...Мы садимся снова в автобус и, проехав не больше километра, останавливаемся на автобусной площадке перед построенными совсем недавно воротами. От них начинается долгий пешеходный путь к монастырю. Сначала нужно спуститься до самого дна ущелья, потом перейти по каменному мостику и снова подняться более пологим подъемом к святым вратам обители. Даже теперь, по асфальтированной дорожке с мостиками и лестницами, это приятная, но утомительная прогулка. Можно себе представить, каково было отшельникам V–VI вв. Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов святой Иоанн Хозевит. Он родился в Египте в городе Фивы, прославился мудростью и благочестием и был поставлен по повелению византийского императора во епископы Кесарии Палестинской. Но административная деятельность тяготила аскета и молитвенника, он ушел сюда, в ущелье Хузива, где и стал настоятелем лавры. Он скончался в 596 г., а через несколько десятилетий в обитель пришел преподобный Георгий, родом с острова Кипр, прибывший для поклонения святым местам Иерусалима и Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет обители, которая в память о великом подвижнике и называется сегодня именем Георгия Хозевита. Монастырь св. Георгия Хозевита в ущелье Вади Кельт Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню... И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю ( 3Цар. 17, 2–7 ). Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На рубеже I и II столетий обычай утреннего прославления Христа становится настолько распространенным среди христиан, что о нем знают уже язычники. Проконсул Плиний в своем донесении императору о вифинских христианах писал, что “они в установленные дни собирались вместе перед восходом солнца и пели поочередно хвалебные гимны Христу, считая его за божество” (Вестник древней истории Ак. наук СССР, 1946 г. I, стр.254, «Приложение»). Это сообщение Плиния для нас важно не потому только, что оно подтверждает существование у христиан того времени утреннего богослужения, но и потому, что оно указывает на самое содержание этого богослужения. Христиане, по словам Плиния, на этом богослужении поют хвалебные гимны Христу. В этих кратких словах римского проконсула дана квинтэссенция ранней христианской утрени как предрассветного славословия Христа. Заслуживают внимания и последующие слова Плиния о том, что христиане прославляют Христа “считая его за божество”. Этот язычник понял суть утреннего христианского богослужения, а именно, что в то время, как языческая империя прославляла бога-солнце, христиане таковым, т.е. божеством, считали Христа. Что представляли собой те славословия, какими христиане прославляли Христа, Плиний не говорит. Возможно, что сюда входили и ветхозаветные псалмы, где говорится об утренней молитве, напр. 62-й: “Боже, Боже мой, к тебе утреннюю...” и библейские песни, как напр. песнь пророка Исаии: “От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже...”. Но были здесь и новозаветные, собственно христианского творчества гимны. Так можно уже полагать потому, что эти гимны в виде кратких славословий существовали в церкви еще в I столетии, и зритель божественных откровений, апостол Иоанн Богослов, приводит целый ряд их в своем Апокалипсисе, напр.: “Достоин ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо ты сотворил все и все по твоей воле существует и сотворено” (IV, II); “Достоин ты взять книгу и снять с нее печати; ибо ты был заклан и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Напротив, Тацит свидетельствует нам, что именно во времена Отона вся Малая Азия и Коринея терроризованы были появлением самозваного Нерона, скопившего значительную шайку и уже начавшего военные действия. Какой–то беглый римский раб или отпущенник, обладавший действительным сходством с Нероном, а к тому же бывший для увеличения сходства певцом и кифаристом, засел на одном из островов и терроризовал возвращением Нерона именно малоазиатское побережье. Причина возникновения и распространения этого террора объясняется тем, что, по засвидетельствованной Светонием народной молве, Нерону еще при жизни предсказано было предстоящее его падение, последствием которого будет воцарение его на Востоке или даже в Иерусалиме не устраняющее и возвращения в Рим. Оттого-то и ждали его во главе парфян или на Востоке вообще, куда предполагали его скрывшимся. Как бы смертельно раненая, но залечившая рану голова зверя сама в описании Апокалипсиса именуется зверем, как бы олицетворяющим в себе всего зверя, которому принадлежит, и указуется прямо в числе семи царей, как тот, которому суждено быть и восьмым. „Семь голов суть… семь царей, из которых пять пали, один есть, другой еще не пришел‚ и когда придет не много ему оставаться. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи и пойдет на погибель“ (XVII, 9–11). „Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет на погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни... видя, что зверь был, и нет его, и явится“ (XVII, 8). Отсюда ясно, что на смену Вителию, идущему, но еще не пришедшему в качестве седьмого императора, восьмым явится тот, который уже был ранее в числе семи, который получишь как бы смертельную рану, но рана его исцелела. Мы уже видели, что таковым мог почитаться только Нерон, возврата которого тогда ожидали, между прочим, и в самой Малой Азии. Этот восьмой император – зверь Нерон ставится Апокалипсисом в трагическое соприкосновение и с Римом, и с Иерусалимом, согласно распространенной молве (XI, 7), и с Востоком вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Начиная с V в. на этой горе почитается гробница святого пророка Самуила – последнего из судий израильских, установившего монархическое правление в Израиле и помазавшего на царство сначала Саула, потом Давида. Император Юстиниан воздвиг над гробницей величественную церковь . Крестоносцы построили на этом месте базилику и назвали гору «Вершиной радости и слез», потому что с этой горы средневековым пилигримам впервые открывался Святой Город. В XIII столетии изгнавшие крестоносцев мусульмане обратили церковь в мечеть, посреди которой находится гробница (кенотаф) пророка. С 1967 г. здесь действует и синагога, так что гробница «наби Самвила» (пророка Самуила) равно почитается и мусульманами, и иудеями. На холме рядом находится библейский Гаваон. Сегодня это небольшая арабская деревня аль-Джиб. Как и Беероф, Гаваон относится к числу ханаанских городов, заключивших мирный договор с Иисусом Навином и потому не подвергнутых разрушению. Над Гаваоном И. Навин остановил солнце, чтобы израильтяне успели до заката закончить битву победой над врагом (см. Нав. 10, 12–13 ). У подножья холма сохранился ряд древних цистерн («прудов»), о которых упоминается во Второй книге Царств (см. 2Цар. 2, 13 ). Самая большая из них имеет 10 м в глубину и 11,5 м в поперечнике и может вмещать до 180 тонн воды. Подземный туннель 37 м длиной обеспечивал жителей Гаваона водой на случай осады. Наконец, в 15 км к юго-западу от Рамаллы лежит Аль-Кубейба – арабское село, которое еще в средние века отождествляли с местом евангелького Эммауса. Как рассказывает евангелист Лука, в день Воскресения Господа из гроба двое из учеников шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали... Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Потом Иисус начал изъяснять им сказанное о Нем во всем Писании. И когда пришли в Эммаус, ученики уговорили таинственного Спутника остаться с ними и поужинать. И когда Он возлежал с ними то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ( Лк. 24, 13–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Необходимо повиноваться властителю, " верховодцу верховного согласия " , в любви и понимании его великого значения - вот как вполне по-библейски мыслит Гоголь вслед за другими русскими поэтами. Весьма показательно в этом отношении стихотворение Пушкина " К " , приводимое Гоголем, где государь уподобляется двум великим ветхозаветным пророкам. С одной стороны, пророку Елисею: " Ты проклял нас, бессмысленных детей " (Когда он (Прор. Елисей - В.Ф.) шел дорогою, малые дети насмехались над ним... Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. 4 Царств, 2:23-24). С другой стороны, пророку Илье: " Ты любишь гром небес " (Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо 4 Царств, 2:11). Более того, государь (Император Николай I) сравнивается даже с древним боговидцем Моисеем: " И вынес нам свои скрижали " . Это заставило Гоголя задаться вопросом: а вправе ли Пушкин делать такие сравнения? И его ответ был следующим: " Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто среди самих развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик Божий, - тот может быть уподоблен древнему боговидцу... " . Пушкин, по словам Гоголя, " сам же упал во прах перед величием возникнувшего в его душе ответа " . Рисуя картину " страданий душевных всего человечества " , которому никто не может помочь, как евангельскому расслабленному, Гоголь показывает, что исцеления можно ждать только от " доселе небывалой любви " , загореться которой может только государь. Вот " высшее, библейское значенье монарха " , которое прозревает автор " Выбранных мест... " . Требуется только, по Гоголю, " воздвигнуть в себе самом ту же брань всему невежественному и темному " (ср. у апостола Павла - наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных Ефес. 6:12). Гоголь завершает эту главу пламенным гимном нашим поэтам, которые " слышали полное определение царя в книгах Ветхого Завета и которые видели волю Бога на всех событиях в нашем отечестве " ; которые " умеют не только простить, но еще торжествовать это прощение, как победу над врагом " ; которых само звание русского писателя обязывает к духовному благородству - им, им песнь и хвала автора. И не в том ли заветная мысль Гоголя, что служение писательское достигает у нас высоты поистине пророческой, а величия поистине царского? Но столь же велика и ответственность. И в этом, наверное, главная дума Гоголя. Дума воистину библейская.

