 18 дьячков церковных, а всего 43 человека. В грамоте 1637 года, кроме протопопа и протодиакона, показаны два ключаря, архидиакон (ризничий черный диакон), четыре попа, два дьякона, 20 человек певчих, два псаломщика, четыре человека дьячков и пономарей, пять звонцев, просфирник, всего 43 человека. Акт. Арх. Экспед. т. III N 282. А в 1764 году, по штатам, положено быть в соборе 12 челов.: 1 протопоп, 1 ключарь, 4 священника, 1 протодиакон, 3 диакона, 3 иподиакона, два певчих, а прочих принадлежащих также к собору чинов: 8 челов. подьяков первой станицы, 8 второй станицы, 8 третьей станицы, два псаломщика, два пономаря, 5 звонарей, 4 старосты, 1 просвирня. Положенное в это время жалованье в 1797 году удвоено. Ныне на жалованье соборянам (26 челов.) положено: 3768 руб. 72 коп., ризничной 86 руб., на церковные потребности 46 рубл., на починки зданий соборных 286 руб. Последние две суммы делятся пополам с архиерейским домом

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Сохранившаяся деловая документация второй половины XVII в. свидетельствует об активной реформе музыкальной письменности строчного многоголосия. Этого рода сообщения находим, например, в расходных книгах Оружейной палаты и Патриаршего казенного приказа. Певчих центральных хоров направляли в провинцию для обучения троестрочию местных исполнителей. Государев певчий дьяк Самойло Евтихьев с 1620 по 1624 г. «был в Тобольске и научил у архиепископа Киприяна петь станице певчих дьяков и другую станицу подьяков троестрочному пению» 1025 , за что ему было выдано из царской казны 10 аршин камки, 5 аршин тафты, 4 аршина сукна. По царскому указу от 20 сентября 1659 г. певчий дьяк – «путник» государева хора Суздалец Афанасий вместе с певчими дьяками Василисм Аристовым, Семеном Сидоровым, «женами и детми» был отправлен в Астрахань, чтобы «быть у Иосифа архиепископа Астраханского и Терского в певчих» 1026 . Как видим, русские певчие, сохранив самобытные формы хорового искусства, с интересом отнеслись к новому художественному явлению, творчески переосмыслили его и к концу века выработали собственный почерк композиции партесных партитур. В 70–80-х годах появились русские композиторы, плодотворно развивающие этот стиль. Среди них особое место занимает Василий Титов (ок. 1650 – ок.1715), оставивший огромное наследие в разных жанрах партесного многоголосия. Между тем высшие государственные и церковные лица, часть священнослужителей и «именитых людей» выразили категорическое несогласие с попыткой сохранить в богослужебной практике строчное пение. Им непонятны были диссонирующая, импровизационная стихия, отсутствие гармонической согласованности голосов, неодновременное произношение текста, особая манера исполнительского воспроизведения и другие «странности» музыки строчного стиля. Свое мнение власти оформили в виде многочисленных указов, грамот, посланий, постановлений и в течение ряда лет направляли во все православные церкви и монастыри России. Укажем на один из таких документов: «В нашем Московском государстве, на Москве и в городех и в уездех, в соборных церквах и в монастырех и в приходских церквах ввелося от небрежения многогласное пение, поют и говорят голоса в два, в три, и в четыре...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

