В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея. Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам. Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский. В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России. После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта. 26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Никольский собор (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский собор - православный храм в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. В состав прихода входят: действующая церковь в честь святой мученицы Татианы, каменный пятипрестольный собор с главным престолом в честь святителя Николая Чудотворца, православный просветительский центр в честь святителя Николая. Содержание История [ править править код ] Каменный пятипрестольный собор с главным престолом в честь святителя Николая Чудотворца по своей архитектуре имеет некоторое сходство с Преображенским собором Дивеевского монастыря, но при этом содержит свои особенности: пристрои, часовню, колокольню. В нижнем уровне храма будет крестильня, много подсобных помещений, трапезная на сто человек, конференц-зал, воскресная школа, библиотека, архиерейская и священническая ризницы. Верхнее храмовое помещение рассчитано на три тысячи человек и имеет очень большой алтарь с тремя престолами. Поскольку высота между верхним и нижним зданиями приличная, предусмотрен лифт для инвалидов. Для обслуживания алтарей также будет служить лифт. Приход организован в 1996 году. На следующий год общине было передано здание детского сада, в котором стали совершаться службы и требы. В настоящее время в этом помещении располагается домовая церковь в честь прп. Серафима Саровского. К Пасхе 1998 года был построен деревянный храм в честь святой мученицы Татианы. В этом же году общине было передано недостроенное здание кинотеатра «Север», которое было переоборудовано в Автозаводский православный центр. 21 августа 1999 года состоялось торжественное освящение места закладки будущего храма в честь святителя Николая Чудотворца с воздвижением креста, которое совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). После этого работы по строительству собора были приостановлены из-за проблем с финансированием. С июня 2006 года работы возобновились. Непосредственно к кладке кирпича приступили уже в августе 2006 года. В основании собора лежат кирпичи, купленные на средства воспитателей автозаводских детских садов, работников ГАЗа, простых жителей района. Храм святителя Николая Чудотворца уникален по своим размерам и задуманному проекту, это не просто храм, а огромный собор высотой 68 метров. В ходе работ по строительству собора используется опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве и праведного Феодора Ушакова в Саранске.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_соб...

