18 . Софийский Протоиерей Александр Нечаев. 19 . Протоиерей при храме всех скорбящих Радости Павел Ляпидевский. 20 . Новопименовский Протоиерей Александр Никольский. 21 . Протоиерей при церкви Николы Явленного Стефан Зернов, Законоучитель Николаевского Института. 22 . Введенский, что в Новинском бывшем монастыре, Протоиерей Феодор Флоринский. 23 . Знаменский, что в Переяславской Ямской Слободе, Протоиерей Николай Терновский. 24 . Воскресенский, что в Таганке, Священник Константин Успенский. 8 . От Монастырей 25 . Златоустовский Архимандрит Григорий (из Магистров Московской Духовной Академии). 26 . Николо-Угрешский Архимандрит Пимен. 27 . Давидовский Игумен Иосиф. 28 . Саввинский Наместник Игумен Галактион. 9 . От всех Уездных городов 1 . От Коломны 29 . Новоголутвинского Троицкого монастыря Архимандрит Тихон. 30 . Коломенского Успенского Собора Протоиерей и Ректор Училища Михаил Сандыревский. 31 . Богоявленской церкви Священник Николай Виноградов. Член Правления. 32 . Троицкой церкви Священник Иоанн Лебедев. 2 . От Можайска 33 . Архимандрит Лужецкого монастыря Виктор. 3 . От Дмитрова 34 . Соборный Протоиерей Добронравов. 4 . От Серпухова 35 . Соборный Протоиерей Левитский. 5 . От Вереи 36. Соборный Протоиерей Соловьев. 6 . От Рузы 37 . Соборный Протоиерей Вишняков. 7 . От Волоколамска 38 . Соборный Протоиерей Богословский. 8 . От Звенигорода 39 . Вознесенский Священник Фивейский, Член Правления. 9 . От Клина 40 . Соборный Протоиерей Модестов. 10 . От Богородска 41 . Петропавловскй, что на Клязьме, Протоиерей Тихон Колычев. 11 . От Бронниц 42 . Благочинный Священник из села Бисерова Николай Соловьев. 12 . От Подольска 43 . Соборный Священник Николай Косминков. 1 См. «Список Великих Князей и Царей Московских, Всероссийских Митрополитов и Патриархов» в «Приложении к Указателю для обозрения Московской Патриаршей Библиотеки», почтенный труд Архимандрита, ныне Епископа Полоцкого и Витебского, Саввы. 4 В Епархиях Киевской, Вологодской, Вятской, Ярославской и еще в иных 5-го Августа было во всех церквах Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1911 г. епископ Гермоген был уволен на покой. С приходом на Саратовскую кафедру епископа Алексия (Дородницына; 1859-1919 гг.) по епархии прокатилась волна преследований по отношению к духовенству, которое разделяло взгляды предыдущего архиерея. Инок Николай был обвинен в " лжестарчестве " , сборе подношений от состоятельных горожан, дружбе с епископом Гермогеном и общении с иноверцами и инославными. Вскоре о. Николай заболел воспалением легких и попал в монастырскую больницу, где провел несколько месяцев. В это время со словом назидания и утешения к своим духовным чадам в Саратове обратился из ссылки епископ Гермоген, среди его адресатов был и инок Николай, письмо которому датировано 1 ноября 1912 г. (16) За время болезни административные " тучи " над головой инока Николая развеялись, и он вернулся в скит. Однако тяжелая болезнь не прошла бесследно. Казалось, что подвижник постарел на несколько лет - лицо стало одутловатым, болезненная согбенность увеличилась, словно он врос в землю, до конца своей жизни он уже не выпускал из рук клюки. Отцу Николаю было запрещено общаться с прихожанами, и его друзьями стали лесные птицы и лоси, которых он кормил монастырским хлебом и комковой солью. Вскоре, чтобы не " сидеть сложа руки в скиту " , он начал каждое воскресное утро прислуживать за панихидами в церкви Воскресения Господня на городском Воскресенском кладбище и собирать милостыню для скита. Помимо этого он взял на себя обязанность, неслыханную на Саратовской земле и фактически не практиковавшуюся Церковью в начале XX в.,- молиться о самоубийцах по чину, составленному оптинским старцем прп. Леонидом, в схиме Львом (Наголкиным). Преосвященный Палладий (Добронравов; 1865-1922 гг.), с 1914 г. являвшийся епископом Саратовским и Царицынским, рукоположил инока Николая во диакона, 10 ноября 1915 г. - во иерея и назначил духовником в киновию при саратовском храме Страстей Господних (17). Печалясь о любимом городе и живущих в нем людях, о. Николай принял на себя подвиг старчества.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