9) Канальные и провиантские деньги, которые положены с крестьянства по дворовому числу, в коем и церковниковы (то есть где написаны за церквами крестьяне) упоминаются, спрашиваны в некоторых губерниях и провинциях светскими управители и сбираны, и ныне спрашиваются с собственных церковнических дворов на самих церковниках, а именно: на певчих, и подьяках, и дьячках, и пономарях, и просфирнях, которые тяглых пашенных земель не имеют и никакого тягла никогда с тяглыми людьми на плачивали, и таким тех денег взятьём от светских управителей напрасно они отягощены, и дабы о таких деньгах и впредь с них, церковников, о неспрашивании рассмотрительное предложено было определение. 10) О поповских и причетнических детях, по прежним указам в арифметические школы и к прочим светским наукам спрашиваемых, требуется определение, дабы им от оных быть свободным, понеже по Духовному Регламенту определено таких церковнических детей учить в архиерейских школах. Резолюция: Быть так. 11) Понеже подчинённые Синоду во многом, а именно: в платеже с мельниц оброков, и табельных доходов, и окладного провианта, и в довольстве летними времены лошадей, и в винтер-квартирах и в прочем тому подобном не равно содержатся с шляхетскими крестьяны, того ради требуется, дабы как дворцовых, так и синодальных и шляхетских во всём содержать в равенстве. 12) Понеже по именному Его Императорского Величества указу и по Духовному Регламенту раскольнические дела поручены Синоду, того ради прилично видится и сбираемых с них двойного окладу деньгам и с неисповедающихся штрафам быть в Синод присылаемым. Резолюция: Быть так. 13) К поимке раскольнических учителей, которые, ходя тайно по домам, а инде и долговременное пребывание имея, раскольническую прелесть размножают и простонародных от церкви отвращают, потребен зело видится такой указ, дабы посылаемым от духовного правительства и от раскольных дел людям в выимке оных чинено было беспрепятственное послушание и не требовалися б светскими послушные от командиров их указы, с такого примера, как по прежним Его Императорского Величества указам выимку закурешного вина (что до штрафов токмо надлежит), не обсылаяся к командирам, где б токмо уведано было, чинить безопасно повелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Авраамий (в миру Афанасий)… - юродивый, затем инок, старообрядческий писатель и поэт. А. был земляком, учеником и духовным сыном протопопа Аввакума… Весной 1672 г. на Болотной площади – против Кремля за Москвой-рекой… А. был сожжен». Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий./Словарь книжников и книжности Древней Руси./Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3), сс.31,33. А.Т. Шашков считает, что «автором мог быть известный радикальный деятель раннего старообрядчества Федор Трофимов, бывший патриарший подьяк, находившийся в это время в заключении в Пустозерске». Демкова Н.С. Комментарии./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012, с.319. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. Указ. соч., сс.94-96. Там же. См. ещё: Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.94 Спекулатор – «страж, палач (Марк. 6, 27)… латинское слово, написанное в подлиннике (Евангелия – А.В.) греческими буквами, и означает собственно телохранителя царскаго. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя». Дьяченко Г., прот. Указ. соч., с.648. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.473. Епифаний тоже дописывал свое Житие, но объем его литературного наследия несоизмерим с федоровым. Правда инок занимался ещё изготовлением деревянных крестов. «По смете – т.е. примерно». Комментарии./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.568.

http://bogoslov.ru/article/4792683

В 1875 г. харьковский архитектор А. Подьяков производил перестройку храма однако насколько работы А. Подьякова изменили внешний вид, церкви неизвестно. В 1882-1884 гг. в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич (1854-1925 гг.). Могила о. Тимофея находится справа от ворот храма. О жизни храма до 1917 г. сведения весьма скудны. Такие корифеи харьковской дореволюционной науки, как проф. Д.И. Багалей и проф. Е.