Материалы о жизни семиреченского епископа были собраны благодаря соборной помощи, которую оказывали разные люди: священник Николай Балашов (Новгородская епархия), иеромонах Стефан (Садо, С.-Петербургская Духовная Академия), многие годы собиравший материалы об Урмийской православной миссии; внучатая племянница епископа Пимена Н. Н. Хлебова (Череповец), П. Г. Резниковский (Ташкент), П. Н. Агафонов (Пермь) и десятки алмаатинцев. Среди них, в первую очередь, должно быть названо имя покойного краеведа профессора Н. П. Ивлева. Без его помощи многие важные документы, касающиеся служения епископа Пимена в городе Верном, остались бы для автора этой книги недоступными. Неизменную поддержку исследованию оказывал Высокопреосвященнейший Алексий (Кутепов), архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский. За содействие научной работе в Перми и Ташкенте автор благодарен Высокопреосвященнейшим архиепископам Пермскому и Соликамскому Афанасию (Кудюку) и Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру (Икиму). Перелистывая вновь и вновь страницы проповедей епископа Пимена, который раз внимаешь их особенной интонации. Истины Святой Церкви будто бы открываются вновь во всей силе и свежести, исходя из уст этого человека, освященные его делами. Он доказал, что дороже этих истин не было для него ничего: «Счастье – в Боге, в единении с Ним. Нам необходимо постоянное чувство, которое размягчало бы наше сердце и направляло бы нашу мысль к Богу. Без него невозможно никакое благое изменение нашей жизни. Его, прежде всего, старались возбудить в себе наши благочестивые предки, приступая к какому-нибудь великому делу. Оно возвеличит и нас, жаждущих своего обновления и просвещения. Не замедлит наша победа, если мы будем правду творить и святиться еще и еще под покровом Церкви Православной. Аминь». 1 В 1921 г. город Верный был переименован в город Алма-Ата, ставший столицей Казахской ССР с 1929 г. (ныне Алматы). 2 Речь начальника Урмийской православной миссии архимандрита Пимена (Белоликова) при наречении его во епископа Салмасского 5 августа сего года//Прибавления к церковным ведомостям. 1916. 33 (13 августа). С. 810. (Далее при ссылке на этот источник указывается: Речь начальника Урмийской православной миссии...)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В 1924 г. была закрыта Макариевская часовня на ярмарке. В 1928 г. решением Лысковского уездного исполкома на территории М. Ж. м. был размещен детский дом им. 25 октября на 176 чел. В кон. 1929 г. детский дом перевели из мон-ря, в связи с чем краевой музей просил Нижегородский отдел народного образования передать монастырский комплекс в ведение музея и Госфонда. С 1929 г. помещения М. Ж. м. стали арендовать различные районные орг-ции: напр., в 1930 г. Лысковскому леспромхозу были переданы Троицкий собор, Макариевская, Успенская и Михаило-Архангельская церкви. С сент. 1931 г. эти здания арендовал Лысковский лесрабкооп. С 1936 г. обязанность коменданта монастырского комплекса исполнял зав. Лысковским музеем Б. П. Амбаров. Он отвечал за сохранность памятника, имел право заключать с организациями договор на аренду построек и следить за его выполнением. В том же году некоторые монастырские постройки были переданы в аренду местному лесозаводу им. С. Разина. В 1941-1943 гг. в мон-ре размещался эвакогоспиталь 28/31, а с 9 сент. 1943 по 23 нояб. 1988 г.- Лысковский зооветеринарный техникум. В Успенской ц. был устроен спортивный зал, в 3 каменных корпусах, 2 деревянных домах и 3 башнях размещались учебный корпус, кабинеты, клуб, б-ка, общежитие. В Троицком соборе находилось зернохранилище. Во время пожара сер. 40-х гг. XX в. были уничтожены 2-й этаж и крыша юж. келий, в к-рых находилось студенческое общежитие, крыша надвратной Михаило-Архангельской ц., один из куполов Успенской ц. Осенью 1990 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обратился в обл. Совет народных депутатов с просьбой о передаче РПЦ всего комплекса монастыря. 29 дек. того же года постройки М. Ж. м. были переданы Нижегородской епархии. 25 марта 1991 г. решением Синода мон-рь возрожден как женский. В нем проживает ок. 20 сестер во главе с игум. Михаилой (Орловой). При обители открыт детский приют. Подворьями М. Ж. м. являются Преображенский собор в г. Лысково, храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Макарьево Лысковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

- больничный корпус с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы – построен в 1887 г. по проекту А. П. Белоярцева в русском стиле; - Собор Живоначальной Троицы - построен в 1902 г. архитектором П. А. Виноградовым в русско-византийском стиле. Комплекс зданий и сооружений представлял собой яркий пример ансамбля периода господства эклетики. В наше время монастырь получает известность благодаря основным святыням:«Иверской» иконе Божией Матери и частицы мощей преп. Варнавы Гефсиманского, которые находятся в Успенском храме. Икона Божией Матери была написана сестрами монастыря до его закрытия в к. XIX – н. XX вв. В советское время икона тайно находилась в одной благочестивой выксунской семье. Когда в городе был открыт первый храм в честь Рождества Христова, икону передали в этот храм, а затем - в монастырь после открытия храма в честь «Иверской» иконы Божией Матери. 26 октября 1991 г. была зарегистрирована религиозная община под руководством иерея Александра Куликова, стараниями которой в 1995 г. был освящен храм в честь «Иверской» иконы Божией Матери, расположенный в помещении бывшей церковной лавки (в 1990-ые гг. это был заброшенный склад). Также благодаря общине были созданы благоприятные условия для начала монашеской жизни, был подготовлен для принятия первых насельниц домик старца Варнавы (в советское время были детские ясли). 26 октября 1996 г. митрополит Николай (Кутепов) объявил об открытии монастыря и зачитал Указ о направлении сестер из Серафимо-Дивеевского монастыря в Выксунский Иверский женский монастырь для начала монашеской жизни, в числе них была нынешняя настоятельница монастыря игумения Антония. В ноябре 2003 г. был освящен придел Троицкого собора в честь прп. Варнавы Гефсиманского. В 2012 г. была восстановлена колокольня с полным набором колоколов и часами - курантами, открыт Иверский сквер, в центре которого находится памятник прп. Варнаве Гефсиманскому. В феврале 2016 г. освящен Успенский храм, где в настоящее время проходят ежедневные богослужения. При монастыре действует воскресная школа и лекторий для взрослых.

