Просим тебя еще написать к антиохийскому патриарху, да подвигнется и он с тобой прийти к нам, если можно; а если нет, то да пошлет к нам от себя мужей, во всем искусных и испытанных; равно снестись письменно и с патриархами александрийским и иерусалимским, да потщатся и они сами прийти к нам или прислать от себя православных благочестивых мужей или даже свои послания за своими руками». К этому главному содержанию своей грамоты царь сделал еще два прибавления. В первом довольно подробно говорил и ходатайствовал пред патриархом о епископе мстиславском Мефодии, подвергшемся его проклятию. Во втором излагал следующее: «Дошло до нашего царского слуха чрез людей крепко умных, которым можно верить, как патриарх Никон, тайно от нас, послал бывшего архидиакона Евфимия со своими письмами к вашем преблаженству, и что тот прелагатай Евфимий, быв у вашей святыни, возвратился к Никону патриарху с вашими посланиями. Мы желаем, пастырь честнейший, узнать от вашей святыни, какие письмена дерзнул вручить вашему преблаженству Евфимий, и какой ответ принял он от вашей святыни, словесный и письменный…. О вас, пастырях, сказано: вы есть свет миру, да просветишь же нас светом твоего пастырского рассуждения, да отнимешь от нас всякую мглу сомнения в делах церковных». Грамота эта вместе с грамотами к другим патриархам писана или переписана в самых последних числах 1662 года. Возник вопрос: с кем же послать эти грамоты к патриархам? Перебирали многих, но ни на ком не останавливались. Наконец Паисием Лигаридом указан был «ученейший иеродиакон Мелетий, соотечественник и друг его». На Мелетия и пал выбор. Это был иеродиакон цареградского патриарха Паисия, приехавший к нам еще в ноябре 1655 года. Сначала ему назначено было у нас жалование по десяти денег на день, но с 16 августа 1656 года государь велел отпускать ему по гривне на день «для его учения, что он учит греческому пению дьяков певчих и подьяков». С того времени он постоянно, в начале каждого года (в сентябре), подавал челобитные о продолжении ему прежнего жалования, как учителю певчих, и получал просимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

105 . Никочаев Б. прот. Толковая грамматика знаменного пения изд. второе – Псков. 2006 138 с. 106 . Никольская Н. «Сказание» инока Ефросина и певческая книжная справа XVII века Дипломная работа/С. Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова – СПб. 2008 – 66 с. 107 . Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность Сб статей исследований интервью/Ред. сост. Ю.И. Паисов – М. Композитор 1999 – С. 150–189. 108 . Памятники русского музыкального искусства Вып. 9. Христофор Ключ знаменной 1604 Публикация Перевод М. Бражникова и г. Никишова. Предисловие комментарии исследование г. Никишова – М. 1983 – 295 с. 109 . Парфентьев Н. Профессиональные музыканты Российского государства веков. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки – Челябинск 1991 – 444 с. 110 . Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века – Челябинск Челябинский гос. университет 2000 – 154 с. 111 . Печенкин Г. Пение на глас Самогласны и запевные строки (напевы самогласнов малого роспева и запевных стихов для распев наречь). Обиходное осмогласие Опыт исследования истолкования практики знаменного пения и методика обучения – М. 2009 – 120 с. 112 . Печенкин Г. Строчник знаменный обиходный. Утренние припевы – Учебное пособие – М. 2008 – 92 с. 113 . Плотникова Н. Вступительная статья//Римский-Корсаков Н. Собрание духовно музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения – М. 2001 – С. 5–18. 114 . Плотникова Н. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов Исследование и публикация – М. 2005 – 200 с. 115 . Пожидаева Г. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля – М. 2007 – 880 с. 116 . Полторухин А. Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова. Автореферат дисс. канд. искусствоведения – Ростов на Дону. 2012 – 25 с. 117 . Пособие по изучению церковного пения и чтения. Издание 2-е дополненное и переработанное. Сост. Е. Григорьев – Рига 2001 – 318 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЗВАНИЕ И ЧИСЛО ПЕРСОН Им жалованья : По примерным ценам За рожь За овёс При архиерейском доме: Эконом Архидиакон Духовник Крестовый иеромонах Ризничий, он же и казначей Иеродиаконов 2, по 8 р. Житенной, он же сушиленной Чашник Архиерейских келейников 2, по 15 р. Оным всем будущим при архиерее чинам хлебом и прочею пищею довольствоваться из определённых припасов на архиерейские расходы и для того хлеба им не давать. ЗВАНИЕ И ЧИСЛО ПЕРСОН Им жалованья : По примерным ценам За рожь За овёс Служителей при архиерее 6 по 8 48 на мунд. 30 р. по 5 30 Часоводец Разных служеб: Квартирмейстер (при водяных судах) Матрос Гребцов 10 (им же и матросскую должность отправлять) Истопников 2 Хлебников 2 Пивовар Поваров 4 Приспешников 2 Пивоваренных и квасоваренных работников 4 Садовник Огородных работников 4 по 2 ½ 10 по 2 ½ 10 Уксусник Портных 2 Бочаров 2 Конюшей из светских Кучеров 2 по 10 20 Форейторов 2 Конюхов 4 Водовозов 2 Каретник Шорник Кузнецов 2   Итого 4 Плотников 2 и дворовых сторожей 2   Итого 4 Столяров 2 Токарь Каменщиков 2 и печников 2   Итого 4 Медник и оконнишник 1   Итого 2 При соборе священно и церковнослужителей: Протопоп Ключарей 2 по 12 24 Священников 5 Протодиакон Диаконов 4 Иподиаконов 2 Певчих: Регент или уставщик (который должен уметь знаменное и партесное пение) Первой станицы 8 Второй станицы 8 Третией станицы подьяков 8 Псаломщиков 2 Пономарей 2 Звонарей 4 Сторожей 4 Просвирня Итого архиерею и будущим при доме его монашествующим и разных служеб служителям и соборянам с певчими Хотя соборян и при архиерее вышеписанных членов и мастеровых людей точное число и назначено и им жалованье каждому по окладам расписано, однако ж вся та положенная на них сумма отдаётся в полную диспозицию архиерею, и потому он может, когда ему потребно будет, тех или иных каких чинов и мастерства людей содержать и определённое жалование им по сему расписанию давать или иному убавить, а вместо того другому прибавить по своему рассуждению, только б сверх определённой на них по сему расписанию суммы не превосходило.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для обозр. Москов. Патр., ныне Синодальн., ризницы, составл. Арх. Саввою, 1858 г., изд. 2, стр. 72). 179 Приличие креста на жезле объясняют слова Блаженного Феодорита (в толковании на 52-й псалом): «жезл, твой и палица твоя та мя утешиста. Глаголати убо можеши жезл и палицу самый крест. Его же печатию и воспоминанием врагов побеждающе, ко истинным наставляемся стезям. От дву бо палиц составляется» (Псалтирь толковая, перевода преподоб. Максима грека , старописьменная, хранящаяся в Патриарш. ризнице в Москве под 304). 180 В грамотах читаем, что архимандрит имеет жезл просто игуменский (Истор. Росс. Иерарх. ч. I, стр. 374), или просто архимандричин (Там же; стр. 379), посох без яблоков и со крестом (стр. 367), или посох с яблоками наподобие архиерейского (там же, стр. 384), посох деревянный с яблоками тремя позлащенными (там же стр. 380), жезл с четырьмя яблоками сребропозлащенными там же, стр. 389), жезл с сребропозлащенными яблоками (там же, стр. 358). 181 Иногда «сулок» заменялся «ширинкою» (μαντλιον), что значит узкий убрус, полотенце для утирания рук (Указат. для обозр. Моск. Патр. ризн. А. Саввы. 1858 г., стр. 75 и Словарь, там же, слово «ширинка», стр. 31). 182 Чтец, держащий посох, называется «посошником» (Чин освящ. храма, от Арх. твор. Москва, 1862 г., л. 27) и «подьяком» (там же, л. 24 и 25). 183 Прежде этот орлец рисовался на помосте. В чине поставления епископа 1456 г. читаем: «на помосте церковном нарисует, кто умеет, орла единоглавна» и пр. (Акты Арх. Экспед., т. I, стр. 469). В этом поставлении епископа упоминается об орлеце, на котором стоял митрополит у своего престола на восходнице (т. е. на облачальном месте), став на орлеци своем одеваться во всю свою одежду святительскую (Там же, стр. 470). Об употреблении орлеца при богослужении в XV веке упоминается и в летописях (Поли. Собран, летоп. T. V, стр. 503). 184 Егда же имать священнодействовати преждеосвященную, вшед (иерей) во святилище, облачится в священническую одежду, назнаменаяй и целуяй токмо, ничтоже приглаголя, разве: «Господу помолимся» над единого коеждою одеждою (Чин прежд. лит. в Служебн. и в Чиновнике об облачении, которое бывает на средине храма (См. далее Чин облачения в статье о литургии).