К. Редин обходят его полным молчанием. Вероятно храм, освященный в середине в., казался слишком новым и малопримечательным. Лишь немногие дореволюционные авторы вскользь упоминают о нем и то только о датах строительства, обрушения купола и освящения. В 20-е гг. ХХ в. храм был закрыт. Он не был разрушен, однако лишился всего внутреннего убранства. В 1935(?) г. была снесена колокольня храма. Очевидец этих событий вспоминает, как к колокольне подъехали подводы с рабочими, которые за несколько дней разобрали колокольню и увезли кирпич. В храме был расположен склад боеприпасов. В 1941 г. вывоз боеприпасов из помещения храма проходил одновременно со входом немцев в город. Храм был подвергнут артобстрелу, но лишь один снаряд попал в северо-восточный угол храма и не причинил значительного ущерба. В 1943 г., во время оккупации, храм был снова открыт и в нем возобновились богослужения. Немецкое оккупационное командование не препятствовало открытию храмов, и в период 1941 по 1943 гг. были открыты практически все уцелевшие харьковские храмы. После освобождения Харькова в храме продолжали проходить богослужения. На купола храма были поставлены деревянные кресты, из досок и фанеры были собраны иконостасы. Очередное закрытие храма проследовало в 1950-е гг. Третье открытие храма произошло в 1970 г. С этого года в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служит прот. Я. Бовтюк (настоятель с 1972 г.). Согласно историко-справочному путеводителю А.Н. Гусева, Первое градское кладбище было закрыто в 1878 г.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Тесная связь русского Севера с Уралом и Сибирью, население которых в большинстве пришло из бывших новгородских восточных областей и с которыми оно в XVII веке сохраняло тесные экономические сказалась и на распространении раскола в этих новых русских землях. Конечно, корни старообрядчества начали разрастаться в Сибири еще в 50-х и 60-х годах, когда сосланные туда патриархом Никоном протопоп Аввакум, поп Лазарь, подьяк Феодор Тимофеев и другие противники новых обрядов и книг начали там борьбу за “старую веру”. Их усилия дали богатые плоды и в 70-х годах значительная часть населения этого края была уже в рядах последователей старого обряда. 6 января 1679 года друг Аввакума поп Дометиан, принявший иночество под именем Данилы, организовал недалеко от Тюмени на берегах речки Тоболы первую сибирскую гарь, в которой он сам сгорел с 300 или даже, судя по другим сведениям, 1700 своих Стоит указать, что хотя во главе сгоревших стоял этот священноинок Данила, идеологом движения в этой части Сибири был один из редких невеликороссов в старообрядчестве некий Оська Истомин, или же правильнее Иосиф Астомен, казанский армянин, привыкший, как и русские, с детства креститься принятым и у армян двуперстием. Он был сослан в Сибирь еще в 1660 году и там за долгие годы жизни побывал почти во всем крае от Енисейска до Верхотурья, где повсюду с успехом вел свою пропаганду двуперстия и старых Немногим меньше чем через месяц после первой сибирской гари, 4 февраля того же 1679 года, недалеко от Тюмени крестьяне, драгуны и казаки собрались на дворе драгуна Константина Аврамова и, несмотря на уговоры местного приказчика, “послушались дьячка Ивана Феодорова и все сожглись”. Сожжения продолжались до поимки властями этого фанатичного Как уже упоминалось раньше в главе об Аввакуме, около 1681 года до 2500 приверженцев этих эсхатологических проповедников хотели сжечься в том же районе Сибири, и только случайное недоразумение с советами пустозерских учителей избавило их от огненной Протопоп не колеблясь писал им, что те православные, “иже сами себя сожигают, тому же прилично; яко и с поста умирают, добре творят” и даже подыскал соответствующие примеры из жизни ранних мучеников и из русской истории. К счастью, эти сибиряки, кандидаты в самосжигателя, заколебались и еще раз запросили Пустозерск, где к этому времени Аввакум и его товарищи были уже казнены. Тогда вопрос о их самосжигании отпал сам по себе.