http://sobory.ru/article/?object=08837

В советское время, по воспоминаниям старожила М. Шемяковой, храм был переоборудован в столовую для колонистов, а во время войны превращен в магазин. После 1946 г. в здании церкви размещался ресторан, а затем хозяйственный магазин. 12 июля 1992 года здание передали православному приходу, а 6 февраля 1993 г. храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). «Описание» составлено в 1996 г. Авторский коллектив: А. Кондрашенко, Д. Сладков, А. Подурец, В. Сельверова, Т. Никитина, «Описание внутренних росписей церкви Всех Святых Саровского монастыря», 1996 г. Многие церкви при монастырских кладбищах посвящались Всем Святым. Не отошли от этой традиции и в Саровской пустыни. Здание кладбищенской церкви было построено в 1832-1833 годах. Церковь строилась на деньги благотворителей. Е.И. Бакаев обнаружил в архиве документы, с которыми, видимо, ходили сборщики, собиравшие пожертвования на строительство этого храма: «В надеянии на ваше христианское благочестие принимаем смелость через сие объявить вам: в здешней Саровской общежительной пустыни предположено по необходимости щедротами благодетельных лиц построить близ монастыря каменную церковь «Во имя всех Святых» и при ней устроить кладбище для погребения усопших, как братии обители, так и странных и бедных пришельцев (...) многие из них, заболев дорогою, умирают и хоронятся в лесу, а они - кости христианские. Внутри же обители похоронить непоместительно, ибо монастырь в течение давнего времени почти весь замещён уже могилами…». Среди людей, давших деньги на строительство, значатся купцы из Москвы, Ростова, Орла, Великого Устюга и других городов. В бумаге, с которой осуществлялся сбор пожертвований, значатся и иностранные деньги: «9 голландских червонцев». Одновременно собирались пожертвования на строительство западного корпуса чёрной гостиницы, который был возведён рядом с кладбищенской церковью и предназначался «на принятие и успокоение бедных и убогих пришельцев не имеющих где главу свою преклонить...» Церковь освятил 3 июля 1834 года епископ Тамбовский и Шацкий Арсений. Кладбище, на котором хоронили как монахов, так и мирян, располагалось к западу от здания церкви и называлось Всехсвятским. В 1860 году церковь вместе с кладбищем была обнесена каменной оградой. Со временем кладбище стало мало для монастыря, и под могилы был отведён ещё один участок земли - к западу от купеческой гостиницы напротив Всехсвятского кладбища (позднее на этом месте были построены корпуса новых гостиниц - «красный дом»). В 1888 году это новое кладбище было также обнесено каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=05365