http://pravoslavie.ru/29376.html

Но это так – что называется, штрихи к портрету человека, который может спокойно, во всеуслышание назвать прославленного Русской Православной Церковью и почитаемого миллионами людей святого Царя – просто " лузером " . " Царь проиграл Империю. Отдал власть. Мы – не проиграем. Мы (такие, как я) власти вам не отдадим " . Первое говорится вслух, второе – подразумевается. Что Веллер с его советскими пропагандистскими мифами? что его секундант, академический историк, делающий школьные ошибки? (революции, по его мнению, происходят стихийно, без какой бы то ни было организации, а Николая Второго прозвали Кровавым до появления политических партий) – все они стали лишь фоном для разворачивания главного тезиса ведущего о поражении монархии в России. Петр Мультатули выдержал этот удар, несмотря на то, что мотивы поведения Государя в трагические дни 1917-1918 гг. не могут быть полностью раскрыты в светской аудитории – притом не в нейтрально-светской, а во враждебно-профанической атмосфере ток-шоу, ведущий которого демонстративно антиправославен. Озвучивание столь очевидных для христианина и столь неочевидных для нехристя истин – таких, как метафизика креста, метафизика страдания и отречения, – требует перехода на другой уровень дискуссии, где стало бы возможной эта самая приставка мета-. Соловьёв противопоставил Царю-Страстотерпцу Наполеона, который, будучи разбит, нашёл силы собрать полки и, по выражению ведущего, " на сто дней поставил Европу на уши " . " Почему Николай не сделал этого? – задавался вопросом Соловьев. – Почему во всей Империи не нашлось ста штыков, чтобы защитить своего Государя, которого заставили отречься от власти? " Мы-то знаем, что такие штыки были – и не сто, а сотни и тысячи, как, впрочем, были и штыки, готовые проткнуть самого Императора. (И потом проткнут – Его Дочерей). Но дело ведь в другом. Дело в том, что на поставленный вопрос есть прямой ответ Евангелия: " Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф. 26, 52-54).