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В областях то же самое: в большие праздники подчиненным нужно было обдарить более сорока лиц, приближенных к архиерею: казначея, приказного, двух дьяков, шестерых подьячих, стряпчего, дворецкого, житника, ключника, ризничего, чашника, гвоздаря, придельного попа и дьякона, архиерейских келейников, казначейского келейника, пономарей и звонарей, приказного сторожа, воротного сторожа, протопопа с братиею, подьяконов, иеромонахов, иеродьяконов. Мы теперь не можем объяснить, каким образом в этот список даримых попали две женщины, и одна с двумя сыновьями, из которых каждого должно было дарить; про то знали современники. Для священника двери патриаршего дома были заперты, не смел он прийти к патриарху, поговорить о важных делах, касавшихся его служения, испросить разрешения недоумений, а для мирян, для женщин двери были отворены. Мы не можем отвергать этих жалоб на том основании, что они шли от защитников Иосифовского исправления книг, ибо жалобщики соединяют Никона с Иосифом, упрекают Никона за то, что он подражал Иосифу. По удалении Никона наступило в церкви продолжительное междупатриаршие, которое также должно было иметь вредные последствия для духовенства в такое важное для него время. Знаменитый Кокошилов остался с прежним значением, и жалобы на него не прекратились. В 1661 году били челом на него патриаршие дети боярские: «Обогатясь многою домовою казною, начал ныне принимать в патриарший дом племянников своих и богатить их, а нас изгоняет и губит; принял он в патриарший дом племянника своего и отпустил его на две десятины лучшие, а прежде на те десятины посылываны мы на жалованье, человека по два и по три, а иные десятины, на которых десятильничья доходу собирается побольше, Кокошилов берет за себя. Покупил себе многие вотчины и на Москве большие дворы. Делает это, надеясь на свою мочь, что сидит в патриарших приказах, обрався зятьями своими и друзьями». Наконец, соблазн Никонова дела был вреден православной церкви в борьбе ее с расколом; раскольники получили возможность говорить: «Аще Никон, наставник ваш, правый путь вам обрете, то почто его изгнасте? Когда ученицы на учителя своего ратуют? Аще ли Никон враг Богу и Богородице и святым его и вам, то почто его пестрые законы держите?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В это время архидиакон читал в Евангелии «И абие послет е семо» три раза или больше, смотря по действу, а затем читал: «идоста же и обретоста жребя, привязано при дверех вне на распутии и отрешисти е», после этого: «и неции от стоящих ту, глаголаху има: что деета, отрешающее жребя? Они же реста им, якоже заповеда им Иисус, и оставиша я». В это время протопоп с ключарём приходили на место, отвязывали осла. Далее диалог: Патриарший боярин: «Что деяте, отрешающее осля»? Ключарь и протопоп: «Господь его требует». Затем они ведут животное на Лобное место. В это время читалось «И приведоста жребя к Иисусови» до тех пор, пока не привели, а потом, многажды, архидиакон читал: «Возложиша на не ризы своя». В это время ключарь клал на седло красные сукна и большой золотой ковер на всё седло. Сторожа ставили к осляти ступени. Архидиакон далее читает «и вседе на не», пока Патриарх не сядет на осла. Святитель садился на животное боком, свесив ноги в одну сторону, ему подносили крест и Евангелие, и начиналось шествие. Сначала шли золотчики, дворяне, стольники и стряпчие по три человека в ряд. Далее везли сани, в которых была установлена верба, а также находился хор из патриарших подьяков, которые пели стихиры Цветоносной недели. За санями шли дети и Патриарх на осле. Животное вёл сам государь, а дети перед ними расстилали одежду. Это зрелище производило огромное впечатление на иностранцев. Например, Павел Алеппский вспоминает: «В это время все колокола неумолчно гудели, так что казалось, как будто дрожала земля. Патриарх осенял крестом народ направо и налево, а наш владыка шел позади Никона, а за ним архиереи; высшие же сановники и патриаршие бояре, вместе со стрелецкими начальниками, замыкали шествие, а также и окружали его с обеих сторон и шли впереди. Что наиболее привело нас в восторг, так это многочисленные отроки с разноцветными кафтанами и поспешность, с которою они расстилали их» 677 . Царь вёл осла в сопровождении разных лиц. Например, в 1668 году его вели: царь Алексей Михайлович, его сын и наследник Алексей Алексеевич, боярин Никифор Михайлов и патриарший казначей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Щука колодка из живых. Присол стерляжей. Окунь росолной из живых. Карась росолной из живых. Уха зборная из живых. Уха плотичья из живых. Уха карасевая на сковороде. Огнива белужьи в ухе. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетри. Звено ставное. Схаб белужей. Щука паровая из живых. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с сметаной, варанчюг, ухи плотичьи, звена осетра просолного, пироги, папошники, дрочена, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме ухи папошников, а вместо осетрих звен щуки просолныя. Поддиаконом и певчим дьяком и подьяком: икра, вязига, шти с сметаной, каша семожья, присолы щучьи, стерляди коренныя, тешки межукосныя, пироги круглыя, калачи хомутинныя, звена белужьи астраханские. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, пироги, звена белужьи и осетрии. Кормлено 12 человек нищих, да Успенского собору пономари и сторожи и звонари все. Выдано на двор на расход: 4 белуги, да 2 чалбуша белужьи, да просолной рыбы 2 белуги, 2 осетра, 10 щук, да свежей рыбы в тело, в кружек и в збитень 5 щук, да на звенье певчим коса белужья. Выдано на подачи: коса белужья, косяк хрящевой, 2 белуги мерныя, теша белужья виноградная. Изготовлено на подачи 10 блюд пирогов на троицкое дело, 13 блюд пирогов карасей, пряжья тож, да 3 полуголовы белужьи, 3 головы осетрии, схаб белужей, 3 щуки колодки свежия, 7 нарядов огнив в ухе. Да по имянному святейшего патриарха указу, отпущено столнику Федору Плещееву: белуга мерная виноградная, косяк хрящевой виноградной, пуд икры арменской. Указ сказал конюшенной монах Иосиф. Ноября в 14 день, в понедельник Папошник. Присол щучей свежей. Уха зборная из живых. Уха карасевая на сковороде. Огнива в ухе. Капуста шатковая. Шти с тешею. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетри. Щука паровая из живых. Щука паровая закорная. Схаб белужей паровой. Кружек телной. Кисель горячей с патокой. Щука колодка из живых. Карась росолной из живых. Уха плотичья из живых. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог росолной сладкой. Блюдо пирогов на троицкое дело. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Пирошки маленкия с телом. Оладьи в патоке. Кисель холодной с соком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагмент письма распространялся в рукописях как самостоятельный агитационный текст. Текст записки публикуется по рукописи XVIII в.: РГБ. ф. 17 (собр. Е. В. Барсова ), 1000, л. 149 об. – 152 об. 903 Эта записка, весьма близкая к тексту «Жития», не совпадает ни с одной из его редакций полностью (её текст то ближе к рукописи сборника Заволоко, то к тексту Прянишниковского списка). Судя по тому, что фрагмент из этой записки был включён в «Записку очевидца», написанную через 23 недели после казни (см. далее, с. 121122), запись самого Аввакума была сделана раньше (в самом конце апреля – начале мая 1670 г.) и является таким образом первым описанием пустозерской «казни», вошедшим затем (в дополненном виде) в текст «Жития». Печатается по изданию: РИБ, стб. 717718. 904 Выразительная Записка о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г., описавшая подробно весь ход казни (чтение царского указа, сам процесс вырезания языков и сечения рук у лидеров старообрядческого движения), подлинные речи участников события, в том числе протопопа Аввакума, сохранилась в единственном списке в составе уникального Пустозерского сборника В. Г. Дружинина , составленного самими пустозерскими писателями уже после казни и содержащего их основные сочинения. Кроме того, в Записку очевидца был вставлен фрагмент текста Аввакума из его первоначальной записи о казни (см. выше, с. 120121), удостоверяющий читателей, что язык Лазаря был вырезан полностью (и, следовательно, то, что Лазарь заговорил после казни, – совершившееся чудо, а не недосмотр палачей). Из приписки «самовидца» к тексту явствует, что автором записки был кто-то из заключённых той же пустозерской тюрьмы, выпущенный «на то время от уз». По убедительному предположению А. Т. Шашкова автором мог быть известный радикальный деятель раннего старообрядчества Федор Трофимов, бывший патриарший подьяк, находившийся в это время в заключении в Пустозерске. Имя Ивана Неронова, следующее в рукописи сразу за припиской и частично написанное тайнописью, – это, скорее всего, имя писца (в Пустозерске в эти годы жил, как установил В. И. Малышев, пинежанин, торговый человек Иван Неронов). Издаётся по рукописи: БАН, собр. В. Г. Дружинина , 746, л. 107109 об..