Само существование закрытого атомного города на святом месте было к тому времени только что рассекречено, первая открытая публикация об Арзамасе-16 относится к ноябрю 1990 года, это была статья в «Комсомольской правде». И буквально в это же время начался мощный прилив паломников в Дивеево, во вновь открытый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. А Саров – вот он, на машине пятнадцать минут. Можно постоять на пригорке, увидеть вдали городские строения и монастырскую колокольню. Но зайти нельзя. Полоса ограждения, караулы, пропускная система. И многие наши православные братья по разуму истощали свои силы в энергичной риторике: «Захватили нехристи святое место, опоганили и продолжают поганить, делают там свою богопротивную бомбу. На вилы их!» Встречная волна эмоций со стороны некоторых ученых-оружейников и просто горожан была не менее крутой и не более здравомысленной: «Эта ваша так называемая Русская православная церковь – просто отмычка в руках Госдепа и ЦРУ, чтобы вскрыть наш закрытый город и уничтожить здесь всю науку, весь наш оборонный потенциал, чтобы вместо научного центра опять был монастырь с паломниками и попами». Эти внешние обстояния удалось преодолеть достаточно быстро. Теплые и одновременно деловые отношения Ядерного центра и городских властей с нижегородским архиереем, тогда им был приснопоминаемый митрополит Николай (Кутепов), с дивеевской игуменией Сергией и санаксарским наместником Варнавой, стали живым свидетельством того, что все страхования напрасны. Оставались обстояния внутренние, самые тяжелые, травматичные и труднораспознаваемые, поскольку относились они не к кому-то стороннему, а к нам самим, и были мы к ним тогда совсем не готовы. Теперь-то понятно, что восстанавливать церковную жизнь «с чистого листа» на поруганном когда-то святом месте, это дело непростое, неизбежно чреватое многочисленными искушениями, и здесь нужны духовная внимательность, доверие Богу, терпение и деятельная любовь к ближнему. Качества, о необходимости которых мы благонамеренно знали и тогда, но от знания до понимания и от понимания до владения – дистанция немалая, не пройденная многими, мной в том числе, и по сию пору.

http://pravoslavie.ru/55221.html

«Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, В. В. единственный из рус. святых, вопрос о вскрытии мощей к-рого решался на столь высоком гос. уровне). В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи В. В. были вскрыты и на неск. дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В нач. 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи В. В. перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую ц. арх. Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. свящ. Архангельской ц. Петр Мегалинский, предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей В. В., с неск. прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян. С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания В. В. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская обл.) освятили еще один храм во имя В. В. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого мон-ря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной ц. во имя В. В., храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения В. В., был установлен памятный крест. Лит.: СИСПРЦ. С. 43-44; Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 52-54; Голубинский. Канонизация святых. С. 127-128; Скворцов А. Церк. торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку//Костромские ЕВ. 1914. 15. Отд. неофиц. С. 349-361; он же. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церк. торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Варнавин, 1915; Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин; Н. Новгород, 1993. С. 8-17, 105-114; Авдеев Е. По следам мощей Варнавы//Новый путь. Варнавино, 1995. 9 нояб.; 1996. 11 янв.; 16 янв.; 23 янв.; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 108-110; Политбюро и Церковь. Т. 1. С. 171-172; Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни//Рус. дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 148-154; Зонтиков Н. А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. Кострома, 2000. Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино) Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

