Высокопреосвещеннейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 21 июня отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, третий по старшинству архиерейской хиротонии иерарх Русской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Николай (в миру — Николай Васильевич Кутепов) родился на хуторе Кутепове Больше-Кал­мык­ского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина. Две его тетки были монахинями в Тульском Успенском монастыре, дяди служили в императорской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в РККА и стал прототипом генерала Серпилина в романе К. Симонова “Живые и мертвые”. Окончив школу в Туле, Николай Кутепов был призван в армию и зачислен в Тульское оружейно-пулеметное училище, из которого в 1942 г. отправился на фронт. Воевал под Сталинградом, получил два пулевых ранения и обморожение ног; демобилизован в 1943 г. после ампутации пальцев ног. Был награжден медалью “За боевые заслуги”, орденом Отечественной войны II cmenehu. В 1944 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями как иподиакон, а в октябре 1946 г. был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 г. Н. Кутепов выбыл из института и начал готовиться в семинарию. В сентябре 1950 г. поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 г. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа и в 1953 г. был принят в штат Вологодской епархии и назначен сверхштатным псаломщиком Череповецкого кафедрального собора. 12 июля рукоположен в сан диакона Казанского храма г. Устюжны. В 1954 г. был отпущен для продолжения образования и поступил в Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) Духовную академию, которую окончил в июле 1958 г. Со званием кандидата богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 г. был назначен помощником инспектора и преподавателем Киевской Духовной семинарии; в ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника. В декабре отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры (закрытой в 1960 г.), и в начале 1960 г. был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского прибыла в Москву. Крестным ходом их переносят в Богоявленский Елоховский собор. ЖМП 1 январь 2020 /  5 февраля 2021 г. 13:00 Встречала вся страна В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими.  PDF-bepcuя. В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

Епископ Гавриил (Огородников) И.М. Игнатова больше интересовала деятельность духовенства, в частности епархиального архиерея, нежели участие в процессах открытия церквей и различных скандалах, возникавших при отклонении заявлений. Он тщательно присматривался к епископу Гавриилу (Огородникову). В Русской Церкви второй половины ХХ века это был один из наиболее авторитетных и уважаемых архипастырей. Он родился 26 октября 1890 года в городке Солигаличе Костромской губернии. По окончании в 1908 году коммерческого училища поступил в училище военное. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. После войны выехал работать в Харбин, в Манчжурию, на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В 1926 году поступил в Российскую духовную миссию в Китае, изучал богословие и готовился к духовной деятельности. В 1930 году принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, в 1933 году – в иеромонаха . В 1943 году находился в Пекине в составе той же духовной миссии. С конца 1934 по 1938 год был настоятелем Михайло-Архангельской церкви в городе Дальнем (Дайрене). В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская Патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов Зарубежной Церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Гавриил, в то время уже в сане архимандрита, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым). 11 августа 1949 года владыка Гавриил был перемещен на Вологодскую кафедру. За время пребывания на Вологодской кафедре ему также поручалось временное управление Архангельской, Ижевской и Кировской епархиями. Архиепископ Гавриил организовал епархиальное управление, перевел всех священников на постоянные оклады, навел порядок в храмах епархии. За период его управления епархией не был закрыт ни один храм. Часто совершал богослужения, на которых присутствовало много верующих, в том числе молодежь, рукополагал в священный сан недостаточно «благонадежных», с точки зрения светской власти, кандидатов. Среди них будущий митрополит Николай (Кутепов) и архиепископ Михаил (Мудьюгин).