http://religare.ru/2_55016.html

О Господи Боже, Создатель и Вседержитель, единый Боже, единый Творче, добрый источник благости, Тебе кланяемся и Тебе молимся: наставь нас к доброму концу Духом Твоим Святым, чрез Господа Иисуса Христа. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 декабря 1. Св. пророк Аввакум . Сын Асафатов из колена Симеонова. Пророчествовал за 600 лет до Христа, в правление царя Манассии. Предрек опустошение Иерусалима. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, подступил к Иерусалиму, Аввакум укрылся в стране Измаильской, откуда затем снова вернулся в Иудею, где жил, занимаясь земледелием. Однажды, когда нес он обед жнецам на поле, вдруг явился ему Ангел Господень и сказал: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю ( Дан. 14:34–35 ). Тогда Ангел взял его за волосы и в один миг перенес в Вавилон, на огромное расстояние, в львиный ров, куда в наказание от царя Кира был брошен пророк Даниил – за то, что не поклонился идолам. Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе , – крикнул ему Аввакум. И взял Даниил пищу и ел. Затем сей Божий Ангел опять поднял Аввакума в воздух и перенес в Иудею, на его поле. Сверх всего прочего, пророчествовал Аввакум об освобождении Иерусалима и о Христовых временах. Упокоился в глубокой старости и погребен в местечке [Кеил] (Кела). Его мощи были открыты в эпоху императора Феодосия Великого. 2. Св. мученица Миропия . Родилась в Ефесе, в христианской семье. По смерти отца переселилась с матерью на остров Хиос, где и пострадала за Христа. Мученическая кончина сей святой девицы имела место вскоре после страданий и смерти славного мученика Исидора (см. 14 мая). Когда палачи обезглавили Исидора, храбрая Миропия тайно взяла его тело, помазала благовониями и с честью похоронила в особом месте. Злой и бесчеловечный князь Нумериан услышал, что тело мученика украдено, и хотел казнить стражей. Узнав о том, что невинные люди пострадают за ее поступок, блаженная Миропия сама явилась к властям и призналась, что взяла и похоронила тело мученика. По приказу князя святую Христову девицу жестоко бичевали по всему телу, а затем, всю израненную, бросили в темницу. Однако Господь не оставил Свою мученицу без утешения. В полночь воссиял в подземелье небесный свет и явилось множество Ангелов, посреди которых [стоял] святой Исидор. «Мир тебе, Миропия, – сказал он святой девице, – взошла твоя молитва к Богу, и скоро ты будешь с нами и воспримешь уготованный тебе венец». Святая страдалица возрадовалась [о сем] и в ту же минуту предала свой дух Богу. От ее тела источилось дивное благоухание, наполнившее всю темницу. Один из стражей, увидев и ощутив всё это, уверовал во Христа, крестился и вскоре и сам претерпел мученическую смерть. Святая Миропия преставилась в вечность в 251 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Однажды в воскресный день троадские христиане, в бытность у них апостола Павла, собрались по обыкновению для общественной молитвы. Апостол Павел предложил собранию поучение, которое продолжалось до полуночи. Зажжены были свечи, и апостол продолжал святую беседу. Один юноша по имени Евтих, сидя на открытом окне и худо внимая Слову Божию, заснул и упал за окно с третьего этажа. Сонного подняли мертвым. Однако же благочестивое собрание не расстроилось. Павел, сошедши, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взошедши же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живаго, и немало утешились ( Деян. 20, 7–12 ). Самое гонение на исповедующих имя Христово не охлаждало усердия христиан к общественному Богослужению в дни праздничные. В Месопотамии, в городе Эдессе, император Валент, зараженный арианской ересью, приказал запереть православные церкви, чтобы не совершалось в них богослужение. Христиане стали собираться за городом в полях для слушания Божественной Литургии. Когда узнал об этом Валент, то приказал предавать смерти всех христиан, которые вперед туда будут собираться. Начальник города Модест, которому дано было это повеление, из сострадания тайно известил об этом христиан православных, чтобы отклонить их от собраний и угрожающей смерти; но христиане своих собраний не отменили и в следующее воскресенье явились в большем числе для совокупной молитвы. Начальник, проходя через город для исполнения своей обязанности, увидел одну женщину, одетую опрятно, хотя и бедно, которая торопливо оставляла свой дом, не заботилась даже запереть дверей, и вела с собой младенца. Он догадался, что это православная христианка спешит на собрание, и остановясь, спросил ее: – Куда ты спешишь? – На собрание православных, – отвечала жена. – Но разве ты не знаешь, что всех, там собравшихся, предадут смерти? – Знаю, и потому спешу, чтобы не опоздать в получении мученического венца. – Но для чего же ведешь с собой младенца?