Но теперь священник оставался под стражей уже под предлогом расследования его роли в подавлении восстания большевиков 3–5 июля 1917 года в Петрограде, а также его предполагаемого участия в ноябрьском сопротивлении юнкеров. Новые обвинения следствия основывались на обнаруженных во время обыска дневниках протоиерея Николая с краткими заметками о происходящих событиях. Протоиерей Николай содержался в Бутырской тюрьме в мужском одиночном корпусе (камера 78). Дважды его допрашивали, однако официально обвинение так и не было предъявлено 11 . По окончании проверки следователь С. Ф. Реденс написал заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни... хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в Октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции тип, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь» 12 .  И действительно, 3 декабря 1918 года Коллегия отдела ВЧК приняла такое решение. В это время в адрес властей одно за другим направлялись ходатайства прихожан Всехсвятского храма, а также юридической комиссии Московского политического Красного Креста об освобождении отца Николая. В конце концов 16 апреля отец Николай был отпущен на свободу, а дело прекращено без указания оснований, что свидетельствует о безрезультатности попыток следственных органов уличить священника в предъявленных ему обвинениях. Оберегая церковную власть от греха измены Христу  Арест и заключение, пережитые испытания, вести о расправах над иерархами и священно-служителями, осознание угрозы, исходившей от молодой безбожной советской власти, привели к серьезным изменениям в мировоззрении отца Николая. Он отказался от своего прежнего либерального курса. Произошло это еще и в связи с тем, что вскоре церковное свободомыслие, явившее в обновленческом движении самую уродливую свою личину, стало использоваться властью в борьбе с Русской Церковью. Для отца Николая преданность канонической Церкви во главе с Патриархом была абсолютной ценностью в сравнении со всеми прежними идеями о путях ее реформирования. Если 1917 году, за несколько дней до революционного переворота в стране, выступая на Всероссийском церковном соборе против восстановления в Русской Церкви патриаршества, протоиерей Николай произнес следующие слова: «Я желаю сказать: не говорите, что если будет Патриарх, тогда у нас непременно все объединится. Итак, примеры истории говорят, что вождь может быть только тогда, когда он — у всех на виду, а мы такого вождя не видим; его среди нас нет» 13 , — то теперь в лице Всероссийского Патриарха он видел именно такого консолидирующего деятеля и вождя. 

http://e-vestnik.ru/history/velichestven...

Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, – обратился он ко мне, – я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа”. Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя. Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если... близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья – от выдачи друзей врагам веры и Церкви». Священник Сергей Сидоров и Сергей Павлович Мансуров были тогда освобождены, но архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания ссылки ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года. Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве. Во время гонений 1937 года власти ставили своей целью уничтожение большинства священноцерковнослужителей и для этого опрашивали всех тех, кто мог бы стать свидетелем обвинения. 10 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 года, служа с ним в разных храмах Москвы. Архиепископ Николай – один из самых авторитетнейших архиереев Русской Православной Церкви. Будучи долгое время священником Александровского военного училища, он имел большое влияние на юнкеров и до сего времени тесно связан с бывшими военными кругами. Что касается антисоветской деятельности архиепископа, то он неоднократно заявлял, что «Русская Православная Церковь и весь русский народ переживают тяжелое положение исключительно по своей простоте и недальновидности, доверились различным проходимцам, и вот результат, у власти стоит “апокалиптический зверь”, который расправляется с русским народом и духовенством». Добронравов среди окружающих говорил также о необходимости защиты Церкви и духовенства, заявляя, что «каждый верующий должен противодействовать мероприятиям советской власти, не допускать закрывать церкви, собирать подписи, подавать жалобы, а самое главное, что духовенство должно разъяснять верующим смысл происходящих событий...

http://fond.ru/kalendar/1384/nikolay/

18 августа председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Белавин) – как архипастырь того города, в котором собрался церковный форум. Сопредседателями (по терминологии того времени – товарищами председателя) из архиереев были избраны архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), из священников – протопресвитеры Николай Любимов и Георгий Шавельский, из мирян – князь Евгений Трубецкой и Михаил Родзянко. Собор работал более года. За этот период состоялись три его сессии: первая – с 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 года, вторая и третья – в 1918 году: с 20 января (2 февраля) по 7 (20) апреля и с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября. Центральное место на Соборе занял вопрос об управлении РПЦ. Основные доводы сторонников патриаршества в пользу восстановления этой формы управления сводились к необходимости иметь единоличного главу Русской Церкви (по аналогии с другими Поместными Церквами), а также общепризнанного «духоносного стража нашей совести, нашего духовного вождя». Например, один из ревностных «патриархистов» епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) 11 октября взывал к соборянам: «Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви – представитель подвига и дерзновения, и как стоятель за Русскую Церковь. Дайте нам отца, дайте молитвенника и подвижника!» Возражения же против такого принципа управления сводились главным образом к опасению абсолютизма внутрицерковной власти (возникновению русского папизма) и в указании на противоречие патриаршества принципу соборности. В частности, 21 октября протоиерей Николай Добронравов (с 1921 года – епископ) оппонировал: «Говорят, что Патриарха требуют каноны. Но на это мы скажем, что в первые три века Патриархов не было. Нам отвечают, что тогда патриаршество было в идее, было, так сказать, в зачаточном состоянии. Но не о мире идей толкуем мы здесь, а о мире фактическом, реальном. Не эмбриологией патриаршества мы занимаемся. Мы желаем знать: было ли действительно патриаршество в первые три века? Его не было. Следовательно, Церковь могла существовать и без Патриарха».