http://pravoslavie.ru/31686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. журнал, издававшийся в 1867-1918 гг. при КазДА. После авг. 1917 г. печатался с подзаголовком «Издание духовенства и православных мирян». В 1867-1903 и 1918 гг. выходил 2 раза в месяц, в 1904-1917 гг.- 4 раза в месяц (в 1917 вышло 39 номеров). Издание прервалось в сер. 1918 г., последний номер 11/12) вышел 22 июня. В 1867-1890 гг. «И. по К. е.» имели общую редакцию с академическим ж. «Православный собеседник» , обязательным к выписке всеми приходами Казанской епархии (в 1867-1872 выходили как отдельное прибавление к нему). Редакторами в этот период были ректоры КазДА: архим. Иннокентий (Новгородов) (1867-1868), архим. Никанор (Бровкович ; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. Александр Владимирский (1871-1890). В 1891-1895 гг. редактором «И. по К. е.» был прот. Евфимий Малов , с нояб. 1892 г. он редактировал только неофиц. отдел, а официальный подписывали секретари консистории Н. М. Кутепов (1892-1893) и Н. П. Бернадский (1893-1895). В 1896-1903 гг. редакция вновь объединялась с редакцией «Православного собеседника», разделения на офиц. и неофиц. отделы до 1903 г. не было. В 1903 г. в оглавление неофиц. части каждого номера и в годовой указатель содержания журнала были внесены не только статьи, напечатанные в «И. по К. е.», но и статьи соответствующих выпусков «Православного собеседника». В эти и последующие годы редакторами были П. В. Знаменский (1896), С. А. Терновский (1897-1902, 1904-1905), В. И. Протопопов (1903-1904), И. М. Покровский (1905-1907), свящ. Николай Писарев (1908-1911), И. Ф. Григорьев (1912-1915) и свящ. Александр Лебедев (1916-1918). На протяжении всех лет издания в «И. по К. е.» печатались офиц. материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства и духовной консистории; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных уч-щ, епархиального жен. уч-ща); обращения Гурия Казанского святого братства , Палестинского православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/293856.html

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Александр Архангельский: Религия находится в гетто Александр Николаевич Архангельский. Родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. 1985 – сотрудник Гостелерадио СССР. В 1986-1992 работал в журналах " Дружба народов " и " Вопросы философии " . С 1992 по 1993 – автор и ведущий программы " Против течения "  (РТР). С 1993 по 1994 – автор программы " Писатели у микрофона " (радио " Свобода " ). С 1998 года – обозреватель, с 2001 года – заместитель главного редактора газеты " Известия " . Автор и ведущий телепрограммы " Тем временем " на ТК  " Культура " . Вам интересна религия как самостоятельный феномен или ее политическая составляющая? На политических полосах " Известий " периодически публикуются материалы, которые посвящены взаимодействию политики и религии. О религии в собственном смысле слова мы можем писать, только когда она вызывает резонанс в обществе. В обществе верующих и неверующих. Когда в этом году умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), мы об этом написали, потому что, независимо от личных религиозных воззрений наших читателей, фигура митрополита Антония является посреднической между миром Церкви и миром внецерковным (к нему в большинстве своем относятся читатели " Известий " ). А когда год назад умер во всех отношениях достойный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), мы об этом не писали – не в силу нашего равнодушия, а потому, что это событие специально не касается нашего читателя. О религии " Известия " пишут часто. Почему нет специальной религиозной полосы? Когда я руководил отделом " Общество " , я пробовал такую полосу делать, но, во-первых, у меня не было ощущения, что она кому-нибудь, кроме меня, нужна. Во-вторых, газета – это только зеркало. Мы живем в мире, где на большинство населения религия воздействует в политической и общественной сферах, а не в собственно религиозной. Понятно, что девять из десяти русских скажут, что они православные, но при этом только 5 % ходят в церковь, исповедуются, причащаются, т.е. живут церковной жизнью. Если Церковь (не через СМИ, а сама по себе) вернет влияние на умы (а не только на ситуации, ведь политика – это набор ситуаций), то, несомненно, это приведет к немедленным переменам в редакционной политике многих изданий.