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Отец повелевает в своем семействе и есть глава семейства. Но государь есть глава не одного, а многих миллионов семейств, образующих из себя одно великое семейство или отечество. Он управляет ими, охраняет спокойствие и благополучие их в настоящей жизни и вообще делает все, что отец делает для семейства своего. Вот почему государю именно мы прежде всего обязаны воздавать почтение, подобающее родителям нашим. А чтобы яснее понять всю необходимость этой обязанности, мы должны обратить внимание на то, откуда происходит власть государя и как она полезна и необходима для нас. Итак, откуда происходит царская власть? Кто установил ее? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел в следующем изречении: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противляющийся власти противится Божию установлению». Значит, царская власть установлена от Бога и на то есть воля Божия, чтобы мы управлялись царем. Когда Господь наш Иисус Христос стоял на суде перед Пилатом и не давал ответа на его вопрос, то Пилат сказал: «мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя? и власть имею отпустить Тебя?» На это Спаситель ответил: «ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше: посему более греха на том, что предал Меня тебе». Значит, власть над жизнью и смертью подвластных ему Пилат получил свыше, то есть от Бога, таким образом, по слову Спасителя, даже языческие цари получают свою власть от Бога. Бог также израильтянам дал первого царя Саула, и Бог же отвергнул его, когда последний стал непослушен Ему. Бог избрал Давида на царство и после него – Соломона. После этого для нас должно быть понятно, почему наш государь все указы свои начинает словами: Божией милостию, Мы Николай Второй, Император Всероссийский и прочее и прочее. Этим государь исповедует именно, от Кого он имеет свою власть. Но если власть государя столь славна по своему происхождению, то она не менее славна также по ее значению и пользе для нас. Для чего именно Господь установил власть государя, на это указывает апостол, говоря: «начальник есть Божий слуга тебе на добро». Все, что повелевает государь, служит ко благу всех нас. Это мы подтвердим некоторыми примерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Перед царями и вельможами надлежало тебе исповедать веру во Владыку Христа, а не отрекаться от Него. Вспомни Его слова: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:33 )». Сын принял совет матери, устыдился самого себя, исповедал пред царями свою веру во Христа и умер за Христа мученической смертью, чтобы вечно жить с Ним. Так блаженная мать Панхария стала причиной нового рождения своего сына, рождения духовного, которое важнее того первого, плотского. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) как мучится Он на Кресте от болей; 2) как подают Ему, когда говорит Он: Жажду ! уксус и желчь; 3) как отупевшие от эгоизма люди под Крестом не думают о Нем, но препираются из-за Его хитона. Проповедь о знамении Сына Человеческого Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе . Мф. 24:30 Каким будет сие знамение Сына Человеческого, – [это] уже проявилось однажды в малом. Это крест, блистающий паче солнца, явившийся над Иерусалимом перед приходом древнего олицетворения антихриста, а именно: царя Юлиана Отступника. И вместо всякой проповеди об этом чудесном знамении приведу вам лучше, братия, письмо святого Кирилла Иерусалимского , написанное императору Константину, сыну святого Константина Великого и предшественнику Юлиана Отступника. Фрагмент этого письма гласит: «В эти святые дни Пятидесятницы, мая седьмого дня, около девяти часов утра, явился превеликий крест, весь из света, на небе, над Святой Голгофой, простирающийся до святой горы Елеонской. Явился же он совершенно ясно не только одному или двум, но всем многочисленным жителям города, и не так – как некто мог бы подумать – мимолетно, словно в грезах, но – видимый очами над землей в течение многих часов. Светоносным блистанием превосходил он солнечные лучи, ибо, если бы не был таковым, то был бы побежден ими (солнечными лучами); и не был бы видим, если бы перед наблюдателями не испускал лучи, сильнейшие солнца. В тот час горожане, объятые страхом и радостью от этого боговидения, во многом числе спешно собрались в святой церкви: юноши и старцы, мужи и жены, всякий возраст, и даже самые скрываемые девицы, жители города и иностранцы, христиане и язычники, пришедшие из других земель, – все единодушно, точно едиными устами, прославили чудотворящего Христа Иисуса, Господа нашего, Единородного Сына Божия, и действительно, на самом опыте познали, что христианское учение благочестия не в убедительных словах [человеческой] мудрости, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:4 ), и не только людьми оно проповедуется, но и свидетельствуется с небес Богом ( Евр. 2:3–4 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010