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Певчим дьяком и подьяком: икра, вязига, щуки колодки, шти с сметаной, варанчюг, ухи плотичьи, стерляди коренныя, пироги круглыя, калачи хомутинныя, звена белужьи астраханские. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи, пироги. Кормлено Успенского собору пономарей и сторожей и звонарей половина. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 6 белуг, да чалбуш белужей, да просолной рыбы полторы белуги, 2 осетра, 5 щук, да в варанчюг 2 языка з башками, да певчим 2 косы на звенье, да свежия рыбы в тело, в кружек, в оладью и в збитень 12 щук. Выдано на подачи: теша белужья, 2 белуги, косяк хрящевой насадныя, косяк мякотной виноградной. Изготовлено на подачи: 2 полуголовы белужьи, 3 полуголовы осетрии, схаб белужей, нарост осетрей, 3 щуки колодки свежия, 3 стерляди паровые, Лещ паровой, оладья телная, 8 блюд пирогов на троицкое дело, 12 блюд пирогов карасей, 12 блюд пряжья. Да по имянному святейшего патриарха указу, кормлено нищих дворян 50 человек. Указ сказал скатертник Василей Панфилов. Кормлено подводчиков, которые возили дрова на домовой болшей двор, за обедом и за ужином 23 человека. Января в 13 день, в пяток Папошник. Подлещик росолной из живых. Сиг бочешной под хреном. Лодога бочешная под хреном. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Пирошки маленкия с телом. Селди свежия в тесте. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Оладьи путныя в (па)токе. Щука колодка из живых. Окунь росолной из живых. Уха зборная из живых. Уха плотичья из живых. Каша семожья. Капуста шатковая. Шти с тешею. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетри. Звено ставное. Схаб белужей паровой. Стерлядь паровая свежая. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, щуки колодки, ухи окуневыя, шти с снетками, каша щипаная, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме ух и пирогов и папошников, а вместо щук колодок присолы щучьи. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, каша щипаная, щуки просолныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Щука колодка из живых. Окунь росолной из живых. Лещ росолной свежей. Уха зборная из живых. Уха окуневая из " живых. Уха карасевая на сковороде. Селди свежия в капусте. Потрох щучей свежей. Шти с тешею. Пупок белужей с телом в ухе. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Звено ставное. Схаб белужей паровой. Стерлядь паровая свежая. Щука паровая свежая. Лещ паровой свежей. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, щуки колодки, шти с сметаной, каша семожья, ухи окуневыя, стерляди паровыя, крушки телныя, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме щук колодок и крушков телных и папошников, а вместо окуневых ух ухи селдевыя. Певчим дьякам и подьяком: икра, вязига, шти с сметаной, кавардак, ухи плотичьи, стерляди коренныя, пироги круглыя, калачи хомутинныя, звена белужьи астраханския. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: икра, вязига, шти с сметаною, каша семожья, пироги, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих. Кормлены Успенского собору пономари и сторожи и звонари все. Выдано на двор на расход: 6 белуг, да чалбуш белужей, да просолной рыбы 2 белуги, 4 осетра, да в кашу 8 семог, да свежия рыбы в тело, в оладью, в кружек и в збитень 8 щук паровых, 2 судока, 2 косы певчим на звенье. Выдано на подачи: 3 белуги горбуши, теша белужья виноградная, 2 теши насадныя, косяк хрящевой. Изготовлено на подачи: 3 полуголовы белужьи просолныя, 7 полуголов осетрих, 3 схаба белужьи, 4 звена ставных, 3 щуки колодки, 4 стерляди паровых, 2 оладьи телных, 10 блюд пирогов на троицкое дело, 8 блюд карасей, 22 блюда пряжья, 4 наряда огнив в ухе. Да по имянному святейшего патриарха указу и по книгам, отпущено солдатам, которые были за кресты в ходу, на 200 на 20 человек, да земским на 20 на 4 человека по хлебу да по семге на десяток. Докладывал и указ сказал клюшник Матвей Булгаков. Января в 7 день, в субботу Папошник. Окунь росолной из живых. Сиг бочешной под хреном. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Оладьи путныя. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Пирошки маленкия с телом. Збитень. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010