http://religare.ru/2_6461.html

Санкт-Петербург. Церковь Мирония при лейб-гвардии Егерском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Хотя официально полковой храм был посвящен апостолу Павлу, обычно его называли церковью Мирона, или просто Мироновской. Священномученик Мирон Кизический был святым покровителем лейб-гвардии Егерского полка. Сформированный в ноябре 1796 года Павлом I лейб-гвардии Егерский батальон через десять лет стал полком. Он особенно отличился в битве с французами при Кульме 17 августа 1813 года, в день священномученика Мирона Кизического, за что был награжден серебряными георгиевскими трубами. Первая полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены с 1806 года находилась в старых казармах на Звенигородской улице и имела походный иконостас. 20 мая 1817 года на втором этаже северного крыла новых казарм на Рузовской улице, построенных Ф. Демерцовым и А. Штаубертом, была освящена церковь во имя священномученика Мирона. Желая, чтобы у каждого гвардейского полка был собственный отдельный храм, Николай I утвердил 15 марта 1849 года для егерей проект К.А. Тона, который своим видом, за исключением высокой 70-метровой колокольни, напоминал Благовещенскую церковь лейб-гвардии Конного полка. Закладку храма произвел 29 июня 1850 года митрополит Никанор (Клементьевский) в присутствии Государя. Строительство велось под руководством Г.Х. Штегемана на средства Кабинета Его Величества. 17 августа 1855 года новая трехпридельная церковь была освящена протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Императора Александра II. Главный придел был посвящен апостолу Павлу, в память основателя батальона, правый - благоверному князю Александру Невскому, в память основателя полка, левый - священномученику Мирону, святому покровителю полка. Особенно много для украшения церкви постарался ее ктитор в 1855 - 1896 годах полковник С.И. Кутепов. При нем под главным алтарем, в подвале, 21 ноября 1889 года была освящена Никольская часовня в память о спасении Императорской семьи в Борках.

http://sobory.ru/article/?object=34467

Саров. Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище. Карта и ближайшие объекты Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832-1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой. Уникальность церкви в том, что ее купол - единственное место, где сохранилась живопись монастырских времен. Роспись выполнена в классической манере и выдержана в монохромной серо-голубой гамме. Первоначальные исследования показали, что роспись принадлежит арзамасской школе академика А.В. Ступина. Специалисты не знают аналогов этой росписи по сюжету и композиции ни в России, ни за ее пределами. Здесь изображен один из эпизодов Апокалипсиса - перед сидящим на престоле Вседержителем Агнец открывает книгу за семью печатями. В советское время здание храма использовалось под ресторан, затем под хозяйственный магазин. В 1992 году храм был возвращен православной общине и вновь освящен. http://ru.esosedi.org/ Храм Всех Святых до закрытия в 1927 г. Свято-Успенского мужского монастыря - Саровской пустыни был кладбищенским и находился за территорией монастыря. Он был освящен 3 июля 1834 г. епископом Тамбовским и Шацким Арсением. Западнее храма находилось Всехсвятское кладбище для монахов и мирян (сейчас там установлен деревянный поклонный крест). В 1860 г. церковь и кладбище были обнесены каменной оградой. Со временем под могилы был отведен еще один участок земли и тоже огражден (позднее там были построены корпуса гостиниц из красного кирпича). В начале 1890-х г.г. к храму пристроили южный притвор, сам храм сделали «теплым», или зимним. В храме Всех Святых - единственном в Сарове - сохранились уникальные росписи мастеров арзамасской Ступинской школы. В советское время храм был переоборудован в столовую для колонистов, а во время Великой Отечественной войны — превращен в магазин. После 1946 г. в здании церкви размещался ресторан, а затем - хозяйственный магазин. 12 июля 1992 г. здание передали православному приходу, а 6 февраля 1993 г. храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Храм Всех Святых стал первым восстановленным в Сарове после 66-летнего периода безбожия.