http://pravoslavie.ru/37244.html

27 мая 2000 г. на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным - последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский), Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев). На Бутовск полигон было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы - Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников. Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза «Коммунарка» в Московской обл. (там были расстреляны более 6.5 тыс. чел.). В настоящее время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. монастыря в г. Видное-2 (в 1939-1953 в постройках монастыря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения «Сухановка»), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.

http://pravicon.com/info-1883

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Весьма внушительно выглядят данные из строительных отчетов: только материалов потребовалось «дикого расколотого камня для бучения фундамента 150 кубических саженей; серого тесанного гранита 225 погонных саженей; кирпича хорошего качества 900,000 штук; 10 тысяч пудов извести; 470 дерев леса». На постройку храма было истрачено 155000 руб., из них почти половину, 68000 руб., Симеон Гаврилович пожертвовал из собственных средств. В 1887-м году состоялась закладка храма и освящение закладного камня, и уже в 1901-м г. храм был полностью готов. В 1900–1910-х гг. храм стал одним из самых красивых и знаменитых в уезде. В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с. Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви. Благодаря освящению величественного храма в с. Пенино и участию в этом св. праведного Иоанна Кронштадтского, в местечке Козья Гора, у деревни Поречье в 4 верстах от храма была основана Свято-Покровская Поречская женская община. В 1907-м г. на вершине горы по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырем община стала в 1919-м году, здесь в 1920-е годы подвизалось до 20 сестер. Духовником обители был протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия, в алтаре Покровского храма за литургией. Судя по архивным документам, до 1925 года клиру и верующим края в целом удавалось регулировать отношения с Советской властью. В 1921-м году Пенинский приход заключил договор с Ложголовским волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов. В 1922-м г., как и по всей стране, из церкви Рождества Богородицы было совершено изъятие церковных ценностей (некоторые были возвращены назад). В документах первой половины 1920-х годов мы видим фамилии тех же самых священнослужителей, что и в 1915-м г.: священник Иванов Сергей Николаевич, священник Никольский Николай Семенович, диакон Кедров Василий Яковлевич. В дальнейшем их следы теряются. Однако у нас нет документальных свидетельств о том, что они были репрессированы. Их имена отсутствуют в базе данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». Более того, нам не удалось найти документы о закрытии храма Рождества Богородицы в Пенино.

http://pravoslavie.ru/141435.html

Общество все более стремилось расширить свою деятельность и вовлечь как можно больше участников в дело «обновления» Церкви – так, как они его понимали. Было даже решено устраивать «большие собрания... куда бы имели доступ все желающие принять участие в обсуждении этих вопросов, как духовные лица, так и миряне» . Прошло беспокойное революционное лето 1905 года. 20 сентября на Совете Общества постановили ближайшее общее собрание посвятить наиважнейшему вопросу: «Об отношении пастыря Церкви к современному общественному движению». Подготовить сообщение поручили Н. П. Попову . 6 октября Николай Петрович читал свой реферат. Содержание его было такого свойства, что присутствовавший на собрании епископ Серпуховской, настоятель Данилова монастыря Никон (Рождественский) отказал референту в благословении, и вскоре прислал письмо на имя председателя собрания, в котором дал отрицательную оценку докладу . Краткое, но красноречивое воспоминание об этом собрании сохранилось в дневнике Л.А. Тихомирова. «Только что возвратился из Епархиального дома. Зрелище высоко  поучительное! Читал Николай Петрович Попов, библиотекарь патриаршей ризницы. Говорили Ник. Павл. Добронравов, свящ. Романский и другие. То же нервное опьянение, чисто революционное настроение, как по всей России, любопытно до крайности...» . «Обмен мыслей», возбужденных рефератом, судя даже по протоколу, был горячим. Вопросы поднимались разные – и постановка их часто была сумбурной. Действительно, «революционное настроение» довлело. Сам же Н.П. Попов в прениях объявил, что, по его мнению, «хорошо устроенная общественность и есть служение пастыря, какое может он оказать родине». О сугубо пастырских вопросах – спасении, подвиге, о том, как быть человеку в такие смутные времена и как удержать его от зла и соблазна, в реферате не говорилось. Впрочем, такие темы вообще ни разу не поднимались на собраниях этого времени. Большинство «прогрессивно» настроенных членов Общества были солидарны с референтом. Но по вопросу о том, следует ли печатать реферат, согласия не было. Знаменательно, что и в сборник «Перед церковным Собором» реферат не был включен.

http://pravoslavie.ru/5279.html

(1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев , Николай Бухарин , Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов , Иоанн Коржавин , Петр Зяблицкий , Иоанн Успенский , Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь ) прмц. Арсения (Добронравова) . В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот.

http://pravenc.ru/text/200499.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010