http://pravenc.ru/text/154285.html

В 1945 г. в Ворошиловградской обл. ряд клириков были удостоены гос. наград за сотрудничество с партизанским движением, за активное участие в сборе средств в пользу Советской Армии и на восстановление Донбасса (начат в 1945 по решению еп. Никона): прот. Иоанн Рашкевич (г. Попасная), свящ. Леонтий Яржемский (Каменнобродский приход в Луганске, в период оккупации являлся духовником Луганского благочиннического окр.), Яков Войченко (г. Верхний Лисичанского р-на), Михаил Терещенко (пос. Алмазное Кадиевского р-на), Василий Попов (ст. Верхне-Теплая Верхнетепловского р-на). Местные власти решительно пресекали попытки совершения несанкционированных богослужений, несмотря на то что количество действующих храмов не удовлетворяло нужд верующего населения. Так, в 1946 г. свящ. Иоанн Кутепов из с. Малоивановка открыл домовый храм в с. Юрьевка Александровского р-на, за что был подвергнут строгому взысканию, храм разобрали. Был наказан свящ. Михаил Могущий, настоятель прихода в пос. Первомайка Краснодонского р-на, который освятил колодец и установил часовню над ним. В 1950 г. за аналогичное нарушение был судим свящ. Никанор Городовников из с. Святогоровка Добропольского р-на, благодаря к-рому в епархии стал почитаемым чудотворный источник близ Святогоровки. В 1946 г. за самовольное служение литургий в частном доме в райцентре Троицкое был снят с регистрации свящ. Николай Крахмалев. В янв. 1946 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ворошиловградской обл. П. Кариков запретил совершать на Богоявление крестный ход к р. Лугань и настоял на проведении водосвятного молебна в ограде храма (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 23. Л. 171). Тяжелые последствия для церковной жизни имел голод 1946-1947 гг., в этих условиях мн. клирики покинули Донбасс, прежде всего северную, аграрную часть Луганщины, наиболее пострадавшую в этот период. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. проводились аресты и высылки нелояльных по отношению к власти клириков в связи с обвинением их в проведении нелегальных крестных ходов, совершении богослужений за пределами храмов и т. п. Так, в 1947 г. был арестован свящ. Симеон Калинин из г. Попасная Ворошиловградской обл., в 1950 г.- свящ. Михаил Раевский из г. Дебальцево Сталинской обл. Широко практиковалось изъятие у Церкви вместительных храмов в обмен на неприспособленные здания. Так произошло в 1948 г. с Вознесенской ц. в с. М. Вергунка, с Георгиевской ц. в Б. Вергунке, с храмом в Ровеньках. По предписанию Совета по делам РПЦ от 15 окт. 1949 г. епархия освободила здание Николаевского кафедрального собора в Ворошиловграде, клирики собора были переведены в Петропавловский храм в Каменнобродском р-не Ворошиловграда. Никольской общине власти выделили частный дом на окраине города, в пос. Гусиновка, к-рый было позволено перестроить под храм. Освящение новопостроенного Николо-Преображенского собора состоялось в 1951 г. При этом кафедральным остался Петропавловский храм.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Высшее Церковное Управление, по оставлении России, недолго пребывало в Константинополе, потом переехало в братское королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (впоследствии наименованное Югославией). Высшее Церк. Упр. поручило архиеп. Анастасию управление православными общинами в константинопольском округе. В это время увядавшая столица Турции имела большое значение в общецерковной и в русской политической жизни. После того, что Русская Церковь , веками помогавшая Восточным Церквам и заботившаяся о них, оказалась в полном пленении у безбожных большевиков, Вселенская Патриархия приобрела крупное значение в православном мире. К прискорбию, константинопольские патриархи вели переменчивую и порою враждебную политику в отношении страдальца патриарха Тихона, поддерживая даже врагов Церкви – живоцерковников. Вместе с тем, патриархи, в особенности Мелетий IV, старались ввести недопустимые канонами новшества в православную Церковь . Вот почему важно было присутствие в Константинополе архиепископа Анастасия, члена Священного Синода и Высшего Церковного Совета, по избранию Всероссийского Церковного Собора. Голос мудрого иерарха Русской Церкви не мог не быть авторитетным для церковных кругов. Ярко прозвучал его голос, противный обновленческим измышлениям, на созванном в 1923 г. в Константинополе «Всеправославном Конгрессе». Выступление его вызвало полное сочувствие таких столпов Православия, как патриархи Антиохийский Григорий IV и Александрийский Фотий, боровшийся против «догмата современности». Необходимо сказать и о том, как дороги были благостность владыки Анастасия, его богослужения, проповеди , выдержка и спокойствие беженской массе, оказавшейся в Константинополе, после всего страшного пережитого ею на Родине, так недавно с горестью оставленной. Русские люди тогда особенно нуждались в духовной поддержке. Вблизи Константинополя – в Галлиполи – командовал частями вывезенной из Крыма Добровольческой Армии ген. А. П. Кутепов. Отстаивая последним, с оружием в руках, в трагические февральские дни в Петрограде, Императорскую Россию от её губителей, он один из первых начал вооруженную борьбу с теми, кто, порожденные тогдашним солдатским бунтом, так возросли в октябре. Доблестный военачальник старался сохранять и сплотить покинувших Родину Белых воинов. Для него, такого верующего – ясно представляю его впоследствии молящимся в Знаменской церкви в Париже и в Воскресенской в Медоне, – особенно дорога была духовная поддержка, которую оказывал ему архиепископ Анастасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010