http://sedmitza.ru/lib/text/439565/

Что представлял из себя хазраний, – за отсутствием данных не можем сказать. Может быть, последним термином в отличие от обычного архиерейского жезла обозначалась обыкновенная трость, батог наших древнерусских святителей и вообще предков. Временник Общ. Ист. и Древн. кн. XV, стр. 116; сн. 105. 1027 Рукоп. Московск. Синод. библ. 426 лл. 453, 524–525, 528 об., 534 об.; 425 лл. 6 об., 202; 428 лл. 90, 91. Составитель выходов патр. Адриана, описав подробно торжественное служение последнего 1 апр. 1693 года, в субботу акафиста, заметил между прочим: «А посоха подьяки не держали, учинилось в забвении, а надобно держать: в прошлых летех держали». Рукоп. Моск. Синод. библ. 93 л. 293. 1028 Как это делает, например, г. Фармаковский в Извест. Русск. Археолог. Инстит. в Константинополе, т. VI, в. 2–3, стр. 329. 1029 О символическом значении жезла в иудейском и христианском мире довольно подробные и обстоятельные сведения даны у Kraus’a в Real-Encyklopädie d. christl. Alterthümer, В. II, S. U. Stab. 1030 В качестве древнейшего свидетельства в пользу употребления посохов верующими при богослужении вообще, на литургии в частности, приводят слова Гонория Августодонского: Dum euangelium legitur, baculi de manibus deponuntur (Gemin. anim. I, 24). Констатируемый им церковный обычай, подтверждаемый между прочим и 26-ю главою нашего Устава, не был во всяком разе в церкви явлением изначальным, повсюдным и всеобщим, как справедливо отмечают то некоторые исследователи. Martigny, Dictionnaire des Antiquités chrétiennes, sub voce: baton; cfr. Kraus’a Real-Encyklopädie, s. v. Stab. В. II, s. 778. 1032 Hic ergo Dominus et Deus noster… ovis et pastor in nobis est, quia nos invisibili baculo et salutari virga intus regit, ut etiam si ambulemus in umbra morti, non timeamus mala, quia nobiscum Deus est (Epist. ad Florent. n. 2). Данные о времени появления, литургическом употреблении и наиболее древних изображениях архиерейского посоха на памятниках, относящиеся к западной церкви, довольно полно представлены у Kraus’a в Энциклопедии (s. v. Stab) и у Бока в Geschichte der liturgischen Gewänder, В. II. SS. 218–226. 1033 Huic (episcopo) dum consecratur datur baculus, ut ejus indicio subditam plebem vel regat vel corrigat vel infirmitates infirmorum sustineat (De offic. eccles. II, 7). Те же самые мысли и почти в одинаковых выражениях повторил, касаясь архиерейского посоха, как одного из отличий епископского сана, и Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Резолюция. По сему сообщению из вышеобъявленных церковников и священнослужительских детей, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, а сами записаны в купечество и в цехи, и положены в подушный оклад, и по канцеляриям в рассыльщики определены, для представленных от Святейшего Синода резонов по-прежнему к церквам определить и, выключа из подушного оклада, в ведомство синодальное отдать токмо тех, кои по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками и к произвождению в священство надёжны, и притом накрепко подтвердить, чтоб под видом достойных неспособные к тому отнюдь выключены не были; а сколько оных уволено и из подушного оклада выключено будет, о том в Кабинет подать ведомость. Именем Его Императорского Величества, – Иоанн регент и герцог. ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЗВАНИЕ ЕПАРХИЙ Сколько в которой праздных без священно и церковнослужителей Сколько к тем праздным церквам священно и церковнослужителей потребно протопопов дьяконов певчих и подьяков дьячков пономарей сторожей и звонарей Синодальной области в Московских шести сороках да сорока девяти духовных (кроме Рыльского, Нижеломовского, Пензенского, Солигаличского, Козловского, Торопецкого и Торцкой десятины) правлениях Новгородской Казанской Астраханской Тобольской Ростовской Псковской Смоленской Крутицкой Нижегородской и с приписными синодальной области городами Белоградской Суздальской Коломенской Архангелогородской Устюжской Воронежской кроме городов Бахмача, Павловска и Острогожска Рязанской А о священно и церковнослужителях, колико потребно вдобавок, ведомостей не прислано