http://sobory.ru/article/?object=05365

Николай (Кутепов Николай Васильевич), епископ Омский к Тюменский Родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове, Болоховского района, Тульской обл. По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулеметное училище. В 1942 году участник Великой Отечественной войны. В сентябре 1944 года поступил на I-й курс Тульского механического института. С октября 1946 года был секретарем Тульского архиепископа. В 1947 году выбыл из числа студентов механического института. В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. В 1952 году окончил полный курс Московской духовной семинарии и уволен от должности секретаря. В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе, а 12 июля того же года рукоположен во диакона к Казанской церкви г.Устюжны. В июне 1956 года окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии и в ноябре 1959 года рукоположен во священника. В дек.1959 года пострижен в монашество и назначен инспектором Саратовской духовной семинарии. 26 авг. 1961 г. – архимандрит. 10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий. С 9 октября 1963 года – епископ Омский.и Тюменский. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП” 1961, II, стр.41. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.5. -“- 1961, II, стр.41–45. -“- 1963, 3, стр.9. -“- 1963, 5, стр.11, 13. -“- 1963, 6, стр.10. -“- 1963, II, стр.3. Vom 24.11. bis 21.12.1968 unternahm er eine Reise nach Westafrika (MP 1969,4,5). Am 16.12,1969 zum Bvon Rostov und Novoerkassk bestimmt (MP 1970,1 ,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Нижнем Новгороде пройдет презентация книги, посвященной митрополиту Николаю (Кутепову) 7 октября, 2009. Редакция " Правмира " Презентация книги «Святитель земли Нижегородской. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)» состоится в Нижнем Новгороде, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на НИА «Нижний Новгород» . Книга издана в рамках проводимых Фондом памяти митрополита Николая (Кутепова) мероприятий, приуроченных к 85-летию со дня рождения владыки. Автор книги Ольга Букова, долгое время работавшая его референтом, собрала и обобщила огромный биографический материл на основе архивных данных и воспоминаний современников и соратников митрополита Николая. В книгу включены также проповеди, праздничные обращения и наставления пастыря. Издание богато иллюстрировано, многие из фотографий публикуются впервые. Книга выпущена издательством «Кварц». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) прошел нелегкий жизненный путь (1924 — 2001). Участник и инвалид Великой Отечественной войны, он более полувека отдал служению Православной Церкви, из них 24 года возглавлял Нижегородскую епархию. Владыка был духовным наставником многих нижегородцев, от чьей деятельности зависело будущее не только края, но и России в целом. С именем Владыки Николая (Кутепова) всегда будет связываться возрождение Нижегородской епархии после богоборческих десятилетий, труды второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, превращение Нижегородского края в один из духовных центров России. Источники:  Патриархия.ru , НИА «Нижний Новгород» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/v-nizhnem-novgorode-pr...

В Нижнем Новгороде состоялась пресс-конференция, посвященная памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) 2 октября 2019 г. 10:53 1 октября 2019 года в пресс-зале Нижегородского областного информационного центра прошла пресс-конференция на тему «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов): 95 лет со дня рождения святителя». Участниками пресс-конференции стали викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , заместитель министра внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, начальник управления общественной политики Сергей Тарасов, председатель попечительского совета Нижегородского регионального общественного фонда памяти митрополита Николая (Кутепова), генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода имени П.И. Пландина, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев, директор фонда памяти митрополита Николая Сергей Маков, заместитель директора Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Ирина Кузнецова. Во вступительном слове Сергей Тарасов отметил, что митрополит Николай возглавлял Нижегородскую епархию более 20 лет и внес неоценимый вклад в возрождение духовной жизни на нашей земле. Он обратил внимание собравшихся на активную деятельность фонда памяти митрополита, в том числе на реализуемые им социальные проекты. «Фонд стал победителем курируемого правительством области конкурса в рамках программы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, — сказал заместитель министра. — Это позволило реализовать цикл мероприятий, посвященных служению митрополита Николая. В частности, в этом году был проведен детский творческий конкурс " Святая Нижегородская земля " , в котором участвовали ребята из нескольких районов области. Конкурс получил положительные отзывы со стороны общественности». Олег Лавричев, продолжая разговор о фонде, отметил, что свою цель эта организация видит в популяризации в обществе основополагающих, общечеловеческих истин, которые проповедовал митрополит Николай. В первую очередь их нужно прививать молодому поколению, подчеркнул он. «Владыка многое перенес в жизни, — сказал депутат Законодательного собрания. — Он был участником войны, получил тяжелое ранение, но остался человеком, сильным духом. Митрополит Николай являл собой образец веры и любви к Отечеству».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010