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Дворцовых разрядах мы, например, читаем такие частые записи: „того ж числа (1-го сент. 1674 г.) служили власти: в соборной и апостольской церкви: святейший Иоаким патриарх московский и всея Русии, да с ним власти: Иона, митрополит ростовский и ерославский, Иосиф, митрополит резанский в муромский, Симон, архиепископ вологоцкий и белоозерский, Стефан, архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф, архиепископ коломенский и каширский, Иона, епископ вятцкий и великодермский, да архимандриты и игумены и протопопы; а цели цевчие и подьякн патриарши. У Благовещения: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, да с ним архимандриты и игумены, да ключари благовещенские с собором; а пели певчие и подьяки новгородские. В Вознесенском монастыре: Павел, митрополит сарский и подонский, да с ним архимандриты и игумены, да протопоп вознесенской с собором; а пели певчие и подьяки крутицкие. У архангела Михаила: Иоаким, епископ сербословенский, да с ним игумен, да протопоп архангельской с собором; а пели певчие и подьяки сербо-славянские. Или: „того ж году сентября в 4 день, праздновал великий государь государыни царевны и великой княжны Марфы Алексеевны ангелу; а выходу великому государю не было и государю царевичу в соборную и апостольскую церковь . А служили: в соборной и апостольской церкви святейший Иоаким, патриарх московский и всея России, да с ним власти: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, а с ним архиепископ Симон вологоцкий и белоозерский, Стефан архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф архиепископ коломенский и кошпирский, да архимандриты, и игумны, и протопопы; а дели певчие и подьяки патриарши. У архаигела Михаила служил Иона, митрополит ростовский и ерославский, да с ним архимандриты и игумиы, да протопоп архаигельской с собором; а пели певчие и подьяки ростовские. В Вознесенском монастыре служил Павел, митрополит сарский и подонский, да с ним архимандриты, и игумны, да протопоп вознесенский с собором; а пели певчие и подьяки крутицкие. У Спаса на Новом служил Иосиф, митрополит резанский и муромский, да с ним архимандрит спасской; а пели певчие и подьяки резанские. У Николы у Столпа служил Иона, епископ вятцкий и великопермский, да с ним игумен, да никольской священник; а пели певчие и подьяки вятцкие“ (Т. III, стр. 976, 981–982, 995, 1005, 1017. 1046, 1051, 1084, 1110, 1223 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

168 года, Февраля в 21 день, патриарший подьяк Иван Логинов сказал: как патриарх сак с себя скидывал, месяца Июля в 10 день, и что говорил патриарх после обедни поученье чёл, а сам плакал зело; и по поучению говорил: жил де я на патриаршестве 6 лет, а живучи де сами окрастовел, а вас от коросты не избавил, и аз де отселе не буду вам патриарх; и начал с себя одежду скидывать. То моя сказка. А писал я Иван сам своей рукой. 168 году, Февраля в 20 день, сказал я подьяк: когда патриарх Никон оставил патриаршество, тогда по поучению говорил так: я сам окрастовел и вас от коросты не избавил, волну имал, а об овцах не радел; и я отселе вам несть патриарх; да и стал одежду слагать. То моя и сказка. А писал я подьяк сию сказку своей рукой. Федька Трофимов. 168 года, Февраля в 20 день, подьяк Гришка Иванов сказал: в прошлом во 166 году, июля в 10 день, как Никон патриарх с престола своего сошёл, и я в те поры с ним в службе был и ничего не слыхал, в алтаре был в те поры. То моя и сказка. Писал сказку я своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, сказал патриарший подьяк Павел Иванов: в прошлом во 166 году Никон патриарх , в соборной апостольской церкви отслужив божественную литургию, и по поучению сам так говорил: отселе бо аз не буду патриарх. То моя и сказка. А сказку писал Павел Иванов своей рукой. 168 году, Февраля в 21 день, сказал подьяк Сергушка Петров: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, служил святейший патриарх обедню, и я в те поры был у обедни; и как стал после обедни поучение честь, и я в те поры вышел вон из церкви; а как отрёкся патриаршества, и я того ничего не слыхал. То моя и сказка. А сказку писал я своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, сказал патриарший подьяк Семён Иванов: когда патриарх оставил патриаршество в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, по поучению говорил так: я де сам окрастовел, а вас от коросты не избавил; руно от вас имал, а о душах ваших не радел. И стал святительскую одежду с себя скидывать, и говорил такие речи: отселе не зовите де меня патриархом, и не буду вам патриарх. А иных никаких клятвенных слов не слыхал. То моя и сказка. А сказку писал я Семён своей рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010